Первые святые канонизированные русской церковью

Первые святые канонизированные русской церковью

В раннехристианской Церкви не было специальной процедуры канонизации. Почитание мученика или святого возникало в той или иной общине, нередко сразу же или вскоре после его кончины, и постепенно укреплялось в традиции этой общины во главе с местным епископом, а затем могло распространиться и на другие общины и местные церкви (или епархии). С течением веков сложилась специальная процедура, предполагающая тщательное исследование жизни подвижника, изучение возможных аргументов против его канонизации, а затем — в случае отсутствия таковых — его торжественное соборное прославление.

В византийскую эпоху внесение имени святого в церковный календарь и установление его памяти на местном уровне находилось во власти епархиального архиерея. Относительно общецерковного почитания святых в отдельных случаях высшей церковной, а также светской властью издавались специальные указы: известны постановления и указы святителя Фотия, патриарха

Константинопольского (857–867 и 877–886), и императора святого Льва Мудрого (886–911), посвященные прославлению отдельных святых. Однако эти указы имели эпизодический характер и не воспринимались как непременное условие для возникновения и развития почитания святого.

Даже в XI веке официальная санкция высшей церковной и светской власти не считалась необходимой для прославления того или иного лица в качестве святого.

В византийской Церкви, с одной стороны, сохранялась древняя практика «народного» прославления и почитания святых, с другой, происходила систематическая работа по кодификации святых, систематизации и редактированию их житий.

В Русской Православной Церкви от времени Крещения Руси вплоть до середины XVI века причисление к лику святых оставалось, главным образом, во власти местных архиереев. При этом почитание некоторых святых приобрело общецерковный характер (Борис и Глеб, князь Владимир и княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские). На Московских Соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано для общецерковного почитания 39 святых, а в период между этими Соборами и установлением синодального строя в начале XVIII века — еще около 130 святых.

В синодальный период канонизация находилась в исключительном ведении высшей церковной власти, а процедура канонизации усложнилась и формализовалась. Число святых, канонизированных в синодальный период, незначительно. Более половины канонизаций этого периода приходится на царствование святого императора Николая II. Исключительным событием в жизни Церкви стала канонизация в 1903 году преподобного Серафима Саровского — подвижника, которого к тому времени почитала вся Россия.


В советский период, вплоть до 1988 года, Русская Церковь была фактически лишена возможности совершения канонизации святых. В 1960–1970-х годах в святцы Русской Церкви были внесены имена лишь нескольких святых, которые либо уже были канонизированы в других Поместных Православных Церквах (Иоанн Русский, Герман Аляскинский), либо предложены для канонизации другими Церквами (Николай Японский, Иннокентий Московский).

В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых для общецерковного почитания восемь подвижников благочестия, в том числе тех, которые еще в дореволюционный период почитались в качестве местночтимых. В 1989 году Церковью был канонизирован Святейший Патриарх Тихон, а в 1990 — святой праведный Иоанн Кронштадтский. С 1992 года началась поименная канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, продолжающаяся по сей день. Со времени начала процесса прославления новомучеников и исповедников ХХ века на Архиерейском Соборе 2000 года к их лику поименно причислено более 1770 подвижников.

В настоящее время канонизация в Православной Церкви совершается по постановлению высшей церковной власти, однако процедура канонизации в Поместных Церквах различна.

В Русской Православной Церкви канонизация осуществляется Архиерейским Собором по представлению Комиссии по канонизации. На эту Комиссию (образована Священным Синодом 11 апреля 1989 года) возложена задача изучения материалов и документов, посвященных жизни и подвигу святых. Имена для рассмотрения поступают в Комиссию из епархий.

В других Православных Церквах канонизация святых, как правило, осуществляется решением Священного Синода.

Если одна Поместная Церковь совершает акт канонизации святых, то имена новоканонизированных святых, как правило, посылаются в другие Православные Церкви для включения в календарь. Однако сам факт получения Поместной Церковью списка новопрославленных святых из другой Церкви недостаточен для того, чтобы эта Церковь включила присланные имена в свои диптихи: для этого требуется решение самой Поместной Церкви, которая должна признать канонизацию, состоявшуюся в другой Поместной Церкви.


Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX—сер. XIII в.)

В данный список включены имена тех угодников Божиих, которые входят в рукописные и печатные:

1. Месяцесловы богослужебных книг (Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, Типикон).

2. Синодики (епархиальные, монастырские, приходские, в том числе синодик храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших, составленный епископом Афанасием Сахаровым, f 15/28 октября 1962).

3. Месяцесловы и святцы четьих книг (Четьи-Минеи сет. Макария, 1529—1540-е гг.; Четьи-Минеи иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Германа Тулупова, 1627—1632; Четьи-Минеи иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова Иоанна Милютина, 1646—1654; Жития святых святителя Димитрия, митр. Ростовского, 1684—1705; отдельные жития и сказания. Прологи).

4. Месяцесловы и святцы справочного характера: «Книга глаголемая о российских святых». Кон. XVII—XVIII в.; подлинники словесные, лицевые святцы и лицевые подлинники; соборные памяти, установленные в Русской Церкви в 1960—1990 гг.; календари.

5. Месяцесловы и святцы изданий, посвященных неканонизированным подвижникам благочестия и мученикам.

Обзор основных источников и большая часть имен угодников Божиих, живших до XVIII в., приводятся в исследовании: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. 1-е изд. М., 1876. 2 т.; 2-е изд. Владимир, 1901.

Агиологические исследования, справочные пособия и публикации памятников русской агиографии во 2-й пол. XIX в. существенно дополнили исследование архиепископа Сергия и новые данные были учтены им во 2-м издании (Владимир, 1901). Важное значение для русской агиографии имеют также следующие издания: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1870; Словарь исторический о святых, чтимых всею Русскою Церковию и местно. М., 1862; Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описаний их. 2-е изд. Чернигов, 1865. Кн. 1—3; Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви. Также иверских, и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1855—1868. Т. 1—18; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882; Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.), обще и местно чтимых, изложены в таблицах, с картою России и планом киевских пещер. Справочная книга по русской агиографии. СПб., 1891; Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. М., 1893; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд. М., 1903.

Уникальный свод сведений по русской агиографии, обобщающий достижения церковных и светских историков, агиографов и краеведов, был издан архиеп. Димитрием (Самбикиным): Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. 2-е изд. Сентябрь— декабрь. Каменец-Подольск, 1892—1895. Вып. 1—4; Январь—август. Тверь, 1897-1902. Вып. 5-12.

Накопленный опыт позволил в начале XX в. осуществить два аналогичных по построению и объему издания:

1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Сентябрь—август. 2-е изд. М., 1903—1911. Книги дополнительные 1—2. Жития русских святых. Сентябрь— декабрь. М., 1908. Январь—апрель. М„ 1916.

2. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. Сентябрь—август. М., 1906—1910. Книги дополнительные. Сентябрь—август. М., 1912.

Все эти агиологические исследования и агиографические памятники, за исключением издания «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.», были использованы и учтены при составлении месяцесловов «Настольной книги священнослужителя». М., 1978—1979. Т. 2—3 и Минеи богослужебной. Сентябрь—август. М., 1978—1989.

Несмотря на неоднократные попытки исследователей-агиологов и официальных церковных изданий составить «верный» месяцеслов, т. е. включающий в себя имена только тех угодников Божиих, о канонизации которых сохранились официальные акты, такие попытки каждый раз оказывались безуспешными. Причины этого заключаются в различной практике канонизации в XI—XVII вв. и в Синодальный период (XVIII—XIX вв.), в плохой сохранности или даже отсутствии письменных актов канонизации за XI— XVII вв.

Но если видеть в угодниках Божиих средоточие церковной жизни и через выявление их пытаться показать жизнь Церкви, то критерий совершения официального акта канонизации, столь важный с точки зрения церковного устава, не является определяющим для составления подобного списка.

В соответствии с этим в наш список включены:

1. Имена тех угодников Божиих, об общецерковной или местной канонизации которых сохранились достоверные официальные свидетельства (акты, официальные святцы).

2. Имена тех угодников Божиих, об общецерковной или местной канонизации которых официальных свидетельств не сохранилось, но церковное почитание которых засвидетельствовано в многочисленных памятниках агиографии (в том числе, в соборных памятях) и агиологических исследованиях.

3. Имена тех угодников Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью, мученической кончиной за веру во Христа и благодатными явлениями и вследствие этого почитались верующим народом, а имена их вносились в различные агиографические памятники. В данном списке их имена выделены курсивом.

Список, основанный на этих принципах, впервые составлен в русской агиологии специально для данного издания. Он позволяет увидеть неиссякаемость святой жизни в Церкви, он может быть использован как пособие для деятельности местных и общецерковной канонических комиссий.

Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия и мученики (в скобках указаны другие дни памятей)

IX в.

† 869, 14 февраля Св. равноап. Кирилл, учитель Словенский (11 мая).

† 885, 6 апреля Св. равноап. Мефодий, учитель Словенский (11 мая).

† Х в. (?) Прп. Сергий Валаамский (11 сентября, 28 июня).

† Х в. (?) Прп. Герман Валаамский (11 сентября, 28 июня).

X в.

† 936, 28 мая Св. блж. Андрей (славянин из Новгорода), Христа ради юродивый. Константинопольский (2 октября).

† 969, 11 июля Св. равноап. блгв. вел. кнг. российская (киевская) Ольга (в крещении Елена).

† 983, 12 июля Св. мч. Феодор варяг. Киевский.

† 983, 12 июля Св. мч. Иоанн варяг. Киевский.

† 992, 15 июня Свт. Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси (30 сентября).

XI в.

Ок. 1005 ? Св. мч. Дионисий Туровский (28 апреля).

† 1015, 15 июля Св. равноап. блгв. вел. кн. российский (киевский) Владимир (в крещении Василий).

† 1015, 24 июля Св. блгв. кн. ростовский Борис (в крещении Роман), страстотерпец российский (2 мая).

† 1015, 24 июля Св. мч. Георгий отрок, угрин.

† 1015, 5 сентября Св. блгв. кн. муромский Глеб (в крещении Давид), страстотерпец российский (24 июля, 2 мая).

† 1018 Св. блгв. кнг. новгородская Анна (10 февраля, 4 октября).

† ок. 1023 г., 8 нюня Свт. Феодор, еп. Ростовский.

† 1030 Свт. Иоаким Корсунянин, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября).

† ок.1031-1043 гг., 26 июля Св. прмч. Моисей Угрин, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий.

Ок. 1045 г. Прп. Маркиан, игумен киево-зверинецкий (25 октября).

† 1050 Св. блгв. кнг. киевская Ирина (10 февраля).

† 1052, 4 октября Св. блгв. кн. новгородский Владимир.

† ок. 1053 г., 28 января Прп. Ефрем Новоторжский.

† ок.1053 г. (?) Свт. Иларион, митр. Киевский и всея Руси (21 октября, 28 сентября — Собор Ближних пещер).

† 1054, 19 февраля Св. блгв. кн. киевский Ярослав (в крещении Георгий) Мудрый.

† 1058, 15 октября Свт. Лука, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября).

† 1063 Прп.

Судислав (в крещении Георгий), кн. псковский, затворник киевский (2-я неделя Великого поста — Собор святых в Малой России).

† 1065 Прп. Варлаам, игумен киево-печерский, в Ближних пещерах почивающий (19 ноября).

† 1066 Прп. Иларион схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (21 октября).

† ок.1070 г. Прп. Иеремия прозорливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября).

†1071 Прп. Дамиан пресвитер, целебник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (5 октября).

† 1070-е гг. Свт. Леонтий сщмч., еп. Ростовский (игумен киево-зверинецкий ?) (23 мая).

† 1075, 7 мая Прп. Антоний Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (10 июля, 2 сентября).

† ок.1073-1077 гг., 29 октября Прп. Авраамий, архим. ростовский.

† после 1073 г. Свт. Михаил, еп. Юрьевский (игумен киево-зверинецкий ?) (6 сентября).

† ок. 1074 г. Прп. Софроний, игумен киево-зверинеикий (11 марта).

† 1074. 3 мая Прп. Феодосии Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (14 августа, 2 сентября).

† после 1074 г. Прп. Иаков монах, Киево-Печерский (23 октября, 28 августа — Собор Дальних пещер).

Канонизация святых в Русской Православной Церкви в Синодальный период.

Период синодального управления не внес никаких новых критериев для канонизации святых. Порядок общецерковной и местной канонизации святых естественно, изменился, но лишь в той степени, в какой изменилось само управление Церковью. В отсутствие Соборов и Патриарха, все вопросы канонизаций, и общецерковных и местных, должен был решать Святейший Синод с утверждением этого решения императорской властью.

К общецерковному почитанию в этот период были Св. Синодом прославлены: свт. Димитрий (Туптало) митр. Ростовский, преп. Феодосий Тотемский, свт. Иннокентий (Кульчицкий) еп. Иркутский, свт. Митрофан еп. Воронежский, свт. Тихон (Соколов) еп. Воронежский.

Торжественные прославления новоканонизированных святых были не единственным путем к установлению общецерковного почитания. Внесение имен в месяцесловы Типикона и Следованной псалтири по указу Синода также подразумевало установление общецерковного почитания святого. Хотя формальной причиной большинства таких указов было благодарное чувство императора, посетившего ту или иную обитель, все святые которым т.о. установилось общецерковное почитание, уже ранее были канонизированы как местночтимые, а почитание их в действительности выходило за границы местного. В месяцеслов церковного устава в этот период были внесены следующие имена святых: свт. Михаил, митр. Киевский, блгв. кн. Феодор Новгородский, преп Нил Столобенский (Нилово-Столобенскую пустынь посетил имп. Александр I), прп. Никандр Псковский, прп. Сергий и Гарман Валаамские, прп. Арсений Коневский.

Период 1721-1894 гг. в отношении вопросов канонизации может быть охарактеризован как противоречивый. С одной стороны произошло общее сокращение общецерковных канонизаций и совсем прекратились канонизации местные, с другой – канонизировались наиболее чтимые святые и установилось общецерковное почитание киево-печерских и ряда других местночтимых святых. В XVIII в. произошла Деканонизация ряда местночтимых святых, а в XIX в. церковное почитание местночтимых святых было восстановлено (связано с закрытием, а затем восстановлением монастырей). Прекращение местных канонизаций было отчасти связано с тем ложным мнением, что в едином централизованном гос-ве не должно быть ничего «местного», а все только «общее», а отчасти влиянием протестантизма. Так, в 1767 г. Обер-прокуро Мелиссино предлагал законодательным путем «ослабить почитание святых мощей и икон в Русской Церкви».

В царствование имп. Николая II (1894-1917) наметился перелом в вопросах канонизации, что было следствием прежде всего личного благочестия государя. К общецерковному почитанию в этот период были прославлены: 1896 г. свт. Феодосий, архиеп. Черниговский; 1903 г. прп. Серафим Саровский; 1909 г. восстановлено общецерковное почитание св. блгв. кн. Анны Кашинской (по значимости и торжественности это событие может быть приравнено к общецерковной канонизации); 1911 г. свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский; 1913 г. свщмч. Ермоген, Патриарх Московский; 1914 г. свт. Питирим, еп. Тамбовский; 1916 г.

свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский. Общецерковное почитание через внесение в месяцеслов было установлено: прп. Иов Почаевский, прп. Тихон Медынский, Калужский; равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям Словенским.

Восстановление церковных празднований местночтимых святых, начавшееся в кон. XVIII в., в царствование Николая II, стала осуществляться значительно быстрее. Оно лишь в редких случаях сопровождалось особым указом Синода, а осуществлялось большей частью освящением престола в честь святого, распоряжением местного архиерея, внесением имени святого в месяцесловы или тексты богослужебных книг, изданных по благословению Синода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *