Почему люди опаздывают психология?

Почему люди опаздывают психология?

Почему люди хронически опаздывают? Каковы психологические причины опозданий?

1. Первая и самая важная психологическая причина опозданий, которую не только отмечают психологи у клиентов, но и вы можете заметить у своих друзей и знакомых, – тревога. Человек настолько внутренне напряжен и встревожен, что не хочет и не может прийти вовремя на встречу, а затем молча сидеть и ждать. Для него ожидание равносильно неизбежному и катастрофическому столкновению со своей тревогой, внутри сознания возникает нервная «вибрация» («Нужно срочно что-то делать! Но что? Посмотреть Facebook, Вконтакте… Но это же так скучно… Нужно общаться с людьми. Вся эта ситуация только вызывает внутреннее напряжение!»). Как поступит человек в таких случаях? Он просто придет позже, когда все наверняка уже началось, и ему самому будет точно интересно!

2. Человеку неинтересно. Иногда бывают ситуации, когда просто неинтересно идти туда, куда необходимо идти. Как следствие – мы часто опаздываем на работу или учебу. Почему? Все это притирается, становится неинтересным, происходит эмоциональное выгорание.

3. Иногда человек не рассчитывает свои силы. Если же степень нарушения внутреннего осознания достаточно глубокая, человек фактически не связан с реальностью. Например, ему кажется, что он соберется за 5 минут, день за днем ситуация повторяется, и он опаздывает, но все-таки продолжает верить, что может собраться за 5 минут! В действительности, каждый из нас может попасть в подобную ситуацию. Здесь хочется привести пример из личного опыта. Проходя терапию, я всегда опаздывала и каждый раз писала своему терапевту: «Я опоздаю на 5 (7 или 9)
минут». В один прекрасный момент она в шутку заметила, что я удивительный человек, так как всегда знаю, на сколько минут опоздаю. После этого замечания я осознала – если я знаю, на сколько минут опоздаю, значит где-то у меня есть разбег с реальностью (Может быть, я не вовремя выхожу? Или не в то время?). Зная, сколько времени понадобится на дорогу, я почему-то обманываю себя, что смогу собраться быстрее. Но зачем?

Итак, если у человека не получается состыковать эти нюансы с реальностью, это непосредственно связано с его непониманием ситуации в этом месте.

4. У человека есть бессознательная, можно даже сказать патологическая, потребность, чтобы его заметили. Ему очень важно привлечь к себе лишнее внимание – пусть я буду плохим, но вы меня заметите! С чем связано подобное поведение? Вероятно, в детстве у такого человека не было достаточно внимания со стороны родителей, как следствие – потребность не удовлетворена сполна.

5. Человек слишком нервничает из-за предстоящего и важного для него события (собеседование по поводу трудоустройства в компанию, о котором он мечтал всю свою жизнь, свидание с парнем/девушкой мечты). В результате он начинает долго собираться, находится в возбужденном нервном состоянии, как следствие – происходит расхождение с реальностью. Почему? В представлении человека в этот момент время идет медленнее, чем на самом деле по часам.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни встречал людей, для которых опоздание – норма жизни. Такие личности опаздывают всегда, к тому же во время каждого разговора по телефону они постоянно повторяют: «Да-да, вот уже подъезжаю!».

Как правило, такая психология характерна для людей, к нерасторопности и медлительности которых в детстве относились снисходительно. Это могут быть единственные девочки среди братьев или, наоборот, единственные мальчики среди сестер, дети с гиперопекой со стороны родителей («Давай я за тебя сделаю, чтобы быстрее было!»). Снисходительное и терпеливое отношение к темпу ребенка (малыша никто не подгоняет – «Пусть думает, выполнять это задание или нет!» или «Две недели не делал домашнее задание? Ничего страшного!»).

Посмотреть мои видео на тему психологии и психотерапии можно тут

Или вдруг ваш коллега начинает с неожиданным постоянством не поспевать на мероприятия, требующие обязательного присутствия с первых минут.

Заметили ли вы, что все, кто опоздал куда-либо, ведут себя в данной ситуации по-разному? Можно выделить несколько типов поведения. Одни явно чувствуют вину, им некомфортно, что они опять опоздали. Другие обставляют свое опоздание с большой театральностью, стараясь продемонстрировать собственную важность и подчеркнуть, что они невероятно загружены по сравнению с остальными. Психологи разделяют все опоздания на две группы – невольные и осознанные.

К невольным опозданиям относятся, как правило, постоянные случаи. Обязательно среди ваших коллег, знакомых найдется человек, который будет опаздывать везде и всегда. Психологи определяют этот тип как экстравертов, активных, настроенных на конечный результат труда, но такие люди живут в постоянном стрессе. Часто речь идет о тех, кто обладает повышенным чувством собственной свободы, с трудом принимает общие правила и нормы.

К этой же группе относятся и те, у кого с детства не сформировано чувство временных границ. Замечали, как ваша коллега собирается на важную встречу? Она, уже уходя, пять раз возвращается к компьютеру, чтобы проверить почту, а потом сломя голову летит, опаздывая минут на двадцать. Здесь налицо отсутствие самоорганизации, можно быть уверенным, что и к началу рабочего дня ваша коллега опаздывает с завидным постоянством.

Сюда же относятся и люди, которые не могут правильно рассчитать свои возможности, взваливают на себя кучу дел, планируют встречу за встречей, а между ними еще что-нибудь пытаются «втиснуть». Бесконечный стресс и, как правило, опоздания везде.
Причина опоздания

Сначала нужно прояснить, почему некоторые люди опаздывают всегда. Непунктуальность не врожденное качество, ее можно исправить, определив причину.

Одна из самых сложных причин — неосознанный эгоизм. Человек ставит свои интересы выше других, партнеры должны плясать под его дудку. Умного человека можно призвать к логике: посоветовать поставить себя на место его ожидающих.

Другой типичный случай – неправильный расчет времени. Совет: сохраняйте в своем графике запасные «буферы» – планируйте только две трети дня, а остальное время оставляйте свободным. Как правило, все мероприятия длятся немного дольше, чем вы предполагали, тут-то и пригодится запас времени.

Постоянно опаздывают и люди, которые склонны излишне оптимистично оценивать свои возможности. Им кажется, что они везде успеют, поэтому смело хватаются сразу за сто дел. Эту проблему можно решить, разобравшись с приоритетами. В день нужно планировать в первую очередь одно самое важное дело, а затем все другие — по степени значимости.

Иногда полезно воспользоваться старым добрым способом – переставить часы минут на 15 вперед: этот трюк помогает не в самую последнюю минуту выбегать на назначенную встречу.

Для психологов за опозданиями скрывается больше, чем просто неумение правильно ориентироваться во времени. Опоздание может быть и продуманным поступком – за ним будет прятаться протест или скрытая агрессия, или желание быть особо замеченным.

Если ваш коллега стал регулярно опаздывать на планерки с шефом, но остается пунктуальным в других мероприятиях, скорее всего, он демонстрирует таким образом несогласие с позицией руководства или правилами, заведенными в компании. Налицо тлеющий конфликт, недовольство, но как о нем заявить, человек еще не решил.

Иногда опоздание – хорошо продуманный посыл, направленный на объект личных переживаний с целью вернуть к себе внимание: «Отключу телефон, опоздаю, пусть поволнуется и наконец-то поймет, что я для него (нее) значу!»

Еще один пример «безобидного» опоздания, направленного на привлечение внимания коллег, например, к новой прическе или наряду. Ничего опасного, но нужно быть готовым, что ваш коллега склонен к авантюрам и театральным жестам.
Рычаги воздействия

Начальство имеет свои рычаги воздействия: если клиент пришел, а вас на месте нет, вашу работу могут передать другому сотруднику. Разумеется, вместе с вашим вознаграждением. Штрафовать за опоздание нельзя по закону, но разрешено лишить вас различных бонусов, премий, других привилегий.

А как противостоять опозданиям наших партнеров, если мы не связаны отношениями начальник – подчиненный?

Старайтесь не раздражаться, а спокойно покажите, что вам это не нравится. Если вы уже твердо знаете, что ваш партнер или приятельница опаздывают хронически, придумайте себе альтернативную программу на предполагаемое время ожидания заранее — можно взять с собой интересную статью или сделать пару звонков. Если вы договорились встретиться в ресторане — просто начинайте обедать в одиночестве, не дожидаясь знакомого.

В иных случаях можно несколько спокойнее относиться к недостаткам других: «Моя коллега всегда опаздывает минут на тридцать, но я уже к этому привыкла. А вообще-то она замечательный работник, и у нее есть еще много хороших сторон».

«Я постоянно опаздываю». Классификация причин

Случалось ли Вам опаздывать? На работу, на встречу, на свидание…
Минут на 10 – 15?.. Признайтесь.
Ну да, с кем не бывает. Будильник не сработал, задержал телефонный звонок перед выходом из дома, транспорт подвел… Конечно, с каждым может случиться. И это совершенно понятно и естественно.
Однако некоторые опаздывают постоянно. Чем доставляют массу хлопот как окружающим, так и самим себе. При этом никакие внушения, упреки, угрозы, заканчивающиеся клятвенными обещаниями провинившегося, что «этого больше не повторится», не помогают. И в следующий раз все повторяется в точности: опоздание – наказание – обещание… Ничего не напоминает?
А если заменить «опоздание» на «выпивание»? Именно! Очень похоже на игру в Алкоголика по Берну, основанную в свою очередь на психодраматическом треугольнике: Жертва – Преследователь – Спасатель. То бишь в нашем случае Жертвой оказывается опаздывающий, злой начальник (и/или осуждающие коллеги) – Преследователями, а добрые сослуживцы (друзья/знакомые), утешающие провинившегося «по уважительной причине», – Спасателями.
«Ах, какой я бедный и несчастный! Как жизнь моя трудна! Но я несу свой крест и буду нести дальше!..» – с наслаждением может воскликнуть наш страдающий герой после опоздания и следующей за ним кары.
Таким образом, пальму первенства в нашей классификации причин систематических опозданий можно смело отдать
1. Подсознательной потребности в наказании.
К первой группе относятся люди, пребывающие в позиции Жертвы, скрытые мазохисты. Из детства они вынесли опыт подобного выстраивания отношений с другими людьми. Монолог подсознания тут можно было бы представить примерно в следующем ключе: «Я не умею получить любовь/признание/внимание/симпатию иначе. Только когда я плохо веду себя, «они» ругаются на меня, кричат, бьют – именно так выражая свою любовь/неравнодушие ко мне…».
И теперь взрослый уже человек, как правило, абсолютно не осознавая обозначенной части своего «Я», и уж точно не связывая ее с опозданиями, продолжает реализовывать свою потребность в наказании, всегда и всюду опаздывая.
Вторая причина опозданий во многом похожа на первую –
2. Потребность во внимании.
Механизм формирования этой потребности еще в детстве аналогичен описанной выше. Отличается же данная группа индивидов тем, что именно внимание окружающих является их целью. Мотивом такого поведения могут быть и повышенная демонстративность, и отсутствие (либо нехватка) признания близкими, и одиночество. Подобного рода мотивированным не особенно важен знак получаемого извне внимания. Плюс или минус – не суть. Главное, что «меня заметили, я оказался в центре всеобщего внимания, я получаю свои «15 минут славы», обо мне говорят, меня обсуждают, во мне заинтересованы…».
Следующей причиной опозданий, в чем-то схожей с предыдущей, является
3. Потребность в признании.
Здесь речь идет о людях, которые убеждены в собственной неповторимости и ценности настолько, что требуют от социума всецело это признавать. Своим поведением, в частности, опаздыванием, представители этой группы как бы говорят: «Я особенный, мне нужны особые условия, не такие, как у других, я заслуживаю большего, чем остальные…».
Нередко они, в конце концов, добиваются своего, упорными опозданиями отвоевывая-таки себе «право» на особые условия. Правда, если в кругу друзей и знакомых на такого человека просто махают рукой (зная наверняка, что тот никогда и никуда не приходит вовремя), то на службе они рискуют быть отмеченными начальством… строгим выговором или увольнением.
Кстати о риске. Еще одной причиной систематических опозданий можно назвать
4. Потребность в риске.
К этой группе относятся так называемые неосознанные «адреналинщики». «Неосознанные», поскольку «осознанные» лазят по горам, прыгают с парашютом, участвуют в ралли и т.д., и т.п. Или выбирают себе профессиональную деятельность, связанную с опасностью. То есть сознательно реализуют свою жажду риска.
Тот же, кто лишь смутно таковую жажду ощущает, но не позволяет себе осознать и осуществить ее, дерзает, скажем так, на более безопасной почве. Например, рассчитывая свои передвижения впритык, не закладывая даже минимального люфта времени на возможные непредвиденные обстоятельства. При таких условиях опоздания неизбежны.
Если человек опаздывает только на работу, а в приватной жизни он вполне пунктуален, очевидно – что-то на службе его сильно не устраивает.
Тогда регулярные опоздания означают
5. Пассивный протест или желание уволиться.
Допустим, сотруднику не нравятся некоторые условия его труда, либо – отношения с руководством по ряду аспектов. Но обсудить это прямо, выйти на открытый диалог он по каким-то причинам не хочет. И выливается эта «болезнь» в постоянное опаздывание на рабочее место.
Такую же картину можно наблюдать у человека, вынужденного ходить на нелюбимую (а то и ненавистную) работу. Менять ее боязно, лень или невозможно сейчас. Но и идти на нее каждый день настолько морально-психологически тяжело, что организм требует хотя бы какой-то отсрочки. Отсюда и регулярные опоздания.
У всех пяти групп есть одна общая черта. Люди, в них входящие, выбрали в целом пассивную жизненную позицию. Позицию человека, не способного заявить о своих потребностях; откровенно говорить о том, что ему подходит, а что нет; не умеющего однозначно и недвусмысленно заявлять о своих чувствах. Они не решаются действовать активно, чтобы изменить то, что им не нравится, зачастую ожидая, что проблемы рассосутся сами собой. Словом, не готовы брать на себя ответственность за ситуацию.
Обращаем, однако, Ваше внимание, что изложенные пять причин имеют подсознательную природу. И опоздания здесь не носят характер целенаправленного вредительства – они являются следствием глубоко спрятанной психологической потребности индивида. Таким образом, замечания, обвинения и даже выговоры вряд ли в состоянии всерьез исправить положение вещей. Воздействовать на этих людей, скорее всего, возможно лишь косвенно. Так, хорошие результаты дает психокоррекция.
Вместе с тем бывают и сознательные опоздания. Вкратце перечислим их причины.
6. «Звездная болезнь».
Человек специально всюду прибывает позже назначенного времени, поскольку несет себя «в массы» с абсолютным убеждением – «Я звезда!». «Не гоже звезде приходить вовремя. Это же нонсенс! Народ должен знать своих героев. А если до сих пор не знал, то вот и узнает по опозданию и многозначительному появлению». Истоки такого поведения схожи с описанными в пунктах №№ 1 и 2. Но тут к потребности во внимании примешиваются чрезмерное самомнение, надменность, снобизм и т.п.
Две последние причины можно рассматривать как сигнал о наличии явного или скрытого конфликта – во взаимоотношениях между людьми либо внутриличностном.
7. «Забастовка», или активный протест.
Эта группа перекликается с № 5 (пассивный протест…). Разница в том, что человек, которого что-то во взаимоотношениях не устраивает, целенаправленно использует опоздания в качестве меры воздействия на своего оппонента – не сумев или не отважившись договориться с ним по-хорошему.
8. Конкуренция.
К примеру, ощущая внутреннюю неудовлетворенность своим служебным положением, сотрудник демонстративно приходит позже на работу, таким вот «оригинальным» способом конкурируя с начальством. Мол, «буду приходить, не во сколько вы мне велели, а когда я сам посчитаю нужным».
Часто подобное происходит, если человек давно уже вырос из своей нынешней должности, но не осмеливается говорить с руководством о повышении/боится занять более высокую позицию/не решается уйти и искать другую работу.
Такому «борцу» полезно было бы задать себе вопрос: «Чем и зачем меряемся?» Имело бы смысл разобраться со своими профессиональными амбициями, продумать карьерные перспективы и, в конце концов, принять взрослое решение. Поскольку, вообще говоря, опоздание «назло начальству» очень похоже на заявление 5-летнего ребенка в ответ на замечание родителей: «Буду писать и какать в штаны!»
В силу своей осмысленности, сознательные опоздания легче поддаются коррекции через административные меры воздействия. Тем не менее, и в их основе лежат психологические факторы. Следовательно, снять проблему также поможет работа с психологом.
При искреннем участии клиента, конечно.
Психолог Жанна Русецкая

Причины опозданий. Мнение психолога

Поделитесь информацией с друзьями

  • Подписаться на блог в Инстаграм https://instagram.com/natalia.ladonycheva/

    Причины опоздания на работу. Почему люди опаздывают? Почему все время опаздываю?
    В этой статье я перечислю основные причины опозданий и подробно о них расскажу. В следующей статье я предложу варианты решения данной проблемы в зависимости от того, что именно провоцирует опоздания на работу, встречи, мероприятия.

    Наиболее частая причина опозданий заключается в недостаточном уровне ответственности, когда человек не воспринимает ситуацию опоздания как серьезную и не видит достаточного наказания за свои действия. Иными словами, последствия опоздания не приносят слишком сильного дискомфорта и не настолько «опасны», чтобы человек изменил свое поведение. Возьмем в качестве примера опоздания на работу. Если бы с завтрашнего дня начали действовать новые правила, и за опоздания вас бы материально наказывали, а при трех дисциплинарных нарушениях последовало бы увольнение, как бы это изменило вашу мотивацию?

    Второй распространенной причиной опозданий является сопротивление. Например, нам не нравится работа, которую мы выполняем, коллектив или начальство, мы не хотим переживать негативные эмоции и поэтому стараемся их избежать. Понимая, что поменять работу мы в силу тех или иных причин пока не можем, стремление избежать дискомфорта реализуется за счет опозданий. Рассуждая рационально, это может не иметь для вас смысла, однако наша психика всегда стремится найти выход создавшемуся напряжению, пусть этот выход и не всегда кажется нам разумным и адекватным ситуации. Именно поэтому все попытки решить этот внутренний конфликт за счет приемов тайм-менеджмента и самодисциплины чаще всего не приводят к изменению поведения.

    Сопротивление можно рассматривать как с точки зрения того, что оно «защищает» нас от нежелательного опыта, от неприятных переживаний, которые может принести встреча, рабочий день, мероприятие, так и с позиции вторичных выгод. Одна из моих клиенток регулярно опаздывала на занятия, на работу и даже на встречу с друзьями. Каждый раз она злилась на себя, обещала, что больше этого не повторится, однако ничего не менялось. Всегда что-то отвлекало ее от того, чтобы следить за временем, и если ей удавалось прийти вовремя, потом опоздания снова возобновлялись.

    В ходе работы мы выяснили, что опоздания приносили ей неосознаваемую выгоду — внимание окружающих. Приходя на встречу или мероприятие позже остальных, она таким образом гарантировала себе возможность побыть в центре внимания. Перестав опаздывать, клиентка потеряла бы и это внимание, такое ценное для нее, поэтому тайм-менеджмент, мотивация, вина и злость на себя не помогали изменить мешающее поведение.

    Еще одна причина опозданий кроется в неумении расставлять приоритеты, планировать день и слабо развитом чувстве времени. Первые два параметра можно отнести к недостаточной самоорганизованности. Хаос внутри — хаос вокруг нас. Некоторые планируют слишком много дел на день, а потом винят себя, что не успели выполнить все, что было запланировано. Чтобы избежать неприятных эмоций в связи с «низкой продуктивностью» человек стремится выполнить все дела в списке, отчего он создает не только стресс, но и различные последствия в виде хронической усталости, неудовлетворенности своей деятельностью и опозданий.

    Расставление приоритетов — очень важное умение, которое помогает определить, какие задачи действительно для вас важны, а какие могут подождать. Расставляя приоритеты, вы таким образом устраняете непосильную задачу выполнить все дела из списка. Так мы экономим массу времени и не порождаем хаос. Здесь также хотелось бы отметить так называемое «чувство времени». Если оно у нас слабо развито, то мы будем неверно оценивать количество времени, которое необходимо затратить на выполнение той или иной задачи. Например, мы можем отвести всего час на подготовку отчета, в то время как эта задача на самом деле занимает как минимум два часа, или же мы уверены, что успеем добраться до места встречи за полчаса, но забываем, что в это время могут быть пробки, транспорт может прийти не вовремя, мы можем задержаться на предыдущей встрече и так далее. Искажения могут быть как в сторону приуменьшения времени, необходимое для выполнения того или иного дела, так и в сторону его преувеличения.

    Записаться на консультацию

    • Сотрудники, которые постоянно опаздывают, есть в каждой компании, и бороться с ними очень сложно. Беседы, штрафы, порицание — все это, как правило, не приводит к желаемым результатам или дает весьма скромный эффект, поэтому нужно выяснять истинные причины явления.

      Кто они такие?

      Почти 80% отечественных компаний постоянно сталкиваются с проблемой опозданий своих сотрудников на работу. Психологи выделяют несколько типов таких людей.

      • Дедлайнеры

      Могут быть гениями своего дела, однако их пунктуальность все время будет на грани фола. Успеть отправить важный договор в последние 30 секунд, придумать рекламный слоган по пути на отчетное совещание, сдать проект в решающий момент и все же уложиться в сроки – вот типичный послужной список дедлайнера. Это люди последней минуты, делающие все дела быстро, но только тогда, когда уже все «горит». Формально руководство не может их упрекнуть в непунктуальности или опозданиях, но подобный стиль работы многих вокруг держит в напряжении. Любая непредвиденная ситуация – отключение электроэнергии, сбой в компьютере, задержка в дороге из-за пробок, травма сотрудника – способны поставить проект или репутацию компании под угрозу.

      Тем, кто принадлежит к типу дедлайнеров, проще работать в адреналиновом режиме, так как постоянно уменьшающийся запас времени только подстегивает их азарт, заставляя выкладываться по максимуму. Рутинная и размеренная работа, как правило, не для них. Но к временным рамкам они все же относятся с достаточным пиететом, стараясь не заступать за «мертвую линию».

      • Производители

      Зациклены не только на времени, отводящемся каждому делу, но и на самом списке дел. Уделяют планированию большое внимание, но подходят к этому процессу достаточно нереалистично, ошибочно полагая, что могут все время трудиться в режиме многозадачности и достигать при этом поставленных результатов. Составляя график на предстоящий день или неделю, такие специалисты стараются «перенасытить» перечень необходимых действий, не учитывают ритмы естественной усталости организма, внешних воздействий и активность других людей. Естественно, что осилить такое большое количество дел им не удается, так что сорванные встречи или опоздания являются логическим завершением подобных иллюзий.

      • Рассеянные профессора

      Если первые два типажа все же стараются следить за стрелками часов, то представители третьей категории легко могут забыть о ходе времени. Им бесполезно записывать дела в ежедневники – они ими попросту не пользуются, равно как в состоянии рассеянности легко отключают напоминания на мобильных телефонах, нередко забывают о назначенных встречах, могут оставить дома важные документы, не помнят название нужных папок на компьютере и т.п.

      Почему они это делают?

      Вопреки устоявшемуся мнению, хронически опаздывающие сотрудники в большинстве случаев не являются разгильдяями с низким уровнем ответственности. Для таких поступков у них есть свои мотивы, зачастую не всегда осознаваемые.

      Нередко опоздания являются сигналом того, что у человека снизился уровень мотивации. Особенно наглядно это проявляется, если прежде за ним подобного не наблюдалось. В данной ситуации стоит присмотреться: может, дело в материальных стимулах, а может, это сигнал того, что выполняемая работа потеряла для сотрудника былой интерес.

      Есть и другие причины: например, хроническая усталость или эмоциональное выгорание, когда работнику физически сложно заставить себя вставать в определенное время, даже если речь не идет о раннем утре. В выходной день он может подняться довольно рано и чувствовать себя вполне бодро, но если нужно собираться на работу, то ему сложно проснуться, в темпе собраться и при этом не соблазниться на серфинг в социальных сетях.

      Психологические причины, уходящие своими корнями в раннее детство или школьные годы, также влияют на поведение хронических «опоздунов». Если ребенку пришлось испытать сильные эмоции, связанные с ожиданием чего-то неприятного (например, врача или рассерженного учителя), то это может наложить отпечаток на его дальнейшую взрослую жизнь. Такие люди стараются прибыть на встречу в последнюю минуту, так как не хотят потерять время в ожиданиях.

      Протестное поведение также может проявляться в неладах со временем. Если ребенка заставляли против его желания делать что-то вовремя, то в будущем любые нежелательные ограничения со стороны могут вызывать у него ответные действия – опоздания. Иногда это может использоваться как дополнительный штрих к портрету офисного «бунтаря».

      Определенная часть людей, не получив внимания за свои профессиональные заслуги (порой вполне оправданно), все же стремится всеми способами удовлетворить свою потребность во внимании. И нередко опоздания становятся единственным способом почувствовать себя в роли «капризной звезды», заставляющей весь коллектив ждать именно ее.

      Как с ними бороться?

      На сегодняшний день наиболее распространенной, хотя и далеко не самой эффективной мерой в борьбе с хроническими опозданиями в российских компаниях являются штрафы. 30% работодателей по-прежнему думают, что подобные санкции могут заставить приходить вовремя даже тех, кто не отличается особой пунктуальностью.

      10% руководителей считают, что наиболее действенной является угроза последующего увольнения, а еще столько же готовы проводить созлостными «опоздунами» воспитательные беседы, взывая к чувству ответственности. Однако и эти меры не часто приводят к желаемым результатам.

      Примерно треть работодателей резонно полагает, что виновный в проступке должен отработать недостающие часы, но в этом случае требуется введение электронного учета времени, так как сотрудник в свою очередь может заявить о переработках, которые должны дополнительно оплачиваться.

      Введение электронных систем контроля действительно способно облегчить борьбу с опозданиями, поскольку время прихода работников фиксируется с точностью до секунды. Но нередко они начинают «проводить» электронные пропуска друг за друга, что в итоге не решает проблему.

      Некоторые компании используют достаточно нестандартные методы: например, заставляют хронически опаздывающих сотрудников вытирать пыль, поливать цветы, мыть окна и выполнять не самую привлекательную работу. Но в качестве воспитательной меры это все-таки довольно сомнительно, особенно если речь идет о непунктуальном, но все же талантливом или незаменимом специалисте. Если ведущий программист компании начнет выполнять функции мастера чистоты, то к повышению его производительности это не приведет, зато заставит потихоньку искать другое место работы.

      Если причина участившихся опозданий кроется в том, что сотрудник устал или эмоционально выгорел, стоит дать ему несколько дней отгулов или предоставить отпуск раньше намеченного графика. В ряде случаев подобные меры положительно влияют на трудовую дисциплину.

      Однако если опоздания в компании приобретают системный характер, то это серьезный повод для введения изменений в самой системе управления персоналом. В любом случае прежде необходимо выяснить причины, по которым большинство сотрудников не считает нужным вовремя приходить на работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *