Почему жизнь бессмысленна

Почему жизнь бессмысленна

Может ли человек жить без цели?

Главная / Сочинения ЕГЭ 2017-2018 («Цели и средства») / Может ли человек жить без цели?

Часто приходится слышать фразу: «бесцельно прожитые годы». Человек, который говорит ее, понимает, что упустил время, когда мог чего-то добиться, как-то изменить свою жизнь. Жизнь без цели – это существование, которое не имеет никакого смыла.
Мне кажется, что бесцельность свидетельствует о психологических проблемах или депрессии. Стремление помогает человеку развиваться, двигаться вперед, получать новый опыт. Пассивность угнетает человека, лишает его эмоций. Хотя я считаю, что можно жить без цели и быть безразличным ко всему, но это противоречит природе самого человека, опускает его на ступень ниже.
Русские писатели негативно относились к жизни без цели. Ф.М. Достоевский сказал, что «жизнь задыхается без цели». В ней нет смысла. Авторы классических произведений показывали, что может статься с человеком, не имеющим никаких стремлений и намерений.
Обломов из одноименного романа И.А.

Гончарова живет бесцельно. Несмотря на это, он хороший и добрый человек. Но он нравственно умирает, когда не может раскрыть лучших черт своего характера. Даже высокое чувство не смогло побудить в нем жажду к жизни. Бессмысленность и погубила этого героя. Нельзя сказать, что Обломов не мечтал, он грел в своем сердце грезы о семье, но не смог воплотить их в реальность из-за своей губительной лености.
Жизнь человека, который имеет определенную цель или мечту, совершенно другая. Он самосовершенствуется, развивает в себе лучшее. Но что лучше: иметь ложную цель или не иметь ее вообще? Из этих двух крайностей я бы выбрала вторую. Ложные цели наносят вред окружающим, приносят много проблем. Так случилось в рассказе Чехова «Крыжовник».
Николай Иванович Чимша-Гималайский хочет завладеть участком земли, чтобы растить там одноименную ягоду. Это стремление нравственно уродует героя, делает его зависимым от материальных благ и мелочным. Уж лучше не иметь никакой определенной цели, чем стать человеком, которого не уважают в обществе и который приносит много проблем обществу.
Авторы произведений в своих произведениях стремились показать средства, при помощи которых достигались определенные цели. Иногда они оправдывались, а иногда – нет. Когда писатели описывали бесцельное существование, они настаивали на никчемности такой жизни, показывали возможные итоги развития событий и просили читателей не повторять ошибок своих героев.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Что значит «великая цель»?
  • Чем мечта отличается от цели?
  • Как достигнуть цели?
  • Какова цель существования человека?
  • 43. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ

    Попробуйте довести до предела рассуждения о смысле жизни.

    Все бессмысленно. «И как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы понесть в руке своей. …каким пришел он таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Екклесиаст 5:14–15).

    «Куда? Зачем? Для чего?

    В чем смысл двигателя внутреннего сгорания? Из банки бензина выделяется куча энергии, она может совершать работу.

    В чем смысл этой работы? Автомобиль может двигаться быстрей и на большее расстояние.

    В чем смысл такого передвижения? Гора кирпичей будет перемещена быстро и легко, всего одним человеком. В чем смысл этой перевозки? Рабочие быстро построят огромный дом.

    В чем смысл этого строительства? Сто семей будут жить в комфорте.

    В чем… и так далее, и так далее, и все они умрут. Вот черт! Так на хрена нам этот двигатель и эти кирпичи… Просто пожить послаще и все? Так зачем мы тогда мучились, любили, работали, квартиры украшали, детей растили, если конец один?» (Веллер.)

    «Кто не замечает суеты мира, тот суетен сам (Паскаль).

    Несколько высказываний дополнительно.

    «По разумным причинам никогда ничего не делается» (Закон Мерфи).

    «Выполнять долг – это рента за право жить на земле».

    «Если я обречен, то только на смерть, но и обречен на сопротивление до самой смерти» (Кафка).

    «Этот мир лишен смысла, и кто это осознал, обретает свободу» (Камю).

    Поэтому любое интеллектуальное обоснование мотивации будет ущербно.

    Все стремления жизни, по большому счету, выглядят полной нелепостью.

    Зачем же мы тогда стараемся чего-то достичь? И почему страдаем, если этого не получается?

    Ведь если бессмысленны всякие цели и желания, то бессмысленна и любая деятельность. Нет целей – нет мотивации. Страсти и страдания – единственные мотиваторы, доводы которых неоспоримы, но танцор их «растворяет». Чем же руководствоваться? Ведь если лишены смысла победы и поражения, лишены смысла и поступки.

    Больной перед операцией: «Доктор, я буду жить?» Доктор: «А смысл?»

    Вот тут мы подходим к основному вопросу всех религий, философий и мистических учений. Это вопрос противоречия между необходимостью деятельности и освобождением от мотивов деятельности.

    В этом вопросе запутались многие. Послушайте отрывок из китайских свитков трех тысяч лет давности.

    Однажды первый министр Поднебесной обратился к своему учителю по прозвищу Дядя Дракона:

    — Тебе доступно тонкое искусство. Я болен. Можешь ли меня вылечить?

    — Повинуюсь приказу, — ответил Дядя Дракона. — Но сначала расскажи о признаках твоей болезни.

    — Хвалу в своей общине не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на богатство, как и на бедность; живу во дворцах, но не боюсь жить на постоялом дворе; смотрю на себя, как и на другого; на нищего и на царя смотрю как на равных.

    Меня не прельстить чином и наградой, не испугать наказанием и выкупом, не изменить ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью, ни радостью.

    Из-за этой тьмы болезней не могу служить государю, общаться с родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и рабами и принимать решения. И поистине, жизнь не имеет смысла, и бессмыслица наиболее достойна избрания.

    Что это за болезнь? Какое средство может от нее излечить?

    Дядя Дракона велел больному встать спиной к свету и стал его рассматривать.

    — Ах! — воскликнул он. — Я вижу твое сердце пусто, почти как y мудреца! В твоем сердце открыты шесть врат мудрости, только седьмые остались закупорены. Возможно, поэтому ты и считаешь мудрость болезнью?

    Но моим ничтожным искусством этого не излечить (Даосские притчи).

    Где выход из этого логического тупика?

    А вот он! Чтобы удержать рассыпающийся от отсутствия мотивации мир, необходимо снова поставить цель. Наш ум не может представить себе активность без желания и проявление усилий без мотива.

    Мир существует только потому, что существует цель. Ибо в самом начале сотворения мира было желание. «Желать чего-то и добиваться этого – свойство сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться того – это свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом» (Ф. Ницше.)

    Поскольку цель не имеет смысла и поскольку она все же необходима для сохранения жизни, мы ставим цель не как серьезную необходимость, а как Игру. Понимая, что по большому счету все бессмысленно.

    И теперь мотивировать будут уже не страдания и страхи, которые воин-танцор «растворил», а цели Игры.

    Рано или поздно танцор становится Игроком. Он переходит к четвертому этапу развития – к Пути Абсолютного Игрока.

    Быть абсолютным игроком – это когда ваш поступок выбирают не страхи, а вы сами. Не инстинкты, а ты сам.

    Вот здесь и появляется свобода воли.

    Но свобода воли – это тяжелый дар. Потому что вы ежесекундно вынуждены выбирать вашу игру.

    Ибо весь смысл сокровенного знания, вся концепция Вселенной требуют, чтобы в гармоничной симфонии, где все равны, вы бы выбрали свое место в борьбе.

    Вы должны стать на какую-то сторону, понимая при этом, что своим выбором вы создаете дуальность, добро и зло, цель и препятствия. Как в Библии, вы вкусите от древа познания добра и зла и будете отправлен из рая в материальный мир со всеми его проблемами. «И снова выбор, как дамоклов меч, нависает над каждой секундой нашего существования» (Уоррен).

    Мы начинаем игру. Выбирайте что угодно, назовите это Целью, и вы поймете простую истину – смысл игры в самой игре.

    Нет ничего более захватывающего, чем игра в жизнь! Зачем играть в искусственные игры, если на свете так много настоящей игры.

    Что, игра иногда кажется невыносимой? Это всего лишь от недостатка энергии.

    Представьте, вы лежите на пляже и наблюдаете за серфингистом. Вас так пригрело солнышко, что лень пошевелить ногой, а серфингист вдали работает на грани физического и психического напряжения. С точки зрения вашей малоподвижности он ужасно страдает, проявляя такие неимоверные усилия. Но с его точки зрения он наслаждается. Он оперирует совсем другими уровнями энергии по сравнению с комфортно лежащим человеком. Но к этому он шел постепенно. Преодолевал лень, входил в воду, падал и вновь становился на доску, учился лавировать, владеть телом, предвидеть движение волны и ветра. Он расширял управление. И теперь он превратил трудности в источник наслаждения.

    Чем с большим уровнем энергии вы сталкиваетесь, тем больше дискомфортных ощущений испытываете и тем больше наслаждения получаете при их переработке.

    Не думайте, что божественная игра – это легко и приятно. Это интересно, иногда весело, но не легко. Вершин мастерства вы достигнете через испытания духа. Если вы не готовы стать Христом, распятым на кресте, тогда вы не готовы к настоящей игре.

    Когда-то, решив прийти в материальный мир, мы выбрали научиться серфингу жизни. Отрабатывая какой-то классный трюк, вы рискнули, упали, затем снова вернулись в наш мир, но уже имея чуть больше мастерства. И когда-нибудь вы свой трюк исполните.

    Какую игру выбрать? Не имеет значения. Чтобы ни выбрали, придется сталкиваться с препятствиями и ограничениями, шлифовать мастерство.

    Игра включает себя и путь воина, а потому не отметайте героя в своей душе. У вас еще будет возможность сорвать с тела остатки кожи в азарте битвы. В игре есть и путь танцора, поэтому надеждой и верой заклинаю вас, будьте смиренны даже перед муравьем.

    Игра – это блаженство, никогда не прекращающееся приключение. Вы будете оттягиваться, как сумасшедшие, и во всех начинаниях вам будет помогать само небо.

    Прощай, человек запутавшийся, здравствуй, Абсолютный Игрок.

    Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

    Стоит ли задумываться о смысле жизни современному

    Вансов Иван

    Тема маоих размышлений: » Нужно ли современному человеку задумываться о смысле жизни? » Тут довольно сложно определиться с ответом.
    Сначала стоит проанализировать часто ли человек за всю свою история размышлял о смысле жизни. Возьмем средневековье. Обычного человека, будь он крестианином или ремесленником. В силу своей необразованности, религиозности, тяжёлого и изнуряющего труда он, скорее всего, не задумывался о смысле жизни. Не исключено, что эта мысль могла возникнуть у него в голове, но задержаться и развиться она вряд ли могла.
    Для того, чтобы человек задал себе вопросы: » В чем смысл моей жизни? Для чего я живу?» – и попробовал ответить на них, нужны, безусловно, определённые предпосылки:
    -определённый уровень образования
    -наличие свободного времени, которое можно было бы посвятить этому занятию
    -свободу мышления
    -потребность в духовном труде
    А что же мы наблюдаем сейчас?
    Казалось бы, сейчас совсем другое время! В большинстве своем люди стали более образованны, у нас появилось больше свободного времени и наше мышление ничем не ограничено, кроме, конечно же, норм морали. Но осталась неискоренимая лень! Лень и огромное количество соблазнов. А ведь для внутренней работы нужно усилие. Размышление – труд, и труд не из легких. По-этому, весь день проведя в хлопотах и заботах человек просто не хочет размышлять. «А зачем мне голову забивать? Я и так за день устал! » – скажет человек. Действительно,придя домой, гораздо легче устроиться по удобнее на диване перед телевизором, чем чем-то забивать себе голову. » Пусть телевизор меня развлекает, а я и без этого устал! » Получается парадокс: » Современный менеджер употребляется современному человеку».
    А совремменный ученик старшей школы или, скажем, студент? Вот кто, кажется, должен уж точно задаться этим вопросом. Но не тут то было!Тут важно влеяние окружающей среды. Взгляды на жизнь закладываются с детства, и далее подросток не сознательно, порой даже на уровне рефлексов следуетсвоим представлениям.
    Что же мы наблюдаем в молодежной среде?
    -Обесценивание собственной индивидуальности
    -Искажение представлений о труде,профессиях и работе
    -Неуважение к умственному и физическому труду
    -Равнодушие к учебе
    -Отсутствие четких представлений о будущем и интереса к собственной дальнейшей судьбе
    -Нежелание прислушиваться к советам родителей, учитывать их точку зрения
    Опираясь на это, мы приходим к мнению, что среднестатистический подросток вряд ли станет задумываться о смысле жизни.
    Может быть тогда стоит вообще отказаться от размышлений на эту тему? Тут мы вступаем в » зону противоречий «. С одной стороны величайшие умы человечества пытались ответить на эти вопросы. Альберт Энштейн утверждал: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха,а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Ему вторил Антон Павлович Чехов: «Призвание каждого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни». С другой стороны мы наблюдаемвеликое множество точек зрения, что рождает ощущение что человечество ищет некую абстракцию. Словно фантастическое существо, оно меняет формы, оно не поддается описанию и видится словно в тумане! Подумав, можно придти к мнению, что понятие «смысл жизни» такое женедоступное, как «машина времени» или «вечный двигатель».

    Но поняв недостижимость создания машины времени, писатель-фантаст или ученый не откажутся от идеи существования подобного. Они продолжат об этом размышлять! И при этом ученый, следуя своей идее, сделает немало важных открытий, писатель – напишет фантастический роман, хотя машина времени при этомсоздана ими не будет. Так и со смыслом жизни. Поняв невозможность как-то одназначно отыетить на этот вопрос, поняв всю текучесть, сложность и изменчивость этого понятия, человек не должен перестать размышлять о нем!

    Смысл гедонизма

    Вадим Слуцкий

    Гедонизм – это особый образ жизни, способ существования человека или больших групп людей. Особая экзистенция человека.
    Суть гедонизма – в специфической иерархии ценностей. На вершине её находятся удовольствия (всё, что приятно и что можно потреблять без особого труда и усилий), физическое и материальное благополучие и комфорт. Остальные ценности вторичны.
    Гедонизм – это ядро Западной культуры. Поскольку она сумела распространить своё влияние на весь мир, то и в масштабе всей Земли сейчас гедонизм – ведущий «бренд»: самый обычный, нормативный способ существования.
    Основные черты современного гедонизма:
    1) бесконечное увеличение своего благосостояния как цель,
    2) личная свобода (свобода передвижения, например), понимаемая как основное право человеческой личности,
    3) безопасность и пацифизм, понимаемые как антагонисты опасности (любой) и войны (тоже любой), причём всегда нужно стремиться к миру и безопасности – и всегда избегать любой опасности,
    4) чем легче живётся человеку, чем комфортнее – тем лучше: в этом главное благо человека.
    Это черты хорошо осознаваемые. Другой вопрос, а понимают ли современные люди их подлинный смысл – и подлинный смысл самого гедонизма. Если бы понимали, я не стал бы писать этот текст. Но они хорошо знают, что стремятся к миру (хотя и не осознают, почему), любят комфорт и т.п.
    Однако есть не менее существенные черты гедонизма, о которых почти никто не догадывается. Пока я их называть не буду.
    Большинство жителей т.н. «развитых» стран (имеется в виду экономическое и техническое развитие, отчасти – социальное (развитость основных социальных институтов)) – гедонисты. С их точки зрения, гедонизм – норма, а не патология. Это нечто вполне положительное.
    Они понимают гедонизм как позитивную жизнерадостность и человечность. Противоположную мрачной бесчеловечности т.н. «тоталитаризма». Гедонизм, по их мнению, — это совершенно нормальное отношение к жизни образцово нормального развитого человека. Гедонизм очень полезен, способствует прогрессу и пр.
    Этот текст – попытка ответить на вопрос, так ли это.
    * * *
    Портрет 1.
    Одна моя знакомая – буду называть её Розой – выросла в благополучной современной семье. И отец, и мать хорошо зарабатывали. Роза – единственный их ребёнок.
    Однако родители разошлись, когда ей было 14 лет. Т.е. она выросла в семье, где не было подлинной любви и дружбы.
    Мама её, чтобы компенсировать ощущение одиночества при живом муже, страшно баловала дочь. Роза привыкла к тому, что мама создаёт для неё особый мирок эйфорических наслаждений и удовольствий. Ей нужно для сохранения этого детского рая только одно: всегда делать то, чего хочет мама.
    Хотя внешне её мама, вроде бы, ведёт себя по отношению к дочери крайне самоотверженно и альтруистично, на самом деле она стремится полностью подчинить дочь себе: она деспотка и эгоистка в отношениях с ней. Ласка и забота даются не даром – а в обмен на полное подчинение.
    В подростковом возрасте Роза стала красивой, у них с мамой постоянно начали вспыхивать скандалы. Когда Розе исполнилось 20 лет, её полюбил молодой человек, очень умный, интересный, из хорошей семьи. Он сделал предложение и повторял его неоднократно, но Роза говорила, что ей «рано выходить замуж»: она хочет ещё погулять на свободе.
    Но в какой-то момент – совершенно неожиданно – согласилась. Они поженились. Мама Розы роскошно обставила их новую квартиру. Однако через 4 месяца после свадьбы Роза – тоже совершенно неожиданно – убежала от мужа к маме. Причину никто не мог понять.
    Причина на самом деле была в том, что мама – сначала, устав от скандалов (характерных для зависимых инфантильных подростков), захотела отдохнуть от дочери, пожить одной, — и дочь, почувствовав это, как всегда сделала то, что хотела мама. Т.е. она «вышла замуж» не для того, чтобы создать свою семью, а чтобы угодить маме и дать той отдохнуть от себя. Сама она этого не осознавала, но это неважно. Таков был её подлинный главный мотив. Но потом мама отдохнула, и ей захотелось, чтобы дочь вернулась, т.к. тетешкать её, баловать и умиляться ей составляло одно из главных удовольствий в жизни. И дочь тут же вернулась к маме.
    Ничего не понимая, её муж сходил с ума. В конце концов, это кончилось большим скандалом и разводом.
    К 30 годам Роза ещё раз побывала замужем – и через год развелась. От этого второго брака (жениха нашла ей мама) у неё родился сын.
    Мама в детстве всячески поощряла любовь Розы к книгам и «творческим занятиям» (маме льстило, что Роза такая талантливая), её учили играть на пианино, она даже сочиняла музыку. Профессию она выбрала весьма творческую, интересную, но трудную.
    Однако в 28 лет, недолго поработав по специальности, она бросила свою профессию – и с тех пор работает в банке. Это не было связано с материальными трудностями. Это не было связано с тем, что у Розы что-то не получалось. Она способная, ей нравилась работа. Просто мама решила, что дочери мало платят.
    Они с мамой построили роскошный дом в богатом квартале большого города, где они живут.
    Сейчас Розе почти 50 лет. Работа у неё – мышиная возня. Она отнимает почти всё её время в будние дни. Но эта работа — денежная и лёгкая. Мужа у неё нет, семьи нет. Сына она растит так, как её растила мама. Она была игрушкой-развлекушкой для своей мамы – и ей тоже полагается биологически живая игрушка-развлекушка. Сейчас её сыну уже почти 20 лет. Разумеется, это глубоко инфантильный человек, не знавший подлинной любви и настоящих человеческих отношений, но вполне благополучный.
    Роза довольна своей жизнью. Её соседом в богатом квартале случайно стал известный шахматист. В её представлении, это означает, что её жизненные достижения вполне сопоставимы с его жизненными достижениями, т.к. в её системе ценностей недвижимость – это мерило жизненного успеха.
    У неё есть всё, что полагается иметь благополучному современному человеку: хорошая (т.е. лёгкая и высокооплачиваемая) работа, сын, дом, солидное положение (она не рядовой сотрудник банка), деньги.
    На самом же деле Роза отказалась от всего, что придаёт смысл жизни и делает её счастливой. От любимого человека. От возможности иметь семью. От возможности иметь детей (а детей можно иметь только от любимого человека). От любимого дела. От права самостоятельно строить свою жизнь (фактически её построила за неё мама) и взрослеть (в 50 лет Роза более инфантильна, чем в 18).
    Её жизнь совершенно пуста. Невозможно без ужаса думать о том, что она сделала со своей жизнью. Это духовное самоубийство. Но сама Роза, вполне успешно гедонизируя, считает свою жизнь удачной. Она ездит на знаменитые курорты. Она водит дорогую машину. Она довольна.
    Именно тогда, когда человек умирает духовно (с Розой это случилось примерно к 30 годам), он начинает хорошо функционировать в современном обществе.
    Кстати, все знакомые Розы, её подруги (хотя у неё нет настоящих подруг, но есть несколько более близкие знакомые) считают её совершенно нормальной и достойной женщиной.
    Портрет 2.
    Этого человека я буду называть настоящим именем.
    Игорь Шпилёнок – известный фотограф дикой природы и экозащитник. Он снимает диких животных и пейзажи. Работает инспектором – простым, рядовым инспектором – в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Это одно из самых диких мест на нашей планете.
    Игорь Шпилёнок женат на любимой женщине, она, как и он, экозащитник, но не из России, а из США. Зовут её Лора Уильямс. Она давно живёт в России, в крошечной деревушке Чухраи, в заповеднике «Брянский лес», основанном её мужем. Игорь Шпилёнок был первым директором этого заповедника, в 27 лет. Сейчас ему 54 года, и он простой инспектор.
    Почему? Он влюбился в Камчатку. Это была его мечта – работать там.
    Живёт он в избушке, похожей на сарай. Там нет никаких удобств. Нужно топить печку, но вода в чайнике зимой всё равно к утру замерзает. Спать приходится в спальном мешке (такие спальные мешки туристы используют, когда спят на снегу). Воду он носит из реки: она недалеко – километрах в 5-ти от дома. Вокруг – ни живой души. Зато полно непуганых бурых медведей: самых опасных наземных хищников на нашей планете. Ежегодно на Камчатке от медведей гибнет немало людей. Даже в нужник (он, понятно, во дворе) Игорь Петрович не выходит без ружья. Не раз бывал на грани гибели.
    На Камчатке он сделал множество великолепных снимков. Игорь Шпилёнок также и пишет. Его рассказы о дикой природе – не выдумка, а быль. Текст сопровождает снимки (именно так: не снимки иллюстрируют текст – а наоборот).
    Он издал несколько книг: они, в основном, состоят из фотографий, но и рассказы его очень интересны.
    Климат на Камчатке жуткий. Лета в иные годы нет вовсе. Постоянные метели зимой. Игорь Шпилёнок снимает в любую погоду.
    Он счастливый человек. Хотя месяцами не видит жену и сыновей (их четверо, и все пошли по его стопам). Хотя живёт в кошмарных бытовых условиях. Но он каждый день занят любимым делом, в котором видит смысл, которому отдаёт себя.
    Это странный образ жизни для современного человека. Известный, даже знаменитый человек (Живой журнал Игоря Шпилёнка имеет 200 000 подписчиков: http://shpilenok.livejournal.com ), он мог бы жить в любой столице мира. А живёт — в полуразвалившейся избушке, кое-как им самим починенной, и таскает воду из реки. А ему 54 года!
    Но он не мазохист. Он очень жизнерадостный, весёлый и счастливый человек.
    * * *
    Итак.
    Портреты нужны, чтобы понятна была разница между гедонистом (это, разумеется, Роза) и нормальным человеком.
    Гедонист никогда добровольно не станет жить в худших бытовых условиях, имея возможность выбрать лучшие. Он никогда не станет жить трудно, среди опасностей, имея возможность жить легко и безопасно.
    Почему? Очень просто. ЖИЗНЬ ГЕДОНИСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ПУСТА И БЕССМЫСЛЕННА. Поэтому он, подобно нищему, у которого только и есть один медный грошик, ни за что не отдаст никому этот драгоценный грошик.
    Именно в этом – суть гедонизма, его причина.
    Гедонизм — это РАЗНОВИДНОСТЬ КОМПЕНСАТОРНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Гедонист пытается удовольствиями и комфортом компенсировать, заглушить отсутствие смысла и человеческого счастья в своей жизни.
    Тогда как нормальный человек (тот, который нашёл себя, занят любимым творческим делом, который создал настоящую семью, где царят любовь, дружба, сотрудничество и понимание) не боится никаких испытаний и комфорт для него не является никакой ценностью.
    Нормальный человек не избегает опасностей всегда. И даже войны – не боится. Это не значит, что он милитарист. Но он не трус. А современные гедонисты стали пацифистами – из трусости. Если нужно, нормальный человек готов и воевать.
    Игорь Шпилёнок, например, основав заповедник «Брянский лес» и став его директором, обрёк себя на многолетнюю войну с браконьерами. В него много раз стреляли.
    Как видите, этот человек – пацифист в каком-то совершенно другом значении этого слова.
    * * *
    Безудержное стремление быть всё богаче, только усиливающееся с ростом материального благосостояния, – это тоже следствие пустоты и бессмысленности жизни. Так духовно разрушивший себя человек пытается компенсировать пустоту и бесцельность своего существования.
    Теперь можно назвать неосознаваемые современными людьми особенности гедонизма.
    1) Он приводит к хронической фрустрации всех основных духовных потребностей подавляющего большинства людей, живущих в т.н. «развитых» странах. В США половина населения страдает депрессиями и неврозами. Благополучнейшая Швейцария – мировой лидер по самоубийствам среди молодёжи.
    2) Он приводит к разрушению человека: человеческие массы становятся инфантильными и ничтожными, беспомощными, несамостоятельными, не способными обходиться в жизни собственными силами.
    3) Работа отчуждается от человека (об этом писал ещё К.Маркс: это основная тема его размышлений), становится бессмысленной для него. Почти для всех людей в т.н. «благополучных» странах часы их работы – это время, вычеркнутое из жизни. Они работают, только чтобы поддержать своё существование.
    4) Люди совершенно перестали влиять на общественные процессы. Элиты управляют социумом с помощью психологического манипулирования и экономическими методами, без грубого насилия, но степень несвободы при этом только растёт.
    5) «Развитием» стало считаться развитие машин, некоторых прикладных наук, производства, финансовых и социальных институтов и экономики. Машины развиваются, денег всё больше – а люди деградируют. Это считается «прогрессом».
    6) Уничтожаются все творческие профессии. Подлинное искусство уже не нужно в этом обществе. Нужно только то, что можно продать. Но «продажное искусство» — это не искусство. Все искусства фальсифицируются, чтобы легко и выгодно можно было продавать бездарнейшие поделки, выдаваемые за шедевры.
    7) Вообще всё подлинное заменяется фальсификатами. Даже еда. Помню, как я был поражён, впервые попробовав кашу, приготовленную на открытом огне (на дровяной плите). Как удивился, когда в деревне меня угостили домашним творогом. То, что едят сейчас люди, даже нельзя назвать помоями: это хуже помоев. И так – во всём, во всех сферах жизни. Полноценное общение заменяют социальные сети и скайп. Книги подменяются телевизором и интернетом. Всё мельчает и разрушается.
    8) Рвутся человеческие связи, семьи распадаются. Люди бесконечно одиноки.
    * * *
    Гедонизм – это ГЛУБОЧАЙШАЯ ПАТОЛОГИЯ человека.
    Нормальному же человеку свойственны:
    — самоограничение: стремление подчинить свою жизнь Высокой Цели и готовность ради неё мириться со многими лишениями и трудностями,
    — жажда не потреблять, а отдавать,
    — потребность в Служении (Богу, Делу или людям),
    — готовность идти на опасные и трудные дела,
    — отношение к материальной стороне жизни как к средству, а не цели.
    Такое отношение к жизни – естественно для человека.
    Гедонизм же – это нечто искусственное.
    * * *
    Гедонизм взлелеян безумным Обществом Потребления для достижения своих специфических целей.

    Гедонисты стремятся покупать-покупать-покупать – до бесконечности. Есть одна яхта – надо купить другую: дороже, роскошней. Есть один автомобиль – нужен другой: более дорогой. Есть дом – построю-ка ещё один, побольше.
    Растёт потребление – растёт производство. Растёт прибыль.
    Без безудержного потребления это общество не может существовать. Поэтому нужно свести людей с ума, лишить их жизнь всякого смысла – чтобы они компенсировали внутреннюю пустоту бессмысленным и безостановочным потреблением.
    Человек, с его духовными потребностями: жаждой найти себя, своё предназначение, делать любимое дело и общаться с любимыми людьми, расти и развиваться, быть самостоятельным и взрослым — приносится в жертву.
    Именно духовно мёртвый человек – это нормативный тип личности в современном обществе.
    * * *
    Бывали, конечно, времена и пострашней нынешнего. Эпидемии чумы, чудовищные войны, сопровождавшиеся массовым истреблением людей. Много чего плохого было прежде.
    Нынешнее время – сравнительно вегетарианское.
    Но настолько ничтожным – человечество никогда ещё не было. Никогда ещё жизнь людей не была настолько благополучной. Но и настолько пустой и бессмысленной она тоже ещё не была никогда.
    Обычный первобытный человек в гораздо большей степени жил духовной жизнью, чем современной «офисный планктон».
    Преступление против человечности, совершаемое ежедневно заправилами Общества Потребления, — не самое кровавое. Но по своим последствиям – самое страшное.
    * * *
    Я не знаю, проснутся ли когда-нибудь люди. Захотят ли жить по-человечески.
    Но если это всё-таки случится, Общество Потребления будет восприниматься как кошмарный сон – сон разума, который рождает чудовищ.
    Гедонизм – это безумие. Но сумасшедший – потому и безумен, что уверен в своей рациональности.
    Он поймёт, что был сумасшедшим, только тогда, когда выздоровеет.

    © Copyright: Вадим Слуцкий, 2014
    Свидетельство о публикации №214102102085

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Вадим Слуцкий

    Рецензии

    Написать рецензию

    Спасибо, Вадим, за статью. Лаконично, на зримых примерах показана сущность гедонизма. Получила удовольствие)).
    С уважением,
    Ирина Белявская 02.08.2018 10:21 • Заявить о нарушении

    + добавить замечания

    Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Вадим Слуцкий

    10 ноября, 2007

    Смерть, свобода, одиночество, бессмысленность

    Экзистенциализм

    Ялом, Ранк, Фромм, Рэй… И небывалый взлет экзистенциальной психотерапевтической модели в современной психотерапии. Такой взлет что даже, казалось, непоколебимые столпы фрейдистской и неофрейдистской аналитических школ пошатнулись под стремительным напором этой новой экзистенциальной динамической модели. И всего-то каких-то 25 лет прошло как Ялом опубликовал свою взрывную монографию.

    Откуда дровишки?

    Сартр, Камю, Шопенгауэр, Хайдеггер, Ясперс…

    Откуда дровишки (начало)? Из леса вестимо. На Востоке об этом начали говорить раньше всех философов и мыслителей Запада, вместе взятых.

    Надо ли погружать себя слоями или лучше припасть к источникам? Кому как. Надо, если сознание не готово к источникам… Но самый главный источник — внутри и в собственном опыте, а не в моделях. А пока займемся слоями…

    Экзистенциальная психодинамическая модель

    Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт следующего рода — не между подавленными инстинктивными устремлениями, как в случае фрейдистской модели, и не с интернализованными значимыми взрослыми, как в случае с неофрейдистской. Это конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.

    Как открывает человек для себя содержание этих данностей? В определенном смысле, это нетрудно. Метод — глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Когда мы «заключаем в скобки» повседневный мир, то есть отстраняемся от него; когда глубоко размышляем о своей ситуации в мире, о своем бытии, границах и возможностях; когда касаемся почвы, принадлежащим всем остальным почвам, — мы неизбежно встречаемся с данностями существования, с «глубинными структурами», которые также можно именовать «конечными данностями».

    Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями — такими, например, как угроза жизни, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.

    Эти четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.

    Смерть

    Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность — смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас «смертельным» ужасом. Говоря словами Спинозы, «все сущее стремится продолжать свое существование»; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.

    Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение.

    Реальность смерти значима в двух отношениях.

    Сознавание смерти может работать как «пограничная ситуация» и радикальным образом изменить взгляд на жизнь; кроме того, смерть является базовым источником тревоги. Говоря о «пограничных», или «предельных» состояниях смерть превосходит все остальное: смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью.

    Конфронтация с личной смертью (моей смертью) — это ни с чем не сравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение стиля и характера жизни индивида в мире. Физически смерть разрушает человека, но осознание смерти может спасти его. Смерть действует как катализатор перехода из одного состояния бытия в другое, более высокое — из состояния, в котором мы задаемся вопросом о том, каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть. Осознавание смерти выводит нас из поглощенности тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу.

    Смерть — событие столь грандиозной важности, что при правильном отношении конфронтация с ней может привести к изменению жизненной перспективы и явиться стимулом к подлинному погружению в жизнь. Страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует уже на ранней стадии жизни, влияет на формирование структуры характера и в течение жизни продолжает порождать тревогу, являющуюся, в свою очередь, причиной как явного психологического неблагополучия, так и возникновения психологических защит.

    Важно иметь в виду, что тревога смерти, при всей своей вездесущности и всепроникающих последствиях, обитает в глубочайших пластах нашего существа, мощно подавляется и редко переживается в своей полноте.

    Свобода

    Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами — ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.

    Полностью осознавать свою экзистенциальную ситуацию означает осознавать свое самосотворение. Осознавать факт самоконституирования, отсутствия абсолютных внешних точек отсчета, произвольного присвоения смысла миру нами самими — значит осознавать отсутствие почвы под собой.

    Принятие решений погружает нас в это осознание, если мы не сопротивляемся. Решение, особенно необратимое, — это пограничная ситуация, так же как осознание «моей смерти». И то, и другое действует как катализатор процесса сдвига позиции от повседневной к «онтологической», то есть к такому модусу бытия, в котором мы помним о бытии. Хотя, как учит Хайдеггер, такой катализатор и такой сдвиг в конечном счете благотворны и являются предпосылками подлинного существования, они также могут вызывать тревогу. Если мы не подготовлены, то находим способы вытеснения решения, точно так же, как вытеснения смерти.

    В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя. Акту самосотворения сопутствует глубокое одиночество. Человек начинает сознавать космическое безразличие вселенной. И только через это осознание он сам становится творцом своего мира.

    Одиночество

    Третья конечная данность — изоляция или одиночество. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий, и от мира, — скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

    Бессмысленность

    Четвертая конечная данность существования — бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущим смысла существом, брошенным в бессмысленный мир.

    Экзистенциальная концепция свободы утверждает, что единственный подлинно абсолютный факт заключается в отсутствии абсолютов. Согласно экзистенциальной точке зрения, мир случаен: все, что есть, могло быть иначе; человеческие существа конституируют себя, свой мир и свою ситуацию в мире; никакого «смысла», никакого великого замысла вселенной, никаких направляющих жизненных ориентиров жизни не существует, за исключением тех, которые создает сам индивид.

    Проблема в самой элементарной форме звучит так: как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, не имеющей смысла? Ответ — он его конституирует, то есть создает сам.

    Волокна единой нити бытия

    По дидактическим причинам приходится обсуждать эти данности отдельно друг от друга, но на самом деле все четыре — это волокна единой нити бытия, и в конечном счете должны быть воссоединены в целостной экзистенциальной модели.

    Трансцендирование и коллапс эго

    Глубокая конфронтация эго с четырьмя данностями эго-существования может вызвать необратимый коллапс и трансцендирование эго (просветление), активизацию в психике элементов сверхсознания с их «галактическим» взглядом на вещи и обязательными атрибутами монистичности и диалектичности.

    Вопросы данностей существования могут разрешиться для нового сознания самым неожиданным образом — смерти нет, все детерминировано, изоляции нет ввиду отсутствия разделенности, все наполнено глубоким и сокровенным смыслом.

    Препарируем эго-иллюзию

    Глобальное отличие экзистенциальной динамики от фрейдистской и неофрейдистской связано с понятием «глубины». Для Фрейда исследование — это всегда раскопки. С аккуратностью и терпением археолога он соскабливал слой за слоем психический материал, пока не достигал скальной породы фундаментальных конфликтов, являющихся психологическим осадком самых ранних событий жизни индивида. Самый глубокий конфликт — это самый ранний конфликт. Таким образом, психодинамика по Фрейду обусловлена развитием. «Фундаментальное», «первичное» следует понимать хронологически: и то, и другое синонимично «первому».

    Экзистенциальная динамика не порождается развитием. На самом деле ничто не вынуждает нас рассматривать «фундаментальное» (то есть важное, базовое) и «первое» (то есть хронологически первое) как тождественные понятия. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Это значит размышлять о том, что вне времени — об отношениях своего сознания и пространства вокруг, своих ног и почвы под ними. Это значит размышлять не о том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть.

    В этом смысле экзистенциальную модель можно считать более «глубокой» чем фрейдистскую, а Ялома представлять себе ушедшего от той точки где остановился Фрейд. Но даже Фрейд в конце своей жизни в каком-то смысле вступил в лагерь экзистенциалистов со своей новой, однако, так и получившей развития, моделью Эроса и Танатоса.

    Также считается что стандартная фрейдистская аналитическая модель психотерапии эффективна в период сексуального созревания и становления эго, неофрейдистская — в период после созревания, и экзистенциальная — в период позднего созревания и коллапсирования/трансцендирования эго.

    Притягательная сила экзистенциальной терапии обусловлена тем, что она твердо укоренена в онтологическом фундаменте, в глубочайших структурах человеческого существования. Пространство экзистенциальной парадигмы является очень широким, оно принимает в себя и ассимилирует инсайты многих философов, писателей и терапевтов, касающиеся последствий конфронтации с конечными факторами.

    Модель не равна миру

    Однако это не более чем парадигма, то есть психологический конструкт, оправдываемый в конечном счете только своей клинической полезностью. Как и любой другой конструкт, он в конце концов уступит место другим конструктам, обладающим большей объяснительной силой. Ялом рассматривал свою экзистенциальную парадигму как раннюю теорию.

    Для прояснения определенной проблемы терапевт может предложить пациенту любое из некоего ряда объяснений, каждое из которых порождено своей референтной структурой (например, системами Фрейда, Юнга, Хорни, Салливана, Адлера); все эти структуры могут быть «истинны» в том смысле, что продуцируют объяснения, создающие ощущение контроля. Ни одна не имеет исключительного права на истину, несмотря на неистовые утверждения противоположного. В конце концов, все они основаны на воображаемых структурах «как будто». Все они говорят: «Вы ведете себя (или чувствуете себя) так, как будто то-то и то-то истинно».

    Супер-эго, ид, эго; архетипы, идеальные и актуальные «я», система самоуважения; система «я» и диссоциированная система, сознательное, бессознательное — ничего из перечисленного реально не существует.

    Все это фикции, психологические конструкты, созданные для семантического удобства, и они оправдывают свое существование только своей объяснительной силой. Концепция свободы воли составляет центральный организующий принцип для этих разнообразных объяснительных систем. Все они действуют по одному и тому же механизму: эффективны в той мере, в какой допускают ощущение личного контроля и таким образом вдохновляют дремлющую волю и помогают человеку измениться.

    Неважно что вам поможет измениться и пробудит в вас волю и энергию к изменению — важно само изменение и его глубина. Воля, процесс, изменение и энергия и есть Бог. Вот вам еще одна парадигма, обладающая запредельной объяснительной силой 🙂 В написанном нет никакого смысла и любой смысл в нем появляется только в меру того насколько написанное вызвало в вас изменения и волю к действию.

    Никакое, самое подробное и самое научное, описание мира не равно миру. Можно пытаться описывать жизнь, а можно просто жить жизнью и быть ею.

  • Материалы за этот период
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *