Плод добрых трудов славен

Плод добрых трудов славен

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:»Плод добрых трудов славен» Курс внеурочной деятельности Почётный гражданин — звание, которое присваивается высшим руководящим органом населённого пункта/города (городская дума, мэрия, горсовет и тому подобное) в качестве награды за заслуги перед этим городом и символизирует «исключительную форму выражения признательности и благодарности (…) общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством». Почетные граждане города Мценска №п/п Фамилия, имя, отчество Годы жизни Занимаемая должность на момент присвоения звания Дата прис-воения звания За какие заслуги присвоено звание 1. Смирнов Сергей Петрович — Мценский купец 2-й гильдии 19 в. За деятельность, направленную на благосостояние и развитие города Сергей Петрович Смирнов был почетным гражданином Мценска, гласным городской думы (1909), старостой находившейся неподалеку на площади Успенской (Пятницкой) церкви (1911). В том же доме жил другой почетный гражданин – Владимир Петрович Смирнов, также гласный городской думы и церковный староста Николаевского собора (1911). Одному из Смирновых принадлежал пенькотрепальный завод, другой упоминается у Афанасия Фета в «Воспоминаниях» как «хлебный торговец и миллионер». Петр Павлович Смирнов «украсил» Пятницкую церковь, построенную в 1799 году, а также выделил средства на строительство Преображенской (Харлампиевской) церкви. Не исключено, что этот купец Петр Смирнов и был отцом Сергея и Владимира Смирновых, владевших вышеупомянутым домом. Знаменитый дом на углу Гагарина и Дзержинского принадлежал до 1917 года купцам Смирновым. Сергею Петровичу Смирнову до 1917 г. принадлежал также дом, где сейчас располагается военный комиссариат на улице Ленина. Одно из них – всем известный дом купца Сергея Петровича Смирнова, почетного гражданина, в котором в советские времена долгое время располагался роддом (Дзержинского, 5) Почетные граждане города Мценска №п/п Фамилия, имя, отчество Годы жизни Занимаемая должность на момент присвоения звания Дата прис-воения звания За какие заслуги присвоено звание 2. Иноземцев Алексей Алексеевич 1811-1863 Мценский купец 2-й гильдии 19 в. За деятельность, направленную на благосостояние и развитие города По воспоминаниям старожилов – это дом купца Иноземцева А.

И. В начале 30-х годов 20 в. в этом здании располагался магазин «Торгсин» (торговля с иностранцами), где принимали золотые часы и серебряные вещи и отоваривались дефицитными продовольственными товарами. Многие жители города и района несли сюда кресты, кольца, браслеты и другие вещи из драгметаллов.В 50-60гг. 20 в. на первом этаже располагался промтоварный магазин, а на втором этаже была столовая. Потом столовую перевели на первый этаж. Каменный Троицкий храм бал заложен в 1770 году вместо обветшавшего деревянного на новом месте в Ямской слободе за рекой Зушей на средства мценского купца Алексея Ивановича Иноземцева (по другим источникам в 1774 году Филиппом Иноземцевым).

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

«Праведных души в руце Божией»

Кроме всего сказанного, необходимо обратить внимание на некоторые особенности оптинского старчества. Когда речь идет о послушании старцу, о старческом руководстве, какое было распространено в среде древнего монашества, имеется в виду старчество, несколько отличающееся от того, какое мы видим возрождающимся в Оптиной пустыни благодаря старцу Леониду. Если древние старцы сами проводили безмолвное житие, и не только словом, но и самой жизнью подавали пример своим ученикам, то Оптинские старцы почти всегда находились в окружении множества народа — как монахов, так и мирян всякого сословия, буквально осаждавших этих отцов с утра до вечера с бесконечными своими нуждами и скорбями. Как говорится в житии старца Леонида, «время молитвенных правил было единственным свободным среди дня временем старца… Остальное же, за исключением краткого послеобеденного отдыха… всегда посвящалось им на служение своим ближним…», то есть приему посетителей. Отец Макарий, перенявший крест оптинского старчества из рук отца Леонида после его кончины, весьма скорбел из-за множества народа, требующего его заботы. Тысячи людей приезжали к нему, тысячи присылали письма, на которые старец не успевал отвечать. При этом он сокрушался и о том, что не может отвечать всем, и о том, что всякое свободное время посвящая этому писанию, как сам он говорит о себе, «уж чтением напитать гладную мою душу совсем не имею время, боюсь, да не в суд будет мне сие делание; людям предлагаю пищу, сам гладен пребываю…». Преподобный Амвросий Оптинский, заступивший на подвиг старчества после кончины преподобного Макария, также скорбел о себе. Бывало, вздыхая и печально махнув рукой, он говорил: «А я вот, грешный, и не знаю, когда только их перебирал… Я даже и в монастыре-то, пожалуй, всего только один год прожил. Как только взяли к батюшке о «тцу» Макарию в келейники, так с тех пор все и живу на базаре». Новоначальным часто приходилось подолгу просиживать в очереди, чтобы попасть к наставнику, находясь при этом среди молвы. Одно это многолюдство, молва вокруг старцев, занятость могли немало препятствовать глубине, проницательности, основательности их духовного руководства послушниками. Вспомним советы древних отцов: «Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобою образа жизни, хотя он и очень мудр»; «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых и по нраву и местопребыванию своему приличных нашим недугам». Конечно же, старцы Оптинские были и смиренномудры, и опытны в преподании совета, и проводили истинно монашескую молитвенную жизнь! Однако под нравом и местопребыванием в слове святого Лествичника, скорее всего, следует подразумевать и духовную, и внешнюю обстановку, которая окружает наставника и которая должна соответствовать состоянию и потребностям послушника. Именно такие неудобства, как доступ в монастырь мирян и неимение времени у старца для духовных собеседований с братьями, послужили причиной духовного оскудения в братстве обители Нямецкой еще при жизни преподобного Паисия (Величковского), как свидетельствовал сам старец.

Не удивительно, что отделение будущего святителя Игнатия от отца Леонида, неудовлетворенность духовным руководством этого старца всегда воспринимались насельниками Оптиной пустыни, весьма почитавшими старца, как поступок неправильный, ошибочный, выказывающий слабость Брянчанинова, его нерешительность идти путем уничижения и полного отвержения самости. Оптинский старец Варсонофий передает слова отца Макария: «Был великий Арсений, и у нас в России был бы свой великий Арсений, если бы он пошел другой дорогой, это — Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум!». Сам старец Варсонофий говорил: «…путь унижений, смирения и терпения — тяжел. Многие за него брались, решались идти им и не выдерживали. Хотел идти этим путем и епископ Игнатий (Брянчанинов) и не выдержал. «…» Хотя он и считается наставником современного монашества, ибо желающий понять сущность монашества в настоящее время без его сочинений этого сделать не сможет, его сочинения дают ясное понятие об иночестве; а все-таки он не Арсений Великий. Правда, свят он, а все-таки не Арсений. У нас сохраняется предание, что батюшка о «тец» Лев сказал про епископа Игнатия Брянчанинова: “Если бы он пошел иным путем, то был бы второй Арсений Великий”». Так что именно отрицательное мнение самого отца Леонида о поступке святителя Игнатия, когда тот отошел от него, распространилось среди последователей старца, что легко понять. Наверное, и в тех обителях, из которых уходил святой Паисий (Величковский), не удовлетворившись духовным руководством, оставалось критическое понятие об этом уходе, поступок его представлялся следствием самости и нежелания отречься вполне от своей воли.

Однако не совсем понятно, почему святитель Игнатий, оставаясь со старцем Леонидом неразлучно, был бы подобен Великому Арсению, но, разлучившись со старцем, ниспал с этой высоты? В житии преподобного Арсения Великого мы читаем, что в миру он был весьма почтенным, знатным лицом, приближенным к императору; пришедши же в монастырь, показал необыкновенное смирение. То же видим и в жизни святителя Игнатия. Арсений Великий недолго находился во всецелом послушании у своего наставника. Как следует из жизнеописания его, блаженный Иоанн Колов (в обитель которого и пришел преподобный), видя его смирение, вскоре облек святого Арсения в иночество и, обучив житию подвижническому, дал ему келию неподалеку от себя, как иноку уже твердому и опытному в добродетели.

Однако, подвизаясь в посте и молитве, преподобный Арсений молился: «Господи, научи меня спастись!». В ответ он слышал голос с небес: «Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании; это корень добродетели». Внимая этому голосу, Арсений ушел из того места в глубь пустыни и построил здесь для себя небольшую келию, где пребывал всегда один. Как мы помним, с такой же молитвой к Богу обращался и святитель Игнатий, также и ему было видение, подтверждавшее его стремление к уединению, к удалению от молвы, к сокровенной внутренней жизни, после чего они с другом, испросив благословение старца, поселились уединенно в келии в монастырском саду. Но, может быть, и Великий Арсений стал бы еще более великим, если бы оставался жить при старце Иоанне, а не бежал в уединение? И зачем ему надо было молиться о том, «как спастись», не лучше ли было спросить об этом прославленного старца, который жил невдалеке? Начнем ли задавать подобные вопросы? Нет! Лучше скажем вместе с пророком: Праведных души в руце Божией (Прем. 3, 1), людие же узрят и не разумеют (ср.: Прем. 4, 15).

Интересно, что вышеуказанные слова преподобного Варсонофия о епископе Игнатии (Брянчанинове) приводит в своем дневнике преподобный иеромонах Никон (Беляев; 1888-1931), последний Оптинский старец. С юности отец Никон находился под постоянным и тщательным руководством старца Варсонофия. Он очень почитал писания святителя Игнатия и всегда особенно возвышенно отзывался о его трудах. Так, он записывал в своем дневнике: «Когда я читаю его сочинения, удивляюсь его прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Его сочинения как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно Евангельским светом».

С книгой епископа Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» отец Никон не расставался во время своего тюремного заключения в Калуге (1927). Внимательно изучая этот труд святителя в заключении, преподобноисповедник Никон на полях записывал мысли, порождаемые чтением. Перед этапом на север ему было разрешено свидание с духовными детьми. Он незаметно вложил книгу в широкий рукав монашеского ветошника духовной своей дочери, которая и вынесла ее из стен тюрьмы. Эти драгоценные записи были восприняты осиротевшими духовным чадами преподобного Никона как его духовное завещание им, как живое свидетельство его старческого подвига. Особенно интересны для нас примечания на те самые главы о послушании, которые вызывают особенные недоумения отца Доримедонта: последний старец Оптиной пустыни оставил нам вполне исчерпывающее разъяснение этих недоумений.

«Некоторые соблазняются содержанием XII и XIII глав тома 5-го, видя в них учение как бы против старчества,- пишет преподобноисповедник Никон Оптинский.- А некоторые и вообще настроены и предубеждены против сочинений Игнатия Брянчанинова. Между прочим, и в Оптиной пустыни сочинения епископа Игнатия были у некоторых старцев не в благоволении. Причина этому такова: епископ Игнатий писал вообще для всех монастырей и монахов, и писал как раз тогда, когда в Оптиной пустыни были великие старцы, был, так сказать, расцвет старчества, чего в огромном большинстве монастырей не было. Оптина пустынь была в особом, исключительном положении. При наличии духовного богатства в Оптиной пустыни сочинения епископа Игнатия не могли для ее насельников иметь того особого, важного значения, которое они имели для иноков других монастырей и даже мирян, ищущих спасения души. Неопытному новопоступившему послушнику Оптиной пустыни они (собственно, две эти статьи) могли даже и повредить, зародив в нем мысль недоверия к старцам, и отвлечь его от простосердечного им послушания во вред своему иноческому преуспеянию. Предохраняя некоторых своих духовных детей от возможности такого явления, старцы и не советовали им читать вообще сочинения епископа Игнатия, доставляя им понимание иночества с духовной стороны своим руководством и подбором другого, преимущественно святоотеческого чтения. Но для тех, кто постоянного старца не имел (а это было в большинстве монастырей), сочинения еп «ископа» Игнатия были драгоценны. Они были драгоценны и для иноков Оптиной пустыни, которые пользовались ими для иноческого своего назидания; они им не мешали быть в послушании у своих старцев, причем даже сами старцы указывали на них как на прекрасное руководство к пониманию истинного иноческого подвига. Читающий сочинения еп «ископа» Игнатия внимательно и без предубеждения ясно увидит, что они и не идут против старчества, а указывают лишь на то, что ныне истинные старцы весьма оскудели, что старца найти ныне весьма трудно и что независимо даже от того, каков старец и имеется ли он налицо,- самое житие под руководством у старца стало ныне редкостью и по многим причинам весьма затруднительным или, как выражается еп «пископ» Игнатий,- и “ не дано нашему времени, возможно лишь усвоение духа его”. Следовательно, неблаговолительное отношение некоторых старцев к сочинениям еп «ископа» Игнатия надо считать относительным и временным, ибо сочинения его вполне православны, проникнуты духом Евангелия и учением св «ятых» отцов, они достойны всякого внимания и уважения. Надо помнить, что еп «ископ» Игнатий, предостерегая от безрассудного послушания старцам, имеет в виду послушание нравственное, совершаемое в душе с целью нравственного, духовного воспитания себя, своего ума и сердца, а не послушание внешнее, потребное и необходимое во всяком общежитии иноческом и даже вообще при всяких взаимоотношениях людей, исключая из этого лишь тот случай, когда приказывается или советуется что-либо явно греховное. Это еп «ископ» Игнатий и оговорил в конце 76-й и начале 77-й страницы и на 80-й странице в примечании 3-м. Следовательно, здесь не дается никакого повода к презорству, самочинию, самосмышлению, как это может показаться при беглом и невнимательном чтении. А что нравственно душою своею и сердцем предаться в полное послушание кому-либо возможно лишь при условии уверенности в истинности преподаваемого учения, постоянно подтверждаемого и личною добродетельною жизнию учащего, согласно с духом Евангелия и св «ятых» отцов Церкви Православной,- не приходится спорить. Вообще же, о благотворности старческого руководства еп «пископ» Игнатий ясно говорит во многих местах своих сочинений, например, в 5-м томе стр. 8 п. 3, 63 в конце; 102, 149, 150, 338, 339, 459 (изд. 1886 г.). Не лишним будет заметить, что содержание вышеозначенных глав — XII и XIII — относится и к ищущим руководства (ученикам), и к руководителям (старцам). Пусть каждый берет себе в назидание то, что его касается: послушник — как следует учиться и смиряться, а руководитель — как учить. Будет польза и тому и другому. «…» Наконец, можно добавить следующее. Некоторые свое нежелание вообще слушаться (ибо слушаться — значит отказываться от своей воли, а это болезнь для сердца) прикрывают оправданием себя, что, мол, нет старцев и, следовательно, некого слушаться, и потому вообще не принимают никаких советов. Это есть уже отвержение духа послушания, про необходимость стяжания которого говорит еп «ископ» Игнатий (т. 5, с. 75 и 76). Это уже заблуждение, от которого да сохранит всех Господь. Это, можно сказать словами преп «одобного» аввы Дорофея, есть причина всех нравственных падений вообще. К такому лукавому отношению к делу послушания сочинения еп «ископа» Игнатия не дают ни малейшего повода; такое отношение доказывает не недостаток сочинений, а злую волю человека, для которой даже подлинное слово Божие может явиться вонею смертною в смерть , как сказал св «ятой» апостол Павел. В заключение остается лишь пожелать, чтобы сочинения епископа Игнатия были внимательно читаемы и приносили благий плод».

  1. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида… С. 76.^
  2. Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Странствие ко вратам вечности. Переписка с Оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 27.^
  3. Четвериков С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1998. С. 202.^
  4. Исаак Сирин, авва, святой. Слова подвижнические. М., 1993. Слово 78. С. 386.^
  5. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Слово 4:120. С. 68.^
  6. Цит. по: Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). М., 2004. 4 мая 1908 г. С. 103.^
  7. Там же. 16 января 1909 г. С. 212.^
  8. См.: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. С. 51, 53.^
  9. См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству св. Димитрия Ростовского. Кн. девятая: . Оптина пустынь, 1992. День восьмой. С. 250.^
  10. См. 2-ю и 3-ю паремии преподобным отцам (Минея общая. М., 1998. С. 235 об., 236).^
  11. Дневник послушника Николая Беляева… 9 ноября 1908 г. С. 160.^
  12. Никон (Беляев), иеромонах. Завещание духовным детям. Куйбышев, 1990. Об отшельнической жизни и об исповеди, покаянии. С. 25-28, 31.^

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Основы духовно-нравственной культуры народов России Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою. Труд облагораживает человека.В.Белинский Проверка домашнего задания1. Объясни смысл пословиц:Тупой нож мяса не осилит, а лентяй – работу (тувинская пословица).У кого корова – угощение готово( татарская пословица).Без труда не поймаешь и окуня (бурятская пословица). ФизкультминуткаНа зарядку 5 класс!Мы присядем все сейчас.Высоко поднимем руки.Будем жить всегда без скуки.Повернёмся вправо, влево.Вновь работать будем смело. Самостоятельная работаПроанализируйте тексты на с. 41-42. Представителям каких религий принадлежат высказывания о труде? Как относились к труду представители разных религий?Составьте таблицу из 3 колонок: 1)выпишите название религии2)имя ее основателя3)главную мысль, содержащуюся в высказывании героя текста Представление о труде в мировых религиях Шантидева -выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах VIII века монастыря Наланда. Шантидева о труде Взрастивший терпение пусть разовьет усердие, Ибо без усердия не придешь к Пробуждению. Подобно тому, как без ветра нет движения, Без усердия нет заслуг. Что такое усердие? Это стремление к благому. Что называют его противоположностью? Лень, тягу к предосудительному, Уныние и самоуничижение. Если змея заползет на колени, Ты мгновенно на ноги вскочишь.

Подобно этому, если охватят тебя сонливость и лень, Немедленно дай им отпор. Вспомнив наставления о самоконтроле, Преисполнись решимости, Дабы всегда быть готовым К исполнению всякого дела. Мухаммед является реальной исторической личностью, жизненный путь которого отражен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно этому источнику, Мухаммед родился в Мекке в 570 г. За несколько месяцев до его рождения умер его отец, а в шесть лет мальчик потерял мать. Воспитанием ребенка сначала занялись дед, а после – дядя. С юных лет Мухаммед был приучен зарабатывать себе на жизнь своим трудом: вначале он был пастухом, а позже – караванвожатым. Благодаря своим способностям он в юности уже стал начальником каравана (караван-баши) и прославился своим умением без потерь и быстро доставлять караваны в назначенное место. Представление о труде в мировых религиях Представление о труде в исламе»Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно»Никто из нас не знает, откуда Аллах пошлёт помощь, поэтому если вашей семье нечего есть, то лучше, возможно, соглашаться на любую работу, которая позволит покрыть эту необходимость. Представление о труде в исламеОднажды к пророку Мухаммаду из города Медины пришёл бедняк и стал просить его о помощи. Пророк спросил у него: «Неужели у тебя ничего нет, даже дома ?»Тот ответил: «У меня есть кусок ткани, которым я прикрываюсь, есть платок, который я постилаю садясь, и чашка, из которой я пью». Пророк велел принести всё это. Человек сходил домой, принёс всё Мухаммаду. Пророк, обменяв вещи на два дирхема, отдал деньги путнику и велел: «На один дирхем купи еды, отнеси домой детям, а на другой дирхем купи топор и приходи ко мне».Через некоторое время бедняк принёс Пророку топор. Собственноручно сделав для этого топора из дерева рукоятку, Пророк отдал его бедняку и велел: «А сейчас ступай, а я посмотрю, руби топором дрова на горе, продавай их, и не показывайся мне на глаза 15 дней, а потом приходи!» За 15 дней бедняк, продавая дрова, заработал 10 дирхемов. На эти деньги он купил еду и одежду. После этого Мухаммад сказал ему: «Этот твой труд в тысячу раз благородней, чем жизнь с протянутой рукой, вымаливая милостыню; в Судный день это отразилось бы на твоём лице чёрной отметиной» Представление о труде в христианствеБог сотворил человека по образу и подобию Своему, а Сам Бог трудился, как написано: «…и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, Которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2). Цитаты из Библии о труде и праздности   “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”    “Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера”    “Трудящийся достоин пропитания”    “Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов”    “И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток”    “Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас” «Работа – это Божий дар, это единственный способ раскрыть способности человека, обнаружить его потенциал, его таланты, знания. Если Вы не будете работать, то не узнаете, насколько Вы талантливы. Работа – это ключ к познанию себя, ключ к Вашему откровению»Представление о труде в христианстве Все на свете приобретается посредством труда…Побеждает тот, кто настойчив в труде!Истинное сокровище для людей – умение трудиться.…настоящую силу имеет только то, что заработано своим трудом.Высшее благо жизни есть труд.…неустанный труд препятствия преодолевает.Труд в наше время – это великое право и великая обязанность.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.Мудрость народная о труде Обсудим:»Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Домашнее задание Приготовить коллаж или презентацию на тему «Трудовой вклад моей семьи в процветание Родины»

Приложенные файлы

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Чупров Л.А. МБОУ СОШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края Проанализируйте тексты. Сделайте вывод о том, как относятся к труду представители разных религий.с. 41; 42 Будда призывал своих последователей проявлять усердие в труде. Что такое «трудиться усердно»? Это значит, преодолевая лень, с удовольствием совершать то, что приносит пользу людям. Трудиться надо, не ожидая похвалы и не обращая внимания на насмешки. Никогда нельзя бросать дело, не завершив его.Трудитесь усердно Живший в VIII веке буддийский монах Шантидева говорил: «Много вреда на свете от тех, кто не способен к усердию, и от тех, кто хочет достичь результатов, не прилагая усилий… Как нет движения без ветра, так нет мудрости без усердия…

Мудрый человек — усердный человек. Если тебя постигло уныние и желание бросить всё на полпути, скажи про себя: „О нет, я завершу! — и продолжай свое дело… Своим трудом…Пророк Мухаммад всю свою жизнь трудился. Как ты уже знаешь, ещё ребёнком он пас коз и овец, а когда подрос, стал сопровождать торговые караваны в разные страны. Мухаммад никогда не просил милостыни, ел только то, что сам заработал.Когда Пророк Мухаммад со своими сподвижниками прибыл в Медину, они были очень бедны. Жители Медины, помочь им, обратились к Пророку: «Разреши нам разделить с твоими приближёнными своё имущество». «Нет, — ответил он, — пусть они трудятся».Сподвижники Мухаммада помогали местным жителям ухаживать за финиковыми деревьями, продавали на рынке масло и творог. «Трудящийся достоин награды…»Придя в этот мир, Иисус Христос в своём учении запове­довал не только обязательно трудиться, но и своим трудом или результатами своего труда помогать другим людям. В труде проявляются нравственные качества человека. Труд облагораживает нас, а безделье портит. Заботясь о нравственном состоянии человека, религия повелевает ему трудиться. Проанализируй текст с. 45 — 46. Оцени поступок колхозника Головатого. Правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать все свои сбережения? Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича? Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать ве­ликим учёным?Русского учёного Константина Эдуардовича Циолковского называют основоположником космонавтики. Именно он впервые в истории предложил использовать ракету для межпланетных полётов и исследования космического пространства.Прочитайте текст о К.Э. Циалковском на с. 46-47 Какой вклад в культуру общества внесли люди, с которыми мы познакомились? Могут ли они стать приме­ром для подражания? Есть ли в жизни место трудовым подвигам, или героем можно стать только на войне? Пострадала бы нравст­венность общества, если бы люди не думали о результатах своего труда, а заботились только о своём благе? Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей разных на­родов России»; «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».Дома

Приложенные файлы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *