Отец нектарий оранский монастырь

Отец нектарий оранский монастырь

17 октября 2005 года 16:36

Когда-то в этом месте было тихо и пустынно. До Словенской горы, на которой в XVII веке возникла Оранская пустынь, добраться было нелегко. На пути стоял густой непроходимый лес и оран-поле. Сейчас к Богородицкой обители ведет гладкая асфальтированная дорога. На повороте в село Оранки — большой указатель, где крупными красивыми буквами выведено — Оранский Богородицкий мужской монастырь.
В моем представлении монастырь, да к тому же древний, должен иметь крепостные стены, собор, церкви, просторный двор с игуменским корпусом и братскими кельями, хозяйственные постройки. Примерно таким и выглядит Оранский монастырь на литографии XIX века.
Как же мы удивились, когда вместо стройного архитектурного ансамбля увидели несколько полуразрушенных каменных корпусов и два храма, перегороженных строительными лесами: собор Владимирской Богоматери и церковь Рождества Богородицы.
Не менее нас поразил монастырский двор. На самом деле это даже не двор, а большая строительная площадка, на которой почти безостановочно идет работа… Одни рабочие готовят бетонный раствор, другие штукатурят фасады зданий, третьи монтируют ворота. А четвертые… Бригада сильных молодых людей кладут в несколько рядов кирпичи.
Мы внимательно следим за их слаженной работой. В разговоре выясняется, что практически все они приехали из Курска. Монастырскую ограду курским рабочим помогает возводить Павел из Подмосковья. В общее дело их связала любовь к своему духовному руководителю – отцу Нектарию. Во время своего отпуска они стараются помогать ему в восстановлении Богородицкой обители, которой отец-игумен управляет с августа прошлого года.
Павел, в отличие от своих собратьев во Христе, приехал сюда на постоянное жительство. Он считает, что при духовном отце легче жить, работать, спасаться. Долгое время Павел страдал тяжелым духовным заболеванием.
По молитвам отца Нектария состояние его здоровья заметно улучшилось.
— Мой ум просветлел. Я стал яснее соображать, лучше понимать Евангелие, Псалтирь, творения и поучения святых отцов, стал духовно развиваться, — поделился с нами Павел.
Как опытный духовный руководитель отец Нектарий помогает возрождать человеческие души, а люди в ответ на его любовь и терпение к ним – восстанавливать Божию обитель. Здесь можно встретить людей почти со всей России.
Томск, Кубань, Белгород, Красноярск, Москва…
Из этих городов приехали женщины, которых я застала за работой «на кирпичах». Напевая молитву, они перекидывали кирпичи и аккуратно складывали их в одном месте. Прежде чем заговорить, они предложили мне немножко поработать.
— Доченька, хотя бы один кирпичик положи. Видишь, здесь все работают.
— Но ведь я тоже работаю, собираю материал для газетной статьи об этой обители, — смущенно ответила я.
— А ты вставай в нашу цепочку, кидай потихоньку кирпичи и спрашивай.
За работой я познакомилась почти со всеми. Ольга из поселка Приполярный Тюменской области приехала сюда на время отпуска.
— Как только наступает отпуск, я все бросаю и еду к отцу Нектарию, — рассказывает Ольга. — Я духовно заряжаюсь на целый год, так как храма своего у нас нет. Мы живем в тайге, от нас час сорок лететь на вертолете только до железной дороги. С отцом Нектарием я познакомилась в Радонеже. Батюшка меня сразу хорошенько отругал. Когда он меня ругал, на сердце была радость. И я подумала: «Буду ездить только к нему».
Радонеж – подворье Троице-Сергиевой Лавры. Именно в этой обители, на второй родине преподобного Сергия, отец Нектарий нес послушание настоятеля девять лет. По Радонежу его узнали почти все, кто сегодня приехал ему помогать.
— Такое чувство, что здесь как в Радонеже. Стоишь в храме и забываешь, что ты в Оранках, — делится со мной матушка Вера.
Из жизни монастыря
У Отца Нектария нет ни минутки свободной. После службы он занят хозяйственными вопросами. Разговариваем с ним на ходу.
— В Оранском Богородицком монастыре я тружусь с прошлого года. Сюда меня пригласил владыка Георгий. Видите, в каком состоянии находится монастырь. Вот об этом и напишите, — советует мне отец Нектарий
О своих трудах батюшка говорить отказывается. Я подумала: боится приписать себе заслуги. На помощь ко мне приходят духовные чада отца Нектария. Они с охотой делятся тем, что знают.
— Как только отец Нектарий появился в этом монастыре, он сразу благословил зажечь неугасимую свечу перед образом Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и каждый день перед службой читать акафист, — рассказывает Петр. — Отец Нектарий говорит: «Перед чьим образом горит день и ночь свеча, того она побуждает ходатайствовать за человека, монастырь и людей в монастыре».
Мне припоминается святая Дивеевская обитель и храм двух Рождеств: Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В верхнем храме перед иконой Рождества Христова тоже горит неугасимая лампада.
— После того как в нашей обители стала поддерживаться эта благочестивая традиция, — продолжает Петр, — тут же к нам помощь пошла. Божия Матерь послала благотворителей и помощников. По Ее святым молитвам оживилось восстановление.
— Большое внимание отец Нектарий уделяет внутренней жизни монастыря, — говорит паломница Ирина. — Почти каждый день с амвона он произносит свои трогательные проповеди. Через них он призывает братию и весь православный народ на борьбу со своими страстями, на покаяние. Батюшка резко обличает человеческие пороки и недостатки. Со стороны даже может показаться, что он сильно гневается. «Я, — говорил нам отец Нектарий, — ругаюсь не ради злобы и ненависти, а ради того чтобы пробудить вас от греховного сна, направить к покаянию, к исправлению, и в конечном итоге — к Царствию Небесному». Батюшка часто скорбит о том, что мы мало заботимся о спасении своей души. Он призывает к стройной организованной духовной жизни: читать каждый день Евангелие, Псалтирь, утренние и вечерние молитвы. Он говорит, что молитвенное правило – это пища для души. Как для тела каждый день требуется обед и ужин, так и для души — Слово Божие.
За несколько часов, которые я провела в Оранской обители, и эти полуразрушенные стены, и эти трудолюбивые люди стали для меня родными. Перед отъездом я прошу благословения у отца Нектария и разрешения еще раз приехать. Может, и мне удастся хоть немного потрудиться для возрождения этой славной обители. Я верю, что Божия Матерь мне в этом поможет. Стоит только захотеть!
Автор — Марина Курганова.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Отец Нектарий, игумен Оранского монастыря, давно известен своими проповедями, за которыми едут со всех концов России. Батюшка Нектарий был строже, проникновеннее и своеобразнее. Дальше батюшка Нектарий вспоминает: «К сожалению, были среди братии некоторые порицавшие старца. Так отцу Нектарию объясняли духовные отцы и учителя высокое значение и духовные законы старчества. Он был учеником скитоначальника отца Анатолия Зерцалова и старца Амвросия, а впоследствии архимандрита Агапита, широко образованного и духовно опытного монаха.

Проповеди очень сильные, в которых нет ни одного слова без глубокого смысла. Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Всякий подходивший к нему испытывал счастье попасть как бы под золотой благодатный дождь. Само приближение человека к этому старцу уже как бы давало ему чудесную возможность очищения и утешения.

Вся жизнь старца, от младенчества до смертного часа, была отмечена Божиим Промыслом. Через много лет, уже монахом, старец припомнил этот случай. Он пошел к скитскому колодцу, где был подвешен ковш с заостренной рукояткой. Другой монах, не заметив батюшки, поднял ковш так, что острие пришлось прямо против батюшкиного глаза, и лишь в последнее мгновение старцу удалось оттолкнуть острие.

Однажды старца спросили, не возмущался ли он против своих учителей

Приходилось мне иногда выслушивать дерзкие и бессмысленные речи таких людей, хотя я всегда старался защищать старца. Старец за свои действия даст отчет Богу. Значения их мы не постигаем». Тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не могло прийти. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палку берется, я — бежать…

Глаза — разные и небольшие. К концу жизни лицо его утратило отблеск молодости, который так долго покоился на нем и вернулся к нему лишь во время предсмертной болезни. Если в эти последние годы лицо его светлело, то только каким-то вневременным светом. Он родился в Ельце в 1857 году у бедных родителей, Василия и Елены Тихоновых. Крещен в Елецкой церкви, освященной во имя Преподобного Сергия, при крещении назван Николаем, крестных звали Николай и Матрона.

Из раннего его детства известен только один случай: однажды он играл около матери, а рядом сидела кошка, и глаза у нее ярко светились. С матерью у Николая была глубокая душевная близость. Одиннадцати лет устроила Николая в лавку купца Хамова, и там к семнадцати годам он дослужился до младшего приказчика. Лицом он был очень красив, с румянцем нежным, как у девушки, с русыми кудрями», — рассказывали старейшие оптинцы, помнившие его в молодости.

Стал он духовным сыном отца Анатолия Зерцалова, впоследствии скитоначальника, а на совет ходил к батюшке Амвросию. Солнышко ведь тут с самой зари, и какие цветы! Словно в раю!» Так вспоминал старец о своем первом впечатлении от Оптиной. Только раз провинился я чем-то и прислали меня к старцу Амвросию на вразумление.

Похожие мысли:

  • Коэффициент атерогенности – что это такое? Какова норма?Вреден не сам уровень холестерина,а коэффициент атерогенности. Существует и такой
  • Клиническая картина острой эмпиемы плеврыРазличают первичную и вторичную эмпиему плевры. Эмпиема плевры (пиоторакс, гнойный
  • Молочница во время беременности. Альтернативные методы леченияЗдравствуйте! У меня 35 недель беременности. Считайте, что в этом случае молочница при
  • Биография, спортивная карьера, бокс, личная жизнь, фото, слухи и последние новостиОсенью 2000-го Майк Тайсон сразился с Анджеем Голотой, отправив того в нокдаун в 1-ом

Уникален монастырь в деревне Оранки Богородского р-на Нижегородской области. Там сейчас наместником — отец Нектарий, который был в Радонеже. Но здесь скорее община, а не мужской монастырь. Братья и Сестры из его духовных чад живут рядом. Известен монастырь, как лечебница для страдающих рассеянным склерозом, другими тяжелыми расстройствами здоровья.

История Оранского Богородицкого мужского монастыря

Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым.
В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.

Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство.

Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.

Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через чудотворную Оранскую икону. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее существование.

В начале XIX в. в монастыре началось большое строительство — были сооружены большой собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804—1819 гг.) , церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830—1837 гг.), каменные корпуса, каменная часовня над источником и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.

Архиерейский дом

Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано.

В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до 90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой профилакторий (ЛТП).
В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.

Оранский Богородицкий мужской монастырь сегодня

Купола Оранского Богородицкого монастыря видны издалека, еще при подъезде. Ярким пятном выделяются они на фоне простых деревенских домов. Монастырь обнесен кирпичным забором, есть ворота, вход в монастырь — свободный.

Петропавловская церковь

Доминирующими на территории Оранского монастыря являются собор Владимирской иконы Божьей Матери (там хранится Оранская икона Божьей матери) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Оба храма проходили реставрацию совсем недавно, частично работы еще ведутся. Храмы действующие, проводятся службы.

Источник

Также недавно отреставрирована Петропавловская церковь. Хотя с виду и не скажешь, что это церковь — она представляет собой выделенный главкой храм в двухэтажном кирпичном здании трапезного корпуса. А вот колокольня кардинально перестраивается. Колокола — большой и несколько маленьких — спущены вниз и тихо дожидаются своего часа. Территория Оранского монастыря небольшая, чистая, ухоженная. Есть небольшой огород, где выращиваются овощи и цветы. Из монастырских построек — братские дома, старый архиерейский дом и огромный корпус для паломников. А еще при Оранском монастыре есть святой источник. Построена крытая купальня. В монастыре можно купить продукты животноводства — яйца, творог, молоко.
Телефон Оранского монастыря (83170) 4-55-45.
Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода

В Оранки на автобусе

Доехать можно с пересадкой в Богородске. До Богородска — на автобусе № 206 с конечной Щербинки-2, либо на автобусе № 232 от ДК Автозавода. В Богородске на автостанции пересесть на автобус № 115 Богородск — Оранки (время отправления 8.30; 12.00; 16.20). В Оранках на автобусной остановке есть обратное расписание.
От автобусной остановки идти по асфальтовой дороге, мимо магазинов, до синих ворот в монастырь.

В Оранки на автомобиле

По Богородской трассе. Доехать до поста ДПС перед поворотом на Богородск. От поста ехать по главной дороге (по трассе на Павлово). Через 8 км будет перекресток, где нужно повернуть налево по указателю на Оранки, Ключищи (перед этим будет еще один поворот на Лакшу, туда поворачивать не нужно).
От трассы ехать по асфальтовой дороге, покрытие хорошее. Дорога очень живописная. Снова будет поворот налево с указателем на Оранки. Всего от трассы до села Оранки — 36 км.

Въехав в Оранки, ехать по асфальтовой дороге, мимо автобусной остановки, проехать мимо двух магазинов до синих ворот в монастырь. Ворота нужно открывать самим. На территории Оранского монастыря есть большая парковка.

Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Оранок — около 100 км.
Координаты монастыря: N 55° 53′ 41″ ; E 43° 42′ 53,8″

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *