Петр мещеринов игумен

Петр мещеринов игумен

В СМИ нередко мелькает имя Петра Мещеринова, монаха и писателя-публициста. Он привлекает к себе интерес необычными высказываниями и взглядом на многие вещи, касающиеся церковной сферы жизни. К нему невозможно остаться равнодушным. Многие обвиняют его в излишнем интересе к протестантизму. Так кто же он, игумен Петр?

Биография

Родился Валентин Мещеринов 4 сентября 1966 года. Случилось это в Москве, где проживала семья будущего священнослужителя, духовного писателя, миссионера. Родители его были музыкантами, поэтому после окончания школы вопрос о выборе профессии не стоял. До призыва на военную службу (1985 г.) он успел получить серьезное музыкальное образование.

Закончил училище, а затем и консерваторию в родном городе. Отслужив в рядах вооруженных сил, Валентин вернулся домой и начал работать по профессии. Вначале в оркестре МХАТа им. Чехова, затем — Большого зала консерватории.

Игумен Петр Мещеринов

Семья будущего священнослужителя не отличалась особой религиозностью, но имела дворянское происхождение. В ней соблюдались исконно русские традиции, чтились нравственные ценности. Путь к Богу Валентин Мещеринов прокладывал, слушая прекрасные произведения Баха, читая книги, в частности, философские произведения Владимира Соловьева, Ф. М. Достоевского и многих других писателей, публицистов.

Все это привело его в церковь и к принятию святого крещения, а впоследствии и монашества. Но это случилось не сразу. Постепенно будущий служитель церкви приближался к своему призванию:

  • 1990 г. — прислуживал в алтаре храма иконы Божьей Матери «Знамение» на Рижской.
  • 1991 г. — был на послушании в Свято-Даниловой обители. Выполнял различные обязанности, возложенные на него монастырским начальством. Руководил хором, помогал благочинному, был звонарем, уставщиком.
  • 1992 г. — прошел постриг и посвящение в иеродиаконы.
  • 1993 г. — стал иеромонахом.
  • 1995 г. — возглавил монастырское подворье, расположенное в поселке Долматово (Подмосковье). Является настоятелем здесь и по сей час.
  • 1992-1996 гг. — обучался на заочном отделении МДС.
  • 2003 г. — посвящен в игумены.
  • 2006 г., сентябрь — за миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность награжден орденом.
  • 2014-18 гг. — прошел обучение в Санкт-Петербурге, в духовной академии на магистерском отделении.

Все это время игумен Петр принимает активное участие в общественной жизни, занимается миссионерской, просветительской и преподавательской деятельностью.

Отец Петр проводит лекции о православной музыке

Но основным его занятием является послушание настоятеля подворья Свято-Данилова монастыря в с. Долматово Московской области. Игумен Петр и его немногочисленная братия печется о духовном окормлении жителей села, исполнении всех необходимых треб.

Они ведут широкую хозяйственную деятельность, благодаря которой восполняют большинство своих нужд: содержат коровник, огороды, ведут стройки, ремонт храмов и прочее. Настоятель хорошо знаком с укладом и особенностями деревенской жизни, почитаем жителями Долматово и близлежащих сел.

Публичная деятельность

Петр Мещеринов известен своими выступлениями на радио и телевидении, а также статьями в прессе, как церковной, так и светской. Он часто выступает с лекциями в самых различных образовательных учреждениях. Участвует в семинарах, конференциях, помогает организовывать круглые столы по вопросам, касающимся церковных тематик.

Интересно! Много времени и сил игумен Петр посвящает работе с юным поколением. Основной целью своей деятельности в этой сфере считает формирование молодежной православной среды, где будет происходить общение молодых людей друг с другом.

До 2009 года игумен Петр занимал должность заместителя главы ЦДРМ (центр духовного развития детей и молодежи) при монастыре. Здесь он курировал просветительское отделение, школу молодежного служения.

Литературно-публицистическая деятельность

Игумен Петр в 2009 году вел Живой журнал, но недолго, около полугода (февраль-июль). Потом сам же его и закрыл. После чего занялся переводом авторов раннего немецкого протестантизма, в частности Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» (эту книгу рекомендовал читать православным христианам сам Тихон Задонский), Герхарда Терстегена «Путь истины», проповеди Валентина Вайгеля и прочих.

Книга игумена Петра Мещеринова

Также осуществил поэтический перевод многих вокальных произведений Баха. Написал множество книг на православную тематику, среди которых:

  1. «Жизнь в церкви. Про нашу веру». Предназначена для людей, только недавно вошедших в православную среду. Это попытка кратко и целиком изложить христианское вероучение. Будет полезна также и тем людям, которые хотят не формально подходить к вопросам веры, а жить полноценной духовной жизнью.
  2. «Церковь и современность. Вопросы и ответы». Представляет собой миссионерский катехизис. Опубликованы ответы на вопросы, которые наиболее часто поступали от верующих.
  3. «Церковь и общество. Сборник статей и докладов». Рассказывается о патриотизме, национальных, имперских, либеральных и прочих ценностях. Раскрываются исторические пути формирования церковной жизни, проблемы воспитания молодежи в духе евангельских заповедей.
  4. «Чашу жизни вкусите…». В книге приведены рассуждения о Святом Причастии и необходимости его постоянного присутствия в жизни истинного христианина.
  5. «Проблемы воцерковления». Посвящена тем моментам церковной жизни, которые нередко становятся камнем преткновения для новичков в храме и в вере.
  6. «Жизнь в церкви. Основы православного мировоззрения». Представляет собой курс лекций, прочитанных игуменом Петром во время его служения в ДЦРМ при Свято-Даниловом монастыре.

В своих публичных выступлениях, а также произведениях, лекциях, Петр Мещеринов затрагивает многие болевые точки и спорные вопросы, касающиеся нынешней церковной жизни, российского общества.

Лекции игумена Петра Мещеринова

Петр (Мещеринов)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Пётр и фамилией Мещеринов.

Игумен Петр
Валентин Андреевич Мещеринов

игумен Петр в 2011 году

Дата рождения

4 сентября 1966 (53 года)

Место рождения

  • Москва, СССР

Страна

  • СССР
  • Россия

Место службы

настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье

Сан

игумен

Духовное образование

Санкт-Петербургская духовная академия

Светское образование

Московская государственная консерватория

Церковь

Русская православная церковь

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Игу́мен Пе́тр (в миру Валенти́н Андре́евич Меще́ринов; 4 сентября 1966, Москва) — священнослужитель Русской православной церкви, игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря; катехизатор, миссионер, публицист, переводчик.

Биография

Родился 4 сентября 1966 года в Москве, в семье музыкантов. По собственному признанию: «Семья моя имеет глубокие дворянские корни, прослеживающиеся до XVII-го века <…> Я очень благодарен своему роду за то, что он сформировал во мне нравственные ценности. Хотя семья не была атеистической <…>, я не получил в детстве религиозного воспитания. Но получил воспитание нравственное, потому что сохранились и передались старые русские семейные традиции».

Окончил музыкальное училище при Московской консерватории, затем оркестровый факультет консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1985—1987 годах служил по призыву в армии.

Затем работал в оркестре МХАТа им. Чехова у Олега Ефремова и в оркестре Большого зала консерватории.

По его собственным словам, к христианству его привела музыка Баха, к принятию крещения в Православной Церкви подтолкнуло чтение философа Владимира Соловьева. К мысли о монашестве привела фраза Достоевского о том, что служить Богу — не значит только ходить к обедне.

В 1990—1991 годах был алтарником в храме иконы Знамения Божией Матери у станции метро Рижская. Затем проходил разные послушания в Свято-Даниловом монастыре — в качестве регента, уставщика, звонаря, помощника благочинного.

В 1992 году принял монашеский постриг и был рукоположен в иеродиакона. В том же году поступил в Московскую духовную семинарию.

С 1992 года активно занимается преподавательской и просветительской деятельностью. Читает курс лекций, выступает на различных семинарах, конференциях, образовательных чтениях.

В 1993 году рукоположен в иеромонаха.

В 1995 года назначен настоятелем Церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово в Подмосковье, подворья Данилова монастыря, где служит и сегодня.

В 1996 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.

В 2003 году был возведён в сан игумена.

В сентябре 2006 года был награждён Святейшим Патриархом Алексием II орденом святителя Макария, митрополита Московского III степени «За духовное просвещение».

С 2011 года игумен Петр перестал выступать в СМИ с публицистическими темами и сосредоточился на вопросах классической музыки и переводов с немецкого языка протестантских текстов XVI—XVIII веков. Так, он перевёл на русский язык текст кантат Баха.

В 2014 году поступил в магистратуру Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 2018 г.

Общественная деятельность

Игумен Петр известен миссионерской, катехизаторской, просветительской деятельностью. Выступал с лекциями, участвовал в семинарах, конференциях, образовательных чтениях., передачах на радио. Читал курсы лекций как в светских, так и в духовных образовательных учреждениях. При его участии проводились круглые столы на темы, касающиеся различных пастырских вопросов, возникающих в современной церковной среде. Статьи игумена Петра публиковались как в церковной прессе, в частности, в «Церковном вестнике», так и в светской.

Игумен Петр активно участвовал в работе с молодёжью. До 2009 года он был заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре и руководил школой молодёжного служения и отделением духовно-нравственного просвещения ЦДРМ. Основной целью считает создание молодёжной среды общения («самое главное — это среда общения, когда молодые люди могут общаться друг с другом и создавать свой круг общения»)

Литературно-публицистическая деятельность

C 13 февраля по 14 июля 2009 года отец Петр вёл Живой журнал igpetr.livejournal.com, который затем был им закрыт. Записи из журнала доступны .

Осуществил поэтический перевод кантат и прочих вокальных сочинений И. С. Баха с немецкого языка.

В 2010-е годы занялся изучением и переводом на русский язык ранних немецких протестантов. В 2016 году издал перевод труда Иоганна Арндта «Об истинном христианстве», взяв за основу последний русский перевод 1906 года и восстановив в нём все купюры. В том же году вышел его перевод книги избранных произведений Валентина Вайгеля. В 2018 г. в его переводе вышел основной труд Герхарда Терстегена «Путь истины».

Полемика

Некоторые актуальные вопросы, поднимаемые игуменом Петром в своих выступлениях:

Церковь

  • миссионерская концепция РПЦ устарела
    • необходимо создавать православную среду общения
  • храмовое благочестие не должно подменять жизнь по Евангелию
    • необходимо частое причащение
    • исповедь перед Причастием не нужна постоянным прихожанам
    • многие проблемы церковной жизни происходят от неправильного понимания аскетики. Существуют две принципиально разные церковно-аскетические парадигмы. Первая считает главным в духовной жизни богообщение, а вторая — ощущение человеком собственного недостоинства и падшести. Последняя парадигма ведет к ложному представлению о смирении, своеобразной «идеологии всегреховности». Одно из проявлений такого понимания аскетики — объявление послушания духовнику главной добродетелью (ср. труды Рафаила (Карелина)).
  • церковь не должна служить государственной или национальной идеологии
    • ждать восстановления монархии бессмысленно

Общество

  • современное российское общество не сформировано
  • общество не готово к переоценке истории XX века
  • патриотизм не самоценен

> Критика

Некоторые публицисты, например, священник Александр Шумский, обвиняют игумена Петра в «отходе от Отцов», увлечении протестантизмом и попытке «подрыва» церковной традиции.

Книги

  • Беседы о вере и церкви. — М. : Даниловский благовестник, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). — 278 с.; 22 см; ISBN 5-89101-155-7
  • О некоторых наших ошибках: . — Москва : Данилов мужской монастырь, «Даниловский благовестник», 2007. — 44, с.; 21 см. — (Приглашение к диалогу).; ISBN 978-5-89101-222-6
  • Церковь и современность : вопросы и ответы. — Москва ; Киев : Центр православной книги, 2008. — 271 с. : портр.; 21 см; ISBN 978-966-96814-6-1
  • Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Изд. совет Рус. Православ. церкви, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). — 44, с. : ил.; 17 см; ISBN 5-94625-145-7
    • Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Изд. Совет РПЦ, 2008. — 45 с.; 17 см; ISBN 5-94625-145-7
    • Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Изд-во Московской Патриархии, 2009. — 42, с.; 17 см; ISBN 5-94625-145-7
  • Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — Москва ; Киев : Центр православной книги, 2008. — 95 с.; 16 см; ISBN 978-966-96814-4-7 (в соавторстве с А. В. Боженовым)
  • Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — Москва : Издательство Московской Патриархии, 2009. — 42, с.; 17 см; ISBN 5-94625-145-7
  • «Проблемы воцерковления». 2010. 160 с. Quo Vadis ISBN 978-966-96814-3-0
  • Жизнь в церкви: опыт катехизического изложения. — Москва : Лепта Книга, 2011. — 364 с.; 21 см. — (Основы православного мировоззрения) (Духовные беседы : практика православного благочестия).; ISBN 978-5-91173-262-2
    • Жизнь в церкви: про нашу веру : . — Москва : Э, 2017. — 346, с.; 21 см. — (Православная библиотека).; ISBN 978-5-699-94926-7 : 3 000 экз.
  • Начало и становление европейской музыки: . — Москва : Рипол классик : Панглосс, 2019. — 299, с.; 21 см. — (Лекции PRO. История музыки).; ISBN 978-5-386-12297-3

переводы

  • Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений. — Москва : Центр кн. Рудомино, 2012. — 590 с. : портр.; 22 см; ISBN 978-5-905626-37-1
    • Тексты духовных произведений: все творения великого мастера. — 2-е, испр., изд. — Москва : Эксмо, 2014. — 590 с. : ил., портр.; 22 см; ISBN 978-5-699-73475-7
  • Иоганн Арндт — Об истинном христианстве: ;. — Москва : Э, 2016. — 1001, с. : ил.; 24 см. — (Сокровищница мирового христианства).
  • Валентин Вайгель. Избранные произведения (перевод) (М., изд. «Центр книги Рудомино», 2016)
  • Герхард Терстеген — Путь истины: / ; перевод с немецкого игумена Петра (Мещеринова). — Москва : Эксмо, 2018. — 488, с. : факс.; 25 см. — (Сокровищница мирового христианства).; ISBN 978-5-699-95132-1 : 2000 экз.

Примечания

  1. Игумен Петр (Мещеринов): «Церковь должна служить не народу, а Христу» :: Киевская Русь
  2. http://www.strana-oz.ru/2008/6/ob-avtorah
  3. 1 2 3 Игумен Петр (Мещеринов): «Церковь должна служить не народу, а Христу» | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ (недоступная ссылка). Дата обращения 27 июля 2009. Архивировано 29 сентября 2009 года.
  4. Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь
  5. Биография — Игумен Петр Мещеринов — все лекции, статьи, книги и выступления в одном месте (недоступная ссылка). Дата обращения 11 марта 2010. Архивировано 26 ноября 2009 года.
  6. Игумен Петр (Мещеринов): Неужели русская культура недостойна переводов Баха? | Православие и мир
  7. ПСТГУ › Новости › Предстоящие события › В Традиционной гимназии при ПСТГУ состоится Круглый стол «Православная семья и жизнь прихода»
  8. ПСТГУ › Новости › Новости университета › Пастырское совещание в Даниловом монастыре
  9. Интернет-радио «Град Петров»
  10. Интернет-радио «Град Петров»
  11. Интернет-радио «Град Петров»
  12. Интернет-радио «Град Петров»
  13. Петр (Мещеринов): мы недооцениваем влияние Запада на православие — РИА Новости, 25.03.2016
  14. «Время опередило Церковь. И здесь хорошо бы обратиться к практике инославных церквей в их внешне-проповедническом опыте, к их наработкам. Может, что-то положительное мы могли бы адаптировать к православию и использовать.» «…все проблемы XX века прошли мимо нас. Прошла научно-техническая революция, она не осмыслена в Церкви. Не осмысленно и пастырски не учтено кардинальное изменение культуры восприятия, совершенно отличающейся от церковной — кинематограф, телевидение, интернет… Культура стала стадной, а христианство осталось и всегда будет личностным. Прошла мимо нашего осмысления и революция сексуальная. Когда я говорю об осмыслении таких явлений, я имею в виду, разумеется, не оправдание их или разрешение. Речь идёт о том, как пастырски на это реагировать» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  15. «Нужна именно среда общения — чтобы людям можно было элементарно куда-то прийти. То есть не просто во время богослужения переглянуться друг с другом или перемолвиться парой слов в храме или возле него. Собственно, мы и стремимся этот вопрос решать. У нас для этой цели строится центр. Мы поставили одной из главных своих целей, чтобы наряду с литургической и катехизической жизнью люди могли общаться.» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  16. «православие уже довольно давно как-то свелось к храмовой жизни. И продолжает сводиться сегодня. Но при всей своей значимости и важности богослужения, сфера церковной жизни им не ограничивается. Оно лишь часть, очень важная, но лишь часть жизни. Жизнь христианина охватывает всю сферу его существования. А у нас как-то повелось, что Церковь ограничивается только богослужениями.» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  17. «Речь не идёт об ущемлении Предания или отказе от Отцов, а лишь о правильной расстановке акцентов, об иерархии христианских ценностей». .
  18. «Если же человек живёт христианской жизнью и причащается часто, не совершает смертных грехов, по силам молится, то ему достаточно выполнять церковное каноническое правило о причащении натощак и прочитать Последование ко святому причащению.» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  19. «Но у нас все упирается в отсутствие общинной жизни. Поэтому исповедь перед причастием — это некий контроль Церкви над ситуацией, когда приходят совершенно незнакомые люди, ещё невоцерковлённые, мало что понимающие, и вдруг хотят приступить к таинству евхаристии. В данном случае исповедь в некотором смысле заменяет катехизацию.» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  20. «быть христианином, исполнять волю Бога в живом, непрестанном и радостном чувстве веры, благоговения и сыновней зависимости от Бога» Петр (Мещеринов). Мучение любви или… (Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Мучение любви») // Киевская Русь
  21. Петр (Мещеринов). Мучение любви или… // Киевская Русь
  22. «после крушения советского строя образовался идеологический вакуум, и хорошо бы, с точки зрения многих представителей властей, чтобы этот вакуум заполнила Церковь с тем, чтобы учить людей патриотизму, цементировать общество. Но это глубоко не церковный подход, потому что не задача Церкви — цементировать общество. Во всяком случае, это не главная её задача.» «Церковь должна служить Христу в своем народе, и иметь своей целью не служить народу (то есть потакать всему, что составляет на данный момент содержание народной жизни), но приводить народ ко Христу. Вообще существующее в православном мире отождествление Церкви со своей нацией было естественно для традиционного общества, в период становления поместных Церквей. Но в наше время такое отождествление, на мой взгляд, может иметь и негативный результат, а именно — потакание тому отрицательному, что есть в народной жизни.» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  23. «И мы должны бы извлечь из того факта, что монархии „отменены“, определённый евангельский урок. Мы пока этого урока не извлекали… Мне представляется бессмысленной тратой сил и энергии в православном обществе все рассуждения на тему восстановления монархии. Кто бы что ни говорил и ни желал, монархии не будет. Это очевидно. Хотеть можно чего угодно, но жаждать иллюзии — просто неправославно.»»Православная Церковь очень инерционна, 1700 лет она существовала в симфонии с властями, и пока ещё в российском православии не наступило осознание того, что этот исторический момент ушел и больше никогда не вернется, что Бог подарил Церкви именно самостоятельность.» «христианских монархий в мире больше нет. Господь их устранил с лица земли.» http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  24. «Но мы ностальгически вцепляемся в церковно-имперскую идеологию, подменяя ею собственно церковное самосознание, — в чём и заключается одна из главных причин сегодняшней общественной слабости Церкви».
  25. «люди в России не извлекли урока из истории XX века. В результате этого получается, что у нас нет народа. Есть население, состоящее из очень «атомизированных» людей, каждый из которых сам по себе, разумеется (в большинстве своём) и неплохой человек. Есть люди просто прекрасные, и много таких… но вместе они не складываются в народ. Нет у нас солидарности и элементарной гражданственности. Это не какая-то политика, а простая человеческая солидарность, людская взаимопомощь, поддержка. Добавьте сюда традиционный для нас патернализм, массовость и стадность, замешанные на потреблении, что мы отмечаем особенно в последнее время… » http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  26. «церковное сообщество, но и вообще общество в России. Оно не готово оценивать с нравственной точки зрения свою историю и день сегодняшний. А собственно только таким способом (и никаким другим) и можно решать эти проблемы.»http://orthodoxy.org.ua/ru/2008/08/15/18473.html Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  27. патриотизм имеет достоинство именно «с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих».
  28. Смердяковское ницшеанство
  29. Православие в России и 20-летнее испытание свободой: о подменах церковной жизни в откровенном разговоре игумена Петра (Мещеринова) :: Жизнь в Церкви :: Киевская Русь

Ссылки

  • http://igpetr.org/ Сайт книг, переводов, лекций, публикаций, выступлений игумена Петра (Мещеринова)
  • Аудиолекции игумена Петра Мещеринова на сайте Предание.ру
  • Видеолекции игумена Петра Мещеринова на сайте Предание.ру
  • Перевод игумена Петра (Мещеринова) текстов духовных сочинений И. С. Баха на русский язык

В социальных сетях

Фото, видео и аудио

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Игумен Петр (Мещеринов) в очередной раз почти открытым текстом заявил, что не является православным человеком. В интервью «Правмиру» он сказал, что нет заповеди ходить в храм на слушание «византийских текстов» и что нам надо учиться христианству у протестантов.

На фото: игумен Петр (Мещеринов) и священник Александр Борисов

На полный разбор огромнейшего интервью игумена Петра (Мещеринова) внештатной корреспондентке «Правмира» инокине Евгении (Сеньчуковой) у меня нет времени. Да и вряд ли кто-нибудь захочет читать мой текст на 100 машинописных страниц. Потому что интервью игумена Петра полностью неправославное, в нем все извращено – там ложь на лжи, ересь на ереси и много клеветы на православие.

Католические непристойности выдаются за жизнь во Христе

Вот, например, ложь: «Если говорить о церковном понятии «мистики» – богообщении души во Христе Святым Духом, внутренней жизни во Христе – то, конечно, она общая во всем христианстве. Другое дело, что ее описание и выражение могут быть разными». Здесь игумен говорит, что богообщение в православии, католичестве и протестантизме одинаково. Хотя на самом деле связь с Богом есть только в православии. Католики, пытаясь достигнуть богообщения, впадали в страстно-прелестные состояния, а католически монахини в таких выражениях описывали свои страстные чувства ко Христу, что эти сексуальнообразные непристойности просто стыдно читать.

Архимандрит Рафаил (Карелин) так описал католическую мистику: «Это мистика яркого выражения поэтических вдохновений, экстатических состояний. Человек становится гурманом своих собственных переживаний. Эта чувственная мистика может достигать такого напряжения, что у ее последователя появляются стигматы – раны на руках и ногах от визуального представления Иисуса, распятого на Кресте, и от горделивого отождествления себя с Ним».

Протестанты же еще дальше отошли от истины и от богообщения, чем католики, и потому никакой связи с Богом у них тоже быть не может. О каком богообщении может идти речь, если у них, также как и у католиков, нет таинств? Их таинства недействительны. Они вообще все некрещеные – и католики, и протестанты.

Святитель Игнатий об игумене Петре: чужд благодати и спасения

Кроме того, игумен Петр (Мещеринов) говорит, что у еретика-протестанта Терстегена, которого он перевел на русский язык, и святителя Игнатия (Брянчанинова), выступавшего за чистоту православия, много общего. Это просто какая-то насмешка над святителем Игнатием, который писал в одном своем письме: «Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идодолопоклонству».

А игумен Петр (Мещеринов) и без всяких мук и темниц согласился на участие с еретиками-протестантами в их богохульном учении, напереводив и распропагандировав их книги. Из этих слов святителя Игнатия следует, что игумен Петр мертв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию.

Преподобный Варсонофий об игумене Петре: омертвение души

Но этот гражданин не хочет погибать в гордом одиночестве, он желает еще и нас утащить за собой в ад, и потому говорит, чему нам надо поучиться у протестантов: «Чтение Терстегена может дать понимание, что «не срабатывает» в нашей церковной педагогике. Например, два ключевых вопроса: богослужение и последование Христу. Богослужение у нас понимается исключительно как хождение в церковь. В Церкви христианам даны Таинства, чтобы постоянно подкреплять себя в вере и благодати. Но на Таинства с течением истории «навертелось» очень многое; в частности, общая молитва превратилась в самоценный обряд, а богослужение – в хождение в церковь с целью выслушивания, прочитывания, пропевания определенных текстов. Но Христос не заповедовал «ходить в церковь» (я не имею в виду Таинства) и полагать суть служения Богу в том, чтобы слушать там византийские тексты. Это катастрофическое искажение христианского благовестия. В парадигме, в которой жил и действовал Терстеген, со времени начала Реформации, богослужение понималось совсем по-другому: поклонение Богу в духе и истине, как велит Евангелие, и вера, действующая любовью. Православный человек, который лет десять, пятнадцать, двадцать ходит в храм, будучи честным перед самим собой, не может не отдавать себе отчет, что внешние церковные формы для него со временем вырабатываются, и душа требует чего-то иного, чего православная педагогика не предлагает. А Терстеген предлагает».

Здесь игумен Петр (Мещеринов) несет полную околесицу, а также говорит, что православные богослужения ему надоели, и что православным надо начинать общаться с Богом по типу протестантов. Преподобный Варсонофий Оптинский как-то раз сказал своим духовным чадам: «У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки – хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий».

То есть из слов преподобного Варсонофия следует, что душа игумена Петра (Мещеринова) находится в омертвевшем состоянии – ведь православные богослужения не нравятся ему до такой степени, что он даже создал теорию о том, что они вообще не нужны.

Между тем, нормальным людям, у которых душа жива, православные богослужения нужны и их душа сама стремится в храм на вечерние и утренние службы. На вечерних службах эти люди слушают удивительные тексты святых отцов (которые игумен Петр презрительно называет византийскими текстами). Игумения Арсения (Себрякова) писала: «Все слова, все песни церковные очень поучительны, потому что написаны святыми отцами. Они в эти праздники молились Господу, размышляли о делах Божиих, и Дух Святой внушал им высокие духовные познания».

Кроме того, во время вечерних и утренних богослужений молящиеся реально, а не символически попадают в те или иные моменты христианской истории. Помимо этого в некоторые моменты литургии они могут попадать и к престолу Самого Бога. Но, конечно, люди с омертвелой душой ничего этого ощущать не могут и никуда попадать не могут.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет о величии православного богослужения: «Церковный обряд – реалия другого измерения, нежели слово, потому он не может быть раскрыт и заменен словом, как луч живого света, который несет в себе тепло и жизнь, не может быть заменен словесной теорией о природе света. Церковный обряд может быть понят только в храме, в непосредственном переживании, поэтому в литургике объяснение обрядов и комментарии богослужения занимают сравнительно малое место: религиозные реалии понимаются в той степени, в какой они воспринимаются. Обряд понимается так, как он принимается, то есть через изменение и возрождение самой человеческой души. Литургию невозможно объяснить. Это тайна, ее можно только пояснить, указать на определенные целевые идеи и аналогии, но она навсегда останется тайной, которую должно в благоговении пережить человеческое сердце. Потому обряд одновременно скрывает и открывает; он скрывает внутреннюю жизнь Церкви от посторонних, любопытных и наглых глаз, – скрывает, как плотным покровом, – и в то же время открывает верующей душе завесу во «Святая Святых», – но постепенно, в меру ее внутренней подготовленности, чтобы слишком яркий свет не ослепил ее».

Но от глаз игумена Петра (Мещеринова) внутренняя жизнь Церкви скрыта.

Вообще о богослужении можно сказать много интересного, так как в нем скрыты удивительные тайны. Например, каноны, которые читаются на утрени, действуют на душу, минуя сознание, и изменяют ее. Особенно интересны в этом отношении каноны мученикам. А архиепископ Аверкий (Таушев) говорил, что даже стихиры и прокимены изменяют психику человека. Но, к сожалению, его подробные рассуждения на эту тему Герман Подмошенский не запомнил, и потому не смог изложить на бумаге.

Кроме того, в богослужебных текстах содержится информация, которую невозможно уместить в человеческую речь – даже богатый церковнославянский язык не может ее полностью передать. И каким-то непостижимым образом эта информация через метафоры и прочие выразительные средства языка, использующиеся в гимнографическом творчестве, попадает в душу человека. Архимандрит Рафаил (Карелин) говорил про богослужебные тексты: «Через слова гимнов душа верующего человека соприкасается с духовным миром и познает то, что выше слова и глубже чувств».

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), красоту богослужебных текстов может увидеть только тот человек, у которого «укрощены, как дикие звери, страсти». Если игумен Петр (Мещеринов) не понимает церковного гимнографического творчества, значит, в нем свирепствуют страсти.

Вместо того, чтобы очиститься от страстей по методикам святых отцов и перейти с душевного уровня на уровень жизни духа, игумен Петр (Мещеринов) призывает нас отбросить все православное богослужебное богатство и начать устраивать примитивные протестантские собрания, на которых протестанты мелют языками не пойми о чем.

Алла Тучкова, журналист

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *