Пароходный способ образования

Пароходный способ образования

Предложения со словом «пароход»

Мы нашли 50 предложений со словом «пароход». Также посмотрите синонимы «пароход».
Значение слова

  • Странная была посудина: то ли лайба какая-то, то ли катер, то ли крохотный пароход.
  • Военный губернатор Бердянска по баснословным ценам продавал «своим» билеты на пароход, остальные были брошены на произвол судьбы.
  • Команда работала целый день, заводя якорь и крутя ворот, но стащить пароход не удавалось.
  • В тридцать девятом году военный пароход, стоявший на якоре в Туапсе, разбился, прежде чем успели развести пары.
  • Из Нового Буга отправились поездом до Николаева, там пересаживались на пароход.
  • В тот же вечер к зверобоям пробился ледокольный пароход, который был направлен к ним по нашему указанию.
  • И вот в один прекрасный день мы с матерью упаковали вещи и сели на пароход, идущий через канал.
  • Сел король на пароход (а тогда у пароходов были колеса с лопастями вместо винта и их поэтому называли «крылатыми»).
  • Море было ясно, как зеркало, и пароход огибал берег, почти вплотную подходя к каменным обрывам.
  • Помыслы мне говорили, чтобы я сел на рейсовый пароход, который идет мимо Афона в Афины, и отдохнул бы в Афинах от монастырских трудов.
  • Мы глядели в окно вагона на предназначенный для нас пароход и вспоминали другой пароход, который тоже отвозил нас не по назначению.
  • Я познакомился и подружился с несколькими молодыми офицерами французского военно-морского флота, которые сели на пароход в Сайгоне.
  • Старик смотрел на меня огненными глазами, говоря: «Когда пароход придет в порт, ты увидишь все дни шестнадцати будущих лет твоей жизни».
  • Когда пароход вошел в нью-йоркскую гавань, отец впервые увидел Статую Свободы, этот великий символ надежды для миллионов иммигрантов.
  • Кроме него на рейде стоял небольшой казенный пароход “Печора”, пробиравшийся на эту реку.
  • Он нанял пароход, организовал в Лондоне экспедицию и, привлекши на свою сторону нескольких офицеров булонского гарнизона, 6 августа 1840 г.
  • Пришел под американским флагом пароход «Феникс» (если не ошибаюсь) с пищевыми продуктами для русских (?) детей.
  • За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной.
  • Пароход сразу оживает какой-то радостной энергией.
  • Я был уверен, что сразу поступлю матросом на пароход и отправлюсь в кругосветное путешествие.
  • Экономя топливо, пароход шел под парусами, благо, попутный ветер позволял идти почти той же скоростью, что и под парами.
  • Пароход был задержан по моему распоряжению и дезертиры преданы суду.
  • Пароход заворачивал на середину течения.
  • По дороге Тургенев едва не погиб, так как пароход сгорел на море, и пассажиры с трудом высадились на берег в шлюпках.
  • Двадцать третьего отходил пароход в Казань в двенадцать часов дня.
  • https://sinonim.org/
  • В Красноборске мы сели на пароход до Устюга, куда и прибыли утром 6-го числа.
  • Во время утреннего кофе в поле зрения появился пароход, двигавшийся на высокой скорости и противолодочным зигзагом.
  • В Устькулом пришел пароход в 5 часов утра 17 июня.
  • Я тоже стоял и смотрел, махая платком, пока пароход не обогнул береговой выступ.
  • В бухту Нагаево пароход прибыл ночью, и выгрузку отложили до утра.
  • Почему они, взрослые, родители, играют в пароход, изображают других людей, а потом уезжают надолго, оставляя меня совсем одного?
  • Меньше чем через неделю Метте с детьми и всей обстановкой погрузилась на пароход, который шел в Данию.
  • Закусив, мы поехали на пароход «Велизарий», который уже дал первый свисток.
  • Когда мы проехали двести верст, пароход остановился у так называемого «переката» (песчаный нанос), потому что сел на мель.
  • Убежать из дому, поступить юнгой на пароход и отправиться в Америку или Австралию, чтобы избежать позора?
  • На пароход поднялись чиновники норвежской таможни.
  • Но поскольку они приехали туда рано утром, а пароход отплывал в четыре часа дня, им надо было как-то убить оставшееся время.
  • В полдень пришел снизу пароход, на котором мы и отправились обратно вверх до Красноборска.
  • На пятые сутки пароход входил в Варангер-фиорд.
  • Он ловко перебежал с пристани на пароход по одной сходне, так как другую уже успели отнять.
  • Верстах в десяти нам встретился пароход, идущий к Устькулому.
  • Между тем пришел Малецкий, сообщив, что поступил на пароход Российского общества транспортов, но не матросом, а за плату учеником.
  • Палубу пассажирского парохода и маленький буксирный колесный пароход, бегущий у высокого зеленого берега.
  • Но пароход шел невероятно медленно, и, приближаясь к Кронштадту, мы с нетерпением уже ждали, когда же пароход подойдет к военной гавани.
  • Пароход прибыл в Пирей и пристал в бухте Святого Спиридона, потому что гавани тогда еще не построили.
  • Пароход закачался сильнее, подминая под себя встречную волну.
  • Видно, те, кто оборудовал судно, хотели чтобы оно походило на солидный пароход.
  • Не верилось, что пароход завернет именно в эту безнадежную бухту.
  • В Сан-Франциско пароход прибыл в полдень.
  • Впереди увидели пароход, входивший в бухту.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Синонимы «пароход»
Значение слова
Поиск предложений онлайн

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий.

Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.037 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Приглашаем посетить сайт

История слов
ПАРОХОД

В начало словаря

По первой букве
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ПАРОХОД

ПАРОХОД

В современном русском языке есть две небольшие соотносительные группы сложных терминов, в которых создалось своеобразное противопоставление морфем -ход и -воз: теплоход, пароход и электроход, с одной стороны, и тепловоз, паровоз и электровоз — с другой. Ср. также: вездеход.

В этих словах -ход обозначает: `сооружение, ходящее, движущееся по воде посредством того, на что указывает первая часть сложения: посредством пара (пар-о-ход), посредством теплового двигателя (тепл-о-ход), электричества (электр-о-ход)’. В соответствии с этим -воз служит для обозначения механизмов, везущих, передвигающихся по суше, по рельсам с помощью пара, тепла или электричества (паровоз, тепловоз и электровоз).

Эти два коротких параллельных семантических ряда сложных слов резко выделяются из круга других сложных слов, имеющих в своем составе те же две морфемы, особенно -воз. Например, скороход, дымоход, бомбовоз, нефтевоз, лесовоз, водовоз и т. п.

Любопытны грамматические отношения между основами в словах типа пароход (ходящий паром, т. е. посредством пара, с помощью пара). Ср. дымоход, т. е. ход дыма или для дыма.

Слово пароход не зарегистрировано в словарях Академии Российской. Очевидно, в конце XVIII в. и в самом начале XIX в. этого слова еще не существовало. Но в словаре 1847 г. оно уже стоит в центре целого гнезда слов — пароход, пароходный, пароходство. Пароход определяется так: «Водоходное судно, приводимое в движение парами». «Пароходство… Плавание на пароходах; все, что относится к строению и употреблению пароходов. Пароходство составляет одно из главнейших изобретений новейшего времени. Пароходный, ая, ое, пр. 1) Принадлежащий к пароходству. — Пароходное сообщение. 2) Принадлежащий к пароходу. Пароходный котел» (сл. 1847, 3, с. 161).

До образования слова пароход водоходное судно, двигавшееся на парах, называлось у нас английским словом стимбот(steam -boat).

Проф. Р. Ф. Брандт в своей статье «Несколько замечаний об употреблении иностранных слов» (1882), коснувшись слова пароход (ср. хорватск. pъroplov) и признав его «весьма удачно составленным», заметил: «Слово пароход, как мне рассказывал покойный адмирал Андрей Васильевич Фрейганг, не очень давно нарочно было образовано моряками, взамен английского стимбот (steam-boat: steamдым boat лодка). Баратынский еще не знал этого слова и стихотворение про плавание на пароходе озаглавил италианским (собственно греческим) словом пироскаф — piroscafo: pyr (πぃρ) — огонь, skaphos (σκάφος) судно» (Изв. Ист.-фил. ин-та кн. Безбородко в Нежине, т. 8, 1883, с. 16).

У А. С. Пушкина в письме к П. А. Вяземскому (от 11 июня 1831 г.) встречается слово пироскаф в ироническом употреблении: «В Твери, сказывают, холера и карантин. Как же ты к нам приедешь? Уж не на пироскафе, как гр. Паскевич поехал в армию».

Очевидно, слово пароход начало распространяться не позднее 20-30-х гг. XIX в. Оно соответствует немецкому Dampfschiff. Ср. народное русское слово паровик (сл. 1847, 3, с. 161; сл. 1806-1822, ч. 4, с. 798).

В «Записках» Э. И. Стогова (1797-1880), моряка по специальности, образование этого слова приписывается адмиралу П. И. Рикорду: «Я стоял на вахте и записал в журнал: «…в два часа пополудни, против течения по Неве, прошел стим-бот (тогда не называли пароход) Берда, на котором проследовала государыня императрица; экипаж фрегата стоял на борту без шапок». Помнится, это было в 1814 году.

Пожалуй забуду, никто не знает, как родилось и получило гражданство слово пароход. — Мне рассказывал в Камчатке Петр Иванович Рикорд (адмирал. — В. В.):

— Захожу я к Гречу, он составляет торопливо статью для «Северной Пчелы», задумался и говорит с досадою: только возьмись за перо, без иностранных слов не обойдешься, ну что такое для русского человека выражает — Стим-бот? досадно, а пишешь! Я ходя по комнате, не думавши, сказал: а почему бы не назвать — пароход? Греч был очень рад, повторил несколько раз, пароход, пароход — прекрасно! и перекрестил тут же — стим-бот в пароход» (Русск. старина, 1886, т. 52, октябрь, с. 591).

Слово пароход в «Дневнике» А. В. Никитенко встречается под 1828 г. (июня 9): «Изобретение парохода одно из чудес нашего века. Стоя на палубе, спокойно сидя в каюте, вы с невероятною быстротой, почти незаметно, переноситесь вдаль…». «Ветер порывисто дул, вздымая довольно крупные волны. Они ударяли в наш пароход и, разбиваемые колесом его, убегали прочь, пенясь и дробясь в брызгах».

Затем, когда в России в30-40-х гг. стали создаваться железные дороги, слово пароход с присоединением определения — сухопутный («сухопутный пароход» — название первого в России паровоза, сконструированного на Урале в 1833 г. русскими изобретателями Е. А. и М. Е. Черепановыми) или без всякого определения применено было к железнодорожному локомотиву. Ср. стихотворение Н. В. Кукольника, на слова которого написан известный романс М. И. Глинки:

Дым столбом кипит, дымится пароход.

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье,

Православный веселится наш народ,

И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле.

Но- по образу пароход — было для избежания омонимии тогда же образовано и слово паровоз. Оно тоже включено в словарь 1847 г. (паровоз — «повозка, движимая силою паров») (сл. 1847, 3, с. 160). «Словарю Академии Российской» (1806-1822) это слово не было известно. А. В. Никитенко в своем «Дневнике» даже в конце 30-х гг. (см. запись от 21 мая 1839 г.) еще пользуется для обозначения паровоза термином «паровая машина».

Любопытно, что способ образования слов пароход и паровоз вызвал в 40-х гг. XIX в. осуждение со стороны Г. Павского в его «Филологических наблюдениях над составом русского языка». Ему казалось, что «имен сих нельзя признать за Русские. Состав их или чужой, или ни на что не похожий». Г. Павский доказывал, что во всех русских сложных именах существительных типа водовоз, водолаз, мореход, людоед и пр. «глагольный корень соответствует действительному причастию, а имя, пред ним стоящее, подчинено ему и большею частию сближается с винительным падежом, хотя впрочем может принадлежать и к другим падежам, даже и к творительному, однако не к такому, который управляет глаголом. Водопой происходит от водою поить… По свойству нашего языка пароход может означать не иное что, как ходящий по парам или в парах, а паровоз, возящий пары. Но никак не должно означать судна, ходящего посредством паров или возимого парами. Возьми в сравнение водовоз, мореход и пр. Не странно ли бы было, естьли бы кто мельницу, действующую посредством воды и ветра, назвал водомол, ветромол?» (Павский, с. 221-222).

Однако протесты Г. Павского против «нововводителей» слов пароход и паровоз ни на кого не повлияли. Оба слова стали общенародными.

Опубликовано вместе с заметками о словах веяние и поветрие, злопыхательство, кисейная барышня, новшество и халатный, халатность, в составе статьи «Из истории современной русской литературной лексики» (Изв. ОЛЯ АН СССР, 1950, т. 9, вып. 5). Всем этим заметкам в статье предшествует общее введение (см. комментарий к заметке «Веяние и поветрие»). В архиве сохранилась рукопись на 4 пронумерованных листках; четыре первых и два последних абзаца журнальной публикации в рукописи отсутствуют. Здесь печатается по оттиску, сверенному и уточненному по рукописи, с внесением необходимых поправок. — В. Л.

В начало словаря

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАРОХОД

В 1815 году в России был построен первый пароход. Это знаменательное для отечественного судоходства событие произошло в Санкт-Петербурге на заводе Берда. Шотландец Чарльз Берд прибыл в Россию в 1786 году. Сначала он работал помощником Карла Гаскойна – тоже приглашенного специалиста в Петрозаводске на Александровском пушечно-литейном заводе. Позднее в 1792 году, вместе с тестем – еще одним шотландцем Морганом организовал товарищество. Одним из предприятий товарищества стал литейно-механический завод, названный впоследствии заводом Берда.

На тот момент монополия на производство пароходов была отдана Александром I Роберту Фултону, который был изобретателем паровой машины. Но так как в течение 3 лет Фултон не построил на реках России ни одного парохода привилегия на постройку перешла к Чарльзу Берду.

Шотландец взялся за дело всерьез, и уже в 1815 году в Санкт-Петербурге на заводе Берда был построен первый российский пароход, получивший название «Елизавета». Корабль, называемый на английский манер «пироскаф» или «стимбот» стал родоначальником российских пароходов. В качестве двигателя на «Елизавете» применили балансирную паровую машину Уатта, мощность которой составила 4 лошадиные силы, а частота вращения вала – сорок оборотов в минуту. На пароходе были установлены 6-лопастные бортовые колеса шириной 120 см и диаметром в 240 см. Длина «Елизаветы» составила 183 см, ширина 457, а осадка судна – 61 см. Паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую. Такая труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла – 7,62 м. «Елизавета» могла развивать скорость до 5,8 узлов(почти 11 км/ч).

Первый раз пароход «Елизавета» был испытан на пруду Таврического сада и показал там хорошую скорость. Впоследствии, Чарльз Берд продолжил продвигать свое изобретение. Например, он приглашал петербургских чиновников на прогулку на пароходе. Во время поездки по Неве гостей развлекали и угощали, но, кроме того, в маршрут входило посещение завода.

Первый регулярный рейс парового бота «Елизавета» из Санкт-Петербурга в Кронштадт отправился 3 ноября 1815 года. Дорога туда заняла 3 часа 15 минут, обратно из-за плохой погоды – чуть более 5 часов. На борту находилось тринадцать пассажиров. В дальнейшем «Елизавета» стала регулярно ходить по Неве и Финскому заливу, а с легкой руки П.И. Рикорда английское название «стимбот» сменилось на русское «пароход». Рикорд одним из первых составил подробное описание первого российского парохода «Елизавета». Благодаря успеху своего изобретения Чарльз Берд получил несколько больших государственных заказов и создал свое пароходство. Новые пароходы перевозили и грузы, и пассажиров.

ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ

Началом применения паровых двигателей «на воде» был 1707 год, когда французский физик Дени Папен сконструировалпервую лодку с паровым двигателем и гребными колесами. Предположительно после успешного испытания ее сломали лодочники, испугавшиеся конкуренции. Через 30 лет англичанин Джонатан Халлс изобрел паровой буксир. Э ксперимент закончился неудачно: двигатель оказался тяжелым и буксир затонул.

В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас». Широкое использование паровых машин на судах началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт»,построенного американцем Робертом Фултоном. С 1790-х годов Фултон занялся проблемой использования пара для приведения в движение кораблей. В 1809 году Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода. Газеты писали, что многие лодочники в ужасе закрывали глаза, когда «чудовище Фултона», изрыгающее огонь и дым, двигалось по Гудзону против ветра и течения.

Уже через десять-пятнадцать лет после изобретения Р. Фултона пароходы серьезно потеснили парусные суда. В 1813 г. в Питтсбурге в США заработали два завода по производству паровых двигателей. Через год к Нью-Орлеанскому порту было приписано 20 пароходов, а в 1835 г. на Mиссисипи и ее притоках работало уже 1200 пароходов.

К 1815 г. в Англии на р. Клайд (Глазго) работало уже 10 пароходов и семь или восемь на р. Темзе. В том же году был построен первый морской пароход «Argyle», который выполнил переход из Глазго в Лондон. В 1816 г. пароход «Majestic» выполнил первые рейсы Брайтон–Гавр и Дувр–Кале, после чего начинали открываться регулярные морские паровые линии между Великобитанией, Ирландией, Францией и Голландией.

В 1813 г. Фултон обратился к русскому правительству с просьбой предоставить ему привилегию на постройку изобретенного им парохода и употребление его на реках Российской империи. Однако в России пароходов Фултон не создал. В 1815 г. он скончался, а в 1816 г. выданная ему привилегия была аннулирована.

Начало 19 века и в России отмечается строительством первых судов с паровыми машинами. В 1815 году владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом был построен первый колесный пароход «Елизавета». На деревянную «тихвинку» была установлена изготовленная на заводе паровая машина Уатта мощностью 4 л. с.

и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса. Машина делала 40 оборотов в минуту. После успешных испытаний на Неве и перехода из Петербурга в Кронштадт пароход совершал рейсы на линии Петербург–Кронштадт. Этот путь пароход проходил за 5 ч 20 мин со средней скоростью около 9,3 км/ч.

Началось строительство пароходов и на других реках России. Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г. Его построил Пожвинский чугунолитейный и железоделательный завод В. А. Всеволожского. Имея мощность 24 л. с., пароход совершил несколько опытных рейсов по Каме. К 20-м годам 19 века в Черноморском бассейне был всего лишь один пароход – «Везувий», не считая примитивного парохода «Пчелка» мощностью 25 л.с., построенного киевскими крепостными крестьянами, который через два года был проведен через пороги в Херсон, откуда и совершал рейсы до Николаева.

НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

Несмотря на все неблагоприятные условия, задерживающие возможность осуществления и распространения русских изобретений, труды русских новаторов еще в XVIII в. в области строительства паровых машин и металлургии способствовали введению в России парового и железного кораблестроения. Уже в 1815 г. между Петербургом и Кронштадтом совершал рейсы первый русский пароход «Елизавета», машина; которого мощностью 16 л. с. была изготовлена в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. на Урале строились первые волжско-камские пароходы и машины к ним. На Ижорском адмиралтейском заводе в 1817 г. был построен пароход «Скорый» длиною 18 м с машиной мощностью 30 л. с. и в 1825 г. пароход «Проворный» с машиной мощностью 80 л. с. На Черном море первыми пароходами были «Везувий» (1820 г.) и 14-пушечный пароход «Метеор» (1825 г.).

На опыте строительства малых пароходов, служивших для портовых нужд и перевозки грузов, в 1832 г. был построен военный пароход «Геркулес». На нем была установлена первая в мире усовершенствованная пароходная машина без балансира, построенная русскими техниками-новаторами. Такие машины появились в Англии только в конце тридцатых годов XIX в. В 1836 г. был построен первый колесный 28-пушечный пароходо-фрегат «Богатырь» водоизмещением 1340 т, с машиной мощностью 240 л. с.,изготовленный на Ижорском заводе.

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен.

Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya — uchim.org

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах

писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.

внук → ПРАвнук,общественный → АНТИобщественныЙ

модный → СВЕРХмодный

всегда → НАвсегда

2. Суффиксальный Этот

способ действует в образовании всех основных частей речи

желтый→ желтОК,

мечтать→ мечтаТЕЛЬ,

глаз →глазНой,

красный → краснЕТЬ,

красивый→ красивО

два → двоЕ,

белый → белИЗНа

3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)

город → ПРИгородНый,

звук → ОзвучИТЬ,

пятеро → ВпятерОМ,

плотный → ВплотнУЮ,

свеча →ПОДсвечНИК

мечтать → РАЗмечтатьСЯ

4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

синий → синь

входить → вход

переходить → переход

5.Сложение:

-слов или основ

— сокращением основ

— аббревиатура

Этот способ часто действует в образовании существительных.

Язык, знание – языкознание

Физическая культура – физкультура

Московский Государственный Университет – МГУ

6. Переход слов одной части речи в другую

Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *