Православие и дети

Православие и дети

Вот десять интересных игр, которые помогут педагогам и родителям воспитать в ребенке духовно — нравственную личность. Их смело можно использовать на детских праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе.

1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Ведущий читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет). Потом ведущий называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло
горе — радость
хорошо — плохо
трудолюбие — лень
жадность — щедрость
трусость — храбрость
любовь — ненависть
грубость — вежливость
мир — война
темнота — свет
дружба — вражда
грязь — чистота и т. д.

2. Шарик с пожеланиями

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа.

Ведущий напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3. Пять орешков

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Ведущий обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2–3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4. «Помоги дедушке и бабушке

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Ведущий напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

6. «Заветные буквы»

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

7. «Розовые очки»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Ведущий обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Потом объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ
С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!
А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

8. «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Ведущий обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4–5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Первый этап — игра проводится в микрогруппах.
Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.

9. Свеча

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Ведущий читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Потом зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

10 Ангел-хранитель

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Ведущий напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Ведущий предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Советы организаторам

1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.

3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.

Духовное воспитание ребенка в православии

Духовное воспитание ребенка — это воспитание его мировоззрения и навыков практической духовной жизни.

Православные родители понимают, что, позврослев, ребенок критически пересмотрит все, что было дано ему в этой области в детстве. И для адекватного родителя это дополнительный стимул воспитывать ребенка вдумчиво и ответственно.

Ребёнок в Церкви. Часть 1

Уминский Алексий, протоерей

И вот мы думаем, как бы так сделать, чтобы и наш ребенок не смотрел телевизор, не любил мультфильмов, не жевал жвачку. При этом некоторые жития нас успокаивают: преподобный Сергий плохо учился, праведный Иоанн Кронштадтский — тоже. С ними совершилось чудо. И вот что мы делаем: мы с младенчества заставляем ребенка поститься, вместо сказок читаем жития святых, нагружаем молитвенным правилом, лишаем игрушек, за каждый проступок пугаем Богом и наказанием, и вместо того, чтобы развивать ребенка, заказываем молебны преподобному Сергию, чтобы наше чадо поумнело. Мы пытаемся некоторые вещи — иконографические — сделать методом православного воспитания. Мы пробуем с абсолютной точностью перенести эти образы на свою семью (в то время как жития — это икона, написанная словесно)…
Читать дальше

Ребёнок в Церкви. Часть 2

Уминский Алексий, протоиерей

Первая исповедь ребенка — один из трудный моментов духовного воспитания. Если у семьи есть духовник, есть своя духовная традиция, решить проблему подготовки детей к исповеди несложно, сложнее, помогая, не навредить детской душе. Некоторые родители сами пишут исповедь за ребенка. И вот приходит к батюшке семилетний мальчик, который только-только научился писать, и подает написанную взрослым почерком записку со сложными предложениями и правильно расставленными знаками препинания.
Читать дальше

Трудности детской исповеди

Владимир Воробьев, протоиерей

Легко научить детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше пропустить младших, уступить место. Они все это могут делать, и это, конечно, хорошо. Приятно видеть таких воспитанных детей.

Но это совершенно не означает, что они при этом живут духовной жизнью, что они по-настоящему молятся Богу, что они ищут общения с Богом. Это совершенно не означает устремления к реальному соединению с благодатью Божией. Соответственно такому их образу жизни возникают трудности на исповеди.
Читать дальше

Святые отцы о духовном воспитании детей

Не воображай, что ты старица, не воображай, что ты духовник в женском образе, и не воображай даже, что ты исповедник, потому что большей частью у родителей дети не исповедуются, а скажи: вот, мы спутники. Я такая же неопытная, как ты, только немножко старше, я видела и слышала и читала такие вещи, которые ты, может быть, не видел и не слышал, и не читал, — я с тобой поделюсь тем, что я знаю. Вот и все.
Читать дальше

Секреты хорошего христианского воспитания детей

→ статьи / христианам

Сусанна Уэсли

Вашему вниманию предлагаем советы Сусанны Уэсли, которая родила и воспитала Джона и Чарльза Уэсли, основателей методизма (одной из ветвей протестантизма). Этот факт говорит о том, что её советы христианского воспитания детей вполне эффективны.
Формирование добрых привычек
«Дети жили в постоянной каждодневной рутине, и с самого рождения от них требовалось то, что они были способны сделать. Когда ребёнку исполнялся 1 год, его учили плакать тихо. Таким образом, избегали лишних наказаний». «Семья их обычно жила в таком спокойствии, что казалось, там нет детей. Когда дети подрастали и могли кушать обычную пищу, то режим их питания был ограничен трехразовой едой в день. Их столики были рядом с нашим столом, если они, что-то хотели с нашего стола, то просили тихим голосом. Им не разрешалось кушать вне расписания, за исключением, когда они болели». «После домашнего собрания в 18 часов, они кушали. После этого в 19 часов, их купали, начиная с самых маленьких, и приготавливали их ко сну. В 20 часов они все уже были в постели».
Дисциплина
«Чтобы сформировать у детей разум первое, что должны сделать родители — это завоевать их волю и научить их повиновению. Формировать их полное понимание – это медленный процесс и требует много времени и усилий».
Вежливость
«Быстро научали их, что не получат ничего, что просили со слезами. Наставляли их, что разговаривать нужно четко, спокойно и объяснять ясно, что они хотят. Никогда не разрешалось им просить что-то без «пожалуйста». Учили их относиться с уважением ко всем людям».
Духовное воспитание
«Как только научались разговаривать, их учили молитве «Отче наш». Они повторяли эту молитву перед сном и когда вставали. По ходу того, как они росли, учили прибавлять к этой молитве другие просьбы: за своих родителей и за других людей. Также учили их отдельным стихам из Библии, которые по их возможностям, они могли выучить наизусть».
«С малых лет дети научались отличать воскресенье от других дней недели. Учили их быть спокойными и тихими на домашних молитвах, и просить благословение после всего. Просили благословения жестами до того, как научались говорить или вставать на колени».

«Произносить имя Господа напрасно, проклинать, говорить грубые слова, пустословить было для них незнакомо. Научили называть их между собой «брат» и «сестра».
восемь Правил Сусанны
Вот 8 правил, которые передала Сусанна, через своего сына Джона, всем христианским семьям Англии того времени:
1. Я заметила, что дети говорят ложь из-за страха и из-за трусости. Чтобы избежать этого, мы решили, что когда ребенок признает то в чем он виноват и обещает не повторять больше, то его не наказывали.
2. Никакая погрешность, такая как: обманывать, плохо вести себя в церкви, непослушание или недовольство никогда не оставались без наказания.
3. Ни один ребенок не должен быть наказан два раза за одно и тоже. Если исправили его поведение, то не вспоминают больше об этом.
4. Каждое послушание, которое идет против его склонностей, должно быть одобрено.
5. Если ребенок сделал что-то для послушания или для того, чтобы угодить своим родителям, хотя не совсем правильно, то это должно восприниматься с добротой и объяснить ему, как сделать лучше.
6. Право на собственность каждого ребенка должны уважать другие, хотя даже речь идет о незначительных вещах. Никто не должен взять его принадлежность без его одобрения.
7. Обещания должны исполняться четко. Подарок, который дается, потом не отнимается.
8. Девочка не должна быть научена работать (шить, вязать и т.д), пока не выучится хорошо читать. (Примечание: В те времена мало женщин умело читать. Считалось важнее работать по дому.)
школа на дому
В семье Уэсли все и каждый день, занимались по 6 часов. В эти часы не разрешались никакие шумные игры и пустые разговоры. Их терпение было заметно. Однажды, объясняя грамматическое правило своей дочери, она повторяла одно и тоже много, много раз. Подняв глаза, увидела своего мужа, который наблюдал за ней. Он сказал: «Я удивляюсь твоему терпению. Ты повторила ей 20 раз одно и тоже!» «Если бы я повторила только 19 раз, она не поняла бы, а вот как раз в двадцатый раз она наградила мои старания!» – улыбнулась Сусанна. Она знала склонность каждого ребёнка и молилась за развитие его таланта. Просила Господа, чтобы Он помог ей наставить детей, чтобы жизни их имели определённую цель. Каждую неделю, она уделяла один час каждому ребёнку, для того, чтобы поговорить наедине с ним о его проблемах. День недели и час были неизменны. И каждый ребёнок знал об этом, и желал разговора с матерью. Например, день Джона был после обеда в четверг. Никогда он не забыл об этом. Даже взрослый, далеко от дома, он уединялся в это время, чтобы писать письма своей матери. Сусанна была уверена, что каждый ребенок имел равную важность для неё. Искала способы, чтобы каждый понял, что он какой-то специальный. Например, Джону она напоминала, что он был «головня, исторгнутая из огня» и поэтому чувствовала особую ответственность беречь его душу.
советы Сусанны в воспитании детей
1. Научи твоих детей лично познать, полюбить и служить Богу и Христу, как своему Спасителю и Господу.

2. С любовью, мудростью и твёрдостью сломи натуральное упорство каждого ребенка, так поможешь им в спасении их душ.
3. Научи молиться твоих детей сразу, как только научатся говорить, и изучать Библию, как только научатся читать.
4. Формируй добрые привычки в твоих детях, так сформируешь в них всесторонний характер на всю жизнь.
5. Похвали любое усилие, которое прилагает ребёнок, чтобы вести себя хорошо, хотя это не очень получается у него.
6. Научи его уважать принадлежности своих братьев и других людей.
7. Выполняй свои обещания и никогда не подкупай его фальшивыми обещаниями и не грози ему напрасно.
8. Не позволяй, чтобы твои дети кушали вне расписания, и не кушали много сладостей.
9. Научи твоих детей ложиться спать, как можно раньше и научи их вставать рано.
10. Научи детей принимать лекарства без сопротивления и плача.
11. Научи своих детей не плакать громко, и не давай ничего, за что они ревут.
12. Внуши им, что школьные обязанности – это главное, а потом игры.
13. Не оставляй без должного и своевременного наказания ни один грех такой как: обман, плохое поведение в церкви, непослушание или мятеж в любой форме, но не делай это с гневом и раздражением, а с любовью и терпением.
14. Не наказывай ребенка 2 раза за один и тот же поступок. Если наказал, то больше не вспоминай об этом и не упрекай за это.
15. Надо помнить, что родители есть представители Христа. Они познают любовь Христа, потому как ты будешь их любить.
16. Научи ребенка быть пунктуальным, при этом сама дай ему нужный пример.
17. Дети учатся не то, что говоришь, а то, что делаешь.
18. Запомни, что порядок и чистота в доме это первое, что должна гарантировать любая мать, чтобы научить своих детей расти организованными и чистоплотными.
19. Всё имеет свое место в доме.
20. Научить отличать воскресенье от всех остальных дней недели. Сама чти и уважай его.
21. Никогда не выясняй своих отношений перед детьми, это губительно.
22. Научи повиноваться ребенка с радостью, с первого слова и беспрекословно.

Дети это Божий дар взрослым людям, которые часто об этом забывают. Люди спешат спасать других людей, кидаются совершать подвиги, но иногда совершенно забывают о самых маленьких, кого подарил Господь и кого некоторые семейные пары вымаливают у Него годами.
Даже святые отцы, которые отвечают за несколько приходов и окармливают много людей, постоянно говорят о том, что семья никогда не должна страдать из-за занятости в церкви, так как даже в Библии имеются слова, говорящие о том, что человек, не заботящийся о домашних своих, хуже неверного. Действительно, как можно управлять в Церкви и при этом забывать о своих близких и родных? Святое место никогда пустым не бывает и на место одного священнослужителя всегда может прийти другой, а вот в семье отца или мать, нельзя заменить другим человеком, поскольку он будет чужим. Есть там правда и такие слова: кто есть мать мне, и брат мне? Истинно говорю вам, что всякий верующий и слушающий отца небесного есть мне и мать и брат. Поэтому тут нужно иметь разум и стараться поступать по совести и с любовью к ближним.
Если мужчина пребывает на своем месте в кругу своей семьи, то и его дети будут расти с осознанием того, что они не просто приложение к жизни взрослых, а необходимость, без которой практически невозможно нормально жить. Ведь детей не столько интересуют подарки, которыми некоторые родители пытаются компенсировать свое постоянное отсутствие, сколько возможность побыть с мамой и папой вместе одной полноценной семьей.
Без прямого участия в жизни ребенка невозможно говорить о его полноценном воспитании, которое должно начинаться не в 16 лет, а с самого рождения. Но, воспитание тоже может быть разным, поэтому иногда оно не пользу приносит подрастающему поколению, а непоправимый вред. Например, если в семье один или оба родители курят и сквернословят, то каким вырастает ребенок в большинстве случаев? Верно, таким же, как и его мама с папой, потому что «Семя от растения падает недалеко».
Таким образом, воспитание своего чадо необходимо начинать с личного воспитания, которое, увы, легким не бывает.

Стоит помнить, что нужно заботиться не только о материальном благополучии своего ребенка, которое является преходящим и тленным, но и о его нормальном духовном состоянии и развитии в свете православных учений, о спасении его души. Для этого непременно нужно самим ходить в храм, причащаться и исповедоваться.
Будучи истинными православными Христианами, родители смогут воспитать своих детей в Христианском духе, где зло и добро имеют четкие границы. С таким воспитанием ребенок умеет с детства различать, что есть хорошо, а что есть плохо и поэтому в жизни ему намного легче даются некоторые решения. Словом, воспитывая у ребенка любовь к Богу, родители обеспечивают не только его спокойную правильную и защищенную жизнь, но и самое главное: спасение его вечной души и наследование жизни вечной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *