Почему так много икон богородицы

Почему так много икон богородицы

114 Почему так много икон Богородицы?

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:

– Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери?

Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все – разные. Разве такое может быть?

Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:

– Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.

– А это?

– Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».

– А вот?

– Здесь она уже на выпускном вечере.

Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка – уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина… Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.

– Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях… А это после операции… в позапрошлом году…

– Видишь, сынок, – сказал отец, – мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах.

А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери.

Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему.

В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», – спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»).

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия – по преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божья Матерь навсегда обещала Грузии своё покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась Терра Марианна – «земля Марии».

Но всё-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве – Десятинная, построенная ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввёл в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божьей Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример – Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей её истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишнёвом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды – символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы.

Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звёзд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы – Бога Сына. Кайма на мафории – знак Её прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали её, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы.

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение.

НабольшинствеиконБожьейМатериОнаизображенасМладенцем. Ихотношения, представленныенаиконе, можноразделитьпотрёмхристианскимдобродетелям – вера, надежда, любовь – итакзапомнитьтриосновныетипаиконографии.

Вера– иконография, получившая название Знамение, или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») — с воздетыми к небу руками, на Её груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком – в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда– иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Её лице и всех нас, в левой руке держит свёрнутый свиток – символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица — Та, кто помогает идти по этому пути, – она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь– иконография Умиление, или Елеуса – «милующая», как её называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа с прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Как из этих типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом всё ещё подходит под описание своего типа? С первых греческих икон делались списки – они распространились по всему миру и зажили своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа – ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Её иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божью Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке Иверской – также свидетельство иконоборческих времён, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе Ченстоховской, которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряжённые в обоз с награбленным, встали; разъярённые грабители решили наказать икону и ударили по ней мечом – из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Потребовалось немало времени, чтобы распространить христианскую религию на Руси. Огромное количество язычников, не желающих признавать истинное учение, воевали и поджигали все, что было связано с русской церковью. Так и случилось во время чудесного появления Казанской иконы Божьей матери. Царь Иван Грозный покорил Казань и начал распространять христианскую религию по ее территории, однако магометане были противниками этого явления и пожар, случившийся в 1579 году, посчитали гневом «русского бога», который желает избавиться от христианства.

В этот самый момент и случилось чудо, связанное с появлением образа, который продемонстрировал поддержку истинного Бога и помощь в становлении христианства.

Как обнаружилась икона?

Дочка стрельца девятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, говорящую ей о том, где можно найти ее образ в развалинах сожженного Кремля. Проснувшись, она поведала эту историю родным, а те в свою очередь известили архиепископа и градоначальников. Однако никто не поверил ребенку. После этого случая девочка видела данный сон еще несколько раз, но никто не прислушивался к ее рассказам, считая, что это детские выдумки. На третий раз она ясно увидела икону и место, где она находится, а также получила предупреждение, что если не отведет людей к этому месту, то погибнет. Мать Матроны испугалась за дочь, собрала народ и самостоятельно отправилась искать образ. Долго жители копали то самое место, но найти ничего не могли, тогда Матрона сама взялась за раскопки, и стоило ей только начать, как икона чудесным образом появилась. Архиепископ, прослышав о чуде, прошел крестным ходом до места появления образа, а позже по указу царя там был построен женский монастырь, первыми монахинями которого стали Матрона со своей матерью.

Какие благодеяния сотворила икона?

Каждый верующий человек считает своим долгом купить икону Богородицы, не только как дань почтения к Пречистой деве, но и как чудодейственный образ, дарящий исцеление. Еще во время проведения крестного хода, икона Казанской Божьей матери сотворила первые чудеса, а именно вернула зрение Иосифу, который был слеп как три года, а позже, уже в соборе, избавился от слепоты Никита. С тех пор, образ славится своей милостью к утратившим зрение и помогает избавиться от данного недуга.

Купить икону Казанской Божьей матери в Москве можно в интернет – магазине «Символик». У нас вы также можете заказать иконы в Москве с изображением святых, Господа и православных праздников. Мы предоставляем широкий ассортимент различных видов и размеров, а также готовы предложить православную литературу и различную церковную атрибутику.

Дата публикации: 04/05/2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *