Педагогика рудольфа штайнера

Педагогика рудольфа штайнера

Рудольф Штайнер (1861 – 1925). Названия его теории: «экология детства», «вальдорфская школа», «антропософская педагогика». Социалист, диссертация о свободе. В 1919 под Штутгартом в Вальдорфе (Германия) основал школу для детей и их родителей, которые работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория». Но в его школу сразу пришли дети из разных социальных слоев. «Современная духовная жизнь и воспитание», «Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного».

Экология детства. «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» (по докладам 1906-1907). Штайнер не первый, кто говорит об этом (ср. Густав Винекен: «Самоценность юности» ,1905 – основал «свободную школьную общину» в Виккерсдорфе (Бавария). То же у Руссо – самоценность детства). Образование – творчество юности ради нее самой. Задача воспитания – сохранить и развить субстанцию детства, без которого человек не может быть самим собой. Детство – период физического и социального становления человека (занимает ¼ времени жизни); оно обрезается извне, когда ребенка рано отдают в сад, школу, запрещают играть и пр. В детство слишком рано приходит взрослое, прагматичное, цинизм в отношении морали, поверхность в отношениях. Ребенок становится стариком, многознайкой, начинает скучать. Детство должно быть детством, а не подготовкой ко взрослой жизни или к «поступлению в школу», как это часто бывает сегодня. Необходимо максимально познать субстанцию детства. Штайнер изучает особенности мышления ребенка и показывает, как оно проходит различные фазы и какие педагогические выводы из этого следуют. Выделяет три основных этапа: мышление как подражающее постижение осмысленных человеческих действий и осуществление его через собственные действия; мышление как образно-символическое понимание происходящих в мире процессов; мышление как лично и идеально мотивированный вопрос. Развитие мышления сравнимо с появлением у растения цветка. Желая вырастить цветок, мы ухаживаем за почвой, следим за светом и теплом, короче, создаем условия для здорового роста всего растения целиком, и тогда в нужное время распускается цветок. Штайнер не выделяет мышление особо, изолируя от других значимых сторон душевной жизни (восприятия и переживания мира, воли), не стремиться отдельно культивировать и тренировать его, как если бы мы захотели искусственно вытянуть из растения цветок. Ребенок = не чистая доска и не животное, нуждающееся в дрессировке, но носитель нераскрытых потенциалов на разных стадиях развития. Задача обучения и воспитания в том, чтобы дать возможность в полной степени развиться этим различным потенциям.

Антропософская педагогика. Воспитание строится на развитие каждой отдельной личности, актуализации ее внутренних сил (здесь нашла отражение антропософия Штайнера — мистическое учение, перестраивающее индуиствующую теософию на христианский лад; вариант гностицизма, т. е. тайного знания, с ориентацией на христианские символы). «Антропософию» Ш. трактовал как «осознание человеком своей природы». Обучение основывается на представлении Штайнера о людях как о духовных существах, переживающих повторные воплощения в земной жизни. Обычное знание и мышление человека, бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать так, чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров — сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания духовного мира человека. Применение: кроме вальдорфских школ антропософия легла в основу организации кэмпхиллских школ и общин для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых.

Принципы: 1. Уважение к личности как цель педагогических усилий. Необходимо отречься от директивной педагогики и установки на переделывание личности. 2. Только индивидуальный подход. Воспитание – штучное производство, а не штамповка. 3. Учащихся нужно не вывести на определенный путь, а давать им материал, который позволит занять собственную позицию. 4. Сделать воспитание и школу свободными.

Понять, что заложено в ребенке, и что на основе этих задатков можно развить. Т.е., найти и развить индивидуальные способности = цель школы. Только в этом случае общество будет получать новое поколение свободных и творческих людей, которые не будут винтиками системы.

Принципы практической реализации:

1. Автономия школы от государства. Три главные сферы взаимоотношений человека и общества: экономическая, духовно-культурная, политико-правовая. С XV в. эти сферы управляются государством, что ведет к угрозе тоталитаризма и войны. Сферы взаимоотношений человека и общества. Мы привыкли, что они упр-ся из 1 центра — из государства. Эти 3 сферы должны управляться параллельно и независимо друг от друга. Связывает их с инстинктивными стремлениями, идеалами — свобода, равенство, братство. Каждый идеал осуществим в 1й какой-либо сфере. Равенство — в политико-правовой. Духовная сфера — прежде всего духовная свобода. В экономике — социальное братство. Каждая сфера управляется своей идеей. Каждая из сфер должна быть автономна. Иметь собственную цель развития. Свобода должна быть основой, условием творческой жизни людей. Когда государство вмешивается в сферу образования, оно вносит туда несвободу. У каждого человека должно быть право на образование и его свободный выбор. Это позволяет раскрывать задатки людей. Когда школа будет свободна, будут раздвинуты границы, преподаватели и студенты будут свободно ездить. Государство не должно мелочно вмешиваться и регламентировать деятельность школ, оно должно быть правовым гарантом. Экономика должна быть гарантом правовой функции государства.

2. В. п. делает акцент на развитии «целостного человека», учитывая соц., художественный, физ. и интеллектуальный аспекты. Задача учителя — формировать индивидуальность ученика, не давя на него, т.е. раскрывать задатки. Штайнеровский взгляд на детское развитие придает крайне важное значение как времени, когда ребенок включается в обучение, так и способу, с помощью которого оно осуществляется. В содержание школьной программы входят искусства, естественные и гуманитарные науки. Преподавание = искусство, процесс научения отдельных детей может идти с различной скоростью и различными путями. Отсутствуют классы, а ученики создают свои собственные учебники на основе объяснений учителя.

3. Школа должна строиться на глубоком знании человека. Учитель, не подавляя «Я» ученика, должен формировать его индивидуальность, опираясь на знание законов развития человека. Законы одинаковы для всех от 0 до 14-15. Стержень должен быть одинаков для всех классов, независимо от того, каким трудом они будут заниматься в последствии. До 8 класса образование должно быть одинаковым для всех. Специализация возможна только после 15 лет. К 18 годам у человека формируются лобные доли, ответственные за развитие абстрактного мышления. Учеба в школе должна продолжаться до 20 лет, все образование направлено на развитие индивидуальности человека.

4. Правильный подбор кадров: учитель = друг. Обучение в вальдорфских школах может начинаться с ясельного возраста и заканчиваться в старших классах, в зависимости от конкретной школы. В этих школах нет директора или руководителя, и все педагогические решения принимаются Коллегией учителей. Подготовка учителей включает, по меньшей мере, двухлетнюю последипломную стажировку в вальдорфских институтах.

Еще несколько особенностей в.ш.: ориентация на духовные потребности каждого возраста; классный руководитель (не меняется первые 8 лет) «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; дети много двигаются, в т.ч. под музыку; образование идет очень постепенно, нет загнанности; много предметов, направленных на выявление задатков. Возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории и проч.); интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс; особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика.

Совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку. Отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих. Лечебная педагогика, с детьми занимается врач. Преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам. Еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека. Коллегиальное самоуправление школы учителями. Совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания.

1ая вальдорфская школа в России – 1992. Всего > 300 в мире. Бурные споры о Штайнере среди представителей традиционных конфессий препятствуют распространению вальдорфских школ (у мусульман их нет). Бердяев, С. Булгаков, Зеньковский: антропософия = оккультная секта, не имеющая ничего общего с христианством, Вышеславцев называет христологию Штайнера бредом. В Германии к Штайнеру настороженно относятся из-за его позиционирования себя как «пророка миссии Германской расы» (“Солнечный Христос” Штайнера стал богом природы нордического фашизма, позволившим объединить Иисуса с Зигфридом). «Неопрагматическая», антропоцентристская, экзистенциальная педагогика как реакция на запросы постиндустриальной эпохи стала популярна только в 60-х гг XX века (Маслоу, Роджерс).

Вальдорфская педагогика и сектантские учения

Кузнецов Константин Валерьевич,

аспирант Российской международной академии туризма.

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Лагусев Ю.М.

Вальдорфское образование – альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской».

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

«Антропософское общество» (секта оккультного характера) было создано Рудольфом Штайнером (1861-1925 гг.), ранее возглавлявшим германское отделение Теософии (Theosophy), но отколовшимся от него и сформировавшим секту, которая последовала за его личными откровениями о «духовном мире». Секта достигла периода зрелости во время социального и политического кризиса, переживавшегося Германией во время Первой мировой войны и после нее.

Деятельность секты включает в себя антропософскую медицину (в Европе у секты есть собственные больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община». Однако самой эффективной программой распространения теософии являются ее вальдорфские школы.

Их число иллюстрирует размеры успеха. По всему миру существуют более 500 школ, в том числе около 125 в США. Число вальдорфских школ постоянно растет. Хотя чаще всего их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория», их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы — просто «свободными школами».

Согласно учению Штайнера, Христос – это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы – Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством «ясновидения» в мифических «хрониках акаши». Часть центральных концепций Штайнера: реинкарнация, карма и многобожество – почерпнута им из индуизма через теософию. К ним он подмешал двух богов из дуалистического зороастризма и поместил эту смесь в рамки геоцентрической космологии средневековой Европы, согласно которой человечество занимает ступень в космической иерархии непосредственно под девятью чинами сверхъестественных существ. Объединяющим принципом штайнеровской системы является оккультная доктрина соотношений, выраженная в формуле «что наверху, то и внизу». Семь планет соотносятся с семью историческими эпохами, двенадцать созвездий зодиака – с двенадцатью частями человеческого тела, четыре стихии – с четырьмя типами человеческого темперамента, и т. д., до мельчайших деталей. Эти магические соотношения характеризуют Космос как единую живую духовную сеть бытия. Мистическое мироощущение Штайнера глубоко пессимистично. В числе прочего он предсказал воплощение темного бога Аримана в начале ХХ в. В этом отношении антропософия весьма смахивает на псевдохристианские хилиастические секты. После Первой мировой войны, когда Штайнеру не удалось убедить глав правительств разных стран мира воспринять его утопическую политическую систему, Штайнер разработал образовательную схему, чтобы антропософия по меньшей мере могла бы начать процесс повышения эволюционного уровня душ, которые будут воплощены в будущих поколениях. Как и другие лидеры сект, Штайнер безапелляционно утверждает, что его откровения являются единственной истиной и что все остальные традиции и типы знания ошибочны.

Каким же образом и почему не имеющие никакого отношения к антропософии родители посылают своих детей в школы, распространяющие эти столь необычные идеи? Вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, однако сектантская идеология остается незамеченной. Ее можно заметить только если знать, где искать. Посетитель видит лишь прекрасные декорации и громадный энтузиазм каждого сотрудника школы. Цвета, освещение и художественное оформление тщательно подобраны с вниманием к человеческим ощущениям. Стены покрашены в мягкие пастельные тона, причем используется специальная фресковая технология, производящая так называемый эффект мерцания. Стены украшают репродукции великих произведений искусства, а также рисунки учеников школы и собрания красивых природных объектов, которые меняются по мере смены времен года. В изучение каждого предмета включены искусство устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому не удивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, также как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей.

Помимо соблазнительной красоты, вальдорфские школы для привлечения детей из неантропософских семей используют сознательный и заранее разработанный обман относительно своих целей и своей организации. С самого начала Штайнер планировал пользоваться услугами «внешних» для его секты людей путем систематического сокрытия целей школ и содержания их учебных планов. В 1920 г., пытаясь получить государственное лицензирование для своей школы, он написал:

«Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, — и попросту одурачить их».

Поскольку вальдорфцы используют христианскую символику, неудивительно, что посетители принимают их школы за христианские. Родители-христиане или те, кто хотел бы дать своим детям достойное образование в христианской традиции, могут выбрать вальдорфские школы именно из-за этого, также как и многие некатолики предпочитают посылать своих детей в католические школы. Помимо этого, вальдорфские учителя рассказывают, что в предмете «духовная история человечества» помимо христианства изучаются и другие религии как неотъемлемая часть этой истории. Но захотели бы эти родители записать своих детей в вальдорфские школы, если бы они знали о странных верованиях их основателя, о принципах, которыми руководствуются учителя, и о том, насколько эти странные верования и эти принципы влияют на каждый предмет, преподаваемый в школе? Конечно, учителя будут утверждать, что, несмотря на их личную веру в религиозное учение Штайнера, в школах они профессионально используют только его педагогические наработки. Но мы знаем, что это не так.

Если антропософа спросить об оккультных учениях Штайнера, он ответит вам весьма уклончиво. Однако педагогика основана на всем наследии Штайнера без исключений. Соответственно государственные педагогические инстанции, рассматривающие вопрос о лицензировании вальдорфских школ, должны рассматривать всю полноту писаний создателя системы. Мировоззрение Штайнера можно обнаружить в его книгах, изданных антропософскими издательствами и продающихся, в частности, в вальдорфских школах. Если на основе этих доктрин составить своего рода «символ веры» и попросить родителей подписаться под ним, то вряд ли антропософские школы смогут похвастаться большим количеством учеников: в каждой из них будет лишь по десятку детей местных антропософов.

Антропософских учебников как таковых не существует.

Но если родители захотят провести расследование, они смогут найти написанные Штайнером книги, в которых содержатся оккультные, религиозные, псевдонаучные и расистские высказывания, типичные для Германии 20-х годов. Тем не менее учителя-вальдорфцы убеждали авторов этого текста в том, что их школы внеденоменационны и нерелигиозны. Они признали лишь то, что некоторые из учений Штайнера «довольно сложны».

Мы не знаем, какие материалы предоставили антропософы руководству образовательных округов городов Милуоки и Детройта, но вальдорфская школа в Сан-Франциско предоставила в распоряжение авторов документ, в котором содержались следующие обманные утверждения:

«Какое количество антропософии и Штайнеровских идей преподается детям в вальдорфских школах?

Ни капли. В день, когда Рудольф Штайнер открыл первую вальдорфскую школу, он твердо заявил: «Мы совершенно не намерены преподавать растущим человеческим существам наши идеи и содержание нашего мировоззрения. Нашей целью не является образование ради какой-либо особой догмы». Хотя существует всемирное «Антропософское общество», члены которого неизбежно поддерживают вальдорфские школы, не существует абсолютно никакой связи между школами и обществом.

Являются ли школы религиозными? Если это означает присоединение к той или иной деноминации или секте, то мы отвечаем НЕТ. Однако школы можно назвать «религиозными» в более возвышенном смысле этого слова и к тому же они основаны на христианской перспективе западной цивилизации.

Сравните это высказывание с тем, что Штайнер говорил на закрытых конференциях учителей первой вальдорфской школы:

«Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения».

То, что эта политика продолжается до сегодняшнего дня, неопровержимо доказывается словами современного антропософского писателя Гилберта Чайлдза: «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую – у чителями».

«…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего».

Художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы М. С. Ричардс так пишет о религиозной природе вальдорфских школ: «Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от «внешних» предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение… Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично – они художественны, познавательны и религиозны».

Вальдорфские школы созданы для того, чтобы распространять учения Рудольфа Штайнера, а эти учения бесспорно являются религиозными. Итак, любая вальдорфская школа по определению – религиозная школа. Утверждение, что прошедшие религиозную подготовку вальдорфские учителя могут оставлять свои религиозные убеждения на пороге классной комнаты, является очевидной ложью. Ввиду того, что антропософия является тоталистской системой, мы глубоко сомневаемся в том, что внерелигиозные государственные школы могут использовать педагогику Штайнера.

Литература

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006.

2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 2007, №5.

3. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 2008, №1.

4. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 2006, №1.

5. Сервер московской школьной педагогической сети. – http://www.mschool.ru.

6. Педагогическая наука юга России Ежемесячный электронный педагогический журнал. – http://www.volg.un.ru.

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) — пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Антропософия (от греческих слов «антропос» — «человек» и «софия» — «мудрость»). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше «вложить» в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория», которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. «Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Характерные особенности вальдорфской школы:

  • 1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, — классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
  • 2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • 3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения — эвритмию.
  • 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе — в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
  • 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
  • 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • 8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания

Подача материала начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, — вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

Циклическая сущность программы

Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке «Рисование форм». Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. — «Да, это мы уже делали!», — говорят дети — «Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!» Наша цель — вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается».

Подходы и методы Вальдорфских школ

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада… Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей…

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Всё оглавление (в отдельном окне)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *