Основные принципы и методы закаливания

Основные принципы и методы закаливания

Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям.

Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В — третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.

Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.

К местным процедурам относится обливание ног водой. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание ног проводят при t° воздуха в помещении не ниже 20°С.

К местным водным процедурам относятся местные ванны для рук и ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой. Ножные ванны оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка. Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги теплой водой, затем все более холодной (снижают t° через 4-5 дней на 1°С и доводят до 22°С, детям старшим 18°С). Продолжительность ножной ванны от 1 до 3 мин. Ноги должны быть при этом теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой реакции не наступает. Поэтому обливание ног нужно проводить после дневного сна.

Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным.

Закаливание солнцемпроисходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.

Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин.

Необходимо сквозное проветривание:

а) перед приходом детей;

б) перед занятиями;

в) перед возвращением детей с прогулки;

г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне);

д) после полдника;

е) после ухода детей домой.

Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе используют постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое охлаждение, и вызывает простудные заболевания.

Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания. Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года.

Древнейший способ закаливания – хождение босиком. Существует много способов тренировки к босохождению. Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате от 15 до 30 мин. Каждый день время удлиняется на 10 мин. и доводится до 1 часа. Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду. Для закаливания носоглотки рекомендуется ежедневно утром и вечером полоскать горло холодной водой. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до t° воды из крана водопровода.

Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие полоскание, начав с t° 25° снижая ее каждые 2-3 дня. Через месяц можно перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором морской соли.

С помощью средств закаливания достигается высокая сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Достичь высокого эффекта можно лишь при соблюдении определенных принципов проведения закаливающих процедур.

Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10 мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную потребность на всю жизнь.

Другое обязательное условие закаливания – постепенность в усилении воздействия процедур. Только последовательный переход от малых доз к большим, нарастающее усиление того или иного раздражителя обеспечивает желаемый эффект.
Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно ощущаться детьми как естественное и приятное. Тогда верными друзьями будет – солнце, воздух и вода.

Каталог:upload -> images -> files
files -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
files -> Методическая разработка: «методика проведения лечебного массажа»
files -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
files -> Материально-техническая база
files -> Материально-техническое обеспечение мбоу «сош №1» нмр рт право владения. Использование материально-технической базы
files -> Здоровое питание
files -> Профилактика и лечение орви и гриппа Простудные заболевания (орви, орз) и грипп
files -> Грипп. Меры профилактики

Поделитесь с Вашими друзьями:

  • Закаливание детей дошкольного возраста

    Физиологические механизмы закаливания организма. Методика проведения закаливающих процедур. Влияние холода на организм. Организация закаливания в дошкольном учреждении и цепочка последовательных действий после дневного сна. Основные принципы закаливания.
    реферат , добавлен 21.04.2010

  • Закаливание как форма укрепления здоровья

    Основные физиологические механизмы закаливания организма. Методика проведения закаливающих процедур. Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Закаливание воздухом и водой. Закаливание жарой и солнцем.

    Влияние зимнего плавания на организм.
    реферат , добавлен 07.01.2011

  • Закаливание детей четвёртого года жизни

    Анализ научно-теоретической литературы по теме закаливания детей дошкольного возраста. Роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми четырех лет. Основные принципы закаливания. Виды контрастных закаливающих процедур.
    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

  • Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на здоровье человека

    Закаливание для повышения устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды. Основные правила закаливания. Порядок проведения и виды закаливающих процедур. Моржевание и его благоприятное воздействие на здоровье.
    презентация , добавлен 07.02.2010

  • Правила и факторы закаливания

    Строение кожи, дыхательной, нервной и кровеносной систем человека. Сужение сосудов и отлив крови к внутренним органам при охлаждении. Принципы закаливания и тренировки реакции организма на природные факторы: постепенность, регулярность, индивидуальность.
    презентация , добавлен 27.02.2011

  • Основные принципы закаливания

    Использование естественных факторов для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Практическая польза закаливания. Закаливание воздухом, водой и солнцем. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении.
    реферат , добавлен 20.10.2009

  • Правила закаливания

    Понятие и назначение закаливания организма, его место и значение в формировании и поддержании здоровья. Механизмы щадящего закаливания для растущего организма, его классификация и типы. Общая реакция организма на воздействие лучистой энергии, ее факторы.
    реферат , добавлен 15.05.2011

  • Особенности закаливания

    Закаливание как система специальной тренировки организма. Правила и режимы закаливания. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания. Особенности интенсивного (нетрадиционного) закаливания. Вспомогательные способы закаливания летом: этапы и сущность.
    реферат , добавлен 15.05.2011

  • Закаливание детей в возрасте до года

    Физиологические предпосылки необходимости закаливания. Основные правила закаливания. Основные виды закаливающих процедур. Воздушные процедуры. Закаливание солнечным светом. Водные процедуры.
    курсовая работа , добавлен 22.12.2002

  • Методы закаливания

    Закаливание как оздоровительное средство, фактор повышения сопротивляемости организма к метеорологическим условиям. Упоминание в «Каноне врачебной науки» Авиценны о купании в холодной воде. Методы и средства закаливания. Принципы проведения процедур.
    реферат , добавлен 30.03.2009

  • Занятия физической культурой на воздухе полезны и зимой, и летом.

    С приходом холодов мы не перемещаться в спортивный зал А продолжаем занятия на открытой местности, и стараемся соблюдать несколько простых правил;

    -учитываем температуру, силу ветра и влажность, Минимальная температура, при которой мы занимаемся на открытом воздухе, это минус 1 градус, и время занятий 20 минут. При плюсовой температуре занятие полностью стараемся проводить на свежем воздухе.

    Интенсивность и характер нагрузок в зимнее время накладывают свой отпечаток на методику. Разминку начинаем с лёгкой ходьбы постепенно переходя на бег, также делаем несколько упражнений на плечевой пояс. Начиная с бега, может привести к респираторным заболеваниям от резкого переохлаждения верхних дыхательных путей.

    При занятиях на улице мы соблюдаем следующие принципы: регулярность, постепенность и адекватность нагрузок для подготовленности студентов. Паузы отдыха стараемся делать активными, то есть двигаться даже в перерывах между подходами.

    Одежда – очень важная составляющая спортивных занятий зимой. От нее зависит комфортность при выполнении упражнений и самочувствие. Неправильно подобранная экипировка может привести к переохлаждению. Основными требованиями к одежде для занятий физкультурой, помимо чисто спортивных требований (свобода движений, лёгкость и т.д.), становятся требования к защите от ветра, удержание тепла и отведение излишней влажности. Современная, технологичная одежда отвечает всем этим требованиям».

    При выборе верхней одежды для занятий физической культурой на свежем воздухе (проще говоря, подходящей куртки), мы рекомендуем учитывать из чего должна быть она изготовлена, из дышащей, не продуваемой и непромокаемой ткани. На морозе эта ткань должна сохранять мягкость и эластичность. Все толстое, мягкое, объемное и пушистое обойдите стороной — это совершенно не то, что вам нужно для занятий физической культурой зимой.

    Занятия на открытом воздухе мы считаем полезнее занятий в закрытом помещении. Это широко известный факт, который не вызывает сомнений, но вот почему именно подобные занятия так полезны, знают далеко не все.

    Прежде всего, тренировки на свежем воздухе увеличивают выносливость, так как обилие кислорода позволяет организму быстрее восстанавливаться и, благодаря этому, справляться с нагрузками. Кроме того, нахождение на природе вызывает желание заниматься спортом. Именно в таких условиях снижается нервное напряжение, и появляется желание изменить себя в лучшую сторону. Это основной стимул для занятий спортом

    Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания — совершенствование функциональных систем и закаливание организма студентов.

    Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности молодежи обеспечивает хороший закаливающий эффект. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм учащихся. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

    Помимо перечисленных выше плюсов, занятия физической культурой на свежем воздухе решают проблему с пространством, которого часто не хватает во время занятий в спортивном зале.

    Большая роль в воспитании здоровой смены принадлежит физической культуре. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

    Таким образом, использование физкультурных занятий на воздухе способствует всестороннему, гармоничному и умственному развитию учащиеся молодежи, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Физические упражнения на воздухе закаливают организм, укрепляют иммунитет.

    Способы закаливания

    Раньше закаляющие процедуры были очень популярными. Сегодня же, несмотря на то, что сумасшедший ритм жизни, постоянные стрессы, нездоровое питание и отвратительная экология методично подрывают иммунитет, способы закаливания многими позабыты. Кому-то они кажутся абсолютно неэффективными, а кто-то просто ссылается на недостаток времени.

    Каковы 10 основных способов закаливания?

    Важно понимать, что регулярные закаливающие процедуры – единственный безопасный и чрезвычайно эффективный способ сохранить собственное здоровье. И между прочим, для проведения большинства из них даже особых усилий прикладывать не придется.

    Итак, основные способы закаливания выглядят примерно так:

    1. Воздушные закаливания наиболее известны. К ним вы прибегаете, сами того не подозревая, – когда гуляете по лесу или просто по парку. Во время прогулок частички кислорода проникают в организм через дыхательные пути и кожу. Особенно полезным является зимний воздух.
    2. Чуть более изощренный способ закаливания – воздушным потоком. Для него требуется специальный бытовой вентилятор. Прибор нужен, чтобы воздействовать на тело холодом.
    3. Разумеется, полезны солнечные ванны, но только в разумных количествах и тогда, когда ультрафиолетовые лучи не могут навредить организму (до 11-00 и после 17-00).
    4. Морской отдых хорош не только возможностью подышать обогащенным полезными веществами воздухом. Благоприятно на состоянии здоровья сказываются и купания.
    5. Нетрадиционный способ закаливания – прогулки босиком. Хождение по рельефной поверхности потренирует сосуды и уменьшит потливость. А еще процедура поможет избавиться от мозолей.
    6. Частить с паровыми банями не стоит, но время от времени обрабатывать организм высокими температурами очень полезно.
    7. Зимний отдых не только увлекателен, но и полезен. Он помогает одновременно закаливаться движением, солнечными и воздушными ваннами, развивает опорно-двигательный аппарат и способствует нормализации дыхания.
    8. Нельзя не упомянуть способ закаливания водой. Необязательно сразу обливаться из ведра. Для начала можно попробовать обтирания. Это уже будет полезным!
    9. Закаливание снегом – процедура экстремальная, но очень эффективная. В особенности в том случае, если проводить ее после бани.
    10. Моржевание или, проще говоря, зимнее плаванье – закалка для профессионалов. К воздействию очень низких температур организм нужно тщательно готовить.

    Традиционные методы закаливания

    Внимание! Закаливание!

    Уважаемые родители! Этой информацией необходимо владеть!

    Мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливание воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

    При закаливании надо руководствоваться определёнными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

    ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

    Закаливание водой.

    Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоёмкость в 4 раза больше, чем воздуха. Вода – общепризнанное средство закаливания. Её преимущество перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая её. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

    1. К воде дети должны подходить с тёплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где проводятся процедуры, температура соответствовала принятым для данного возраста нормам, а так же чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

    2. Надо проследить за своевременным покраснением кожи. Если эта реакция запаздывает, следует способствовать её наступлению тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».

    3. Чем холоднее вода, тем меньше должно бать её соприкосновение с телом.

    Существует несколько способов закаливания водой:

    1. Обтирание – самая нежная из всех водных процедур. Его можно проводить во всех возрастах, начиная с младенчества. Обтирание производиться смоченной в воде материей. Ткань должна хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. После обтирания тело малыша растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается лёгким массирующим движением, массаж всегда делают по периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус осуществляется через 2-3 дня.

    2. Обливание – подразделяется на местное и общее. Местное обливание – обливание ног – чаще всего начинает проводиться в яслях и младших группах. Начальная температура воды 300, постепенно доводят до 180, а в старших группах до 160. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры. Время под струёй 20 – 40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие.

      После окончания процедуры необходимо растереться полотенцем.

    3. Купание – проводиться в естественных условиях, то есть в водоёмах (река, озеро, море). В летнее время оно является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры воздуха 24-260, воды не ниже 220, более закалённых детей можно купать при температуре 19-200 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается с 1-2 мин. До 6-8 мин., после купания необходимо растереться полотенцем. Купание противопоказано детям с заболеваниями сердца, почек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление лёгких. В каждом отдельном случае вопрос о возможности купания решается с врачом.

    Закаливание воздухом.

    Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. От соприкосновения с кожей и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Проветривание помещения путём открывания форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1-20, что является закаливающим фактором.

    Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе, преимущественно в утренние часы, в местах, защищённых от прямых солнечных лучей и резкого ветра. Дети в течение некоторого времени должны быть полуобнажёнными. Тело обнажают по указанию врача в определённом порядке6 сначала верхние и нижние конечности, а затем туловище. Закаливание детей воздушными ваннами начинают в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 200С. Во время воздушных ванн рекомендуется проводить игры или подвижные занятия. Продолжительность первых процедур закаливания воздухом не должна превышать 15 минут, затем её постепенно увеличивают.

    Закаливание солнцем.

    Солнце является сильным средством закаливания: солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказать и отрицательное воздействие, поэтому к процедуре закаливания следует подходить очень осторожно. Для младшего дошкольного возраста очень полезны солнечные ванны, но при этом важен индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны следует в движении, но игры должны носить спокойный характер. Продолжительность солнечных ванн увеличивается постепенно. Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Однако надо помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам, тем выше, чем меньше возраст ребёнка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. В старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. Летом рекомендуется проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 220С и выше. Поведение ребёнка во время закаливания должно быть активным. Продолжительность первой ванны у детей 3-7 лет – 5 минут, затем следует постепенно увеличивать пребывание на воздухе ( до 30-40 мин. и более). Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста должны продолжаться не более 15 – 20 минут, всего за лето не более 20 – 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха выше 300. После солнечных процедур детям назначают водные процедуры, причём по их окончании обязательно нужно вытереть ребёнка, даже если температура воздуха высокая, так как может произойти переохлаждение детского организма.

    Уважаемые мамы и папы!

    Набор закаливающих процедур, которые Вы выбираете, зависит от здоровья Вашего ребёнка, климатических условий и места жительства. Эффективность закаливания возрастает при применении разных процедур, а также при сочетании их с физическими упражнениями.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *