Ольховский монастырь Волгоградская область

Ольховский монастырь Волгоградская область

Маршрут и финансы

Товарищ, о котором идет речь — волгоградец. Поэтому стартовали мы из центра города (с «нулевого километра»). Двинули в 7.00. Путь был мало наводнен машинами. Нашим «железным конем» выступила Лада Калина 2016 года.

Дорога туда-обратно и сами экскурсии (учитывая остановку в Иловле и заезд в Качалино на обратном пути) заняли всего 11 часов. Вот как выглядел наш маршрут по пунктам:

  • 25.08 07.00 – 08.30 Волгоград — Иловля (поворот на Ольховку,72-й км. М-6);
  • 25.08 08.45 – 10.00 Иловля — Каменно-Бродский монастырь;
  • 25.08 12.00 – 12.30 Каменно-Бродский монастырь – Гусевский монастырь;
  • 25.08 14.30 – 16.15 Гусевский монастырь – Иловля (тот же 72-й км. трассы М-6);
  • 25.08 16.20 – 16.50 станица Качалинская (съезд с 43-го км. М-6, через Качалино);
  • 25.08 17.00 – 18.10 станица Качалинская – «нулевой километр» Волгограда.

Бензин: в общей сложности (туда-обратно, учитывая «качалинский» крюк») пройдено 383 км. Средний расход 6 л. на 100 км. Затрачено 22 л. Умножаем на 40 руб. Равно 880 руб.

Питание (4 больших пирога по 45 руб. и лимонад за 30 руб.) – 210 рублей.

Экскурсия по пещерам Каменно-Бродского мужского монастыря на 2 чел. – 190 рублей.

Экскурсия по территории Гусевского женского монастыря на 2 чел. – 300 рублей.

Итого: 1 580 рублей.

Когда шли назад на шоссе «Каспий» (М-6) 10 мин.

двигались в пробке (ремонт участка).

Дорога до 72-го километра М-6 (до Иловли, поворота на Ольховку)

Как и следует, двигались через проспект Жукова (именно он превращается в трассу М-6). На выезде из города-героя и на фрагменте Городищенского района насладились отремонтированным в прошлом году участком московской дороги. Ныне тут и отбойник.


Не верится, что еще пару лет назад тут был залатанный кое-как асфальт

С правой стороны бесконечные поля с морковкой, дынями и картошкой. С левой – свежие яблочные плантации суперпредприятия «Сады Придонья» (всего три миллиона деревьев).


«Сады Придонья» перекинулись и в Городищенский район. Это молодые яблони

На границе Городищенского и Иловлинского районов – остаток Царицынской Сторожевой линии. Когда-то (в петровские времена) укрепления были самыми грандиозными в Европе. Шли от Царицына (нынешнего центра Волгограда) до Паньшино. Ради уважения к достопримечательности даже остановились.


Это – самый лучший фрагмент «полустертых» валов Сторожевой линии. На протяжении около 60 километров вы бы увидели 4 крепости и 23 казачьих форт-поста

Чуть поодаль путника ждет поворот на Качалино. А вот и 72-й километр шоссе! Поворот на Иловлинский райцентр. Съев по солидному пирогу с картошкой и яйцом (они тут вкусные), мы сходили и в туалет.



С данного места и в «столицу» района уедешь (1 км.) и в Ольховский район

Сразу замечу, что обочины всех крупных дорог на стыке Иловлинского и Ольховского, а также Иловлинского и Фроловского районов издавна засажены соснами. Рай в степи.


Сосновая лесопосадка тянется до самой Песчанки. А вот дальше ее не будет

Здесь как раз уместно «лирическое отступление», посвященное природе Ольховского района. Дело в том, что Иловлинско-Ольховское «пограничье» – географический центр Волгоградской области. Обычно по таким точкам судят о «классическом» ландшафте того или иного региона. Выясняется, что сердцевина родного субъекта федерации – вовсе не голая степь, поволжские берега или полупустыня, переходящая в солончак. Она больше похожа на южный фрагмент средней России. Река Иловля и ее притоки (весь этот бассейн зажат меловыми горами с одной стороны и безводной равниной – с другой) рождают множественно пойменных лесов. Больше всего в них ольхи. Главный поселок района когда-то назвали Ольховкой. Эти места Екатерина II подарила атаману Персидскому.


Ольха, ясень, «серебристый» тополь – внизу справа большой изумрудный лес

С другой же стороны обзора сначала шла ковыльная степь, а затем – меловые предгорья.


Вот отсюда меловая гряда начинает повышение. Двигается на северо-восток

Вскоре дорога стала проходить под довольно высокими ослепительно белыми хребтами.

Такое вот чудо можно увидеть перед деревней Михайловка, да еще и за ней

День был солнечный, поэтому пойменная зелень справа была яркой, а мел слева выразительно контрастировал на фоне неба, насыщенного «плотным» голубым цветом.

Иловля – Каменно-Бродский монастырь

От последнего дома Михайловки до поворота на Госконюшню (так, по-советски, до сих пор обозначаются на карте административные земли монастыря) 1 км. Подъездная дорога как раз проходит под Святой горой с катакомбами. О них будет далее.

Так выглядит возвышенность, на склоне которой устроен портал в «печеры»

Проезд тянется 1300 м, упираясь в ворота мужской обители. Полное ее название Троицкий Белогорский Каменно-Бродский мужской монастырь. Вход (включая участие в экскурсии по пещерам Святой горы и 3 свечки) стоит 95 руб. Для 2 человек гид, разумеется, не станет проводить тур. Но в субботу подтягивается много народу – «автобусники» и такие как мы (автопаломники).

Поэтому удобный день.

Сам комплекс стоит на краю густо заросшей балки (высохшего притока Иловли), подъем на Святую гору расположен с противоположного конца оврага

Монах-проводник встречает гостей у ворот действующего культового заведения. Затем он ведет людей через оборудованную указателями и ступенями указанную балку – к горе.

Густой лесок напоминает среднерусскую лиственную чащу, редкую в степи

Каменно-Бродские «печеры»

Паперть, ведущая в пещерные молельни с кельями. Раньше они был частью женской обители (мужчинам стали принадлежать после реконструкции – в 90-ых годах)

Во время подъема сняли весь пойменный «дендрарий» с видом монастырских помещений.

Типичная панорама самого центра Волгоградской области — пойма в степи

Внутри все стены исцарапаны надписями. Это – женские имена. Ведь большую часть времени здесь обитали монахини. Хотя первые катакомбы (IXв.) были для всех

Как я упоминал, ходы имеют на своем протяжении иконостасы, надписи и ниши-кельи…

Вот так выглядит один из множества алтарей.

Отдельная рекреация первого этажа (нижние 2 закрыты для посетителей, там пропадали люди из сел) ведет к часовенке Святителя Николая. Инок-экскурсовод рассказывает краткую историю этого спасительного православного урочища, в котором славяне жили непрерывно с IX века по 1918 г. (большевики прогнали отсюда верующих, а надземные строения превратили в конюшни). Общая длина ответвлений 200 м. А температура не жарче 12°C.

После посещения ходов в Святой горе, началась 2-я часть тура – поход к 3 освященным источникам (лежащим у самой рощи 100-летних дубов). Здесь можно и пить, и купаться… Чем наша пара с удовольствием воспользовалась, наполнив бутылку из-под лимонада.

Родники с серебром, радоном и сероводородом (на последнем купальня)

«Роща» состояла всего из 8 дубов. Но они были колоссальных размеров. И все подписаны.

Самый гигантский дуб. Ему не 100, а около 150 лет. Видел еще и Александра III

Станица Качалинская

На 72-м километре остановились ради ТЕХ пирогов и туалета.

В Качалинскую мы заглянули (сделав крюк), дабы сфотографировать остатки старой церкви и памятник знаменитому донцу — Ермаку Тимофеевичу.

Говорят, Ермак родом отсюда

Кроме 10-минутной, двигающейся пробки (от 72-го до 52 километра) никаких «торможений» на обратном пути нам не повстречалось. В 18.10 я был на «нулевом километре».

Описание Каменно-Бродского Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь — православный храм Волгоградской епархии Русской православной церкви. Расположен в Ольховском районе Волгоградской области неподалёку от села Каменный Брод. При Советской власти многие строения монастыря были разрушены и вместо них были построены конюшни, но сейчас ведётся реконструкция храмов.

В 1860 году в Каменном Броде была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община. В 1865 году на средства народной советницы Серафимы Персидской была построена церковь в честь чудотоворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После 1928 года был закрыт, находился в заброшенном состоянии. В 1992 году монастырь был восстановлен как Каменнобродский Свято-Троицкий мужской монастырь.

Достопримечательности

Святые источники

На землях монастыря имеется много святых источников с различной на вкус водой (всего найдено 5 источников), в том числе радоновый, серебряный и сероводородный.

Монастырские пещеры

Рядом с монастырём расположена Святая гора, в которой находятся монастырские пещеры. В пещерах множество келий и ходов, есть и подземная часовня.

Дубовая роща

На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник — дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота — 15 м, диаметр стволов — 2 м.

Иконы

В монастыре хранится особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

На месте Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря, по преданию, ещё до нашествия татаро-монголов существовал мужской скит с очень строгим уставом… Бывший молоканин, крестьянин Андрей Ветров, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некоего старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах по его сведениям находилось множество святынь. Андрей просит старцев с Афона, пришедших на паломничество к святой горе указать место пещер, которое им известно и получает ответ «время их еще не пришло».

Женская община возникла здесь в начале 1860-х гг. Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р. Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.

История будущей обители началась с приобретения в Москве трех икон помещиком Персидским П.И: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись из Москвы, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. В октябре 1865 г. владыка Иоанникий освятил построенную однопрестольную домовую церковь, без колокольни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радости». Каменный монашеский корпус был окончательно построен позже. В 1872г. император утвердил определения Священного Синода об утверждении женской общины в Каменном Броде. По своей структуре женская община напоминает монастырь, отличаясь лишь тем, что её члены следуют монастырскому уставу, не принося монашеского обета.

Рядом с монастырем обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство, разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. Приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий — Голицыны, Строгановы, Трубецкие. У подножия пещерной горы сохранились остатки мощёной кирпичом так называемой «царской дороги», проложенной якобы для проезда на лечение «на воды» дочери Петра I будущей императрицы Елизаветы.

Сестры обшивали и крестьян, ходили по сёлам и помогали бедным многодетным семьям. В 1877 г. во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый «отряд сердобольных монахинь» из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и бельё для отправки раненым солдатам. Видя их трудолюбие, местные жители не оставались в долгу и поддерживали обитель. Растет число сестер, выполнявших массу обычных крестьянских обязанностей — они пахали, косили, рубили дрова и даже ловили зайцев. Насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек, а продолжалось обучение последних в церковно-приходской школе при Казанской церкви в сл. Каменный Брод. Девочек учили золотошвейному мастерству. После строительства первых зданий приступили к строительству соборного Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского по некоторым данным в 1879 г.Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Община получила статус монастыря по указу государя и Синода от 8 октября 1903 г.

По страховой описи 1910 г. монастырь имел два каменных храма: Скорбященскую церковь и соборную церковь во имя Святой Троицы, а так же часовню с жилым помещением. Обитель считалась достаточно зажиточной — один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублёва.

По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери, и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившихся о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и её занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот.

Не остался монастырь в стороне во время I- ой Мировой войне. Некоторые насельницы даже уходят с сёстрами милосердия на фронт, а весь монастырь активно собирает пожертвования для солдат.

Настали богоборческие времена, и монастырское имущество было национализировано. Монастырь был закрыт в 1927г. и версии тому разные. В 30-е годы монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов..Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны здесь устраивают госпиталь, а после — государственный конезавод.

Возрождение началось с приездом сюда в 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На территории монастыря имеется девять целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Одним из них является источник Иоанна Богослова с купальней. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покаяния. Согласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, в подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *