Покровский женский монастырь хотьково

Покровский женский монастырь хотьково

Нельзя точно сказать, когда был основан данный собор, потому как сведений о нём сохранилось не много. Впервые храм документально упоминается в 1308 г. и изначально был как для мужчин, так и для женщин.

В 1330-е годы в стенах храма прошли постриг в монахи родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария. Здесь же они и умерли через небольшой промежуток времени и были похоронены в стенах монастыря. В дальнейшем места захоронения данных людей и обрели статус основной местной святыни.

В течение достаточно долгого промежутка времени храм переживал времена бедности. 17 старцам и старицам, которые проживали в монастыре в 1506 году, даровали ругу великого князя — каждогоднее продуктовое содержание. На временном промежутке между 1506 и 1544 годами монастырь становится только женским, и в 1544 Иван Грозный отдает его в правление Троицкому монастырю, что не особо сказалось не делах Покровской обители. Тем не менее, на протяжении 1580 года к деревянной покровской церкви добавили деревянную Никольскую. В 1644—1648 годах Покровский храм перестраивают камнем, что сделало его первой каменной постройкой на территории храма.

В 16-18 столетиях на территории храма проживало примерно сорок монахинь. В 1764 Покровский монастырь отписали от Троице-Сергиевой лавры, и он стал независимым. На тот промежуток времени в нём располагалось кроме сорок одной монахини свыше семидесяти белиц. Во второй половине 18 столетия суммарная численность людей, которые проживали на территории монастыря, насчитывала более 280 человек, а несколько позже — 400.

В первой половине 19 века храм достиг своего наибольшего расцвета при игумении Евпраксии, после чего начались масштабные строительные работы.
Всё, что изготовлялось на территории монастыря, сбывалось на рынке, который был размещён непосредственно на территории обители. Тут же занимались торговлей жители прилегающих к обители поселков и деревень. На временном отрезке с 1840 по 1871 годы совершался постепенный переход к общежитию. Начиная с 1851 года, торговлю вынесли за пределы стен храма. К 1913 году на территории монастыря была открыта школа, способная содержать 60-70 человек обеих полов, иконописная мастерская, которую открыли во второй половине 19 века, лечебница на десять мест и богадельня.

Закрытие монастыря состоялось в 1922 году, и более шестидесяти лет монастырь пустовал, пока монашеская жизнь не вернулась в него в 1989 году, когда состоялся первый молебен, и начались работы по реконструкции храма. На сегодняшний день на территории монастыря функционирует воскресная школа и курсы богословов, а в 2000 году состоялось открытие специального девичьего приюта-пансионата

Днями почитания считаются 31 января и 11 октября.

Молитвы читаются о налаживании благочестия семьи, содействии в формировании нравственно-религиозного характера детей.

Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем. Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу. Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы». Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника. До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!

В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц. В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г. супружеская чета с миром отошла в царство Божие.

В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти. И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь. И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других… А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал.

5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь… Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.

Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.

Монастырь, расположен в черте города Хотьково, в Сергиево-Посадском районе Московской области. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1308 году.

Монастырь стоит на высоком мысу, образованном излучиной реки Пажи и Комякинским оврагом. Название поселения, рядом с которым возник монастырь, вероятнее всего, происходит от древнеславянского имени Хот, Хотьк. Монастырь был основан вблизи городка Радонеж и изначально был мирским (крестьянским), мужским и женским, управлялся священником Покровского храма.

В 1330-х годах в Радонеж переехала благочестивая семья ростовского боярина Кирилла. С ним были его супруга Мария и сыновья Стефан, Варфоломей и Петр.

Боярин Кирилл был приближенным ростовских князей, сопровождал их в поездках в Орду. Впоследствии из-за постоянных набегов ордынцев Кирилл лишился своего состояния и увез семью в более безопасный Радонеж.

Его сын Варфоломей с детства имел тяготение к монашеской жизни, но опекал своих родителей, принявших постриг в Покровском Хотьковском монастыре, до самой их кончины в 1337 году. Кирилл и Мария Радонежские были упокоены в Хотьковской обители. Мощи их и доныне пребывают в Покровском соборе монастыря. Святой Преподобный Сергий Радонежский в дальнейшем стал основателем Троицкой обители (в 10 км от Хотькова), впоследствии известной как Троице-Сергиев монастырь, а с 1744 года – Лавра.

После относительно спокойного периода развития в XIV-XVI веках, когда обитель находилась под опекой великокняжеской власти и Троицкого монастыря, в начале XVII века Хотьковский монастырь подвергся полному разорению. Польско-литовские войска разграбили и разрушили его, а насельницы (в XVI веке монастырь стал женским) со священником укрылись в стенах Троице-Сергиева монастыря. Во время осады монастыря-крепости хотьковский священник отец Сергий умер.

В 1620-е годы жизнь в обители снова наладилась, деревянные здания были заново отстроены. В 1648 году на месте шатрового деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы был построен новый каменный храм. Строительство шло на вклады благотворителя монастыря, думного дворянина и царского сотника В.Ф. Янова. Впоследствии В.Ф.Янов принял монашество в Троице-Сергиевом монастыре под именем Варлаам, где и был погребен после смерти, а его супруга Марфа окончила свой земной путь монахиней Хотьковского Покровского монастыря под именем Мария.

В XVIII веке в монастыре активно продолжались строительные работы. К 1745 году были сооружены северные «Святые» ворота, в 1791 году увенчавшиеся надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Через эти ворота паломники и духовенство, поклонившись родителям Преподобного Сергия, отправлялись дальше в Троице-Сергиеву Лавру. В 1781 году вокруг монастыря появилась каменная ограда с четырьмя башнями по углам.

Закон о секуляризации церковного имущества 1764 года значительно повлиял на размеренную и налаженную жизнь монастыря. Лишенный многих своих земельных угодий, монастырь вынужден был искать новые источники существования. Хотьковские монахини, славившиеся своими навыками в шитье, вышивке, кружевоплетении, совершенствовались в своем мастерстве и вскоре стали искусными исполнительницами богатых заказов на церковные облачения, иконы, плащаницы, которые они расшивали жемчугом, золотом, шелком.

В начале XIX века в монастыре было начато строительство нового каменного храма Покрова. Проект храма создал архитектор школы М. Ф. Казакова И.Т. Таманский. При строительстве был использован прочный каменный фундамент старого шатрового храма. Строительству временно помешало Наполеоновское нашествие, но уже в 1816 году новый пятиглавый храм был освящен. В 1834 году на территории монастыря была воздвигнута колокольня, внешне гармонировавшая с храмом и составившая вместе с ним единый ансамбль в стиле классицизма.

В 1826 году были возведены южные «Водяные» ворота с надвратной церковью святителя Митрофана Воронежского (1833). По обе стороны от ворот были выстроены корпуса богадельни, завершившие облик южного въезда в монастырь.

Строительство храма и колокольни велось в бытность игуменьи Евпраксии (1809-1848). При ней был выстроен также игуменский корпус, развивалась всесторонняя хозяйственная деятельность монастыря.

При игуменье Магдалине на территории монастыря появился келейный корпус, двухэтажный странноприимный дом. Дорога к монастырю была замощена камнем. Большое значение игуменья придавала развитию духовной жизни насельниц. В эти годы в обители появились живописная и иконописная школы, рукодельный корпус, выросло число клирошанок. В это время в Хотьковском монастыре почти 30 лет подвизалась затворница Марфа (схимонахиня Мария).

В XIX веке в монастыре начался постепенный переход от особожитийного устава к общежительному. Число насельниц достигло уже четырехсот человек. Окончательный переход к новому уставу был завершен уже при настоятельнице Варсонофии I.

Игуменья Варсонофия I активно развивала просветительскую и благотворительную деятельность. В 1884 году при монастыре в специально отстроенном двухэтажном каменном здании открылась церковно-приходская школа на 50-60 детей.

Во время Балканской войны монастырь собирал пожертвования в помощь нуждающимся, в 1876 году хотьковские монахини приняли на воспитание болгарских девочек-сирот. В период русско-японской и Первой Мировой войн в монастыре собирали средства для Красного Креста, отправляли сестер на работу санитарками в госпитали.

С 1899 по 1904 год в монастыре велось грандиозное строительство нового Никольского храма на 3000 молящихся. Проектировал собор архитектор А. А. Латков. Новый собор высотой в 44 м, построенный в неовизантийском стиле, стал архитектурной доминантой монастыря и всего Хотькова. Внутреннее убранство храма соответствовало экстерьеру: иконостас итальянского мрамора, росписи в византийском стиле, выполненные мастерами Палеха.

Однако новый собор недолго радовал красотой своих прихожан. Уже в 1918 году произошло первое разграбление святыни: богатых окладов икон и утвари. В 1922 году монастырь был закрыт. Монахини и послушницы (ок. 160 человек) вначале работали в трудовой артели, затем были полностью изгнаны с территории монастыря, многие подверглись репрессиям. Последняя игуменья обители Варсонофия II скончалась в 1931 году по дороге в ссылку.

В дальнейшем в зданиях монастыря были размещены административные органы Советской власти, общежития, общественные учреждения. Никольский собор лишился куполов и внутреннего убранства. Мрамор с иконостаса и надгробий был отправлен на строительство метрополитена. В храмах были устроены склады, мастерские, цеха химического завода и других производств. В 1933 году была взорвана колокольня.

Восстановление монастыря началось только в 1992 году, когда произошла официальная канонизация святых преподобных Кирилла и Марии. В том же году в монастыре при настоятельнице Олимпиаде начала возрождаться монашеская жизнь. С того момента и до настоящего времени монастырь находится под особым покровительством Святейшего Патриарха, носит статус ставропигиального.

В настоящий момент практически все храмы и здания монастыря, кроме колокольни, восстановлены и отреставрированы. Сестры несут традиционные послушания: пение на клиросе, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобных хозяйствах, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи. При монастыре открыт пансион для девочек. Действует воскресная школа для детей прихожан, работает монастырская библиотека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *