Особенности христианского мировоззрения

Особенности христианского мировоззрения

Особенности христианского мировоззрения.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Христианство настолько изменило лик земли, что время его прихода получило название новой эры.

Основной теоретический источник – библия (греч. – книга), священное писание, догмат.

Состоит из:

— Ветхого завета

— Нового завета

Ветхий завет — небольшой рассказ о страдании иудейского народа и их бога Яхве).

Новый завет — о том, что бог отец пришел на землю. Основная часть – рассказ о жизненном пути Иисуса (Евангелия от Марка, Луки, Матфея, Иоанна).

Так же в библию входят «Апокалипсис»/ «Откровение от Иоанна» + «Житие и деяние апостолов».

Все древние религии получили название языческих.

Особенности языческого мировоззрения:

— политеизм

— боги видимы, телесны

— боги прибывают в этом мире

— внешнее, телесное почитание богов

— награда за почитание – материальная, зримая (здоровье, дети, богатство)

— язычник ждет от бога награды при жизни

— происходящие после смерти не очень прописано

Язычество иудейского народа (иудаизм) обладало рядом особенностей:

— монотеизм (самая первая заповедь – «почитайте меня одного»

— Яхве невидим, но являет себя голосом и деяниями. «Яхве» – означает сущий.

— может прибывать в ином мире

— внешние почитание

— Яхве – первый бог, который обращается к людям с этическими требованиями

Заповеди (нравственно-этические):

1 – 3. о религии

4. почитай отца и мать

5. не убивай

6. не кради

7. не изменяй супругу

8 — 9. не лги, не обманывай

10. не завидуй

Идея посмертного воздаяния, отсутствующая у язычников, станет главной в христианстве.

«Ветхий завет» — ожидание иного бога, который наполнит жизнь смыслом, даст надежду на бессмертие и тем самым спасет» (Александр Мень).

Прежние боги – жестоки, коварны, несправедливы, и слишком равнодушны к людям.

Представляли: грозная сила (воин, кесарь), который въедет на белом коне и освободит Иудеев от римлян и сделает их избранным народом.

«В мир придет младенец, и наступит новая, Сатурнова эра» (Вергилий). Образ младенца – ключевой для христианства. Он не жесток и не карает ни кого, он любит нас, он спасет от одиночества.

Иисус Христос — мессия. «Иисус» иудейское имя. «Христос» — спаситель (греч).

Основы нового мировоззрения:

— представление о двух мирах (идеальный и материальный, т.е. царство божье и земное)

— абсолютное противопоставление 2-х миров Þ христианство — объективно-идеалистическое мировоззрение

— Бог-отец абсолютно вынесен за пределы нашего мира, так как он –абсолютный дух, слов; его царство – царство духа

— И даже когда дух воплощается в сына-Иисуса, духом остается, воплощаясь в тело, дух ничего не теряет в своей полноте. «Сын от отца – как свет от света»

— Человек-Иисус тоже дух Þ в Евангелии нет бытовых подробностей. Основное внимание Евангелие уделяет его духовной деятельности.

— Самое любимое и распространенное изображение Иисуса – распятие как изображение стойкости духа.

На иконах тело (если есть) задрапировано, а в основном, на иконах – лик, а не лицо.

— «Я — Царь, но царство мое не от мира сего» — ответ Иисуса дьяволу искусителю.

— Через 40 дней после смерти оставил наш мир, и мы ждем его пришествия.

— На горе Фавор ученикам явился в виде мощного света.

— Праведники будут блаженны в ином мире.

Эти два мира есть и в человеке. У Платона – мир души и мир тела.

— Самые яркие сюжеты о борьбе этих двух начал: «Превратите камни в хлеб», «Не хлебом единым жив человек, о духом». «Не копите здесь, на земле, где все тленно. Копите богатство в душе». Притча о богатом юноше. «Как унаследовать Царствие Божие? Раздай богатство бедным». Юноша ушел. «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому унаследовать Царствие Небесное».

— Бог спасает только человека, говорит с Душой, ибо человек – его образ и подобие.

Мировоззрение означает всестороннее понимание мира с определенной позиции. Христианское мировоззрение, следовательно, является всесторонним пониманием мира с христианской точки зрения. Мировоззрение человека является его «большой картиной», гармонией всех его понятий о мире. Это способ понимания реальности. Мировоззрение является основанием для ежедневных решений и, таким образом, чрезвычайно важно.

Яблоко, лежащее на столе, видят несколько людей.

Биолог классифицирует его. Художник увидит мгновение жизни и зарисует его. Садовник увидит имущество и инвентаризирует его. Ребенок же увидит завтрак и съест его. То, как мы рассматриваем любую ситуацию, зависит от того, как мы рассматриваем мир в целом. Каждое мировоззрение, христианское или нехристианское, пытается ответить как минимум на эти три вопроса:

1. Откуда мы возникли? (И почему мы здесь?)
2. Что не так с этим миром?
3. Как мы можем исправить это?

Преобладающим мировоззрением сегодня является натурализм, который отвечает на эти вопросы следующим образом: 1) мы – продукт случайных действий природы без какой-либо реальной цели; 2) мы не уважаем природу должным образом; 3) мы можем спасти мир при помощи экологии и сохранения. Натуралистическое мировоззрение рождает много связанных философий, таких как моральный релятивизм, экзистенциализм, прагматизм и утопизм.

Христианское мировоззрение, с другой стороны, отвечает на эти три вопроса, основываясь на Библии: 1) мы – Божье творение, предназначенное управлять миром и общаться с Богом (Бытие 1:27-28; 2:15); 2) мы согрешили против Бога и подвергли весь мир проклятию (Бытие 3); 3) Бог Сам искупил мир через жертву Его Сына, Иисуса Христа (Бытие 3:15; Луки 19:10), и однажды восстановит творение до его прежнего совершенного состояния (Исаии 65:17-25). Христианское мировоззрение ведет нас к вере в моральные абсолюты, чудеса, человеческое достоинство и возможность искупления.

Важно помнить, что мировоззрение всесторонне. Оно влияет на каждую сферу жизни – от финансов до моральности, от политики до искусства. Истинное христианство – это больше, чем набор понятий для использования в церкви. Христианство, изложенное в Библии, само уже является мировоззрением. Библия никогда не проводит различия между «религиозной» и «мирской» жизнью – существует только христианская жизнь. Иисус провозгласил о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6), и сделав это, стал нашим мировоззрением.

(позднее, определившую европейскую культуру)

1.Монотеизм (единобожие) и Богоцентризм (Бог есть центр и высшая идея мира).

2.Креационизм (мир – есть творение бога из ничего);

3.Человек являлся привилегированным существом. Противопоставление человека и природы (человек полагался привилегированным существом); это обосновывалось тем, что человек создан по образу и подобию бога, более того, изначально создан бессмертным и потенциально всеразумным.

4.Приоритет веры по отношению к разуму.

5.Исторический оптимизм (оптимистическая религия).

Центром Античного мировоззрения была природа, а природа развивается циклично => безнадежность.

Основные ценности Рима: хлеб, зрелища, вино => растворенность человека в удовольствиях природы. (Живем однажды, позади – руины, все никчемно и т.п. => невозможно жить только этим!)

Христианство предложило новую идею: в истории ничто не повторяется, она не бессмысленна.

Творение -> Пришествие Христа -> Возвращение к Богу (конец истории)

Нам является смысл жизни: земная жизнь – это школа, испытание души.

Бог (творец) поддерживает отношения с людьми через пророков.

Раз история имеет конец, то это придает ей смысл (наша смерть – придает смысл нашей жизни). Это природа живет вечно, а человек нет!

Исторический оптимизм христианства состоит в том, что у человека есть цель. Главная цель, не просто дойти до конца, а воскрешение, то, что потом.

Христианство придает человеческой жизни смысл и направление. (Если вчера мы кого-то обидели, то исправить этого уже нельзя.)

Развитие христианства было подготовлено античной культурой.

1.Античная философия была ориентирована на идеал человека. Это мудрец, который не зависит от власти и который оказывает влияние на народ посредством убеждения и личного примера. Такими мудрецами были античные философы.

Такими мудрецами являлись христианские пророки.

2.Античные идеи – это идеи гармоничного устройства государства, общества и человека. Гармонии нужно достигать и в душе. Эти идеи подхватило христианство. Идею гармоничного устройства характерна и для христианства: рай, вера (внутренне единство человека), идея любви и др.

3.Античная философия была ориентирована на аристократию. Христианство опиралось на более широкие слои общества. И в принципе было ориентировано на большинство общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *