Отец исава и иакова 5 букв

Отец исава и иакова 5 букв

Также слово является ответом на вопросы:

  • Имя Ньютона.
  • Имя композитора Дунаевского.
  • И Ньютон, и Бабель.
  • Имя писателя Бабеля.
  • Имя художника Левитана.
  • Сын библейского Авраама.
  • Имя американского изобретателя Зингера.
  • Ростовщик из романа Вальтера Скотта «Айвенго».
  • Мужское имя.
  • Библейский сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова.
  • Мужское имя: (древнееврейское) смеющийся.
  • Композитор Альбенис.
  • Имя Бабеля.
  • Сын Авраама (Библия).
  • Бабель, Ньютон, Левитан.
  • Он родил Иакова.
  • Левитан.
  • Композитор Шварц.
  • Ученый … Ньютон.
  • Отец Исава и Иакова.
  • Ньютон по имени.
  • Дунаевский.
  • Ньютон.
  • Имя гения под яблоней.
  • Бабель.
  • Сын Авраама и Сарры.
  • Бабель, тезка Ньютона.
  • Левитан, тезка Ньютона и Бабеля.
  • Имя Ньютона и отца Аркадия Райкина.
  • Дунаевский-старший.
  • Ньютон, который с яблоком.
  • Сын Авраама.
  • Сын Авраама (библ.).
  • Композитор Дунаевский-старший.
  • Композитор Дунаевский, но не Максим.
  • Имя открывателя закона тяготения.
  • Отец Аркадия Райкина.
  • Имя Ньютона и отца Арк. Райкина.
  • Ньютон, Бабель и Левитан (имя).
  • Отец Максима Дунаевского.
  • Дунаевский, который тезка Ньютона.
  • Дунаевский или Ньютон.
  • Отец Леонида Ярмольника.
  • Имя деда Кости Райкина.
  • Живописец Левитан.
  • Кого должен был убить Авраам?
  • Истинно еврейское мужское имя.
  • Отец Ярмольника.
  • Художник Левитан.
  • … Ньютон, … Бабель (имя).
  • Ньютон и Бабель (имя).
  • Шварц, Ньютон.
  • Хорошее имя для еврейского юноши.
  • Отрок Авраама.
  • Еврейское мужское имя.
  • Имя ученого Ньютона.
  • Композитор Дунаевский.
  • Писатель Бабель.
  • Имя живописца Левитана.
  • Подходящее имя для еврейского юноши.
  • Мужское имя в рифму к аммиаку.
  • Мужское имя (др. евр. смеющийся).
  • Библейский персонаж, сын Авраама и Сарры.
  • Библейский сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова
  • И Ньютон, и Бабель
  • Мужское имя: (древнееврейское) смеющийся
  • Композитор Альбенис
  • Имя Ньютона
  • Ростовщик из романа Вальтера Скотта «Айвенго»
  • Имя композитора Дунаевского
  • Имя Бабеля
  • Имя художника Левитана
  • Мужское имя
  • Сын Авраама (Библия)
  • Бабель, Ньютон, Левитан
  • Он родил Иакова
  • Левитан
  • Композитор Шварц
  • Ученый … Ньютон
  • Ньютон по имени
  • Дунаевский
  • Ньютон
  • Имя гения под яблоней
  • Бабель
  • Сын Авраама и Сарры
  • Бабель, тезка Ньютона
  • Левитан, тезка Ньютона и Бабеля
  • Имя Ньютона и отца Аркадия Райкина
  • Дунаевский-старший
  • Ньютон, который с яблоком
  • Сын Авраама
  • Сын Авраама (библ.)
  • Композитор Дунаевский-старший
  • Композитор Дунаевский, но не Максим
  • Имя открывателя закона тяготения
  • Отец Аркадия Райкина
  • Имя Ньютона и отца Арк. Райкина
  • Ньютон, Бабель и Левитан (имя)
  • Отец Максима Дунаевского
  • Дунаевский, который тезка Ньютона
  • Дунаевский или Ньютон
  • Отец Леонида Ярмольника
  • Имя деда Кости Райкина
  • Живописец Левитан
  • Истинно еврейское мужское имя
  • Отец Ярмольника
  • Художник Левитан
  • … Ньютон, … Бабель (имя)
  • Ньютон и Бабель (имя)
  • Шварц, Ньютон
  • Хорошее имя для еврейского юноши
  • Отрок Авраама
  • Еврейское мужское имя
  • Имя ученого Ньютона
  • Композитор Дунаевский
  • Писатель Бабель
  • Имя живописца Левитана
  • Подходящее имя для еврейского юноши
  • Мужское имя в рифму к аммиаку
  • Подходящее еврейскому юноше имя
  • Левитан или Ньютон
  • Известное мужское имя
  • Подходящ. еврейск. юноше имя
  • Нормальное имя для еврея
  • Чем не имя для еврея?
  • И отец Аркадия Райкина, и Ньютон

Быт 13:5-18 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее . И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Авраам жил на земле и был полон своих проектов и идей. Но Господь призвал его идти в другую землю, которой он не знал. Авраам послушался Бога и начал новый путь с Богом. Мы слышим тот же самый призыв, живем в мире, имея свои проекты, но однажды Бог призывает нас по имени. Это всегда личное призвание. Когда мы слышим голос Бога, начинается новая дорога, новая жизнь. Авраам знал, что Господь зовет его, но он не знал полного плана Бога.
5-6 ст. — Мы видим, что Бог сделал Авраама богатым. Секрет благословения — это всегда быть с Богом.
Притча о блудном сыне. — Пока он был с отцом, имел все. Когда ушел из дома отца, благословения прекратились.
Лот получал благословения, пока был с Авраамом. Так и мы, имеем благословение, пока остаемся в Теле Христовом. Пока мы в Теле, мы имеем благословение, защиту, направление от Бога.
У Лота появилось желание отделиться от Авраама, когда он начал слушать мнение пастухов. Так и в церкви, может прийти разделение, когда мы начинаем слушать мнение каких-то групп людей. Когда мы верим в Бога, это не значит, что у нас не будет проблем, но Бог дает силы, чтобы пройти через проблемы.
7 ст. — показывает, что когда мы видим проблему, это не должно нас разделить и поссорить. Мы братья и сестры в Боге, поэтому важно оставаться в Теле и сохранить отношения в Теле. Авраам это понимал, Лот — не понимал. Для Лота было важней иметь временный успех, получить что-то сейчас, как блудный сын. Люди, которые уходят в ропоте из церкви всегда думают, что они имеют очень многое, понимают все, что происходит, лучше других; свое понимание они ценят больше, чем отношения Тела. Но Авраам всегда заботился о единстве. Когда Лот принял решение разделиться с Авраамом, у Авраама не было детей. Лот мог упрекать Авраама за это и приводить это как аргумент того, что Авраам неуспешный человек или не благословенный Богом. Так и в работе Божьей, часто успех не приходит мгновенно, а люди хотят быстрых изменений, быстрого результата. Но спустя века, мы и сегодня знаем, что являемся наследниками Авраама, а не Лота.
Верность Богу была для Авраама намного важнее, чем понимание и отношения с родственниками, чем принятие родственниками.
Мы видим, что у Лота не было духовного различения. Он выбрал разделение, значит думал, что может прожить без тела. В результате он деградирует и теряет все, что имел, хотя вначале казалось, что он становится успешнее, чем Авраам. Ему достались лучшие земли, красивые города.

Очень важно иметь различение Божьей работы, чтобы не попасть в подобную проблему нам сегодня. Лот возвел свои глаза и увидел прелести земли, но взгляд Бога и человека отличаются. Авраам тоже возвел глаза, но он смотрел туда, куда Бог указывал ему и имел духовное различение, чтобы увидеть искушение, но не поддаться ему. Лот видел землю глазами плоти, Авраам — глазами Бога.
3ст. — Вефиль — «Дом Божий», Гай — «куча обломков, развалины». Между этими городами произошло разделение между Авраамом и Лотом. Вефиль был не в плодородной зоне, которую выбрал Лот.
Авраам оставался в шатрах, что указывает на то, что мы пришельцы и странники, что наше жительство на небесах. Лот стал жить в городах — оседлый образ жизни, привязался к этому миру.
Авраам строил везде жертвенники, искал зависимости от Бога, везде и всегда умел видеть Божью работу и благодарить за нее.

Братья продают Иосифа в рабство

Любовь Люсова

«Патриархи по зависти продали Иосифа
в Египет; но Бог был с ним…»
Прошли недели. Братья со скотом
Пошли в Сихем. Обычная рутина.
Меняли пастбища, не первый раз при том,
Маршрутом тем же. Скучная картина.
Дороги все исхожены давно,
И скот привык к таким перемещеньям.
Там заблудиться было мудрено,
Но Иаков подвергается сомненьям.
Решил в Сихем Иосифа послать.
Зачем? Чтоб братьев там проведал?
И цел ли скот желал узнать?
Чтобы вернувшись, всё поведал?..
А может он хотел узнать,
Что сыновья его родные
Всё громче начали роптать?
Что для него они чужие?..
Возможно, он отчаянно искал
Причину, случай примиренья с ними!
К ним и Иосифа послал,
Чтобы найти пути такие.
Быть может примирить их захотел,
Не ведая, насколько отношенья
Зашли в тупик, а он посмел
Исправить их своим решеньем?..
Ах, если б знал, то не послал
Свою опору в старости, надежду!
C ним расставаться вовсе не желал
Не только в этот день и прежде.
Как знать, что мучило его,
Какую цель преследовал, отправив
В далёкий путь юнца и одного?..
Такое было против его правил.

И всё ж Иаков сделал этот шаг.
Зачем? Ответ один — для Бога!
Бог пожелал и дал какой-то знак,
Отправивший Иосифа в дорогу.
В тот незабвенный, трудный путь,
Указанный Иакову Всевышним.
Никто б не смог с пути его свернуть.
Чрез всё пройдёт,
что уготовил Вышний!
***
Иосиф шёл не ощущая страх.
Беспечность юности лишь вдохновляла.
Хоть с братьями и был он не в ладах,
Трагедии ему ничто не предвещало.
И потому их не найдя в Сихеме,
Блуждал он по полям, переживал.
Как будто брошен в мире всеми,
И даже Тем, Кто за него решал.
В минуты этих тягостных раздумий,
В безлюдье к нему НЕКТО подошёл.
Муж совершенно незнакомый
Спросил, словно продолжил разговор:
— Чего ты ищешь здесь, под небесами?
— Ищу я братьев. Они скот пасут!
— Ушли они. Сейчас уже в Дафане.
Возможно, там тебя и ждут!
***
Злорадно повстречали его братья
Заметив издали, воскликнули:
— Ну, вот!
Идёт сновидец к нам в объятья!
Заждались мы, но здесь ему не дом!
— Что делать будем? Он ведь снова
Старательно все слухи соберёт,
Чтоб заработать для себя обновы,
А нас всех «грязью обольёт!»
Чего молчим и тяжело вздыхаем?
Опять положимся на силу слов,
Или убьём, а заодно узнаем,
Что сбудется из прежних его снов?
— А как с отцом? Ему что скажем?
— Что хищный зверь Иосифа сожрал.
Его одежду кровью перемажем…
Сам виноват! Зачем к нам подослал?!
Рувим же, старший сын Иакова,
Был в ужасе от этих слов.
Хоть не любил Иосифа, однако же
Спасти его от гибели готов.
Он очень виноват перед отцом.
И тяжесть той вины его давила.
Рувим искал, как искупить её?
И понял — время наступило!
Теперь заслужит он прощение отца.
И ради этой правой цели
Всё сделает, чтобы смягчить сердца,
Которые у братьев очерствели.
А ночью он украдкой, сам
Иосифа домой, к отцу отправит.
Пусть предаётся там мечтам.
Нам снов своих не открывает!
Потом поймёт, какую боль
Чинил своим же братьям,
Пролить готовых его кровь
Вместо улыбок и объятий.
— Вы не прольёте, братья, крови! —
Вскричал Рувим, — глядите, ров!
Иосиф будет в нём в неволе.
Погибнет сам там без следов!
Все словно ждали этого решенья.
Обрадовались. Выход есть иной.
Как будто делали не преступленье,
На смерть не обрекали — на покой!
Подобно хищникам встречали жертву,
От нетерпенья возбуждаясь всё сильней.
Ещё живой — для них уж мертвый.
Нетерпеливо бормотали — Поскорей!
И не успел опомниться Иосиф,
Как они бросились с него срывать
Одежду, чтобы на земь бросив,
Предмет их зависти неистово топтать.
Кто за него теперь возвысит голос,
Коль соучастники событья все?
Забыли: С головы не упадёт и волос
Без воли Бога на земле!
Их не смягчили просьбы брата,
Молившего не обрекать на смерть.
Он был пред ними виноватым
Уж тем, что жил,
но должен умереть!
Безжалостно его бросают в ров
Под жгучее в пустыне солнце,
Не дав еды, не реагируя на зов…
Кусочек неба — вот его оконце!
Не братья-пастухи теперь — бандиты,
Садистски наслаждась его мольбой,
Спокойно и со зверским аппетитом
Едят нехитрый завтрак свой.
***
Рувим ушёл от них в сторонку,
Чтобы не слышать брата зов.
Не видеть сорванную одежёнку
И этот ненавистный ему ров.
Решил обдумать:
Что же делать дальше?..
Теперь за всё в ответе он!
Такого не было с ним раньше:
Содеянным над братом возмущён.
Но трапезу нарушил мерный звук.
Шёл караван купцов. Рувим заметил:
Господь освобождал Иосифа от мук.
Он путь ему уже другой наметил.
» И сказал Иуда братьям своим:
что пользы, если мы убьём брата нашего
и скроем кровь его? Пойдём, продадим
его Измаильтянам…»
(Быт.37:26-27)
— Зачем нам, братья, убивать его? —
Вскричал Иуда, радуясь идее.
Мы от убийства не имеем ничего.
Продав Иосифа, мы деньги заимеем.
Из рва, не мешкая, вытаскивают брата,
Остановив прохожий караван.
За двадцать сребренников —
низменную плату,
Иосифа продали тем купцам.
***
Иосиф миг лишь тешился надеждой,
Что всё происходящее — лишь сон.
Глаза откроет и, как прежде,
Средь братьев снова будет он.
Но вместо добрых лиц, улыбок
Взгляд натыкался на одно:
На озлобленье, оно хуже пыток,
Глаза блуждающие и не мудрено…
Не каждый день им приходилось
Вот так, цинично, предавать родных.
Не знают одного, что их руками милость
Вершится Господом для блага их самих!
Вздохнули вскоре братья с облегченьем,
Когда верблюжий караван
Исчез за горизонтом, а звук денег
Напомнил им, что это не дурман.
Они действительно сейчас сумели
Решить проблему, а вернее — две:
Исчез соперник их от самой колыбели,
И денег заработали вдвойне.
***
Когда Рувим вернулся к братьям —
Измаильтян и след простыл.
Спросил: — Иосиф где? — Молчаньем
Ему ответили. Их пыл остыл.
Одно опустошенье.
Всё в прошлом, лучшего не жди.
Нет ощущения грехопаденья…
Всё это будет, будет впереди.
Понятно, что непоправимое случилось.
Рувим одежду на груди порвал.
К отцу теперь впадёт в немилость.
Его он к смерти явной приближал.
Придётся лгать ему со всеми вместе,
Что звери дикие Иосифа нашли
И растерзали тело. Лгать без чести.
— О, Господи! Что делать, подскажи!?!
***
«И взяли одежду Иосифа, и закололи козла,
и вымарали одежду кровью;
И послали разноцветную одежду…к отцу
своему, и сказали: мы это нашли; посмотри,
сына ли твоего эта одежда, или нет.
Он узнал её и сказал: эта одежда сына моего;
хищный зверь съел его…»
( Быт.37:31-33)

Лекция 8. Ицхак и его сыновья

В этой лекции мы обсудим историю об Ицхаке и о его сыновьях, -о продаже Эсавом, старшим сыном Ицхака первородства, о том, как Ривка вместе с Яаковом обманули Ицхака, и о последствиях этого.

1. Ицхак
2. Пророчество о сыновьях
3. Благословения Ицхака
Список контрольных вопросов

1.Ицхак

Прежде чем говорить о детях Ицхака, стоит сделать одно замечание, касающееся самого Ицхака. В рассказах о триаде патриархов — Авраам, Ицхак, и Яаков,- Ицхак занимает одно из самых невыигрышных мест. Попробуйте рассказать, что он сделал? Рассказ о поступках Авраама занимает несколько глав. 10 испытаний Авраама, войны, пророчества – богатейшая событиями жизнь. Тоже самое можно сказать про Яакова. Его жизнь полна событий, он уходит из дома, работает, воюет, — событий, в которых он принимает активное участие. Но Ицхак? Создается впечатление, что он всегда остается не субъектом событий, а их объектом. В порядке рассказа о нем Писания мы видим следующее:

а)Ишмаэль «играется» насмехаеться над Ицхаком. (О значении этого оборота есть много мнений, но, что бы этот оборот не означал, Ицхак – игрушка в руках Ишмаэля).

б)Авраам едва не приносит Ицхака в жертву. Ицхак и здесь остается безропотной фигурой. В конце концов, никогда Ицхака не считают главным героем этой истории. Никто не призывает брать с него пример. Это испытание Авраама, как и сказано в начале повествования.

в)Авраам женит Ицхака. У Ицхака никто ничего не спрашивает. Это Авраам посылает слугу приискать невесту Ицхаку. Когда ее привозят к Ицхаку, он ее принимает. Принимает без особой любви – в Писании рассказ выглядит так: «Т ввел ее Ицхак в шатер своей матери Сарры, взял Ривку, и она стала ему женой, и он полюбил ее, и утешился Ицхак по матери своей». Порядок событий в изложении Писания: слуга приводит невесту, Ицхак ее берет в жены, а лишь потом приходит любовь. То есть женился, потому что папа позаботился, без любви.

г)Вот история с колодцами (26:17-22). При всяком споре с врагом Ицхак отступает. Вот его люди находят родник (именно так следует понимать библейский оборот «живая вода», остальные библейские колодцы – это скорее резервуары для сохранения летом дождевой воды). Окрестные пастухи устроили скандал, Ицхак отступил. Он роет следующий колодец, и опять окрестные жители против, и Ицхак опять отступает.

д)История с благословением Ицхаком своих сыновей достаточно известна. Она станет предметом нашего дальнейшего разбора, но ясно, что опять Ицхак становится жертвой обмана со стороны своей жены и младшего сына, и благословляет не того, кого хотел, отдает благословение не по своей воле.(А можно даже сказать, что Ицхак и родился не по своей воле.)

Ясно, что Писание подчеркнуто рассказывает биографию Ицхака именно в таком виде, противопоставляя его двум другим патриархам. Авраам получает обещание Всевышнего, что страна Ханаанская будет принадлежать его потомкам, после того как совершает путешествие из-за реки – Ицхак же рождается уже в Земле Обетованной. Когда в стране начинается голод:

И БЫЛ ГОЛОД В СТРАНЕ КРОМЕ ТОГО ПЕРВОГО, ЧТО БЫ ВО ВРЕМЕНА АВРААМА, И ИЦХАК ПОШЕЛ К АВИМЕЛЕХУ ФИЛИСТИМСКОМУ ЦАРЮ ГРАРА. И ЯВИЛСЯ К НЕМУ ГОСПОДЬ И СКАЗАЛ: «НЕ СПУСКАЙСЯ В ЕГИПЕТ, ОСТАВАЙСЯ В СТРАНЕ, О КОТОРОЙ Я ГОВОРЮ ТЕБЕ. ЖИВИ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И Я БУДУ С ТОБОЙ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ… (26:1-2).

Уже упоминание голода во времена Авраама в первом стихе, упоминание Египта во втором показывают, что Ицхак пытался пойти по пути Авраама в Египет. Однако Всевышний повелел не делать этого, но остаться в Стране Обетованной.

Задание:

Сравните отрывок гл. 12:10-22 с 26:7-11 (мы разбирали их уже в лекции 4). Постройте таблицу сопоставлений и противопоставлений этих рассказов.

Мы напомним только один из выводов Лекции 4:

1. (Рассказ об Аврааме в Египте). Всевышний спасает праведника от угрозы его чести и жизни, насылая на противник болезнь, делающей невозможным причинение праведнику вреда.

2. (Рассказ об Ицхаке в Граре) Благодаря заступничеству Всевышнего сама беда, сама опасная ситуация не происходит.

Стоит обратить внимание именно на противопоставление: Авраам приобретает права на страну, придя туда – Ицхак, не уходя из нее. Аврааму благословение дается в награду за то, что он идет туда, куда повелел ему идти Всевышний – Ицхаку оно дается в награду за то, что он остается там, где повелел Всевышний. Всевышний спасает Аврааму из беды, в которой он оказался в Египте – в случае с Ицхаком сама беда не наступает.

Аналогичные противопоставления Писание проводит между биографией Ицхака и историями, связанными с Яаковом. Яаков уходит за женой за реку, Ицхаку жену привозят в Страну. Ицхак благословляет не того из сыновей, которого хотел, Яаков дает благословение всем своим сыновьям и внукам по собственной воле. Ицхак всегда работает на себя – Яаков много лет работает на других.

Противопоставление Ицхака Яакову Писанию удается выразить в мелкой детали. Оно описывает обоих героев одной и той же ситуации и в одной фразе описывает поведение каждого.

25:21 И МОЛИЛСЯ ИЦХАК О ЖЕНЕ СВОЕЙ, ТАК КАК ОНА БЕЗДЕТНА, И БОГ ОТВЕТИЛ ЕМУ.

Из текста мы знаем, что Ривка оставалась бесплодной на протяжении 20 лет. В аналогичной ситуации, когда у любимой жены Яакова Рахель нет детей, поведение Яакова описано так:

30:2-3 …И СКАЗАЛА (Ривка) СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛИ ДЕТИ, А ЕСЛИ НЕТ, ТО Я МЕРТВА. И РАЗГОРЕЛСЯ ГНЕВ ЯАКОВА НА РАХЕЛЬ: РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА, ЛИШИВШЕГО ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА?!

Вспомните первую лекцию нашего курса. Там мы говорили о Тамар и ее действиях, направленных на приобретение детей. Можно ли из приведенного стиха 30:2 сделать вывод, что Писание находит оправдание ее поступкам?

Наверное, Писание было бы в некотором роде героическим эпосом, если бы в нем не было биографии вот такого «тихого» героя. При этом именно Ицхака еврейская традиция считает «связующим звеном», именно к нему сходятся все нити. Он оказывается образцом праведника, прожившего «тихую» жизнь.

Р. Мордехай Броер в книге «Пиркей Моадот» пишет:

Ицхак прямая противоположность Авраама… Он не совершает активных действий, чтобы «уклониться от зла и свершить добро», но его свершение добра состоит в том, что он избегает приближаться ко злу. Добро свершается им автоматически, благодаря тому, что он остается в предначертанных границах, и продолжает исполнять свои функции. Характерный для Ицхака отказ от путешествий выражает самою его природу. Путь Ицхака отмечен печатью терпения и отказом от переворотов. У него есть наследие предков, он пользуется уже достигнутым и ему не нужно пролагать новые пути…»

В Каббале именно эти психологические характеристики Ицхака являются образцом для описания психологических свойств сфиры «Гвура» – выражающей, в частности, способности к внутреннему росту и развитию, без внешних проявлений.

2.Пророчество о сыновьях

Бытие, гл.25

/21/ И МОЛИЛСЯ ИЦХАК БОГУ О ЖЕНЕ СВОЕЙ, ТАК КАК ОНА БЫЛА БЕЗДЕТНА, И БОГ ОТВЕТИЛ ЕМУ, И ЗАЧАЛА РИВКА, ЖЕНА ЕГО. /22/ И ТОЛКАЛИСЬ СЫНОВЬЯ В УТРОБЕ ЕЕ, И СКАЗАЛА ОНА: «ЕСЛИ ТАК, ЗАЧЕМ ЖЕ Я?..». И ПОШЛА ВОПРОСИТЬ БОГА. /23/ И СКАЗАЛ ЕЙ БОГ: «ДВА ПЛЕМЕНИ В ЧРЕВЕ ТВОЕМ, И ДВА НАРОДА РАЗОЙДУТСЯ ОТ ЛОНА ТВОЕГО, И НАРОД НАРОДА СИЛЬНЕЕ БУДЕТ, И БОЛЬШИЙ БУДЕТ СЛУЖИТЬ МЛАДШЕМУ».

Понятно, что 22 и 23 стихи нуждаются в комментарии. Вопрос Ривки «Если так, зачем же я?..» явно не завершен. Большая часть переводчиков следуют одному из комментариев: «Зачем же я так мечтала об этом», «зачем молилась об этом» и так далее.

Следует отметить, что в Танахе оборот «Вопросить Бога» обозначает не просьбу предсказать будущее, а просьбу объяснить, как себя вести.

Последние слова стиха 23, переведенные «БОЛЬШИЙ БУДЕТ СЛУЖИТЬ МЛАДШЕМУ», на самом деле имеют более сложную структуру. Буквально они звучат”Больший будет служить (работать) младший” — т.е. в них нет такого ясного утверждения, кто кому будет служить, в этом стихе отсутствует управляющий предлог, в результате этого переводчики вынуждены его додумывать. р. Нафтали Цви Иегуда Берлин (Нецив из Воложина) по этому поводу замечает: “Предсказание говорит только то, что один брат будет служить другому, не уточняя какой которому. Бывали времена, когда старший служил младшему, бывали эпохи, когда младший служил старшему”. Впрочем, р. Берлин здесь следует Мидрашу Раба: «Удостоится – старший будет служить младшему, если же нет, то младший будет служить старшему».

Ко всему сказанному стоит добавить, что остается так и не ясным, рассказал ли Ривка об этом предсказании Ицхаку, или же сохранила предсказание в тайне. Все сказанное существенно для дальнейшего понимания истории с благословением Ицхака.

Когда родились близнецы и подросли:

/27/ И ВЫРОСЛИ ДЕТИ, И СТАЛ ЭЙСАВ ЧЕЛОВЕКОМ, СВЕДУЩИМ В ОХОТЕ, ЧЕЛОВЕКОМ ПОЛЯ, А ЯАКОВ — ЧЕЛОВЕКОМ МИРНЫМ, ЖИТЕЛЕМ ШАТРОВ. /28/ И ИЦХАК ЛЮБИЛ ЭЙСАВА ЗА ТО, ЧТО ОХОТА НА УСТАХ ЕГО, А РИВКА ЛЮБИЛА ЯАКОВА.

В стихе 27, может быть стоит обратить внимание на неожиданное противопоставление. Характеристика каждого из братьев составлена из двух суждений:

Эсав – а) сведущ в охоте, б) человек поля.

Яаков – а) мирный б) живет в шатрах (последнее полностью равно «домашний ребенок»).

Противопоставление вторых частей описания очевидно, и аналогично, в соответствии с правилами синтаксиса такого рода фраз в Писании, первые суждения тоже должны противопоставляться друг другу, то есть: «в противоположность Эсаву, Яаков был мирным, смирным, домашним ребенком».

Что касается родительской любви, то, понятно, что речь идет не о том, что каждый родитель одного сына любил, а второго не любил. Просто каждый из них больше любил своего. Причем Писание указывает причину, почему Ицхак больше любил Эсава: «ЗА ТО, ЧТО ОХОТА НА УСТАХ ЕГО». Смысл этих слов не однозначен: относиться ли последнее “его” к Ицхаку или Эсаву?

Комментарий Раши:

На устах его: прямой смысл текста- в соответствии с переводом Онкелоса – охота (дичь) на устах Ицхака (Ицхак любил Эсава, за то, что он приносил Ицхаку дичь), а по мидрашу, «охота на устах Эсава» – своими устами он поймал отца в сети обмана.

Очень привлекательно выглядит комментарий р. Шимшона Рафаила Гирша:

Охота на устах его – он умел увлечь отца охотничьими рассказами, приключениями на охоте т. п.

Тора далее рассказывает нам о продаже первородства:

/29/ И СВАРИЛ РАЗ ЯАКОВ КУШАНЬЕ, А ЭЙСАВ ПРИШЕЛ С ПОЛЯ УСТАЛЫЙ. /30/ И СКАЗАЛ ЭЙСАВ ЯАКОВУ: «ДАЙ ПОХЛЕБАТЬ МНЕ КРАСНОГО, КРАСНОГО ЭТОГО, ПОТОМУ ЧТО Я УСТАЛ». ПОЭТОМУ ДАЛИ ЕМУ ПРОЗВИЩЕ ЭДОМ. /31/ НО ЯАКОВ СКАЗАЛ: «ПРОДАЙ ЖЕ МНЕ ТЕПЕРЬ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО!». /32/ И СКАЗАЛ ЭЙСАВ: «ВЕДЬ Я ХОЖУ НА СМЕРТЬ, НА ЧТО ЖЕ МНЕ ПЕРВОРОДСТВО?». /33/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ: «КЛЯНИСЬ ЖЕ МНЕ ТЕПЕРЬ!». И ОН ПОКЛЯЛСЯ ЕМУ, И ПРОДАЛ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО ЯАКОВУ. /34/ И ДАЛ ЯАКОВ ЭЙСАВУ ХЛЕБА И ПОХЛЕБКУ ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ, И ОН ПОЕЛ, И ПОПИЛ, И ВСТАЛ, И УШЕЛ. И ПРЕНЕБРЕГ ЭЙСАВ ПЕРВОРОДСТВОМ.

Мы не будем заниматься подробным разбором этого отрывка ( это обсуждение можно найти во многих источниках). Нам стоит, однако, остановиться на моральных оценках, которые в этой сцены розданы участникам самим Писанием. Действия Яакова изложены строго нейтрально – нет никакой оценки, ни прямо высказнной (что не удивительно, мы уже говорили, что Писание не любит прямо выставлять оценки за поведение своим героям), ни косвенно, с помощью того или иного стилистического приема. Писание как бы говорит: вот так поступил Яаков, судите сами. И в заключение его деятельности приводит простой, так сказать, «факт на местности»: И ПРОДАЛ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО ЯАКОВУ. Можно обсуждать юридическую силу такой сделки, можно упрекать Яакова за небратский поступок, но реальность от этого не меняется: Яаков купил первородство.

Зато Писание находит необходимым дать оценку поступку Эсава. Делается это следующим стилистическим приемом: И ОН ПОЕЛ, И ПОПИЛ, И ВСТАЛ, И УШЕЛ. И ПРЕНЕБРЕГ ЭЙСАВ ПЕРВОРОДСТВОМ – в один ряд выставлены 5 глаголов, четыре первых из которых совершенно будничные, а пятый – «пренебрег». Дополнительный эффект придает расстановка знаков контиляции (музыкальных значков интонации ивритского текста Торы:) в этом стихе, где последние слова: «И пренебрег Эсав первенством» читаются растянуто, занимая столько же времени что и предыдущие четыре глагола, придавая факту пренебрежения первенства окончательный, невозвратный вид.

В заключение приведем цитату из статьи П. Полонскогокого:

“Сyть продажи первородства заключалась не в том, что Яаков его кyпил, а в том, что Эсав его продал. Яаков объяснил Эсавy, что первородство — это не только почет или власть, но и также большая ответственность — вплоть до ответственности собственной жизнью. Слова Эсава «я идy на смерть, зачем же мне первородство?» показывают его осознавание этой ответственности. Эсав отказался от первородства — «и ел и пил, и встал и пошел, и пренебрег Эсав первородством». Этот отказ позволил Яаковy его получить.”

Опять, очень полезно понять, что Писание не говорит, что Эсав злодей. Эсав просто пренебрегает стороной жизни, связанной с первородством. Вообще, если пренебречь тем образом, которым описывают Эсава мидраши талмудической литературы, а сосредоточится только на тексте Торы, то Эсав предстанет перед нами, как простой, вспыльчивый, несколько безответственный человек, живущий текущим моментом. Когда мы говорили об Аврааме, мы упоминали, что наследовать Аврааму – это принять на себя ответственность за род, встать во главе большой группы людей, своей семьи, последователей и так далее. Вот к этому Эсав, при всех своих достоинствах, оказывается неспособным.

В заключение, вот цитата из статьи Арье Бараца по поводу Эсава:

“…В адрес Эсава было высказано также немало и положительного. Так, книга Зоhар сообщает, что продажа первородства за похлебку не была сиюминутной данью чревоугодию, что эта сделка явилась результатом длительных переговоров. По сути, это означает, что Иаков годами донимал брата просьбами уступить ему первородство, и тот однажды, возможно даже в шутку, согласился на это.

Вероятно, ни один суд в мире не признал бы подобную сделку правомочной, и когда Иаков обманом получил причитающиеся брату благословения, Эсав сказал, что Иаков «обманул его дважды» (27.36). Однако при этом он все же не попытался дезавуировать соглашение, что свидетельствует о его порядочности. Более того, он даже не пожелал отнять у Иакова украденные благословения. Он лишь сказал: «Неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой!» (27.39). В порыве гнева Эсав, правда, пожелал убить Иакова, но потом простил его, и когда через много лет после бегства Иакова в Месопотамию братья вновь встретились, они оба плакали друг у друга на шее. При этом Иаков сказал Эсаву: «я увидел лицо твое, как увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне» (33.1-11). Р.Авраам Кук пишет по этому поводу (в “Игрот hа-Реая” 112): «Видел я лицо твое, как лицо Божие» — так сказал по отношению к Эсаву Иаков — человек истины и простоты. И его слова не останутся напрасны».

Из того, что рассказано в Торе, мы видим, что Эсав наделен положительными чертами: он предан отцу, он верен данному слову, он умеет уважать чужие интересы и, наконец, он ценит братские отношения. В отличие от моавитян и аммонитян, Тора позволяет эдомитянам входить в «общество Господне», и провозглашает при этом: «Не гнушайся эдомитянином, ибо он брат твой» (Дварим 23.8). Сам факт обращения эдомитян в иудаизм во II-ом веке до н.э. также говорит о многом.

3.Благословения Ицхака

Текст: БытиеГЛАВА 27

/1/ И БЫЛО, КОГДА ИЦХАК СОСТАРИЛСЯ, И ПРИТУПИЛОСЬ ЗРЕНИЕ ГЛАЗ ЕГО, ПОЗВАЛ ОН ЭЙСАВА, СТАРШЕГО СЫНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ ЕМУ: «СЫН МОЙ!». А ТОТ СКАЗАЛ ЕМУ: «ВОТ Я!». /2/ И СКАЗАЛ ОН: «ВОТ, Я СОСТАРИЛСЯ УЖЕ, НЕ ЗНАЮ ДНЯ МОЕЙ СМЕРТИ. /3/ ВОЗЬМИ ЖЕ ТЕПЕРЬ ОРУДИЯ ТВОИ, КОЛЧАН ТВОЙ И ЛУК ТВОЙ, И ВЫЙДИ В ПОЛЕ, И НАЛОВИ МНЕ ДИЧИ. /4/ И ПРИГОТОВЬ МНЕ КУШАНЬЕ, КАКОЕ ЛЮБЛЮ, И ПОДНЕСИ МНЕ, И БУДУ ЕСТЬ, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА ТЕБЯ ДУША МОЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ УМРУ». /5/ РИВКА ЖЕ СЛЫШАЛА, КАК ИЦХАК ГОВОРИЛ ЭЙСАВУ, СЫНУ СВОЕМУ. И КОГДА ЭЙСАВ ПОШЕЛ В ПОЛЕ ЛОВИТЬ ДИЧЬ, ЧТОБЫ ПРИНЕСТИ, /6/ СКАЗАЛА РИВКА ЯАКОВУ, СЫНУ СВОЕМУ, ТАК: «ВОТ, Я СЛЫШАЛА, КАК ОТЕЦ ТВОЙ ГОВОРИЛ ЭЙСАВУ, БРАТУ ТВОЕМУ, СКАЗАВ: /7/ ПРИНЕСИ МНЕ ДИЧЬ, И ПРИГОТОВЬ КУШАНЬЕ МНЕ, И ПОЕМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ ПРЕД БОГОМ ПРЕЖДЕ СМЕРТИ МОЕЙ. /8/ ТЕПЕРЬ ЖЕ, СЫН МОЙ, ПОСЛУШАЙСЯ ГОЛОСА МОЕГО В ТОМ, ЧТО Я ПОВЕЛЮ ТЕБЕ: /9/ ПОЙДИ-КА В СТАДО И ВОЗЬМИ МНЕ ОТТУДА ДВУХ КОЗЛЯТ ХОРОШИХ, И Я ПРИГОТОВЛЮ ИЗ НИХ ОТЦУ ТВОЕМУ КУШАНЬЕ, КАКОЕ ОН ЛЮБИТ. /10/ И ПОДНЕСЕШЬ ОТЦУ ТВОЕМУ, И ОН ПОЕСТ, ДАБЫ ОН БЛАГОСЛОВИЛ И ТЕБЯ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ». /11/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ РИВКЕ, МАТЕРИ СВОЕЙ: «ВЕДЬ ЭЙСАВ, БРАТ МОЙ, ЧЕЛОВЕК ВОЛОСАТЫЙ, Я ЖЕ ЧЕЛОВЕК ГЛАДКИЙ. /12/ МОЖЕТ БЫТЬ, ОЩУПАЕТ МЕНЯ ОТЕЦ МОЙ, И Я БУДУ В ГЛАЗАХ ЕГО ОБМАНЩИКОМ, И НАВЕДУ НА СЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ, А НЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ». /13/ И СКАЗАЛА ЕМУ МАТЬ ЕГО: «НА МЕНЯ ПРОКЛЯТИЕ ТВОЕ, СЫН МОЙ! ТОЛЬКО СЛУШАЙСЯ ГОЛОСА МОЕГО И ИДИ ДОСТАНЬ МНЕ, ЧТО СКАЗАЛА». /14/ И ПОШЕЛ ОН, И ВЗЯЛ, И ПРИНЕС МАТЕРИ СВОЕЙ, И СДЕЛАЛА МАТЬ ЕГО КУШАНЬЕ, КАКОЕ ЛЮБИТ ОТЕЦ ЕГО. /15/ И ВЗЯЛА РИВКА ЛЮБИМЫЕ ПЛАТЬЯ ЭЙСАВА, СТАРШЕГО СЫНА СВОЕГО, КОТОРЫЕ У НЕЕ В ДОМЕ, И НАДЕЛА НА ЯАКОВА, МЛАДШЕГО СЫНА СВОЕГО. /16/ ШКУРКИ ЖЕ КОЗЛЯТ НАДЕЛА НА РУКИ ЕГО И НА ГЛАДКУЮ ШЕЮ ЕГО. /17/ И ПЕРЕДАЛА КУШАНЬЕ И ХЛЕБ, КОТОРЫЕ ОНА ПРИГОТОВИЛА, В РУКИ ЯАКОВУ, СЫНУ СВОЕМУ. /18/ И ПРИШЕЛ ОН К ОТЦУ СВОЕМУ, И СКАЗАЛ: «ОТЕЦ МОЙ!». И ТОТ СКАЗАЛ: «ВОТ Я! КТО ТЫ, МОЙ СЫН?». /19/ И СКАЗАЛ ЯАКОВ ОТЦУ СВОЕМУ: «Я, ЭЙСАВ — ПЕРВЕНЕЦ ТВОЙ. Я СДЕЛАЛ, КАК ТЫ ГОВОРИЛ МНЕ: ВСТАНЬ ЖЕ, СЯДЬ И ЕШЬ ОТ ДОБЫЧИ МОЕЙ, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА МЕНЯ ДУША ТВОЯ». /20/ И СКАЗАЛ ИЦХАК СВОЕМУ СЫНУ: «КАК СКОРО ТЫ ЭТО ДОСТАЛ, СЫН МОЙ!». И СКАЗАЛ ТОТ: «ПОТОМУ ЧТО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДОСТАВИЛ МНЕ СЛУЧАЙ». /21/ И СКАЗАЛ ИЦХАК ЯАКОВУ: «ПОДОЙДИ ЖЕ, И Я ДОТРОНУСЬ ДО ТЕБЯ, СЫН МОЙ, ТЫ ЛИ СЫН МОЙ — ЭЙСАВ, ИЛИ НЕТ». /22/ И ПОДОШЕЛ ЯАКОВ К ИЦХАКУ, ОТЦУ СВОЕМУ, И ОН ДОТРОНУЛСЯ ДО НЕГО, И СКАЗАЛ: «ГОЛОС — ГОЛОС ЯАКОВА, А РУКИ — РУКИ ЭЙСАВА». /23/ И НЕ УЗНАЛ ОН ЕГО, ТАК КАК РУКИ ЕГО БЫЛИ, КАК РУКИ ЭЙСАВА, БРАТА ЕГО, ВОЛОСАТЫЕ; И ОН БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО. /24/ И СКАЗАЛ: «ТЫ ЛИ ЭТО СЫН МОЙ, ЭЙСАВ?». И ТОТ СКАЗАЛ: «Я». /25/ И СКАЗАЛ ОН: «ПОДНЕСИ МНЕ, И Я ПОЕМ ДОБЫЧИ СЫНА МОЕГО, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА ТЕБЯ ДУША МОЯ». И ТОТ ПОДНЕС ЕМУ, И ОН ЕЛ; И ПРИНЕС ЕМУ ВИНА, И ОН ПИЛ. /26/ И СКАЗАЛ ЕМУ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО: «ПОДОЙДИ ЖЕ И ПОЦЕЛУЙ МЕНЯ, СЫН МОЙ». /27/ И ТОТ ПОДОШЕЛ И ПОЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ОН ОБОНЯЛ ЗАПАХ ОДЕЖДЫ ЕГО, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО, И СКАЗАЛ: «ГЛЯДИ, ЗАПАХ СЫНА МОЕГО, КАК ЗАПАХ ПОЛЯ, КОТОРОЕ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ. /28/ И ДАСТ ТЕБЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТ РОСЫ НЕБЕС И ОТ ТУКОВ ЗЕМЛИ, И ОБИЛИЕ ХЛЕБА И ВИНА. /29/ И БУДУТ СЛУЖИТЬ НАРОДЫ ТЕБЕ И ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ ПЛЕМЕНА; БУДЬ ВЛАДЫКОЙ БРАТЬЯМ ТВОИМ И ДА ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ МАТЕРИ ТВОЕЙ; ПРОКЛИНАЮЩИЕ ТЕБЯ — ПРОКЛЯТЫ, А БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ТЕБЯ — БЛАГОСЛОВЕННЫ!». /30/ И БЫЛО, КОГДА ОКОНЧИЛ ИЦХАК БЛАГОСЛОВЛЯТЬ ЯАКОВА, И КАК ТОЛЬКО УШЕЛ ЯАКОВ ОТ ИЦХАКА, ОТЦА СВОЕГО, ЭЙСАВ, БРАТ ЕГО, ПРИШЕЛ С ОХОТЫ. /31/ ОН ТАКЖЕ ПРИГОТОВИЛ КУШАНЬЕ, И ПРИНЕС ОТЦУ СВОЕМУ, И СКАЗАЛ ОТЦУ СВОЕМУ: «ДА ВСТАНЕТ ОТЕЦ МОЙ И ПОЕСТ ДОБЫЧИ СЫНА СВОЕГО, ДАБЫ БЛАГОСЛОВИЛА МЕНЯ ДУША ТВОЯ!». /32/ И СКАЗАЛ ЕМУ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО: «КТО ТЫ?». И СКАЗАЛ ОН: «Я — СЫН ТВОЙ, ПЕРВЕНЕЦ ТВОЙ, ЭЙСАВ». /33/ И ВОСТРЕПЕТАЛ ИЦХАК ТРЕПЕТОМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЕЛИКИМ И СКАЗАЛ: «КТО ЖЕ БЫЛ ТОТ, КОТОРЫЙ ЛОВИЛ ДИЧЬ И ПРИНЕС МНЕ, И Я ЕЛ ОТ ВСЕГО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ТЫ ПРИШЕЛ, И БЛАГОСЛОВИЛ Я ЕГО?

ПУСТЬ ЖЕ БУДЕТ ОН БЛАГОСЛОВЕН!». /34/ КАК УСЛЫШАЛ ЭЙСАВ СЛОВА ОТЦА СВОЕГО — ВОЗОПИЛ ВОПЛЕМ ВЕЛИКИМ И ГОРЬКИМ НЕСКАЗАННО, И СКАЗАЛ ОТЦУ СВОЕМУ: «БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!». /35/ И СКАЗАЛ ТОТ: «ПРИШЕЛ БРАТ ТВОЙ С ОБМАНОМ И ВЗЯЛ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТВОЕ». /36/ И СКАЗАЛ ОН: «НА ТО ЛИ НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЯАКОВ, ЧТОБЫ ОН ОБХИТРИЛ МЕНЯ УЖЕ ДВАЖДЫ? ПЕРВОРОДСТВО МОЕ ВЗЯЛ ОН, А ВОТ ТЕПЕРЬ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЕ». И ЕЩЕ СКАЗАЛ: «НЕУЖЕЛИ НЕ ОСТАВИЛ ТЫ ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?». /37/ И ОТВЕЧАЛ ИЦХАК, И СКАЗАЛ ЭЙСАВУ: «ВЕДЬ ВЛАДЫКОЮ ПОСТАВИЛ Я ЕГО НАД ТОБОЙ, И ВСЕХ ЕГО БРАТЬЕВ ОТДАЛ Я ЕМУ В РАБЫ, И ХЛЕБОМ И ВИНОМ УКРЕПИЛ Я ЕГО; ТЕБЕ ТЕПЕРЬ ЧТО СДЕЛАЮ, СЫН МОЙ?». /38/ И СКАЗАЛ ЭЙСАВ ОТЦУ СВОЕМУ: «РАЗВЕ ОДНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ТЕБЯ, ОТЕЦ МОЙ? БЛАГОСЛОВИ ТАКЖЕ И МЕНЯ, ОТЕЦ МОЙ!». И ПОДНЯЛ ЭЙСАВ ГОЛОС СВОЙ, И ЗАПЛАКАЛ. /39/ И ОТВЕЧАЛ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО, И СКАЗАЛ ЕМУ: «ВОТ, МЕСТО, В КОТОРОМ БУДЕШЬ ТЫ ЖИТЬ, БУДЕТ ТУЧНЕЙШИМ МЕСТОМ ЗЕМЛИ, ОРОШАЕМЫМ РОСОЙ НЕБЕСНОЙ СВЫШЕ. /40/ И МЕЧОМ ТВОИМ БУДЕШЬ ЖИТЬ, И БРАТУ ТВОЕМУ СЛУЖИТЬ, НО КОГДА ВОЗНЕГОДУЕШЬ, СВЕРГНЕШЬ ТЫ ИГО ЕГО С ШЕИ ТВОЕЙ».

Мотивы Ривки здесь понять легко: кроме того, что Яаков ее любимый сын, она пытается, так же как в свое время и Сарра, «помочь» Всевышнему в исполнении пророчества в том виде, в каком она его понимает: «И больший будет служить меньшему».

Вся эта история заставляет задуматься над двумя вопросами: во-первых, какова цена полученного таким образом благословения? Во-вторых, дает ли здесь Писание оценку поступкам героев?

Прежде чем говорить об обманутом Ицхаке, стоит все же разобраться со всеми, упомянутыми в рассказе благословениями.

Найдите в рассказе все благословения. Сколько их? В чем они схожи, чем они отличаются?

Первое благословение. Ицхак дает его Яакову, думая, что перед ним Эсав:

/28/ И ДАСТ ТЕБЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТ РОСЫ НЕБЕС И ОТ ТУКОВ ЗЕМЛИ, И ОБИЛИЕ ХЛЕБА И ВИНА. /29/ И БУДУТ СЛУЖИТЬ НАРОДЫ ТЕБЕ И ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ ПЛЕМЕНА; БУДЬ ВЛАДЫКОЙ БРАТЬЯМ ТВОИМ И ДА ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ МАТЕРИ ТВОЕЙ; ПРОКЛИНАЮЩИЕ ТЕБЯ — ПРОКЛЯТЫ, А БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ТЕБЯ — БЛАГОСЛОВЕННЫ!».

Второе благословение, Ицхак дает его Эсаву, уже после того, как узнал, что Яаков обманом получил у него благословение:

/39/ И ОТВЕЧАЛ ИЦХАК, ОТЕЦ ЕГО, И СКАЗАЛ ЕМУ: «ВОТ, МЕСТО, В КОТОРОМ БУДЕШЬ ТЫ ЖИТЬ, БУДЕТ ТУЧНЕЙШИМ МЕСТОМ ЗЕМЛИ, ОРОШАЕМЫМ РОСОЙ НЕБЕСНОЙ СВЫШЕ. /40/ И МЕЧОМ ТВОИМ БУДЕШЬ ЖИТЬ, И БРАТУ ТВОЕМУ СЛУЖИТЬ, НО КОГДА ВОЗНЕГОДУЕШЬ, СВЕРГНЕШЬ ТЫ ИГО ЕГО С ШЕИ ТВОЕЙ».

Разница между благословениями не велика. И там и там обещаны земные блага. Правда Яаков обманом получает благословение старшего в роду, зато Эсав в своем благословении получает возможность избавиться от власти Яакова. Добавим, что Ицхак, когда понял, что Яаков обманом получил «не свое» благословение, все же подтвердил его: «Пусть же будет благословен» (стих 33).

Вопрос может возникнуть в связи со следующим: Когда Эсав узнает, что его благословение забрал брат, он начинает просить у отца: «НЕУЖЕЛИ НЕ ОСТАВИЛ ТЫ ДЛЯ МЕНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?». И Ицхак отвечает, что ничего не осталось, все забрал Яаков. И здесь возникает вопрос: почему ничего не осталось? А где благословение, изначально уготованное Ицхаком Яакову? И это благословение существует, оно остается в силе, но его Ицхак все равно не отдает Эсаву, а отдает, позже, именно Яакову:

ГЛАВА 28

/1/ И ПРИЗВАЛ ИЦХАК ЯАКОВА, И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО… /3/ И БОГ ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ, И УМНОЖИТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛСЯ ТЫ СОНМОМ НАРОДОВ. /4/ И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРАhАМА — ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРАhАМУ».

Вот оно третье благословение, «благословение Авраама», благословение Страны. Именно оно самое главное благословения, но про него Эсаву сказано: «Ничего не осталось». Получается странная вещь: Ицхак не намеревался передавать это главнейшее благословение Эсаву. Он не дал его тогда, когда Яаков предстал вместо брата, он не дал его, когда Эсав умолял благословить себя. Иными словами, Ицхак с самого начала планировал на роль продолжателя дела Авраама не Эсава, а именно Яакова.

Обман оказался излишним – Яаков и так бы получил то, к чему стремился. Косвенно здесь Писание уже во второй раз демонстрирует, что из попыток «помочь» Богу в исполнении пророчеств ничего хорошего произойти не может.

Трудно дать оценку, насколько исполнилось благословение, полученное Яаковом обманным путем. Если речь идет о благах земли, то земля потомков Яакова – земля Ханаанская, действительно, благословенна. В части «и станешь владыкой над братьями своими»: были времена, когда потомки Эсава – эдомитяне властвовали над потомками Яакова, были времена, когда потомки Яакова властвовали над Эсавом. Можно добавить, что во времена Александра Яная (конец 2 в до н.э.) братья объединились – эдомитяне прошли массовый гиюр (приняли иудаизм), и сохранили верность еврейству в момент разрушения Храма и после того. Хотя в еврейских источниках слово «Эдом» закрепилось за Римом, и когда говорят «сыновья Эдома» про народы после разрушения Храма, то речь идет о христианской Европе, но все же это перенос названия, а не история народа потомков Эсава. А потому исходное пророчество, с которого начинается история братьев, может быть, стоило бы читать: «И больший будет работать (вместе) с младшим».

О последствиях обмана, и об оценках поступка Яакова речь пойдет на следующем занятии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *