Озерянский храм харьков

Озерянский храм харьков

В Харькове, на улице с романтическим названием Полтавский шлях, 124, располагается храм, посвященный Озерянской иконе Божией Матери. Согласно легенде, эта икона была найдена недалеко от села Озеряны в смутное время татарских набегов на земли Украины. На месте ее находки вскоре забил животворящий ключ, а рядом была построена церковь. В честь образа Пресвятой Богородицы были основаны несколько священных мест: мужской монастырь (был закрыт в 1787 году), храм на Холодной горе, храм Свято-Покровской мужской обители, храм в селе Буды, а также часовня в селе Мерефы.

Озерянская церковь имеет долгую и интересную историю. Изначально, в 1847 году на границе Харькова, благодаря инициативе Харьковского архиепископа Иннокентия, была заложена небольшая часовня, куда святая икона переносилась только на время зимних холодов. Престол был установлен там только в 1874 году, однако и после того регулярные богослужения в часовне не проводились. Они стали совершаться только в конце 1880 годов.Построенное на скорую руку здание быстро начало разрушаться, да и вместить все верующее население Холодной горы оно не могло, поэтому в 1890 году приходское попечительство обратилось к известному украинскому архитектору Владимиру Христиановичу Немкину (он в то время работал епархиальным архитектором) с просьбой создать проект новой, большой церкви. После утверждения готового плана строительства высшим церковным начальством, в 1892 году был заложен новый храм. Что интересно, деньги на строительство удалось найти не сразу: на момент заливки фундамента строители располагали всего лишь третью необходимой суммы. Остаток добирали уже в процессе, по старинной церковной традиции, собирая пожертвования с прихожан и просто заинтересованных лиц.

Для того, чтобы прижимистые харьковчане расставались с кровно заработанными более охотно, священники проявили недюжинную смекалку. Они объявили своеобразный аукцион, согласно которому, пожертвовавший самую большую сумму мог сам выбрать святого, которому посвятили бы престол южного бокового предела.Строительство продолжалось 9 лет. 23 сентября 1901 года новый храм был освящен епископом Сумским Иннокентием и с того времени является одним из знаковых культурных объектов Харькова.Церковь представляет собой довольно органичную, в рамках существующего ландшафта конструкцию: она как будто бы логически завершает плато Холодной горы. Само здание, согласно замыслу архитектора, является классической трехнефовой базиликой, сложенной из красного неоштукатуренного кирпича, что только придает ей неброской элегантности. В деталях оформления данного храма большую роль сыграл так называемый русско-византийский стиль: вариант исторической эклектики довольно свободного стилистического направления. Таким образом, на фасадах здания и во внутреннем оформлении, можно найти элементы и готики, и древнерусского зодчества, и барокко.После 1906 года территория храма была перестроена по проекту Владимира Николаевича Покровского, а в 1943 – 1945 годах все здания были подвергнуты капитальному ремонту. Однако, ни войны, ни новые архитектурные веяния никаких глобальных изменений зданию Озерянской церкви не принесли. Поэтому сегодня у гостей Харькова и его жителей есть уникальная возможность побывать в прекраснейшем месте, сохранившем не только дух верующих, но и интереснейшую архитектурную композицию, являющуюся памятником истории и культуры по-настоящему всемирного значения.Ссылка на источник: http://mistaua.com/Приметности/Церкви,_соборы/озерянская-церковь-свято-озерянский-храм/1986/?setcity=125

Церковь Озерянской Иконы Божией Матери в с. Нижняя Озеряна

Озерянская икона Божией Матери, явленная в XVII веке, почитается как духовная покровительница и заступница нашего города и всей Слобожанщины. В честь чудотворного образа в старину, неподалеку от Мерефы, была основана Озерянская пустынь (монастырь).

В Харькове поныне действуют Свято-Озерянские церкви — на территории Покровского монастыря и на Холодной Горе. В апреле 1980 года в Благовещенском кафедральном соборе освящен придел в честь Озерянской иконы Божией Матери.

Озеряна — село, известное далеко за пределами нашего края. Неподалёку от него была обретена чудотворная икона, ставшая главной святыней Слобожанщины. На месте чудесного явления лика Богородицы из-под земли заструился чистый родник. О явлении чудотворного образа существует немало преданий. Одно из них гласит: благочестивый муж веси Озерянской косил траву в пойме здешней речушки. Внезапно его острая коса рассекла пополам икону, оказавшуюся в густой траве. Это был образ Богородицы, державшей младенца Христа.

Косарь, сокрушаясь о грехе, который он невольно совершил, слёзно просил Всевышнего простить его. Утром следующего дня он вновь пришёл на место рассечения святой иконы и «сращенну Сию обряща, знамение велие в сем уразуме, о нем же иерею Феодору поведа, людям же веси Озерянския о чудесе велии возвести».

Цитированный текст почерпнут из «Акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице явления ради чудныя Ея иконы Озерянские». Церковнославянский язык, донесший до нас сведения об Озерянскои иконе, понятен. Куда труднее нам, пережившим времена воинствующего атеизма и гонений на Церковь, понять и поверить в то, что никогда не ставили под сомнение наши православные предки. Для них явление иконы Божией Матери было знамением небесного заступничества, Божьей благости.

И умилялся, согласно тому же преданию, иерей Феодор, видя Лика Пречистого благословение, покров и благодатное украшение нашей земли. Иерей раздал бедным своё имущество и вместе с пустыннолюбцем Севастианом воздвиг в пределах Озерянских святую обитель, а «себя же в жертву живую» принёс — постригся в монахи. Сила особой благодати исходила от чудотворной иконы на месте её явления — «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение, обильно подавашеся». Сохранилось немало свидетельств того, как, благодаря Озерянской иконе, излечивались физические недуги и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний.

Широко известен случай из биографии родоначальника украинской литературы Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она страстно молилась перед чудотворным образом, а потом омыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И свершилось великое таинство — Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно пелена, сползла слепота. Поначалу он различал контуры предметов, а потом увидел мир Божий во всей его красоте. Помня это чудо, Квитка-Основьяненко в молодости намеревался постричься в монахи, был послушником Преображенского монастыря. В книге «Сказание о Святой чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Озерянской», изданной в Харькове в 1892 году, приводится немало других примеров чудесных исцелений. Исцелился житель Чугуева, имевший усохшую руку, исцеление больной ноги получил крестьянин села Липцы, что под Харьковом, а две сестры епископа Екатеринославского и Таганрогского Серапиона избавились, как и Григорий Квитка, от слепоты.

История возникновенияправить

Часовня на бывшей границе города в настоящее время — угол дома № 118 по ул Полтавский шлях была воздвигнута в 1847 году в связи с учреждёнными Высочайшей резолюции Святейшего Синода по инициативе Харьковского архиепископа Иннокентия Борисова 16 октября 1843 г крестными ходами в Харькове: 30 13 сентября накануне храмового праздника Покровского монастыря туда на зимнее время переносилась чтимая Озерянская икона Божией Матери Одигитрии, которая находилась там после закрытия Озерянской пустыни под Мерефой в 1788—1797 гг, а 225 апреля, накануне храмового праздника в Куряжском монастыре, где постоянно находилась с 1797 г, возвращалась туда Место встречи городского духовенства с куряжскими монахами и передачи иконы и было отмечено часовней, где служился молебен В 1874 г в перестроенной часовне был установлен престол, однако регулярные богослужения в новом храме по воскресным и праздничным дням стали совершаться только с конца 1880-х годов монахами Покровского монастыря, опекавшего храм

Здание вместимостью 100—150 человек было тесным для растущего православного населения Холодной горы, где помимо него к тому времени находилась только кладбищенская церковь Всех святых с 1845 года, сейчас территория недостроенного стадиона «Трудовые резервы» по ул Муранова К тому же построено оно было недостаточно качественно, долгое время в стенах и своде храма существовали трещины С мая 1889 года храм официально стал приходским и перешёл в руки церковно-приходского попечительства, которое и обратилось в 1890 году к епархиальному архитектору В Х Немкину с просьбой о временном расширении церкви и о составлении плана для постройки новой церкви После одобрения плана-проекта архиепископом Харьковским Амвросием Ключаревым и изыскания попечительством необходимых средств пятнадцать тысяч рублей — треть требуемой суммы 24 июня 1892 года была совершена закладка нового храма на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян Получение недостающего количества денег предполагалось осуществить через частные пожертвования, при этом был проведен своеобразный аукцион: жертвователю самой большой суммы предоставлялась возможность самому выбрать имя святого в честь которого был бы освящен престол южного бокового придела северный был освящён во имя св Амвросия Медиоланского, покровителя архиепископа Амвросия Стараниями священника Максима Пономарева строительство Озерянской церкви было окончено спустя девять лет 23 сентября 1901 года Тогда же вокруг неё была возведена каменная ограда с железными решетками

Старая на переднем плане и новая Озерянская церковь с часовней Здание вдали — Холодногорский водонапорный бассейн 1900-е гг

Храм по проекту В Х Немкина выполнен из красного неоштукатуренного кирпича в эклектичных формах византийско-русского стиля Боковые апсиды в виде трёхгранников слегка выступают из плоскостей северной и южной стен, подчёркивая полукруглую апсиду главного алтаря в честь Озерянской иконы Пресвятой Богородицы Фасады здания насыщены архитектурными деталями, заимствованными из древнерусского культового зодчества Массивному, квадратному в плане, четырёхстолпному объёму церкви, увенчанному световым барабаном со сферическим куполом, противопоставлена стройная четырёхъярусная колокольня около 40 метров, соединённая с западным притвором Расположенная на возвышенном месте, органично завершая силуэт высокого плато Холодной горы, церковь благодаря своему изящному силуэту играла доминирующую роль в застройке западной части города как один из главных элементов панорамы района со стороны исторического центра города

В дальнейшем храм претерпел капитальную перестройку по проекту нового епархиального архитектора В Н Покровского

На территории, пожертвованной крестьянами Харьковской волости под усадьбу для храма который находился уже за городской чертой ещё до 1906 г существовали два деревянных дома, обложенных кирпичом, для священника и причта Кирпичное здание для причта высотой в полтора этажа было построено в 1912 г, а существовавший в то время флигель к 1914 г уже нуждался в капитальном ремонте На территории храма находилось и здание приходской школы, открытой 1 сентября 1902 года, в которой к 1914 г насчитывалось 89 учащихся 52 мальчика и 37 девочек Жалование клир не получал, живя на проценты с пожертвований Оба приходских священника занимались также оплачиваемой преподавательской деятельностью

Первыми настоятелями Озерянской церкви были:

  • Свящ Максим Пономарёв: 23 сентября 1901 г — 15 июня 1905 г;
  • Прот Андрей Любарский: 15 июня 1905 — 12 августа 1907 г;
  • Свящ Михаил Юшков: 12 августа 1907 года — 1914

Советские годыправить

После революции национализированный храм и церковное имущество были переданы приходской общине в постоянное бесплатное пользование по договору, заключённому с Губисполкомом 20 февраля 1925 года Приходская жизнь регулировалась действовавшим законодательством о культах, внутри общины избирался Совет, проводились общие собрания, где избирали клириков и старост До 1933 года церковь принадлежала обновленческой юрисдикции, осенью 1933 стала резиденцией экзарха Украины митрополита Константина, а после его перевода в новую столицу УССР Киев — кафедральным собором Харьковской епархии В 1938 году храм был закрыт, епископская кафедра перенесена в Казанскую церковь на Лысой горе ул Ленинградская, 78

Богослужения возобновились с 1942 года во время немецкой оккупации, первоначально под юрисдикцией митрополита УАПЦ Феофила Булдовского После освобождения Харькова август 1943 года в церкви велась патриотическая работа, собирались денежные средства на оборону и семьям воинов За время с 1943 по 1945 гг Озерянский храм был капитально отремонтирован Восстановленный северный придел был освящён во имя Всех святых в память о разрушенном кладбищенском храме В 1954 году в храме было устроено центральное отопление

>Настоящее времяправить

После 1991 года в церкви был обновлен иконостас, построено капитальное двухэтажное здание баптистерия с воскресной школой и иконной лавкой, переделана ограда

>Примечанияправить

  1. Сайт храма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *