Покаяние

Покаяние

Покаяние в христианстве

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Пример покаяния описан в библейской притче о блудном сыне

Покая́ние (др.-греч. μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», буквально: «изменение мыслей», от др.-греч. μετα- — приставка, обозначающая: «изменение, перемена» + др.-греч. νόος, νοῦς — «мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей «) — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, длящийся всю жизнь. В качестве синонима покаянию в Библии иногда используется слово «обращение» (например, «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». (Иер. 18:11))

В исторических церквях покаяние тесно связано с таинством исповеди — признанием своих грехов перед Иисусом Христом и священником, как свидетелем от сообщества верных. В протестантских конфессиях покаяние это «первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению».

Как знак покаяния могут совершаться покаянные паломничества.

Энциклопедичный YouTube

Что такое Покаяние? Чем это понятие отличается от исповеди?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога avisi.ru. Из этой статьи вы узнаете: что такое покаяние, чем оно отличается от исповеди и какие ошибки может допускать человек при покаянии.

Покаяние и Книга Жизни

Такое слово, как покаяние, наверняка слышал каждый человек. По большей мере это понятие вызывает мысли о религии и церкви, но на самом деле оно гораздо шире. Вообще, покаяние необходимо всем. Достаточно лишь осознать его силу и мощь, а еще научиться каяться правильно.

Очевидно, что если что-то уже сделано, изменить это не получится. Никто не умеет поворачивать время вспять, поэтому нельзя попросить прощения у умершего родственника или друга, даже если очень хочется. Но в какой-то степени исправить ошибки все же можно.

Опытный эзотерик или продвинутый христианин знает, что в эзотерическом смысле прошлое все же можно поменять. Если смотреть на это с технической стороны, то можно сказать, что у каждого человека есть так называемая Книга Жизни, в которую записывается история бытия, поступки, грехи всех воплощений конкретной души. Стоит сказать, что плохие дела никуда не исчезают, рано или поздно за них наступает расплата.

Важно! Если правильно покаяться, делая это искренне, то в Книгу Жизни вносятся поправки относительно грехов. Темные страницы уходят, заменяясь светлыми. С этого момента считается, что человек загладил грехи.

Покаяние: что это такое?

Определения понятия в эзотерике

Покаяние — это просьба к пострадавшему и Высшим Силам о прощении за содеянное с полным осознанием ужасности своего поступка, а еще общепринятый ритуал, включающий в себя определенные слова и так далее. По факту, покаяние это понимание и осознание своего греха (причиненного зла).

Составляющие покаяния:

  • Четкое понимание о принесенном зле и нанесенном ущербе, а также о нарушенных духовных законах.
  • Признание собственного греха и вины перед пострадавшим и Высшими Силами. Нужно быть искренним с самим собой и слушать голос совести.
  • Словесные просьбы о прощении. Например: «прошу простить меня за…», «я был не прав в…», «я раскаиваюсь…». Это говорится как определенному человеку, так и на уровне Тонкого мира (то есть, Богу, душе погибшего и так далее). Стоит сказать, что иногда этого недостаточного. Получить полное прощение человек может лишь тогда, когда он действительно отдает себе отчет в поступке и в том, к чему привели его действия, и раскаивается в них.
  • После покаяния нужно что-то сделать, чтобы подтвердить свои намерения, то есть, изменить себя и свою жизнь. Это позволит Высшим Силам убедится в искренности раскаяния, что повлечет за собой снятие греха.

Ошибки при покаянии

Иногда добиться ответа от Бога очень сложно, даже если постоянно ходить в церковь и молиться. Неудачи продолжают преследовать, болезни усугубляются, человек ощущает себя несчастным. Причина, скорее всего, в том, что люди просят прощения из корыстных умыслов. Они считают Бога исполнителем даже самых глупых желаний. А еще возможны ошибки, при которых, покаяние работать не будет. Это:

  1. Извинение ради извинения, без осознания греха. Наверное, это самая распространенная ошибка. Провести Высшие Силы не получится, ведь они умеют замечать ложь и неискренность.
  2. Нежелание признать свой грех, отсутствие осознания своего злодеяния. Характерно для гордых личностей, которые не умеют признавать свою неправоту. Грехи все копятся и копятся, пока карма не нанесет сокрушительный удар.
  3. Извинения, после которых следует новый грех. Бог не любит пустословов, а еще тех, кто попросил прощения, а потом бежит совершать проступки дальше, считая, что их тоже сразу простят.
  4. Замена покаяния виной. Человек уничтожает самого себя чувством вины, не желая извиняться и признавать свои ошибки. Он не принимает решение о том, что ему делать дальше, и как жить, а просто беспрестанно грызет себя.
  5. Бездумное произнесение молитв, когда в текст не вкладывается никакой энергии (чувств). Кто-то может молиться просто потому, что «так надо». Но в таком случае слова просто не дойдут до Бога, и он не сможет помочь. Молитва всегда должна быть осознанной. В противном случае прошение дойдет не до Светлых, а до Темных сил, которые всегда берут плату за исполнение желаний. Поэтому повторять тексты на «автомате» не стоит.

Как избавиться от чувства вины?

Не секрет, что чувство вины ведет к саморазрушению. Самое главное – осознать, что это негативное чувство, а не позитивное, ничего хорошего или полезного в нем нет. Это не стыд, когда голос совести намекает человеку, что он не прав. Заряд вины – исключительно отрицательный.

Как справиться с чувством вины:

  • Понять, что чувство вины разрушает личность.
  • Записать на бумаге, что именно зависело от виноватого в данной ситуации, а что не зависело, и на что повлиять было невозможно. Важно быть честным с самим собой.
  • Сказать себе: «я прощаю себя за все, на что не мог повлиять, и за все, в чем был виноват!».
  • Записать в отдельной тетрадке, как нужно исправить совершенные ошибки.
  • Относиться к себе позитивно и не заниматься самобичеванием.

Чем покаяние отличается от исповеди?

Некоторым людям интересно, есть ли какая-то разница между исповедью и покаянием. Разумеется, отличия есть. Правильная исповедь как раз приводит человека к искреннему покаянию, которое он чувствует всей душой. Очень важно, конечно, и то, кто проводит исповедь.

Есть очень хорошие священники, которые могут осуществить данное мероприятие правильно. Они помогают людям открывать сердца, понять тяжесть своих поступков и действительно в них раскаяться. Только в таком случае можно избавиться от грехов. Увы, так выходит далеко не всегда.

В ходе исповеди — человек делится своими плохими поступками и открывает свое сердце прежде всего Богу. Покаяние же это логическое продолжение исповеди. Оно может быть искренним, если люди отдают себе отчет о греховности своих поступков и принимают решение больше не совершать таких ошибок. Кстати, непосредственно процесс исповеди не каждый раз предполагает покаяние. Не всегда рассказ священнику о своих злодеяниях означает то, что исповедующийся больше так не поступит. Он просто может почувствовать себя лучше и продолжать жить так, как жил раньше.

Шаг к покаянию

По факту, исповедь является очень важным шагом к настоящему покаянию, которое в свою очередь меняет человека в корне. Благодаря единству с Богом и Светлыми Силами вполне возможно внести изменения в собственное сознание и подсознание, а также судьбу.

Покаяние, как уже говорилось, приводит к тому, что очищается карма, происходит духовный рост и развитие, но ничего общего с чувством вины оно не имеет.

Если исповедь проведена по всем канонам, она является неким исцелением под руководством священника. Своим наставничеством он помогает грешнику осознать свои поступки и постараться их исправить, учит его прощать себя и подталкивает к покаянию.

Нужна ли исповедь для покаяния?

Конечно же, не обязательно. Все зависит от самого человека. Если он чувствует, что совершил злодеяние, которое отразится на его карме, раскаивается и хочет получить прощения от Бога, то ритуал покаяния можно проводить где угодно, не обязательно в церкви. Здесь актуально только состояние души. Стоит, конечно, отметить, что пребывание в храме позволяет правильно настроиться на покаяние.

Некоторым людям исповедь жизненно необходима – например, тем, кто ощущает недостаток веры и покровительства Бога. Священник станет проводником, позволяющим побеседовать с Высшими Силами.

Молитва покаяния

Еще один важный вопрос — как правильно молиться. В целом, Молитва Покаяния не имеет привязки к определенной религии. Она должна исходить от сердца, после полного понимания собственного греха, с желанием исправить собственные ошибки. Разумеется, стоит избегать повторного осуществления таких проступков.

Разумеется, совсем не обязательно использовать для молитвы тексты, составленные другими людьми. Вполне можно говорить самостоятельно, рассказывая о личных проблемах и мотивах и прося прощения по-своему.

Как нужно молиться?

Существует несколько простых правил, которые помогают молиться правильно:

  1. Правильное положение тела – сидя на коленях или стоя в полный рост с преклоненной головой. Сутулиться нельзя.
  2. Руки можно расположить двумя способами: правую положить на сердце или положить на грудь.
  3. В ходе молитвы нужно настроиться на раскаяние за проступок, благодарность за полученный жизненный опыт и желание очистить душу. Должна быть и радость от освобождения.
  4. Что говорить? То, что идет от сердца. Обратиться можно так: «Отец Небесный, Силы Света, прошу, молю, примите мою молитву и мое раскаяние». В конце стоит поблагодарить за предоставленную возможность очистить душу.
  5. Чтобы усилить молитву, нужно озвучить собственные мотивы и дать Высшим Силам понять, что молящийся осознает тяжесть своих поступков. Также их надо поставить в известность о том, какими будут дальнейшие действия, направленные на избежание грехов.
  6. В окончании молитвы нужно открыть свое сознание к благословению Высших Сил. Для этого нужно пару минут побыть в тишине, очистив разум от всех посторонних мыслей.

Таким образом, покаяние очень важно для каждого человека. Оно позволяет очистить душу и прийти к умиротворению. Самое главное здесь – не идти на поводу у чувства вины и действовать от чистого сердца.

Важность покаяния

Жизнь христианина
Христианский портал

Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство

Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология

п • о • р

Иисус Христос и Иоанн Креститель начинали свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17, Мф. 3:2). Обращаясь к иудеям с призывом к покаянию Христос, Иоанн Креститель и апостолы не разъясняли смысла этого слова, поскольку оно было хорошо знакомо жителям Израиля. У евреев покаяние называлось тшува (ивр. ‏תשובה‏‎) и служило «основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно». Так, ветхозаветный пророк Осия обращался с воззванием к еврейскому народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему… Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу» (Ос. 14:2).

Подобное отношение к покаянию сохранилось и в Новом Завете. Христос в своей проповеди подчёркивал, что спасение даётся только кающемуся. По мнению авторов «Богословских статей Новой учебной Женевской Библии», истинная вера невозможна без покаяния, а надежда на спасение души просто по вере во Христа-Спасителя, но без покаяния «является пагубным заблуждением». Об этом же говорили и православные богословы — Святые Отцы. Например, Святой Марк Подвижник утверждал: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося . Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию . Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. . И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа».

Сущность покаяния

Греческое слово др.-греч. μετάνοια (метанойя) означает «перемену ума», «перемену мыслей».

По мнению кальвинистского богослова Артура Пинка, Библия говорит о трех видах покаяния:

  • «покаяние отчаяния» (например, Исав, Фараон, Ахитофел и Иуда Искариот);
  • «покаяние исправления» (Ахав и те, кто покаялись после проповеди Ионы);
  • «покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10).

Пинк отмечает, что нередко люди принимают за истинное покаяние страх перед Божьим наказанием. «Это никоим образом не так. Осуждение законом — это страх ада, евангельское покаяние — это обращение к Богу; одно — страх наказания, другое — боязнь греха; одно — влияет на разум, другое — смягчает сердце». — отмечает он.

Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину».

Истинность покаяния

Внешним признаком истинности покаяния служит дальнейшая жизнь, мысли и поступки грешника. «По плодам их узнаете их» Мф. 7:20 — учил Христос различать христиан и лжехристиан.

«Многие считают, что если человек проливает слёзы или кажется сокрушенным по причине своего неправедного жизненного пути, то это доказывает, что спасительная Божья благодать начала свою работу в душе этого человека. Но этот вывод неверен. Нельзя путать угрызения нечистой совести с тем убеждением и осознанием греха, которое дает Святой Дух», — утверждает Артур Пинк. По его мнению, покаяние предполагает искреннее согласие с Божьим законом, основной всеобъемлющей заповедью которого является — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Кроме того, для истинного покаяния характерно постоянное отвращение от греха в целом, а не временное сожаление по поводу каждого отдельного греха.

Этого же мнения придерживался известный проповедник Чарльз Сперджен: «вы не должны обманывать себя, думая, что быть праведным в течение недели достаточно, чтобы считаться доказательством того, что вы спасены — должна быть вечная ненависть ко злу. Та перемена, которую производит Бог, не является ни преходящей, ни поверхностной; это не срезание верхушки сорняка, но вырывание его с корнем; это не просто вычищение на один день от пыли, но удаление того, что является причиной этой пыли».

> См. также

  • Тшува
  • Тауба
  • Метанойя
  • Катарсис
  • Рождение свыше

Примечания

  1. Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: «Республика», 1994. — С. 355 ISBN 5-250-02302-9
  2. Электронная еврейская энциклопедия, статья «Раскаяние»
  3. Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии, статья «Покаяние»
  4. Цитируется по Каллист (Уэр), епископ Диоклийский Православный опыт покаяния. Внутреннее царство
  5. Метанойя как изменение духовного опыта
  6. 1 2 Пинк, Артур — Покаяние
  7. Митрополит Сурожский Антоний — Молитва и жизнь (недоступная ссылка). Дата обращения 28 апреля 2013. Архивировано 2 октября 2013 года.

Три этапа покаяния

Не приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.

Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва.

Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.

Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).

Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно.

Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди.

* * *

Первый раз: я каюсь в тот момент, когда понял, что совершил грех, даже если осознание греха пришло сразу по его совершению. Не стоит медлить с покаянной молитвой к Богу (и просьбой о прощении к человеку, если я совершил грех против ближнего). Большая ошибка – отложить покаяние «на потом», под предлогом, что «неудобно как-то сейчас» и т. п. Грех подобен болезни, – чем раньше принялись за лечение, тем успешнее оно будет. Чем раньше начато покаяние, тем меньше грех успеет повредить мне. Коснеть в грехе опасно.

Стыд за свершенный грех не должен остановить меня на пути покаяния. Напротив, стыд надо использовать для борьбы с грехом. Стыдно мне, потому и каюсь. Если отложу покаяние на потом, то болезнь будет загнана на глубину, бороться с ней будет значительно труднее.

* * *

Второй раз каюсь: в конце дня я мысленно перебираю его события и вновь возвращаюсь к своему греху. Немного размышляю о нем (в чем его причины, каковы его последствия, как с ним бороться), прошу Бога о прощении.

Это настоящее ежедневное духовное упражнение.

В русской православной традиции оно ясно прописано в некоторых молитвословах после вечернего правила: «Положи слово с самем тобою, и испытание сотвори совести твоея, преходя и подробну исчитая вся часы дневныя, начен от времени, когда восстал еси от одра твоего… вся твоя деяния, словеса и помышления… Аще что лукавое соделал еси… кайся и моли Человеколюбца».

Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее покаяние требует от христианина волевых усилий. Каждодневное покаяние не займет слишком много времени, если я не «утону в деталях», если днем буду каяться, как только замечу, что не прав перед Богом и людьми.

Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить внимательную христианскую жизнь.

* * *

Третий раз каюсь: на Таинстве исповеди перед невидимо присутствующим Спасителем я прошу прощения, и священник произносит разрешительную молитву, свидетельствуя перед Богом мое покаяние в грехе, я целую Крест и Евангелие.

В грехе я каялся первый раз, преодолевая ложный стыд, каялся после вечерних молитв, преодолевая лень. Все это содействует тому, чтобы на исповеди я принес покаяние живое, неформальное и не поверхностное.

Слова архимандрита Сергия о покаянии дорогого стоят. Они побуждают нас каяться чаще. Они исходят из сокровищницы пастырского опыта. В них ощутимо горячее желание, чтобы покаянные труды облагораживали нашу жизнь, приближали нас к Христу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *