Откровенные рассказы странника

Откровенные рассказы странника

Предисловие к новому изданию

Выходящие ныне новым изданием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» уже давно и достаточно известны русскому обществу. Написанные во второй половине прошлого столетия, они распространялись и в рукописном виде, и печатно. Переписаны они были на Афоне настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии, игуменом Паисием, и им же изданы, иждивением этого монастыря. В 1884 г. в Москве вышло уже четвертое издание. Рассказы были дважды переизданы и за границей, издательством YMCA-Press, в Париже.

Кроме этих четырех «рассказов странника», в России, еще в 1911 г., было издано (2-мя изданиями) дополнение к этим рассказам, найденное в рукописи в бумагах известного Оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия. Эти новые, – пятый, шестой и седьмой, – рассказы были также переизданы отдельной брошюрой за-границей в Русской церковной типографии во Владимировой на Словенску в 1933 г. К первым (четырем) рассказам было составлено предисловие настоятелем Черемисского монастыря, а к заграничному изданию предисловие написал проф. Б. П. Вышеславцев. Дополнительному изданию трех рассказов предпослал свое предисловие еп. Вологодский, Никон, издатель «Троицких Листков».

В настоящем издании читатель имеет все семь рассказов, дополненные, как и раньше, тремя «ключами» для внутреннего молитвенного делания, составленными из творений известных отцов-аскетов.

Автор этих рассказов остался неизвестным. Устное предание называло разные имена: и игумена Тихона, настоятеля одного из монастырей Нижегородской или Владимирской епархии, автора нескольких душеполезных книг (например, «Высокое служение иерея Божия на земле»), и старца, о. иеросхимонаха Амвросия оптинского, и даже самого еп. Феофана Затворника Вышенского. Но никаких неопровержимых данных нет в пользу кого бы то ни было из них. Очень возможно, что это вообще никому не ведомый писатель. Во всяком случае, надо сказать, что он был не лишен литературного дарования и вкуса.

В значительной степени успех этой книжки объясняется ее внешними качествами, вполне соответствующими и ее внутреннему содержанию. Излишне говорить, что часто стиль духовно-просветительной литературы, не подчинявшийся требованиям литературной критики и культуры, отталкивал от себя очень многих читателей, жаждавших религиозного просвещения. Книги духовно-нравственного содержания почему-то почти всегда писались особым, неприемлемым для литературного слуха языком, обильно уснащенным славяно-русскими оборотами, языком условным, приторно-елейным и потому легко кажущимся неискренним. Можно смело сказать, что при всем богатстве богословских трактатов и монографий первоклассной научной ценности, русское общество, жаждавшее религиозного просвещения, было совершенно лишено книг, написанных вполне естественным языком, не режущим слух литературно-образованного читателя. Даже академические переводы святоотеческих творений, почти всегда выполненные профессорами высших богословских школ, зачастую страдали от этого искусственного приспособления к выработанному стилю духовных листков и брошюрок для народа. Пушкинскому языку почему-то закрыты были двери в эту область религиозной литературы.

«Рассказы странника» служат как раз счастливым исключением. Их автор сумел возвыситься над утвержденным уровнем духовно – нравственной письменности. Эта книга написана живым, народным и правильным русским языком. Конечно, она не чужда известной доли манерности; язык ее для нашего времени значительно устарел; он не свободен от примеси церковно-славянизмов; ритм и стиль кое-где не выдержан до конца. Но, в общем, эти детали никак не умаляют благоприятного впечатления от всего повествования Странника. Это все не выдумано и не искусственно создано. Автор безусловно слышал этот говор, так сказать, с натуры. Он вполне вошел в этот распев и владеет им умело и уверенно.

Встает вопрос, принадлежат-ли вторые три рассказа тому же автору, что и первые четыре? Странным кажется, почему только в 1911-ом году, после того, как книга выдержала четыре издания и была широко распространена по всей России, вдруг были найдены последние рассказы. Найдены, повидимому, и не сразу после смерти покойного старца Амвросия. У меня лично нет полной уверенности в тождественности составителей. Автор последних трех рассказов вполне, повидимому, овладел стилем предыдущих повествований, но какая-то доля сомнения все же остается. Но это и не столь важно.

Гораздо важнее этой внешней стороны самое внутреннее содержание книги. Это – путь странника по бесконечным дорогам, большакам и проселкам Св. Руси; одного из представителей той «во Христе бродячей» России, которую мы так хорошо знали тогда, давно, давно…, – России, которой теперь нет и которой, вероятно, никогда больше и не будет.

Это те, кто от преп. Сергия шли в Саров и на Валаам, в Оптину и к киевским угодникам; заходили и к Тихону и Митрофанию, бывали и в Иркутске у святителя Иннокентия, доходили и до Афона и до Св. Земли. Они, «не имея пребывающего града, искали грядущего». Это те, кого манила даль и беспечная легкость бездомного жития. Оставив свой дом, они находили его в иноческих обителях. Сладости семейного уюта они предпочли назидательную беседу старцев и схимников. Крепкому укладу векового быта они противопоставили ритм монастырского богослужебного года с его праздниками и церковными воспоминаниями. Они кажутся нам теперь гораздо более близкими к Бедняку из Ассизи или еще ближе к тем первохристианам, о которых древний автор написал: «христиане населяют свои отечества, но как пришельцы; во всем участвуют, как граждане, но все терпят, как чужестранцы; всякая чужбина им – отечество, и всякое отечество – чужбина… Будучи во плоти, они не по плотскому живут; по земле скитаются, но на небе жительствуют» (так называемое «Письмо к Диогнету»).

И вот этот «по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник», ночующий то у мужика-полесовщика, то у купца, или в захолустной сибирской обители, а то у благочестивого помещика или священника, ведет свой безыскусственный рассказ о своем странствовании. Ритм его напева легко захватывает читателя, подчиняет себе и заставляет слушать и поучаться. Обогащаться тем богатым сокровищем, которым владеет этот бедняк, не имеющий ничего с собою, кроме сумки сухарей, Библии за пазухой, да «Добротолюбия» в своей сумке. Это сокровище – молитва. Тот дар и та стихия, которым безмерно богаты те, кто его стяжали. Это – то духовное богатство, которое отцы-аскеты назвали «умным деланием» или «духовным трезвением», которое унаследовано от подвижников Египта, Синая и Афона, и корни которого уходят в седую древность христианства. Это – то богатство, которое близко всем мистикам всех религий, то внутреннее самоуглубление, которое открывает «потаенного сердца человека», которое показывает подвижнику «ведение логосов твари», т. е. премирный смысл и художественный замысел божественного плана созданной вселенной.

Апостольские слова «непрестанно молитесь», с которых, в сущности, и начинается это духовное паломничество Странника, полюбились христианским мистикам древности и, воплощенные в их внутреннем делании, выработались в особую духовную науку о постоянном трезвении ума. Уже Климент Александрийский, философ и богослов, один из первых христианских мистиков, знает основные принципы этого делания. Его совершенный «гностик» стремится молиться этой внутренней молитвою, которой не нужны ни особое время, ни место, ни книги, ни молитвенные символы. Ему не нужны слова и звуки. Безмолвная молитва его уст, шепот его губ, это – крик его сердца. Он молится весь день и всю жизнь. Он не нуждается в храмах, и богослужение его сердца не подчиняется церковному типикону. Цель его молитвы – не исполнение прошений, а чистое созерцание Бога.

Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, Montreal, 2016. Электронное издание

> Часть первая

Мы благодарны за возможность принять участие в предстоящем грандиозном событии. Совет выражает признательность всем силам за предоставленный Театр действий в Игре!

Пробуждение. Первое откровение странника

скачать книгу бесплатно

В оформлении обложки использована фотография автора Guillem Mar? https://www.pinterest.com/pin/309692911862309639/

От автора

Всю свою историю, человечество (люди) не имеют свободной воли и всю свою историю к ней же и стремится. Что это такое, почему это появляется, я и попробую дать объяснения в данном материале, в меру своего понимания и способностей объяснять. Эта книга написана доступным и простым языком, без заумных фраз и оборотов, но в тоже время заставит много раз отключится мозг. Поэтому в такие моменты стоит возвращаться к предыдущим страницам снова и снова, пока мозг не поймет.

Этот момент будет как «Вау, я понял». Надеюсь, мой труд и мои знания будут полезны людям.

Введение

Человечество – это эксперимент, цель его вырастить определенные души (правильней – сущности). Внешний вид не имеет значения, сейчас он тот, что вы видите в зеркале, это не первый и не последний из них. В реальности вы все выглядите одинаково, идентичные части Единого целого. Различают вас по энергетическому, персональному коду (он уникален) и при необходимости найти любого – мгновенное дело. Этот же код можно рассматривать как судьбу, хроники Акаши, предназначение и т.п. названия, суть которых одна.

Тут главное понять, что все тут часть одного, абсолютно идентичные, цель нахождения тут прохождения пути. Путь выбирается самим собой в начале. Так что нечего пенять на судьбу, что хотели, то и получили, но и страдать не стоит, т.к. это никому не надо.

При нормальном, верном прохождении пути, человек счастлив, если он испытывает страдания, значит проходит его неправильно, с ошибками. Ваши эмоции – это как нервные окончания, когда больно, то не стоит этого делать, когда счастливы, то на правильном пути. Поэтому для нас дико наблюдать как вы сами выбираете путь боли и страдании по неразумению своему, т. к. же дико, как и вам будет дико смотреть на людей, засовывающих руку в огонь, и удивляющихся что больно, а виноват в этом тот, кто так не делает. Надеюсь, это понятно. Так же вы имеете очень сильное оружие – общее знание. Стоит только всем захотеть что-то поменять, и тут же это произойдет. Именно за общее сознание и идет борьба, известная вам как добра и зла за души людей. Для того, чтобы понять, как это работает, то вспомните как выглядит медуза со щупальцами. Вы – щупальца, вся медуза – Единое целое (Единый творец, разум, Создатель, Логос, Бог). Чем сильней дернуть за щупальца, тем больнее внимание она обратит на него (раздражитель), и либо нормализует ощущения (если не приятны – отдернет и тп) либо наоборот поможет усилить их. Так же и каждый человек поступает и любое существо, потому что создано по образу и подобию, и по-другому быть не может. Это, скажем так, основное понятие, от которого будем плясать дальше.

Как вывод тут основной момент – когда счастлив, то это правильный путь, когда боль и страдания, то стоит менять что-то, иначе будет хуже.

Строение

Как я уже упоминал выше, человек (наверное, вам будет проще принять этот термин, хотя

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.
Купить и скачать книгу в rtf, mobi, fb2, epub, txt (всего 14 форматов)

скачать книгу бесплатно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *