Паисий святогорец том 3

Паисий святогорец том 3

О помыслах добрых и злых

«Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух».

«Самая тяжелая болезнь нашей эпохи — это суетные помыслы мирских людей. У них может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно».

«Любочестие и впечатлительность, чуткость — это естественные дарования, однако, к несчастью, диаволу удается использовать их в своих целях».

«Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то он освободится. Послушание — это освобождение».

«Нужно всегда стараться включать в работу добрый помысел, не соблазняться с легкостью , но смотреть на проступки других со снисхождением и любовью. Когда умножаются добрые помыслы, душа человека очищается, он ведет себя с благоговением и умиротворяется. Жизнь такого человека становится Раем».

О грехе и покаянии

«Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира».

«Во время любого духовного зимнего ненастья будем с терпением и надеждой ждать духовной весны. Самые большие искушения обычно проносятся, как ураган. И если в тот момент, когда они обрушиваются, нам удается их избежать, то бесовское полчище, пролетев , уносится дальше, а мы освобождаемся от опасности».

«Давать своим ошибкам, прегрешениям «беспошлинные права» — это значит относиться к ним с равнодушием. То есть стараться, чтобы осознание ошибки не касалось души, а «пролетало» мимо нее. Если земля окаменеет, сделается жесткой, то, сколько бы дождя на нее ни лилось, она не впитывает в себя воду».

«Если человек осознает свою греховность, то это великая сила, великое дело. Потом человек начинает гнушаться себя, смиряется, приписывает все доброе человеколюбию и благости Божией и чувствует великую благодарность Ему».

«Наш ветхий человек — это живущий в нас злобный «квартиросъемщик». Для того чтобы он ушел, мы должны разрушить его жилище и начать возводить новое здание — строить нового человека».

«Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается».

О силе исповеди

«До исповеди вершина человека затянута туманом. Человек видит сквозь этот туман очень нечетко, расплывчато — и оправдывает свои грехи. Ведь если ум помрачен грехами, то человек видит будто сквозь туман. А исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман и расчищается горизонт».

«Человек должен излагать свои помыслы и то, что с ним происходит, своему духовнику, советоваться с ним и не решать трудных вопросов самостоятельно. Ему также не следует самому пытаться преодолеть те трудности, которые он встречает в своей духовной борьбе — ведь делая это, он ставит опыты на самом себе, лукавый может запутать его и создать ему проблемы».

«В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных книг, однако, не имея духовного руководителя, человек может истолковывать прочитанное на свой лад и таким образом впасть в прелесть».

«Правильной исповедью все старое стирается.

Открываются новые «кредитные книги». Приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение».

«Работа духовника — внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносит им тангалашка, и без лекарств — Благодатью Божией — исцеляет души и тела».


«Духовная борьба» — это третий том «Слов» старца Паисия Святогорца.
В книге собраны искренние ответы старца, способные помочь человеку,
измученному грехом, начать духовную борьбу и изменить свою жизнь.

Скачать книгу: fb2, mobi, epub | Слушать Аудио

«Миряне, если не будут роптать, получат от Бога такую же награду, как подвижники монахи»

Малоизвестные наставления афонского старца

Издательство «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонскогостарца Паисия Святогорца(Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.

Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то делаю это по собственной воле и как следствие почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников отшельников.

***

Люди горделивые и восторженные должны находиться в послушании у кого-то (здесь старец имеет в виду прежде всего духовного отца), чтобы отсекать свою волю.

***

Благоговейные родители, желающие чтобы их дети стали монахами, не должны их к этому подталкивать, а должны сами вести подвижническую жизнь.

***

Каждый должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Нельзя брать на себя подвиги, к которым человек ещё не готов.

***

Я встречал развращенных мужчин с «плотским мудрованием», которые женились на церковных девушках, ведущих духовную жизнь. Они так отчётливо ощущали их духовную чистоту, что не дерзали приблизиться к ним и вступить в плотские отношения. Как следствие, даже подумывали о разводе. Если простые девушки так повлияли на своих нецеломудренных супругов, то как описать то неизмеримо большее и неизгладимое впечатление, которое производила на людей наша Владычица Пресвятая Богородица.

***

Благодать священства это нечто особенное. Она подобна внешнему элементу питания, от которого священники получают энергию. Эта благодать не является их собственностью. Она не даётся как награда за какие-то духовные заслуги.

***

Сегодня диавол своей великой злобой невольно делает миру огромное благодеяние. Благочестивые люди, видя куда катится мир, сближаются с другими благочестивыми христианами и получают стимул в своей духовной брани с лукавым.

***

Если кто-то пал духом – его следует подбадривать и воодушевлять. Но когда он впал в гордыню и превозношение – ему полезно будет смириться.

***

Часто мы, монахи, становимся жестокосердными, потому что не видим боль других. А бедолажки миряне сострадательны, так как всё время видят вокруг боль и скорби. Поэтому мы должны боль других сделать своей и молиться за весь мир.

***

Если во время молитвы мы не чувствуем Божественного утешения – значит что-то неладно. Мы должны принести покаяние и в чём-то исправиться. Неправильно говорят некоторые, что это происходит из-за зависти и козней диавола. На самом деле Сам Господь словно говорит нам: «Я не понимаю того, как ты обращаешься ко Мне». Молитва как и Святое Причастие – это Таинство. К ней необходимо готовиться и иметь чистую совесть.

***

Пришёл ко мне как-то один паломник и рассказал, что прочитал несколько книг об Иисусовой молитве, и попытался понудить себя к её творению, но в результате у него лишь разболелось сердце. Тогда я спросил его: «Разве у тебя нет материала для смирения (грехов)? Смирись и ты почувствуешь, как тебе необходима милость Божия. Тогда молитва будет литься сама собой, без понуждения.

***

Бог не вмешивается в нашу жизнь, а ждёт, что мы попросим Его помочь нам, так как уважает нашу свободу.

***

Духовный человек чувствует намерения других (например, если его хотят использовать или обокрасть) но всегда относится к ним с добрым помыслом. Он не препятствует злоумышленникам, считая, что они имеют в том, что хотят отнять у него, бОльшую необходимость.

***

Если нет искреннего покаяния и смирения – предпосылок для того, чтобы человек почувствовал как ему жизненно необходима Милость Божия, одни только внешние подвиги и понуждение себя приведут человека к прелести.

***

Ум наш (насколько это возможно) должен быть рядом с Богом и не думать о злом.

***

Посеяв горсть пшеницы – мы получим урожай пшеницы, посеяв колючки – вырастим колючки. Добро, творимое человеком, порождает новые добродетели, а грехи влекут за собой новые прегрешения.

***

Одному женатому, который заявил мне, что монашество в отличие от брака это не таинство, я ответил, что иночество – это таинство Церкви Торжествующей, так как уже в земном существовании переживает ангельскую жизнь.

***

Несчастья, боль и поношения искупают нас от ада.

***

Мы не должны искать в молитве наслаждения, пусть даже и духовного. В противном случае мы уподобляемся детям, любящим своего отца только за то, что он даёт им карамельки и шоколадки. Искомое в молитве – это душевный мир.

***

Многие впавшие в прелесть, которых диавол сделал лжепророками, не положили в основу духовной брани покаяние и познание себя, а стремились к постам и бдениям, по своей гордыне желая великими подвигами достичь святости.

***

Как у каждого автобуса есть депо, так и беснование имеет какую-то первопричину. Не надо идти на отчитку, если прежде не найден повод ставший причиной духовного заболевания.

***

Настоящее смирение имеет тот человек, который сделанные им добрые дела сразу забывает, а любое сделанное ему благодеяние (даже самое незначительное) считает громадным и чувствует за него благодарность.

***

Обретение святости не зависит от того сколько времени мы подвизаемся, а зависит от любочестия и нашего смиренного подвига. В любочестии есть и смирение, и благородство, и жертвенность.

Старцы Иаков Эвбейский, Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит

«Азбука спасения»

Афон. Святые афонские отцы, как и мы, были людьми. И Афон был дикой горой, как и другие горы. Но поскольку наши отцы с ревностью подвизались, то сами стали святыми и гору освятили, так что она стала называться Святой Горой, и мы сейчас похваляемся тем, что являемся святогорцами.

Благодать. Духовная жизнь – это не наслаждение. Христос подключил вилку к розетке, но наши собственные провода заржавели и не принимают Божественной Благодати. Надо очистить провода от ржавчины, подъять подвиг, чтобы познать себя, отсечь свои страсти и стяжать добродетели. Таким образом нас осенит Благодать Бога».

Война. Если на тебя нападают – значит воюешь и ты сам. Если ты не ведешь духовной брани – значит стал соглашателем.

Гордость. Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо.

Духовник. Человек должен уловить глубочайший смысл жизни, должен понять, что эта жизнь дана ему для того, чтобы подготовиться к жизни иной. Поняв это, человек – подобно тому как земной путешественник находит себе проводника – должен найти проводника для своего небесного путешествия. Этот проводник – духовник. Духовник установит распорядок жизни, скажет, что читать и как молиться, как избегать поводов ко греху и мирского духа, который страшнее всего. Таким образом человеческое сердце будет пребывать во Христе.

Евангелие. Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода. В Евангелии написано: «Если кто-то принудит тебя идти одну версту, то иди две». Разве в этом виден здравый смысл? В этом, скорее, видно умопомрачение. Поэтому те, кто хочет увязать Евангелие со здравым смыслом, заходят в тупик.

Женский монастырь. Однажды в женской обители Паисия Святогорца угостили кофе. На столе у монахинь лежала красивая вышитая и гладко выглаженная скатерть. Желая напомнить монахиням, что такое монашеская простота, старец вылил кофе прямо на скатерть, а затем свернул ее в комок, чтобы она испачкалась еще больше. После этого он сказал игуменье: «А теперь матушки вам придется оставить ваши четки. Отправляйтесь вместо этого стирать и гладить».

Заповеди. Будем просить Бога, чтобы Он дал миру покаяние и мы избежали Его праведного гнева. Грядущего гнева Божия нельзя избежать иначе, как покаянием и хранением Божиих заповедей.

Испытания. К испытаниям надо относиться со смирением и терпением.

Компромисс. В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам, человек должен быть непреклонен, тверд.

Любовь. Старайтесь иметь любовь между собой иначе ваш монастырь из общежития превратится в собачий питомник. (В греческом языке игра омонимичных слов κοινόβιο (общежительная обитель) и κύνοβιο (собачий питомник)).

Молитва. «Перед молитвой к ней необходимо подготовиться. Молитва – это тоже сопричащение Богу, это тоже Божественное Причащение.

Через молитву человек приемлет Благодать Божию по-другому. Подобно тому как, причащаясь на Божественной Литургии, человек принимает в себя жемчужину Христова Тела и Крови, так в причастии молитвы молящегося осеняет Божественное пламя».

Настоящий человек. не тот, кто правильно говорит, но тот, кто живет правильно, по-евангельски.

Опыт приобретается благодаря огню, который вызывает на себя воин Христов со стороны бесов в духовном сражении (здесь игра слов, сходных по звучанию: πείρα, опыт — πυρά, огонь). Перед началом боя враг совершает артподготовку с помощью помыслов. Самым надежным оружием против вражеских помыслов является молитва Иисусова.

Послушник, который хочет добиться духовного преуспеяния должен стремиться забыть все мирское и помнить какую великую честь оказал ему Господь, захотевший преобразить его из человека в ангела. Пусть у него будет любочестие, смирение и подвижнический дух – без этих качеств он будет подобен квадратному колесу, которое надо все время подталкивать вперед.

Расскаяние. Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как расскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия.

Скорби. Будем предпочитать скорби и принимать их с большей отрадой, чем радость. Горькое лекарство часто полезнее, чем сладкое, потому что горькое исцеляет болезнь. Настоящая радость рождается из боли.

Труд. Нужно возлюбить труд и не искать легких путей.

Упростить жизнь. Нужно упростить нашу жизнь. Роскошь утомляет. Есть люди, которые хотят постоянно менять мебель, другие вещи. Потом устремляются в погоню за еще большими деньгами и так исполняются душевного беспокойства.

Философ. Послушание очень помогает человеку. Даже человек, который не блещет умственными способностями, оказывая послушание, становится философом, мудрецом. Будь человек умным или глупым, здоровым или больным (духовно или телесно), если он, мучаясь от помыслов, оказывает послушание, то он освободится. Послушание – это освобождение.

Хульные помыслы. подобны самолетам, которые беспокоят нас своим шумом независимо от нашей воли и которым мы никак не можем помешать. Сильной противовоздушной обороной в таком случае является псалмопение, ибо оно есть одновременно и молитва ко Христу, и пренебрежение к диаволу.

Церковное пение. Когда мы расстроены или огорчены, будем петь что-то церковное. Псалмопение прогоняет диавола, потому что оно одновременно и молитва, и презрение к нему. Когда нас борят хульные помыслы, не надо противоборствовать им молитвой Иисусовой, потому что в этом случае мы противостаем диаволу лоб в лоб, и он воздвигает против нас еще большую брань. Когда приходят хульные помыслы, будем петь церковные песнопения, и диавол, видя, что мы его презираем, лопнет от злости.

Человек. Человек, удаляющийся от Бога, не находит душевного покоя ни в сей привременной жизни, ни в будущей. Ибо кто не верит в Бога и будущую Вечную Жизнь, остается безутешным в сей жизни, а также осуждает свою душу на вечные мучения.

Школа. Когда дети начнут ходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своей молитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети – настоящий духовный капитал для своих семей. В духовной жизни им особо помогают жития святых.

Щедрость Божия. Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?

Экзамены. Сегодня пришло время отделения овец от козлищ, то есть верующих людей от неверую щих. Позже для нас придет время сдачи духовных экзаменов. Мы подвергнемся и гонениям за нашу веру, и тогда станет видно, где золото, а где – то, что просто блестит.

Юношеский возраст. Лукавый использует юношеский возраст, в котором к тому же бунтует плоть человека, и старается разложить молодых в этот нелегкий период, который они переживают. Их разум еще незрел, они весьма неопытны и совсем не имеют духовных сбережений. Поэтому юный, находящийся в этом критическом возрасте, должен чувствовать, что ему постоянно необходимы советы старших.

Эти советы нужны ему для того, чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое угрожает тем, что будет впоследствии наполнять его душу тревогой и навеки удалит ее от Бога.

Язык. Слово смиренного человека, основанное на его личном опыте и с болью рождающееся из глубин его сердца, имеет цену намного большую, чем куча красивых слов, которые одно за другим соскакивают с отточенного учением языка человека. Этот язык не извещает души людей, потому что он – плоть, а не огненный язык Святой Пятидесятницы.

Старец Паисий Святогорец: ангел земной и небесный человек

12 июля 1994 года закончился путь земной жизни блаженной памяти старца Паисия Святогорца. В наше время забвения веры Христовой Господь являет миру праведников, которые одной своей жизнью способны вернуть на путь истинный даже самого закоренелого грешника. И не нужны им для этого долгие проповеди и утомительные беседы. Истинная любовь Христова, живущая в их сердцах, творит настоящие чудеса.

Старец Паисий в молодости оставил мир и пришел на Святую гору в поисках спасения собственной души. Но другим было промышление Господне: оставить мир и жить ради тех, кто в нем. Несмотря на тяжелую болезнь, жестоко мучавшую старца многие годы, он всегда рад был каждому посетителю, приходившему к нему в каливку. И многие души, согретые теплом его любви сами, начинали настойчивую духовную борьбу, меняя порой весь уклад своей прошлой жизни.

В этом разделе мы предлагаем читателю книги Паисия Святогорца. Изнемогая жизнь свою аскезой, старец всего себя отдавал Христу. Он был настоящим воином на поле духовной брани. Люди, которым посчастливилось видеться со старцем, отмечали, что уже сам вид его вызывал трепетный священный восторг. Это был чистейший сосуд, наполненный Благодатью Духа Святого. Иным посетителям Господь являл старца в Нетваном свете.

Он был земным ангелом и жил уже высшей жизнью, нам пока непонятной. Господь явил его миру, чтобы помочь нам понять и уяснить для себя высшую истину, иных укрепить в вере, а кого-то к ней привести. Вкратце расскажем, почему собрание слов Паисия Святогорцаособенно важно для человека, живущего в современном мире.

Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке

Старец Паисий оставил миру свои поучения. Он не занимался проповедничеством или катехизисом. Наставления шли из глубины его чистейшего сердца. Старец говорил, что только нашим соучастием боли другого Господь являет чудо. Наверное, название первой книги Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке» наиболее точно характеризует жизнь старца.

И что удивительно: многие люди, никогда не видевшие старца при его жизни, после прочтения ее отмечали особое заступничество святого в их жизни. Ломались стереотипы, происходило чудесное избавление от мучавших страстей, вдруг находились ответы на долгое время не разрешавшиеся вопросы.

Подготовленное монахами Святой горысобрание слов Паисия Святогорцаотличается удивительной простотой и доходчивостью. Сложные духовные понятия он объясняет старец на элементарных жизненных примерах, постепенно подводя читателя к принятию очень серьезной истины. Речь старца захватывает, она полна остроумия и нежного юмора. Как настоящий пастырь, он согревает человека теплом своего сердца, заставляя увидеть свои пороки в свете его нелицемерной любви.

В первом томе «Слов» помещены ответы старца на различны вопросы монахов и мирян о нынешнем мире, его состоянии, месте церкви в нем, о современной культуре, о грехе и его причинах. Как и все остальные книги, для удобства чтения том разделен на четыре раздела, а те, в свою очередь, на главы, каждая из которых поделена еще на меньшие.

Слова. Том 2. Духовное пробуждение

В этом томе книги Паисия Святогорца, который носит название «Духовное пробуждение», старец стремится разбудить в читателе добрую обеспокоенность происходящим в мире. Он говорил: «Я вижу, что ожидает нас, и мне от этого больно». Старец повторял, что многим из нас, возможно, придется пережить нелегкие времена.

Но не стоит бояться, потому что теперь Бог уже не может нас оставить, как добрые родители, много вложив в воспитание ребенка, не оставляют о нем попечение, даже когда сын становится взрослым.

Нужно противостоять надвигающимся неприятностям духовным оружием: любовью, милостыней, благочестием, благоговением, жертвенностью. Современный человек, учил старец, должен избавиться от себялюбия и равнодушия, которые так прочно укоренились в нашей жизни.

В этой книге особенно четко проходит мысль о том, что во всех поступках современному человеку необходимо иметь правильное рассуждение. Именно оно является мерилом поступков и решений. В книге много сказано о знамении времен, которые должны научиться видеть христиане, чтобы не быть усыпленными диаволом. Прочтя том до конца, читатель роднится с мыслью: все смогу в укрепляющем меня Христе.

Слова. Том 3. Духовная борьба

Продолжает собрание слов Паисия Святогорца том, который посвящен разговору о покаянии, исповеди и борьбе помыслов. Он имеет название «Духовная борьба». Старец говорил, что больше всего необходимо современному человеку видение своих грехов и исповедание их.

Но великий грех начинается с небольшого помысла. Старец учит различать помыслы добрые и злые, противиться последним и возделывать первые. Отдельная глава первой части тома раскрывает читателю происхождение и действие хульных помыслов.

Как не впасть в прелесть и не заболеть душевной болезнью, доверяя помыслу доброму? Что такое подозрительность? Почему принятие несправедливости — прибыльное в духовном отношении дело? Почему иногда нас оставляет Благодать Божия? На все эти вопросы читатель найдет ответ в данной книге. А еще старец расскажет о природе греха и великой силе покаяния, о том, как необходимо заботиться о чистоте своей совести и познавать себя.

Предпоследняя часть книги Паисия Святогорцапосвящена беседам старца о колдовстве и одержимости духом тьмы, а также страшном недуге нерадивых подвижников — прелести. Но вся нечисть мира сего трепещет перед огромной силой искренней исповеди, о которой речь пойдет в пятой части тома.

Слова. Том 4. Семейная жизнь

Господь предусмотрел для человека два благословенных жизненных пути — монашеский и путь брачных уз. Каждый из них по-своему нелегкий. Люди, живущие в миру, часто забывают о своем предназначении быть верными супругами и благочестивыми родителями, попирая слова Спасителя.

Семья в современном мире подвергается многим испытаниям. Слабая вера человека не может спасти от краха отношений с любимым человеком. В итоге никто не остается в выигрыше.

Четвертый том собрание слов Паисия Святогорца называется «Семейная жизнь». В предисловии к книге старец беседует с молодыми людьми, объясняя важность выбранного ими пути — монашества или семейной жизни, о важности учебы в деле становления личности.

Первая часть тома посвящена вопросам создания крепкой православной семьи. В предисловии к ней говорится: двое всегда и во всем должны быть едины, чтобы с ними пребывал третий — наш Христос. Как взрастить уважение между супругами, преодолев различие в характерах, как сохранить любовь и верность, почему так необходимо терпение.

Семья только тогда выполняет свое предназначение, когда в ней воспитываются дети. Но обязанность добрых родителей не только в том, чтобы родить ребенка, но еще необходимо дать ему хорошее духовное воспитание. О родительских обязанностях и утешении в боли людям, не могущим иметь детей — во второй части книги Паисия Святогорца.

Третья часть рассказывает об обязанностях детей по отношению к родителям, о детях-сиротах, о трудностях во время учебы. Глава четвертая посвящена духовной жизни семьи, возделываниях добродетелей, домашней работе и молитве. Несомненно, собрание слов Паисия Святогорца обязательно должно быть в библиотеке каждой семьи.

Слова. Том 5. Страсти и добродетели

Книга «Страсти и добродетели» завершает собрание слов Паисия Святогорца. В первом разделе рассказывается о страстях, поработивших современного человека и способах борьбы с ними. О том, как разглядеть свою страсть, научиться не оправдывать их. О себялюбии и гордости, их многоликости и последствиях.

Отдельная часть посвящена греху осуждения и борьбе с ним. О зависти, гневливости и печали. Второй раздел посвящен разговорам о добродетелях: смирении, духовной любви, любочестии и благородстве, простоте и чистоте сердца.

Предлагая боголюбивому читателю книги Паисия Святогорца, очень хочется, чтобы духовный подвиг угодника Божия каждого из нас подвиг на стремление упорядочить свою жизнь. Изменить к лучшему сначала самих себя, а потом уже что-то в мире. Научиться любить ближнего той любовью, которая исходила из сердца старца, и которую заповедал нам Христос.

УСПЕНИЕ — 28 августа
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — 21 августа
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ — 27 августа
ПОКРОВ — 14 октября
Дмитриевская родительская суббота
Икона Божией Матери «Казанская» — 4 ноября
Собор Архистратига Михаила — 21 ноября
Икона Божией Матери «Милостивая» — 25 ноября
Рождественский пост
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — 4 декабря
Св. блгв. кн. Александр Невский — 6 декабря
Вмц. Екатерина — 7 декабря
Свт. Николай Чудотворец — 19 декабря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *