Поощрения и наказания

Поощрения и наказания

студентки 4 курса ОЗО Факультета

«Педагогика и Методика

начального обучения»

Мишиной О. Н.

Преподаватель:

Якимчук А. .

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитателю добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем.

А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще. .

История проблемы поощрения и наказания

в воспитании детей.

Слепое рабское повиновение — вот высшая цель средневековой школы и её главного воспитательного орудия —телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. Капиталистическом обществе, где все строится на власти денежного мешка, на основе «свободной» купли-продажи стимулы повиновения должны были стать более тонкими и гибкими. Это нашло свое проявление, в частности, в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнении ее своего рода уравновешивающим началом — развитой системой поощрений. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника».

Наряду с постепенно отходящими на задний план, но не снимаемыми вовсе с вооружения физическими наказаниями, буржуазная школа унаследовала от старой школы и разного рода «мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство ребенка. «С ослаблением страха телесных наказаний, — писал П. Ф. Каптерев, — вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный — страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой — множество наград…

Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), в костюме другого цвета, более грубом, чем обыкновенный, в ослиных масках, дурацки колпаках, в написании совершенного поступка на костюме и вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, в нетрудных работах по школе взамен служителей или служительниц и т. п.»

В буржуазной педагогике не раз предпринимались попытки провести грани, отделяющие педагогические представления о наказании и поощрении от правовых. «Награждение, с точки зрения педагогики, не есть воздаяние за заслуги». «Наказание педагогическое не есть средство устрашения. Воспитание не может избрать одного воспитанника для того, чтобы на его примере учить других». «Главная цель юридических наказаний — возмездие (или воздаяние), а главная цель педагогических наказаний — исправление». Подобных высказываний из старых пособий и учебников педагогики можно привести немало. Но они были призваны играть роль лишь декларации, никак не подтверждавшихся практикой. В условиях воспитания в буржуазном обществе поощрения и наказания никогда не были и не могли быть не чем иным, как средствами «устрашения», «воздаяния», «кары», «платы за услуги» и т. п.

Идею о том, что «истинное» воспитание — это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты, высказывала многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского писавшего: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусств воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

Так утверждал и А. И. Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность , и Н. А. Добролюбов, и Л. Н. Толстой, и многие замечательные умы России и Западной Европы. А. Дистервег, например, считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения… Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний».

Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности с ее поркой, карцером, с одной стороны, и наградами за успехи и благонравие — с другой, с ее насилием я лицемерной ложью о справедливом «воздаянии» каждому по его заслугам был, бесспорно, прогрессивным явлением.

В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей, а с другой — их страха, в буржуазной педагогике получили развитие идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрении был великий Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. К примеру, ученик не приготовил домашнего задания, то «естественным следствием» этого проступка явится наказание его путем оставления в школе без обеда для выполнения этого задания и т. п. Примерно такой же мыслилась и логика поощрения: скажем, мальчик бережно обращается с книгами — в награду за это родители дарят ему новые книги.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко.

Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тёсно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости, каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учета их индивидуальных особенностей, А. С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

Поощрения и наказания в школе должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов «поощрение» «наказание» лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), т нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.

Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «приохочивание», «содействие», «ускорение», «придали храбрости», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «обременение> «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает, на наш взгляд, видеть их единство в воспитательном процессе.

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.

Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

  • Хорошо пишешь, стараешься, — говорит учительница, проходя во время урока по классу и останавливаясь на минутку у одной из парт. Через минуту аналогичное замечание раздается уже возле другой парты, но вот в голосе учительницы слышится нотка осуждения:
  • Сегодня ты очень невнимателен. Смотри-ка, в простом упражнении допустил несколько грубых ошибок… Требование-одобрение, использованное здесь педагогом, не является поощрением в собственном смысле слова равно как и требование-осуждение еще не есть наказание. Между требованиями такого рода, с одной стороны, и поощрением и наказанием как средствами педагогической коррекции — с другой, имеется известная качественная грань. Она заключается в том, что в ситуации поощрения-наказания педагог или детский коллектив принимает определенное решение, которое известным образом выделяет одного воспитанника (или группу) из общей массы, производит какое-то изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях коллектива с ними.

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичные случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами — их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, более значимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива.

Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой. Поощрение, как правило, связано с тем или иным, официальным или неофициальным проявлением соревнования в детском коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вот что составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации.

ПООЩРЕНИЯ, НАГРАДЫ И ВЗЫСКАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Поощрения учащихся

1.1. Учащиеся школы поощряются за:

— успехи в учебе;

— участие и победу в учебных и творческих конкурсах и спортив­ных состязаниях;

— общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо школы;

— благородные поступки.

1.2. Школа применяет следующие виды поощрений:

— объявление благодарности;

— награждение почетной грамотой;

— награждение ценным подарком или денежной премией;

— занесение фамилии учащихся на Доску почета школы;

— представление учащихся к награждению знаками отличия, го­сударственными медалями.

1.3. Поощрения применяются директором школы по представлению 11опечительского совета, Педагогического совета, классного руководи­теля (воспитателя), а также в соответствии с Положением о проводи­мых в школе олимпиадах, конкурсах и соревнованиях и объявляются и приказе по школе.

1.4. Поощрения применяются в обстановке широкой гласности, доводятся до сведения учащихся и работников школы.

О поощрении ученика классный руководитель (воспитатель) со­общает его родителям (лицам, их заменяющим), направляя им благо­дарственное письмо, оформляя запись в дневнике.

2. Школа применяет следующие виды взысканий

2.1. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся. Применение методов физического или психического насилия по отношению к учащимся не допускается.

2.2. К учащимся применяются следующие меры взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор;

г) возложение обязанности возместить причиненный школе ущерб;

д) возможность принести публичное извинение.

Меры взыскания, предусмотренные в настоящей статье, являются основными и не могут применяться в дополнение к другим взыска­ниям. Возложение обязанности возместить вред может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания. Возложение обязанности принести публичное извинение применяется в качестве дополнительного взыскания.

2.3. Правом наложения взысканий обладает директор школы. В от­ношении любого учащегося школы за любое нарушение Правил пове­дения учащихся руководитель образовательного учреждения вправе применить любое соразмерное поступку взыскание.

Наложение взыскания оформляется приказом по школе.

2.4. По решению Попечительского совета школы за совершение; противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы и предусмотренных им Правил поведения учащихся исключаются из школы учащиеся, достигшие 14-летнего возраста. Решения Попечительского совета школы об исключении принимаются в присутствии учащегося и его родителей (лиц, их заменяющих).

Отсутствие на заседании Попечительского совета школы без уважительных причин учащегося, его родителей (лиц, их заменяющих), не лишает Попечительский совет возможности рассмотреть вопрос об исключении.

2.5. Под неоднократным нарушением понимается совершение учащимся, имеющим два или более дисциплинарных взыскания, наложенных директором школы, нового, как правило грубого, нарушения дисциплины.

2.6. Грубым нарушением дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжелые последствия в виде:

— причинения ущерба жизни и здоровью учащихся, сотрудником посетителей школы;

— причинения ущерба имуществу школы, имуществу учащихся сотрудников, посетителей школы;

— дезорганизации работы школы как образовательного учреждения.

Решение Попечительского совета школы оформляется приказом директора школы.

2.7. Взыскание, наложенное учителем (воспитателем), классным руководителем (воспитателем), заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, может быть обжаловано учащимся его родителями (лицами, их заменяющими) в недельный срок со дня наложения взыскания. Взыскание, наложенное директором школы может быть обжаловано в судебном порядке в недельный срок со дня наложения взыскания или в Попечительском совете школы родителями (лицами, их заменяющими) или учащимся.

2.8. Взыскание действует в течение трех месяцев со дня его при­менения.

Если в течение этого срока учащийся не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся взы­сканию.

2.9. Директор вправе снять взыскание до истечения трех месяцев по собственной инициативе, по просьбе учащегося, его родителей (лиц, их заменяющих), по ходатайству Педагогического совета школы или лица, наложившего взыскание.

Социальная психология » Поощрение в процессе психологического воздействия

Поощрение в процессе психологического воздействия

Поощрение

— внешне активное стимулирование, побуждение человека к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов людей, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности людей, субъект психологического воздействия добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению. Ханьи панели купить полиуретановые металлические панели kasner аналог ханьи.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную жизненную позицию. У некоторых индивидов поощрение, особенно незаслуженное и несвоевременное, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Средства поощрения, по мере нравственного созревания человека, развиваются от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция на поощрение дает тем, кто осуществляет психологическое воздействие, информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия людей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.

От субъекта психологического воздействия во многом зависит результативность поощрения людей. Он оценивает результаты их деятельности и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных людей или всей группы, похвала, призыв следовать примеру лучших — все это различные приемы поощрения, которые часто используются. Все они требует от субъекта психологического воздействия наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение развивает, если оно методически обоснованно, то есть объявляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в деятельности, если оно направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных людей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к людям, постановкой перед ними более сложных задач.

Виды профессиональной деформации
Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности. Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разно …

Влюбленность
Одновременный поцелуй — не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему такое большое значение из-за того, что он знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементи­ровало. Это сделала доминанта влюбленности …

Последствия внутриличностных конфликтов
Последствия внутриличностных конфликтов могут быть двух видов: Конструктивные – это максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного развития (это усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального ч …

Прививать ребенку навыки правильного поведения необходимо не только методом наказаний, но и поощрений, если мы хотим добиться желаемого результата в воспитании. Недостаточно просто сказать ребенку «Нельзя», чтобы закрепить правильную модель поведения. Необходимо любое «Нельзя» дополнять: «Смотри, а вот это можно». Также ребенку, как и любому человеку, нужны поощрения и ласка за хорошее поведение, правильные поступки и успехи в чем-либо. Но при этом не забывайте, что в поощрении ребенок особенно остро нуждается, когда совершает ошибку. У малыша не должен формироваться стереотип: «Меня любят, только когда я хороший. А когда плохой — нет».

Виды поощрения ребенка

Похвала. Самый классический метод поощрений.

При этом она бывает как продуктивной, так и нет. В первом случае хвалятся реальные успехи и достоинства ребенка. Во втором — несуществующие. Очевидно, что следует прибегать к первому варианту и избегать второго. Однако, чрезмерная даже продуктивная похвала может способствовать формированию нарциссизма у ребенка или патологической зависимости от чужого мнения. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка, а те действия, которые он совершает, не забывая напоминать, что он сам может испытывать чувство гордости за себя, чтобы не возникла потребность получать постоянное одобрение своих действий со стороны. Пример: «Ты помыл посуду! Ты такой молодец! Ты можешь собой гордиться так же, как я горжусь тобой».

Ласка. Она является самым явным проявлением любви к ребенку. Но ни в коем случае не поощряйте таким способом ребенка только «по делу». Ласка должна быть без всякого повода, безусловной.

Общие дела. Дети очень любят, когда родители проводят с ними много времени, гуляют, играют, что-то вместе придумывают и т. д. Это развивает чувство близости и доверия. Этот вид поощрений, как и ласка, должен быть безусловным и радостным для обоих сторон. В качестве наказания ребенка можно лишить совместной деятельности только, если он совершил осознанный проступок, понимая, что так делать нельзя.

Материальное вознаграждение. Другими словами — подарки. Очень эффективный способ стимулирования ребенка к успехам и хорошему поведению. Однако, опять же подарки не должны быть «привязаны» к конкретному достижению. Они просто должны быть, мотивируя ребенка потому, что он чувствует, что нужен и любим.

Добавление «взрослых» прав. Приучайте постепенно ребенка к тому, что вы ему доверяете и даете все больше и больше прав. Например, разрешение на час позднее отправляться ко сну. Это считается самым действенным методом, который также должен существовать безусловно, без привязки к определенным успехам.

Текст: Мария Светличная

Женский журнал Missmedia.ru

Просмотров: 14138 / 319

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *