Православие в сербии

Православие в сербии

Визит делегации Сербской Православной Церкви : Русская Православная …

mospat. ru Документы Священного Синода Материалы соборов Официальная переписка Вера и жизнь Церковь и общество RU EN Визит делегации Сербской Православной Церкви 7. 09. 1998 · 8-15 августа 1998 года Русскую Православную Церковь посетили представители Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней и епископ Захумский и Герцеговинский Афанасий. Сербские архиереи начали свой визит в Россию с посещения Смоленской епархиии, где были гостями председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. 9-10 августа, в дни праздников Собора Смоленских святых и Смоленской иконы Божией Матери, епископы Ириней и Афанасий сослужили митрополиту Кириллу в Успенском кафедральном соборе Смоленска.
Затем делегация Сербской Православной Церкви посетила Москву. 11 августа в Отделе внешних церковных сношений епископы Бачский Ириней и Захумский и Герцеговинский Афанасий вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом участвовали в пресс-конференции на тему «Отношение Сербской Православной Церкви к экуменическому движению». Как известно, Сербская и Русская Церкви стали инициаторами созыва в апреле-мае нынешнего года Всеправославного совещания в Салониках, посвященного оценке новых фактов в отношениях между Православием и экуменическим движением, где была сформулирована общая позиция православных по насущным проблемам взаимоотношений со Всемирным Советом Церквей (ВСЦ) . Участники пресс-конференции подчеркнули единство суждений Сербской и Русской Церквей по вопросам участия в экуменическом движении. Епископ Ириней выразил сожаление в связи с искажением официальной позиции Сербской Православной Церкви некоторыми российскими средствами массовой информации и заявил: «Критики экуменизма впадают в тот род искушения, в котором пребывали иудеохристиане апостольского века. Ревнители отеческих преданий и благочестия, они были слишком узки для того, чтобы понять: иудейская по своему корню, новая весть, принесенная в мир Иисусом Христом, адресована не только им, но всему человечеству и призвана стать закваской Вселенской Церкви и обновленного народа Божия. В случае с осуждением экуменизма ревность не по разуму проявляет себя в иррациональном страхе перед инаковерующими. Нерв экуменизма — в стремлении к утраченному единству христианского мира людей, исповедующих Христа как Господа и Спасителя. Поэтому наш долг — свидетельствовать о Православии в этом расколотом мире и дать пример братской любви и к тем, кто не является нашими единоверцами. Иное дело — путь, по которому уклонился Всемирный Совет Церквей, презревший труды по восстановлению единства христианской ойкумены во имя политических, национальных, идеологических и иных целей. Присутствие Православия в лоне ВСЦ являлось постоянным напоминанием об истинной духовной сущности и призвании экуменизма. …Православное меньшинство этой организации стало заложником неуместной в данном случае традиционно-демократической процедуры решения весьма специфических проблем. В самом деле, большинством ли голосов решаются вопросы об Истине и спасении? Доныне меня не покидает жутковатое воспоминание о процедуре голосования на ассамблеях ВСЦ. В конце концов у православных участников ВСЦ не мог не возникнуть вопрос: а не пришло ли все к тому, что они, сами того не желая, стали выступать в роли некоего духовного алиби для сил, преследующих цели разрушения основ христианской веры и нравственности? Ныне наша совесть и наш долг призывают нас искать новых средств и моделей диалога. Мы будем идти к этому путем переговоров, употребляя средства любви и братского вразумления. Однако, если мы не встретим ответной искренности и открытости, то вынуждены будем все вместе покинуть ВСЦ. В данном случае мы говорим о всеправославном консенсусе, достигнутом по этому вопросу в Салониках. Конечно же, экуменизм не является ни агентом мондиализма, ни служанкой мирового протестантизма. Православные, участвующие в этом движении, нисколько не погрешают ни против своей веры, ни против своей совести. Они — свидетели Православия в инославном мире, пусть и бескровные и недостойные. Мы не против диалога и сотрудничества, но мы против сделок и компромиссов за счет христианской Истины. При этом мы вынуждены противостоять не только опасной двусмысленности, возведенной ВСЦ в принцип своей деятельности, но и тем сплоченным, не останавливающимся даже перед церковным расколом силам у себя на родине, которые видят в экуменизме некую «всеересь». Ныне наряду с существующим в мире «римоцентризмом» (католичество) и «женевоцентризмом» (протестантизм) должен явить себя и утвердиться христоцентрический православный экуменизм. Апостол Иоанн призывал нас испытывать духов — от Бога ли они. Духи экуменизма, конечно же, не являются здесь исключением». Епископ Захумский и Герцеговинский Афанасий, епархия которого понесла тяжкий урон в косовском конфликте, рассказал о положении в Косово: «Нынешняя фаза борьбы за отделение Косова началась после смерти Тито, причем в высшей степени символично — с поджога 16 марта 1981 года Печской Патриархии. Это преступление пришлось как раз на празднуемую нами Неделю Православия.

А затем косовские албанцы объявили войну православным монастырям, может быть, именно потому, что здешняя земля, имеющая историческое сербское название Метохия, издревле принадлежала монастырям, которые были своеобразными пограничными вехами. Православные епископы претерпевали здесь всевозможные поругания и даже побои. …Из 35 приходов моей епархии уцелело лишь 20. То, что в древности евреи претерпели от вавилонян, а христиане от римлян, ныне претерпевают косовские православные от албанцев». 12 августа делегацию Сербской Православной Церкви принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сербские архиереи посетили Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиеву Лавру, Московские духовные академию и семинарию, Художественно-производственное объединение «Софрино». Календарь 2009

Блаженный Ефрем, бывший третьим Патриархом Сербской Церкви, был сыном священника, современного королю Милютину. Еще в молодости почувствовал он влечение к иноческой жизни. Родители желали видеть его женатым, но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал у него жить в посте и молитве и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника, но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов.

Во время военных действий Ефрем со своими учениками перешел в Ибровский монастырь в Сербии; здесь был он и игуменом, но недолго. Поклонившись святыням Патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и жил здесь строгим отшельником. После смерти царя Душана начались смуты из-за безначалия, а потом возникли разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. Патриарх Савва, преемник святого Иоанникия, первого Сербского Патриарха, взял старца в Патриархию и выделил для него пещерную келию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благочестивый князь Лазарь отправил послов к Патриарху Константинопольскому с просьбой окончить споры, происходившие относительно Сербской Патриархии. Мир с Греческой Церковью был восстановлен. Надлежало спокойно избирать нового Патриарха вместо почившего Саввы.

Тогда, к сожалению, в Сербии явилось достаточно искателей патриаршей кафедры. После общей молитвы собор сербских архиереев в Печи избрал Патриархом «преподобного отшельника Ефрема» — старца, украшенного не только сединами, но и высокими добродетелями.

Блаженный Ерем, вовсе не ожидавший такого избрания и приведенный на собор для объяснения ему избрания, горько заплакал и умолял уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: «Указанный Богом имеет быть посвящен». Это было 3 октября 1375 года, в день памяти святого Дионисия Ареопагита. Вслед за тем Ефрем посвящен был в Патриарха и потом венчал князя Лазаря венцом сербских властителей. Не напрасно блаженный Ефрем так плакал о том, что возлагают на него высокий сан. Время было тяжелое: столько беспорядков возникло в Церкви при расстройстве гражданского правления. Как не все областные правители охотно покорялись князю Лазарю, так не все архиереи и прочие духовные лица оказывали повиновение Патриарху Ефрему, невзирая на его высокую духовную жизнь. Привыкший к тихой уединенной жизни, отягощенный нестроением дел, святой Ефрем отказался от многозаботливой должности правителя Сербской Церкви. В 1382 году он посвятил на свое место блаженного Спиридона, а сам стал жить уединенно в архангельской обители царя Душана. Люди духовной жизни высоко уважали блаженного Ефрема и в уединении признавали его наставником и опытным учителем и охотно следовали его советам.

Блаженный Спиридон, заботившийся об иноческих обителях, скончался в 1388 году почти в одно время с блаженным князем Лазарем, павшим на Косовом поле.

Так как по кончине Спиридона и князя Лазаря время было крайне смутное, то упросили блаженного Ефрема снова управлять Церковью до избрания нового Патриарха. Так он длительное время снова управлял сербской паствой в утешение лучших людей.

Дивный подвижник, кроткий как Ангел, почил 15 июня 1400 года, в возрасте 88 лет при Савве, преемнике Патриарха Даниила.

Мощи его почивают в Великой патриаршей церкви.

Православная Сербия

«Быть сербом — значит быть православным!» — так говорят о себе жители этой балканской страны, что и подтверждают самой жизнью. В этом убедились украинские паломники, посетив самые известные святыни Сербии.

ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА

Балканы издревле заселялись людьми. Уже в 879 г. сербы приняли Православие. В конце XII в. Сербия освободилась из-под власти Византии и к середине XIV в. развилась в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан.
Были времена, когда страна процветала, утвердившись в своем могуществе (царствование Стефана Душана, 1346-1355). Сербов порабощали турки, болгары, венгры и т. д. Эта земля обильно полита кровью предков, но боголюбивый народ сумел сохранить Православную веру до наших дней.

При въезде в Сербию первые впечатления у паломников были весьма приятные: везде чистота и порядок, ухоженные земли. По полям целыми выводками скачут зайцы. Чувствуется, что люди любят свою страну, трепетно и бережно относятся к животному и растительному миру. Для местного населения основная статья доходов — туризм.

Когда проезжаешь по высокогорным каньонам (высота до 1300 м над уровнем моря), закладывает уши от перепада давления. Нам часто приходилось видеть отары овец, пасущихся в горах. В рамках паломнической поездки украинцы пробовали печенару (запеченного ягненка) — национальное блюдо сербов.

СВЯТОЙ САВВА — НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ СЕРБСКОГО НАРОДА

Столица Сербии — Белград, в котором проживает около 2 млн человек. Город утопает в зелени деревьев и кустарников, много цветов. Впечатляет современный транспорт, в частности трамваи.

В Белграде паломники посетили кафедральный собор во имя Архангела Михаила (XVI в.), а также, побывали в соборе во имя святого Саввы. Последний расположен на месте сожжения турками мощей этого подвижника (осталась нетленной его рука).

Собор величественно возвышается над Белградом, его видно с любой точки города. Он вмещает более 10 тысяч человек; хор — 800 певчих. Его начали возводить в 1894 г. и до сих пор не закончили: мешали войны, безбожные власти, различные нестроения.

Святой Савва считается величайшей личностью в истории страны, основателем Сербской Православной Церкви. Он родился в 1175 г., имел знатное происхождение. С ранних лет проявлял особое усердие к молитвенному подвигу, а в возрасте 17 лет тайно ушел из дома на Афон с одним русским монахом.

На Святой Горе он принял монашеский постриг с именем Савва. Жил вначале в русском монастыре великомученика Пантелеимона, а затем в греческой обители Ватопед. Своим смирением и строгостью жизни молодой монах превосходил многих афонских подвижников. Со временем Савва вернулся в Сербию, проповедовал по всей стране Православие. Благодаря его усилиям в стране воцарился мир. В 1219 г. он стал первым архиепископом Сербским. И ныне он очень почитаем на Балканах.

В столице паломники посетили крепость Калемегдан, где любовались красотой Дуная. Когда-то здесь располагалась римская колония, а ныне возвышаются два храма: во имя Параскевы Сербской (подвижницы XI в.) и церковь Ружице (1914 г.). В последней находится уникальное паникадило, сделанное из гильз патронов. Это свидетельствует о том, что жителям приходилось часто воевать, отстаивая свою веру иногда ценой собственной жизни.

Паломники напились воды из святого источника Параскевы Сербской, поставили свечи, помолились.

Продолжая путешествие по Белграду, мы видели высотные дома, разрушенные натовскими бомбардировками в 1999 г. Их оставили без реставрации, как безмолвные памятники трагедии сербского народа. Тогда авиация сбросила на землю 15 тонн снарядов с обедненным ураном, что унесло жизни более двух тысяч человек…

СЕСТРА МАРИЯ

Сербы — гостеприимный и дружелюбный народ, который чтит свою национальную культуру и Православную веру. Паломники убедились в этом с первых минут пребывания на сербской земле. Люди, которые стояли в храмах за свечными ящиками, услышав украинскую речь, были очень внимательны и почтительны к нам; несмотря на языковой барьер, мы понимали друг друга.

Первую ночевку паломники провели в монастыре Раваница (возведен в 1375-1377 гг.). Обитель находится в живописнейшем месте — у подножия горы. Из особенностей богослужения — сербы славят Бога на родном языке.

В этой небольшой обители нас опекала сербка Мария. Вечером она несколько раз сходила в магазин за продуктами для нас, уделила каждому внимание, устроив на ночлег (группа насчитывала 18 человек).

Рано утром Мария провела нас в дорогу, дала все необходимое для завтрака и др. Она так тепло и с любовью нас приняла, что мы потом долго не могли ее забыть. Истинная сестра во Христе!

ОБИТЕЛИ И ХРАМЫ

Монастырь Студеница (XII в.) называют в народе царской Лаврой. Это подтверждают красоты природного ландшафта. Многочисленные паломники приезжают сюда, чтобы поклониться нетленным мощам родителей Саввы Сербского — преподобной Анастасии и преподобного Симеона Мироточивого.

Основателем монастыря Жича (XIII в.) является Стефан Первовенчанный, а строителем — святой Савва. Храм в честь Вознесения Господня создан по образу Сионской горницы в Иерусалиме — соответствующие евангельские события изображены в подкупольном пространстве.

В этой обители венчали на престол самодержцев, происходила хиротония владык, находились мощи святых и т. д. Ныне в монастыре проживает 45 насельниц, и он является самым большим женским монастырем Сербии.

Земля, на которой расположена обитель, отличается плодородностью, отсюда и название: Жича — «богатая житом».

В Сербии проживает более 7 млн человек, насчитывается около 4200 храмов и 140 монастырей. Обители небольшие, однако каждая имеет свои традиции.

Сейчас эта страна переживает нелегкие времена. Сербы находят опору и утешение в Православной вере, считая ее источником сохранения своего государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *