Последование литургии иоанна златоуста

Последование литургии иоанна златоуста

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(Поклон)

Псалом 90/>

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:/>

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:/>

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:/>

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:/>

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Божественная Литургия

— это самое основное Таинство Православной Церкви.
Литургию по-гречески ещё называют Евхаристией — благодарением, ибо, участвуя в этом Таинстве,
христиане приносят благодарение Богу за прожитую жизнь, за все радости и скорби.

Перед Литургией чтец читает третий и шестой часы, во время которых священник в алтаре совершает Проскомидию – приготовление честных даров к Таинству.
Во время Проскомидии из просфор вынимаются частицы с поминанием записок прихожан храма с именами о здравии живых и упокоении усопших.

Литургия начинается возгласом священника, прославляющего Святую Троицу:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…».
Диакон возглашает мирную ектению, призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву.

Хор поет три антифона:

«Благослови душе моя Господа…»,
«Хвали душе моя Господа…»,
«Во Царствии Твоем, помяни нас Господи…». Первый антифон (102 псалом) призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду, а устами исповедовать Бога во спасение.
Во 2-ом антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью.
Во время пения третьего антифона – Заповедей блаженств, совершается малый вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь.

Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати.
Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов.
В царских вратах диакон делает Евангелием знак креста и входит в алтарь.
Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное.
Далее поются тропари праздника и Трисвятое, во время которого священник в алтаре становится на горнем месте, лицом к народу.
Это означает спасение Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу.

Чтение книги Апостол символизирует проповедь святых апостолов.
Чтение Евангелия – проповедь Самого Христа.

Позже священник произносит проповедь, разъясняя прочитанное.
После Евангелия (проповеди) произносится сугубая ектения о здравии и спасении всех верующих, а также ектения об оглашенных — готовящихся к святому Крещению.
Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход со святыми Дарами, что обозначает шествие Господа на крестные страдания. В это время народ про себя читает 50 псалом.

Свещеносец, идущий перед святыми Дарами, знаменует огонь молитвы.
Святые Дары знаменуют Господа, несущего Свой Крест на Голгофу.
Согласно Евангельскому повествованию, в это время солнце покрылось тьмою, земля потряслась, открылись гробы, сила бесовская низвергнута в ад. В этот трепетный момент христиане в храме стоят прямо, не преклоняя колен и не делая земных поклонов, но только прося у Господа, подобно благоразумному разбойнику:
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Святые Дары священник ставит на престол, что означает положение Господа во гроб.
Закрытие Царских врат — знак того, что душа Спасителя после Его распятия на кресте сошла во ад, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников.
Закрытие завесы – образ камня приваленного иудеями ко гробу.

Во время просительной ектении мы испрашиваем у Господа земные и небесные милости.
Ектения – это своего рода перерыв между следующими друг за другом частями Божественной Литургии.

За ектенией открывается завеса Царских врат, что означает воскресение Христа Спасителя.
Народ поет Символ веры, в котором исповедует веру во Святую Троицу, Бога Отца, создавшего весь мир, Бога Сына, ставшего человеком и совершившего подвиг спасения падшего мира, Бога Духа Святаго, освящающего и животворящего все творение. Также исповедуется вера во единую святую соборную Церковь Православную, единое крещение, второе славное пришествие Христово, всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

После пения Символа веры, начинается благодарственный евхаристический канон – это самая важная часть Литургии, когда хлеб и вино, приготовленные на Проскомидии, воспринимаются в личность Бога Слова и становятся истинным Телом и истинною Кровью Христовою. В это время все христиане становятся участниками Тайной вечери Христовой.
Хор медленно, спокойно и тихо поет

«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся Тебе Боже наш…» Священник с воздетыми руками молится о ниспослании Святого Духа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того Благий не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». В этот самый важный момент Богослужения все стоящие в храме делают земной поклон, ибо на престоле таинственно присутствует Сам Господь.
Во время пения молитвы «Достойно есть», прославляющего Божию Матерь, поминаются имена всех живых и усопших близких и родственников.
После просительной ектении всенародно поется молитва «Отче наш».
Священник в алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым», а все стоящие в храме делают земной поклон Господу Иисусу Христу, Сущему во Святых Дарах.
Хор поет запричастный стих.
Чтец читает молитвы ко святому причащению.
К Причастию подходят только те христиане, которые накануне говели, исповедовались в своих грехах и получили благословение священника.

После причащения, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии частицы погружаются в святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами Святых Твоих». По слову святителя Василия Великого, тем душам, которые поминаются во время Божественной Литургии, бывает от этого великая польза.

Священник, держа в руках святые Дары, возглашает в Царских вратах

«Всегда, ныне и присно и во веки веков» и относит Дары на жертвенник. Это означает вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и Его второе славное пришествие, по обетованию: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, таким же образом придет, каким вы видели Его возносящимся на Небо».

В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению.
Чтение священником молитвы за амвоном храма означает смирение перед Богом, неспособность человека, носящего плоть, увидеть полноту Божественной славы.

После отпуста Литургии, хор поет многолетие, священник произносит проповедь.
Затем все верующие прикладываются к кресту, причастники слушают благодарственные молитвы по святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять полученную благодать Божию в суетных делах, употребляя оставшиеся время дня на творение добрых дел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *