Православие в Московской Руси

Православие в Московской Руси

Презентация по ОДНКНР Православие в Московской Руси. презентация к уроку (5 класс)

Слайд 1

ОДНКНР 5 класс Православие в Московской Руси Подготовила: Штепа Е.В. Учитель МБОУ СОШ №20 г. Новочеркасска.

Слайд 2

Митрополит Петр В 13 веке после нашествия на Русь кочевников-монголов, русские земли должны были признать их власть и выплачивать дань Золотой Орде. Киев пришел в упадок, а митрополит (глава Русской Церкви) переехал во Владимир. А через 20 с лишним лет, при митрополите Петре центром русского православия стала Москва, где был выстроен Успенский собор.

Слайд 3

Закладка митрополитом Петром Успенского Собора в Кремле

Слайд 5

После монгольского нашествия Древняя Русь распалась на несколько частей. Православная церковь способствовала сохранению прочных связей между княжествами, а позднее и собирании русских земель в единое государство. Большую роль в деле объединения Руси сыграл митрополит Алексий, который помогал сплотить русские земли вокруг Московского княжества.

Слайд 7

Сподвижником митрополита Алексия был основательТроицкого монастыря Сергий Радонежский. Долгое время центром всего православного мира была Византия. Но в 1453 году её столица Константинополь был захвачен турками. И с этого времени русская церковь становится автокефальной, то есть самостоятельной и митрополит не назначается, а выбирается русскими епископами.

Слайд 9

Русские князья всячески поддерживали Церковь и отдавали десятую часть дохода. Со временем монастыри стали богатыми, что не всем нравилось. Ещё Иисус Христос осуждал накопление богатства. Так же считали и православные монахи во главе с Нилом Сорским . Они выступали против того, чтобы монастыри вообще владели каким-нибудь имуществом и должны жить только тем, что монахи добывают своим трудом.Нила Сорского и его сторонников стали называть нестяжателями (от слова стяжать – копить богатства)

Слайд 11

С нестяжателями не был согласен Иосиф Волоцкий – игумен Волоколамского монастыря, и считал, что богатство дает Церкви возможность утверждать и расширять православную веру, строить храмы, помогать униженным и обездоленным.

Слайд 12

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский

Слайд 13

Иосиф Волоцкий

Слайд 14

Оба мнения можно считать правильными. Ведь как часто богатство и деньги становятся причиной ссор, зависти, жадности. Именно поэтому в жизни христианина важно не обладание деньгами, а отношение к ним. Православный христианин должен использовать богатство не только для улучшения своей жизни, но и для помощи нуждающимся.

Слайд 15

Домашнее задание Выучить основные понятия, отмеченные в конспекте.

Православная церковь в Московском княжестве

В XIV–XV вв. православная церковь сохраняла определенную независимость от московского князя. Это было, во-первых, связано с тем, что она подчинялась константинопольскому патриарху. Во-вторых, территория митрополии была существенно больше, чем собственные владения великого князя. Ведь митрополиту подчинялись до XV в. многие земли бывшей Киевской Руси, а сам он считался, в первую, очередь, Киевским, а потом Владимирским и Московским. В третьих, власть московского и великого владимирского князя не освящалась Церковью, поскольку тот получал ее от золотоордынского хана.

Однако и великий князь, и митрополит нуждались друг в друге. Московский князь, претендуя на власть во всех русских землях, должен был подкреплять ее авторитетом церковного иерарха. Поэтому он стремился сделать Москву не только административным центром, но и религиозным. Здесь обустраивается резиденция митрополита, здесь возводятся каменные соборы, сюда переносятся святыни (икона Владимирской Богоматери), здесь появляются свои святые (первый московский митрополит Петр, затем Алексий и позднее Иона; князь Даниил и другие).

Митрополиты нуждались в князьях как защитниках своего имущества и своих владений. Например, сменивший митрополита Киприана Фотий обнаружил, что все митрополичье имущество разграблено и для его собственного существования средств нет. Только с помощью великого князя все было возвращено и митрополия восстановлена.

Без помощи великого князя вряд ли московским митрополитам удалось бы сохранить свое владычество над всей своей огромной епархией. К примеру, в середине XV в. новгородский архиепископ Евфимий явно стал тяготиться своим подчиненным положением и стал стремиться к сепаратизму. В условиях междоусобия в великокняжеской семье ему почти удалось отделиться от московской митрополии. Но с помощью власти московского князя «заблудшие овцы» были возвращены в лоно официальной церкви.

Фактически московскому митрополиту подчинились девять епископий: Новгородская, Рязанская, Ростовская, Суздальская, Тверская, Коломенская, Пермская, Сарская и Подонская (с середины XV в. она стала базироваться в Крутицах на окраине Москвы).

В материальном отношении Церковь считалась независимой от вели-кокняжеской власти. Ее доходы складывались из пожертвований верующих, платы за отправление церковных обрядов и судебные разбирательства по духовным вопросам, а также средств, получаемых от земельных владений собственно церквей и монастырей. Однако, несомненно, что вклады великого князя и членов его семьи составляли немалую их часть.

Золотоордынское владычество, опустошительные набеги и тяготы по уплате дани подталкивали многих людей к тому, чтобы уйти подальше от мирской суеты в монастыри. В данном случае характерен пример Сергия Радонежского. Его родители жили в Ростове и окончательно разорились. Для себя и своих детей они выбрали один путь – в монастырь. Но, вероятно, без средств стать иноком какого-нибудь монастыря было невозможно, поэтому юноша (в миру Варфоломей) поселился в уединенном месте в лесу и стал вести там монашеский образ жизни. Поскольку его жилище было недалеко от Ростовской дороги, многие узнали о нем и стали приходить и селиться рядом. Так возник Троице-Сергиев монастырь.

Примеру Сергия последовали многие его ученики и стали в XV в. активно осваивать бескрайние северные просторы. Там были основаны Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов, Соловецкий, Антониево-Сийский и многие другие. Пока это были лишь небольшие скиты с малочисленной и скромной братией. Но со временем они превратятся в крупнейших и богатейших землевладельцев (и путем пожертвований, и путем покупок), в центры духовной мысли и книгописания.

С середины XV в. положение православной церкви начинает меняться. После взятия в 1453 г. Константинополя турками московская митрополия становится фактически независимой. Свои внутренние дела иерархи начинают решать самостоятельно на совместном соборе. Даже вопрос о новом митрополите становится его прерогативой, правда, при одобрении кандидатуры великим князем. Позднее именно великий князь, а затем и царь будет называть его имя. Первым избранным митрополитом стал Иона (в 1448 г.). После его смерти таким же образом на митрополию был возведен Филипп, затем Геронтий и т. д.

Однако, став самостоятельной (от Константинополя), попав под влияние великого князя, московская митрополия потеряла часть своих владений. В 1459 г. Казимир IV поставил в Киеве своего митрополита, и территория Великого княжества Литовского перестала подчиняться московскому митрополиту. В этих условиях церковные иерархи еще больше осознали свою зависимость от великого князя и теснее стали сплачиваться вокруг его трона. Хотя до полной гармонии в отношениях светских и духовных властей было еще далеко.

Подводя итог состоянию Московского княжества во второй половине XV в., следует отметить, что в нем создались все предпосылки к тому, чтобы стать ядром формирующегося русского национального государства. Власть московского князя упрочилась настолько, что право на великое владимирское княжение он стал передавать по наследству. Сама территория Владимирского княжества превратилась в наследуемое владение. Без особого труда были присоединены Нижний Новгород, Муром, Суздаль, Вологда и Белоозеро.

Расширение владений, усиление власти и увеличение материального благосостояния московского князя привели к тому, что именно к нему на службу устремились бояре и воины (дети боярские) из других княжеств. На его землях стали охотно селиться пашенные люди. Московское княжество становится самым многолюдным, хотя вряд ли его население было больше нескольких миллионов (считается, что около 6).

Одновременно процессу усиления Московского княжества шел процесс ослабления и распада Золотой Орды. Смуты второй половины XIV в. привели к тому, что на месте единого государства образовалось несколько самостоятельных ханств. При впадении Камы в Волгу появилось Казанское ханство. После разгрома Тимуром городов в Нижнем и Среднем Поволжье Тохтамыш бежал в Киев, потом в Крым, и там сформировалось Крымское ханство. Новые ханства соперничали с Большой Ордой и этим еще больше ее ослабляли.

Московские князья пристально следили за ситуацией в Орде и ловко использовали в своих целях. Собранная ежегодная дань очень часто оседала в их казне. Отправленные в Новгород и Псков наместники действовали в интересах Москвы, готовя почву для их окончательного присоединения.

Получалось, что, поступая по указке Золотой Орды, великие князья создавали условия для будущего объединения русских земель в централизованное государство. Ведь после свержения ига сам князь становился государем всея Руси, его наместники – чиновниками, дань – государственным налогом. Оставалось только одно – сбросить ордынское иго.

Автор текста: Людмила Морозова

Материал создан: 09.11.2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *