Отмена черты оседлости для евреев

Отмена черты оседлости для евреев

Черта оседлости

Губернии входившие в черту оседлости

Черта́ осе́длости (полное название: Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, горские и бухарские евреи. Площадь территории — около 1 224 008 км².

Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Латгалии, которая была частью Витебской губернии, а сейчас — Латвии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи.

История

Фактическое начало черте еврейской оседлости было положено указом императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года (3 января 1792), который формально был итоговой реакцией правительства империи на письмо витебского еврейского купца Цалки Файбишовича; указ разрешал евреям постоянно жительствовать в Белоруссии и Новороссии, тогда недавно присоединённом к России регионе, и воспрещал запись в купечество, в частности, в Москве (чего и требовали местные купцы, опасавшиеся конкуренции). Исследователь истории еврейства в России Генрих Слиозберг отмечал, что указ Екатерины 1791 года был свидетельством того лишь, «что не сочли нужным сделать исключение для евреев: ограничение в праве передвижения и свободного избрания жительства существовало для всех, в значительной степени даже для дворян».

С третьим разделом Польши в состав черты вошли губернии Виленская и Гродненская, где проживало значительное количество евреев.

Окончательное юридическое оформление черты оседлости сообщило «Положение об устройстве евреев» 1804 года, которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. К губерниям, открытым для евреев, присоединены Астраханская и Кавказская губернии (до 1835 года). «Положение» строго предписывало всем евреям записываться в одно из «состояний»: земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечество, мещанство. «Положение» 1804 года отчасти основывалось на «Мнении» сенатора Гаврилы Державина о причинах продовольственного дефицита в Белоруссии, и в значительной мере — на польских законопроектах XVIII века.

Сам термин (первоначально «черта постоянного жительства евреев») впервые появился в «Положении о евреях» 1835 года.

География черты оседлости

В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:

  1. Бессарабская;
  2. Виленская;
  3. Витебская;
  4. Волынская;
  5. Гродненская;
  6. Екатеринославская;
  7. Киевская;
  8. Ковенская;
  9. Минская;
  10. Могилёвская;
  11. Подольская;
  12. Полтавская;
  13. Таврическая;
  14. Херсонская;
  15. Черниговская.

Кроме того, в черте оседлости оказались все десять губерний Царства Польского. Из черты оседлости в разное время были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев, Ялта и Севастополь.

Евреи также составляли больше 1% населения во всех уездах Курляндской губернии, в Рижском, Валкском, Новгородском, Торопецком, Смоленском, Рославльском, Брянском, Харьковском уездах и Ростовском округе Области Войска Донского, а также во многих уездах Сибири.

Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время

Картина Ю. М. Пэна «Развод». Из серии картин о жизни в черте оседлости

К концу XIX века в Российской империи проживало 5 млн евреев (пятый по численности народ России). Лишь около 200 тысяч из них имели право проживания в городах, не входивших в черту оседлости.

Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговорённых городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты. Историк Вальтер Лакер отмечал, что в начале 1880-х годов большинство российских евреев жили гораздо хуже, чем самые бедные русские крестьяне и рабочие, а основная масса была обречена на медленное вымирание от голода.

До царствования императора Александра II никто из евреев в России не имел права на постоянное жительство вне черты оседлости.

16 марта 1859 года был издан высочайший указ, благодаря которому запрет не распространялся на купцов первой гильдии (если они были купцами первой гильдии в пределах черты оседлости до издания указа в течение двух лет; если они были купцами первой гильдии в пределах черты оседлости после издания указа в течение пяти лет). Дарованное указом 1859 года право на причисление к купечеству первой гильдии не распространялось на города пятидесятивёрстной пограничной полосы западных губерний и губернии Бессарабской, на города казачьих областей, на некоторые другие города и на Финляндию. Евреи-купцы первой гильдии могли взять с собой для проживания вне черты оседлости приказчиков в количестве одного человека и домашнюю прислугу в количестве четырёх человек.

Поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определённого разряда (на начало XX века стоило от 500 рублей до 1500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века — 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Таким образом, вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты налога и пятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.

И. Л. Аскназий «Еврейская свадьба с клезмером», 1893 г.

С 27 ноября 1861 года запрет не распространялся на лиц с высшим образованием, имеющих дипломы на учёные степени доктора медицины и хирургии; кроме того, запрет был снят с лиц, имеющих дипломы доктора, магистра или кандидата по другим факультетам университета.

Законы 1865, 1866, 1867 года сняли запрет с евреев врачей, не имеющих учёной степени доктора.

С 1872 года запрет был снят с евреев, окончивших курс учения в Петербургском технологическом институте.

С 19 января 1879 года право повсеместного жительства было предоставлено евреям: 1) окончившим курс высших учебных заведений, в том числе и медицинских, 2) аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам и повивальным бабкам, 3) изучающим фармацию, фельдшерское и повивальное искусство.

Запрет на проживание вне черты оседлости не распространялся на цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения) и отставных нижних чинов, поступивших на воинскую службу по рекрутскому набору. Лицам, записанных в ремесленные цехи, выдавалось временное разрешение на проживание в определённых населенных пунктах, чаще всего по контрактам и под надзором местной полиции.

Следующие способы вырваться из черты оседлости — получение образования и приписка к ремесленному цеху — были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма — допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цеха во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х годах были распущены.

Граф И. И. Толстой пишет, что русская государственная власть при создании и сохранении закона о черте оседлости исходила из предпосылки о том, что в лице евреев она имеет дело с основательно испорченным, преступным и почти неисправимым народом.

В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине XIX века. Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и в большинстве случаев не распространялся на крещёных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приёме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам, погромы — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации людей, подпитывавших революционные организации и партии. Многие деятели культуры критиковали политику запрета. Владимир Короленко в повести «Братья Мендель» писал: «Черта оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не подвергавшийся критике. Я не помню даже, чтобы самое слово „черта оседлости“ когда-нибудь употреблялось в то время». Давид Бенарье (Маневич) в пьесе «Пасынки жизни» (1907) критиковал черту оседлости и назвал евреев «пасынками России». В период с 1881 по 1914 год в США из России эмигрировало 1,5 млн евреев.

Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августа 1915 года, когда управляющий Министерством внутренних дел разрешил в виду чрезвычайных обстоятельств военного времени проживание евреев в городских поселениях вне черты оседлости, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военного (то есть, дворцовых пригородов Санкт-Петербурга и всей прифронтовой полосы). Отмена черты оседлости не представляла собой смягчение политики по отношению к евреям; наоборот, значительная часть черты оседлости попала в прифронтовую зону, и правительство считало, что евреи, рассматриваемые им как неблагонадежный элемент, будут представлять меньшую опасность в других местностях.

Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны, в 1914—1916 годах, по данным историка Павла Поляна, 250—350 тысяч евреев было выселено из прифронтовых западных губерний (территории Царства Польского, Ковенской, Курляндской, частично из Гродненской, Волынской и Подольской губерний) и переселено в Полтавскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии России. Большинство выселенных евреев Царства Польского (до 80 тысяч человек) бежали в Варшаву.

> См. также

  • История евреев в России
  • Семь-сорок
  • 101-й километр

Примечания

  1. Включая Себежский и Невельский уезды (ныне — часть Псковской области), Велижский уезд (в настоящее время — часть Смоленской области) и три Инфлянтских уезда (сейчас — часть Латвии).
  2. Включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды (в настоящее время в составе Брянской области).
  1. Черта оседлости — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Российские правовые акты XIX века обычно использовали термин «еврей», который первоначально подразумевал лицо, состоящее членом кагала; в юридической литературе начала XX века нередко также использовался термин «лицо иудейского вероисповедания» (см., например: Иоффе М. С. Важнейшие законодательные акты (1908—1912 гг.). — СПб., 1913. — С. 792.).
  3. Караимы в отличие от иудаизма в царской России выделялись как отдельная религия.
  4. John Klier. Pale of Settlement // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe. (англ.) (Проверено 20 февраля 2017)
  5. Геллер М. Я. Гл. 9. Реальность и мечты Александра I // История Российской империи. В 3 тт. — Т. 2. — М.: Издательство «МИК», 1997. — ISBN 5-87902-073-8 ISBN 5-87902-074-6.
  6. Слиозберг Г. Б. Политический характер еврейского вопроса. — СПб., 1907. — С. IX.
  7. Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев. (Проверено 20 февраля 2017)
  8. Евреи России // Национальная политика в императорской России / Сост. и ред. Ю. И. Семёнов. — М.: Центр по изучению межнац. отношений РАН, Коорд.-методич. центр Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1997. — С. 130—137.
  9. «Об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев» (1800).
  10. Бершадский С. Положение о евреях 1804 года. Опыт исторического исследования и мотивов этого законодательного памятника. // «Восход», издаваемый А. Е. Ландау. — 1895, кн. I (январь). — С. 83 и далее.
  11. См.: Высочайше утвержденное 13 апреля 1835 года Положение о евреях (извлечение). (см. § 7 и далее) (Проверено 7 июля 2018)
  12. См.: Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев. / Сост. В. О. Леванда. — СПб., 1874. — С. 359—376 (см. § 7 и далее).
  13. 1 2 3 Полян П.. Сто лет без черты оседлости, Ведомости (24 марта 2017). Архивировано 26 мая 2017 года. Дата обращения 3 мая 2017.
  14. Лакер В. История сионизма = A History of Zionism / пер. с англ. А. Блейз, О. Блейз. — М.: Крон-пресс, 2000. — С. 85. — 848 с. — (Экспресс). — 5000 экз. — ISBN 5-232-01104-9.
  15. Лакер В. История сионизма = A History of Zionism / пер. с англ. А. Блейз, О. Блейз. — М.: Крон-пресс, 2000. — С. 85—87. — 848 с. — (Экспресс). — 5000 экз. — ISBN 5-232-01104-9.
  16. Гр. И. И. Толстой. Антисемитизм в России и другие статьи по еврейскому вопросу. / предисл. К. К. Арсеньева. — Петроград: Рус. о-во изучения евр. жизни, 1917.
  17. Гр. И. И. Толстой. Антисемитизм в России и другие статьи по еврейскому вопросу. / предисл. К. К. Арсеньева. — Петроград: Рус. о-во изучения евр. жизни, 1917.
  18. Полян П. Как перешли черту оседлости // Новая газета. — 2017. — 27 марта (№ 31).
  19. Полян П. Сто лет без черты оседлости // Ведомости. — 2017. — 24 марта (№ 4287).
  20. Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 по 1 января 1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени / сост. ст. сов. Джаковичем. — Пг., 1916. — С. 73.
  21. Аронсон Г. Я. В борьбе за гражданские и национальные права: Общественные течения в русском еврействе // КРЕ-1. — С. 232.
  22. Полян П. М. Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР. — М.: О.Г.И — Мемориал, 2001. — С. 29.

Литература

  • Евреи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Еврейские земледельческие колонии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жительство и передвижение евреев по русскому законодательству // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Черта оседлости — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Беловинский Л. В. Черта оседлости // Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 267—268.
  • Боровой С. Я. Черта оседлости // Советская историческая энциклопедия / Глав. ред. Е. М. Жуков. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 15. — Стлб. 876—877.
  • Галантъ И. Черта еврейской осѣдлости. — М., 1915. — 2-е изд.
  • Полищук М. Евреи Одессы и Новороссии (социально-политическая история евреев Одессы и других городов Новороссии 1881—1904). — М.—Иер., 2002.
  • Законы о евреях. Систематический обзор действующих законоположений / Сост. Гимпельсон И. Я. Под ред. Брамсона М. Л. В 2-х тт.. — СПб.: Изд. т-ва «Юриспруденция», 1914—1915. — Т. 1, 2. — 440+480 с.
  • Миндлин А. Б. История евреев Российской империи

Словари и энциклопедии

Отмена черты оседлости . 2 апреля 1917 г

2 апреля 1917 — Отмена Временным правительством национальных и вероисповедных ограничений в России. Упразднение черты оседлости.
Временное правительство приняло постановление, подготовленное министром юстиции А. Керенским при участии членов Политического и информационного бюро при евреях-депутатах 4-й Государственной думы (эта организация была создана в начале Первой мировой войны). Этим законодательным актом отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». По просьбе Политического и информационного бюро при евреях-депутатах 4-й Государственной думы евреи в постановлении отдельно не упоминались, однако в него вошел перечень статей российских законов, утративших силу с принятием этого постановления. Почти все эти статьи (их было около 150) содержали те или иные антиеврейские ограничения. Отмене подлежали, в частности, все запреты, связанные с существованием черты оседлости.
Черта оседлости в Российской империи с 1791 по 1917 — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (за исключением купцов первой гильдии, лиц с высшим образованием, зарегистрированных проституток, бывших рекрутов, крещёных евреев).
Черта оседлости была учреждена указом Екатерины II от 28 декабря 1791 после аннексии земель Речи Посполитой вместе с её еврейским населением. Она охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также части территории современной Украины, которая расположена в бывших южных губерниях Российской империи.
География черты оседлости
В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:
1.Бессарабская;
2.Виленская;
3.Витебская, включая Себежский и Невельский уезды (ныне — часть Псковской области, Велижский уезд (в настоящее время — часть Смоленской области) и три Инфлянтских уезда (сейчас — часть Латвии);
4.Волынская;
5.Гродненская;
6.Екатеринославская;
7.Киевская;
8.Ковенская;
9.Минская;
10.Могилевская;
11.Подольская;
12.Полтавская;
13.Таврическая;
14.Херсонская;
15.Черниговская, включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды (в настоящее время в составе Брянской области).
Кроме того, в черте оседлости оказались десять губерний Царства Польского. Из черты оседлости были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев, Ялта и Севастополь.
Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время
Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе профессии, явилась чрезвычайная скученность еврейских ремесленников и их семейств в местечках в пределах черты.
Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии, лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; ремесленников особой квалификации в необходимых отраслях; отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.
В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине XIX века. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации образованной молодежи, подпитывавшей революционые организации и партии. Многие деятели культуры критиковали политику запрета и лицемерие властей, не желавших даже обсуждать этот вопрос. В. Г. Короленко в повести «Братья Мендель» писал: «Черта оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не подвергавшийся критике. Я не помню даже, чтобы самое слово „черта оседлости“ когда-нибудь употреблялось в то время». Драматург Давид Бенарье (Маневич) в своей пьесе 1907 года «Пасынки жизни» жестоко критиковал черту оседлости и назвал евреев «пасынками России».
Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции.

С детства наслышался ужасных ужасов про бедственное положение евреев в «тюрьме народов» тут вам и запрет на учебу»закон о кухаркиных детях» и резервация, черта оседлости На самом деле было много разных способов преодолеть это ограничение от крещения до «лицензии» на торговлю, в том числе и собой т.е. желтый билет и вообще при обьективном рассмотрении все оказывается не столь ужасно. Не могу не поделиться статьей найденной в рассылках которую с привожу с сокращениями
Черта оседлости
До Первой мировой войны в России появилось как минимум восемь систематических обозрений действующих законоуложений правительства о евреях. Среди них — работы М. Мыша (1904, 1910), И. Гессена (1904), И. Фриде (1909), Л. Роговина (1913), Г. Ветлугина (1913), Я. Гимпельсона и Л. Брамсона (1914). Это тысячестраничные сборники, содержащие подборку государственных законов, разъяснения к ним Сената, запросы и жалобы в Сенат в связи с выполнением или невыполнением законов на местах.
Во времена Петра государственность и православие фактически слились, в каковом состоянии и пребывали до Февральской революции. И поэтому все иноверцы по сути своей считались людьми сомнительными, в этом нет ничего странного для таких условий. И все ограничения, накладываемые на иноверцев, в таких условиях были неизбежными — отказ от них был бы уже революцией, изменением основ государства.
Черта оседлости появилась вследствие раздела Речи Посполитой. Сначала евреи были фактически равны по правам всем другим гражданам Российской империи. Надо сказать, что Российская империя была в то время очень четко структуризованной страной, там все знали свое место и не обладали никакими демократическими свободами. Большая часть населения — крестьяне, все крепостные, государственные или помещичьи. Священнослужители пока не были освобождены от телесных наказаний. Дворяне служили государю, причем там, где велят, а не по свободному волеизъявлению. О возможности свободного перемещения мещан и купцов можно судить по рассылке о паспортах — они тоже не так уж и вольны. Казаков вообще безостановочно переселяли с места на место.
Так вот, у России появились новые земли, причем с населением. Зачем государства захватывают новые земли? Чтобы богатеть. Чтобы получать с присоединенных территорий налоги и увеличивать свой государственный доход.
В 1772 Россией, Австрией и Пруссией был осуществлен первый раздел Речи Посполитой. К Российской империи были присоединены Латвия и восточные белорусские земли. По этому разделу на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Безусловно, на этой территории жили не только евреи, латыши и белорусы тоже там наличествовали, но евреи были для России самым необычным приобретением. За ними было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Манифест о присоединении сохранял за евреями прежние права, которые они имели в Польше. Впервые были твёрдо установлены налоги. Было введено разделение народа на группы по социальному положению: мещане (имеющие капитал до 500 рублей) и купцы, чьё имущество превышало эту цифру. Как правило, евреи оказывались мещанами, и только небольшое количество попало в купеческое сословие (Указ 1780).
Согласно сенатскому указу 1785 евреям разрешалось жить в деревнях, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков. Признавалось право евреев, записавшихся в купечество избирать и быть избранными членами магистрата, ратуш и городских судов. Религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов.
Новое, иноверческое население, говорящее на другом языке и привыкшее к большей свободе передвижения, к самоуправлению и самостийности, чем коренное российское население, оказалось непосредственно на территории России и стало нарушать установившее равновесие. Даже поглощая казаков, Российская империя не имела таких сложностей .
Екатерина II решила ограничить мобильность евреев. Указом 1791 евреям кроме обычных мест проживания было разрешено селиться в Белоруссии, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. В указе было специально отмечено, что евреи не имеют права «записываться в купечество во внутренние российские города и порты». Запрещалось проживание евреев в центральных российских губерниях. Исключения делались для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров, пивоваров, и «вообще мастеров и ремесленников», лиц окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
Второй раздел Речи Посполитой был осуществлен в 1793 году. По этому разделу к России были присоединены правобережная Украина и центральная часть Белоруссии. В результате третьего раздела к России отошла западная часть Белоруссии. Соответственно, указом 1794 была узаконена расширенная черта оседлости евреев.
В 1795 к днепровскому бассейну присоединился, по третьему разделу Польши, бассейн Немана — Литовский край (Виленская и Гродненская губернии). Этим закончилось формирование черты оседлости на исходе XVIII века.
Как написано в энциклопедиях, она включала 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова). То есть это не была какая-то узкая полоска непригодной для жилья земли, это была большая территория, где евреи уже жили (вместе с белорусами, украинцами, латышами и молдаванами), то есть их не сгоняли с места. Это не резервация, не гетто. Это целая страна, причем большая, больше, чем, например, сейчас отдельно Литва или Беларусь, или Молдова. Это, между прочим, первое еврейское государство после долгого перерыва с библейских времен, где, поначалу, действовали не все Российские законы, была учтена культурная специфика.
Кстати, Российская империя вообще отличалась тем, что законы в разных частях территории были разными.
В 1804 Александр I утвердил Положение о евреях. Евреям запрещалось владеть питейными заведениями и постоялыми дворами в сельской местности. Это же Положение разрешало евреям обучаться в русских школах и университетах (но большая часть евреев не знала русского языка), открывать собственные школы, была отменена двойная подать с фабрикантов, ремесленников и земледельцев. На выборные должности могли избираться только владеющие русским, немецким или польским языками (по-моему, в этом нет дискриминации, на каком-то всем понятном языке они должны же были говорить). Евреям-земледельцам разрешалось проживать ещё в 2-х губерниях: Астраханской и Кавказской. Все выезжавшие за пределы черты оседлости, а также учащиеся и студенты были обязаны носить европейскую одежду
То есть первоначальная идея состояла в том, что постепенно евреи должны стать такими же гражданами Российской Империи как все — выучить язык, начать одеваться по-европейски. Поскольку государственной религией России было православие, перейдя в православие, еврей избавлялся от всех ограничений, критерием была именно религия, а не национальность.
На Венском Конгрессе (1815) к России была присоединена часть Польши, принадлежавшая до того Пруссии, под названием Царства Польского с некоторой автономией, но под управлением русского царя. Там тоже было много евреев, пользовавшихся широким самоуправлением. Царство Польское имело свою конституцию, свой парламент-сейм, свое войско, свою монетную единицу (злотый), таможенные границы с Россией. До 1868 запрещено было селиться в пределах «черты оседлости» евреям из Царства Польского и наоборот. В это же время, напоминаю, еще были проблемы с финнами, у которых тоже был особый статус, язык и культура, ну и теперь еще и с поляками, конечно. Финны и поляки, правда, не стремились в массовом порядке переселиться в центральную часть России , а евреи не хотели ассимилироваться и одновременно, не хотели тихо жить на одном месте и платить налоги.
С 1827 евреев стали брать в армию, до этого они были избавлены от воинской повинности, она заменялась для них денежным налогом. Квота для евреев была выше, чем для русских, но при этом четверть русского состава армии находилась на положении военнопоселенцев, Все остальные подданные российской империи служили в армии, когда пишут об ужасном положении евреев в Российской империи, упускают из виду, что их всего-то навсего, в большинстве случаев, пытались уравнять в правах со всем остальным населением. Поскольку для них это было ухудшением положения, реагировали они довольно бурно.
В пределах «черты оседлости» евреям запрещалось жить в селах, а также в Киеве (с 1827), Николаеве (в 1829-1866), Севастополе (с 1829) и Ялте (с 1837).
В ‘Положении о евреях» Николая I (1835) были представлены все действующие законы о евреях и добавлены новые. Введена норма для участия их в земском и городском самоуправлении. Как правило, все введенные тогда и позже нормы и квоты обосновывались тем, что доля евреев в населении России невысока, значит, невелика должна быть и их доля в самых разнообразных видах деятельности, практикуемой на территории России. В этом есть определенная административная логика. Это логично для государства, которое считает своим долгом прямо регламентировать все на его территории происходящее.
В 1843 опять выселяли евреев из Киева.
Указом 1844 были введены коренные изменения в системе еврейского образования. Были открыты, наряду с хедерами казённые еврейские училища и раввинские семинарии. Чтобы содержать эти учебные заведения, был введен специальный налог на свечи. Состоятельные семьи стали посылать своих детей в гимназии. В этом же году были упразднены кагалы и введено общее для страны управление. Участие представителей евреев в органах управления было ограниченным.
В 1851 Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан. Вы можете представить себе неоседлых мещан среди русского населения? Не было такого, все они были зарегистрированы, переписаны и жили на одном месте. А для евреев отделение оседлых от неоседлых оказалось настолько затруднительным, что вскоре указ был отменён.
Поменялся император.
По указу Александра II 1856 требования к рекрутам евреям были уравнены с требованиями для других национальностей, были упразднены школы кантонистов, все кантонисты моложе 20 лет были возвращены родителям. Послабления были сделаны и в политике ограничения районов проживания, разрешённых евреям. Последующими постановлениями разрешался приём на госслужбу имеющих учёные степени, разрешалось проживание купцов 1-ой гильдии вне черты оседлости, допускалась служба евреев в гвардии, производство в унтер-офицеры на общих основаниях, награждение орденами предписывалось осуществлять также, как и для солдат-мусульман.
В 1859-1865 были устранены запреты на проживание в столице отставных солдат евреев, разрешено имеющим научные степени свободно избирать род занятий, разрешено селиться за чертой оседлости купцам 2-й и 3-й гильдий, имеющим высшее образование, лицам, прошедшим воинскую службу на основе рекрутского устава, и их потомкам и членам их семей, фармацевтам, акушерам и дантистам. Были сняты ограничения на продвижение по служебной лестнице. С получением чина действительного статского советника разрешалось на общих основаниях присваивать потомственное дворянство. Временно проживать могли студенты, ученики ремесленников, купцы низших гильдий.
С 1864 начинают издаваться законы, вводящие ограничения, но по-настоящему волна ограничений началась в 1881 — после убийства Александра II и воцарения Александра III . Еще в 1880 МВД распространило циркуляр, запрещавший выселять из внутренних губерний незаконно поселившихся там евреев, все развивалось в сторону дальнейшей либерализации, а теперь началась реакция. Вообще надо отметить, чтогосударственная политика у нас все время колебалась — от либерализации к ужесточению режима и потом обратно и ужесточение и либерализация мер по отношению к евреям шла в русле общих изменений политики. Нельзя историю евреев в России рассматривать в отрыве от контекста.
В 1882, после погрома в Балте, в Петербурге собрался съезд представителей еврейских общин России. Правительство предложило им обсудить вопрос, каким образом ‘разредить еврейское население в черте его оседлости, имея в виду, что во внутренние губернии России евреи допущены не будут’. Иными словами, власти предложили евреям новую альтернативу ассимиляции — эмиграцию. Много евреев уехало в Аргентину
В 1882 были введены через комитет министров ‘Временные правила’, касавшиеся прав еврейского населения России. Позже они менялись и дополнялись.
Положения были обязательны для 15 губерний черты оседлости, исключая Царство Польское. Евреям запрещалось: вновь селиться в сельской местности, приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов в черте оседлости, арендовать земельные угодья, торговать в воскресенье и христианские праздники. Фактически черта оседлости сократилась без изменения границ — за счет внутренних ограничений, мобильность еврейского населения была вновь уменьшена. Часто положения толковались произвольно в сторону ужесточения, с чем боролся Сенат. Местечки переименовывали в деревни, чтобы сократить переливание туда еврейского населения. В одной Херсонской губернии переименовали в деревни шестьдесят три местечка.
В сети есть много свидетельство того, что жить в черте оседлости было ужасно. Плотность населения была так велика, что мобильность была одним из способов выживания. Но, честно говоря, я не понимаю, почему. Позже приведены данные 1897 о количестве евреев и их расселении, их было около пяти миллионов. Территория черты оседлости была, как я уже говорила, очень велика. В Москве живет сейчас, допустим, 12 миллионов человек на очень малой для такого количества людей территории, мы, фактически, друг у друга на голове сидим, но никто не считает, что жить тут невыносимо, иначе бы уехали. Дело, значит, не в плотности населения. А в чем? Я не знаю. В культуре, наверное. Наверное, евреи просто не оседлые по сути своей. Вот посели цыганский табор на одном месте и не разреши переезжать с места на место, они же с ума сойдут. У евреев, конечно, другая культура, но, наверное, не предполагает оседлости. И как они в Израиле живут, не понимаю. Площадь Израиля меньше площади черты оседлости. Но это все мои измышления, не считайте их попыткой высказать истину.
Кроме того, я от всей души согласна, что этот период — с 1881 до февральской революции — был ужасным периодом в истории российских евреев, они почему-то всех ужасно раздражали и с ними активно боролись разнообразными способами.
В 1882 военный министр распорядился, чтобы в русской армии было не более 5% евреев-врачей и фельдшеров от общего медицинского персонала.
В 1886 была введена процентная норма для приема евреев в ВУЗы. В пределах черты оседлости процентная норма составляла для мужских гимназий и университетов в размере 10% от всех учеников, в остальной части России — 5%, в столицах — 3%. Тут, кстати, административная логика нарушена — в пределах черты оседлости евреи составляли значительно больший процент населения, чем 10. Это уже антисемитизм. Данные циркуляры были также выпущены в обход Госсовета через комитет министров ‘впредь до пересмотра всех законов о евреях’, причем предполагалось, что права евреев будут не сокращены, а расширены.
В 1886 же из Киева выслали 2000 семейств, многие поселились на реке Днепр, на плотах и баржах, воспользовавшись тем, что временные правила не предусмотрели запрета на такой вид проживания.
В 1887 евреям, жившим в деревнях, запретили переезжать из одной деревни в другую. В этом же году из черты оседлости были исключены Таганрог и Ростов-на-Дону.
В 1889 министр юстиции Н.Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливающее принятие в число присяжных поверенных ‘лиц нехристианских вероисповеданий : до издания особого закона’. В секретной части постановления подчеркивалось, что министерство юстиции не будет выдавать разрешение на зачисление в присяжные поверенные ни одному еврею, пока не будет установлена соответствующая процентная норма по всей стране. На мусульман эта мера не распространялась.
В 1890 была проведена новая ограниченная земская реформа, которая лишила евреев права участвовать в органах местного самоуправления. Новое Городское Уложение 1892 совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления, как в черте, так и за ее пределами.
В конце 80-х — нач. 90-х гг. власти начали проводить чистку внутренних губерний от евреев. Полиция активно проводила облавы в Петербурге, Москве и других запрещенных для жительства евреев городах. Ловили не только незаконно поселившихся (многие фиктивно записывались подмастерьями к ремесленникам, лакеями к лицам с высшим образованием и пр.), но и всех нарушивших законодательство о пребывании ремесленников во внутренних губерниях. Впрочем, в этом опять-таки есть административная логика — законы издаются для того, чтобы их соблюдали, и не только то, что проводились эти меры в антисемитское время, привело к действиям жестоким и негуманным. Вот сейчас, например, начинают людей выселять, если они долго не платят за квартиру, а не делают они этого, потому что у них денег нет. Конечно, это ужасно и не гуманно. Но за квартиру-то платить тоже надо, то есть законная причина их выселять есть. Законы — вообще вещь ужасная и негуманная.
Но вернемся к евреям.
Право на постоянное жительство в Москве, дарованное николаевским солдатам, отслужившим 25 лет в армии, было в 1891 отнято, тогда вообще из Москвы произошло массовое выселение евреев. Их тогда проживало там 25-30 тысяч, в том числе большое количество незаконно поселившихся. 28 марта 1891 в первый день праздника Песах был опубликован указ, отменяющий для Москвы и Московской губернии прежние привилегии для евреев-ремесленников. Указ запретил евреям-ремесленникам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам вновь поселяться в Москве и Московской губернии, а находившиеся там должны были вернуться в черту оседлости. Сначала по этапу отправили в черту нелегально поселившихся. Жившим на законных основаниях предписали покинуть Москву в месячный срок. Тех, кто не успевал выехать, отправляли по этапу. У многих не оказалось денег на проезд, и благотворительный еврейский комитет покупал им билеты до ближайшей станции в черте оседлости.
К 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев. На территории Российской Империи проживало приблизительно 5,25 млн. евреев, из коих 3,837 млн. жили в Европейской России. На Кавказе, в Сибири и Центральной Азии проживало 105 тыс. евреев. Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских — 35,5%, евреев — 30%, украинцев — 27%.
43,6% евреев составляли мелкие ремесленники, 14,4% — портные и швеи, 6,6% — плотники, 3,1% — слесари, остальные занимались торговлей и другими формами обслуживания или не имели определённых занятий. Русским языком в той или иной степени владели 24,6% евреев.
В 1903-1906 прошла вторая волна погромов. Погром начался в Кишинёве, перекинулся на многие еврейские местечки. Наибольшего размаха достиг одесский погром.
После подавления революции 1905-07 законодательство, касающееся евреев, продолжало ужесточаться, урезалась процентная норма для евреев в разнообразных учебных заведениях (исключая консерваторию, в которой было достаточно вакантных мест). Выпускники еврейских средних школ были лишены права поступления в государственные ВУЗы.
В 1912 Сенат запретил евреям занимать должности помощника присяжного поверенного, на которых они оказались после введённого ранее запрета на должности присяжного поверенного. Было приказано изгнать евреев со всех мест вне черты оседлости, поселившихся там незаконно. Это коснулось даже участников обороны Порт-Артура. Принцип «крещеный еврей становится христианином» был отброшен. То есть вот теперь уже антисемитизм проявился и на государственном уровне, не только на местах, и относился к национальности, а не к вероисповеданию. Закон 1912 содержал запрет на производство в офицерское звание детей и внуков обращенных. Некоторые члены Думы высказывались за запрещение хоронить новообращённых на христианских кладбищах.
С началом 1-ой мировой войны районы, заселённые евреями, оказались в зоне военных действий. Началось поголовное выселение из прифронтовых районов. В результате правительство вынужденно было временно упразднить черту оседлости, чтобы найти пристанище выселяемым из западных губерний евреям. Отменили обязательный для евреев годичный паспорт и разрешили получать бессрочный. Евреям все еще запрещалось селиться в столицах, в сельской местности, в областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. Евреям участникам войны и их детям разрешили поступать в высшие и средние учебные заведения сверх процентной нормы. Было частично разрешено принимать евреев в адвокаты.
Третья волна погромов в черте оседлости была самой долгой — с 1915 по 1921. На них нисколько не повлиял тот факт, что после отречения Николая 2-го Временным правительством были отменены все ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. История черты оседлости на этом закончилась.
По идее, надо бы придумать какую то мораль. Считайте, что это история о том, что невозможно изменить культуру мерами административного воздействия. Может быть, если бы не было черты оседлости, евреи расселились бы по всей России, ассимилировались, и не было бы никакого еврейского вопроса. Схема, сработавшая с финнами и поляками, с евреями не сработала. А если бы сработала, еврейское государство, возможно, находилось бы не там, где сейчас, и называлось бы не Израиль.
Людмила Бирюкова

Черта оседлости — так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название — «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев»). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой — язык идиш, клезмерская музыка и еврейское местечко, и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное — именно здесь находились духовные центры еврейского народа — центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим, Альтер ребе, раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска, раби Нахман из Браслава и многие другие.

История черты оседлости

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа — т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы, всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати — вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность — юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты, отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны — набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда — при попустительстве властей — принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление — «кдошим тихйу», что можно перевести как «Святы будьте». Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы — сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества — ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *