Опросник для родителей

Опросник для родителей

Опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) (Марковская И.М.)

Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.

Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Текст опросника включает 10 шкал — критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:

Нетребовательность — требовательность

Мягкость — строгость

Автономность — контроль

Эмоциональная дистанция — близость

Отвержение — принятие

Отсутствие сотрудничества — сотрудничество

Несогласие — согласие

Непоследовательность — последовательность

Авторитетность родителя

Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

Процедура опроса: при заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

Инструкция: отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца.


Обработка результатов: все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:

ответы 1 2 3 4 5

Баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. Приложение 4).

Результатом анализа проведенной методики является составление сводной таблицы (см. Приложение 5) и интерпретация данных.

Интерпретация результатов:

Сравнительный анализ сводной таблицы результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем из таблицы видно, что большей требовательностью отличаются матери, количество баллов по данной шкале по сравнению с количеством баллов у отцов на порядок выше. Особая повышенная требовательность наблюдается у родителей первой семьи, причем и у сына в данной семье отмечается более высокий уровень ответственности по сравнению со своими сверстниками из других семей.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к сыновьям, наблюдается у отцов. Анализ же результатов ответов матерей говорит о том, что при всей требовательности к личности сына, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. На примере второй семьи хотелось бы отметить, что при невысокой требовательности и строгости родителей к сыну, в личности подростка отмечается высокий потенциал ответственности за свои поступки и серьезность в поведении.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех трех семей относятся к сыновьям вполне адекватно. Средние показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.

Поэтому можно судить о том, что родители вполне адекватно оценивают личность ребенка и особенности подросткового периода. Можно сделать и предположение о том, что более высокое количество баллов по данной шкале у матери в первой семье говорит о проявлении доверия к ребенку и стремлении родителя привить ему самостоятельность, что также можно отметить у отца в третьей семье.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка в первых двух исследуемых семьях, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. В первых двух семьях можно говорить о более полном понимании и разделении взглядов и желаний между родителями и детьми, нежели в третьей семье.

Также следует отметить, что эмоциональная дистанция между матерью и сыном наблюдается в третьей семье, причем анализ ответа ребенка говорит о том, что он нуждается в более близком контакте с родителями, чем это представляется его матери. Причем отношения отца и сына в данной семье более доверительные и близкие чем у сына с матерью.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, причем важно отметить, что в первой семье родители стремятся принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Но в то же время поведение родителей воспринимается ребенком как недостаточно принимающим, это может говорить о том, что ребенку не хватает положительных установок со стороны родителей, что вполне характерно для подросткового возраста. Результаты анализа ответов второй семьи говорят о том, что со стороны матери наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к поступкам и желаниям подростка. Дистанция между матерью и ребенком довольно велика. Причем поведение матери принимается ребенком как вполне приемлемое и здоровое. Подросток понимает, что то, что он делает не всегда правильно и своевременно, поэтому критика матери вполне уместна. Отец же старается более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Уровень баллов по данной шкале у второй и третьей семьи указывают на высокий процент сотрудничества мжду родителями и подростком, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового в первой семье может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех трех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации. Так как количество баллов по данной шкале в семьях не превышает среднего уровня, то можно также предположить, что данная ситуация вполне приемлема в связи с периодом «трудного возраста» ребенка. Также можно отметить, что в семьях имеет место некоторое различие во взглядах ребенка и родителей на воспитательную ситуацию в семье.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы у всех семей говорит о том, что родители стараются быть последовательными и постоянными в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т.д. Лишь некоторая непоследовательность имеет место у мамы ребенка из третьей семьи, что может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка, сила влияния на личность подростка которых вполне ощутима. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Так можно отметить, что дети исследуемых семей дают высокую оценку авторитетности родителей, чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности отношений ребенка к родителю.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

По данным десятой шкалы из сводной таблицы результатов можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре родительско-детских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.

Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это говорит о вполне здоровой семейной атмосфере, где ребенок достиг подросткового возраста. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, быть ему в первую очередь не наставником, а другом, что крайне важно в данный возрастной период для ребенка.

Поиск Лекций

Опросник для детей старшего дошкольного возраста

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод – индивидуальная беседа с ребенком, учитывая, что большинство вопросов беседы требует от детей развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведения дошкольником своего жизненного опыта.

Вопросы для собеседования: 1-й ребенок Имя ____________________________ 2-й ребенок Имя _______________________________
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случится с таким ребенком?
7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?
9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой?
10. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит?

Критерии оценки:

1. Наличие ответов на вопросы

2. Адекватность детских ответов;

3. Полнота и глубина ответов, здоровьесберегающая эрудированность ребенка

Перенос имеющихся здоровьесберегающих знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;

5. Активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей:

Превосходный: ребенок уверенно владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет интерес в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. На все вопросы дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом здоровьесберегающюю компетентность и эрудированность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование знаний, умений и навыков в реальной практике в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Представления ребенка носят целостный характер.

Высокий: ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически на все вопросы дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом здоровьесберегающюю компетентность и эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование знаний, умений и навыков в реальной практике в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

Средний: ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, только некоторые вопросы позволяют ему проявляться активнее в общении со взрослым. Не на все вопросы дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберагающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, некоторые вопросы позволяют ему проявляться активнее в общении со взрослым, но чаще активность ребенка инициирует взрослый, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок или не отвечает совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.

Твои выводы ___________________________________________________

Заметки руководителя практики _________________________________

Дата «______»_______________ 2016г.

Задание:

1) Определить пропорциональность развития тела 3 детей по индексу Пинье (ИП).

2) Проведение диагностики психофизических качеств 3 детей среднего или старшего дошкольного возраста.

Анкета для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста,

посещающих дошкольное учреждение.

Уважаемые родители!

В целях оценки деятельности музыкального руководителя, работающего с вашими детьми, просим вас ответить на вопросы анкеты.

Анкета анонимная. Мы будем очень признательны, если Вы вернете её заполненной. Большое спасибо за помощь!

1. Сколько лет вашему ребенку?

2. В течении какого периода он посещает дошкольное учреждение?

3. В каких формах у ребенка в семье проявляется активный интерес

к музыке?

А) Делится ли он своими впечатлениями о музыкальных занятиях,

праздниках, проводимых в детском саду?

Б) Вызывают ли эмоциональный отклик у него детские праздники?

В) Есть ли у него любимые детские музыкальные кассеты (диски) ?

Г) Поет ли (напевает) , проявляет интерес к пению взрослых, сочиняет

свои песни?

Д) Танцует (приплясывает) , сочиняет свои танцы?

Е) Есть ли в доме детские музыкальные инструменты – игрушки?

Пробует ли Ваш ребенок самостоятельно музицировать?

Ж) Устраиваете ли вы совместные праздники?

З) Какие театры посещаете со своими детьми?

4. Посещаете ли Вы праздники в детском саду?

5. Какие консультации хотели бы получить от музыкального руководителя?

6. Посещаете ли Вы родительские собрания с участием музыкального руководителя?

7. Удовлетворены ли вы качеством музыкального воспитания нашего ребенка в ДОУ?

8. Что бы вы хотели пожелать музыкальному руководителю в его будущей работе?

Читать далее nsportal.ru

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Анкетадля родителей: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»

Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей мыслительных операций. Нам очень важно Ваше мнение по данному вопросу. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

  1. Знаете ли Вы, что такое «мыслительные операции»?
  2. Считаете ли Вы, что развитие мыслительных операций необходимо у детей дошкольного возраста?
  3. Развиваете ли Вы мыслительные операции у своего ребёнка (умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления) ?
  4. Умеет ли Ваш ребёнок сравнивать предметы, находить общие признаки и различия?
  5. Возможно ли развивать мыслительные операции у детей в игровой деятельности?
  6. Играете ли Вы с ребёнком в игры по развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез, обобщение) ?
  7. Покупаете ли Вы игры и игрушки по развитию мыслительных операций у ребёнка?
  8. Возможно ли развивать мышление детей на занятиях математикой?
  9. Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься педагоги детского сада?
  10. Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься родители?

Благодарим за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей «Развитие мыслительных операций у дошкольников».

Интерпретация:

ответы «да» оцениваются в 2 балла,ответы «частично (иногда) » -1 балл,»нет» — 0 баллов

Если количество баллов больше 13 баллов – родители отмечают важно развития мыслительных операций, стимулируют мыслительную активность детей, опираясь на мыслительные операции. Обеспечивают подбор математических игр по развитию таких мыслительных операций ребёнка, как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.

От 5 до 13 баллов – родители понимают важность стимулирования мыслительной активности ребёнка, но недостаточно уделяют внимания организации математических и развивающих игр. Приоритет в формировании мыслительных операций у дошкольников отдают педагогам детского сада.

Менее 5 баллов – родители не имеют представление о теме анкетирования, не считают важным развитие мыслительных операций у ребёнка. Не уделяют достаточного внимания организации игровой и математической деятельности для обучения ребёнка умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления.

По теме:

Материал nsportal.ru

  1. В каком виде деятельности проявляются творческие способности Вашего ребенка? ( напишите свой вариант ответа)
  1. Принимаете ли вы участие с детьми в творческих конкурсах учреждения?

а) часто б) иногда в) не участвуем

  1. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

а) да

Материал nsportal.ru

Все о детях — Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении — Приложение 10 Анкеты для выявления уровня педагогической культуры родителей

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

В

Ключ к тесту Ответ «А» Оценивается в 3 очка, ответ «Б» — в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко. Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни.

Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.

Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам.

Тест «Какой вы родитель»Инструкция. Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми: Баллы 1. Сколько раз тебе повторять?

2 2. Посоветуй мне, пожалуйста. 3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1 4. И в кого ты только уродился? 2 5. Какие у тебя замечательные друзья! 1 6. Ну на кого ты похож (а) ? 2 7. Я в твоё время!

2 8. Ты моя опора и помощница 1 9. Ну что за друзья у тебя? 2 10. О чем ты только думаешь?! 2 11. Какая ты у меня умница!

1 12. А как ты считаешь, сынок (доченька) ? 1 13. У всех дети как дети, а ты… 14. Какой ты у меня сообразительный (ая) ! 1 Оценка результатов Подсчитайте общее количество баллов.

Если вы набрали 5-6 баллов, значит, живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка. 9-10 баллов: вы непоследовательны в общении с ребенком.

Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

Анкета экологического воспитания

  • Есть ли у вас комнатные растения? Если нет, то почему?________

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?___________ 4. Посадили ли вы дерево?____________________________________ 5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?____________ 6. Читаете ли вы ребенку книги о природе?______________________ 7. Смотрит ли ваш ребенок диафильмы, телепередачи о природе?___ 8. Любит ли ваш ребенок бывать в лесу?________________________ 9. Часто ли вы бываете в лесу с ребенком?_______________________ 10. Знает ли ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д._____ 11.

Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?________________________________________ 12. Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? ________________________________________________________ 13. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?_______________________________________________________ 14. Как вы думаете, получает ваш ребенок знания о природе в детском саду? ______________________________________________________

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ! Просим Вас принять участие в анкетировании. Ответив искренне на вопро­сы приведённого теста, Вы можете узнать, насколько правильный тон Вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответьте «да» или «нет»?

  • Поощряете ли Вы своего ребёнка, когда он добился успеха?
  • Гордитесь ли Вы тем, что Ваш ребёнок в детстве был чистюлей?
  • Умеете ли Вы правильно отвечать своему ребёнку на вопросы, связанные со взаимоотношениями полов?
  • Знаете ли Вы точно, что ребёнок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?
  • Целуете и гладите своего ребёнка после того, как он становится старше?
  • Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате (если такая имеется) или в своём игровом уголке?
  • Способны ли Вы в присутствии ребёнка признать свои ошибки?
  • Делитесь ли Вы своими радостями, горестями с детьми?
  • Бывает ли, что Вы в качестве наказания запрещаете смотреть ребёнку телевизор?
  • Если бы придумали робота-воспитателя, который бы вместо родителей идеально воспитывал детей, купили бы Вы такую машину?
  • Вы критикуете, наказываете своих детей в присутствии посторонних?

Результаты ваших ответов мы оценим и дадим Вам ответ! Спасибо за участие

Анкеты для родителей»Характеристика семьи ребенка»Уважаемые родители! Мы хотели бы ближе познакомиться с Вашей семьей в целях налаживания благоприятного контакта. Просим Вас ответить на вопросы анкеты искренне и, по возмож­ности, подробно.

  • Фамилия и имя ребенка_____________________________________
  • Жилищные условия семьи (отдельная квартира, проживаем совместно с родителями, снимаемая жилплощадь) __________________________

4. Материальное положение семьи (низкий, средний, высокий доход) ____________________________________________________________ 5. Место работы родителей

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.3.

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________6.

Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________9.

Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Анкета

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1. Фамилия, имя ребенка 2. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним? 3. Много ли вопросов задает Ваш ребенок? Что его интересует? 4. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?5. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?6.

Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает) ?_______________________________________________7. Согласны (не согласны) повторять пройденный на занятиях логопеда материал и закреплять пройденные логопедом звуки.__________________________________________8.

Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?9. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) 10.

Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить? (логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал) .Спасибо!

Материал с сайта nsportal.ru

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 16Следующая ⇒

Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Иинструкции. Отметьте степень согласия со следу­ющими утверждениями по 5-балльной системе. Оцени­те утверждения отдельно для каждого ребенка в блан­ке ответов: 5 — несомненно, да (очень сильное согла­сие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж я чего-то требую от него (от нее), то обяза­тельно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизли.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь о здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследователен(ьна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я

прощу.

15. Я стараюсь контролировать действия своего ре­бенка.

16. Считаю, что для него (нее) главное — это слу­шаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может слу­читься что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (к ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чему боль­шинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хоте л (а) в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учиты­ваю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожи­данным.

35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мои муж (жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в из­лишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю свое­го сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и не­приятностей в жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои сла­бости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против цругих членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем (ней): о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.

Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома и в сво­бодное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий че­ловек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, а муж [жена, бабушка и т. д.) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Регистрационный бланк

Ф.И. О.____________________________________

возраст ______ образование___________________

Ф. И. ребенка______________ его возраст________ •

Подсчет и обработкарезультатов опросника ВРР

Все три формы опросника (детская и взрослые) обра­батываются по сходной схеме. Подсчитывается общее ко­личество баллов по каждой шкале, при этом учитывает­ся, прямые это или обратные утверждения. Обратные ут­верждения переводятся в баллы таким образом:

ответы 12 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звез­дочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утвер­ждений, а не по пять, как в остальных, то арифметиче­ская сумма баллов по этим шкалам делится на два. Сум­марная оценка проставляется в последнем столбце регис­трационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т. д.

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников имладших школьников

1. Нетребовательность — требовательность.

2. Мягкость — строгость.

3. Автономность — контроль.

4. Эмоциональная дистанция — близость.

5. Отвержение — принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

7. Тревожность за ребенка.

8. Непоследовательность — последовательность.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

Методика «День рождения»

Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители— методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика дос­таточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.

Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000, № з.

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в каче­стве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но луч­ше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы смо­жете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предло­жить нарисовать еще стол — для взрослых (если за пре­дыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыду­щим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рож­дения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. По­этому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Боль­шой круг будет у нас столом, на котором стоит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбе­ри стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отме­тим звездочкой или снежинкой.

Выбор ребенка Позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звез­дочку, девочки — снежинку.

___ Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с дру­гой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записы­ваются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени пред­лагать повторяющийся вопрос:

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачерк­нем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потреб­ность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков»1, его спрашивают, не нужно ли добавить их?

_ Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы мо­
жем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализрезультатов

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются но­
вые — желает общаться вшироком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает
общаться, но только с близкими людьми, в ограничен­
ном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные — не-
сформированная потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди рас­полагаются рядом с ребенком — близкие, доверитель­ные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей,
или предметов — наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении — наличие маль­
чиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача) — значимость соответствующей сре­
ды в общении.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *