Православие гарри поттер

Православие гарри поттер

Гарри Поттер глазами православных

Виктор Дамис Кузнецов

Перепечатано с www.pochaev.org.ua
Этот 11 -летний мальчишка в круглых очках уже поставил на уши Европу и Америку. Его любят и ненавидят. Превозносят до небес и обвиняют в поклонении Сатане. В нашей стране его только-только начинают узнавать — пока по книгам. Запад уже на коленях перед этим обаятельным чудовищем. Мы — на очереди. Через три месяца растиражированный на целлулоиде, видеокассетах и компьютерных играх культовый образ всей рекламной мощью обрушится на юных россиян, вовлекая их в искусственно созданную манию.
Родители! Запасайтесь валокордином — акулы российского шоу-бизнеса уже готовятся основательно подломить ваши семейные бюджеты!
Смутьяна международного масштаба зовут Гарри Поттер. Он — герой книг английской писательницы Джоан Ролинг. За границей ее сочинения за короткое время побили все рекорды раскупаемости, а на днях состоялась премьера фильма-экранизации. И романы, и фильм адресованы подросткам, однако их читают и взрослые. Восхищаются не все. Сама писательница, ставшая в одночасье богатой и знаменитой, с изумлением узнала, что в США, например, некоторые магазины принципиально отказываются торговать «Поттером»: дескать, ему не место в одном помещении с христианской литературой. А в предместье американского города Питсбурга преподобный отец Джордж Бендер и его паства на традиционной воскресной службе сложили костер из книг о Гарри Поттере. По их мнению, эти вредоносные романы пропагандируют чернокнижие и колдовство.
Сирота Гарри Поттер живет в доме своих тети и дяди, которые о нем не особо заботятся. Но неожиданно мальчик получает сногсшибательное письмо: он зачислен в Школу Чародейства и Волшебства! Потому что Поттер на самом деле — потомственный волшебник. Волшебниками были его родители, которые, оказывается, вовсе не погибли в автомобильной катастрофе — их убил черный маг, давно жаждущий захватить власть над миром. Значит, надо идти обучаться магическому ремеслу, а выучившись, с волшебной палочкой в руке вступать в смертный бой с силами зла.
Населяющие романы сказочные существа живут вполне современно: у них есть собственная бюрократическая структура, банки и учреждения. Но все это действует волшебным, а не реальным образом. С помощью волшебства и алхимии Гарри Поттеру предстоит разобраться с погубителями папы и мамы и попутно навести порядок в магическом Зазеркалье. Воплощенная в красивой литературной сказке мечта каждого ребенка: по-щучьему велению стать сильным и справедливым. Правда, родителей детей — поклонников Гарри Поттера смущает одно немаловажное обстоятельство: стараниями реальных чародеев, позаботившихся о том, чтобы из красивой сказки выжать как можно больший доход, игра очень быстро перешла в образ жизни.
Ребенку уже мало романов — теперь он хочет иметь «волшебную» атрибутику, производство которой поставлено на поток. Критик, побывавший на премьере фильма о Поттере, с удивлением осматривал сидящих вокруг детишек: все как один были наряжены в «поттеровс-кие» мантии и размахивали игрушечными волшебными палочками. Учиться им теперь интересно только одному — колдовству.
Одновременно с фильмом подоспели электронные игры — воспроизвести «волшебный мир» у себя дома может каждый обладатель компьютера. Только этот надуманный мир, жалуются родители, не совпадает с обыденностью. К тому же очарование малолетним волшебником Гарри Поттером пришлось на возраст, непосредственно предшествующий переходному, когда подросток сталкивается с реалиями окружающего мира и адаптируется в нем. Для «очарованных» переход этот может оказаться весьма болезненным, говорят психологи. И еще римско-католическая церковь — она не скрывает своей обеспокоенности. А наша?
«Дорогие братья и сестры! Обращаюсь к вам с предупреждением и просьбой. Известная книга «Гарри Поттер» английского автора-сатанистки достигла России. Это цикл повестей о похождениях и подвигах мальчика-колдуна Гарри Поттера, который борется со злом (плохими взрослыми, родителями, учителями и священниками) с помощью магии и духов. Описаны подробно ритуалы, заклинания, изготовление амулетов и пантиклей и т.

д. — практическое руководство по магии для начинающих. Многие дети тут же пробуют повторить действия Гарри.
Мальчику или девочке достаточно прочитать любой рассказ, и они получают подробное описание, как колдовать, вызывать духов, гадать, влиять на людей. Иисус представлен жалким слабаком, заслуживающим презрения. Один сатанистский авторитет хвалился тем, что ряды сатанистов пополнились 20 миллионами мальчиков и девочек за время, прошедшее с выпуска первой повести. Теперь эта книга у нас, и русские дети скоро начнут играть в Гарри Поттера.
Просьба: оповестите всех своих знакомых, друзей, родственников, сделайте объявления в церквях об опасности этих книг. Сделайте что-нибудь, чтобы защитить и предупредить кого можете. Это на самом деле очень опасная книга. Да хранит вас Господь!».
Это анонимное «открытое письмо» обозревателю «М-Э» передала верующая соседка, она принесла его из храма. Там эти переписанные от руки послания прихожане передают друг другу. От себя добавляют: батюшка убедительно просил не давать в руки детям мерзопакостную книгу, а если кому подарят ее на Новый год — немедленно принести ему.
Откровенно высказался отец Анатолий БЕРЕСТОВ, доктор медицинских наук, руководитель Центра реабилитации лиц, пострадавших от занятий оккультизмом и деятельности тоталитарных сект. «Выпуск книг Джоан Ролинг в России я считаю не просто безнравственным — это уже граничит с геноцидом! Повальное увлечение колдовством, оккультизмом и прочими непотребными для христианина вещами до хорошего не доводит. К сожалению, я имею большой и печальный опыт общения с детьми, которые бездумно подхватили американскую моду праздновать Хэллоуин. После таких праздников они получают психические расстройства, попадают в неврологические стационары. Мне, как врачу, особенно ясна губительность таких увлечений. Теперь к нам с Запада идет волна «поттеромании», и это, безусловно, нанесет еще больший вред подрастающему поколению.
За манией последуют новые психические расстройства — в этом я не сомневаюсь. Но это еще полбеды. Беда в другом: дети с ранних лет будут учиться жить «по-поттеровски»: не мыслями о труде, а надеждой на какую-то волшебную палочку, которая все сама за них сделает».
Руководителю отдела маркетинга столичного издательства «РОСМЭН» Ирине УСПЕНСКОЙ пока ничего не известно о волне протеста, которая поднимается в клерикальных кругах. «Я не понимаю причины нападок на книгу, — искренне обескуражена она. — Мне кажется, романы Джоан Ролинг, наоборот, сослужили хорошую службу: их запоем читают даже те дети, которые вообще книг в руки не берут! Дети просто влюбляются в Гарри Поттера. Романы в магазинах расхватывают так, что нам приходится делать допечатки: книг просто нет на складе. Очередной роман из серии о Гарри для начала выйдет уже полумиллионным тиражом». Правда, по электронной почте в издательство шлют письма с угрозами фанаты романов — грозят расправиться за якобы искаженный перевод. «Наверное, теперь будут угрожать и верующие», — предполагает г-жа Успенская.
Ничего «сатанистского» в романе сотрудники издательства не усматривают — это там, на Западе, отдельные священники-«ультра» придумывают бог весть что. «Какая же сказка без волшебства?» — недоумевает г-жа Успенская.
Однако все тот же настоятель храма (он просил не упоминать его имя и приход) объяснил причину неприятия книги православными верующими: «Гарри Поттер — провозвестник антихриста, он готовит почву для того, кто придет подменить собой Христа! По Евангелию Иисус отверг искушения властью, хлебом и чудом, а антихрист их обязательно примет. Чем орудует этот сказочный мальчишка? Власть — его волшебная палочка, хлеб — это его богатства, чудо — его волшебство, с помощью которого он овладевает душами наших детей. Видите? Все признаки налицо! Известно: антихрист может воцариться лишь тогда, когда Христу не будет места в наших душах. Мы, служители православия, приложим все силы для того, чтобы не допустить в трепетные сердца смиренных чад богомерзкое заграничное изобретение. Но вопрос я бы поставил шире—кому понадобилось оглуплять страну? Не мешало бы об этом задуматься нашим политикам…».

За что не любят Гарри Поттера?

Поттеромания захлестнула весь цивилизованный мир. Тиражи книг английской писательницы Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере и кассовые сборы фильма «Гарри Поттер и философский камень» выражаются девятизначными цифрами. Список любителей новой сказки пополнили принц Чарльз, Мадонна и Стинг (естественно, с детьми). Николь Кидман заявила, что готова на все, лишь бы получить хотя бы крохотную роль в очередном фильме о маленьком волшебнике. А в некоей шотландской семье Поттер родители, воспользовавшись счастливым совпадением, поменяли обоим сыновьям имя на Гарри. Стоит ли говорить о младшем поколении! Юные почитатели Гарри Поттера дружно одевают круглые очки, закупают сов и делают на лбу татуировки в виде молнии, да что там — взволнованные родители сообщают, что их чада забрасывают любимые компьютеры, приставки и телевизоры и начинают… читать! Разумеется, не что-нибудь, а очередную сказку Джоан Роулинг (недавно вышла пятая, а всего их ожидается семь). Вокруг Гарри Поттера пахнет большими деньгами, и, естественно, никто не хочет оказаться в стороне от золотого дождя. Прежде всего — сама Роулинг, явное воплощение американской (точнее, в данном случае английской) мечты. Мать-одиночка, начинавшая первую сказку без гроша в кармане, уже заработала больше 100 млн долларов, а проценты от продаж популярного брэнда, возможно, сделают ее первой в мире миллиардершей среди литераторов. Уже сейчас «околопоттеровские» товары пользуются бешеным спросом, а «Кока-кола» выложила 140 млн долларов за право разместить Гарри на своей упаковке… То ли еще будет!

Но далеко не все в восторге от нового кумира ХХI века. В Австрии, например, открыли «горячую линию», куда может позвонить каждый желающий и излить накопившееся раздражение по поводу Гарри Поттера. Критики единодушно ругают книги Роулинг, расценивая их не иначе как примитив, «плод вырождения английской литературы». А христианские церкви выражают возмущение тем, что сказки о Гарри Поттере приобщают детей к оккультизму. Их осуждают, запрещают, изымают из школьных библиотек и даже публично сжигают, что, впрочем, приносит вред не столько популярности Гарри Поттера, сколько самим «гонителям», вызывая неприятные ассоциации со временами инквизиции. Православная церковь тоже выражает обеспокоенность новым увлечением западного мира, стремительно завоевывающим наши просторы. По мнению Бориса Косинского, пресс-секретаря Екатеринбургской епархии, книги о Гарри Поттере нельзя отнести к разряду обычных добрых сказок («Новый Регион»). Вообще-то наличие в волшебных сказках колдунов, привидений и т.д. само по себе не опасно для человеческой души. Главное — отделять сказку от реальности и не переносить «волшебство» в повседневную жизнь.

Однако сейчас в развлекательной индустрии как раз наметилась противоположная тенденция — изображать какую-то безумно интересную тайную жизнь, якобы существующую реально. Вход в нее открыт только посвященным (первые пришедшие в голову примеры — «Люди в черном», «История игрушек», «Кошки и собаки»). А в «Гарри Поттере» колдуны и ведьмы живут среди нас, в школу волшебства Хогвартс можно попасть прямо с Лондонского вокзала, а на волшебную улицу из «параллельной реальности» — с заднего двора неприметной забегаловки (нужно только знать, где пройти сквозь стену). «Магглы», обычные люди, не подозревают о существовании волшебного мира. Кстати, в отличие от ярких, интересных и разнообразных обитателей Хогвартса, все они, как на подбор, безнадежно серые, унылые, скучные и отсталые, несмотря на наличие в домах компьютеров и современной бытовой техники (без которой волшебный мир, между прочим, отлично обходится). Чтобы «магглы» продолжали оставаться в счастливом неведении, работает специальное Министерство Магии, задача которого — заботиться о сохранении тайны.

А теперь представьте себе, как воспримет все это ребенок, едва выросший из веры в Деда Мороза (сказки Роулинг предназначены для читателей от 8 до 13 лет). Вы думаете, наши дети слишком умные, чтобы спутать сказку с реальностью? Пожалуйста, в Новосибирске более 20 учащихся 10-14 лет попали в реанимацию, наевшись, в подражание Гарри, «волшебного порошка», оказавшегося впоследствии медным купоросом («Факты» №76, 2002). Их сверстники, посмотревшие фильм, дружно говорят, что поступили бы так же. То, что для взрослых — обычная «сказочка про крокозяблочку», детям может показаться не просто реальностью, а средоточием всех желаний. Ведь о чем сказка? Заброшенный, плохо одетый ребенок, у которого нет друзей, которого не любят в семье и травят в школе (в общем, для полного букета подростковых проблем только прыщей не хватает) — вдруг в один прекрасный день оказывается великим магом, знаменитостью, избранником судьбы, да к тому же еще и наследником огромного родительского состояния. И начинается совершенно новая жизнь — полная открытий, опасностей и побед. Если бы присуждали «Оскар» за мечты, «Гарри Поттер», несомненно, получил бы его. Потому что лучшей мечты для недовольного, закомплексованного, не избалованного любовью и признанием подростка не придумаешь. Сила, тайное знание, круг избранных… Что ж, сама я в пятом классе мечтала о контакте с инопланетянами, которые в обмен на мою лояльность почему-то обязательно должны были наделить меня огромным могуществом. И я знаю девушек, которые в детстве пытались колдовать — это в атеистические-то времена!

Некоторые считают, что писательница чуть ли не по поручению сатаны написала такую талантливую завлекалочку, которая сделает магию притягательной и интересной для миллионов детей и, соответственно, подготовит мир к правлению сил тьмы, приходу Антихриста. В книгах Роулинг обнаружено множество параллелей с сочинениями Алистера Кроули и буквальных совпадений с ритуалами Викка — зарегистрированной в США оккультной религии. Не вызывает восторга и изображение в детских сказках человеческих жертвоприношений, медиумов, одержимых и прочих «прелестей». Один мудрый человек заметил, что бесов не устраивает простой материализм, так как он закрывает им прямой доступ к человеческим душам, лишает их того страха, преданности и поклонения, которые должны бы принадлежать одному Богу, но очень желанны для них. Так что мода на оккультизм, сменившая у нас коммунистическую идеологию, а на западе — традиционную веру в Бога, вряд ли является случайностью. А детская аудитория в этом смысле — наиболее восприимчивая.

Впрочем, возможно, все не так мрачно. В конце концов, Роулинг могла почерпнуть столь плодотворную идею в собственных детских мечтах, и смешать выдумку с элементами настоящего оккультизма, так сказать, не со зла, а просто для вящего реализма – так же, как она смешала имена настоящих и выдуманных колдунов. Но сам по себе оккультизм от этого безопаснее не становится.

Так что христиан, бьющих тревогу, можно понять.

Такие мечты могут завести очень далеко. Ведь ни в одном магазине не купишь меч джедая, и ни в одном лесу при всем желании не встретишь ни хоббита, ни эльфа. С магией куда проще — соответствующий раздел можно легко отыскать в какой-нибудь компьютерной энциклопедии. Что мешает юному подражателю Гарри Поттера заглянуть туда и даже попробовать применить прочитанное – скажем, напустить порчу на вредную «училку»? Возможно, подобные эксперименты не кажутся вам особенно опасными. Действительно, далеко не все знают, что Библия категорически запрещает любое колдовство, что всякий, прибегающий к нему, тем самым добровольно отдает себя в рабство злым духам (даже если практикует всего лишь «белую магию»). А у нас чуть ли не половину газет на уличных раскладках составляют разнообразные «Нострадамусы», «Оракулы», «Бабушки», «Дедушки», «Магия и целительство»… И покупают их отнюдь не школьники, любители волшебных сказок, а вполне взрослые дяди и тети!

Но ведь магия — это еще не все. Скорее всего, в вашем городе, может быть, даже в соседнем подъезде ваш ребенок при желании может попасть в узкий круг «посвященных», где найдет и таинственные ритуалы при свечах, и экзотические одежды, и ощущение силы, и возможность презирать непродвинутых окружающих. С некоторых пор даже власти наконец-то признали, что в нашей стране получил широкое распространение сатанизм. Тут уж перспектива — от искалеченной психики до участия в человеческих жертвоприношениях (возможно даже, в качестве жертвы). Как же так, спросите вы, от добрых детских книжек – непосредственно к приспешникам Вольдеморта (воплощение зла в сказках Роулинг)? Но не стоит забывать, что зло обладает собственной своеобразной привлекательностью, иначе никто бы не тратил миллионы, выпуская страшилки с вампирами. Да и ученики Хогвартса могут по собственному выбору стать злыми волшебниками, если предпочтут всему силу и власть. Что же изберут наши дети в этом безумном мире? И что делать нам?

«Запретить и не пущать», жечь книги и пикетировать кинотеатры? Но ведь, как известно, запретный плод слаще, фильм все равно посмотрят и книгу прочитают, а перестраховывающиеся взрослые рискуют попасть в разряд самых отпетых магглов и полностью потерять авторитет. Просто, чтобы ребенок не ушел куда-то «не туда», необходимо иметь с ним нормальные отношения, удовлетворять его эмоциональные и духовные потребности. Каждый из нас мечтает быть бесконечно значимым, иметь друзей, заниматься чем-то интересным и полным смысла, двигаться к совершенству… Эти желания вложены в нас Богом, и Он один знает, как по-настоящему утолить их. И не нужно быть «посвященным», чтобы узнать, что существует настоящий «параллельный мир» — мир духа, и каждый может быть принят в школу самого Создателя (правда, чтобы она была интересной, появляться там раз в год, на Пасху — маловато). Прежде, чем ребенок начнет уходить в мечты о воображаемом волшебном мире, кто-то должен рассказать ему, что он — избранник Божий, наследник вечного Царства. Что Бог может наполнить Своим светом его далеко не всегда безоблачную жизнь, а будущее, которое его ждет, невозможно описать словами…

Диакон Андрей Кураев защищает книги про Гарри Потера от нападок христиан

Роман Вершилло, Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества»
http://komitee.r2.ru/pr22-28apr.htm

У Гарри Поттера появился новый друг: известный диакон Андрей Кураев.

В своей статье «Попытка не испугаться» он защищает книги про Поттера от нападок христиан.

Отец Андрей изображает православных, как обскурантов, боящихся колдовства и магии, которые содержатся в детских книгах. Для этого о. Андрей совершает экскурсы в литературоведение, ссылаясь на сказки Андерсена, Гоголя и английскую литературу.

Действительно, в сказках Андерсена («Огниво»), а тем более в произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), в «Черной курице» Погорельского и т.д. встречаются фантастические и даже оккультные моменты. То же самое относится и к народным волшебным сказкам про ведьм, колдунов, кикимор и прочую нечисть.

Но все это не имеет отношения к «Гарри Поттеру» уже хотя бы потому, что «поттеромания» — это поп-культура, а не литература. Во-первых, «Поттер» принудительно навязывается читателю, а в данном случае ребенку и его родителям.

Во-вторых, литература изображает нечто необычное, удивительное, не похожее на действительность. А поп-культура, напротив, изображает норму обязательную для всех.

Поп-культура — это образ жизни, а именно и категорически НЕ искусство. Беря под защиту Поттера, о. Андрей вроде бы выступает за истину. По его выступлению видно, что он считает беллетристику и сказки чем-то важным и существенным, и притом настолько, что из-за сказки уязвляет своих единоверцев.

А как на самом деле? Когда литературоведы или простые читатели спорят о том, что имел в виду Иван Гофман в «Золотом горшке», то разве это спор о какой-то конечной, фундаментальной истине? Ведь даже по поговорке — «Сказка ложь» и в ней содержится лишь намек на истину.

Христиане же, в отличие от писателей и литературоведов, призваны заботиться прежде всего об истине, а потом обо всем остальном. И с этой точки зрения не заслуживают похвалы большинство литературных сочинений.

Наконец, мы не должны забывать о нравственном уродстве многих писателей, считающихся детскими. И Гофман, и Андерсен, и Гоголь (по его собственным словам), и Оскар Уайльд, а тем более современный Роальд Даль — это люди искалеченные и ущербные.

За какие достоинства мы должны были бы простить им то, что их искажение проникает в наши головы?

Вот и выходит, что о. Андрей во имя неважного нападает на тех, кто заботится о едином на потребу. Если наш ближний соблазняется, то следует устранить причину соблазна, потом исправлять соблазняющихся. Поэтому Апостол призывает нас не уязвлять немощную совесть наших собратьев.

Апостол даже говорит, что «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».

Вот что важно в книгах про Поттера.

От редакции:

Кажется, что в данном тексте Романа Вершилло не во всей полноте раскрывается сущность статьи дьякона Андрея Кураева «Попытка не испугаться». Обсуждение могло бы быть более информативным, если бы большее количество участников выразило свое отношение к этой лукавой публикации.

Присылайте Ваши соображения относительно статьи «Попытка не испугаться» на наш электронный почтовый ящик truth@voskres.ru

Лучшие письма будут опубликованы на сайте «СТОЯНИЕ ЗА ИСТИНУ»

Мы сами предлагаем Вашему вниманию отрывок из одной публикации, который хорошо отражает — как именно влияют на детей книги про Гарри Поттера:

«Писательница Джоан Роулинг, автор книг о приключениях Гарри Поттера, подлила мала в огонь инквизиции. В своем интервью Mirror она заявила, что дети неоднократно подходят к ней и после традиционной благодарности утверждают, что хотят быть ведьмами и колдунами…»

(«Гарри Поттера сожгут на костре», Александр Голубчиков, «Ночи.Ру», http://www.nochi.ru/news/news/2001/12/28/206.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *