Ответы Дмитрия Смирнова

Ответы Дмитрия Смирнова

Прот. Димитрий Смирнов. Ответы на вопросы.

Вопросы о вере и спасении

Радиослушателям «Радонежа» отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

— Добрый вечер, батюшка. Мной обладает страсть чревоугодия, люблю вкусно и много поесть. И унываю из-за этого. Как мне с этим бороться, с чего начать?

— Начать с поста. Как раз постом мы учимся обуздывать свои страсти и, во-первых, чревоугодие. Вот наступит Великий пост — очень удобное время. Есть поменьше, ограничив выбор постными продуктами. Бог вам в помощь.

— Здравствуйте батюшка Дмитрий. Это раба Божия Татьяна. Митрополит Антоний Сурожский утверждает, что законно было бы совершить аборт, если предполагать рождение физически или психически неполноценного ребенка. Более того, призывает к стерилизации, если тяжелое положение в семье или наследственное заболевание у родителей, причем речь идет не о дурных болезнях. Он даже считает безнравственным рождение ребенка в такой ситуации. Как это совместить с христианским вероучением?

— А это не нужно совмещать. Каждый человек имеет возможность в каких-то вопросах заблуждаться. Митрополит Антоний — замечательный подвижник, пастырь, проповедник. Но, во-первых, он человек, не получивший богословского образования. До всего доходил своим умом и через книги. А православных книг по биомедицинской этике во время, когда он мог бы их прочитать, просто не было. Поэтому, как человек западной культуры высказывает такие мнения, которые идут, конечно, вразрез и с Социальной концепцией Русской Православной церкви, и вообще со взглядом на жизнь. Это его заблуждение. Ну и что? Некоторые святые отцы бывали согласны даже с еретическими учениями. И в этом ничего страшного. Земля производит добрые злаки, и она же — волчцы и тернии. В отдельных случаях у отдельных людей могут быть разномыслия. И они могут быть ошибочны. Но из этого не надо делать трагедии и пытаться совместить несовместимое. Мы можем такие же вещи, встретить у Луки Войно — Ясенецкого, замечательного архиепископа, пастыря, проповедника и врача. Есть у него высказывания, которые трудно отнести к православному учению. Причина в чем? Опять в том же: человек не получил систематического богословского образования. В молодости имел заблуждения и наш великий святитель Дмитрий Ростовский. На это ему было указано, и он от них отказался. Он получил образование очень окатоличенное. Поэтому некоторые его мнения соответствуют учению Западной церкви, но противоречит учению Восточной. Поэтому не надо делать себе харакири или жечь прекрасные книги владыки Антония. Надо спокойно разбираться. Человек высказал мнение. Может быть, не думал до конца. В Китае, в провинции, если у женщины родится девочка, она ее просто топит в тазике тут рядом. Это считается в порядке вещей. Мы живем в сумасшедшем мире.

Надо помнить, что владыка Антоний был врачом. А у врачей, воспитанных в определенной системе, другой взгляд. Ценность жизни ребенка для них много ниже, чем ценность жизни матери. Если раньше в старину, сто лет назад, женщина предпочитала ценой своей жизни родить ребенка, то современная женщина сделает другой выбор — прикончить ребенка. Хотя это ненормально. Любое живое существо — птица, медведица предпочтет спасти своих детенышей ценой своей жизни. А человек вот такой эгоист. Может, и это на владыку Антония повлияло. Но не делайте из этого трагедии.

— Добрый вечер отец Дмитрий. У Меня вопрос по Евангелию от Марка, 3-я глава, там, где говорится, что Спаситель помог болящему с иссохшей рукой. В следующем абзаце говорится, что фарисеи имели совещание с иродиадами как бы погубить его. А кто такие были иродиаде?

— Это политическая партия Ирода. Ирод был царем. Партийная система была не фиксированная. Но все представляли, кто чего держится. Если человек придерживался традиционных народных верований, значит за фарисеев. Если придерживается взглядов на веру, как у элиты — саддукеи. Если придерживается партии царской — иродиаде.

— Батюшка, здравствуйте, раб Божий Александр. Существует Богородичное правило. Скажите, какова строгость его исполнения? Можно ли исполнять его в течение дня или только непрерывно?

— Господь через Апостола заповедал непрестанно молиться. Вы разве в церкви никогда не слышали на Всенощной: исполним утреннюю молитву нашу? То богослужение, которое, по замыслу должно идти утром, у нас идет вечером, что тут такого? Потом, Земля имеет шарообразную форму — пока у нас здесь с вами вечер, то на той стороне земного шара утро. И какая разница, в какое время суток молитва возносится к Богу? Это не играет абсолютно никакой роли.

В церкви, за века накопились многие формы молитвы. И те, что вы упомянули, это одни из них. Желаете читать — читайте. Раз в месяц — милости просим. Каждый день, Бог в помощь. Желаете читать непрестанно — читайте, если есть к этому силы и время, но, пожалуйста, не надломитесь.

— Отец Дмитрий, я хочу узнать, каким образом осуществляется канонизация. Допустим Александр Суворов — святой. Или отец Павел Флоренский. Но они не прославлены. А вот, например, митрополит Владимир Киевский, от царя отрекся и подписал телеграмму Временному правительству — священномученик. Каким образом, ведь они явно у Бога канонизированы?

— Вам от Бога пришла, что ли, бумага с печатью? Откуда вы знаете? В церкви существует комиссия, которая скрупулезно рассматривает обстоятельства жизни, смерти и даже труды, если они есть у подвижника. И делают из этого заключения. Может, вам желательна какая-то канонизация, в частности, Александра Васильевича Суворова? Я так не считаю, не смотря на то, что Суворова не то, что люблю, я его просто обожаю. Я считаю, что Суворов в военном деле, и вообще, как представитель русского духа, равен Пушкину. Потрясающий человек. Но канонизация Суворова — это вещь странная. Я не понимаю, зачем это. Некоторые люди приходили к нам в Синодальный отдел хлопотать о канонизации Александра Васильевича Суворова. Но Александр Васильевич покрыл себя немеркнущей славой в веках. Это и есть прославление. И что к этому можно еще прибавить? Церковь канонизует совсем немногих людей из тех, кто этого оказался достоин. Потом в биографии Александра Васильевича и отца Павла есть, наверняка, некоторые обстоятельства, которые этой канонизации могут воспрепятствовать.

Вот вы, например, этот эпизод с тем, что митрополит Владимир так отреагировал на смену власти, восприняли очень остро. Но нигде не написано, что православный человек, во что бы то ни стало, должен был быть монархистом! То, что митрополит Владимир был святым, знали уже при его жизни. Святой человек разве не может заблуждаться? Надо рассматривать человека в контексте той эпохи, в которую он живет. Просто какие-то высказывания не могут служить препятствием для того, чтобы причислить к лику святых. Дело в том, что митрополит много пострадал от царской власти. Поэтому особую любовь к государственному аппарату, а тогда церковь была включена в него, он не питал. Его гоняли с кафедры на кафедру именно потому, что он был не очень удобен власть имущим, в силу того, что говорил всегда правду. А так как это делалось именем государя-императора, то он вполне мог и поприветствовать смену этого режима. Конечно, он не мог предположить, что представители нового режима его без суда и следствия пойдут и убьют.

Любой другой человек, да сам преподобный Серафим, уж на что святой, а сам говорил про себя: я иногда ошибаюсь. Для красного словца? Нет, конечно. А взять великого Апостола Павла. Разве он не стоял, не стерег одежду тех, кто побивал камнями Стефана? Разве он не был гонителем церкви? Но он потом стал апостолом и отдал жизнь за Христа. И даже сам Государь Николай Александрович, Мы его канонизует как страстотерпца, но известно, что он курил табак. Но мы же канонизуем его не за это! Сейчас курение осуждается. Но тогда, в конце 19-го века большая часть городского духовенства курила, и даже не знала, что это грех. Это уже в 20-21-м веке, когда стало известно, что табак вреден, стали относиться к курению как греху. Спрашивается, что такого? Какое-то у нас странное желание найти у великих людей некий изъян. Как будто они должны быть безукоризненны! Нет, они были вполне подобны нам.

— Добрый вечер, отец Дмитрий. Сергей Львович беспокоит. Вот такой вопрос. Очень сильно противодействуют введению основ православной культуры в школах. Существует мнение, что это от того, что пока мумия лежит на Красной площади под этим капищем — будет твориться безобразие. Спаси Господи.

— Это не напрямую, но, конечно, связано. Вся эта затея с этой мумией и вообще присутствие этих идолов по всей стране связано не только с этим человеком, а вообще с левой идеей. Определенная часть нашего общества, узенькая, как пленка бензина на чистой воде, очень шумлива и криклива. Они как бы изображают из себя общественное мнение. Так как им предоставляется трибуна в средствах массовой информации, создается впечатление, что у нас мнения разделились. На самом деле это не так. И потихонечку, если у нас энтузиазм не ослабнет, мы это преодолеем. Нам самим нужно активнее вести наступательную политику. Все время умом и сердцем возвращаться к тому, что эта интервенция, которую организовал мировой капитал с помощью этих людей, приехавших из Швейцарии с определенным заданием и с американскими и немецкими деньгами, чтобы устроить революцию, они нелегитимны, никого здесь не представляли. Им дали власть, чтобы они произвели вивисекцию с нашим народом. Что они успешно и сделали. Уничтожили лучшие слои населения, они даже разделили страну на республики. Они сочинили республики в надежде, что потом по границам этих республик распадется Россия. Это совершенно искусственные образования. В России были всегда губернии. Россия была унитарным государством. Это же не просто: была страна Латвия, была страна Таджикистан или была страна Татарстан, потом составили договор и стали жить вместе. И тогда возникла федерация. Если Россия единая, зачем республики? Это совершенно непонятно. Их никогда не было. Это совершенно искусственно придуманная вещь. Пока существуют республики, всегда существует соблазн разломать Россию по этим границам. Вот, отделилась же от нас Украина. Но там много народу живет. Может быть, там и возникнет какая-то государственность. Ну, а что делать бедной Грузии? Вот что? Как жить? За счет чего? Ресурсов никаких нет. Туристический сезон очень короткий. Когда Грузия вошла в состав России добровольно и стала опять единым государством, она стал просто губернией. Хотя слово Грузия сохранилось, грузинский язык никто не отменял. Были все восстановлены структуры жизнеобеспечения. Но в настоящий момент весь народ страдает. Все, кто может, стремятся уехать. Также и в прибалтийских наших странах. Нечем жить. И никогда там не будет рабочих мест. Понятно «любителям» России выгодно, чтобы она была поменьше, можно было впритык сделать военные базы. Обезопасить себя от России, И, конечно, это очень печально и неправильно. И мы, к сожалению, несем эти последствия.

Сейчас нам надо почитать конституцию. И мы увидим, что мы теперь являемся хозяевами в нашей стране юридически. И надо это использовать на всю катушку. Тогда будут и власть имущие с нами считаться.

Мы привыкли жить тихо, скромно, властей бояться, оглядываться, как бы нас не засадили в кутузку. Сейчас другая формация. Неужели один министр может чему-то препятствовать? Конечно, нет. Никакой капитал, который потоком идет с Запада сюда, чтобы здесь устроить модели, которые нам не нужны и неприемлемы, не справится. С нашим обилием народа это невозможно такими деньгами. Поэтому надо организовываться, надо сопротивляться, надо требовать, надо участвовать в политической жизни и не спать. Тогда все что можно и в одной школе можно, и в регионе можно и во всей стране.

— Добрый вечер, батюшка. Простите Христа ради. Хотелось узнать о канонизации святого праведного воина Федора Ушакова. Не могли бы вы сказать что-то по этому вопросу?

— Федор Ушаков умер, ведя монашескую жизнь при монастыре. Это очень много значит. Федор Ушаков был человеком не просто воцерковленным, как Александр Васильевич, он был настоящим подвижником. Тут сыграл и сам Санаксарский монастырь, который возбудил это ходатайство. Из биографии Александра Васильевича известно, что он однажды штурмом взял православный монастырь. Солдаты тренировались. Вот такая личность оригинальная. Некоторые даже усматривают какой-то вид юродства в таких его действиях. Все-таки Федор Федорович гораздо ближе к нашему представлению о православной церковной святости.

— Добрый вечер, отец Дмитрий. Как вы относитесь к тому, что патриарх поддержал кандидатуру Дмитрия Медведева как кандидата в президенты, если церковь, как утверждается, находится вне политики? А зачем тогда отлучили Глеба Якунина за занятия политикой?

— Глеб Павлович нарушил прямое указание Священного Синода. И, более того, такой документ и был издан в основном из-за деятельности Глеба Павловича. А то, что Патриарх сказал, то не таким же образом, что, дескать, вся Русская Православной церковь как один, за Дмитрия Медведева. Он высказал свое частное мнение. Неужели вы думаете, что в результате этих слов стомиллионный православный народ будет голосовать за Дмитрия Анатольевича? Нет, конечно. Есть священники, которые со мной не согласны. Даже епископы. Но я-то говорю, как частное лицо, как ведущий программы в прямом эфире. Также и Святейший Патриарх. Когда он обращается с посланием — это послание архиерейское. Или от Синода, или Указ Патриарха — значит, от имени Церкви. Это надо различать. Святейший патриарх никаким образом свое мнение не навязывает, всегда очень деликатен, отстаивает свободу Церкви. Поэтому тут в вашей претензии существует некая натяжка.

— Отец Дмитрий, здравствуйте, это Сергей вас беспокоит. Я прочитал в беседе преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни в 1831 году, что цель христианской жизни — это стяжание Святого Духа. И на апостолов Святой Дух был ниспослан. В настоящее время есть такие люди, в которых проявляется фаворское свечение? А Вы как, Святой Дух ощущаете?

— Это вещь очень интимная. Поэтому я бы не хотел об этом в жанре радиопередачи выступать. Но, разумеется, что очень значительное количество людей в своей жизни руководствуется водительством Святаго Духа. Такие люди есть. Слава Богу.

— Добрый вечер, отец Дмитрий. Меня зовут Андрей. Феофан Затворник в нескольких книгах пишет, что самолюбие является семенем всех человеческих страстей и матерью их. А также, что все грехи и страсти произрастают из самолюбия. У меня вопрос: чем является самолюбие — одним из видов грехов и страстей или же их причиной?

-У самолюбия тоже ведь есть причина — гордость. А у гордости есть свойство — человека слепить. Поэтому обычный человек гордости в себе не видит. А вот самолюбие и другие проявления гордости, например, тщеславие, честолюбие, более заметны. Человек, допустим, стремится занять какую-то должность, или считает, что то место, на котором находится, его не достойно — это уже честолюбие. Уколы самолюбия — это вещь очень болезненная. Поэтому гордость можно определять по симптомам. Самолюбие каждый увидеть в себе может, и так определить, что в нем есть гордость. Самолюбие — вещь глубинная, затрагивающая нашу глубинную поврежденность грехом. Поэтому упустить самолюбие из внимания нельзя. Подвижник должен всегда со своим самолюбием бороться. Самолюбие свидетельствует, что наша природа извращена. Ведь любовь должна быть направлена на ближнего, на природу, на Бога — извне. А самолюбие направлено в противоположном направлении. А раз так — это извращение. А раз извращение, то нужно его привести в норму, энергию самолюбия направить на любовь к ближнему. Знаки поменять с минуса на плюс. Это очень важное обстоятельство. Поэтому святитель Феофан с полным основанием может говорить, что это семя множества грехов.

— Добрый вечер, отец Дмитрий. В церковной жизни я сталкиваюсь с тем, что одни, благочестивые, с бородами, берут на все благословение. Читают акафисты, усердно молятся. А другие, интеллигенция, в это как бы не верит. Кто прав? Это вопрос получается о таинствах.

— Тут таинства никакого нет. Просто, дело в том, что одна группа людей занята собой. Вот, видят священника — и сразу брать благословение. И просто проходу не дают! А другая группа — лучше воспитана. Понимают, что в одних случаях это уместно, в других не уместно. Когда 800 человек, и каждый хочет взять благословение -прямо спортивные соревнования бывают на этот счет. Поэтому борода тут ни при чем. Просто существуют такие навыки, которые осложняют нашу церковную жизнь. Потому что на все брать благословение — это бессмысленное безумие. Это возможно только в очень небольшом монастыре, где существуют игумен и еще при нем там дюжина монахов, послушников. Но не больше. А в противном случае это вырождается во что-то странное и болезненное. В приходской жизни совершенно нереально, чтобы один священник управлял жизнью 200 семейств. А играть в египетский монастырь шестого века — это несерьезно. И привносить в нашу современную московскую или петербургскую суматоху обычаи из древнего пустынножительства — дикость, которая может и досаждать, и приводить к искаженному восприятию жизни. Нужно оставаться в том, в чем призван. И стараться жизнь сделать христианской в тех условиях, в которых ты живешь. А не нужно играть в эти старинные игрушки. Не потому, что они плохие и неправильные. Они хорошие и очень правильные, но все равно ничего не получится.

-Здравствуйте, дорогой батюшка. Я хотела спросить про отпевание. Я слышала от одного православного человека, профессора Осипова, что при отпевании некоторые священники ощущают, праведный человек или нет, какой он жизнью жил. Когда отпевали мою маму, мне показалось, что священнику было тяжело это делать.

— Да, мы не знаем, как наше слово отзовется. А может, он устал. А может, у него живот болел. А может, внучок двойку принес. Вот вам и показалось. На этом «показалось» ничего нельзя строить. Взаимоотношение человека и Бога — это есть тайна. И священник, и любой человек, когда молится о ком-то — что-то ощущает. Просто священник привык молиться, если можно так выразиться, профессионально. И бывает, Господь дополнительно открывает что-то, только и всего. Но на этом основании делать какие-то выводы — это не православный подход. Надо жить по вере, а не по ощущениям.

— Здравствуйте. Относительно Антония Сурожского, я прочитала, что его труды изданы на деньги из фонда Сороса. Так вот, у меня такое мнение, что Сурожскую епархию владыка Антоний создал на песке, и она быстро развалилась после его смерти. Это свидетельствует, что не было основания.

— К фонду Сороса митрополит Антоний не имеет никакого отношения. И епархия никуда не развалилась. Она как была, так и существует. Народ ходит в церковь, молится Богу. Проблема была с владыкой Василием. Это самое обычное дело. У него такое свойство личности, ничего другого от него никто и не ожидал. Все идет нормально, согласно поврежденной нашей человеческой природе. А владыка Антоний строил епархию не на песке, а на Христе. И дело его живет, слава Богу, и будет жить.

>30 вопросов протоиерею Димитрию Смирнову от студентов

Протоиерей Смирнов отвечает на вопросы

Вечер, ПСТГУ, протоиерей Димитрий Смирнов… признаться, я думала, что на встрече в студенческом городке соберутся только отличники и будут задавать заранее заготовленные, сложно выстроенные и строго выверенные богословские вопросы. А пришли обычные молодые люди, которые задавали обычные вопросы, чаще всего о любви. Протоиерей Димитрий Смирнов тоже, по-видимому, ожидал более серьезного разговора, поэтому на первые вопросы реагировал удивленно:

– Что за детские вопросы? Существует ли дружба между парнем и девушкой? Этот вопрос мне задают уже тридцать лет. У кого существует, поднимите руку? (Девушки в первом ряду вскидывают руки). Вот, видите, существует.

И все же вечер продолжился, а вопросы попадались весьма интересные и злободневные.

– Что означают слова «приобретайте себе друзей богатством неправедным»?

– Неправедное богатство – все то, что человек имеет на земле: ум, руки, ноги, таланты, даже недвижимость… С помощью этого неправедного богатства можно приобрести друзей. Например, продать часть недвижимости и на эти деньги отреставрировать древний монастырь. Народ будет ходить в монастырь спасать душу и молиться за человека, который восстановил его. Так человек приобретёт друзей, так как те люди, которые за нас молятся, и есть наши истинные друзья, они дают нам возможность творить добро.

– Можно ли православным заниматься спортом, например, самбо или боксом?

– Это хорошие и нужные виды спорта. Когда я их использую, я чувствую себя вдвойне православным.

Однажды я возвращался домой в пол-второго ночи, стал голосовать на дороге, остановился КАМАЗ. Я сел, мы поехали – далеко видно, красота. Подъезжаем к остановке, и вдруг я вижу, как какой-то гражданин обижает юную леди. Я попросил водителя остановиться, подошел и дал тому гражданину урок. Потом мы посадили юную леди в кабину и отвезли домой. А я еще долго чувствовал себя очень православным.

– Как вы относитесь к рок-музыке?

– Никак, я не считаю рок музыкой, уж очень примитивна. В 8–9 классе школы мы слушали «Роллинг Стоунз», «Битлз», другие популярные группы, а мой одноклассник считал количество воплей в песне – «Какая классная песня тринадцать воплей!» – он считал это достоинством. Но я не могу выносить этот шум.

Недавно во время всенощного бдения недалеко от нашего храма начался рок-концерт. Вечерню мы еще отслужили, но хор путался, исповедовать было невозможно… И я пошел туда и сказал, что концерт окончен. Они не услышали, пришлось захватить микрофон и повторить. Мы договорились, что они сделают потише, и когда я пришел в храм, уже можно было служить.

Зато потом целую неделю в газетах писали, как фашиствующие молодчики во главе с протоиереем Смирновым сорвали концерт. Даже написали, что я применил болевой прием, руку кому-то чуть не сломал. Вот так я от рок-музыки пострадал.

– Как вы относитесь к победе иеромонаха Фотия в шоу Голос?

– Хорошо отношусь. Я считаю, что это отличный миссионерский проект. Иеромонах Фотий – прилично одетый, очень красивый молодой человек (правда же, девушки?), и у него очень красивый голос, необработанный, но красивый.

Я никогда не смотрел это шоу, но тут финал аккуратно прослушал и тоже считаю, что иеромонах Фотий был лучше конкурентов. В этом году из тех, кто был, – это очевидно лучший голос.

Если он уйдет из монастыря и станет певцом, будет жалко, но пока ничего такого не происходит. А люди хотя бы увидели, что не все священники пьяные на мерседесах ездят.

– Священник отдает себя Богу и людям, а матушка должна смиряться и не требовать любви?

– А матушка – не ближний что ли? Матушка из всех ближних – самый ближний. Любви священник и учится у матушки, а уже потом этот опыт переносит пастве.

– Как понимать слова апостола Павла «жены ваши в церквах да молчат»?

– В те времена жены же не учились в богословских институтах, а потому часто несли всякую чушь.

– Может ли человек, попавший в ад, раскаяться и перейти в рай?

– Нет, читайте притчу о богаче и Лазаре.

– Как вы относитесь к Ивану Охлобыстину?

– Я смотрел только два фильма с его участием – «Мама не горюй» и «Иерей-сан». Второй фильм мне сам отец Иван подарил. Но «Мама не горюй» мне больше понравился, а в «Иерей-сан» мне понравился только японский актер Кэри-Хироюки Тагава, он замечательно играл.

Как к личности я к отцу Ивану отношусь очень хорошо, очень его люблю, он человек очень талантливый, а его творчество – средство, чтобы выкармливать своих детенышей. Достойная мотивация.

– Разве актер – не осуждаемая Богом профессия?

– Если человек делает что-то с любовью, это не осуждается. Из актеров я очень люблю Алексея Петренко, например. Раньше, пока он еще хорошо себя чувствовал, он часто ходил к нам в храм. Он прекрасно играет, и я благоговею перед его творчеством.

Так что все зависит от качества.

– Как себя вести, если работаешь в неправославном коллективе?

– Совершенно православно. Когда я был молодым, я себя так и старался вести, и все монтажно-строительное управление ходило ко мне за советами: когда какой праздник, что нужно делать в какой день и так далее. У меня было такое бесплатное частное консалтинговое предприятие.

– Что вы думаете по поводу того, что в России растут антицерковные настроения?

– Настроение как ветер – он может быть теплым, прохладным, а может все побеги заморозить. Народ можно настроить как угодно. Вообще, самостоятельно мыслящих людей всего восемь процентов, остальные кидаются туда, куда им скажут по телевизору или в интернете.

Сегодня с помощью газет, телевидения и интернета можно за деньги создать любые настроения под заказ. Вот сейчас мы все с бровями, а можно так настроить людей, что через два месяца мы их все выщиплем. Как с модой – сегодня юбки подлиннее, завтра покороче.

Так что меня антицерковные настроения совершенно не расстраивают. Если мы занимаемся своим делом, значит мы счастливые люди. Мы же не эстрадные певцы, цель которых создать хорошее настроение.

– Как вести себя с бывшим парнем, если он женился?

– Нужно всегда и со всеми вести себя так, как будто ты православный христианин.

– Что вы думаете о встрече Патриарха и Папы?

– Я думаю, что это совершенно гениальная акция. Мне трудно утверждать, но скорее всего это была инициатива Папы, так как это уже третий Папа, который добивается встречи с Патриархом.

Самый важный результат встречи – два иерарха сделали обсуждаемым для всего мира вопрос об убийстве христиан на Ближнем Востоке. До этого и призывы Патриарха, и намеки Папы до широкой общественности не доходили.

Возможно, и перемирие в Сирии – итог того диалога. Мы очень любим Сирию и особо она нам близка и дорога Великим постом, так как великий сириец Ефрем написал молитву, которую мы читаем в пост.

Сирийцы – это родные нам по вере люди и ведут они себя по-христиански – отдают свои жизни, складывают головы, оставаясь христианами и не принимая ислам. Это великий подвиг и пример для всего мира.

Я не знаю, что будет дальше после этой встречи, потому что в храмах немало сумасшедших, у которых много разных фобий. Но нужно понимать, что объединить православных с католиками невозможно. Это все равно что соединить стакан горячего чая и стакан с прозрачной ключевой водой – получится пойло, которое нельзя пить. Если католики станут православными, для них это будет большой потерей, а если мы станем католиками, мы вообще все потеряем.

Важно держаться традиции, а православной традиции цены нет. С переходом в католицизм, даже при сохранении обряда, как сделала так называемая греко-католическая церковь, традиция теряется. Что греко-католики принесли со времен Ферраро-Флорентийской унии? Где их святые?

– Что вы думаете о словах Патриарха по поводу ереси человекопоклонничества?

– Человекопоклонничество началось с эпохи Ренессанса, то есть Возрождения. Возрождения чего? Язычества. И сейчас человекопоклонничество принимает гротескные формы.

Патриарх осудил права человека? Человек – это не мужчина, ни женщина, ни дите. Человек – это троица, это семья, а у семьи нет прав. Задача людей, которые пропагандируют права, одна – уничтожение семьи. Они хотят расчеловечивать людей и именно так рождаются всякие «-измы» – фашизмы, коммунизмы, феминизмы, либерализмы и так далее.

– Как бороться с унынием?

– Чтобы справиться с унынием, нужно прийти домой и разобрать все шкафы. Тогда у вас не только уныние пройдет, но сердце наполнится радостью – наконец-то!

– Как понять, что Господь призывает к священству?

– Когда Господь призывает, сомнений нет. Если есть рвение «сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», значит надо становиться священником, а всякое смущение от дьявола.

– Как выбирать духовника?

– Ставишь человек 12 и выбираешь.

– Есть ли у вас любимый автор в русской классической литературе?

– Из современных – Фазиль Искандер, из старых – все любимые. Я даже некоторые вещи Чехова люблю. Конечно, самая большая литературная высота – это Пушкин.

Также я с большим удовольствием читал Толстого, Тургенева, Лермонтова. Даже недавно решил перечитать «Обломова» Гончарова. Так как я был в домике Гончарова на экскурсии, и экскурсовод рассказал нам, что отдел пропаганды немецкого Вермахта официально рекомендовал сотрудникам читать «Обломова», чтобы узнать о русской жизни и понять русскую душу.

И действительно, немцы очень мудрые, из этой книги можно много извлечь полезного для понимания русской души. Хотя, боюсь, они все воспринимали в искажённой форме.

Я бы рекомендовал каждому будущему священнику прочесть всю русскую литературу. Она очень развивает ум и дает массу примеров, которые потом можно использовать в проповедях. Например, протоиерей Артемий Владимиров так и делает.

– Сейчас многие говорят о якобы грядущем церковном расколе, о делении общества на тех кто «за» Патриарха и тех, кто не разделяет его церковной политики, возможен ли раскол?

– Раскол – вещь прекрасная. Он сродни вычесыванию вшей из головы. Голова освобождается, ничего не зудит – замечательные ощущения.

Расколы всегда были в Церкви, и обычно на раскол идет человек, который вообще ничего не понимает ни в христианской, ни в церковной жизни. Такой человек не понимает устройство церковной иерархии, он гордый, не видит ничего вокруг и не имеет жалости. Главное для раскольника – его собственные идеи. Его уход – благо для всех, хотя, конечно, и его жалко.

– Расскажите о вашей встрече с отцом Иоанном Крестьянкиным?

– Я встречался с отцом Иваном каждый год, и каждая такая встреча была для меня как поднастройка рояля.

Однажды был интересный случай. Ко мне пришла женщина и говорит: «Отец Димитрий, а отец Иван передает вам, что если вы найдете хотя бы одну человеческую кость, ее нужно похоронить и отпеть полным чином». Я думаю: «Что за бред?» А через некоторое время один художник приносит мне человеческий череп. Тогда я положил его в коробочку, пошел на кладбище, отпел и закопал. И до сих пор эту историю вспоминаю.

– Что делать студенту, если он не понимает, к чему нужно стремиться и зачем нужно образование?

– Я получал образование с конкретной целью, так как хотел посвятить тому, чему я учился, свою жизнь. Но все переменилось, когда я повстречал старца Тавриона, который сказал мне служить в церкви. Тогда я уже регулярно ходил в церковь и очень обрадовался, думаю: «Вот как хорошо быть священником – это и работа, и не надо никуда из церкви уходить». Мной руководила не лень, но хотелось быть в церкви.

Образование нужно, чтобы человек, который пока еще Никто, с помощью него образовался в Нечто. Стал или каменщиком, или архитектором, или педагогом, или священником, или живописцем. Надо смотреть по склонностям. А потом можно и поменять.

– Приемлемо ли девушке пользоваться косметикой или это обман окружающих?

– Окружающих не обманешь! Все давно прекрасно разбираются в косметике.

Когда леди в семнадцать лет пользуется косметикой, эта косметика выглядит, как на корове седло. Нелепо. Нет ничего краше девичей кожи с ее естественным цветом.

Недавно все ломились на выставку Серова, вот посмотрите на щечки Веруши Мамонтовой – никакие кремы этот цвет не передадут.

Раньше времени в косметике нет нужды, и всем мужчинам нравится естественная красота, а не стандарт, который уравнивает всех. Ведь каждая девушка не похожа на другую, а косметика убивает индивидуальность – все девчонки как по трафарету. Это же скучно!

Чтобы все были, как принцессы, я согласен, но чтобы все были стадом – нет.

– Могут ли муж с женой согрешить, находясь в браке?

– Могут, съев килограмм колбасы Великим постом!

– Как перестать представлять каждого знакомого своим мужем?

– Почему вы смеетесь? Это нормально, и молодые люди смотрят так же на каждую приближающуюся к ним девушку. Нас так Бог устроил, это естественно. Вы смеетесь, потому что стесняетесь этого, а стесняетесь вы, потому что мы живем в антисемейную эпоху.

Следствие этой жизни – исчезновение института сватовства. В результате десятки миллионов женщин несчастны и не могут создать семью, а огромное количество мужчин так и не смогли вырасти мужчинами. Они вялые, маменькины сынки, неконкурентоспособные и так далее. Ситуация чрезвычайно сложная.

За свою жизнь я многое делал – строил храмы, реставрировал, служил, проповедовал, но самая большая радость – заниматься с детьми, самая большая радость – дети.

– Как относиться к исламскому терроризму и как с ним бороться? К няне-убийце?

– Поступать в летное училище.

А у няни было выявлено серьезное психическое расстройство. Конечно, родители не могли себе и представить, когда нанимали ее, что она официально лечилась от шизофрении. И у нее возникло обострение, кстати, спровоцированное телевизором. Она воспроизвела то, что увидела в ТВ и убила девочку. Так что не только она убила, убили журналисты и владельцы СМИ, которые смакуют каждую трагедию, каждый теракт и тошнотворным языком делают репортажи.

– Как жить рядом с мусульманами, если их становится все больше?

– А знаете, почему их становится больше? Потому что христиан становится меньше. Если сто лет назад среднестатистическая русская женщина рожала 8-9 детей, даже 15-20 детей в семье – было обычное дело, то сейчас родят одного и все. А раньше русский народ был самый плодный народ в Европе.

Мусульманки же до сих пор рожают по 8-9 детей. И когда мусульман будет 40%, они покажут вам, что такое богословское образование. Противостоять им будет нельзя.

Единственное, чем мы еще пока можем противостоять мусульманам, это рожать по десять детей и воспитывать христиан.

– Что делать, если хорошая знакомая приняла мусульманство?

– А почему мы должны что-то делать? Поздравить, конечно, не могу, женщина в исламе существо второго сорта, и к тому же, говорят, не наследует жизнь вечную. Но ко мне в храм часто приходят мусульманки, и некоторые потом становятся православными.

Есть у меня одна знакомая мусульманка, персиянка. Она раз в два года приезжает в наш храм, чтобы помочь подготовить его к пасхальным богослужениям. Потом она отстаивает службу на Пасху и уезжает в Иран. Вот если бы православные женщины были хотя бы на четверть такие, как она, я бы считал, что моя пастырская задача выполнена.

Я спросил ее: «Как получилось, что ты к нам ездишь?» И она ответила: «Вы даже не представляете, как я люблю Иисуса Христа!»

Я ни от одной православной такого не слышал. Так что нам еще далеко до нее.

– Если понравился парень в электричке, можно ли подойти познакомиться?

– В электричке есть риск, надо быть хорошим физиономистом. Тем более девушки могут поверхностно смотреть – в голове мельтешат актеры, артисты, может возникнуть ассоциация. Лучше, когда выбирают родители, это надёжно.

Но вообще я многим незамужним даже рекомендую: «Сделай ему предложение и облегчишь его участь». Ну что делать, если из мужчин ушло мужское начало? Если у него было исключительно женское воспитание, не было отца, в школе одни женщины, а девочки еще и выше мальчиков часто, в результате выросло существо, которое девочек боится. И если вы все сделаете за него, он будет вам всю жизнь благодарен.

– Грешно ли пользоваться контрацептивами?

– Контрацептив – вещество, которое препятствует зачатию ребенка, когда люди соединяются. Богом устроено, что люди соединяются для рождения детей, а если пользоваться контрацептивами, зачем? Для сладострастия? Как в Древней Греции гурманы сначала ели, потом щекотали горло пером, всю пищу обратно выбрасывали и ели заново. Так же и здесь — вместо того, чтобы строить семью, бесконечное сладострастие.

– Почему так много разводов?

– Главная причина разводов – то, что брак начинается с греха. Если в основе брака лежат грехи детоубийства и блуда, и люди хотят на грехе построить счастье, это утопия.

Я уверяю вас, если бы все русские девушки, как это было семьдесят-восемьдесят лет назад, вернулись к исполнению заповеди номер семь – не прелюбодействуй, – у каждой вместо инфантильных юношей было бы по двадцать женихов на выбор.

А сегодня – с этим пожила пять лет, с этим пять. Какой же смысл на ней жениться, если она уже и так на все согласна?

***

В конце встречи протоиерей Димитрий Смирнов пожелал всем молодым людям не стремиться идти на поводу у духа времени, а думать, прежде всего, о спасении души и земном счастье:

Когда я был молодым, то думал, что жизнь – это страдание, а в старости я понял, что Богу угодно, чтобы мы были счастливы.

Из-за того что семья разрушена, наш народ угрюм и несчастлив, потому что человек может быть счастлив на земле, только если у него есть полноценная семья.

Чего бы человек ни достиг – карьеры, славы, богатства, – счастье дает только семья.

Так что главное – это ваша будущая семья, а ее нужно вымаливать у Бога.

Институт сватовства разрушен, но наши отношения с Богом не разрушены. Если вы будете просить Бога не просто о счастье, а чтобы у вас были дети и вы вырастили из них для Бога христиан, создали домашнюю церковь, ваша молитва будет услышана.

В церкви у вас все ближние и дома, в домашней церкви, ближние, только дома самые любимые ближние. А жить среди любимых и этим людям служить – высшее счастье и блаженство.

Подготовила Мария Строганова

Фото: Александр Филиппов

Вы прочитали статью Протоиерей Смирнов и 30 вопросов от студентов. Читайте также:

  • Протоиерей Димитрий Смирнов: Кожу снять с сердца
  • Протоиерей Дмитрий Смирнов: Последним временам предшествует расчеловечивание
  • Протоиерей Димитрий Смирнов: «Вы крещены? Значит, вы — Церковь»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *