Паломничество в валаамский монастырь

Паломничество в валаамский монастырь

Один из красивейших монастырей России — Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для духовной монашеской жизни. Его часто называют часто Северным Афоном. Здесь необычайно красивая природа.

Валаамский монастырь — одна из древнейших обителей русского северо-запада. По преданию, место для монастыря отметил сам апостол Андрей Первозванный, который распространяя учение Христа на север, дошел до этих глухих мест и установил на «горах Валаамских» каменный крест. А спустя 900 лет появились на Валааме двое иноков, Сергий и Герман, которые пришли «из восточных стран» и основали на этом месте монашескую обитель. Предположение о возникновении монастыря в первой половине X века основывается на текстах жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащих в одной из редакций подробный рассказ о его жизни на Валааме. Других документов о жизни монастыря до 14 века не сохранилось.

Документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Из имеющихся исторических документов известно, что к началу XVI века на Валааме жило около 600 монахов. Процветающий монастырь периодически испытывал набеги шведов, несшие монашеской братии пожары и разорения. В конечном итоге монастырь пришел к запустению.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Пятью годами позже стояли на Валааме деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году монастырь уже был обнесен деревянной оградой, а помимо собора в нем построили Успенскую церковь. Однако, эти первые постройки сгорели в сильном пожаре 1754 года.

В 1765 году в монастыре жило всего 11 монахов. Но к 1774 году уже освятили заново отстроенный храм Преображения Господня. Его с четырех сторон окружают келейные помещения, по углам этого каре возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году построены две другие угловые церкви: в южной части надвратная церковь Святых апостолов Петра и Павла, в северной — больничный храм в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник». Над островом возвышалась монастырская колокольня 72-метровой высоты. Был отлит самый громадный валаамский колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

XIX век — время наивысшего расцвета монастыря. При игумене Назарии в монастыре началось громадное каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, благодаря усилиям которого строительными работами строительные работы на острове стали вестись только под управлением настоящих архитекторов. Первым был приглашен на Валаам петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. При нем основывались скиты, возводились церкви и часовни, прокладывались дороги, ставились поклонные кресты.

Жизнь на острове протекала не только в молитвах. Здесь действовало около тридцати производств, были даже маленькие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; имелись свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью снабжая потребности братии.

Валаамский монастырь являлся также центром культуры и просвящения: в обители была собрана большая библиотека, работали иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография. После смерти Дамаскина монастырём руководил его преемник Ионафан II, он закончил начатое еще Дамаскином строительство нового Спасо-Преображенского собора на три тысячи человек.

В девятнадцатом веке на Валааме учениками преподобного Паисия (Величковского) была восстановлена старая аскетическая традиция старчества. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид, ставший потом основоположником известного оптинского старчества.

Валаам всегда привлекал к себе множество паломников и путешественников. Красота этого места, размеренный образ монашеской жизни, красота богослужения дарили умиротворение и духовное утешение как проживающим на острове, так и паломникам. В Валаамском монастыре побывали многие известные люди. Среди них — члены императоской фамилии, ученые и путешественники, живописцы, писатели и музыканты. Были Бывали здесь Александр I и Александр II, М. Миклухо-Маклай и Д. Менделеев, Шишков, Тютчев, Лесков и многие другие выдающиеся люди своей эпохи.

Свою обитель валаамские подвижники мечтали превратить в Новый Иерусалим, в связи с чем на острове в начале XX века появились названия, времен Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит. К началу Первой мировой на острове жило около тысячи человек.

Северным Афоном называли Валаам, и, как на Афоне, существовали здесь три формы монашеской жизни: киновия — монастырское общежитие в главном монастырском здании; скиты — уединенные обители в разных частях архипелага; пустыни — кельи одиноких подвижников. Центр монастырской усадьбы — Спасо-Преображенский собор. Возвышенность, на которой он стоит, носит имя горы Преображения Господня горы Фавор. Это не единственная местность на Валааме, носящая библейское название. Есть тут свои Мертвое море (озеро Лещево) и река Иордан. Соединяющий Ладогу с внутренними озерами проток зовут Кедроном. Слева от него — гора Елеон с часовней в память о Вознесении Христа, а у ее подножия — Валаамская Гефсимания. Вся эта часть острова носила название «русского Иерусалима «, и окрестности обители должны были напоминать о страданиях, смерти и Воскресении Спасителя.

Есть на Валааме удивительный храм в Воскресенском скиту, на месте, где, по преданию, апостол Андрей поставил крест. Он является точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме — пещеры, куда было положено Тело Спасителя. Фундамент вырублен прямо в скале. Все здесь таинственно: низкие своды, полумрак. Недалеко от входа — Придел Ангела с гранитным камнем во образ камня, отваленного Ангелом от Гроба. В валаамский камень была вделана частица подлинного, иерусалимского. Узкий проход ведет паломника в святая святых — пещеру с мраморным подобием Гроба Господня. Когда-то здесь хранилась частица подлинного Гроба Господня, оправленная в серебро. Валаамские иноки привезли ее в прошлом веке со Святой Земли.

Было на Валааме двенадцать скитов. В каждом — свой устав. Наибольшей строгостью отличалась жизнь в скиту Иоанна Предтечи. Пища позволялась только растительная. Первым насельником скита был старец Иоанн Молчальник. По-детски простой, всегда ровный и веселый, он любил поговорить с братией о духовном. Зная об этой его склонности, игумен положил ему нести подвиг молчания — считать себя недостойным говорить с людьми.

14 лет беседовал старец только с Богом и духовником на исповеди. А по прошествии этого времени сказал отец игумен: «Недостоин ты такой великий подвиг нести, говори, как обычно». И вновь заговорил смиренный старец.

Сокровенна была жизнь валаамских пустынников. Безвестные миру, молились они за весь мир. Октябрь 1917 года перевернул жизнь обители — Финляндия, в состав которой вошел Валаам, получила независимость. Особенно трудным для монастыря выдался следующий, 1918 год: финские войска принудительно изъяли запасы продовольствия, инвентарь. Не хватало самого необходимого для совершения церковных служб. Но монашеская жизнь на острове продолжалась.

В 1939 началась советско-финская война и Валаамский монастырь оказался в зоне военных действий. Монахи покинули остров, бежав в Финляндию, в местечко Хейнявеси. Там, в усадьбе Папиниеми, они основали монастырь, назвав его «Новый Валаам». Туда же было вывезено все ценное имущество, включая колокола. Сегодня этот монастырь по-прежнему существует и по-прежнему является православной обителью. Правда, последний русский монах в ней давно умер.

На Валааме же в опустевших монастырских корпусах в 1940 году разместили школу боцманов и юнг. А после окончания войны в 1944, когда финские войска покинули остров, на острове разместили подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовали лесничество, восстановили монашескую метеостанцию. В 1950 году в бывших кельях и скитах был обустроен Дом инвалидов войны и труда, который перевели на материк в 1984 году. Почему так получилось? Очень просто. Архитектурный комплекс монастыря не сочли достойным памятником архитектуры.

Однако в 1979 году мнение изменилось. Пришло понимание, что сохранению подлежат не только выдающиеся здания, но и исторические, а оторвать Валаамский монастырь от истории края просто невозможно и на территории монастыря был был организован музей-заповедник. Немного позднее началась реставрация сохранившихся строений.

Но жизнь все расставила на свои места. В декабре 1989 года, в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного, на остров ступили первые шесть монахов, с приходом которых на Валааме стала возрождаться монашеская жизнь. Сейчас монастырь, включая подворья, насчитывает уже более ста насельников. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом Игумен. Обитель, как и в прежние времена, живет по одному из самых строгих монастырских уставов.

Однако до сих пор отношения обители с местными жителями достаточно сложные, ведь каждая из сторон считает Валаам своей исконной территорией. Восстановление монастыря неизбежно ущемляет интересы местных жителей. Для нескольких семей монастырь купил квартиры за свой счет, однако часть монастырских построек до сих пор занята «коренными» валаамцами. Так что проблема остается. Но все же люди тянутся к храму, приносят крестить детей и сами крестятся — прямо в Ладоге. Дети посещают устроенную для них воскресную школу.

Помимо общежительной восстанавливается на Валааме и скитская жизнь. Возрождается знаменное пение, характерный валаамский распев. Свои главные праздники — дни памяти Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля) и Преображения Господня (19 августа) — монастырь встречает с особенной торжественностью. На Валааме организованы православная приходская община и воскресная школа для детей и взрослых. Монастырем основаны подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале.

10 июля 2009 года на острове Валаам был открыт музей Патриарха Алексия II. Он расположен в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита. Экспозиция составлена из фондов Валаамского научно-исследовательского музея и архива монастыря. Четыре экспозиционных зала музея посвящены старой истории монастыря, раскрывающейся в иконах Валаамских святых, в собрании картин русских живописцев XIX века и современных живописцев, изобразивших на своих полотнах Валаамский архипелаг, монастыри и скиты. Есть зал, посвященный, жизни насельников, возобновлению монашеской жизни на Валааме, а также послушанию, которое несут в монастыре монахи и послушники. По благословению патриарха Кирилла один из разделов экспозиции посвящен патриарху Алексию II, много сделавшему для возрождения обители. Всего в музее собрано около 700 экспонатов, среди которых наиболее ценные Синодики (записи) Иоанна Сурового, реконструкция старого скриптория, иноческий требник XVII века.

Нелегок монашеский путь, многому нужно научиться тем, кто избрал его для себя.

Когда-то Валаам называли «мужицкой обителью», а теперешние его обитатели, в основном, городские молодые люди с высшим образованием. Разнообразны человеческие судьбы: есть бывший рок-музыкант, автогонщик, повар столичного ресторана. Есть и иностранцы — три инока из Македонии. Но здесь не любят вспоминать о своем прошлом, редко кто назовет свое мирское имя. Они выбрали жизнь иноческую — иную. Монастырь — их дом. И верят они, что возродится Валаам во всем величии и красоте.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через особую паломническую службу. Гостей здесь принимают в отеле, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, участвовать в богослужениях, посетить монастырские выставки, а также самому поучиться разным видам декоративно-прикладного искусства. Подробности лучше узнать на сайте монастыря http://www.valaam.ru

Духовное развитие

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте. В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

  1. Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси. Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях.
  2. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства. Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства.
  3. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте. Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы. Одним из самых посещаемых мест на Валааме является Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возведение собора было начато 1887 году, а освящение состоялось только в 1896-ом. При советской власти здание было частично лишено некоторых архитектурных решений. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний – в честь Преображения Господня.

Верующие православные паломники стремятся приложиться к мощам основателей монастыря — святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских. Рака со святыней находится в Спасо-Преображенском соборе.

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Еще одна чудотворная икона монастыря – икона святой праведной Анны, праматери Христа, являющаяся списком с афонского подлинника и обладающая чудесным свойством исцеления от бесплодия.

Хор братии Валаамского монастыря

По благословению Владыки Панкратия, епископа Троицкого, организован концертный праздничный хор Валаамской обители. Регент и руководитель хора Алексей Жуков является заслуженным артистом Республики Карелия. Солисты данного коллектива, дипломированные дирижеры и вокалисты, демонстрируют высокое профессиональное мастерство исполнения. Ежегодно данный хор участвует в Патриарших богослужениях Валаамского монастыря, является лауреатом многих хоровых конкурсов в России и за рубежом.

Кроме концертного состава, существует хор братии Валаамского монастыря, являющийся традиционным исполнителем разнообразных знаменных песнопений. Хор под руководством иеродьякона Германа (Рябцева) участвует в богослужениях, а также ведет концертную деятельность, предоставляя многочисленные записи унисонных или многоголосных произведений древнерусского творчества. Данную вокальную группу отличает своеобразная манера исполнения – чистый, выверенный строй, отличный ансамбль, глубокая проникновенность и задушевность.

В репертуаре хора множество различных церковных богослужебных песнопений, как знаменного распева, так и авторские произведения. Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Преподаватели оказывают огромную помощь в изучении древнего знаменного пения Руси.

Описание поездки

Валаам – это уголок рая на земле

Остров Валаам – уединенное, потрясающее по красоте место в Карелии. Величественная северная природа, в которой гармонично сплетаются светлые воды Ладожского озера и девственные дремучие леса, многочисленные бухты и валуны, поросшие мхом, является идеальным убежищем для тех, кто устал от шума городских улиц, суеты рабочих будней.

Объектом паломничества на Валааме является Валаамский Спасо-Преображенский монастырь – ставропигиальный мужской монастырь, то есть независимый от местной епархии и подчиненный непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси. По священному преданию апостол Андрей Первозванный, принесший христианство на славянские земли, благословил Валаам каменным крестом. Обитель была основана преподобными Сергием и Германом Валаамскими, чьи мощи и сегодня хранятся в монастыре. Валаам называют северным Афоном, что не случайно: монастырь живет по уставу, составленному в строгости Афонской обители, а его основатели были иноками из Афона.

Валаам издревле был православным центром Северной Руси, куда приезжали за советом и утешением, а среди жителей Приладожья существовал обычай, по которому молодой мужчина перед тем, как жениться, должен был обрести физическую закалку и духовную силу, прожив год в монастыре в качестве трудника. Сегодня Валаам – это один из наиболее востребованных направлений паломничества среди россиян, где можно насладиться красотой природы, ощутить присутствие благодатного духа, найти исцеление духовное и телесное, обрести гармонию и прикоснуться к древности православного мира.

Паломническая служба «Сретение» предлагает совершить поездки на Валаам, однодневные и многодневные, организуемые ежедневно. Программ в нашей службе очень много, каждый найдет для себя наиболее предпочтительный вариант. Практически все маршруты включают богослужения в Спасо-Преображенском соборе, экскурсии по усадьбе и скитам, прогулки по заповедным местам. Также для всех желающих есть возможность неделю или две провести в послушании в монастыре, в молитвах, покаянии и труде на благо обители. Каждому человеку бывает необходим в жизни перерыв, время, посвященное познанию себя, поиску духовный оснований. Такое глубокое погружение в монашескую жизнь вдали от искушений цивилизации и бесконечной светской суеты дает огромный духовный опыт. Вы сможете лучше понять самого себя, постичь свою душу, обрести гармонию, преобразиться и очиститься, вернуться к своей жизни обновленным.

Валаам прошел сложный путь от сотворения до современности, он был полем нескончаемой борьбы. Обитель разрушали и разоряли, однако каждый раз он возрождался вновь и вновь, как феникс из пепла.

Несгибаемый и величественный монастырь является символом стойкости веры и духа. Поездка на Валаам станет отличным вариантом для тех, кто хочет отвлечься от ежедневной рутины и отдохнуть душой на фоне умиротворяющего спокойствия первозданной красоты природы и благочестивой жизни монашеской братии. Валаам – это земля, где все славит Бога. Приезжайте и убедитесь в этом сами!

Программы поездок

Паломнический тур 2 дня / 1 ночь

1 день:

  • 6:45 — Cбор группы у автобуса (Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, ст.м. «Озерки»). Посадка в автобус осуществляется при предъявлении паспорта и ваучера
  • 7:00 — Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам»
  • 9:30 — Отправление на остров
  • Около 13.00 прибытие на Валаам. Размещение в гостинице
  • 15:00 — Обед
  • После обеда экскурсии по Центральной усадьбе Валаамского монастыря, на Никольский скит и экскурсия «Связь времён» на Игуменское кладбище
  • Ужин
  • Всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора
  • Ночлег

2 день:

  • Божественная Литургия. Чай
  • Освобождение монастырского общежития (вещи переносятся в кладовую)
  • Экскурсии «Коневские озера», «Новый Иерусалим»
  • Обед
  • 17:00 — отправление с о. Валаам
  • 21:00 — прибытие в г. Приозерск. Посадка на автобус
  • 23:30 — прибытие в Санкт-Петербург к станции метро «Озерки»
  • 00:00 — прибытие к станции метро «Площадь Восстания»

Стоимость программы с проживанием в гостинице-теплоходе «Адмирал Кузнецов»: 8000 — 9000 руб.

Паломнический тур 3 дня / 2 ночи

1 день:

  • 6:45 — Cбор группы у автобуса (Санкт-Петербург, Выборгcкое шоссе, ст.м. «Озерки»). Посадка в автобус осуществляется при предъявлении паспорта и ваучера
  • 7:00 — Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 9.30. Отправление на о.Валаам
  • 13:00 — прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в гостинице.
  • 15:00 — Обед
  • Экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря
  • Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом
  • Ужин на теплоходе
  • Ночлег

2 день:

  • Полунощница. Утреня
  • Переезд в Никоновскую бухту на теплоходе
  • Чай в трапезной Воскресенского скита
  • Экскурсия «Новый Иерусалим» и Коневские озера, трансфер в Центральную усадьбу монастыря
  • Обед
  • Экскурсия на Никольский скит и Игуменское кладбище
  • Ужин
  • Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе
  • Ночлег

3 день:

  • Божественная Литургия
  • Обед
  • Комнаты монастырского общежития освобождаются, вещи переносятся в кладовую
  • Группа отправляется на Скитский остров к Скитам Всех Святых и Смоленскому
  • Проезд в одну сторону на автобусе
  • Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию Скита Всех Святых не допускаются
  • 17:00 — Отправление с о.Валаам
  • 21:00 — Прибытие в г. Приозерск. Посадка на автобус
  • 23:30 — Прибытие в Санкт-Петербург к станции метро «Озерки»
  • 00:00 — Прибытие к станции метро «Площадь Восстания»

Стоимость программы с проживанием в гостинице-теплоходе «Адмирал Кузнецов» (удобства на палубе): 11000руб — 13600руб

Паломническая поездка «Валаамский экспромт» 1 день

  • 07:45 сбор группы у автобуса
  • 08:00 — 11:00 отправление СПб — Приозерск
  • 11:00 — 12:30 Приозерск — остров Вавлаам. Монастырская бухта
  • 12:30 — 15:30 Экскурсия «Центральная усадьба»
  • 15:30 — 16:00 концерт духовных песнопений
  • 16:00 — 16:30 обед в трапезной Центральной усадьбы.
  • 16:30 — 18:00 экскурсия «Никольский скит»
  • 18:00 — 19:30 о. Валаам. Монастырская бухта. Приозерск
  • 19:30 — 22:30 Приозерск — СПб

Стоимость: 5000руб — 6300руб

Сбор группы и отправление на о.Валаам из Санкт-Петербурга!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *