От матфея 16

От матфея 16

Отойди от меня, сатана! ты мне соблазн. Былинка

Александр Григорьевич Раков

Именно в праздник Святителя Николая на телеканале «Россия» начался показ широко разрекламированного 10-серийного фильма режиссера Владимира Бортко по роману «Мастер и Маргарита». Сколько всяческих слухов ходило об этом романе! Помню, как на филфаке Университета в конце 70-х преподаватель, рискуя карьерой, читал нам отрывки из романа. До веры мне было тогда далеко, но мастерство Булгакова тогда очаровало. И лишь спустя много лет я сумел разобраться в сути его произведения: Православия в «Мастере и Маргарите» нет, есть восхваление сатаны и его могущества.
К слову, так и не разобрался, кого он сыграл, и сам актер Олег Басилашвили в образе Воланда. В интервью журналу «Панорама TV» он утверждал, что «к сатане Воланд не имеет ни малейшего отношения, это все выдумки плохо читающих людей. Воланд – один из тех, кто карает, а не сеет зло. И даже в чем-то является союзником Иешуа. «Имейте в виду, что Христос существовал, и никаких доказательств не надо», — говорит Воланд на бульваре у Патриарших прудов атеисту Берлиозу. Сатана не мог так сказать.
Атеист Берлиоз расплачивается за свое неверие – ему трамваем отрезает голову. А поэта Бездомного, хотя и писавшего антирелигиозные стихи, но человека талантливого, он помещает в сумасшедший дом. И ведь постепенно Иван приходит к вере и становится профессором богословия. Встретив же Мастера и Маргариту, людей, в которых он увидел подлинный талант – неистовой силы любовь у Маргариты и неистовой силы гений у Мастера, — дарит им Вечный Покой. Нет, Воланд не темная сила, хотя из ведомства Вельзевула».
После завершения сериала неожиданно позвонил редактор старейшей православной самарской газеты «Благосест» Антон Жоголев и попросил высказать о фильме свое мнение. Пришлось на ходу давать ответ на непростой вопрос, что я думаю по этому поводу:
«Я смотрел фильм как обычный телезритель, и местами картина мне нравится: интерес к религии, и к Православию, в частности, в связи с показом «Мастера и Маргариты» должен возрасти. Я не телевизионный критик, но мне импонирует, что режиссер старается скрупулезно – насколько вообще можно перевести литературное произведение из одного жанра в другой – старается следовать роману, хотя сам роман я считаю антиправославным, сатанинским.

Я вынес это задолго до выхода фильма к зрителям и сейчас только утвердился в своем мнении.
В фильме, конечно же, бросаются в глаза многочисленные несоответствия Евангелию. Там даже дерзновенно утверждается, что в Евангелии написана неправда… Но все же, та смелость, с которой Владимир Бортко рискнул экранизировать роман, мне нравится: общество получило возможность высказать свои, порой противоположные, точки зрения, и это здорово –никогда еще споры о Добре и Зле в мире не получали столь широкого резонанса. Другое дело, что меня мучает вопрос: имеет ли право грешный человек выступать в роли Христа (хотя в фильме присутствует как бы литературный образ Иешуа)?
Где-то я прочитал, что во время съемок фильма «Страсти Христовы» в актера, игравшего Христа, дважды била молния и у него из ушей шел дым… И это ли не является доказательством того, что нельзя человеку играть Бога?
В фильме «Мастер и Маргарита» есть элементы кощунства – ведь Воланд показан здесь с привлекательной стороны…»
Еще добавлю как православный редактор: для Православия нет запрещенных тем; замалчивать события или литературные произведения недопустимо. Главное – всему происходящему не стесняться давать оценку с высоты православного Учения – Христос проповедовал и в синагогах. Ведь молчанием предается Бог.
†»Князь лукавства земными делами занимает людей, всех колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским стезям, непрестанно смущая, пленяя, уловляя грешный род Адамов». Прп.Макарий Великий.
Лукавый
Не отрицаньем, не сомненьем,
Лукавый дух, волнуешь ты:
Ты обольщаешь извращеньем
Святого смысла красоты.
Ревнуя к блеску мирозданья
И блеском славы ослеплен.
Не ты ль на Божии созданья
Набросил мрак своих пелен?
Исканьем правды искушая,
Когда вся правда нам дана,
Как змий утраченного рая,
Ты сеешь смуты семена.
Страшна души твоей тревога.
Твой жгучий бред в холодной мгле:
Ты в небесах не видишь Бога
И Богом проклят на земле!
Константин Льдов

Комментарии из Женевской Библии: От Матфея 16 глава

16:1 знамение с неба. Иисус строит ответ фарисеям на буквальном значении их слов: «знаки на небе». Сравнивая небесные знамения с приметами погоды, Он показывает, что дело не в недостатке знамений, а в нежелании принять их. Иисус уже дал немало знамений.

16:4 знамение Ионы. См. ком. к 12,39.

16:11 не о хлебе. Иисус часто говорил притчами, но Его не понимали, воспринимая сказанное буквально. Ссылка на насыщение тысяч показывает: Иисус рассчитывал, что ученики поймут символический смысл чудес.

16:12 учения. Ложное учение, проникая в Церковь, может вызвать, подобно закваске или дрожжам, брожение и ереси, разрушающие Церковь.

16:13 Кесарии Филипповой. Город у подножия горы Ермон, примерно в сорока километрах к северу от Галилеи. Судя по Евангелиям, дальше на север Иисус не заходил.

16:15 а вы за кого почитаете Меня? Вопрос обращен ко всем ученикам; Петр отвечает от имени всех двенадцати.

16:16 Называя Иисуса Христом, Петр имеет в виду, что Он – долгожданный Мессия, Царь, обещанный Ветхим Заветом.

Сын Бога. Значение этого титула в корне отлично от его языческой трактовки. Речь идет не о «полубоге» или «богоподобном человеке», как в античной религиозной традиции. Ветхий Завет называет обетованного Царя сыном Божиим (2 Цар. 7,14; Пс. 2,8). Весь Израиль – сын Божий (Исх. 4,22); Иисус воплощает в Себе и сыновство Израиля (см. 2,15 и ком.). Однако в отношении Иисуса этот титул подразумевает, что Он знает Отца как Единородный Сын (11,27; 21,38). Отец признает Его «Сыном Возлюбленным» (3,17; 17,5). Знание Петра пришло к нему свыше, как готовый вывод.

16:17 не плоть и кровь открыли тебе это. Кто такой Христос, Петр узнал свыше, от Бога.

16:18 на… камне. По-гречески «скала» или «камень» – «петра»; здесь игра слов. Точное ее значение спорно. Четыре основные версии таковы: 1) исповедание Петра: «Ты – Христос» и есть та скала, на которой стоит Церковь; 2) Сам Иисус – скала, как Петр об этом свидетельствует в 1 Пет. 2,5-8; 3) основание Церкви – Петр, говорящий от имени апостолов и представляющий их (Еф. 2,20); 4) исповедуя, что Иисус – Христос, т.е. Помазанник, Петр представляет собою людей, на которых будет стоять Церковь.

В подтверждение первой и второй версий обычно указывают, что имя Петр звучит как Петрос, а «скала» или «камень» – петра. Но в арамейском такого фонетического отличия не было. Вторая версия тоже не очень убедительна, так как Иисус изображает Себя здесь не основанием, а Строителем Церкви. Но «камень», лежащий в основании Церкви, – это не Петр сам по себе, независимо от его исповедания, а Петр как представитель двенадцати апостолов, которому Отец Небесный открыл, Кто такой Иисус.

Когда позже Петр говорит, что Иисус не должен идти на крест, Тот называет его не камнем-основанием, а камнем преткновения (см. ст. 23). Петра нельзя отделять от остальных апостолов – данная ему власть дана и другим апостолам.

Сам Петр говорит (1 Пет. 2,4-8), что все верующие стали живыми камнями, так как соединены с Христом. И разумеется, даже если бы под «скалой основания» подразумевался лично Петр, из этого никак не следует, что у него должны быть «преемники».

врата ада. И в ВЗ (напр., Иов 17,16; Пс. 9,14), и в иудейской литературе периода между заветами выражения «врата смерти», «врата ада» обозначают просто «смерть». Иисус здесь говорит, что и сама смерть не победит тех, кто принадлежит Ему.

16:19 ключи Царства Небесного. Ключи – символ власти, которой господин облачал домоправителя. Что же касается «связывания» и «разрешения» человеческих судеб, то это происходит на небе, а Петр, как домоправитель, лишь выполняет волю Господина. Такая же привилегия была дана всем ученикам Иисуса (Ин. 20,22.23). См.

статью «Церковная дисциплина и отлучение от церкви».

16:20 не сказывали. См. 8,4. Распространенные представления о Мессии были далеки от понимания Его страдальческого служения. Разреши Иисус ученикам провозгласить Его Мессией, немедленно возникло бы политическое движение и помешало Его истинной миссии (см. Ин. 6,15).

16:21 С того времени. Эта фраза (см. также 4,17) отмечает новую фазу служения Иисуса. Матфей переходит от изложения публичных проповедей Царства в Галилее к подробным разъяснениям, которые Иисус дает ученикам, – о Его смерти и воскресении, о природе Его мессианства и их ученичества (Ин. 6,15).

16:24 См. ком. к 10,38. Иисус выдвигает требование «отвергнуться себя». Чтобы стать учениками, необходимо полностью оставить стремления к успеху, комфорту, почестям, власти.

16:28 не вкусят смерти. См. ком. к Мк. 9,1.

грядущего. Подразумевается, скорее всего, совокупность событий, относящихся к восхождению Иисуса на престол владычества, в частности – Его воскресение, вознесение и ниспослание Духа. Все это случилось до того, как умер последний из Его учеников. Такой контекст включает и преображение.

← От Матфея 15 • От Матфея 17 →

Глава 16.

1. Просьба фарисеев и саддукеев о знамении с неба и ответ им Спасителя.

1. И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

(Мк. 8:11; Лк. 11:29; 11:16). У Мк. 8:11-13 рассказ несколько сокращеннее, чем у Мф. 1-4. Уже древними толкователями была замечена некоторая несообразность и неестественность указанной здесь в Евангелиях связи фарисеев с саддукеями. Объясняли это тем, что хотя фарисеи и саддукеи различались между собою догматами, но против Христа действовали согласно. Объединение фарисеев и саддукеев может указывать и указывает на дальнейшее и зловещее развитие вражды ко Христу. До столицы доходят все более и более тревожные вести о движении в Галилее, и это вызывает как в правящих религиозных классах, так и среди ревнителей, опасения. Психологически это вполне понятно. В среде людей постоянно замечается наклонность к соблюдению установившихся религиозных форм, и они враждебно относятся к нововведениям, особенно тогда, когда этим затрагиваются их материальные интересы. Поэтому вражда против учения, совершенно выходившего из круга этих общих положений, была естественна. У Марка говорится только об одних фарисеях (8:11); но саддукеи Матфея могли быть и иродианами. О фарисеях и саддукеях упоминается здесь у Матфея пять раз (ст. 1, 6, 11, 12).

низвести молнию, иди произвести перемену в воздухе, иди сделать что-нибудь подобное. По Феофилакту, фарисеи и саддукеи просили Христа остановить только солнце или луну. Но Евфимий Зигабен говорит, что они хотели видеть чудо над солнцем, или луной, или над звёздами. Фарисеи и саддукеи, говорит Феофилакт, думали, что знамения на земле совершаются диавольской силой и Веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Нова, был от диавола. Поэтому не все, что с неба, от Бога, и не все, что бывает на земле, – от демонов. Мысли верные, и характеризуют фарисеев и саддукеев.

Настоящий рассказ представляется некоторым толкователям повторением рассказа Мф. 12:33 и сл., и тождественным с ним. Но если Матфей рассказывает почти то же во второй раз и при других обстоятельствах, то можно ли предполагать, что он позабыл то, что было говорено им раньше? Совершенно было естественно, если враги Спасителя отвечали несколько раз на Его чудеса требованием знамения с неба. Так как в иудейском предании существовало мнение, что демоны и ложные боги могли совершить знамения на земле и только истинный Бог преподает знамения с неба, то фарисеи и саддукеи и просили теперь об этом Христа, вполне предполагая, что Он не будет в состоянии удовлетворить их просьбы. Если для врагов Христа были неубедительны совершенные Христом на земле чудеса, то небесные чудеса были бы для них убедительны. Об обычае иудеев требовать знамения см. 1 Кор. 1:22.

2. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;

3. и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры!

различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

Текст этот в настоящей связи встречается у одного только Матфея. (Сходные выражения, но совершенно в другой связи, встречаются в Лк. 12:54-56). В словах Христа содержится чрезвычайно тонкое и богатое смыслом обличение Им Своих врагов. Ошибку их мышления и просьбы Он делает для них наглядною. Они просили какого-нибудь земного, необычайного знамения, и именно с неба. Христос указывает им на вещи, совершенно обыденные и им известные, бывающие на небе, о которых они умеют рассуждать. Но будучи опытны в метеорологических наблюдениях, почему же они не могут или не хотят понять и убедиться в истинности мессианского достоинства Христа, когда Он являет великие знамения? “В низшей области, – говорит Цан, – они столь же ясновидящи, как пророки, в высшей – они столь слепы, что не видя

4. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

(Мф. 12:39; Мк. 8:12; Лк. 11:29).

Буквальное повторение Мф. 12:39. У Мк. 8:12 эта речь предваряется словами: “и Он, глубоко вздохнув, сказал,” которых нет у других евангелистов. Резкие обличительные слова были, следовательно, сказаны с выражением глубокого сожаления и глубокой скорби по поводу ослепления и заблуждения фарисеев и саддукеев. Очень хорошо выражает это Златоуст: “хотя такой вопрос должен был возбудить гнев и негодование, однако человеколюбивый и милосердный Господь не гневается, но сожалеет и болезнует о них, как о неизлечимых больных, которые после стольких доказательств Его могущества все еще искушали Его. Они спрашивали Его не для того, чтобы уверовать, но чтобы уловить.” “Так как они просили знамения не для того, чтобы уверовать, то Спаситель называет их в другом месте и лицемерами за то, что они одно говорили, а другое делали.” Зигабен к этому прибавляет, что Он назвал их лицемерами не только потому, что они одно говорили, а другое та солнце помрачилось и вся тварь изменилась. В словах “оставив их, отошел” правильно находят обозначение “праведной суровости” и замечают, что Спаситель “никогда не оставлял так народа.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *