Почему священники носят бороды

Почему священники носят бороды

Что говорят церковные каноны по поводу бороды

В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.

Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды. По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми. Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью. Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.

Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное.

Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.

В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может.

Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?

Юношам, учащимся в духовной семинарии, разрешается бриться и не отращивать бороду. Грех ли брить бороду для семинаристов? Нет, безбородыми они остаются потому, что так принято. Лишь с окончанием учёбы и вхождением в сан молодой священник может начать отращивать бороду.

Делают послабления и для тех священнослужителей, у кого борода не растёт от природы. Согласно канонам, у попа должна быть длинная и окладистая борода. А если у мужчины, принявшего сан, борода растёт неопрятными клочками, то он имеет полное право сбривать её.

Православные священники, живущие за границей, могут не носить бороды. Почему батюшки носят бороду в России, а за границей обходятся без неё? Потому что в шестидесятых годах мир захлестнула волна воинствующих хиппи. Священников, носящих бороды, стали путать с ними. Чтобы не иметь проблем с полицией, зарубежные батюшки начали брить бороды с разрешения РПЦЗ. Также священники-обновленцы, ратующие за модернизацию православной церкви, ходят без бороды.

Католические священники тоже не носят бород и усов. Так повелось со времён Древнего Рима, когда отсутствие бороды говорило о принадлежности к высшим слоям общества. Однако некоторые папы римские носили бороды, например, Юлий II и Климент XI.

Читайте также: Поколотить попа и остаться безнаказанным: почему наши предки с батюшками не церемонились

Татьяна Таранова14.12.2018

Главная > Общество > Носить бороду или нет?

Носить бороду или нет?

Всем известно, что наши проотцы все, как один, носили бороды. Собственно, ещё, наверно, ваш прадед носил бороду, во всяком случае пра-прадед наверняка. Постоянное ношение бороды на Руси отменил ещё Пётр I. Точнее, он убрал традицию и начал постепенную реформу в изменении внешнего облика мужчины. Вот и сейчас, если увидят на улице бородатого человека, то у людей возникнет образ дикаря, варвара. Существенную роль в «бродонелюбие» внесла советская пропаганда. Попробуй выйди в советское время с бородой да ещё и с длинными волосами — дак сразу подозрение будешь вызывать, могут и задержать! А сколько косых взглядов поймаешь.

Сейчас с этим, конечно, проще, но всё равно косится будут и спрашивать: «Ты что, монах? или шахид?» (если тёмненький) — на большее кора больших полушариев не способна.

Современный мужчина всё больше и больше начинает принимать женский облик, женские черты, повадки, нередко в бытовых вопросах уже выполняет роль женщины. Бреет подмышки (не, ну ладно, зато не воняют), бреет лицо, пользуется косметикой, приобретает женские округлые формы (вследствии изменения гормонального фона от употребления пива, неправильной диеты, лежачего образа жизни), женственное поведение, некоторые бреют ноги, красят ногти. Разве так должен выглядеть настоящий мужчина, который тысячи лет был охотником, защитником, добытчиком, завоевателем, лидером, альфа-самцом?

Рост усов и бороды — это естественное явление у каждого мужчины. Зачем идти против природы? Разве некрасивыми Бог (или природа, в сознании атеистов, данном контексте не суть) создал мужчину и женщину? Нет, ну я понимаю, женщины бреют ноги, у них это естественно, потому что тысячелетиями женщины старались выглядеть красиво и это действие у них на рефлекторном уровне. Да и потом, рост волос у женщин развит очень слабо от природы. Бывают, конечно, более волосатые женщины, но это обуславливается их гормональным фоном, либо естественным, либо искусственным, от неправильного образа жизни (мужеподобность).

Борода у мужчины была всегда признаком мужественности, признаком мудрости, а постоянное скобления себя бритвой — показатель того, что мужчина не доволен собой, своим видом. Как, например, транссексуалы (или трансвеститы) не довольны своим телом, которые получили от рождения, так и бритые мужики.

Одно дело, когда мужику по роду занятий будут мешать длинная борода (заметьте, именно длинная) или длинные волосы (да и то — находят способы спрятать их), но ведь далеко не все такие. Если так будет продолжаться дальше, то скоро станет нормой и ноги брить у мужиков, пользоваться косметикой и т.д. — и это дойдёт до абсурда: мужчина совсем забудет про свои гендерные признаки. Уже будет непонятно, каким должен быть мужчина. Общество потеряет привычную диполовую систему с двумя полами, а станет, как, например, в Тайланде…

Ну, а женщинам, конечно, нравятся больше бритые мужчины, потому что им приятно смотреть и трогать гладкую и нежную кожу, забывая о том, что мужик должен быть грубым. Это не я придумал, так было много тысяч лет. Опять же, каким женщинам?

Тем женщинам, которые видят в своей второй половинке не доминантного над ней самца, потенциального главу семейства, а своего рода игрушку, куклу. Им нравится играть с этими куклами, с этими, как они сами выражаются, «мальчиками». Мужчина — не как мужчина-отец, а как мужчина-женский угодник, жигало. С виду — накачанные, но совсем не мужественные, трусливые мальчики, которыми можно управлять. Вот идеал мужеподобной женщины. Превращение мужика в плейбоя, игривого мальчика.

Всему виной постмодернистское, либеральное общество. Ведь стоит вспомнить знаменитую фразу: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Общество диктует свои нормы, в том числе чтобы все мужчины были гладко выбритые и подстриженные. Та действительность, в которой находится человек, и диктует ему нормы его поведения и определяет его сознание. Когда отовсюду льётся пропаганда определённой модели поведения, образа жизни и то, каким должен выглядеть мужчина (или женщина), то вольно — не вольно средний человек, обыватель будет копировать всё это поведение, не обращая внимание на нормы, установленные традиционным обществом на протяжении тысяч лет.

То, что вчера было неприемлемо — сегодня норма, это касается, например, гомосексуализма, к которому на западе, ой, как хорошо относятся, и Россию зовут с собой: «Милости прошу к нашему шалашу». Общество равняет всех под одну гребёнку, делает из людей «то самое». Когда все, как клоны, ходят с бритым лицом, то это плохое слово так и просится в их адрес, нет, ну сами посудите, я разве не прав?! Большинство стремится быть современным, а либеральное общество навязывает свою меркантильную идеологию, идеологию денег и потребления: для того, чтобы быть успешным, современным и цивилизованным — соблюдай наши нормы. Будь таким-то и таким-то, одевайся так-то, думай так-то. Женщины любят вот таких-то мужчин, значит, будь таким.

Конечно, можно много увидеть бородатых мужчин, и поэтому некоторые говорят, что сейчас модно с бородой ходить. Может быть, но не гораздо ли моднее ходить с бритым лицом и что, вроде как, попсово это. Мода ведь предполагает всеобщую увлечённость, а большинство-то как раз ходят бритыми. Поэтому отсутствие бороды — это ни что иное, как просто мода, и все, кто ходят бритыми — последователи этой моды. Многие мужчины критикуют и ругают всяких там моделей за то, что они «красиво одеваются и выглядят модно», но, пардон, мужики, а вы то сами разве не модно выглядите? Грош цена всем этим вашим выкрикам вслед людям с модельным образом жизни, ибо вы сами таковыми являетесь!

Бритый мужчина — это модель, если угодно, то Петра I, а если быть ещё более точным, то западной модернистской модели, которую Петька, просто, как обезьяна, скопировал, находясь в Голландии. Мало ли чего они там делают? Сейчас они совсем уже загомосексуализовались, скоро там совсем гетеросексуальных пар не останется, и такие пары будут меньшинством и изгоями. Так что, нам сейчас надо равняться на них? Ну вы ведь сами прекрасно понимаете, что не стоит. А бритьё бороды — это один из шагов в эту пропасть. Это сейчас кажется смешным, но стоит только начать, коллеги! Тем более мы уже давно начали это…

Не стоит противиться природе — это противоестественно! Солнце встаёт каждое утро, а ложиться каждый вечер. Так же и борода растёт у мужчин при нормальном состоянии здоровья, а у женщин — нет. Это нормально, так и должно быть! А противиться природе — ненормально, ибо нормы здесь устанавливают не какие-то там голландские педерасты или брюссельские комисары Евросодомасоюза, а сама природа, если в понимании атеистов, или Сам Бог — для верующих! И спорить с этим просто глупо!

Согласен, есть такие люди, которым борода «не идёт», в силу плохого её роста и плохого развития третичного волосяного покрова. Но ведь это обуславливается всего лишь национально-расовыми признаками. К примеру, плохой рост бороды наблюдается у некоторых представителей народов Крайнего Севера, у представителей монголоидной расы, ещё, по-моему, у некоторых индейцев Южной и Северной Америки. Усы и борода у таких людей вырастают с редким волосяным покровом, что смотрится не очень элегантно, тогда как у славян, немцев, скандинавов и других — борода вырастает ровная и красивая. Но постойте, друзья, а в элегантности ли дело? Точнее, какое нам дело до элегантности, если я родился представителем монголоидной расы, потомком великого хана Темуджина (Чингизхана), или же я коренной таймырский житель? Собственно, и что дальше-то? Ну не достаточно красивая и не элегантная у меня борода, в сочетании со строгим костюмом будет смотреться «не очень», дак что мне теперь, пардон, идти плакаться в подушку, ненавидя себя за это? Ненавидя себя за то, что я не похож на других белых людей и в их обществе выгляжу иначе. Ну ни бред ли это, сами-то посудите, коллеги? У кого борода не растёт — у того пусть она и не растёт, а у кого растёт, то зачем брить её?

А теперь смотрите. Обращаюсь именно к бритым мужчинам, читающим эту статью. Спросите себя прямо сейчас: «А почему я не ношу бороду и зачем периодически бреюсь?» Вы тут же, с лёгкой ухмылкой, выдадите автоматический ответ: «Да потому что мне просто она не нравится!» Я угадал? Но вы никогда не задумывались над тем, а почему вам это не нравится? Т.е. не нравится не потому, что «просто так», а в силу каких-либо обстоятельств. А, собственно, каких это обстоятельств может быть? Да всё просто, как дважды два. Я уже ранее напоминал вам известную фразу: «Бытие определяет сознание». И сказал, что та действительность, в которой обитает человек, и формирует в этом человеке то или иное сознание, образ жизни и мышления.

Предположим, что в процентном соотношении в среднем мегаполисе сейчас около 90% мужчин постпубертатного периода ходят без бороды, а 10%, соответственно, с бородой. Ну примерно где-то так, ага? Ну а теперь предположим, что наоборот: 90% — с бородой, а 10% без бороды. Т.е. практически все взрослые мужчины, которых вы так или иначе видите где-либо, носят бороды. На работе, в магазине, в телевизоре, простые прохожие на улице. Даже мансийские охотники, приехавшие сдать пушнину в районный центр и то с хиленькой, но бородёнкой, с тремя волосинками. Т.е. для того, чтобы встретить бритого мужчину — надо ещё постараться, т.е. не факт, что за день ты его вообще увидишь, если не ходить специально по городу и высматривать.

Дак вот, стал ли ты тогда, о, дорогой коллега, брить своё мужественное лицо каждый день, тем самым стараясь походить на современного, цивилизованного, прогрессивного человека? Если скажешь да, то ты нагло соврёшь. Нет, дружище, нет. Не стал бы ты бриться, ибо необходимость этого акта у тебя пропала бы вовсе. Твоё сознание стало бы формировать уже новая действительность, новое бытие, в котором большинство уже не бреется, а носит бороды. И самое интересное, что твоей любимой жене (или подруге) ты точно так же нравился бы таким, как ты ей нравишься сейчас, потому что и её сознание сформировано всё то же действительностью, в которой обитает она. Она точно так же наблюдала бы обилие бородатых мужчин с самого своего детства. Она росла бы с бородатым папой, у ребят из старших классов уже начинали бы расти усы, и она видела это и считала нормой и точно так же бы западала бы на таких парней, как сейчас западает на бритых. Как и у всех без исключения женщин, в её голове формировался бы «образ мужчины её мечты», и я не знаю, каким бы он был, но могу лишь сказать, что он точно был бы с бородой.

Так что то, что ты называешь «мне просто не нравится борода», есть ни что иное, как сформированный в твоей голове образ того, каким должен быть мужчина. Этот образ навязывался тебе на протяжении всего твоего взросления вплоть до этого дня из различных зрительных образов, что ты видел повсюду.

Ну, а если поставить все точки над и, то бритый мужчина выглядит точно так же, как бритая кошка или бритая собака. Вам ведь не приходит в голову мыслей побрить свою кошку или собаку? Ну, я имею ввиду, не то, чтобы в прикол, а из-за того, что вы посчитали, что волосяной покров вашему питомцу совсем не нужен и у него должна быть гладкая кожа. Хотя есть и такие, которые делают своим питомцам стрижки. Но это опять кто? Это женщины. Какие женщины (чтобы не в обиду было всем женщинам)? Именно те, что видят в своём питомце не друга, как какой-нибудь кинолог относится к своей собаке, а видят лишь игрушку, предмет для получения радости, удовольствия, просто забава. Ведь именно для этого они и заводят всех этих маленьких зверушек. Точно так же и в мужчинах они видят не альфа-самцов, доминантных лидеров, а игрушек, кукол, игривых мальчиков-плейбоев. И стоит ли потакать таким барышням, заползая под их гламурный каблук?

Лично я для себя решил, что я не хочу соблюдать эти нормы, не хочу быть цивилизованным, современным. Я хочу быть варваром, дикарём. Жить по-своему, своим трудом и на себя и быть свободным (хотя бы от этого). Дышать ветром не той свободы, которую пытаются навязать нам либералы, а настоящей свободы — освобождённости! Так что ношение бороды для меня даже своего рода принцип!

Олег Приходько

ПОЧЕМУ БРАТЬЯМ НУЖНО НОСИТЬ БОРОДЫ

Название этой статьи скорее всего вызовет если не возмущение, то по крайней мере искреннее недоумение у большинства братьев. Ведь мы настолько привыкли к гладковыбритым братьям, что большинство в наших церквах считают, что не только можно, но и нужно брить бороду. Бородатые братья (особенно если они еще не в великих летах) подвергаются насмешкам и моральному давлению со стороны безбородых, а также со стороны своих жён, и те из них, кто слаб духом, обычно сдаются и сбривают бороды. Слава Богу, в нашем братстве нет запрета на ношение бороды (такой запрет, например, есть у Свидетелей Иеговы), более того многие братья Совета Церквей носили бороды (А.А. Шалашов, С.Т. Голев, Н.С. Мазурин, Д.В. Миняков, какое-то время даже Г.К. Крючков), однако на местах в головах рядовых верующих этот запрет зачастую присутствует.

Я в свою очередь убежден, что древний христианский благочестивый обычай ношения бороды не потерял своей актуальности и сейчас, и что носить бороду братьям не только можно, но и нужно. Я постараюсь опровергнуть основные аргументы противников бороды и привести в свою очередь контраргументы. Итак, аргументы противников брадоношения:

«Все братья бреются, не могут же все они ошибаться?»

Этот аргумент хотелось бы опровергнуть в первую очередь, поскольку именно он на самом деле является основной причиной, почему взрослые верующие мужчины бояться отпускать бороду. Именно мнение большинства, к сожалению, очень часто является решающим для человека. Священное Писание однозначно говорит, что мнение большинства не должно быть безусловным авторитетом только потому, что это мнение большинства: «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2). Именно большинство когда-то сделало золотого тельца, именно большинство испугалось идти в Ханаан, именно большинство кричало: «Распни Его!». На это мне ответят, что всё это делали неверующие, невозрожденные люди, но совсем другое – большинство в церкви, где все возрожденные. Возможно и так, но я позволю себе напомнить, что и в церкви большинство очень часто ошибается. В Галатийских церквах большинство осталось без Христа, в Сардийской церкви большинство членов оказались близкими к смерти, и лишь меньшинство не осквернило своих одежд. Именно большинство на Седьмом Вселенском Соборе приняло догмат об иконопочитании. Большинство христиан в Средневековье активно поддерживали (морально и материально) крестовые походы. Мы видим, что и в церкви мнение большинства еще не равнозначно мнению Христа. Поэтому говорить, что та или иная точка зрения безусловно верна только потому, что большинство в церкви ее разделяют, а большинство якобы не может заблуждаться – в корне неверно.

С другой стороны, безусловно, нельзя впадать и в другую крайность – отвергать вообще все церковные авторитеты и установления. Я к этому ни в коем случае не призываю. Напротив, я далее постараюсь показать, что ношение бороды вполне согласуется с двухтысячелетним опытом Христовой Церкви, а современное брадобритие как раз является отвержением опыта и авторитета Вселенской Церкви.

«Но ведь в Новом Завете христианам нигде не предписывается ношение бороды!»

Совершенно верно, в Новом Завете, в отличие от Ветхого, такого предписания нет. Как нет и предписания брить бороду. Действительно, постановление о бороде мы находим лишь в Ветхом Завете: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды своей» (Лев. 19:27). Но ведь многое в нашей церковной практике взято именно из Ветхого Завета. Например, запрет женщине одеваться в мужскую одежду тоже взят нами из Ветхого Завета (Втор. 22:5). Не говоря уже о том, что многочисленные проповеди наших братьев, посвященные церковной десятине, полностью основываются на ветхозаветном повелении. Впрочем, я готов согласиться, что сам по себе стих Лев. 19:27 не является для христиан заповедью, обязательной к исполнению. Однако, он отражает определенный принцип, который не устраняется вместе с законом. Ниже, рассматривая следующий аргумент, мне бы хотелось указать на другое место Писания, которое говорит о том, что ношение бороды – это не просто временная заповедь закона, а это естественный вид мужчины, нарушение которого является (с точки зрения Писания!) бесчестием.

«Брить бороду обязывает приличие!»

Также весьма распространенный аргумент. Быть небритым ведь неприлично в нашем обществе, а христиане должны выглядеть прилично. Но на самом ли деле борода является чем-то неприличным? Или, может быть, наоборот, неприлично брить лицо? Что говорит об этом Священное Писание? Мы читаем: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар. 10:4-5). Обратите внимание на слово «обесчещены». По всей видимости, в Священном Писание несколько иные нормы приличия, чем в этом мире. Писание однозначно называет бритье бороды бесчестием. Кто-то возразит: «Но ведь слуги Давида были обриты не полностью, а наполовину. И бесчестие заключалось не в том, что они были без бород, а в том, что у них было лишь по половине бороды». На это я отвечу следующее: если дело было только в этом, то почему тогда Давид повелел им оставаться в Иерихоне, пока отрастут бороды? Ведь можно было просто сбрить оставшуюся половину бороды, если безбородость не была бесчестием? Но Давид так не сделал потому, потому что бесчестием было само бритье бороды, а не тот факт, что их обрили только наполовину. Таким образом, с точке зрения Писания приличием для мужчины является именно ношение бороды, а не ее бритье. Конечно, в 2 Цар. 10:4-5 мы имеем дело с повествовательным текстом, здесь не содержится никакого предписания носить бороду. Здесь лишь констатируется факт того, что для человека явилось бесчестием. Поэтому здесь мы имеем дело не с заповедью ветхого закона (как, например, в Лев. 19:27), который отменен Христом, а с указанием общего принципа в отношении внешнего вида мужчины. Принцип этот, конечно, не соответствует нормам современного мира (в том числе христианского), но при этом является библейским принципом.

В этой связи важно также ответить на вопрос: а носил ли бороду Иисус Христос? Ответ на этот вопрос важен не потому, что мы должны копировать внешность Христа (это действительно ненужно), а потому, что если Христос носил бороду, то те христиане, которые обвиняют бородатых братьев в неприличности внешнего вида, тем самым обвиняют в этом и Иисуса Христа. В Новом Завете нет прямых указаний на внешность Иисуса. Но есть косвенные доказательства. Во-первых, есть указание на то, что внешне Иисус ничем особым не отличался от других иудеев (Мф.

26:47-49). Иудеи того времени в своем подавляющем большинстве носили бороды, как то предписывал закон, и если бы Христос был безбородым, то это обстоятельство несомненно выделяло бы его. К тому же, Христос был единственным, кто исполнил весь закон (Мф. 5:17), а ношение бороды, как уже говорилось выше, предписывалось законом. И, наконец, в Писании есть конкретное место, говорящее о том, что Иисус носил бороду. Это Ис. 50:6. Это мессианское пророчество, говорящее о страданиях Иисуса. В синодальном переводе написано: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим», однако в оригинале «поражающим» более правильно перевести как «тем, кто рвет волосы». В переводе Мосад рав Кук: «Спину свою отдал я побивающим и щеки свои – вырывающим волосы». Иными словами, речь идет о том, что Христу вырывали волосы из бороды, что считалось страшным оскорблением. Толковая Библия Лопухина говорит по этому поводу: «Гебраисты находят, что вместо слова «поражающим» должно стоять «вырывающим мне волосы». Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи (Неем 13:25). Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.)». Всё это ясно свидетельствует о том, что Иисус Христос носил бороду, что является очень серьезным аргументом против неприличности бороды для христианина.

«Бородатые братья похожи на православных, а это может смущать людей!»

Аргумент, хотя и нечастый, но встречающийся. Действительно, на собственном опыте знаю, что у людей борода вызывает ассоциации именно с православием, а также с исламом. Но должно ли это нас смущать. Ведь, например, гладко выбритые братья в пиджаках и галстуках у многих (особенно на благовестии) могут вызывать и вызывают ассоциации с Обществом Сторожевой Башни. Но почему-то никто не говорит: «Давайте не будем бриться, чтобы не быть похожими на Свидетелей Иеговы». Согласитесь, это было бы абсурдом. Если же говорить о сходствах с православием, то их у нас очень много. Мы, как и православные, празднуем Пасху, проводим богослужения по воскресениям, читаем Библию в синодальном переводе (который был составлен православными бородачами) и т.д. Неужели нужно от всего этого отказаться лишь для того, чтобы у людей не было ассоциаций с православием?

Вот таковы основные доводы против бороды. Далее мне хотелось бы со своей стороны привести несколько аргументов в пользу того, что носить бороду не только можно, но и нужно.

Аргумент второй. «Не любите мира, ни того, что в мире»

Как бы с этим не спорили, но брить бороды – это мирская мода. Многие говорят: «Ну это раньше в древности люди носили бороды, сейчас время другое. Мы же сейчас не ходим в сарафанах и туниках». Действительно, за две тысячи лет многое изменилось. Изменилась одежда, изменился язык, изменился образ жизни. Но физиология человека осталась прежней. И бороды у мужчин, как росли во времена Моисея, так растут и сейчас. А вот мирская мода в отношении бород действительно изменилась. Брить бороды только потому, что сейчас так принято в мире – есть самое настоящее подражание миру. Почему-то многие братья, активно обличая современную молодежь в подражании миру, в отношении бороды этот аспект упускают. Очень лицемерно поступают братья, которые говорят о том, что сестры не должны краситься и выщипывать брови, а сами при этом гладко выбриты. И выщипывание бровей, и бритье бороды, и косметика, и украшения – все это вещи одного порядка. Все это – стремление угодить этому миру и быть привлекательным в его глазах. Для христиан такое стремление греховно.

Здесь есть также и другой аспект – мужчины, которые бреют бороды, стремятся тем самым привлечь внимание противоположного пола. Стремление с одной стороны вроде бы естественное, но мы, христиане, имеем в своей жизни другие ориентиры, и если сестры, носящие короткие юбки, у нас порицаются, то почему не порицаются братья, бреющие бороды? Ведь и в том, и в другом случае мотивация одна и та же.

Аргумент третий. Опыт Церкви.

Кто-то, возможно, упрекнет меня в том, что я не признаю никаких авторитетов, поскольку так лихо критикую братьев.

Нет, это не так. В своем последнем аргументе я хочу показать, что моя позиция не является каким-то мятежным свержением авторитетов, а как раз напротив – в своей позиции я разделяю то мнение, которого Церковь придерживалась во все века. Чтобы не быть голословным, я приведу здесь свидетельства христиан, живших в древности, которые наглядно свидетельствуют об отношении Церкви того времени к этому вопросу.

Климент Александрийский (II век):

«И до того испорченность нравов доходит, что не только женщин сокрушает суетная эта забота о показном, но и между мужчинами эта болезнь неистовствует, да, болезнь; потому что кто от этой склонности к показному и рассчитывающему на обольщение других приукрашиванию себя несвободен, тот болен. Старательно за своим телом ухаживая и достигая его холености, такие мужчины становятся женоподобными, заставляют себя подрезать волосы на тот манер, как носят их рабы и щеголихи, драпируются в прозрачные одежды, жуют мастике, мажутся благовонными помадами, натираются благовонными маслами, душатся духами. Что сказать при виде таких мужчин? Физиогномист уже по наружному их виду определит, что это за люди. Это преступные заискиватели у чужих жен преступной склонности, люди немужественные, Афродите двусторонне служащие, власоненавистники, безбородые, питающие в себе страх к этому цвету мужественности, волосы на голове даже и причесывающие-то прямо на манер женщин»

«Бог захотел, чтобы женщина имела кожу гладкую и чтобы только голова ее украшена была самородным и роскошным этим нарядом волос; он придает ее виду осанистость, подобно тому, как и лошадь в своей гриве имеет украшение, ей придающее вид гордый. Мужчину же, как и львов, Творец бородой украсил и ему вид мужественный сообщил в груди волосатой, служащей знаком силы и господства. Подобным же образом и петухов из-за кур между собой в бой вступающих. Творец гребневидным наростом украсил. И эти волосы, дарованные мужчине, Творец ставит столь высоко, что наравне с разумом указывает в них преимущество мужа»

«Характерная принадлежность мужчины, борода, обнаруживающая в нем мужа, древнее Евы, и является символом природы сравнительно более сильной. Вот почему Творец приличным нашел украсить мужа волосами и почему усеял ими все его тело; части же гладкие и мягкие Он снял с боков тела мужчины и создал из них отличающуюся более нежной организацией и деликатностью форм жену, Еву, в качестве спутницы состояния брачного и заправительницы домохозяйством… Поднимать руку на волосы, на этот символ мужской природы, значит, преступно. Это искусственное выглаживание кожи — сам Логос воспламеняет меня против сего, — если оно производится на ком во исполнение расчета того на мужчин, выдает в выглаживаемом дурандаса; если же при этом в виду имеются женщины, то полируемый, значит, является преступным заискивателем у женщин и с их стороны преступной склонности; но и того, и другого разряда мужчины из нашего общества должны быть изгоняемы насколько возможно далее. У вас же и волосы на голове все сочтены, говорит Господь (Мф. 10, 30); значит, и волосы подбородка, и волосы всего тела. Итак, исчисленные Богом волосы сводить, вопреки Его воле, не следует»

«Непозволительно, следовательно, бороду выщипывать, это самой природой данное убранство, истинное украшение. Борода, только что пробивающаяся, представляет собой приятнейший вид; вперед же в жизненном своем возрасте поступающий ее умащает, так что у прехвального Аарона, например, с нее стекал пророческий елей (Пс. 132, 2)»

«Касательно волос нужно соблюдать следующее. Волосы на голове мужчинам следует носить коротко остриженными, за исключением случая, если они были бы курчавыми; на подбородке же должна быть отпускаема борода. Будучи причесаны, волосы не должны слишком спускаться с головы на манер женских локонов; для мужчин достаточно бороды. А если кто бороду подстригает, то не следует, по крайней мере, совершенно ее до гладкости состригать; мужчине сообщается этим вид отвратительный, и состригание бороды даже до кожи собой напоминает выщипывание и выглаживание. Псалмопевец говорит: Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову (Пс. 132, 2). Повторением слова борода радостно воспевает он украшенное бородой лицо, блистающее елеем радости Господней. Но так как стрижка волос предпринимается не ради украшения, а вызывается обстоятельствами, то волосы на голове нужно стричь, чтобы, выросши очень длинными, они не препятствовали зрению. А на верхней губе волосы нужно подрезать, чтобы при еде не пачкались; но не следует их все остригать, — это было бы некрасиво, — а только немного ножницами. Бороду, которая никаким образом не может беспокоить, нужно без малого цельной оставлять; она сообщает лицу достопочтенность и некоторого рода отеческую авторитетность. Многие бывают удерживаемы от греха и внешним видом своим, потому что их тогда легко узнать; для тайных же грешников внешность, могущая быть предательской, характерность ее не очень желательны; они и отдаются своим делам в темноте потому, что характерного боятся; от большинства же ничем не отличаться, это представляет для них ту выгоду, что получают они тогда возможность бесстрашно грешить»

Киприан Карфагенский (III век):

«Обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает, постом, плачем и рыданием! Но можно ли считать сетующим от всего сердца, умоляющим Господа постом, плачем и рыданием того, кто с самого начала преступления моется ежедневно в бане с женщинами, кто, пресыщаясь обильными пиршествами, утучняя себя жирными блюдами, на другой еще день отрыгает не переварившуюся пищу и не разделяет своих яств и пития с нуждающимися нищими? Как оплакивает свою смерть тот, кто выступает весело и радостно, и когда в Писании сказано: «да не бриете брад ваших» (Лев. 19:27), бреет бороду и лицо свое украшает? Или он старается понравиться кому-либо теперь, когда стал противен Богу? Неужели также стенает и сетует та, которая наряжается в драгоценную одежду, а об утраченной ею одежде Христовой не помышляет? Которая надевает на себя дорогие украшения и художественные ожерелья и не оплакивает потери божественного и небесного убранства? Да хотя бы ты нарядилась в заграничные одежды и шелковые платья, ты нага».

Епифаний Кипрский (IV век):

«Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности»

Кирилл Александрийский (V век):

«Так, например, запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображивания лица, брить бороду; повелевает также, чтобы и другие нечестивые дела еллинского безумия, разумею нарезы на теле, даже на мысль не приходили»

Исидор Пелусиотский (V век):

«Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественного цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это ничто иное значит, как укорять Создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким то сомнительным скопцом»

Феодорит Киррский (V век):

«Что значит сказанное: не сотворите обстрижения кругом ) от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших, и кроения не сотворите на теле вашем о души: и язв настреканных да не сотворите в вас (Лев. 19: 27-28)? Некоторые слово переводили: с намерением сделанные из волос кудри; но думаю, что закон запрещает иное. У еллинов было в обычае не обстригать волос на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды, когда оплакивали кого, и делать нарезания на щеках в честь умерших, а некоторые части тела накалывали чем-либо острым, и покрывали чёрною краскою в угоду демонам. Сие-то и запрещает божественный закон».

Итак, мы видим, что в ранней Церкви бритьё бороды осуждалось, как действие нецеломудренное. Сохранившиеся изображения того времени также подтверждают, что благочестивые христиане древности носили бороды. Бороды носили наши братья и в Средневековье. Например, Ян Гус, а также анабаптисты XVI века: Валтасар Губмайер, Георг Блаурок, Феликс Манц, Менно Симонс – все они держались благочестивого ношения бороды.

Евангельско-баптистское движение в России также не было исключением. Если взглянуть на портреты большинства представителей русского штундизма и баптизма XIX – начала ХХ веков, то мы увидим, что и их лица были украшены бородами: Иван Рябошапка, Никита Воронин, Михаил Ратушный, Василий Павлов, Дей Мазаев, Иван Проханов, Иван Каргель и многие другие. И вообще если взглянуть на фотографии баптистов и евангельских христиан в довоенный период, то можно заметить, что количество бородатых братьев явно превышало безбородых. И это при том, что, например, в 20-30 гг. в советском обществе борода уже воспринималось как анахронизм и популярностью явно не пользовалась. Но несмотря на это, братья, жившие в этот период, не шли на поводу у мирской моды и продолжали носить бороды.

Но почему же в послевоенный период ситуация резко изменилась и братья стали почти поголовно бриться? По видимому сыграло роль то, что в 1944 году властям удалось создать подконтрольную себе организацию – ВСЕХБ – которая сыграла немаловажную роль в насаждении в церкви мирской идеологии. Верующие стали посещать кино и театры, не противились службе в армии, одежда стала менее целомудренной, братья стали брить бороды… Но это уже совсем другая история. Мне же хотелось показать, что ношение бороды является для христиан естественным и традиционным, а вот брадобритие – это новшество, принесенное в Церковь из мира.

Прочитав, все вышенаписанное, Вы, наверное, спросите меня: а какое отношение это имеет к нашему спасению? Отвечу: никакого. Ни борода, ни безбородость, ни вообще наш внешний вид не являются условиями спасения. Тогда, спросите Вы, к чему так рьяно защищать то, что не относится к вопросу вечной жизни? На это я могу сказать следующее. Дело в том, что внешний вид, не будучи условием спасения, является в то же время важным индикатором внутреннего духовного состояния. Конечно, можно иметь очень благочестивый внешний вид, но не быть благочестивым христианином. Моя жена может носить сколь угодно длинную юбку и сколь угодно широкое покрывало, я могу отрастить сколь угодно длинную бороду, но если при всем при этом наша жизни исполнена порока, то мы не более чем гробы окрашенные. Но можно ли быть благочестивым христианином, но не иметь благочестивого внешнего вида? Либеральные христиане, конечно, ответят на этот вопрос утвердительно. Но либерализм – это болезнь последнего времени, предуготавливающая христианство к воцарению антихриста. Те же верующие, которые стремятся действительно жить по Слову Божьему, понимают, что внутренняя духовность человека обязательно будет проявляться и внешне. Именно поэтому вопрос внешнего вида важен для нас, и ему справедливо уделяют немалое внимание в наших церквах. Но внимание это, к сожалению, бывает однобоким. Говоря «А», нужно сказать и «Б». Если сестрам неприлично красится и выщипывать брови, то естественно и братьям неприлично сбривать бороду. Вопрос внешнего вида христиан – это вопрос не только сестер, но и братьев.

«Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

На фото:

Дей Мазаев (1855-1922) – председатель Союза баптистов.
Василий Павлов (1854-1924) – председатель Союза баптистов, главный редактор журнала «Баптист».
Иван Рябошапка (1831-1900) – один из основоположников русского баптизма.

Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума.

Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей (Лев. 21:5).

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий.

Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *