Отец Виктор Новиков

Отец Виктор Новиков

Заявление клириков Смоленско-Калининградской епархии

По милости Божией, наша Русская Православная Церковь проходит трудный путь возрождения и восстановления духовного облика Святой Руси. Верим, что молитвами всех святых, в Земле Российской просиявших, наше многострадальное Отечество в новом тысячелетии явит миру свою духовную силу и правду Святого Православия. Однако, несмотря на положительные и конструктивные изменения в жизни нашего народа, православным людям приходится наблюдать и негативные, разрушительные процессы, направленные на размежевание и противостояние в обществе и Церкви, что особенно болезненно воспринимается верующим сердцем.
В ряду таких настораживающих и горьких фактов особую тревогу и озабоченность вызывает у нас, священнослужителей Смоленско-Калининградской епархии, гнусная и клеветническая кампания, развязанная некоторыми средствами массовой информации, которая ведется против нашего правящего архиерея — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Эта кампания имеет своей целью не только опорочить имя видного иерарха нашей Церкви, постоянного члена Священного Синода, но и дискредитировать в целом Священноначалие, и тем самым внести соблазн в неокрепшие души людей, только обретающих истину Православия и спасительную веру.
Пятнадцать лет тому назад Царица Небесная, Одигитрия, привела на нашу древнюю Смоленскую землю Преосвященного митрополита Кирилла. Епархия находилась в крайнем запустении. На всю Смоленскую область приходилось всего лишь 35 православных приходов, большинство из которых — в сельской местности. Отсутствие храмов, монастырей, духовных учебных заведений, несомненно, сказывалось на общем духовно-нравственном уровне населения области. Люди забыли Бога, забыли свою отеческую веру, свои православные корни. Ревностные труды Владыки митрополита зажгли в людях надежду на возрождение Православия на Смоленщине. В то время, когда трудно было даже представить появление новых приходов, в Смоленской епархии с приходом митрополита это стало реальностью. Мы хорошо помним радость первого за много лет открытия православного прихода в городе Калининграде в 1985 году и в городе Ярцево в 1986 году. Это был настоящий праздник для жителей не только городов, но и близлежащих населенных пунктов. В настоящее время на Смоленской земле действует около ста приходов, и за каждым — большой труд по их организации, обустройству, содержанию, обеспечению церковно- и священнослужителями. По инициативе Владыки митрополита именно в Смоленской епархии были открыты первые в нашей Церкви православный детский сад, гимназия, духовное училище, стала проводиться широкая катехизация в светских высших и средних учебных заведениях. На сегодняшний день в Смоленской области пять тысяч детей изучают основы Православия и христианской жизни. Наряду с действующей семинарией, в этом году открыто духовное училище для регентов, псаломщиков, иконописцев, катехизаторов и с совершенно новым направлением для такого рода духовных учебных заведений — факультетом сестер милосердия.
А где найти слова, чтобы описать жертвенные труды Владыки митрополита в Калининградской области! В 1985 году в области не было ни одного храма! Воистину служение в этом регионе можно назвать миссионерским. В настоящее время в Калининградской области постоянно действует 39 приходов и женский монастырь, ведется широкая катехизаторская работа на Балтийском флоте, в государственном университете и во многих других учебных заведениях области. Это ли не труды нашего архипастыря! И как поднимается рука «пишущей братии» клеветнически обвинять Владыку митрополита в развале Православия в Калининградской области! В этой области разваливать было нечего! В ней можно было только строить и созидать, и Владыка с успехом, на посрамление врагам веры Православной, строит и созидает Церковь Божию в Калининградской земле!
Силы, которые стремятся опорочить нашего архипастыря, не нуждаются в объективном освящении деятельности Владыки митрополита, ибо это противоречит их, мягко говоря, неблагородным целям. Мы можем догадываться, что является причиной развязывания кампании такого порядка: за ней стоят весьма конкретные силы в обществе и государстве, силы, которым ненавистна сама мысль, что Церковь может быть свободной и независимой от их диктата и произвола и возвышать свой пророческий голос, возвещая правду и свидетельство истины. И, как нам известно, именно наш Владыка полагает свои душевные и физические силы на утверждение этой независимости Церкви, отвергая всякого рода неблаговидные компромиссы. От лица всего нашего клира свидетельствуем, что наш архиерей со всей искренностью своего сердца служит Богу и Церкви, являясь верным помощником и соработником Его Святейшеству на ниве Христовой.
И хотя, по слову апостола Павла, «злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждения и заблуждаясь» (2 Тим 3. 13), мы верим, что Царица Небесная,. Пресвятая Богородица Одигитрия, со всеми святыми земли Смоленской, посрамит все наветы на нашего дорогого архипастыря, «чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей.» (2 Фес. 3. 1).
10.03.1999
Епископ Балтийский Пантелеимон, архимандрит Антоний (Мезенцев), игумен Аркадий (Недосеков), игумен Вадим (Малиновский), игумен Дамиан (Потапов), игумен Сергий (Зятьков), игумен Авраамий (Жуков), священник Иоанн Божелко, священник Алексий Сологубов, священник Георгий Чеховский, священник Анатолий Ефименков, священник Николай Бабюк, священник Николай Привалов, священник Василий Савельев, священник Сергий Зеленков, священник Борис Степанов, священник Евгений Баринов, священник Алексий Командирчик, священник Алексий Великопольский, священник Олег Козловский, священник Александр Жухарев, священник Сергий Парулин, священник Олег Переверзев, священник Валерий Алексеев, священник Геннадий Прокофьев, священник Валентин Митрофанов, священник Владимир Канчук, священник Владимир Шевелин, священник Михаил Гольцман, священник Александр Миронов, священник Георгий Урбанович, священник Святослав Худовеков, иеромонах Тихон (Кошелев), иеромонах Лазарь (Бочаркин), иеромонах Тарасий (Ланге), иеромонах Серафим (Героев), иеромонах Потапий (Зобков), иеромонах Даниил (Сычев), иеромонах Мелетий (Павлюченков), иеромонах Петр (Исаков), священник Иаков Кушнир, священник Владислав Степанов, священник Алексий Петрищенков, священник Николай Марченко, священник Павел Петровский, священник Владимир Дмитриев, священник Владимир Титов, священник Михаил Бевцик, священник Николай Бондар, священник Сергий Мосейчук, священник Роман Свистун, священник Димитрий Кичула, священник Михаил Каденков, священник Николай Дума, священник Виктор Лупехин, священник Владимир Кукурчук, священник Димитрий Копейчиков, священник Василий Демчук, священник Андрей Константинов, священник Андрей Вдовенков, священник Сергий Кузьмин, священник Сергий Нестеров, священник Николай Котусев, священник Феодор Зинченко, священник Игорь Онуфриенко, священник Николай Новиков, священник Василий Первушин, священник Роман Павлишов, священник Иоанн Жданов, священник Роман Ткаченко, священник Виталий Сладков, священник Андрей Меньших, священник Сергей Марков, протодиакон Александр Мельничук, протодиакон Виктор Крюков, диакон Владимир Мачульский, иеродиакон Игнатий (Пунин), диакон Александр Клименков, диакон Леонид Беляев, иеродиакон Ростислав (Ивочкин), священник Сергий Первушин, иеродиакон Силуан (Нужный), игумен Меркурий (Иванов), игумен Тихон (Кушнир), протоиерей Петр Бербеничук, протоиерей Марьян Позунь, протоиерей Димитрий Крутинь, протоиерей Валерий Крючков, протоиерей Иосиф Ильницкий, иеромонах Ермоген (Черняков), иеромонах Маркелл (Кейс), иеромонах Корнилий (Ефимов), протоиерей Никифор Мельник, священник Гавриил Гармаш, протоиерей Александр Алексеенко, священник Георгий Бирюков, священник Игорь Юрченко, священник Виктор Куркин, священник Виталий Серов, священник Олег Извеков, священник Петр Купцов, священник Вадим Неткачев, священник Роман Белоусов, священник Сергий Довгаль, священник Алексий Евграфов, священник Валерий Скибо, священник Сергий Борский, священник Андрей Марзаев, священник Леонид Стучилин, священник Евгений Зацепин, священник Олег Онищук, священник Сергий Котов, священник Вадим Дегтярев, священник Роман Промзелев, священник Олег Михалев, священник Алексий Кликушкин, священник Дионисий Маханько, священник Александр Ильин, священник Анатолий Высоковский, священник Олег Сушко, священник Димитрий Прусаков, священник Михаил Щербаков, священник Владимир Максимов, священник Александр Дужкин, диакон Евгений Валяшкин, диакон Андрей Пасхин, диакон Сергий Скуратов, монахиня Иоанна (Кадурова), игумен Леонид (Селюнин), игумен Александр (Карпиков), игумен Иринарх (Андреев), протоиерей Михаил Горовой, протоиерей Григорий Трубин, протоиерей Димитрий Сингаевский, протоиерей Иоанн Ильницкий, протоиерей Николай Алексеев, протоиерей Виктор Савик, протоиерей Николай Канчук, протоиерей Михаил Гиль, протоиерей Николай Морозов, протоиерей Владимир Ладога, протоиерей Иоанн Биляк, протоиерей Николай Белоусов, протоиерей Александр Матошко, протоиерей Петр Долгополов, протоиерей Василий Синячкин, протоиерей Богдан Гайдук, протоиерей Григорий Богомолов, протоиерей Василий Мовчанюк, протоиерей Борис Федоренко, протоиерей Иосиф Михальчич, иеромонах Гавриил (Марков), иеромонах Зосима (Волков), протоиерей Анатолий Чайкин
https://mospat.ru/archive/1999/03/nr903112/

Александр Щипков

Православная провинция. Смоленск

  • Глава из книги Александра Щипкова «Соборный двор»
  • Статья написана в апреле 1999 года.
    На руссокм языке не публиковалась.
    Частично опубликовно:
    Frontier – England – Oxford – 2000, № 1

    «Быть русским значит быть православным». Если вы услышали эту фразу в России, то можете быть уверены в том, что тот, кто ее произнес, принадлежит к «патриотическому лагерю». Интеллектуальная несостоятельность этого лозунга очевидна как с богословской, так и с политической точек зрения. Порождена она отсутствием созидательной универсальной идеи, которая могла бы дать почувствовать русским, только что освободившимся от коммунистического учения, собственную национальную идентичность. «Несмысленные Галаты» пытаются положить в основание «русской идеи» православие, не задумываясь о том, что православие в качестве наднациональной религиозной системы размывает национальные границы. Те из «патриотов», кто это интуитивно нащупывает, вообще отказываются от христианства и обращаются к язычеству, к культу крови предков. В своем существе патриотическая и религиозная идеи находятся в антагонистических отношениях, поскольку патриотизм всегда локален, а религия, как правило, претендует на вселенскость.

    Идеологическое формирование будущего российского поколения происходит в школе и в церкви. Рассмотрим его на примере Смоленской епархии, в которой религиозному и патриотическому воспитанию уделяется большее внимание по сравнению с другими епархиями РПЦ.

    Смоленскую епархию (учреждена в XII веке) возглавляет один из самых ярких и образованных архиереев РПЦ митрополит Кирилл (Гундяев). Митрополит Кирилл занял смоленскую кафедру в 1985 году и разработал стратегический план «православного освоения» региона: строительство храмов, формирование положительного общественного мнения по отношению к церкви, развитие религиозного образования. Поначалу все силы епархии были направлены на устроение приходов сначала в районных центрах, затем – в сельской местности. Митрополит составил план, повесил в кабинете подробную карту области и отмечал флажками появление каждого нового прихода. К середине 90‑х годов программа строительства храмов была в основном решена. Количество приходов выросло в пять раз и достигло 153‑х. Частая смена населения в результате войн полностью разрушила православные традиции на смоленщине. Паства пассивно вела себя во время богослужения, почти никто не пел «Верую» и «Отче наш». Сегодня, по мнению митрополита, ситуация начала понемногу меняться, количество воцерковленных увеличиваться.

    В интеллектуальной и культурной жизни Смоленска большую роль играет почвенническая интеллигенция. Однако значительная ее часть, с уважением относясь к православию как традиции, равнодушна к мистическим проблемам церкви и рассматривает христианство как явление культурного порядка. В городе зарегистрировано огромное количество патриотических организаций. Во второй половине 90‑х годов митр. Кирилл активно способствует их возникновению. В 1996 году он становится председателем смоленского отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС). Смоленское отделение ВРНС претендует выполнять связующую роль между властью и обществом, обсуждая на своих конференциях глобальные вопросы, связанные с образованием, со здоровьем нации, государственной безопасностью и так далее. ВРНС пытается играть политическую роль.

    Митрополит Кирилл поддерживает развитие смоленского Земского движения (с 1994 г.), которое возглавляет профессор Медицинской академии Олег Молотков, один из самых уважаемых людей в городе. В работу земского движения включилась практически вся почвенническая вузовская и творческая интеллигенция: преподаватели, художники, музыканты. Земцы изучают состояние образования и здравоохранения; выявляют талантливых детей в сельских школах, которых на спонсорские средства устраивают учиться в смоленские высшие школы; организовывают дешевую распродажу семян; создают детские учреждения, например кадетский корпус в г. Ельне (Смоленская область) в казармах расформированной 1-ой танковой армии, и так далее.

    На Рождество и Пасху епархия организовывает в помещении драматического театра торжественные собрания, на которых в неформальной обстановке могут встречаться интеллигенция, власть и военные. Все эти инициативы повышают престиж епархии и придают митрополиту Кириллу в глазах жителей Смоленска статус крупного государственного деятеля.

    Особенное внимание епархия уделяет развитию просветительных и учебных православных программ. Издается епархиальный журнал и несколько газет. В 1992 году при Свято‑Успенском кафедральном соборе была открыта Православная гимназия, в одиннадцати классах которой обучаются 200 детей. В 1996 году в городе Рославле (Смоленская область) при Свято-Преображенском монастыре открыта Православная гимназия № 2. Здесь обучаются 45 школьников. В епархии работают 47 воскресных школ. Создано два православных детских сада: в Смоленске (1991) и в г. Велиже (1994). В библиотеке Смоленского университета еженедельно проводятся лекции, на которых освещаются церковные вопросы. Проводится ежегодный литературный конкурс для школьников «Мой путь к вере». Лучшие сочинения публикуются в «Смоленских епархиальных ведомостях» и в газете смоленской администрации «Рабочий путь». В областном драматическом театре собирается Клуб православных студентов.

    На фоне яркой личности митрополита Кирилла в епархии невозможно выделить более или менее заметную фигуру, которая бы играла самостоятельную роль в религиозной жизни региона. Исключение составляет ректор Смоленской духовной семинарии протоиерей Виктор Савик, превративший семинарию в своего рода «государство в государстве» и ведущий, благодаря большим связям в Европе, самостоятельную деятельность, не противоречащую политике митрополита. В семинарии обучается 120 студентов. При поступлении конкурс составляет примерно два человека на место.

    В семинарии преподают священники епархии, профессура местных вузов, преподаватели из Петербургской духовной академии. Проводятся ежегодные семинары для учителей, преподающих в школах Смоленска «Основы православной этики и культуры». Семинария инициирует ежегодные межъепархиальные конференции, например «Богословское образование: традиции и развитие» (1997). Ректор приглашает на конференции и встречи известных российских и зарубежных православных деятелей. Можно назвать имена священника Михаила Фортунато, историка Д. Поспеловского, писателей Р. Редлиха, Л. Бородина, Н. Струве. Для меломанов в помещениях семинарии проводятся концерты духовной и камерной музыки, превращая семинарию в один из культурных центров Смоленска.

    Нельзя не отметить педагогическую активность смоленской епархии, однако, успех этой образовательной деятельности невелик. Руководство смоленского Земского движения в 1998 – 1999 годах провело среди учащихся средних школ ряд социологических опросов, посвященных проблемам патриотического воспитания и религиозного образования.

    Опросы показали, что большая часть учащихся недовольна появлением религиозных дисциплин в школе. На вопрос «следует ли вводить в школе Закон Божий» 51 % городских школьников ответил отрицательно, 15 % – положительно. В сельских школах разрыв между противниками и сторонниками религиозного образования оказался еще выше. Против – 54 %, за – всего 8 %. Меньшинство школьников, поддержавших идею религиозного образования, выражают неудовлетворение культурно-нравственным состоянием российского общества, в целом поддерживают демократические европейские ценности и связывают свое будущее с бизнесом.

    Одновременно школьникам был задан вопрос: «Благотворно ли патриотизм действует на развитие российского общества?». Подавляющее большинство ответило утвердительно: 74 % городских школьников и 65 % сельских. Отрицательный ответ дали 5 % городских и 2 % сельских учеников.

    Опрос показал, что смоленская молодежь поддерживает патриотические настроения, но не связывает их с религией. Если они и поддерживают православие, то только как традиционную веру, как один из элементов национальной истории. Опираясь на данные, полученные смоленским Земским движением, можно предположить, что со временем патриотически настроенная часть общества, все меньше нуждаясь в православной поддержке, будет искать опору в иных идеологических концепциях.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *