Православие о богатстве

Православие о богатстве

Человек и природа. Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на все живое и неживое

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на все живое и неживое, не наделенное его, человеческим, разумом. Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, – всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит еще о ней узнать. Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц – диковинных заморских и наших, знакомых с детства.

Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддается дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (169 слов)

(По И. Акимушкину)

В июле

Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле…

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня, едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, и дремота опускает веки… Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (168 слов)

(А. Чехов)

№ 5

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь.

На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы…

Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам.

Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. (177 слов)

(По А. Куприну)

№ 6

Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали, как два противоположных начала, книги и картины.

Книгам удалось захватить все пространство комнаты: гигантские шкафы высились по стенам, как книжные крепости; стол, втиснутый между стенами, был полонен книгами; они захватили и кресла, и маленький шахматный столик, где лежали аккуратно связанными стопками. Они владели и воздухом комнаты, наполняя его особым запахом бумаги и старинных переплетов; книги насыщали воздух, делая его пыльным и душным.

Картины словно хотели раздвинуть комнату и растворить стену, на которой висели, в тихих, спокойных пейзажах. Они наполняли пространство свежим воздухом рощ и мягким, просеянным сквозь облачную дымку солнечным светом. И если в комнату не проникали шорохи листьев и шепот трав, то лишь потому, что на всех картинах царила тишина. Только ее да мечтательную задумчивость природы изображал на своих полотнах художник.

Вечерами с улицы в комнату проникал свет фонарей, и она, казалось, наполнялась рыхлым серым веществом. В тех местах, где стояли книжные шкафы, вещество сгущалось до совершенно черного цвета. (158 слов)

(По А.

Казанцеву)

№ 7

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

В.С. Пусько, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана

Философия богатства и бедности в современной России

Совершенно очевидно, что в условиях рыночных отношений экономические факторы оказывают все большее влияние на жизнь человека и окружающую его социальную и природную среду. Все люди, как правило, вовлечены в круг хозяйственных забот, постоянно что-то покупают, потребляют, производят, продают, обмениваются продуктами производственной деятельности.
Экономические отношения в цивилизованном обществе всегда оформлены нормативно-правовыми актами. Среди них на одно из первых мест выдвигаются естественные права, полученные человеком с его рождением: право на жизнь, право на свободу труда и занятий, право на личную свободу, право брачного союза, право на свободу совести; права, предоставляемые личности обществом: право владеть собственностью, право вступать в договорные отношения, право на свободу хозяйственной деятельности, право на справедливое распределение доходов, право на неприкосновенность жилища.
Философско-экономический анализ совокупности прав граждан показывает, что они базируются на понятиях, которые являются общими и как для экономики, так и для социальной философии, социологии. К их числу относятся такие понятия как свобода и принуждение, богатство и бедность, рациональность и выбор, труд и отчуждение, желание и потребность, хозяйственная этика, экономическая культура, социально-экономическое неравенство1.
Особенно остро в современной России стоит вопрос о социально-экономическом неравенстве, которое заняло ведущее место во всей системе социальных неравенств, достигло несопоставимо больших размеров и продолжает нарастать. Сегодня речь идет уже не только о неравенстве в доходах и размерах собственности, но и об огромных различиях в качестве жизни, характере и условиях труда, уровне образования, медицинского обслуживания, общей культуры, доступности социальных благ2.
Одним из ключевых показателей, определяющих социальное здоровье общества, является качество жизни. Качество жизни, как правило, характеризует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, наличие и комфорт жилья, доступность и уровень здравоохранения, образования, модность и доступность одежды, структуру досуга, удовлетворенность характером и содержанием труда, состояние окружающей среды, возможность общения, уровень стрессовых ситуаций.
Российское общество живет в условиях углубляющейся материальной дифференциации. Ощущения материальных потерь, ставшее чрезвычайно приметной чертой массового сознания, превратилось в одну из главных причин сохранения пессимистических настроений, характеризующих изменения в условиях жизни граждан. По данным Института социологии РАН 51,9 % населения России считает, что большинство людей стали жить хуже, чем до реформ, начатых в 1991 году3.
Трансформационные преобразования общества, переход к рыночным отношениям, изменившие условия жизни людей, оказали решающее влияние на формирование представлений о господствующих ценностях нынешнего общества. Так, например, если оценка советского прошлого связывается с такими понятиями как честность, порядочность, трудолюбие, то нынешнее состояние общественных отношений определяется наличием богатства и обладанием властью, работой в аппарате чиновников. Сегодня социальная атмосфера насыщена преимущественно духом денег.
Материальные интересы и потребности заслонили собой не только знания, но и трудолюбие, честность, порядочность, отзывчивость, духовность, справедливость и многое другое. Дух потребительства и накопительства вытеснил или свел до минимума прежние моральные противовесы.
Давно доказано, что результативность развития и деятельности личности зависит не только от объективной потребности общества в реализации тех или иных ее качеств, но и от уровня условий, способствующих саморазвитию и самореализации человека, от действенности социального механизма, обеспечивающего определенную степень востребованности знаний, опыта, профессиональной подготовки, творческих способностей индивида. Отсутствие надежного социального механизма, обеспечивающего реализацию объективной общественной потребности непосредственно в деятельности конкретных организационных структур приводит к тому, что проявление инициативы и творчества значительно тормозится ростом потребительства, иллюзиями легкого обогащения (по примеру дутых финансовых пирамид), сомнительным предпринимательством.
Материальное расслоение российского общества объективно привело к появлению относительно небольшого слоя богатых людей и огромного количества бедных. Преодоление бедности выдвинулось в число приоритетных направлений государственной политики. Постановка такого вопроса вполне понятна, поскольку бедность существенно влияет на все стороны жизнедеятельности человека, а в своей крайней форме ведет к разрушению личности.
Родоначальник классической политэкономии А.Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» различал абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность существует тогда, отмечал он, когда рабочий своим трудом не может обеспечить семье уровень, который необходим для воспроизводства жизни. В относительном понимании бедность есть состояние, в котором семья живет без того, без чего считается недостойным обходиться приличному человеку даже низкого ранга. Уменьшение бедности в обществе связано с динамикой экономического развития: устойчивый экономический рост поднимает уровень жизни всех классов и слоев общества.
П.Ж.Прудон считал существование бедности фундаментальным социальным законом. В труде «Философия нищеты» он отмечал, что в докапиталистических обществах уровень благосостояния большинства простых людей находится на постоянном и достаточно низком уровне – на уровне пристойной бедности. Развитие капитализма, распространение корыстолюбия и жажды роскоши привели к еще большему расслоению общества и возникновению ненормальной бедности – нищеты и пауперизма.
К.Маркс, критикуя «Философию нищеты» Прудона, поддерживал его в том плане, что по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность и нищета большинства остальных людей. Прогресс в техническом вооружении производства приведет к безработице, к формированию нищего «избыточного населения». Однако реальное историческое развитие капитализма не подтвердило теорию обнищания К.Маркса.
Вместе с тем и в эпоху «индустриального», «постиндустриального» и «потребительского общества» проблема бедности не исчезла. Даже в высоко развитых странах сохраняются классические бедняки, живущие в основном на пособия. Наряду с ними возник феномен «новых бедных», появление которых объясняется взаимосвязанными процессами изменения характера занятости в современных обществах и модификацией старого социального противоречия между бедными и богатыми в рамках глобализации. Богатство и бедность становятся функциями глобальной экономической системы. Богатые существуют рядом с бедными и во многом, благодаря им. Вместе с тем, наблюдается процесс свертывания институтов социального партнерства между работодателями и работниками, происходит сокращение трудовой деятельности в ее традиционном смысле: массовый переход к работе по несколько часов в неделю, по краткосрочным контрактам4.
Каковы же причины такого стремительного материального расслоения общества в России в последние десятилетия?
Одной из главных причин является особенность приватизации в России в 90-е годы, в результате которой были созданы условия для сказочного обогащения небольшой группы людей, которые в считанные годы приобрели огромные состояния далеко не коммерческими путями, а используя установившиеся личные отношения с властью или с семьей того, кто был на ее вершине. В результате этого сложившийся уровень неравенства доходов различных групп населения поражает своими размерами. Так, если в начале рыночных реформ доходы 10 процентов наиболее обеспеченных граждан России превышали доходы 10 процентов самых малоимущих наших сограждан в 4,5 раза, то уже к 2008 году разрыв достиг 17 раз5. 10 процентов наиболее благополучных россиян получают почти половину прироста денежных доходов, а на долю 10 процентов самых бедных приходится только 3 процента доходов. Самыми богатыми олигархами России, которые украшают первые строки рейтингов миллиардеров, по данным отечественной и зарубежной печати являются: Алишер Усманов (S 18 млрд.800 млн.), Владимир Потанин (S 14 млрд. 500 млн.), Вагит Алекперов (S 13 млрд. 500 млн.), Михаил Прохоров (S 13 млрд. 200млн.), Роман Абрамович (S 12 млрд. 200млн.)6. Причем процесс имущественного расслоения продолжается. Такая тенденция вступает в явное противоречие с положением в индустриально развитых странах, где разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан сокращается.
Более того, сложившийся в России слой олигархов не довольствовался своим положением в экономике, а практически стал заправлять делами в государстве, формировал экономическую, финансовую, внешнеэкономическую политику, назначал своих людей на командные должности, оказывал серьезное влияние на законотворческие и нормотворческие процессы7.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в эти годы формировался и другой слой новых предпринимателей, которые обрели значительные состояния не в результате скандальной приватизации, махинаций на рынках, преступного сговора с представителями власти, а нормального ведения бизнеса, процессов концентрации и централизации их капитала.
Вторым важным фактором имущественного расслоения граждан страны явилось то, что преобладающая часть крупных бизнесменов вкладывала свои средства не в производство, а в высоко прибыльную добычу энергоносителей и экспорт их в другие страны. Перелив доходов крупных олигархов в промышленное, сельскохозяйственное, строительное, дорожное производство оказался ничтожно малым. В ряде естественных монополий огромные средства, полученные в виде доходов, направлялись на строительство престижных зданий, распределялись среди высшего персонала менеджеров, тратились на оплату грандиозных банкетов, отдыха на дорогих курортах, а не выделялись на замену устаревшего оборудования (в тех же нефте- и газодобывающих отраслях), на внедрение новейших технологий в производственные процессы.
Крен в сторону экспорта энергоносителй породил парадоксальную ситуацию во внутреннем потреблении газа и нефтепродуктов. Так, страна, которая имеет треть общемировых запасов газа, занимает первое место в мире по его добыче, сама газифицирована на 62 процента. Кстати, приграничные с Россией Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша газифицированы российским газом на 95 процентов8.
Серьезную опасность развитию страны вызывает принявшая большие масштабы монополизация ряда отраслей сложившимися компаниями. Так, например, свыше 80 процентов нефти добывается и более 75 процентов перерабатывается пятью компаниями; 70 процентов авиационного грузооборота осуществляется четырьмя перевозчиками; 90 процентов калийных удобрений производится двумя компаниями. Усилия федеральной антимонопольной службы, ведущей борьбу с тенденцией монополизации рынков мало успешны.
Серьезной причиной нестабильности экономического развития является отсутствие прозрачности в использовании как выделяемых из бюджета средств различным компаниям, так и полученных в ходе финансовой деятельности. Так, например, «Роснанотеху» в конце 2007 года было выделено из федерального бюджета более 5 млрд. долларов на разработку и внедрение высокотехнологичных проектов. Однако в июне 2008 года они были размещены в качестве «временно свободных средств» на депозитах восьми банков, а не использованы по целевому назначению. Если государственный внешний долг России постепенно сокращался, то только в 2008 году быстрыми темпами увеличивался внешний корпоративный долг, который составил на конец года 488 млрд. долларов США. Это создало серьезную зависимость экономики страны от притока средств из-за рубежа, что чревато финансовыми трудностями, особенно в условиях мирового кризиса9.
Мировая финансовая ситуация привела к тому, что реальный сектор российской экономики почувствовал острую нехватку средств. Решение о передаче значительных государственных ассигнований в реальный сектор экономики было поручено более ста коммерческим банкам, которые в свою очередь получали деньги от крупных государственных банков. На поддержку этих банков государство выделило 6,5 трлн. рублей, а на повышение социальной защищенности населения в 14 раз меньше. Вскоре оказалось, что государственные средства многими банками конвертировались в валюту и вывозились за рубеж. Эта ситуация заставила проводить политику жесткого государственного диктата в отношении банков, получающих государственные средства. На это особо указал прежний Президент РФ Д.А.Медведев в своем послании Федеральному собранию.
Почти не оправдала себя и так называемая «плоская» шкала подоходного налога. За время ее применения масштабная легализация доходов граждан фактически не наступила. Более того, темпы прироста личных состояний наиболее богатых россиян многократно превысили темпы прироста уплачиваемых ими налогов. Как справедливо подчеркивает Е. Примаков в своей книге «Мир без России?» в нашей стране при введении прогрессивной шкалы налогообложения, скажем до 20 процентов, можно было бы вообще освободить от подоходного налога тех, кто живет ниже официально определяемой черты бедности10.
Следует констатировать, что борьба с бедностью в России, как правило, ограничивается небольшими прибавками к пенсиям и зарплатам бюджетников. Это не приводит к преодолению тяжелого материального положения пенсионеров, получающих в виде пенсий лишь 25 процентов от зарплаты. В стране около 35 процентов лиц находятся ниже или рядом с чертой прожиточного минимума, причем это семьи работающих с одним или двумя детьми, или пенсионеры, а в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получают более двух третей работников. Следует заметить, что в последнее время, фактически сразу после вступления России в ВТО, значительно выросли цены на все энергоносители, на самые потребляемые основной массой населения продукты питания – хлеб, крупу, молоко, яйца, на проезд во всех видах транспорта, на товары и услуги первой необходимости, на ЖКХ, причем некоторые кампании умудряются получить деньги за ЖКХ дважды.
В условиях постоянно меняющейся ситуации, явного сращивания части госслужащих с бизнесом, расцвета коррупции, которая превращается в эпидемию, многочисленные слои населения так и не смогли приспособиться к крайне запутанной рыночной стихии. Многие россияне, не имея соответствующей государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни и скатились за грань бедности и нищеты, или пополнили ряды малообеспеченных слоев.
В данном случае адаптация рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и общества, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. При этом важнейшим компонентом становится согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, то есть процесс и результат перестройки деятельности и поведения индивида в ответ на новые требования среды.
Современное социальное неравенство воспринимается как зло и крайне нежелательный в обществе феномен. Отношения между бедными и богатыми трактуются как достаточно конфликтные. Глубокий социальный разлом приводит к сохранению напряженности между полярными частями общества. В конце прошлого года газета Аргументы и факты провела Интернет-опрос среди населения нашей страны. Был задан один вопрос: Как вы относитесь к олигархам? 57 процентов опрошенных особых чувств к ним не испытывают, 33 процента – презирают, 6 процентов – завидуют, 4 процента – восхищаются. В то же время, по данным социологов примерно 22 процента взрослых россиян выражают сегодня уверенность, что между бедными и богатыми возможно взаимопонимание и сотрудничество11.
С социологической точки зрения справедливым представляется такое общество, в котором многочисленны средние слои, социальная дистанция между ними и верхними слоями невелика, уровень мобильности населения высок, а низшие слои населения составляют меньшинство членов общества. Именно это гарантирует, если есть социальная защищенность слабых, спокойствие и социальную интеграцию.
Учитывая всю глубину пропасти между бедными и богатыми, огромное подозрение общества к богатству и бизнесу, финансово-экономическим кругам, видимо сложно рассчитывать на их полное доверие и взаимопонимание, но компромисс между бедностью и богатством при соблюдении ряда основополагающих условий вполне возможен.
Важнейшим условием такого компромисса в современной России является переход к социально ориентированной экономике, направленной на рост благосостояния россиян. Выдвижение и постепенная реализация четырех национальных проектов – по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства направлены на подъем уровня жизни населения. Это может как то снизить разграничительную грань между бедными и богатыми в современной России.

Литература
Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. М.: 2013. -430 с.
Глухов В.В., Окрепилов В.В.Управление качеством жизни.СПб.: 2008. -482 с.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М.: 2011. – 671 с.
Зиятдинов Ф.Г, Зиятдинов А.Р. Государственное регулирование качеством жизни в условиях рынка. Казань, 2009. -204 с.
Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. Ежегодник. Выпуск 7. М.: ИС РАН. 2008. с.96-112.
Петухов В.В. Социальное самочувствие россиян // Вестник РАН. 2007. № 6.
Примаков Е.М. Мир без Росси? К чему ведет политическая близорукость. М.: 2009. – 321 с.
Ржаницина Л. Новый этап социальной политики в России // Вестн. Ин-та экономики РАН, 2009. № 1. с.35-52.
Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара. 2007. — 196 с.

1 См. подробнее. Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара, 2007. – 197 с.
2 См.: Россия в глобализирующем мире: социальные аспекты. – М.: ИСЭПН РАН, 2006
3 См.: Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. В Кн. Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. –М.: ИС РАН. 2008, с.102.
4 См.: Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. –Самара, 2007. 196 с.
5 См. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. –М.:2009, с.

133.
6 СМ.: Аргументы и факты. 26.IХ-2.Х.2012. № 39.
7 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.101-104.
8 См.: там же, с. 122.
9 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.124-127.
10 Примаков Е.М. Мир без России? С. 134.
11 См.: Аргументы и факты 2012, № 39; Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. С. 117.

«Правильное распоряжение богатством всегда почиталось на Руси искусством и даром Божиим. В христианстве нет осуждения богатства, но есть осуждение привязанности к богатству» (патриарх Кирилл).
«Имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет» (Лк.

19, 25). Речь идёт о тех «имеющих», которые больше отдают. Это им, по учению Христа, дастся и приумножится. Потому что они лишь посредники между Верховным Владельцем всех богатств мира и теми, кто в этих богатствах, дарах по-настоящему нуждается – обездоленными, убогими, сирыми, беспомощными.
Живи и жить давай другим; живи не как хочется, а как Бог велит; человек живёт телом на земле, духом на небесах; с собой в могилу ничего не унесёшь; не поможет богатство в день гнева; голым родился, гол и умрёшь; сребролюбие – корень всех зол – такие ценности исповедовали многие русские зажиточные люди.
«Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Притч. 13, 11).
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь» (Притч. 22, 4).
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч. 28, 27).
«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11).
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).
«Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).
Апостол Павел напоминает, что время жизни человеку дано не на то, чтобы покупать и приобретать или пользоваться миром сим, но что время каждого человека – коротко по сравнению с уготованной ему вечностью. И использовать это время нужно на постижение Истины, чтобы после смерти оказаться рядом со Спасителем.
«Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, провозвестник голода, гадатель о бездождии» (Иоанн Лествичник).
Иоанн Златоуст считал: богатство не зло само по себе, злом и грехом может стать лишь страсть к богатству: «Нет никакой пользы в деньгах, когда бедна душа, и нет никакого вреда, когда душа богата». Сребролюбие – страсть к стяжанию богатства, святитель определил как самый тяжкий грех: «… нет ничего беззаконнее сребролюбивого. Действительно, такой человек и сам себя продаёт, и делается общим врагом вселенной, когда скорбит, что земля не приносит золота вместо колосьев <…> отвращается всякого дела, через которое нельзя приобрести денег».

Зачастую мы полагаем, что богатство даёт человеку свободу. Разумеется, деньги дают независимость от некоторых вещей и даже людей; от уровня цен. Постепенно потребность человека в деньгах переходит в зависимость от них. Сначала он чувствует, что просто обязан их тратить, чтобы оправдать свои усилия по их добыванию, поднять свой престиж в глазах таких же, как он. Затем он начинает бояться потерять слишком много, становится скупым, жадным. И, наконец, богатство лишает человека свободы – оно делает его своим рабом.
Богатство имеет такое влияние на человека, что он редко останавливается на достигнутом, не довольствуется средним достатком, а стремится увеличить его. Предпринимателю нужно помнить, что постоянная гонка за новой прибылью будет иссушать его душу.
Некоторых привлекает в жизни богатых избыток материальных благ сам по себе.
Медикам с глубокой древности известно, что избыток питания, отсутствие ограничений в питье, невоздержание пагубно сказываются на здоровье человека. С духовной точки зрения происходит следующее: сребролюбие тянет за собой чревоугодие, чревоугодие – сладострастие, сладострастие – блуд.
Щедрость и доброта не являются следствием избытка материальных благ. Богатство нередко идёт рука об руку с жадностью, причём даже по отношению к самому себе.

Есть люди, которые считают, что богатство даст им защиту от случайностей, кризисов, обеспечит покой на долгие годы.
Истинной защитой может нам служить только верность Богу, умение «в Бога богатеть», чтобы было чем оправдаться перед Ним после смерти и наследовать жизнь вечную.

Некоторые думают, что богатство принесёт им любовь окружающих.
За деньги нельзя купить любовь, понимание и уважение окружающих, даже если тратишь часть из них на добрые дела. Эти духовные блага посылаются нам, как и всё остальное, Господом – не по заслугам нашим перед ним, а тем более перед людьми, а по его великой милости.

Есть и такие, которых привлекает в богатстве возможность получить власть над людьми.
Иметь власть над людьми мы можем только потому, что её нам доверил Господь, и за то, как человек распорядился этой властью, тоже придётся держать ответ – стали ли от этого люди профессионалами, научились ли добру, смогли ли сделать угодные Богу дела или в них развились подозрительность, жадность, тяга к предательству и наушничеству? За всё это придётся держать ответ.

Для верующего человека очень важно избежать ещё одного соблазна: осуждения всех, кто богаче его. В таком отношении кроется ещё и зависть. Порой за ней рождается ещё одна не самая благочестивая мысль: «у них богатство, а у нас духовные подвиги, тем более, что всё это богатство неправедным путём нажито».
Богатство и бедность посылает человеку Господь. Поэтому нужно относиться к своему материальному состоянию как к проявлению Его воли – спокойно, с благодарностью и достоинством. Не всегда бедный человек несчастлив, даже если кажется со стороны, что это так.
Мы должны верить, что Господь не посылает испытания большего, чем есть в нас душевных, да и физических сил, но их глубину и запас измерить может только ОН.

Милостыня – дело Божие, её на Руси просили всегда «Христа ради», и, отказывая просящему, мы отказываем Самому Спасителю.
Подавая милостыню, мы должны исходить из своих возможностей, из веления своей души и не думать о том, куда и как употребить её проситель – мы своё дело сделали, о душе своей позаботились, а если он хочет согрешить в ответ, не нам его судить, на всё есть Суд Божий.
Если мы отказываем в помощи нашим ближним и неимущим на том основании, что «у нас самих мало», то мы никогда не станем настоящими христианами.
Мы порой, мечтая избавиться от обуревающих нас страстей, которые мучают душу, всё же жалеем о том, что такое избавление возможно лишь на пути, где придётся расстаться с чем-то материальным: деньгами, престижной работой, имуществом. А ведь именно этого Господь требует от нас – непривязанности к материальному, умению в любой момент легко расстаться с любым дорогим предметом, истинной свободы души.

«Нам нужно вспомнить, что главное богатство – это люди… Возрождение предпринимательской свободы, восстановление права человека на собственность нельзя отделять от системы нравственных ценностей, в которой богатство – это результат созидательного труда, а труд – это долг перед Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к материальному достатку «умеряется», уравновешивается влиянием духовно-нравственных принципов» (патриарх Алексий II).

Материальные блага не могут сделать человека счастливым. «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12.15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *