Православие в Грузии

Православие в Грузии

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Православная автокефальная церковь Грузии), одна из древнейших православных поместных Церквей.

Период до начала 11 века. Начало проповеди христианства на территории древней Иверии относится к апостольским временам. По церковному преданию, проповедовать христианство в Иверии должна была Сама Богородица (по этой причине Иверия считается одним из Её земных уделов), однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме, а в Грузию с Её нерукотворным образом направился апостол Андрей Первозванный. Он проповедовал в Западной и Южной Грузии; на территории Юго-Западной Грузии (Месхети) им была основана первая епископская кафедра в село Ацкури (вблизи современного г. Ахалцихе). В Западной Грузии проповедовали также апостолы Симон Кананит и Матфий (согласно традиции, оба погребены на территории Западной Грузии), в Восточной Грузии — апостолы Фаддей и Варфоломей. Благодаря проповеди святой равноапостольной Нины в 326 году, в правление царя Мириана, христианство было объявлено официальной религией в царстве Картли, занимавшем в тот период почти всю территорию современной Грузии. Изначально Церковь Картли находилась под юрисдикцией Антиохии, но уже в 480-х годах, при царе Вахтанге I Горгасале (умер 502), объединившем всю Грузию, Грузинская церковь претерпела реорганизацию и стала автокефальной с центром в Мцхети . Во главе церковной иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, образованы новые епархии и создан Синод. С 520-х годов католикосами Мцхетскими стали избирать вместо поставляемых антиохийских архиереев местное духовенство. Первым католикосом грузинского происхождения был Савва I (523-532). Западная Грузия, попавшая в тот же период в зависимость от Византийской империи, подчинилась Константинополю также в церковно-юрисдикционном отношении.

Реклама

В 4-5 веках на грузинский язык переводятся Евангелие, а также Псалмы, в 5 веке — Деяния апостолов, а также определения 1-4-го Вселенских соборов. К этому же периоду относится появление первых оригинальных агиографических произведений — «Житие святого Нино» (4 век), «Мученичество святой царицы Шушаник» Якова Цуртавели (последняя четверть 5 века). Начиная с 4 века Грузинская церковь поддерживает тесные связи с христианскими центрами Востока.

Активной была деятельность грузинского монашества в Палестине, на Синае, в Сирии, позднее на территории Византийской империи . Значительное внимание уделяли грузинские цари и католикосы-патриархи Храму Гроба Господня.

В грузинских монастырях за рубежом учёные-монахи вели широкую литературную, переводческую и просветительную работу . Монастырская жизнь в самой Грузии зарождается в 5 веке, но особое развитие получает в 1-й половине 6 века с приходом сюда 13 сирских (сирийских) отцов-пустынников, которые основали монастыри в разных областях страны. Деятельность сирских отцов в эпоху борьбы Грузинской церкви с монофизитством сыграла значительную роль в укреплении традиции православия в Грузии (окончательный разрыв Грузинской церкви с монофизитской Армянской церковью относится к началу 7 века). Основанные сирскими монахами монастыри (Зедазенский, Шиомгвимский, Марткопский, Давид-Гареджийский и др.) на протяжении всего Средневековья оставались крупнейшими центрами грузинской культуры и просвещения. С 8 века особое распространение монастырская жизнь получила в Юго-Западной Грузии (Месхети, Джавахети, Тао-Кларджети), где были основаны такие крупные монастырские центры, как Опиза, Ишхани, Ошки, Бана, Цкаростави, Хандзта, Хахули, Шатберди, Зарзма и др. Здесь вели научную и литературную деятельность виднейшие представители Грузинской церкви: Григол Хандзтели (1-я половина 9 век), Георгий Мерчули (10 век), Микаэл Модрекили (конец 10 век), Иоанн-Зосим (10 век) и др.

В 8-9 веках на территории Грузии возникло несколько независимых эриставств (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети и Абхазское царство), которые вели между собой борьбу за политическое первенство и объединение всех грузинских земель, причём особая роль отводилась православию. Так, освободившиеся от влияния Византийской империи абхазские мтавары (князья), а затем цари вели политику постепенного упразднения греческих кафедр, учреждения вместо них новых, с богослужением на грузинском языке, создания независимой от Константинополя церковной организации — Абхазского католикосата (9-10 века), — вошедшего позднее в юрисдикцию Мцхетского престола .

Период 11-18 веков. 11-12 века — «золотой» период в истории Грузинской церкви. В эту эпоху созданы крупнейшие центры грузинской богословской мысли и просвещения — Гелатская академия , Икалтойская академия (в Кахети), а также определены и разрешены многие церковно-административные и канонические проблемы в жизни Грузинской церкви. Для этого в 1104 году царём Давидом IV Строителем был созван Руйско-Урбнийский собор, подтвердивший верность Грузинской церкви православию. С целью достижения гармонии в отношениях между Церковью и государством Давид ввёл в состав Дарбази (царского Совета) высших иерархов и настоятелей крупнейших монастырей, а главой Мцигнобартухуцеси (правительства) назначил епископа крупнейшей в Западной Грузии епархии — Чкондидской. В 13-14 веках Грузия подверглась опустошительным набегам хорезмийских войск, а также монголов, приведших страну в упадок и ввергших её в анархию. В 15 веке пали Византийская и Трапезундская империи. Оставшаяся в окружении мусульманских держав Грузия, где начались междоусобные войны, к концу 15 века распалась на 3 царства (Картлийское, Кахетинское, Имеретинское) и княжество Самцхе-Саатабаго. Позднее в полунезависимые политические единицы оформились подвластные имеретинскому царю Абхазия, Мегрелия, Гурия и Сванети. За политическим дроблением последовало дробление церковное. В результате в 15 веке возник фактически независимый от Мцхетского престола Абхазский (Западногрузинский) католикосат с центром в Бичвинте (ныне Пицунда). Во 2-й половине 16 века, из-за усиления османской угрозы и натиска горских племён Северного Кавказа, центр Абхазского католикосата был перенесён из Бичвинты в Гелатский монастырь. Период 16-18 века оказался самым сложным в истории Грузинской церкви. На протяжении трёх веков Грузии пришлось вести почти непрерывную борьбу против агрессии Ирана, Турции и с 17 века — против набегов северокавказских феодалов. В литературе за этой эпохой закрепилось наименование «эпоха мучеников за веру».

Период 19 — начала 21 века. В начале 19 века Восточная Грузия была присоединена к России; в 1811 году упразднена автокефалия Грузинской церкви и образован грузинский Экзархат Русской православной церкви (РПЦ), во главе которого был поставлен митрополит Варлаам (Эристави) (1811-17); с 1832 — архиепископы. С 1814 по 1917 общее управление Грузинской церковью осуществлялось Грузино-Имеретинской синодальной конторой. В марте 1917 года автокефалия Грузинской церкви была восстановлена, в сентябре 1917 года католикосом-патриархом был избран Кирион III (Садзаглишвили) (1917-18). После восстановления автокефалии Грузинской церкви, вопреки позиции РПЦ, её евхаристическое общение с Русской церковью прервалось (восстановлено в 1943).

В начале 21 века предстоятелем Грузинской православной церкви является католикос-патриарх Илия II (Гудушаури-Шиолашвили), избранный в декабре 1977. С именем нынешнего предстоятеля связано укрепление позиций Церкви: созданы Тбилисская духовная академия, Гелатская АН, Ахалцихская, Батумская, Потийская духовные семинарии, свыше 10 православных гимназий и училищ, восстановлены многие исторические кафедры. В октябре 2002 года между грузинским государством и Церковью было подписано конституционное соглашение, призванное регулировать церковно-государственные отношения. В начале 21 века в Грузинской православной церкви действуют 35 епархий, образована Западноевропейская епархия, окормляющая грузинские приходы в западноевропейских странах, воздвигнут новый Троицкий кафедральный собор (г. Тбилиси).

Высший орган Грузинской православной церкви — Поместный собор; между соборами — Синод, возглавляемый католикосом-патриархом. Членами Синода являются все правящие архиереи Грузинской православной церкви. Печатные органы патриархии: журнал «Джвари Вазиса» («Крест виноградной лозы»), газеты «Мадли» («Благодать»), «Сапатриаркос Уцкебани» («Ведомости Патриархии»).

Источн.: Леонтий Мровели. Обращение Картли св. Ниной // Картлис Цховреба / Изд. С. Каухчишвили. Тб., 1955 (на грузинском языке); Обращение Картли // Шатбердский сборник Х в. / Изд. Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на грузинском языке); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала/ Пер., введ. Г. В. Цулая. Тб., 1986; Древнегрузинская литература (V-XVIII в.) / Сост. Л. В. Менабде. Тб., 1987.

Лит.: Очерки истории Грузии. Тб., 1988. Т. 2: Грузия в IV-Х вв.; Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990; Анания (Джапаридзе), архиеп. История Грузинской Апостольской Церкви. Тб., 1996. Т. 1; Календарь Грузинской Апостольской Церкви на 2006 г. Тб., 2006 (на грузинском языке).

3. Д. Абашидзе.

Церковно-певческая традиция. Первоначально церковное пение было, возможно, монодийным, подобно византийскому. Предположительно начало гимнографии на грузинском языке (древнейший слой текстов — переводы с греческого языка) было положено в 7 веке в грузинских обителях в Палестине; в самом раннем литургическом памятнике — Лекционарии — упоминаются 3 основных типа пения: респонсорное, антифонное и так называемое речитативное. В созданном на основе Лекционария сборнике Иагдари (Тропологий) объединены песнопения церковного года; в так называемом Древнейшем Иагдари (конец 9 — начало 10 века) зафиксирована специальная певческая терминология с использованием древнегрузинских слов. С 9 века развивалось также оригинальное гимнографическое творчество на грузинском языке, достигшее расцвета в 10 веке. В рукописях 10-11 веков используется система невменной нотации; невмы располагаются над и под строкой текста (тот же принцип наблюдается в рукописях 18-19 века). Среди книг выделяется сборник Микаэла Модрекили — Годовой Иагдари (составлен в 977-988 в Шатбердской лавре в Южной Грузии), где собраны песнопения на оригинальные тексты Микаэла Модрекили, Иоанна Минчхи, Иоанна Мтбевари, Стефана Сананоисдзе-Чкондидели, Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчули, анонимных грузинский авторов и переводные — Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Андрея Критского и др.; предположительно к этому времени грузины уже сами сочиняли напевы (аваджи). В 11 веке создана уникальная по своей полноте Минея Георгия Мтацминдели (Иверский монастырь на Афоне), который наряду с переводами сочинял тексты и напевы. К 11 веку относится самое раннее из известных сообщений о многоголосии (трёхголосии) грузинской духовной музыки (Иоанэ Петрици).

В грузинском церковном пении выделяются 2 основные ветви: восточная (карталино-кахетинская, объединяет традиции Давид-Гареджийского, Шиомгвимского, Марткопского монастырей) и западная (имеретино-гурийская, традиции Гелатского, Мартвильского, Шемокмедского монастырей). Грузинское церковное пение (галоба) — исключительно трёхголосное (традиция пения на 6 голосов, о которой сообщают источники 18-19 века, утрачена), ладовая система модальная. Ведущий напев (ханги) находится в верхнем голосе (мткмели), средний голос (модзахили) и бас (бани) подстраиваются под верхний (способ подстраивания нижних голосов по вертикали называется «шебанеба», звучание всех 3 голосов — «шехмоба»). Характерна синхронность произнесения словесного текста в разных голосах. Грузинское церковное пение основывается на системе осмогласия. Гласы делятся на автентические (хмани, буквально — гласы) и плагальные (гуердни, буквально — боковые или побочные). Песнопения на «хмани» и «гуердни» объединены в книге «Параклитони». Существует жанровая дифференциация гласов. Песнопения составлены из типовых мелодических формул. Колорирование и гармоническое варьирование особенно развиты в Западной Грузии и имеют название «гамшвенеба». Для записи песнопений наряду с невменной нотацией применялась словесная система «чрели»: пояснения к использованию 24 интонационных модусов (чрелта гварни) вписывались в текст песнопения красным цветом. (Многозначный термин «чрели» известен с 13 века).

В 13-16 веках грузинское церковно-певческое искусство находилось в упадке, традиция сохранялась лишь в некоторых церквах и монастырях. Приблизительно в 16 веке появился сборник Гулани, объединивший материал всех богослужебных книг церковного года. В 17-18 веках созданы гимнографические сборники «Садгесасцауло» («Праздники»), включающие сведения о грузинских гимнографах, в том числе Николозе Магалашвили, Виссарионе (Орбелишвили-Бараташвили), Николозе Черкезишвили и др. В конце 18 века при Ираклии II началось возрождение духовного пения, предприняты действия к сохранению лучших певческих традиций, в Светицховели основана певческая школа Католикосата.

Потеря Грузинской церковью автокефалии (1811; восстановлена в 1917) повлекла за собой постепенное разрушение её национальных традиций. Предписание совершать службы на церковно-славянском языке, запрет пения в церкви на грузинском языке, упадок собственных певческих школ поставили под угрозу само существование грузинского церковного пения. Со 2-й половины 19 века возобновилась борьба за его сохранение, в 1862-63 создана Комиссия, а в 1880-е годы — Комитет по восстановлению грузинского церковного пения. Традиционный певческий репертуар был записан с голосов опытных певчих в 5-линейной нотации (рукописи, содержащие несколько тысяч песнопений, хранятся в Институте рукописей Академии Наук Грузии имени К. Кекелидзе). В советскую эпоху грузинское традиционное духовное пение было почти полностью предано забвению. Изучение нотных рукописей и использование древнейших напевов в богослужении возобновилось с 1980-х годов. В начале 21 века служение в церквах Грузии совершается с грузинским традиционным пением.

Лит. : Аракишвили Д. О музыкальной структуре народных духовных песнопений Восточной Грузии // Материалы для грузинской этнографии. Тб., 1953. Т. 6; Чхиквадзе Г. Древнегрузинская музыкальная культура // Грузинская музыкальная культура. М., 1957; Андриадзе М. Грузинское нотное письмо. Пути расшифровки // Гимнология. М., 2000. Кн. 2. С. 517-526; она же. Особенности песнопений всенощного бдения в Грузии… // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад. М., 2003; Ониани Е. Некоторые соображения по поводу грузинского виртуозного пения // Проблемы духовного и светского многоголосия. Тб., 2001 (на грузинском и английском языке); Андриадзе М., Чхеидзе Т. Система «чрели» в грузинской певческой практике // Доклады 1-го международного симпозиума по традиционному многоголосию. Тб., 2003 (на грузинском и английском языке); Оситашвили М. О некоторые особенности древнегрузинской профессиональной музыки // Там же; Шуглиашвили Д. Грузинские певческие школы и традиции // Там же.

М. Г. Андриадзе.


ХИТОН БОГОРОДИЦЫ

Хитон – платье Матери Божией, которое Она, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества. Замечательна история этой величайшей святыни всего христианского мира.

Пречистый Хитон завещан был Пресвятой Девой перед Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.

Одна из этих вдовиц пожелала, что бы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девице к другой. Так, в течение трех веков Священный Хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле. Ныне Пречистый Хитон хранится в Зугдидском музее (Грузия).

В 2000 году произошло чудо — на Хитоне появилось изображение Иисуса Христа. Увидеть его можно только с помощью кинообъектива.

После Успения Пресвятой Богородицы это величайшее сокровище христианства было передано Греческой Церкви.

Позднее проходящие через Грецию братья византийского Императора Льва Великого Калвин и Кандид в одном из женских монастырей узнали от насельниц о чудодейственной силе Хитона Божьей Матери — от него исцелялись болящие.

Кандид и Калвин пожелали завладеть этой святыней и по возвращении своем из Палестины изготовили точно такой же ковчежец, подобный тому, в котором находился Хитон. Ночью они поменяли ковчежцы.

Византийский император отнесся к святыне с большим уважением и поместил ее в специально построенный для этого монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы. Но в дальнейшем Хитон считался потерянным. Первые сведения о нем появились в V веке. До XIV века все исторические источники подтверждают, что Хитон находится в столице Византийской империи Константинополе.

После падения Византийской империи один Архиепископ привез в Мингрелию эту святыню, чтобы спасти ее от мусульман. В Грузию также попала средняя часть пояса Хитона Божьей Матери, на котором руками самой Пресвятой Богородицы вышито Ее изображение. По одним из исторических источников, его вывезла из Византии супруга Баграта III Елена и поместила в Бедийский монастырь.

Затем Хитон Божьей Матери появился во дворце Дадиани, откуда его перенесли в Хобский монастырь. В 1936 году, когда святыни, изъятые из церквей и монастырей, передали в музеи, Хитон Божьей Матери снова вернулся во дворец Дадиани.

В Христианском мире существует три нерукотворных изображения Христа: на Убрусе, Туринская Плащаница и изображение Спасителя на Хитоне Божьей Матери в Зугдиди.

О чудодейственной силе Хитона Божьей Матери существует много преданий. Первое чудо зафиксировано в 632 году. Известно, что Хитон Божьей Матери два раза спас столицу Византии Константинополь от нашествия сарацин и египтян.

Однажды Константинополь шесть дней находился в окружении армии сарацин, возглавляемой известным предводителем Моавом. Патриарх Фотий вынес Хитон и коснулся им моря, и бурные волны поглотили вражеские корабли…

Одно чудо было зафиксировано в Грузии в 1891 году. Разбойники украли Хитон из Хобского монастыря. В исторических источниках написано, что все население Мингрелии и Хоби приняло участие в его розыске, но безрезультатно. Однако через три дня Хитон был найден чудесным образом — в лесу, на месте, светящемся необыкновенным светом.

В XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий писал в Иерусалимскую Патриархию: «Я счастлив тем, что нахожусь в Мингрелии в Цаленджикском монастыре и передо мной лежит Хитон Божьей Матери и я смотрю на него». Макарий Антиохийский положил дорогую ткань на Хитон, вырезал по нему аналогичный и освятил. Копия Хитона как святыня и сегодня находится в Константинополе.

Изображение Хитона Пресвятой Богородицы стало неотъемлемой частью герба Царевича Нугзара Багратиони-Грузинского, Главы Царского Дома современной Грузии.

ГВОЗДЬ ГОСПОДЕНЬ

Когда в IV веке равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина, во время паломничества в Святую землю был обретён Крест Господень, то вместе с Ним были найдены и четыре гвоздя, которыми Спасителя распяли в Страстную пятницу. Ныне хранящийся в Храме Христа Спасителя Гвоздь был привезен в Россию в конце XVII века грузинским царем Арчилом.

В IV веке император Константин послал его грузинскому царю Мириаму, принявшему христианство. С тех пор Гвоздь долгое время хранился у грузинских царей. В 1688 году один из них — Арчил Вахтангович — переехал в Москву и взял Святыню с собой. До 1715 г. гвоздь Господень хранился в домовой церкви царя Арчила. Когда же, по просьбе брата своего, Георгия, Арчил послал его в Грузию, где свирепствовало моровое поветрие, тогда губернатор, остановив ковчег со св. гвоздем в Казани, донес об этом императору Петру I. Государь повелел препроводить святыню в Москву для хранения в большом Успенском соборе. До революции Гвоздь выставляли на поклонение один раз в году – 10 (23) июля, в день Ризы Господней.

В XVIII —XIX вв. устройство хпанилища для Гвоздя описывали как достаточно сложное: золотой «четвероугольный» ковчег и «посох золотый с пятью яблоками наведенные финифтью, на коем гвоздь поставляется…», с грузинской надписью на конце («Царь Арчил, сын Вахтана Грузинского царя и сам царь… Имерии и Кахетии, вторицею соорудил сей ковчег для гвоздя Господня, в лето миросотворения 7196 (1688)». В XVIII—XIX вв. ковчег дополнительно украшался (например, в 1771 г. «княгиня грузинская Анна Георгиевна Бакарова приложила» к нему «три запанки с изумрудами и шпильку с цепочками золоченые, для удобнейшего прикрепления того ковчега к посоху»). К XX в. он имел уже новую нижнюю часть в виде «осмигранной» часовни. Верхняя, старая, была в виде съемного золотого купола с херувимами, украшенными «расписною и прозрачною финифтью, рубинами и изумрудами». Это оглавие XVII в. осталось от золотого чеканного ковчега со «створными» дверцами и несло грузинскую надпись «Царь всея Грузии Давид, сын Русуданы, соорудил влагалище для святого гвоздя» (пер. академика Броссе).

Это один из четырех Гвоздей, которыми в Страстную Пятницу был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос. По виду это кованый, без следов ржавчины старинный гвоздь черного цвета с редкими золотистыми вкраплениями. Длина Гвоздя Господня — четырнадцать с половиною сантиметров, вес — около восьмидесяти четырех граммов.

29 июля 2008 года он был возвращён Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля. После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси, президент Д.А. Медведев вручил 9 реликвий Патриарху Алексию Второму, и в их числе – Гвоздь от Креста Господня.

К сожалению, ни Патриарху Алексию Второму, ни его преемнику не пришла в голову простая и справедливая мысль – вернуть Святой Гвоздь в Грузию, законному владельцу этой святыни – грузинскому народу.

Крест святой Нины

По преданию, однажды во сне святой Нине явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии), вручив девушке крест из виноградной лозы. Проснувшись, Нина взяла две виноградные ветви и, отрезав прядь волос, связала их крестом, как в видении. С этим крестом юная христианка пришла в Грузию. То, что крест сделан из виноградных веточек, естественным образом объясняет его неровную форму. Эта форма осталась характерной для Грузии. Сегодня крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино») является символом Грузинской Православной Церкви.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете, но после усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его, проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1808 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С этого времени крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Светицховели

В священной долине, где сливаются реки Кура и Арагви, в исторической столице царства Иберии — Мцхета (20 км от Тбилиси), находится древнейший православный собор Светицховели, тысячелетие являющийся главным собором и духовным символом Грузии, в котором проводились
коронации и захоронения царей. Светицховели занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как самое большое здание из сохранившихся исторических памятников Грузии.

Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать с ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.

Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

В V веке на месте деревянной церкви возвели каменный храм. Его остатки можно увидеть через прозрачный стеклянный пол нынешнего собора.

В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. С этим строительством тоже связано одно предание. «Для возведения храма был приглашен зодчий Арсукисдзе. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели». Впрочем, вероятно, что этот факт все же имел место, так как над одной из арок фасада собора, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Ставший главным собором и центром христианства в Грузии, Светицховели повторил весь исторический путь грузинского народа от осквернения сельджуками, когда храм использовался как хлев для верблюдов, до разграблений турками и персами. Потайные комнаты Светицховели служили укрытием для местных жителей во время набегов и хранилищем ценных книг и драгоценностей.

В XIX веке, перед прибытием российского царя Николая I, уцелевшие древние фрески покрыли несколькими слоями извести. Их очистили от извести только в 60-х годах XX века.

Собор Светицховели отличается величественной и гармоничной архитектурой. Барельефы западного фасада почти полностью сохранились в своем первоначальном виде. На южном фасаде лучше всего заметна характерная асимметрия здания. Декоративные арки северного фасада подчеркивают высоту собора в 54 метра.

Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса Христа у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

В южной части комплекса находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа. К другим историческим памятникам относятся каменные купели IV века, в которых крестили царей, и остатки оригинального животворящего столба. Собор стал усыпальницей Багратионов. Перед алтарем храма захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II, Георгия XII — царей династии Багратиони и других.

Паломничество в Грузию на праздник св.Нины

Даты поездок подбираются индивидуально в любое удобное для Вас время.

Паломничество в Грузию на праздник Нинооба (Приход св. равноапостольной Нины в Грузию)

(29.05.2018 – 04.06.2018)

1-й день: (29.05.2017. вторник) Вылет из Москвы (Домодедово) в 13.55 ч. (время московское). Прилет в аэропорт Тбилиси в 17.35 ч. (время тбилисское) (полет 2ч.40мин.). Трансферт: аэропорт — отель. Размещение в отеле. Небольшой фуршет от отеля. Вечерняя обзорная экскурсия по Старому Тбилиси: Авлабар, парк «Рике», канатная дорога на крепость «Нарикала» (отсюда прекрасный вид на вечерний Тбилиси), «Инжирное ущелье» с водопадом, прогулка по старым кварталам Тбилиси. После этого мы посетим тбилисские серные бани, построенные еще в VI веке Вахтангом Горгасалом, достроенные арабами в VIII веке, и вновь восстановленные в XVIII веке персидским шахом Ага-Магомет-Ханом. Небольшие реконструкции были и в XIX, и в XX, и в XXI веках (А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой и А. Дюма-старший посещали эти бани в XIX в). В банные номера подают чай, в чайнике в арабском стиле, и сладости. Возвращение в отель.
2-й день: (30.05.2017. среда) Подъем в 9 часов утра, завтрак. Поездка на автобусе в г. Мцхета (бывшая столица Грузии). В этой древней столице Грузии мы посетим несколько крупных храмов, вызывающих огромный интерес туристов, а именно: монастырь VI века Джвари, храм XI века Светицховели, в котором находится Хитон Христа Спасителя, женский монастырь Самтавро, где мы увидим часть Животворящего Столпа, чудотворные иконы: Божией Матери Иверской и св. Нины, ежевичник св. Нины и др. святыни, а также поклонимся св. мощам подвижника XX века, старца Гавриила (Ургебадзе), недавно канонизированного грузинской православной Церковью. Затем Шио-Мгвимский монастырь: монастырский комплекс, состоящий из храмов XI-XVI вв., в одном из них находятся св. мощи преподобного Шио Мгвимского, одного из 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию в VI веке и утвердивших православное монашество в этой стране. Затем обед в кафе, с которого виден, описанный М.Ю. Лермонтовым монастырь «из-за горы (Джвари)». Затем приезд в Тбилиси.

Мы поднимемся на гору Мтацминда, на которой находятся: церковь Мамадавити с целебным источником, пантеон и могила А. С. Грибоедова. ,

3-й день: (31.05.2017. четверг) Подъем в 9 часов утра, завтрак. Пешая экскурсия по Старому Тбилиси. Первым делом мы посетим Метехи — исторический район Тбилиси, расположенный на высокой скале, нависающей над рекой Курой. Здесь стоит храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный еще в XIII веке, при царе Димитрии Самопожертвователе. В этом храме находятся мощи первой грузинской мученицы, царицы Ранской, Шушаник, а также чудотворная икона св. Або Тбилисского, покровителя города Тбилиси. Рядом с храмом высится величественный памятник грузинскому царю, основателю Тбилиси, Вахтангу Горгасалу. По высокой лестнице мы спустимся с горы на набережную Куры. Здесь мы увидим памятник и храм в честь 100 000 грузинских мучеников, и также посетим храм св. Або Тбилисского. Далее мы перейдем по мосту через реку Кура. Пройдем по самому центру Старого Тбилиси, увидим памятник в честь основания Тбилиси, знаменитые серные бани, посетим кафедральный Собор Сиони (тоже в честь Успения Богородицы). Здесь хранится Крест св. Нины, глава св. апостола Андрея Первозванного. Кто желает, может пройти «чин лечения копием», которое совершает старец, о. Рафаил в Метехском храме. Праздничное вечернее богослужение в Сионском соборе. Возвращение в отель.

4-й день: (01.06.2017. пятница) Подъем в 9 часов утра. Праздничная Литургия в Сионском соборе. Поклонение Честному Животворящему Кресту Господню, с которым св. равноапостольная Нина пришла в Грузию. Праздничный обед в отеле. Посещение русского православного храма св. блг. князя Александра Невского. Здесь могилки св. глинских старцев: схимитрополита Зиновия (Мажуга) и схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Затем прогулка по Тбилиси. Каждый сможет посетить те места столицы Грузии, которые ему особенно понравились, а также купить различные сувениры и подарки. Возвращение в отель. Чтение акафиста свт. Николаю Чудотворцу.
5-й день: (02.06.2017. суббота). Подъем в 9 часов, завтрак. Поездка в самый восточный регион Грузии – Кахетию. Вначале небольшой городок Бодбе. Здесь в женском монастыре хранятся мощи св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, а также имеется чудотворный источник, названный в честь св. Нины, в котором совершались и совершаются исцеления от различных недугов, особенно от онкологических заболеваний. После посещения монастыря и св. источника мы сфотографируемся на фоне великолепного вида алазанской долины и города любви – Сигнахи. Обзорная экскурсия и небольшая трапеза будут нас ждать в этом городе, построенном в стиле южно-итальянского классицизма. Следующим объектом нашего посещения будет посещение города виноделов – Кварели. Здесь на старинном винном заводе нас ждет экскурсия и дегустация лучшего в мире вина, а также обед, после которого каждый сможет приобрести себе продукцию этого завода. Затем мы посетим музей св. праведного Илии (князя Чавчавадзе). Здесь экскурсия, после чего возвращение в Тбилиси, в отель.

6-й день: (03.06.2017. воскресенье). Подъем в 8 часов утра. Воскресная Литургия в монастыре «13 сирийских отцов» в селе Дзвели Канда. В этом небольшом поселении, расположенном неподалеку от Тбилиси, проживают ассирийцы – носители арамейского языка, а настоятель монастыря о. Серафим сделался известным во всем мире, благодаря необыкновенной манере исполнения церковных песнопений на арамейском языке. Обед в Дзвели Канда. Поездка в Марткопи, в обитель св. прп. Антония Марткопского – столпника. Возвращение в Тбилиси. Самостоятельная прогулка по центру Тбилиси.

Свободное время. Возвращение в отель.
7-й день: (04.06.2017. понедельник). Подъем в 9 часов утра, завтрак. Прогулка по центру Тбилиси, покупка сувениров и подарков, обед в «Три Кинто» в 13.00 ч. Свободное время. Сбор в отеле в 16.00.Трансферт в аэропорт в 17.00. Вылет в Москву в 18.35 ч. (тбилисское время). Прибытие в аэропорт Домодедово в 20.15 ч. по московскому времени.

Стоимость путешествия 590 $ В стоимость входит: проживание в отеле, завтраки и обеды (грузинская национальная кухня), фуршет от отеля в день заезда, праздничный обед 01.06.17., автобусные экскурсии по святым и историческим местам Грузии, посещение серных бань и винзавода с дегустацией, посещение музея, переезд из аэропорта в гостиницу (в конце путешествия из гостиницы в аэропорт).

Перелет Москва-Тбилиси-Москва оплачивается отдельно, примерная стоимость билета туда и обратно: тариф эконом-базовый (без багажа, ручн. кладь до 10 кг 55х40х20 см. возврат невозможен) от 13000 — 19000 рублей; тариф эконом-гибкий (с багажом до 23 кг. ручн. кладь до 10 кг. 55х40х20 см. с возвратом) от 15000 – 21000 рублей. Цена зависит от количества человек, и насколько заранее будут приобретаться билеты. При себе иметь заграничный паспорт и не менее 100 $ (рекомендуем 200), а также, купальники для купания в серных банях.

В аэропорту Тбилиси вас встретят: ваш гид, администратор и водитель.

Отель «MetekhiSide» Метехская ул. 18, Тбилиси, Грузия.

СИГНАХИ – БОДБЭ – ТБИЛИСИ

Завтрак. Посещение действующего женского монастыря Бодбе ( IV – XI в.) Здесь находится могила равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Монастырь был основан первым христианским царем Грузии Мирианом. В Бодбе находится святой источник, появившийся на месте, где молилась святая Нина. У паломников есть возможность искупаться в святом источнике. Переезд в Тбилиси. Ознакомительная экскурсия по столице Грузии. Посещение храмов, имеющих наиболее важное духовное и историческое значение:

•Самеба – Собор Святой Троицы – главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, находится на холме св. пророка Илии. В соборе 13 престолов, нижний храм – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница. Высота верхнего храма составляет 105,5 метров. В соборе находится кафедра Святейшего и блаженнейшего Патриарха-католикоса всея Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского – предстоятеля Грузинской церкви Илии II;

•Храм Метехи, построенный в XII в. Здесь находится захоронение первой грузинской мученицы – Шушаник, царицы Ранской (V в.);

•Сиони – главный храм Тбилиси, назван так в честь Сионской горы в Иерусалиме и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главной святыней собора является крест равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, сделанный из виноградной лозы и перевязанный волосами святой.

•Анчисхати – древнейший храм города (VI в.), который был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и прославился, как хранитель чудотворной иконы Спасителя.

•Посещение русского храма св. Александра Невского, где находится могила владыки Зиновия, одного из последних глинских старцев, прославленного в лике святых.

При храме сохранилась келья, где он жил последние годы и принимал нескончаемый поток духовных чад и паломников со всех уголков. Тут же похоронен отец Виталий, известный в православном мире духоносный старец.

По желанию группы и за дополнительную плату посещение золотого фонда музея искусств, где хранятся древние чудотворные иконы. Расселение в гостинице. Ужин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *