Православие в Чечне

Православие в Чечне

Содержание

В Чечне много церквей, но мало православных прихожан

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата. «Кавказ.Реалии» попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы — 1 206 551 человек (95,3%), русские — 24 382 (1,9%), кумыки — 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь «Всех скорбящих радость» (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию. Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил «Кавказ.Реалии», что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

Православная Чечня: «Мама, почему я ношу крестик? Почему я один?»

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно — Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице Чечни и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий — настоятель единственного православного храма в Грозном — Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

Священник Григорий Куценко. Фото Валерия Богатова

При всем внешнем благолепии — очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, — катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны мусульман. Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Храм Архангела Михаила в Грозном. Фото Валерия Богатова

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», — сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма — его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: «По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову».

Трапеза. Фото Валерия Богатова

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение — Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Фото Валерия Богатова

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве — XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными — Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители СМИ начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, репрессии. Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь — в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный — великолепный город.

Грозный сегодня. Фото Валерия Богатова

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Фото Валерия Богатова

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» — прим. В. Б.) очень помог — он — мусульманин и знал, что на Пасху у христиан не принято ходить на кладбище .

Отец Григорий Куценко и Сайпутдин Гутчигов. Фото Валерия Богатова

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

Текст, фото и видео: Валерий Богатов

Грозный не может похвастаться большим количеством православных храмов. При этом на его территории находится храм, избежавших закрытия в годы репрессий религии. Его называют храм Михаила Архангела, покровителя воинов.

История храма

Грозный был местом обитания Терских казаков, которые во все времена придерживались христианского учения. Одним из условий принятия в казацкий стан с древних времен было поддержание Веры, что помогло сохранить православие в этом месте, несмотря на преобладание здесь мусульманской общины.

Основали храм казаки, собирая пожертвования и приобретая природные материалы, которых вокруг Грозного достаточно. Так, в 1868 году они заклали первый камень в постройку православного храма. На протяжении долгих лет храм возводился из природного камня.

Строительство, согласно записям в епархии, закончилось в 1890 году. Храм прошел освящение и стал проводить службы в 1892 году. С тех пор церковь не останавливала своего служения даже в военные годы.

Поначалу каменные стены храма со временем были обложены красным кирпичом. Красные стены и белая отделка храмового комплекса сохранялась на момент передачи зданий под опеку государства в 80-х годах прошлого века.

Внешний вид храма соответствовал архитектуре, принятой при создании таких комплексов. Сюда входят:

  • трехкупольный русский храм с колокольней;
  • ограда;
  • ворота;
  • церковно-приходское двухэтажное каменное жилое строение с подвальным помещением;
  • церковно-приходская школа;
  • котельная;
  • помещения для хранения инвентаря, складские комнаты для запасников и другие вспомогательные здания.

В период боевых действий, проводимых в годы нейтрализации незаконных вооруженных формирований (в 1994-1996 годах и 1999-2000 годах), храм пострадал от попадания в стены снарядов.

Министерство обороны РФ приложило усилия, чтобы с 2004 года провести хотя бы частичное восстановление оплота христианства на этой недружелюбной земле. Позже к процессу ремонта присоединился и Госстрой, выделив средства из собственного фонда.

Работы были начаты в 2005 году. Они проводились на протяжении двух лет. Несмотря на то, что в храме проводят службы по графику, внутреннее обустройство не закончено до сих пор, а новое здание храма строить и не начинали.

Теперь храм стал белым, но с золочеными крестами и куполами, с крышей, покрытой вишневой металлочерепицей, и отделкой из мраморной плитки темно-красного цвета. Церковный дом и другие здания комплекса разобраны, поскольку не подходили по дизайну в стройную архитектурную стилистику проспекта Кадырова.

Ранее часто обещали восстановить его, но на самом деле поставили небольшой финский домик, то есть временное жилище щитового вида. На просьбы восстановления храмового приходского комплекса служители храма слышат только обещания как от президента, так и от главы Республики. Тем временем внешний вид храма постепенно меняют в угоду застройщикам, облицевав внешнюю стену и часть ограды, выходящую в сторону проспекта, камнем песочного цвета, что является кардинальным изменением внешнего облика, находящегося под государственной защитой здания.

Что можно увидеть в Грозном

Приезжая в главный город Чечни, каждый турист может выбрать для себя наиболее подходящие места для отдыха и ознакомления с культурой народа:

  1. Тем, кто любит спорт, будет интересно провести время на «Ахмад-Арена», современном стадионе (самом большом в Чечне). Здесь можно не только посмотреть на все со стороны, но и воспользоваться услугами гида, и побывать на экскурсии внутри комплекса.
  2. Храм Архангела Михаила – великолепное место, где можно очистить душу и почувствовать ауру силы и намоленности церкви, которая не прекращала работу и в годы существования СССР, и в период военного противостояния.
  3. Из Грозного можно отправиться на экскурсию в Цой-Педе. Это – настоящий город мертвых, расположенный практически на русско-грузинской границе. В связи с этим, для его посещения необходимо оформить бумаги в ФСБ. 42 склепа, два святилища и две сторожевые башни создают комплекс, который завораживает своим мистическим ореолом.
  4. Танцующий фонтан «Бегущая волна» удивляет уже тем, что он был создан на территории России самым первым. Несколько отдельных чаш для воды вместе составляют композицию длиной в целых 180 метров. Располагается он напротив мечети «Сердце Чечни», услаждая взоры жителей и туристов с наступлением темноты.

Как добраться до храма Михаила Архангела

Гости города могут добраться до храма, вызвав такси и направившись по следующему адресу: проспект Кадырова, 38. Легко добраться пешком от мечети «Сердце Чечни». Используя общественный транспорт, надо доехать до остановки «ГГНТУ» на автобусе № 5а, 7, 9, 14, 15, 15а, 18, 20, 25, 27, 28, 31а, 35, 55, 111.

Фотографии

Храм Михаила Архангела после восстановления внешних стен и обкладывания их кирпичом.

Внутреннее убранство храма частично восстановлено.

Ночью огни храма Михаила Архангела видны далеко.

Как оказалось, Грозный – не такой отсталый и разрушенный город, как считают многие обыватели. Восстановившись после тяжелых лет борьбы и разрухи, он расцвел, поэтому может привлечь туристов своими особенностями.

Ещё раз виртуально прогуляемся по Грозному. А точнее — по проспекту Ахмата Кадырова, где расположена церковь Архангела Михаила, построенная в 1892 году.
Храм никогда не закрывался, ни в в 1930-е, ни в 1960-е, когда по стране прокатилась волна закрытий и разрушений храмов. Эта церковь выстояла, в отличие от множества других грозненских храмов (причём храмов разных религий, от которых не осталось ничего — в городе были и церкви, и мечети, и костёл, и синагога). И стоять бы этой церкви ещё века, но в середине 90-х, как известно, началась война… В январе 1995 года храм подвергся значительному разрушению. Во время второй войны, в 1999 году, от церкви остались одни руины. Несмотря на отсутствие крыши, некоторых стен, службы велись практически всегда — в руинах, рядом на улице. В 2004 году церковь стали восстанавливать. В 2006 году церковь снова открыли, она была выкрашена в голубой цвет, её купола были синими. В таком виде я впервые увидел храм в 2007 году. Но через некоторое время, в конце 2008 года, церковь подверглась реставрации (разрушения 90-х давали о себе знать), и она изменила свой облик — синие купола стали золотыми, а голубые стены — белыми. Ещё раз, правда практически это незаметно, церковь изменила облик в прошлом году, когда весь проспект А. Кадырова был реконструирован. Тогда фасады всех зданий проспекта изменили облик, были облицованы камнем светло-серого цвета. Белые стены церкви также облицевали.
С противоположной стороны проспекта в том году сняли все заборы: там, на месте когда-то стоявших больших домов, разбили скверы и украсили их несколькими фонтанами. Оттуда появился новый вид на церковь, в интернете, вроде бы таких фото ещё не было. Кроме того, сфотографировал я церковь и с внутренней территории.
В общем, смотрим!
Далее фотки, которые сделаны в январе этого года.
Для сравнения: так выглядела церковь в 2007 году (и таким молодым я тогда был :))))
И ещё для сравнения: такой церковь была в 2009 году (и снова я молодой :))))). Тогда был белый фасад (сейчас же он, напомню, из серого камня)
И 2010 год, тоже ещё белый фасад
А теперь НЕ МОИ фотки. Они найдены в яндекс-картинках, на сайте «Это Ретро», а также скинуты мне в комменты блогером chet-nik 🙂
Январь 1995 года. Вот так выглядела церковь после первых бомбёжек.
После второй войны, 2000-ые годы. Без крыши, некоторых стен, без внутренних конструкций:
А вот так церковь выглядела в советское время:
Ну и снова вид после реставрации 2006 года, до реставрации 2008 года (голубые стены, синие купола)
UPD 18-40
Нашёл ещё две фотографии церкви. В советское время и после первой войны.
Получается, как минимум 4 цвета церковь имела — красная, голубая, белая, светло-серая.
Дореволюционных фотографий найти не удалось, что странно. Есть множество фотографий церквей дореволюционного Грозного, а этой почему-то на просторах интернета нет.

>Чеченская Республика (храмы)

Чеченская Республика

Храм Архангела Михаила (Грозный)

Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. Храм заложен в 1868 году, по имеющимся епархиальным сведениям построен в 1890 г. и освящён в 1892 г. Строили из природного камня на общественные пожертвования. По окончанию строительства является постоянно действующим.

До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.

Исторически комплекс включал в себя храм трехкупольного типа в русском стиле с пристроенной колокольней, ограду с воротами (данный архитектурный ансамбль охраняется государством), каменный двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом, церковно-приходскую школу, котельную и вспомогательные помещения.

Адрес: Россия, 366000, г. Грозный, пр-кт А. Кадырова, 21

Храм святого князя Димитрия Донского (Ханкала)

26 октября 2008 года епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) совершил чин освящения храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Храм был построен в расположении Объединенной группировки войск в Ханкале − пригороде города Грозный, где находится Оперативная группировка подразделений внутренних дел МВД России, где проходят службу сотрудники милиции, командированные из различных регионов России.

На торжественном мероприятии присутствовал Министр МВД тех лет Рашид Нургалиев.

Епископ Феофан поблагодарил представителей власти за оказанную помощь в строительстве войскового храма и зачитал приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

1 марта 2009 года благочинный грозненского церковного округа игумен Варлаам (Пономарев) совершил чин освящения колоколов в храме Святого Димитрия Донского на территории Объединенной группировки войск сил в Северо-Кавказском регионе в Ханкале. Малая звонница, насчитывающая шесть колоколов, была подарена храму колокололитейной компанией «Литэкс».

Адрес: Россия, Чеченская республика, г. Грозный, Ханкала

Церковь Рождества Христова (Наурская)

24 апреля 2016 года, в день празднования Входа Господня в Иерусалим состоялось торжественное открытие нового храма в честь Рождества Христова при участии епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама и Главы ЧР Рамзана Кадырова.

Храм построен на месте станичной деревянной церкви, разрушенной в 1936 году.

Новый храм высотой 33 метра и вместимостью около 500 прихожан возводили специалисты из Екатеринбурга при попечительстве главы «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Иконостас расписывали насельницы Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Купола церкви покрыты настоящим сусальным золотом. В храме установлен электронный звонарь, управлять которым можно при помощи функции SMS на мобильном телефоне.

До этого православный приход размещался в здании бывшего клуба.

4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста и день памяти великомученика Феодора Тирона, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова.

Адрес: 366210 Россия, Чеченская республика, Наурский район, станица Наурская, ул. Лермонтова, 43

Храм святой великомученицы Варвары (Шелковская)

В июле 2007 года руководством Чеченской Республики было объявлено о намерении построить в станице православный храм. Действующий в Шелковской храм святой великомученицы Варвары, фактически, является молитвенным домом.

В 2018 году станица готовится отметить свое 300-летие. К знаменательной дате будет приурочено открытие нового храма святой великомученицы Варвары, строительство которого начато в 2016 году при поддержке республиканских властей и Национальной Ассоциации лесопромышленников «Русский лес».

22 апреля 2016 года епископ Варлаам в торжественной обстановке совершил молебное пение с чином освящения закладного камня в основание храма в честь святой великомученицы Варвары на берегу озера в Шелковской.

Также от лица Главы ЧР Рамзана Кадырова епископу Варлааму был передан в дар ковчег с частицей мощей великомученицы Варвары.

Адрес: Россия, Чеченская республика, Шелковской район, станица Шелковская

Храм Николая Чудотворца (Ассиновская)

Станица Ассиновская основана в 1847 году на месте бывшего чеченского аула Эха-Борзе.

Храм построен одним из первых на территории Ставропольско-Бакинской епархии, построен усилиями казаков.

Летом 1992-го в период Первой Чеченской кампании в Никольском храме был совершён погром: около 30 налётчиков разбили утварь, расстреляли из автоматов иконы, а настоятеля иеромонаха Антония (Данилова) жестоко избили. В 2002 храм был сожжен.

В 2013 году здание церкви внешне полностью отреставрировали при поддержке республиканских властей, но внутри – белые стены, алтарной части нет. На престольный праздник в храм приезжает священнослужитель с другого прихода и совершает молебное пение.

Приход окормляется благочинным Грозненского церковного округа иереем Сергием Абасовым.

Адрес: Чеченская Руспеблика, Сунженский район, станица Ассиновская

Храм великомученика Георгия Победоносца (Червленная)

В одной из старейших на Кавказе станице — Червленной, что в Чеченской Республике, в 2010 году было начато строительство православного храма при поддержке военнослужащих Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России (командир лично).

Храм получил имя святого великомученика Георгия Победоносца — покровителя русского воинства.

Возведение храма вызвало большое воодушевление среди православного населения Червленной, где храма не было с тех пор, как его уничтожил богоборческий режим.

В 2011 игумен Варлаам (Пономарев) освятил храм иерейским чином.

Храм из сруба, деревянный.

Богослужения в нем регулярно совершает клирик Махачкалинской епархии иерей Сергий Коваленко.

Адрес: Чеченская Республика, Шелковский район, станица Червлённая.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Ищерская)

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в станице Ищерская ЧР был открыт в 90-х гг. XX столетия в здании бывшего Дома быта.

Богослужения возобновились в 2010 году после капитального ремонта и установки купола с крестом.

Божественная литургия совершается еженедельно по предварительной договоренности (в пятницу или субботу).

Храм окормляется благочинным Наурского церковного округа иеромонахом Амвросием (Марченко).

Адрес: Россия, Чеченская республика, Наурский район, станица Ищерская

ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Бацбийцы: чеченцы, которые стали православными
Существуют разные версии происхождения этого малочисленного народа – некоторые исследователи считают, что бацбийцы пришли в Грузию из Ингушетии, другие этнографы выдвигают версию переселения цова-тушинов из Чечни. В самой же Грузии убеждены, что бацбийцы – это всего лишь ветвь грузинского народа.
Единственные вайнахи-православные
Если принять во внимание возраст древних ингушских православных храмов (Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимского), многочисленных археологических находок (христианские книги, кресты), то можно предположить, что распространение христианства среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, пришлось на XI – XIII века.
Чеченская топонимика также указывает на христианское прошлое обитателей этих мест – к примеру, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – «поляна святого Георгия». Предки вайнахов поддерживали связь с Грузинской Церковью до нашествия Тамерлана, после чего христианизация горцев надолго прекратилась, и эти народы стали тяготеть к языческой культуре. А в XVII – XVIII веках вайнахи в большинстве своем приняли ислам. Только лишь бацбийцы остались православными и исповедуют эту религию доныне.
На «задворках» Грузии
На сегодняшний день численность бацбийцев (их еще называют цова-тушинами) порядка трех тысяч человек. Они проживают в Тушетии (северо-восточная горная область Грузии), больше всего бацó в селе Земо-Алвани. У бацбийцев есть свой язык (письменность на нем отсутствует), православные вайнахи также владеют грузинским и русским языками. Этот народ ассимилируется с грузинами, быт и культура бацбийцев во многом напоминают особенности жизни соседнего с ними этноса. Бацбийцы испокон веков скотоводы, летом они пасут стада в горах, а на зиму спускаются в свои селения. Дружелюбны, но самостоятельны Бацó стремятся поддерживать связи с исторической родиной – в частности, жители пограничных районов Ингушетии активно контактируют с некоторыми родами бацбийцев. Этот народ старается сохранить свою самостоятельность в пику официальной политике Грузии, направленной на тотальную грузинизацию проживающих в стране этносов. Начало такому «обобществляющему» процессу положил еще Звиад Гамсахурдиа.
В свое время бацбийцы имели самоуправление и представляли собой, по сути, средневековое государственное образование. Автономию бацó потеряли в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. В первой половине ХХ века бацбийцев власти Грузии пытались переселить вглубь Кахетии, в сороковые годы в ходе сталинских репрессий часть бацó высылали с обжитых мест.
Все эти перипетии, а также массовое заселение Тушетии грузинами в 70-х годах ХХ века способствовали постепенной утрате бацбийцами многовековых связей с чеченцами и ингушами. Чтят религиозные традиции Тем не менее, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев наблюдается и поныне, хотя различия между вайнахами-мусульманами и вайнахами-христианами в плане соблюдения религиозных обрядов коренным образом отличаются. К примеру, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину, предварительно перекрестившись перед трапезой, как и положено православному.
Окормляет бацбийцев Грузинская Православная церковь.
Вайнахский народ воцерковляется все активнее, хотя еще в конце XIX века у цова-тушинов (главным образом, среди молодежи) были сильны языческие традиции: молодые девушки и женщины в Великий пост частенько «подслушивали чертей» – угадывали по определенным признакам, какое в конкретном доме бацбийского селения должно произойти событие – радостное или горестное. Источник: Бацбийцы: чеченцы, которые стали православными

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *