Петрушко история русской церкви

Петрушко история русской церкви

История Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян.

В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа – крещение князя Владимира в 987 году и в 988 году Крещение Руси.

Церковь в домонгольский период

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.

В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.

Церковь и объединение Руси

Татаро-монгольское нашествие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Дмитрия Донского. Великий подвижник Церкви Русской преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг – Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Первый русский Патриарх

В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем – исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.

Церковь при Петре I

Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов.

ХIХ век

ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

ХХ век (начало до 1917 г.)

В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора.

Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

> Фильм о Патриархе Кирилле

(FLV файл. Продолжительность 3 мин. Размер 23.2 Mb)

ВВЕДЕНИЕ. Курс лекций по истории

Омск 2013

ФИЛИАЛ НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (ОМСК) ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БУК «ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА»

ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

Курс лекций по истории

Для непрофильных специальностей

Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО

«Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске

Омск-2013

УДК 93(075)

ББК 63я7

К 93

Рецензенты:

Д.и.н., профессор – А.А. Штырбул;

К.и.н., доцент – И.В.

Новикова.

К 93 Курс лекций по истории для непрофильных специальностей: учебное пособие/ О.А. Кирьяш (и др.); под ред. О.А. Кирьяш – Омск: ИПК Макшеевой Е.А.: 2013. – … с.

ISBN 978-5-904154-61-5

Курс лекций по истории для непрофильных специальностей дает возможность ознакомиться с основными проблемами отечественной и мировой истории. Пособие выполнено в рамках историко-краеведческой лаборатории БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина.

ISBN 978-5-904154-61-5

© Историко-краеведческая лаборатория

БУК «Омская государственная областная научная библиотека

им. А.С. Пушкина» и ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина

Введение …………………………………………………………………………………………

Лекция 1. Средневековье как этап всемирной истории………………………….

Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV – XVI вв.: Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)……………………..

Лекция 3. Киевская Русь: от раннефеодального государства до политической раздробленности………………………………………………………………………………….

Лекция 4. Страны Европы в XVI в. Абсолютизм: общее и особенное………………………..

Лекция 5. Социальные движения в России (конец XVI — XVII вв.)……………………………

Лекция 6. Великие географические открытия, международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII — XVIII вв……….……………………………………………

Лекция 7. Буржуазные революции в Европе. Война за независимость Североамериканских колоний и образование США…………………………………………………………………….

Лекция 8. Эволюция международных отношений XVII- конец XX в……………………..…..

Лекция 9. Революции 1905 и 1917 гг. в России…………………………………………………

Лекция 10. Развитие стран Востока: политическое, экономическое развитие, особенности менталитета (1918 — 2000.)……………………………………………………………………….

Лекция 11. Советская модель модернизации…………………………………………..

Лекция 12. Народы России и национально-государственное строительство в XVI — XX вв..

Лекция 13. СССР во Второй мировой войне. Отечественная война советского народа……

Лекция 14. Внешняя политика СССР и России: общее и особенное (1945-2010)…..………..

Лекция 15. Формирование постиндустриальной цивилизации (конец XX- начало XXI в.)…

Список литературы……………………………………………………………………………

Информация об авторах…………………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История» является фундаментальной дисциплиной, которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «История» изучается студентами всех факультетов на первом курсе Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Основными формами промежуточной аттестации дисциплины в большинстве случаев является зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Основная цель дисциплины заключается в формировании целостного видения процессов и явлений отечественной и мировой истории.

В соответствии с современной моделью высшего профессионального образования федерального государственного стандарта третьего поколения, преподавание дисциплины «История» нацелено на формирование таких компетенций общекультурного и профессионального характера как:

— владение культурой мышления;

-способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

— умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

— способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

— способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

— способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В результате изучения дисциплины «История» студент должен:

— знать основные факты, события и явления отечественной и мировой истории.

— уметь применять оперировать основными понятиями, терминологией исторической науки, составлять развернутую характеристику исторических явлений, событий и процессов.

— владеть (быть в состоянии продемонстрировать) способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, систематизировать и анализировать данные таблиц, графиков и карт, навыками аргументации.

Лекционный курс по дисциплине «История» предназначен для студентов 1 курса всех специальностей Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина и является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История». Курс лекций разработан на основе образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования и охватывает события мировой и отечественной истории с IX — XXI вв.

Несмотря на наличие других образовательных форм обучения, лекция не теряет своей актуальности и значимости. Она является ведущей формой обучения в вузе. Ее основная цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, образовательные, воспитательные, мировоззренческие функции.

Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В лекции отражается личное творчество лектора. Это способствует повышению у студентов интереса к предмету, активизирует их мысленную работу.

Курс лекций по дисциплине «История» является базовым из трёх изданий включающих в себя справочное пособие по дисциплине «История» и методические разработки для проведения семинарских занятий. Курс представлен 15 лекциями по отечественной и мировой истории.

Лекционный курс выстроен по проблемно-хронологическому принципу. В связи с переоценкой многих событий и процессов мировой и отечественной истории, авторы попытались представить полный спектр мнений и подходов. В основу лекционного курса легли принципы многообразия и дискуссионной рефлексии теоретических и содержательных альтернатив исторического процесса. Проблемность построения лекционного материала способствует развитию логического мышления и аналитических способностей студентов.

Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям, дискуссионность как основной дидактический принцип — все это становится основой методики преподавания гуманитарных дисциплин в последнее время. Такой подход способствует формированию у студентов умения мыслить самостоятельно, находить реальные проблемы, альтернативные варианты ее решения, аргументировать свою точку зрения.

Каждая лекция сопровождается списком литературы, с которым может ознакомиться студент, для более глубокого освоения проблемы. Литература представлена как печатными, так и электронными ресурсами. После каждой лекции авторами предложен список вопросов, ответив на которые студент может повторить и закрепить, а также переосмыслить предложенный материал.

Предлагаемый курс лекций призван:

— показать множественность и динамику развития взглядов в отношении событий, явлений и процессов мировой и отечественной истории;

— показать многофакторность исторического процесса, его сложность и неоднозначность;

— развить у студентов умение поиска конкретной исторической информации (в каждую лекцию включен обзор необходимой литературы по рассматриваемой проблеме);

Лекционный курс может быть использован при подготовке к выпускным экзаменам в школе, вступительным экзаменам в вузе, семинарским занятиям, экзаменам в вузе по дисциплине «История».

Настоящее издание адресовано преподавателям, школьникам, абитуриентам, студентам, а также всем интересующимся историей.

В 1299 году — 720 лет назад — глава Русской православной церкви митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Этим своим решением владыка Максим навсегда подтвердил авторитет Владимира как исторической столицы Руси и обозначил перенос центра православия и русской государственности на северо-восточные земли.

Странствующий митрополит

В те времена глав Русской православной церкви — митрополитов Киевских — назначал константинопольский патриарх. До падения Константинополя и появления своих русских патриархов было еще очень далеко.

Когда и где родился митрополит Максим, доподлинно неизвестно. Но летописи сообщают, что он был греком, в 1283 году назначен митрополитом Киевским вместо скончавшегося Кирилла.

На Руси было нестабильно. Князья продолжали междоусобные войны, но уже с участием татаро-монголов, которые установили политический контроль над большинством русских земель. При такой обстановке митрополиту как центральной фигуре невозможно было просто сидеть в своей резиденции. Вот владыка и разъезжал по стране. Достаточно вспомнить, что предшественник Максима митрополит Кирилл умер, находясь в Переславле-Залесском.

Реальная политическая и военная сила сместилась с юга на северо-восток. Киев был уже не тот. Хотя, судя по всему, Максим сначала планировал по обычаю базироваться именно там. Сразу после прибытия к новому месту службы митрополит отправился на переговоры в Золотую Орду к хану Туда-Менгу, ведь кроме всего прочего глава русской церкви был порученцем византийского иерарха и императора.

Исторический факт: ханы в целом уважительно относились к православной церкви. Она была освобождена от уплаты дани, в том числе и этим, считают ученые, объясняется расцвет монастырей в то время. Кстати, в столице Орды Сарае действовала православная епархия, охватывающая даже земли кочевников на востоке.

Во град Богородицы

Урегулировав отношения с ханом, митрополит Максим вернулся в Киев. Там он в 1284 году объявил сбор русских епископов, но решение уехать из Киева уже зрело. Есть данные, что сначала владыка направился в Брянск, а уже потом во Владимир. К этому времени ордынский хан назначал великого князя Владимирского как самого главного из князей на Руси. Хотя на верховенство претендовали и Переславль, и Тверь.

По всей видимости, именно политические причины сподвигли Максима на переезд. Историк Соловьев также пришел к этому выводу: «Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и… Киев потерял прежнее значение и благосостояние».

Но летописец думал иначе. Дескать, митрополит больше не желал терпеть в Киеве притеснения со стороны татаро-монголов. Но кто от татарского вмешательства был застрахован во Владимире?

Изменение 300-летней традиции пребывания митрополичьей резиденции можно было оправдать только знамением свыше.

И оно случилось!

Митрополиту Максиму, как гласит его житие, уже во Владимире «во время сна явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру в Ее град». Как тут не вспомнить о видении Андрея Боголюбского, после которого Владимир и стали называть городом Богородицы.

В знак особого покровительства Дева Мария подарила владыке Максиму омофор (плат, который часто изображается на иконах Божьей Матери — Прим. авт.). Проснувшись, митрополит обнаружил этот омофор в своих руках.

Владимирский князь Андрей Александрович, сын Невского, велел изготовить для омофора золотой ковчег. И тот будто бы хранился в Успенском соборе вплоть до нападения на Владимир татарского отряда Талыча в 1411 году. По преданию, тогда омофор где-то спрятал ключарь собора Патрикей, от которого враги так и не дознались про тайники с реликвиями (киноверсия этих событий показана в фильме Тарковского «Андрей Рублев» — Прим. авт.).

В память о чудесном видении митрополита была написана икона — Богоматерь Максимовская. Она считается чудотворной.

Дела и слова Максима

Итак в 1299-м митрополит Максим переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирскую епархию он возглавил сам, а местного епископа Симона перевел в Ростов Великий. С той поры до XVIII века Владимирская епархия входила в Митрополичью, затем Патриаршую, а еще позже Синодальную область.

Из важнейших дел митрополита Максима современникам особо запомнилось, что в 1300 году он лично возвел в Новгороде в сан архиепископа очень почитаемого там святителя Феоктиста.

Именно владыка Максим создал нынешнюю систему постов для православных. Кроме Великого поста установил Апостольский (Петров), Успенский и Рождественский посты и утвердил условия соблюдения постных дней по средам и пятницам.

Максим особо призывал паству к церковным, венчанным бракам, которыми, видимо, в эпоху потрясений многие пренебрегали. «Пишу и о том, чтобы вы, чада мои принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви», — настаивал митрополит в своем сочинении «Правила о постах и хранении брака».

В 1301 году состоялась еще одна дальняя и знаковая поездка, но уже далеко на юг — митрополит Максим побывал в Константинополе на патриаршем соборе.

Но это все дела религиозные.

А было и участие владыки Максима в делах мирских. Митрополит то ли не уловил зарождающегося московского тренда российской государственности, то ли почему-то был не согласен с возвышением Москвы. А жесткую борьбу за ханский ярлык на великое княжение Владимирское тогда вели московский князь Юрий Данилович и тверской князь Михаил Ярославич (позже канонизированный). Митрополит поддержал тверского претендента и сам посадил на великокняжеский престол Михаила Ярославича во Владимире в 1304 году.

В 1305 году митрополит Киевский и Владимирский Максим скончался и был с почестями похоронен в Успенском соборе. Позже он был канонизирован в лике святителей и вошел в Собор владимирских святых.

После смерти Максима владимирский период пребывания митрополичьей кафедры во Владимире продолжался недолго. Следующим митрополитом стал волынский игумен Петр. Новый митрополит пусть не сразу, но поддержал москвичей. Михаил Тверской после победы над московско-татарским войском был вызван в Орду и там убит в 1318 году. А в 1325 году митрополит Петр перевел свою резиденцию в Москву «по просьбе» Ивана Калиты.

…Двадцать шесть лет митрополиты Русской церкви жили во Владимире и отсюда вели правление. Максим своим переездом из Киева завершил то, что начал Андрей Боголюбский в XII веке. Центр русской государственности и православия закрепился на северо-востоке. Прошли века — изменилось все, но знаковое событие более чем 700-летней давности аукается и сегодня: последствия отъезда Киевского митрополита во Владимир стали аргументом в церковных спорах между Москвой, Киевом и константинопольским патриархом по поводу подчинения православной церкви на Украине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *