Певческое искусство 5 букв

Певческое искусство 5 букв

Главная

Ответ: ПЕНИЕ

Подходит?

Задать другой вопрос:

1-я буква П; 2-я буква Е; 3-я буква Н; 4-я буква И; 5-я буква Е;

  • вокализ
  • школьный урок под баян
  • птичьи трели
  • ремесло голосистого
  • вокал
  • школьный предмет, «набитый» нотами
  • урок, на котором не поощряют молчание
  • исполнение частушки
  • вокальное искусство
  • себе под нос

  • хоровое …
  • работа в хоре
  • летнее «хобби» стрекозы
  • вокальное ремесло
  • фа-сольное занятие
  • музицирование голосом
  • демокрит превозносил его как специфическое средство в некоторых родах бешенства, Аристотель и Пифагор рекомендовали его при лечении душевных болезней и помешательств
  • ремесло вокалиста
  • работа оперного артиста
  • школьный предмет, «набитый» нотами
  • исполнение арий
  • ремесло, если голос есть
  • исполнение частушек
  • ремесло Пугачевой
  • урок, на котором ругают за молчание
  • летнее «хобби» стрекозы
  • птичьи трели
  • исполнение песни
  • урок, на котором за молчание ставят двойку
  • ремесло голосистого
  • «хлеб» хориста
  • гордость Орфея
  • летнее «хобби» стрекозы (басен.)
  • «хлеб» Киркорова
  • хоровое …
  • урок, на котором не поощряют молчание
  • вокальное ремесло
  • летнее «хобби» стрекозы
  • чем завлекали моряков мифические сирены
  • самый голосистый школьный предмет
  • ремесло Богушевской
  • фасольное занятие
  • фа-сольное занятие
  • музицирование голосом
  • «хлеб» хориста
  • исполнение арий
  • русский вокал
  • искусство выводить рулады
  • ремесло, если голос есть
  • исполнение частушек
  • школьные уроки вокала
  • голосистое искусство
  • один из видов искусства
  • исполнение песни
  • урок, на котором за молчание ставят двойку
  • гордость Орфея
  • «Хлеб» хориста
  • чем Орфей завораживал богов
  • птичьи трели и оперное искусство
  • вокальное исполнение
  • один из школьных предметов
  • летнее «хобби» стрекозы (басен.)
  • «хлеб» Киркорова
  • самый голосистый школьный предмет
  • мелодичное звукоизвержение
  • летнее занятие стрекозы
  • фасольное занятие
  • работа вокалиста
  • ремесло Богушевской
  • чем Орфей завораживал богов?
  • исполнение куплетов
  • искусство в основе караоке
  • русский вокал
  • искусство выводить рулады
  • школьные уроки вокала
  • «Хлеб» Киркорова
  • см. петь
  • ремесло Киркорова
  • ремесло с микрофоном
  • вокальный школьный предмет
  • голосистое искусство
  • один из видов искусства
  • птичьи трели и оперное искусство
  • исполнение вокального произведения
  • урок, на котором нельзя молчать
  • один из школьных предметов
  • исполнение романса
  • вокальное исполнение
  • занятие вокалиста
  • монолог под музыку
  • мелодичное звукоизвержение
  • летнее занятие стрекозы
  • чем завлекали моряков мифические сирены?
  • работа вокалиста
  • соловьиный конек
  • монолог под музыку
  • вокализ
  • вокал
  • школьный предмет, «набитый» нотами
  • чем Орфей завораживал богов?
  • исполнение куплетов
  • ремесло Киркорова
  • вокальное искусство
  • … себе под нос
  • вокальный школьный предмет
  • работа в хоре
  • ремесло с микрофоном
  • ремесло вокалиста
  • соловьиный конек
  • исполнение вокального произведения
  • урок, на котором нельзя молчать
  • демокрит превозносил его как специфическое средство в некоторых родах бешенства, Аристотель и Пифагор рекомендовали его при лечении душевных болезней и помешательств
  • исполнение романса
  • исполнение частушки
  • летнее «хобби» стрекозы (басен.)
  • работа оперного артиста
  • ремесло Пугачевой
  • урок, на котором ругают за молчание
  • чем завлекали моряков мифические сирены?
  • занятие вокалиста

I.

Древнерусское искусство в период с XI по XVII столетие существовало и развивалось в основном как проявление церковного сознания и религиозного устремления Руси. Подавляющее большинство памятников культуры того времени имели прямое отношение к богослужению. В архитектуре это прежде всего храмы и монастыри, в изобразительном искусстве — иконы, фрески и миниатюры, в литературе — немалое количество богослужебных текстов, а в музыке — богослужебное пение.

Древнерусскую культуру созидали профессионалы своего дела, об этом свидетельствует, например, творчество иконописцев.

Они создали с веками высочайший, и при этом в целом ровный уровень художественного мастерства. Это сильно контрастирует с изобразительным искусством западной Европы, где исполнительский уровень часто был пёстрым: гениальность и отточеность соседствует с примитивом и дилетантизмом. Подобная разница зависела прежде всего от разницы поставленных задач: если в Европе главным было поразить и удивить, то на Руси — очистить и возвысить. Поэтому, основным принципом развития искусства у нас был принцип накопительный, когда от предыдущего опыта брали всё самое лучшее, стремясь не добавить от себя чего-либо субъективного и неправильного.

Древнерусское певческое искусство — это основное, практически единственное проявление музыкальной культуры на Руси в период от принятия Христианства до конца XVII века. Певческое искусство этого периода — богослужебное пение (за крайне редким исключением). Естественно, существовала и внецерковная, в том числе языческая культура, включавшая в себя игру на музыкальных инструментах. Но, явления этого рода были настолько малы по отношению к церковно-певческой культуре, что не оставили после себя почти никаких следов. Также стоит отметить факт сильного преувеличения роли языческого элемента для древнерусского искусства в работах учёных советского времени по вполне понятным идеологическим причинам.

После крещения Руси не могла не появиться проблема правильного совершения богослужения, в частности, и в вопросе пения: первое время почти весь клир состоял из греков, которые были направлены к нам для помощи в устроении церковной жизни. Естественно, что и пение с собой они принесли византийское. Но очень скоро параллельно с византийским пением (которое с некоторыми изменениями просуществовало на Руси до нач. XIV века под названием «кондакарного») появилось пение русское: это был знаменный, или, как ещё его называли, столповой роспев. Роспев — это певческо-мелодическая система, характеризуемая особенной, чётко организованной структурой построения мелодического материала, основой которого являются попевки.

Знаменный роспев (не «распев», как часто сейчас путают!) — явление без преувеличения уникальное для всей мировой культуры: появившись примерно в конце XI века, знаменный роспев просуществовал на Руси как основной тип богослужебного пения до 2-й четверти XVIII века. Бытование знаменного р-ва в глубинке отмечается вплоть до нач. XIX века; известно, что в некоторых монастырях, напр. Валаамском, даже в начале XX столетия знаменный р-в сохранялся в певческом обиходе как один из основных, а у старообрядцев и до нашего времени. При этом в период с XII по нач. XVIII века знаменный р-в был основным стилем богослужебного пения.

600 с лишним лет — это колоссальный срок для культурного явления, которому просто нет равных как по устойчивости стиля (знаменный роспев претерпел за это время относительно небольшие изменения), так и по продолжительности существования! Все эти факты свидетельствуют о том, что знаменный р-в идеально подходил для богослужения прежде всего как пение молитвенное; пение, веками отточенное во всех своих деталях; пение, где каждый звук был доведён до совершенства. Определяющим для этого было церковное, богослужебное сознание русских православных людей.

Мелодия знаменного р-ва строга и величественна, и вместе с тем полностью лишена чувственных эмоций, пусть то даже будут чувства, которые можно охарактеризовать как «высокие переживания» и тому подобное. Знаменный роспев трезвит, именно трезвит ум человека, а душу возвышает и очищает. Приводя чувства молящегося в полный покой, знаменное пение способно погрузить человека в состояние созерцания и умной молитвы.

Но, вместе с ценностью богослужебной, нельзя не отметить и высочайшие художественно-эстетические достоинства знаменного роспева. Несмотря на кажущуюся простоту (одноголосие формально проще многоголосия) это сложнейшее и тончайшее музыкальное явление: мелодическая красота и удивительная композиционная цельность пронизывает всю структуру роспева, от отдельно взятого произведения до всего корпуса песнопений.

II.

История древнерусского богослужебного пения может быть условно поделена на три основных периода:

    — ранне-истиноречный (кон. XIв. — кон. XIVв.)
    — раздельноречный или хомония (кон. XIVв. — 40-е годы XVIIв.)
    — ново-истиноречный (от 40-х годов XVIIв.)

Ранне-истиноречный период характеризуется соответствием поемого и читаемого текста; полугласные полноценно пропеваются.

Раздельноречный период или хомония — период, когда полугласные в читаемых текстах исчезают, а в певческих заменяются на полнозвучные гласные. На этот период приходится расцвет древнерусской культуры, и в частности, богослужебного пения.

Ново-истиноречный период пришёл на смену хомонии, во многом, из-за усилившихся несоответствий богослужебных текстов и текстов певческих, где к концу XVI века отмечается излишество вставных согласных и слогов (напр. «а-на-не-на-не; ха-хо-хе» и т.п.) внутри слоговых распевов. В результате таких вставок богослужебные тексты теряли свой смысл, и это в итоге привело к появлению ново-истиноречной редакции, где текст поемый совпадал с читаемым.

Что касается старообрядцев, то часть из них взяла за основу раздельноречную редакцию начала первой пол. XVII века (в основном «беспоповцы»); другие же использовали ново-истиноречную. Однако, несмотря на попытки сохранить чистоту знаменного роспева, старообрядцы всё же в большей или меньшей степени изменили как его мелодику, так и структуру.

До нашего времени дошли тысячи томов певческих книг, это даёт нам возможность иметь достаточно полную картину о древнерусском певческом искусстве и широко изучать его. Но, несмотря на обилие исторического материала, современных научных знаний едва ли хватит на аргументированную расшифровку последнего, ново-истиноречного периода, да и то, лишь при наличии в рукописях так. наз. звуковысотных помет, дающих возможность более или менее точно определять высоту знамён.

III.

Примерно в конце XV века формируется строчной стиль пения — путевое и демественное многоголосие. Его становление происходит довольно быстрыми темпами, и к концу XVI столетия строчное многоголосие достигает своего расцвета. Во многом такому успешному развитию способствовало распространение строчного стиля в культурно-певческих центрах Руси: Новгороде и Москве, а так же в крупных монастырях — Соловецком, Антониево-Сийском, Кириллово-Белоозерском, Иосифо-Волоцком и многих других. Стоит отметить развитие троестрочия в Новгороде: в книге Чиновник XVI века (чиновник — это специальная книга, где указывался чин совершения богослужения) подробно описывается традиция пения различных праздничных служб, где ведущее место занимает как раз строчное пение.

Уровень профессиональной подготовки певчих того времени был невероятно высок, особенно это касалось певчих государевых и митрополичьих. Показательно, что в Москве только для репетиций(!) государева хора были построены отдельные каменные палаты, там же располагалась и библиотека богослужебно-певческих книг. Стоит отметить и достаточно высокий уровень оплаты певчих, причём регулярное содержание могли получать уже мальчики, отобранные для обучения пению с 7-10 летнего возраста, и это учитывая, что их основная работа на клиросе начиналась только с 18-20 лет! Дальше в течение всей своей жизни певчие тщательно поддерживали и развивали свой профессиональный уровень, что позволяло им успешно трудиться на клиросе продолжительное время, порой до весьма преклонных лет. В случае же безвременной смерти певчего-кормильца семье выплачивалась пенсия.

Строчное многоголосие имеет уникальные музыкально-стилистические особенности, которые долгое время не позволяли целому ряду учёных-медиевистов вообще поверить в существование такой музыки. И только обнаруженные и изученные в XX веке рукописи-партитуры конца XVII века, где песнопения записаны не крюками, а нотами, дали неопровержимое доказательство существования строчного пения.

Троестрочная полифония поистине уникальна: она не имеет ничего общего с привычной нам гармонической музыкой, законы которой сформировались в Западной Европе. В строчном пении каждый голос является мелодически индивидуальным, и сочетание голосов даёт особые гармонии, построенные на сочетаниях кварт и секунд, при этом звучание трезвучий и их обращений, как правило, избегаются. Исполнение таких песнопений невероятно сложно, так как требует ювелирной координации голосов и предельно точного интонирования. Всё это во многом предопределило дальнейшую судьбу строчного многоголосия, и в начале XVIII века троестрочие прекратило своё существование.

IV.

С середины XVII века, через Польшу и Украину в Россию стала проникать европейская гармоническая музыка, её внешняя красота и доступность для восприятия находила всё больше поклонников, как в среде певчих, так и у сильных мира сего. В этот период ещё продолжают своё развитие традиционные для русского богослужения певческие стили: знаменный и путевой роспевы; троестрочие и демество; но с 40-х годов XVII столетия появляется гармоническое многоголосие нового типа: это так называемый ранний партес. Один из крупнейших учёных-медиевистов 2-й половины ХХ века Владимир Протопопов охарактеризовал ранний партес как «постоянное многоголосие». Своими свойствами оно имеет «одновременное пение с произнесением одного и того же текста всеми голосами, отсутствие пауз, непрерывное звучание всех голосов и единые цезуры соответственно цезурам текста».

Существенной особенностью раннего партеса является определённая преемственность по отношению к древним роспевам, в основном знаменному и путевому. Большинство раннепартесных песнопений представляют собой их гармонизации, а так же гармонизации появившихся уже в XVII столетии греческого и киевского роспевов. Хочется отметить ещё один важный момент: авторы раннепартесных песнопений выросли и были воспитаны в духе древнерусского богослужебного пения, и это сказалось на их понимании как психологии богослужения, так и музыкально-певческой эстетики. Благодаря этому, в гармониях раннепартесных песнопений сохранились присущие знаменному роспеву богослужебная строгость и чистота.

Было написано немало рукописей знаменного р-ва, где параллельно с крюковой строкой была строка нотная, и по таким рукописям певчие учились овладевать нотной грамотой. В наше время именно такие рукописи, называемые двоезнаменниками, послужили для нас ключом к расшифровке более ранних крюковых записей.

Григорий Жежель

Искусство чудес из 5 букв

М

А

Г

И

Я

  • М — первая буква
  • А — вторая буква
  • Г — третья буква
  • И — четвёртая буква
  • Я — пятая буква

Зарубежная кукуруза 4 буквы

Неиссякаемый источник адреналина 7 букв

магия
I ж.
1) Совокупность обрядов, действий, слов, связанных с верой в способность человека — мага, волшебника, колдуна — с помощью чудодейственных сил воздействовать на людей, животных и природу; колдовство, волшебство, чародейство.
2. перен.
Необыкновенная сила воздействия на кого-либо.
II ж.
Притягательная, покоряющая сила; очарование.
магия
(лат. magia)
1) По суеверным представлениям: совокупность приёмов (действий и слов), имеющих чудодейственную силу, при помощи которой можно воздействовать на людей и явления природы.
2) чего Необыкновенная сила воздействия на кого-л.
Магия взгляда.
Магия музыки.
Магия таланта писателя.
Магия очаровательных глаз.

— белая магия
— чёрная магия
искусство
I ср.
1) Творческая художественная деятельность.
2) Отрасль творческой художественной деятельности.
II ср.
1) Система приёмов и методов в какой-либо отрасли практической деятельности; мастерство.
2) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость.
искусство
-а; ср.
1) Творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.
Произведение искусства.
Деятели искусства.
Русское искусство серебряного века.
Искусство для (ради) искусства (теория, отвергающая общественное назначение искусства)
Чистое искусство. (название эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований)
2) Отрасль творческой художественной деятельности.
Изобразительное искусство.
Сценическое искусство.
Прикладное искусство.
Кино — самое массовое из искусств.
3)
а) чего или с опр. Отрасль практической деятельности с присущей ей системой приёмов и методов.
Военное искусство.
Певческое искусство.
Искусство врачевания.
Искусство воспитания.
б) отт. Умение, мастерство, тонкое знание дела.
Искусство выразительного чтения.
Владеть искусством шитья.

— из любви к искусству
— по всем правилам искусства
чудо
I ср.
1) Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное — по суеверным представлениям — вследствие вмешательства потусторонней силы.
2) Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.
3) Предмет, явление, действие, вызывающие общее удивление своею необычностью.
отт. Высшее, поразительное проявление чего-либо.
4) Сказочное существо (обычно с определением).
II ср.
Употребляется как шутливое обращение к кому-либо.
III предик.
Оценочная характеристика кого-либо или чего-либо как чудесного, прекрасного, удивительного, замечательного, соответствуя по значению сл.: поразительно, на удивление хорош.
чудо
I см. чудо; межд. в функц. сказ.
Выражает удивление, восхищение: удивительно, поразительно, восхитительно.
Весело было? — Чудо!
Вот танцует! — Чудо!
II -а; мн. — чудеса, чудес, чудесам и, чуда, чуд; ср.

см. тж. чудо, чудом, чудишко, чудишка
1) мн.: чудеса, чудес По религиозным и мифологическим представлениям: сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божьей силы.
Молиться о чуде.
Ждать чуда.
Ниспослать чудо на землю (о божественной воле)
Свершилось чудо.
Творить чудеса.
Чудо из чудес (самое необыкновенное)
Чудо чудное (нар.-поэт.)
2) мн.: чудеса, чудес Нечто небывалое, необычное, удивительное.
Чудо-дерево.
Вот какое чудо: собака и кошка едят из одной миски.
На глазах свершилось чудо. (о чём-л. необыкновенном)
Семь чудес света (в представлении античного общества: семь знаменитых достопримечательностей — египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, террасные «висячие» сады Семирамиды в Вавилоне, статуи Зевса в Олимпии и Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии)
Восьмое чудо света (о чём-л. очень необычном, чрезвычайно удивительном)
3) только ед. какое, чего в функц. опр. О том, кто или что удивляет, восхищает своими свойствами, достоинствами.
Архитектурное чудо прошлого.
Чудо техники.
Чудо живописи.
Чудо поварского искусства.
Земляника — лесное чудо.
Ч., что за голос.
Чудеса героизма, трудолюбия, храбрости.
Эх ты, чудо! (ирон.)
Чудо-богатырь (о воине, совершающем чудеса героизма и храбрости; первоначально — о богатырях русских былин: Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче, отличавшихся огромной силой и храбростью)
Чудо-молодец (нар.-поэт.; о сказочных и былинных героях)
Чудо-конь;
чудо-олень;
чудо-сани (нар.-поэт.; о предметах, поражающих своими возможностями)
Чудо, как умён! (в высшей степени)
4) мн.: чуда, чуд обычно с опр. Сказочное необыкновенное существо.
Чудо лесное.
Чудо морское.
Чудо в перьях (шутл.; о странном, необыкновенном человеке)

— чудеса в решете
чудеса
см. чудо

Главная

Ответ: ОПЕРА

1-я буква О; 2-я буква П; 3-я буква Е; 4-я буква Р; 5-я буква А;

  • спектакль, в котором поют, а не говорят
  • спектакль, в котором застреленный человек, прежде чем умереть, долго поет
  • здание призрака у Ллойда Уэббера
  • вид искусства
  • единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь, вместо того, чтобы истечь кровью (Борис Виан)
  • «трехгрошовая …», Машков
  • в каком спектакле все поют
  • «кармен», жанр
  • любимый жанр Верди
  • на латыни это слово означает «труд», «изделие», «творение», перейдя в итальянский язык, оно стало означать «сочинение, произведение», а затем уже и конкретный вид искусства
  • искусство, процветающее в Большом театре
  • «сочинение» по-латыни
  • жанр музыкально-драматического искусства
  • «порги и Бесс»
  • отпетая театральность
  • «севильский цирюльник» как жанр
  • опера латышского композитора М. Зариньша «… нищих»
  • певучая драма
  • подруга балета
  • «риенци» Вагнера
  • «Мыльная …» на телеэкране
  • музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют
  • «иоланта» Чайковского
  • «мыльная …» на телеэкране
  • спектакль, где артисты открывают рот только для того, чтобы что-нибудь спеть
  • сериал про Мухомора
  • музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра
  • вид театрального искусства
  • любимый жанр Бизе
  • «травиата», жанр
  • «травиата», жанр
  • спектакль в «Ла Скала»
  • комедия английского поэта Джона Гея «… нищего»
  • «Хованщина»
  • «аида» Верди
  • музыкальное искусство
  • в каком спектакле все поют?
  • спектакль с ариями
  • там все поют перед смертью
  • опера латышского композитора М. Зариньша «… на площади»
  • «риголетто» Верди
  • спектакль в Большом театре
  • «Иоланта» Чайковского
  • спектакль, в котором застреленный человек, прежде чем умереть, долго поет
  • браузер
  • «трехгрошовая …»
  • спектакль по нотам
  • драма, положенная на музыку
  • классическое певческое искусство
  • единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь, вместо того, чтобы истечь кровью (Борис Виан)
  • музыкальный спектакль
  • «кармен», жанр
  • «сочинение» по-латыни
  • драматический жанр для вокалистов
  • отпетая театральность
  • мыло
  • музыкально-драматическое произвед.
  • жанр на сцене «Мариинки»
  • спектакль в Мариинке
  • «аида» как творение
  • мыльная …
  • спектакль для теноров и сопрано
  • искусство Кабалье
  • «риенци» Вагнера
  • произведение для театра
  • произведение композитора
  • «Аида» как творение
  • спектакль, где артисты открывают рот только для того, чтобы что-нибудь спеть
  • произведение, где все поют
  • музыкальный жанр
  • «порги и Бесс»
  • опера латышского композитора М. Зариньша «… нищих»
  • «стихия» Ирины Архиповой
  • вид театрального искусства
  • жанр искусства на сцене
  • «Хованщина»
  • «аида» Верди
  • здание призрака у Ллойда Уэббера
  • «трехгрошовая …», Машков
  • искусство, процвет. в Большом театре
  • музыкально-драматическое произведение
  • любимый жанр Верди
  • спектакль с ариями
  • здание, где бродит призрак у Ллойда Уэббера
  • искусство, процветающее в Большом театре
  • жанр на сцене «Мариинки»
  • «трехгрошовая …»
  • жанр музыкально-драматического искусства
  • подруга балета
  • «Аида» Верди
  • драма, положенная на музыку
  • «севильский цирюльник» как жанр
  • жанр на сцене «Большого»
  • в каком спектакле все поют?
  • опера латышского композитора М. Зариньша «…

    на площади»

  • «иоланта» Чайковского
  • певческое искусство
  • музыкальный спектакль
  • жанр «Аиды» и «Травиаты»
  • «Стихия» Ирины Архиповой
  • жанр на сцене «Мариинки»
  • сериал про Мухомора
  • любимый жанр Бизе
  • певческое искусство
  • музыкально-театральное произведение
  • спектакль в «Ла Скала»
  • мыльная …
  • вид искусства
  • «Хованщина»
  • жанр на сцене «Большого»
  • музыкальный жанр
  • музыкальное искусство
  • «мыльная …» на телеэкране
  • опера латышского композитора М. Зариньша «… нищих»
  • там все поют перед смертью
  • «кармен», жанр
  • спектакль в Большом театре
  • «аида» как творение
  • на латыни это слово означает «труд», «изделие», «творение», перейдя в итальянский язык, оно стало означать «сочинение, произведение», а затем уже и конкретный вид искусства
  • браузер
  • спектакль, в котором поют, а не говорят
  • жанр искусства на сцене
  • певучая драма
  • «Севильский цирюльник» как жанр
  • музыкально-драматическое произведение
  • классическое певческое искусство
  • искусство Кабалье
  • музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют
  • драматический жанр для вокалистов
  • здание, где бродит призрак у Ллойда Уэббера
  • музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра
  • мыло
  • ж. итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка умалит. подходит иногда ближе к водевилю
  • жанр на сцене «Большого»
  • спектакль в Мариинке
  • спектакль по нотам
  • опера латышского композитора М. Зариньша «… на площади»
  • спектакль для теноров и сопрано
  • «травиата», жанр
  • произведение для театра
  • произведение композитора
  • комедия английского поэта Джона Гея «… нищего»
  • произведение, где все поют
  • спектакль в «Ла Скала»
  • жанр «Аиды» и «Травиаты»
  • «риголетто» Верди
  • «Порги и Бесс»
  • музыкально-театральное произведение
  • «стихия» Ирины Архиповой

Приглашаем на третью лекцию цикла «Церковно-певческое искусство Византии и Древней Руси», который ведет Ирина Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского.

Тема лекции — «Древнерусское певческое искусство»:

На основе распевов, унаследованных от великой культуры Византийской Империи, в древнерусском певческом искусстве к ΧV веку сложился самобытный мелодический стиль, обладающий оригинальными мелодическими чертами и нотацией, — столповой знаменный распев. В ΧV веке, а в большей степени на протяжении ΧVI столетия, также начинает развиваться теория певческого искусства: распространяются азбуки («алфавиты») знаков знаменной нотации. К ΧVI веку происходит расцвет авторского творчества и формируются основные центры церковного «мастеропения» — Новгородская, связанная с именами Савы Рогова и его брата, митр. Ростовского Варлаама (Василия Рогова), Московская, основным представителем которой является Феодор Христианин, и Усольская, с распевщиками Стефаном Голышем и архим. Исайей (Лукошко).

В этот же период зарождаются и новые распевы, выросшие на основе «классического» знаменного, — «большой», с развитыми мелодическими попевками, «демественный» (от греч. «δομέστικος» — руководитель хора), богатый витиеватыми мелодическими оборотами, и «путевой», особый стиль, вершина творчества древнерусских распевщиков, представляющий собой сознательную переработку каждой мелодической формулы путевого распева, благодаря чему был создан весьма своеобразный, очень пространный и причудливый распев.

Именно этот распев послужил и основой раннего русского многоголосия, троестрочия, аналогов которому не было ни в Византии, ни в Западной Европе.

Подробнее о цикле:

Церковно-певческое искусство представляет собой тот пласт культурного наследия, который в наибольшей степени подвержен забвению в истории. Причина в том, что живая певческая традиция с течением времени изменяется, а рукописи, содержащие записи церковных мелодий специфическими формами музыкальной нотации, недоступны в полной мере даже специалистам. Тем не менее, певческие книги со знаками музыкальной нотации, а также документы, содержащие сведения о певческой культуре восточнохристанской церкви, могут помочь представить, каким было музыкальное оформление богослужений Византийской Империи и генетически связанной с ней Древней Руси. В цикле лекций, посвященных церковному пению этих традиций, будут освещены их основные особенности, предприняты попытки «оживить» сохранившиеся документы и представить, какой именно была православная церковная музыка на протяжении многих столетий.
Вход свободный, лекция проводится бесплатно, регистрация не требуется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *