Осипов еретик

Осипов еретик

Россия сегодня и славянофилы

Россия вновь переживает жестокий кризис. И хотя это именно вновь, а не впервые, в ней все с большим трудом обнаруживаются признаки того действенного иммунитета, который бы дал ей силы противостоять агрессии, угрожающей на сей раз самим глубинным корням ее исконного бытия.

Во все более широких кругах общественности растет понимание, что причина кризиса коренится в духовной сфере, в частности в порочности главного и неизменного по сей день философского принципа нашей государственной идеологии: первичности материального и вторичности духовного принципа, отнявшего у людей понятие греха, веры, уничтожившего у многих совесть и принесшего неисчислимые беды сотням миллионам людей.

Из этого понимания воскресает, как платоновское воспоминание, идея живого Бога и с ней интерес к религии, к христианству, к Православию. Все это свидетельствует о том, что мы вновь, как и 100, и 200, и 300 лет назад, оказываемся живыми участниками борьбы не с плотью и кровью, но с духами злобы поднебесной (Еф. 6,12), на этот раз намеревающимися уже окончательно сломить Россию.

Оптинский старец Макарий в одном из своих писем писал: «Сердце обливается кровью при рассуждении Вашем о любезном Отечестве, России, нашей матушке; куда она мчится, чего ищет, чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом, и долго ли это продолжится?»

Старец не ведал, что это не только продолжится, но и приведет к тому, что Православная Церковь станет вообще вне закона, а любезное Отечество, Россия, наша матушка, станет местом небывалой во всей истории человечества и ни с чем не сравнимой по своим масштабам сатанинской гекатомбы.

Но и эти времена меняются.

Феномен т. н. перестройки в нашей стране и странах Восточной Европы оказался самым большим и восклицательным, и одновременно вопросительным знаком для всего мира. Позитивное и негативное здесь не только рядом, но и находятся в какой-то странной связи друг с другом. Конечно, далеко не всем и тем более не все открылось и вообще едва ли когда откроется, поскольку достаточно тех власть имущих, которые боятся света (Ин. 3.20). Но тем не менее в России благодаря перестройке,
С ОДНОЙ СТОРОНЫ, все узнали об ужасах революционных и послереволюционных лет и десятилетий, о действительном состоянии государства. Отсюда все глубже и острее начинает осознаваться сколь простая, столь же и безусловная истина: народ, не осознавший причин бывших своих бедствий, не избегнет будущих. Постепенно спадает с глаз пелена и взор русского человека начинает видеть, что атеизм с его циничным призывом: «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть» — есть не что иное, как открытая диверсия против человека, как идеология глубочайшего отчаяния, бессмыслицы и смерти прежде смерти; начинает видеть, что человек это не компьютер и не обезьяна, которой достаточно «хлеба и зрелищ», но существо высшего порядка.

На Руси вновь начинает открываться лик Христов, и все большее число русских людей убеждается в том, что мы, как говорил Достоевский, русские в той мере, в какой мы — православные.

Пробуждению и развитию этого, можно сказать, нового сознания в большой степени способствует новая по отношению к Церкви политика государственной власти. Из весьма многочисленных фактов достаточно указать хотя бы на буквально лавинное открытие православных приходов, монастырей, новых семинарий и различных духовных училищ и школ, издание церковных, религиозных, религиозно-философских журналов, книг, газет, «листков» и т. п.

Эту свежую, тонизирующую струю, пробудившуюся в духовной жизни России, для многих еще непонятную, для большинства неожиданную, удивительно точно выразил… Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя»: «Неожиданного (впрочем, далеко не для всех), — писал он, — было то, что народ не забыл свою великую идею, свое «православное дело» — не забыл в течение рабства, мрачного невежества, а в последнее время — гнусного разврата, материализма, жидовства и сивухи… Даже, может быть, и ничему не верующие поняли теперь у нас, наконец, что значит, в сущности, для русского народа его Православие и «православное дело». …Что это именно есть прогресс человеческий всеочеловечивание человеческое, так именно понимаемое русским народом, ведущим все от Христа, воплощающим все будущее свое во Христе и во Христовой истине и немогущим и представить себя без Христа».

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ — самую острую боль вызывает то многое, что совершается в России по отношению к России. Как известно, древо узнается по плодам.

Свобода двулика. Отрицательной ее стороной (произволом) и пользуются те, у которых в сокровищнице сердца хранится злое (Мф. 12,35). Они разрушают Россию. При этом особенно отчетливо просматриваются два принципа, последовательно проводимые в жизнь: «Разделяй и властвуй» и «Разнуздать, чтобы взнуздать». Хорошо известна мысль, что нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы извратить. Так вот и «свободой» и разделяют, и разнуздывают, и взнуздывают Россию, все русское. Почему и зачем?

Во-первых, Россия всегда была предметом глубокой неприязни со стороны всех антихристианских сил, справедливо усматривающих в ней самую большую твердыню наиболее чистой веры Христовой — Православия. Даже «в западных вероисповеданиях, — замечает Хомяков, — лежит глубокая неприязнь к восточной Церкви», вызванная, конечно, незнанием Православия. Во-вторых, как писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Европейские народы всегда завидовали России, старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее время они будут следовать той же системе».

И сейчас в конце XX века, несмотря на великое оскудение на Руси и веры, и богатства, даже остающееся в ней оказывается еще достаточным для прежнего отношения. Об этом свидетельствуют хотя бы следующие слова первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия, сказанные в интервью «Литературной России» по вопросу возможного возрождения России.

«Будут брошены, — заявил он, — все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона, Гитлера…»

Не имея никакого желания приводить здесь те совершенно возмутительные, несуразные обвинения русского народа и оскорбления в его адрес, которые в изобилии появляются в этой прессе, приведем оценку создавшейся ситуации в стране нашими известнейшими современниками.

Михаил Лобанов: «Кто только и в чем только не обвиняет Россию, русский народ… Абсолютно господствующая у нас леворадикальная пресса типа журнала «Огонек» за короткий срок «гласности» и «плюрализма» устроила для массового сознания поистине духовный Чернобыль. Выжжено все здоровое прошлое. Человек с богатейшей тысячелетней историей оказался на голом месте… Мы оказались ограбленными до дна, буквально во всем — от духа до земли, от быта до культуры».

А. Солженицын: «Россия измучена преступлениями, грабежами национального достояния в миллиарды и миллиарды долларов — не последовало ни одного весомого разоблачения и ни одного гласного суда».

Композитор Г. Свиридов: «Мне надоело поношение России, которое я без конца слышу, читаю, вижу в гнусном телевидении… Мы живем в нездоровом обществе».

Академик М. Лемешев называет «демократический» эксперимент «поруганием России».

Академик Н. Моисеев: «Воспринимаю все происшедшее в моей стране не как кризис, а как катастрофу… Даже когда враг стоял на Волге, даже в самом страшном сне я не мог представить себе Россию в нынешнем состоянии».

ПРИЧИНЫ. Священная история на протяжении всей Библии совершенно недвусмысленно свидетельствует, что отступление народа от правильных религиозных основ жизни: ее главных истин веры, нравственных и духовных устоев, — всегда приводило к трагическим последствиям в жизни общественной и государственной. Такое отступление, как правило, бывает сопряжено с двумя крайностями, выступающими в парадоксальном единстве: с одной стороны, обрядоверия и законничества, с другой — рационализма и неверия. Наиболее яркий пример — совместное отвержение фарисеями (ревностными исполнителями Закона, т. е. на современном языке — «самыми православными») и саддукеями («обновленцами») пришедшего Христа, чаемого всю историю Израиля, и как следствие этого — разгром и рассеяние народа еврейского в 70 году.

Подобная же ситуация повторилась в России в XVII веке, самым ярким выражением которой стал Раскол. И здесь форма и скепсис победили дух, и в результате на престол воссел «первый большевик», открывший эпоху лукавого, а затем и открытого попрания веры православной. Это попрание внешнее было закономерным следствием происходящего в сфере духовной, внутренней.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине прошлого века прямо говорил известному англиканскому деятелю Пальмеру: «Россия, пожалуй, находится недалеко от взрыва в ней еретического либерализма. У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни». В настоящий момент возрождение Православия также часто усматривается в сохранении символа и преумножении обрядов, в количестве (храмов, монастырей, земель, школ…) без приоритетного внимания к качеству — заветам Священного Предания; в возвращении к дореволюционному внешнему состоянию Церкви, без осмысления духовных причин того, почему промыслом Божиим все оно было разрушено, осквернено? Следовательно, должно быть, они уже проявляются (и это, естественно, только начало), и соответствующие последствия.

Поэтому оставление народом русским существа веры, то есть совести, любви к Богу и ближнему, покаяния в своих грехах и подмена ее формой, обрядом, т. н. благолепием, неминуемо еще более трагически отразится на всей его внешней, культурной и материальной стороне жизни, на состоянии государства Российского. В некоторых народах закон взаимосвязи духа и хлеба насущного действует иначе, по крайней мере не столь прямолинейно и однозначно. На Руси же — как в ветхозаветном Израиле: чем грешнее, тем беднее. Но это является и великим знамением еще остающегося здорового духа в нашем народе: ведь лечат живых, а не мертвых.

Надежды. Что еще сохраняет и может сохранить Россию? Без сомнения, во-первых, вера православная, а следовательно, необходимость и всенародного возвращения умом и сердцем к тем духовным основам жизни, которыми жили наши святые (а не все вообще) предки, как это уже многократно имело место в ее истории; во-вторых, еще остающиеся на ее бескрайних просторах более чем «десять праведников» (см.: Быт. 18,32).

В вопросе о путях жизни и развития России западники не предложили ничего нового по сравнению с тем, что они видели в Европе. Такая же завороженность Западом, некритичность к нему и какая-то медиумическая неразборчивость в восприятии всего того, что идет «оттуда», а главное, полное нечувствие пороков духовной стороны западной жизни характеризует и современных западников.

Мысль действительно оригинальную, самобытную и глубокую находим, напротив, у тех, кто остался в истории под именем славянофилов. Одним из важнейших пунктов, в котором они видели принципиальное различие между Востоком и Западом, Церковью Православною и западными конфессиями, пунктом, определившим специфику всего политического, экономического и культурного развития России и Запада, является ярко проявивший себя в различном характере образованности вопрос о приоритете веры или разума (рассудка) в жизни человека и общества.

Утверждение на Западе образованности, в которой рассудок выступает в качестве верховного и непогрешимого судьи во всех вопросах веры и жизни, привело, по убеждению славянофилов, к охлаждению там живого религиозного чувства, безразличию к вере и полному неверию, к материализму и эгоизму, то есть к уничтожению главного в христианстве — любви, а следовательно, и потере Бога как в душе, так и в общественной жизни. Этой «образованностью» в первую очередь опасен Запад для России — а не своими научными, техническими и культурными достижениями. Ибо такая образованность принципиально противостоит образованности древнерусской, состоящей в воспитании в первую очередь духовной цельности человека на основе веры и жизни православной. Об этом особенно много и убедительно пишут А. С. Хомяков и И.В. Киреевский.

Жизнь народа и его будущее зависит от правильности его мыслей, то есть от правильного состояния и направления его ума. Отсюда первостепенную значимость приобретает вопрос — что считать нормой и как приобретается она умом? Запад и Восток, оказывается, понимают это весьма различно. Киреевский пишет, что, «стремясь к истине умозрения, восточные мыслители заботятся прежде всего о правильности внутреннего состояния мыслящего духа; западные — более о внешней связи понятий. Восточные для достижения полноты истины ищут внутренней цельности разума… Западные, напротив того, полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума… Бесчувственный холод рассуждения и крайнее увлечение сердечных движений почитают они равно законными состояниями человека» (Критика и эстетика»).

В том и заключается, по убеждению Киреевского, огромное преимущество России перед Западом, что «учения святых отцов Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола. Под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта…» (Там же).

Замечательно точно вскрывает Киреевский и сами духовные основы, на которых строятся эти два несводимых друг к другу типа жизни. Православие не мыслит истинной духовной и, следовательно, правильной человеческой жизни без смирения, то есть в данном случае понимания и прочувствования не только своей нравственной и духовной неполноценности, но и невозможности одними своими силами стать настоящим, святым человеком. Человек без смирения, кичащийся собой, своим разумом — не созидатель, а разрушитель духовной жизни и собственной, и общественной.

В статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» Киреевский отвечает и на главный вопрос, волнующий не только его современников, но и нас сегодня. Что нужно, «чтобы действовать благодетельно» для России? Вот как он пишет: «Одного только желаю я: чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении святой Православной Церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та ЦЕЛЬНОСТЬ бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей нашей православной России…» «Тогда, вырвавшись из-под гнета рассудочных систем европейского любомудрия, русский образованный человек в глубине особенного, недоступного для западных понятий, живого, цельного умозрения святых отцов Церкви найдет самые полные ответы именно на те вопросы ума и сердца, которые всего более тревожат душу, обманутую последними результатами западного самосознания. А в прежней жизни Отечества своего он найдет возможность понять развитие другой образованности… Тогда жизнь общественная в России утвердится в направлении, отличном от того, какое может ей сообщить образованность западная».

Основным же источником этой жизни является невидимая духовная борьба, совершающаяся на началах Евангелия, святоотеческого Предания Церкви, ибо, как справедливо писал Киреевский, «каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира» — есть, прибавим, созидание того духовного единства, которого так мало у нас осталось и которое только может дать силы русскому народу выйти победителем в последней брани. «Никто и ничто, — говорил святой Патриарх Всероссийский Тихон, — не спасет Россию от нестроений и разрухи, пока правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв, а через то не возродится духовно «в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24).

Алексей Ильич ОСИПОВ,
профессор Московской Духовной академии.

Статья напечатана в журнале «Русский дом» № 4 и 5 за 1999 год.

Отзывы о сайте

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
В точку Алексей Ильич!Храни вас Бог!!!

Эдвард , возраст: 34 / 14.06.2014

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Словами не выразить, храни вас Бог Алексей Ильич, спасибо, что мы имеем возмождность почитать, услышать добрые слова и наставления.

Алексей , возраст: 50 / 01.04.2013

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
низкий поклон Алексею Ильичу! многая благая лета!

Надежда , возраст: 42 / 30.08.2012

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Очень поучительные лекции.Слушаю с большим удовольствием.Большое спасибо профессору Осипову Алексею Ильичу.

Давыдова Елена , возраст: 42 / 29.08.2012

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Не знаю хотите ли Вы это,)))) но живите долго, и обязательно счастливо!

Артём , возраст: 25 / 28.01.2012

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
спасибо огромное за статью.

Мгер , возраст: 41 / 15.06.2011

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Здоровья Вам,дорогой наш Алексей Ильич. как приятно слышать своих…
если в Москве есть такой педагог, значит мир не потерян. с уважением.

Ольга , возраст: 45 / 14.04.2011

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Спасибо за статью.
Ох, как долог (конечно на мой взгляд) был мой путь поиска духовника.
Однако и награда была великая. Меня Господь удостоил тем, что схиархимандридт Илий согласился взять меня в духовные чада. Мне когда-то сказали:»Проси Бога и пошлет он тебе духовного наставника». Вот и просила и надеялась.
Спаси Вас Господи!

Елена , возраст: 39 / 21.11.2010

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Алексей Ильич! Огромное спасибо за Ваши интересные и доступные в понимании очень многих вопросов лекции! Божией помощи Вам!

Наталья , возраст: 51 / 14.10.2010

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Алексей Ильич — это уникальный человек, действительно, таких миссионеров не только в нашей стране, а и в мире — единицы. Лекции слушаются на одном дыхании, дают огромное подкрепление и надежду. Сохрани его Господь.

Катя , возраст: 29 / 31.03.2010

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Огромное спасибо!Получила ответы на интересующие меня вопросы.

Ольга , возраст: 47 / 10.07.2009

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Алексей Ильич Осипов — проповедник Христианства, каких в нашей стране, увы, немного. Он не злобствует, не разливает патоку, не запугивает. Он УБЕЖДАЕТ. Спасибо Вам, Алексей Ильич.

Ольга Немкова , возраст: 44 / 01.03.2009

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Инересная статья,согласна -100%

Елена , возраст: 46 / 02.02.2009

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов

Большое спасибо.Когда читаю или слушаю по православному тв Ваши лекции,у меня в Душе наступает успокоение,т.к.

я получаю подробный ответ даже на незаданный вопрос.Храни Вас Господь!

Геннадий Иванович , возраст: 59 лет / 23.12.2008

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Спасибо. Мои мысли обрели вербальную форму. А прелестные духовники настолько могут, оказалось, воды намутить, что и сами их духовные дети начинают дальше передавать другим такой бред. И зачастую люди, стремящиеся к Богу, в немалом уже количестве, сильно заблуждаются во многом. Я сам стал свидетелем такого кошмара и понял, что помочь таким людям сложно. Ко всему прочему, часто мнения других священников и даже цитаты из Святых и из Писания уже не убеждают их. Но, как сказал отец Паисий Афонский, Бог всегда все сделает добром.

Андрей , возраст: 31 / 18.06.2008

Отзыв на статью «О духовном наставнике»
Спасибо за статью! Открыло для меня много нового!

Дима , возраст: 20 / 07.05.2008

Отзыв на материал: О духовном наставнике. Профессор Алексей Осипов
Спасибо ! Всё понятно

Владимир , возраст: 37 / 20.02.2008

Отзыв на статью «О духовном наставнике»
Очень нравится статья Осипова о лжестарцах. Так все доступно и понятно!

Пушина , возраст: 28 / 31.10.2007

№14 (671)

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты

(Окончание. Начало в №№ 8, 9, 10, 11, 12, 13)

– «Алексей Ильич, как бороться с грехами, с которыми ты не в силах бороться? Как отсекать духовные помыслы?».

– Скажу так. Ты сел за стол – воздержись, не объешься. Ты пошел по улице – не вращай глазами огромными, как плошки, во все стороны. Тебя обидели – постарайся помолиться за этого человека…

Начни с малого, малыми вещами постепенно укрепляется воля человека.

Ты пришел – помолись, сделай хотя бы пять молитв Иисусовых с вниманием, с благоговением, сделай их, вот постой пять минут. Что, эти пять молитв много займут времени? Две минуты. Понуждая себя к малому, ты, в конце концов, сможешь победить и большее. Как сказал Сам Христос, верный в малом над многим будет поставлен.

Вот как побеждаются те страсти, с которыми мы не можем справиться. А не так сразу – схватил 200 килограммов, «сейчас и подниму», а сам и двадцати не можешь поднять. Курил целую пачку сигарет в день? Давай, убавляй; постепенность требуется, тогда и воля человека укрепляется, и к молитве постепенно он привыкает.

Обязательно это должно быть сопряжено с молитвой. Человек постепенно начинает ощущать благодатную помощь Божию, и ему легче становится.

– «После некоторого опыта я боюсь говорить со священником откровенно, да и священники исповедуют каждый раз разные. Что мне делать? Молиться и исповедаться Богу дома, а священнику просто отдавать отчет о содеянных грехах? Но мне так трудно без наставника, что делать?».

– Нельзя смешивать две разные вещи. Исповедь как, так сказать, называние грехов, о которых говорит мне совесть, – их я могу называть перед любым священником. И совсем другое, когда я раскрываю свое душевное состояние в надежде на то, что священник, к которому я пришел, поможет мне решить эти духовные вопросы.

Второе возможно только перед духовным отцом, которому я могу не просто сказать, что и обманул, а еще объяснить ситуацию. Это второе называется откровением помыслов, это можно делать только перед человеком, кому я вполне доверяю как человеку опытному, понимающему, разумному, кто может оказать мне помощь. Повторяю еще раз фразу, которую я приводил уже, Кассиана Римлянина: «Как много потерпел я вреда от неопытных наставников», – надо быть здесь очень внимательным.

– «Как относиться к глобализации?».

– Это понятие очень широкое, все зависит от того, какое содержание вкладывать. Если глобализация по-американски, как сейчас говорят, то да избавит Бог, потому что совершенно ясно, что это процесс развращения души человеческой. Главный стержень, с помощью которого это делается, – ложная свобода: потакание инстинктам, развращенности.

Стоит только посмотреть на средства массовой информации, которые в огромной степени заражены этим жутким вирусом. Идеологи такой глобализации очень точно понимают, что самое главное – разнуздать людей, «а потом уже мы их взнуздаем: скотину взнуздать не трудно». И очень печально, когда люди, особенно молодежь, не понимают, что на них смотрят как на скотину, которую надо разнуздать.

Такая глобализация и в плане моральном ужасна, и в плане экономическом. Представьте себе, что сейчас только одна тысяча семей контролирует 40% всего мирового капитала, одна тысяча семей! А у нас 1,5% населения владеют более чем половиной всего достояния в России. Всего 1,5%! Это данные, которые привел академик, уже покойный, Дмитрий Семенович Львов.

Вопрос в том, что настоящий уровень развития научно-технического прогресса таков, что справиться с этим явлением невозможно – мы не можем быть без телефонов, без машин, без фабрик, без заводов. А посмотрите, что с интернетом сейчас – все, все связано полностью.

Скоро это, конечно, будет контроль над каждым человеком, это совершенно очевидно. И очень легко можно будет вывести любого человека из строя – одним нажатием кнопки. Вот к чему ведет глобализация. Единственное утешение, что мы не вечны на Земле. И христианину, перед лицом всего этого, нужно особое внимание обратить на правильность своей духовной жизни: пора обратиться к Евангельской жизни, потому что, еще раз повторяю, от глобализации невозможно уйти. Поэтому куда надо уходить? В себя. Насколько это возможно.

– «Сегодня зашла в храм, там после Литургии начался концерт, хор выстроился возле алтаря, прихожане пододвинули скамейки, расселись по местам и начали слушать концерт. Это нормально? Душа возмущалась, особенно после Ваших высказываний о концертах в храмах».

– Это совершенно ненормальное явление (правда, она не пишет, какой концерт). Но вообще, я вам скажу, это печально. Посмотрите, основная тенденция жизни современной какая? Развлечение, развлекаловка. И очень жаль, если Церковь тоже поддастся этому.

Я, помню, как-то говорил: вот вы выступаете, с концертами ездите, люди с восторгом слушают. Так вы после концерта уделите внимание, хотя бы 15 минут, проповеди, скажите о том, что такое христианство, покажите людям, как жить. А то пропели, все хорошо, похлопали, и что дальше? Развлекаловка в Церкви что дает? Это очень печальное явление. Особенно недопустимы концерты во время запричастного стиха. Когда священники уже причащаются, народ стоит, ждет появления Чаши, и начинаются концерты, это возмутительно. Вместо того, чтобы, напротив, помочь людям помолиться в эти последние мгновения, их развлекают, отвлекают. Это уничтожает последние крупицы духовности, которые еще присутствуют в нашем верующем народе.

– «Уважаемый Алексей Ильич, в какой из Ваших лекций можно найти ответ на вопрос, как дьявол влияет на жизнь человека? Или он только наблюдает за тем, как испорченный, поврежденный, ненормальный человек идет к своей погибели?».

– Насчет лекций я вам скажу – я Осипова не слушаю, не смотрю и не читаю. Поэтому сказать, в какой лекции, не могу. Но в отношении возможностей дьявола приведу мысль Исаака Сирина. Он прямо говорит: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет. Поэтому так бояться, что кто-то меня околдует, это греховное даже дело. «Нет без воли Божией ничего, Господи. Поэтому на Тебя надеюсь, в Тебя верую и к Тебе обращаюсь с молитвой, да будет воля Твоя», – к такому человеку ничто не прикоснется, в том числе и сам дьявол.

Вспомните Книгу Иова в Библии. Только когда Бог разрешал, дьявол отнимал у Иова то стада, то детей, то поразил его проказой. Видите как? Дьявол не может сам по себе действовать на человека. Об этом очень хорошо пишет Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Оказывается, в наших руках наше будущее, от нас зависит, соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями, так что бояться не стоит.

– Спасибо, Алексей Ильич, время нашей программы подходит, к сожалению, к концу. Что бы Вы хотели сказать всем нашим телезрителям?

– В наше время наиболее важно понимание того, что наше духовное состояние, в конечном счете, определяет всю нашу жизнь. Этот закон должен постоянно присутствовать в нашем сознании, и мы должны, насколько это возможно, прибегать к Богу с чистой молитвой – внимательной, покаянной, благоговейной. Для этого нужно почаще читать Евангелие и, насколько возможно, сочинения святых отцов из которых, прежде всего, я бы назвал авву Дорофея, Игнатия (Брянчанинова), последние письма Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, схиигумена Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьева). Ибо они указывают не только верный путь нашей жизни, в их книгах присутствует благодатная сила, которую мы можем ощущать и которая поможет в нашей жизни. Если мы будем хоть немножко смиряться, бороться с собой, будем каяться, то Господь всех нас помилует и избавит от великих бед.

– Алексей Ильич, я благодарю Вас, что Вы нашли время и ответили на вопросы наших телезрителей. Надеюсь, что эта встреча не последняя!

Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2

О кампании против проф. Осипова: Смычка филокатоликов с псевдоревнителями

16:4623.05.2016 | СТАТЬИ и КОММЕНТАРИИ

Священник Сергий Карамышев о кампании против профессора А.И. Осипова.
Данный материал был подготовлен еще в середине апреля. Я согласился с тем, чтобы его не публиковать, т.к. он мог возбудить страсти.
Однако после того, как на страницах РНЛ была размещена статья протоиерея Георгия Городенцева, в которой уважаемый профессор А.И. Осипов прямо именуется еретиком, считаю необходимым дать ей ход, предварив следующими замечаниями.
Отец Георгий приводит цепь рассуждений, вот их часть: «В промежутках между созывами Поместного Собора… высшим органом управления РПЦ является постоянно действующий собор — Священный Синод, решения которого это решения Церкви».
Полтора месяца назад тот же автор в статье «Смущение: о встрече в Гаване» утверждал следующее: народ «имеет в Церкви право голоса и даже протеста; может и должен этим правом пользоваться, особенно когда у него возникает смущение по тому или иному вопросу православного благочестия».
Получается: иногда, когда этого хочется прот. Георгию Городенцеву, голос Св. Синода (а в данном случае, — и вовсе комиссии), тождествен голосу церковной Полноты, а когда тому же уважаемому автору не хочется, — не тождествен, и на первый план, соответственно, выходит «право на протест».
Нам думается, прот. Георгий довольно последовательно апеллирует именно к чувствам и хотениям, о чем мы уже говорили в статьях «К испытывающим смущение» и «Оппозиция Патриарху продолжает шевелиться». Далее, в своем «Опыте молитвы за богослужением в храме непоминающих Патриарха» он пишет: «Сразу же после сего непоминания оная благодатная радость у меня в душе сменилась чувствами смущения и беспокойства».
Извините, отец Георгий, пару месяцев назад Вы испытали смущение от встречи Патриарха и папы, при этом одобрив возможный протест. А теперь смущаетесь, видя одну из форм протеста, к которому Вы же и призывали.
Ваши ощущения напоминают мне ощущения либералов второй половины XIX века. Они тоже призывали всего лишь к протесту. Когда же взлелеянные ими революционеры приступили к террору, то принялись вдруг смущаться и до того, бедные, засмущались, что стали говорить: мы их этому не учили… Психологическая сторона данной трансформации в свое время была с гениальной точностью вскрыта в статьях Л.А. Тихомирова.
Непоминовение Патриарха – первая фаза отрицания законной власти священноначалия. За ним обычно следует раскол, а потом и террор в отношении инакомыслящих, в чем изуверы-сектанты обыкновенно преуспевали. Начинали они с обвинений своих оппонентов в ересях и прочих преступлениях.
И вот мы видим, так сказать, первую ласточку – посыл объявить профессора А.И.

Осипова еретиком, осудить его, после чего испытать приятное чувство свершившейся мести.
Вашим чувствам, отец Георгий, согласитесь, импонирует, чтобы профессор А.И. Осипов, весьма опасный противник ереси папизма, был осужден как еретик. Этому, помимо Вас, будут очень рады, в первую очередь, так называемые филокатолики, особенно, если шум вокруг Осипова начнется в преддверии Всеправославного Собора.
Представьте, какую радость испытают все враги Православия, если вопрос о профессоре МДА будет вынесен, скажем, на Поместный Собор Русской Церкви. Они будут просто ликовать от того, что удалось расколоть православных на сторонников и противников Осипова. Они скажут: пусть меж собой клюются, как глухари на току, а мы тем временем набросим на них сетку, запакуем и обезвредим.
Разделяя далеко не все воззрения уважаемого профессора, должен заметить: они имеют право существовать как частные богословские мнения. Извините меня, но Алексей Ильич нигде и никогда не говорил: те православные, что не разделают моих мнений, — еретики и подлежат анафеме. А Вы дерзаете о нем такое говорить. Пусть существуют мнения Осипова, пусть существует и мнение богословской комиссии, которое вовсе не является истиной в последней инстанции. Наше дело – молиться и за Осипова, и за членов Комиссии. Аминь.
Сколько восторгов со стороны псевдоревнителей по поводу осуждения СББК (Синодальной библейско-богословской комиссией), возглавляемой митрополитом Иларионом (Алфеевым), некоторых воззрений профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова! Те, кто еще вчера кричали: «Иларион – еретик» (крики же подтверждались не столько фактами, сколько собственными фантазиями критиков) сегодня простили ему все – ради удара по уважаемому профессору. Да и обвинения митрополита Илариона на фоне нынешних истошных зилотских воплей: «Патриарх – еретик» — воспринимаются чуть ли не как детская шалость.
Так в догматике ли дело? Не паче ли в необузданных страстях, таких как зависть и злопамятство? Нет в современной Русской Церкви другого богослова, умеющего объяснять сложные догматические вопросы ясно и стройно. Не схематично, типа: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Но творчески, заставляя людей не зубрить, а думать, постигая логику православного богословия, наполненного антиномиями, т.е. кажущимися противоречиями.
Комиссия разбирала дело Осипова аж три года. Поводом послужило письмо 48-ми мирян на имя Патриарха. И вышло решение 31 марта, после потепления политических отношений с папистами.
Призывала ли СББК на свое заседание, где разбиралось дело Осипова, самого «виновника» – неизвестно. Во всяком случае, из текста Заключения этого не следует. Написавшие кляузу псевдоревнители навыдергивали из его выступлений цитат, кастрировав их, т.е. лишив контекста, и представили комиссии. С такими изуродованными текстами бороться легко. Непревзойденные по своему мастерству в подобной борьбе учителя, без сомнения, — большевики.
В свою очередь, представители комиссии (так и подмывает почему-то назвать их комиссарами) одной цитатой, как им кажется, положили профессора Осипова на лопатки, отчитав при этом как школьника младших классов: «Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».
Заметим, Алексей Ильич Осипов, когда части нынешних комиссаров еще не существовало на свете, был избран человеком весьма осмотрительным, не исключено также, что и прозорливым, Святейшим Патриархом Алексием (Симанским), в качестве члена богословской комиссии по подготовке проектов документов Всеправославного Собора. Тогда были проведены три предсоборных всеправославных совещания на Родосе и одно — в Женеве.
Напомним, то было время Второго Ватиканского собора, когда в Риме и Константинополе вынашивался проект подчинения всего Православия папизму. Из-за принципиальной позиции, в первую очередь, Русской Церкви этого не произошло. И здесь не обошлось без деятельного участия молодого тогда еще богослова, преподавателя Московской духовной академии Осипова.
Пребывающие в недрах Русской Православной Церкви филокатолики, вопреки воле Святейшего Патриарха Кирилла, вне всякого сомнения, будут пытаться использовать предстоящий Всеправославный Собор на Крите для как можно более последовательного догматического сближения с папистами (тем более, что среди ряда представителей других поместных Церквей они будут иметь здесь поддержку). Профессор Осипов в осуществлении этого преступного замысла им явно мешает. Почему бы, собственно, не расправиться с этим опасным врагом руками псевдоревнителей?
Известный публицист, много лет кряду открыто выступающий против Патриарха Кирилла, В.П. Семенко уже оставил восторженный отзыв по поводу гонений на профессора: «Одного отрихтовали».
Это говорит человек, бьющий в набат по поводу «волчьего 8-го вселенского собора», потому как там-де неминуемо произойдет предательство православной веры. Для чего же злорадствовать по поводу гонений на Алексея Ильича? Где логика?
Остается один ответ: так называемые ревнители (во всяком случае, значительная часть их вождей) – слепой инструмент в руках людей более искусных и умных, нежели они сами. Эти люди преследуют две цели: религиозную (расколоть Русскую Церковь, чтобы, по крайней мере, часть ее подчинить Ватикану) и политическую (устроить в России смуту, дабы в ходе ее уничтожить нашу страну, стоящую на пути всеобщей глобализации по лекалам США). И только после этого обозначится третья цель – религиозный экуменизм, попирающий богооткровенную истину.
Господа ревнители, вы действительно этого хотите?
P.S. Список участников Всеправославного Собора со стороны Русской Церкви был опубликован после написания данного материала. И этот список вселяем оптимизм, потому что филокатолическое влияние изнутри при таком составе будет сведено к нулю. Будем же молиться за наших иерархов во главе с Патриархом Кириллом, чтобы они свято блюли чистоту Православной веры.
Все придирки к некоторым формулировкам выносимых на рассмотрение Собора документов направлены на то, чтобы не дать состояться триумфу Русской Церкви на Крите, ибо он принесет непоправимый ущерб замыслам папистов и наших доморощенных филокатоликов.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *