Ольга Ивановна азова

Ольга Ивановна азова

Ольга Азова: социализировать детей с аутизмом можно

«Приезжайте. Мы беремся вам помочь. У вас такая же фамилия, как врача, который занимается детьми, с проблемами как у вашей дочери. Возможно, это судьба. Дальше переходим в личку». – Мгновенная реакция логопеда Ольги Азовой на мою просьбу проконсультировать совершенно незнакомую маму больной девочки сбивала с толку.

По многим причинам, начиная со страшной ее занятости и заканчивая тем, что, несмотря на то, что у нас многое делается по знакомству, мы с Азовой никогда не встречались. Я только знаю, что она не просто логопед, Ольга Ивановна – специалист по коррекции нарушений речи у детей при алалии — недоразвитии или полном отсутствии речи, вызванном поражениями некоторых участков мозга или при аутизме. Она также доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, кандидат педагогических наук, автор уникальной системы по коррекции дизорфографии или при задержке речи. Вместе с другими специалистами медцентра «Логомед» она берется за самые сложные случаи. Насколько сложные, порой невозможно себе представить.

«Попроси мячик. Нет, не просто лови, посмотри на меня и скажи – дай!». Кудрявый ангел корчит рожицы, отворачивается, но, в конце концов, исполняет просьбу психолога Ирины Морозовой. За что получает как поощрение жетон. Несколько секунд он держит мяч в руках, потом возвращает, и просьба повторяется. Еще и еще. Слушаю, наблюдаю, и мне кажется, что уже бесконечно много этих «еще». Ведь просьба настолько проста, что мне никогда бы не пришло голову, что ее надо «заучивать», повторять.

Иногда, прежде, чем перейти к следующему слову, уходят часы, дни, недели занятий. Малыш уходит, и тут же заходит следующий. Непривычно, непонятно, как это может быть? Просто дети бывают разные, некоторые из них особые, и помощь в организации их пространства, их умения общения с родными и чужими, в социализации, нужна особая. Они – дети с аутизмом, дети с задержками психоречевого и эмоционального развития. И таких рождается довольно много.

Счастье для них и для их родителей, когда им оказывается настоящая помощь (особенно, если диагноз бывает поставлен вовремя). Если они попали в «Центре проблем аутизма» Екатерины Мень, помощь им взялся оказывать Благотворительный фонд «Выход» Дуни Смирновой, центр «Логомед» Ольги Азовой или «Антон тут рядом» Любови Аркус.

К сожалению, медицина – даже самая современная и продвинутая – не в силах определить некоторые болезни во время беременности. Порой роды проходят непредсказуемым образом, болезни в грудном возрасте – словом, десятки причин того, что любимый, прекрасный малыш в 3 года становится не таким как другие. То есть становится, конечно, раньше, но наверняка определить заболевание можно только к этому возрасту. Потому что нюансы настолько неочевидны, что зачастую трудно определить, действительно ли у ребенка аутические синдромы или синдром дефицита внимания и гиперактивности или он просто развивается медленнее обычного. Они рождаются столь же часто, как дети, развивающиеся очень быстро.

Определить некоторые особенности, отклонения сложно еще и потому, что большая часть таких болезней была описана и идентифицирована относительно недавно — в прошлом веке. Причем некоторые в 70-ых, 80-ых годах XX века. И, скорее всего, какие-то еще даже нераспознаны. Но дело, не в этом. А в том, что есть дети, не вписывающиеся в привычные для социума рамки. Дети, которые очень быстро вырастут и станут взрослыми. И задача фондов и клиник вместе с родителями сделать их взрослыми, способными сосуществовать с остальным миром.

Это невероятно сложно представить себе, что кому-то нелегко (по каким-то личным причинам) отвечать на самые простые вопросы, совершать элементарные действия, обсуждать обычные пустяки, о которых мы можем болтать часами. Что даже звуки, тембр голоса может причинять невыносимые страдания. Настолько, что порой ребенок кричит от боли, от ужаса. А объяснить ничего не может.

Мы с интересом, но слегка испуганно, настороженно, смотрим фильмы «Шестое чувство», «Меркурий в опасности», где важную роль играют именно такие дети. Они там, на экране – типично проблемные для общения, но непременно гениальные. И истории их – сложные, но с обязательным хэппи-эндом. Вот только в этих фильмах по касательной (скупыми штрихами) проходят врачи, воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители и их роль в жизни таких детей. Общая картинка легкая и приятная, так что совершенно невозможно догадаться о том, какая работа была проделана медиками и педагогами, чтобы дети выглядели лишь чуть более возбудимыми, чем остальные.

На самом деле такое устойчивое и стабильное состояние – результат совместных бесконечных усилий. Не одного месяца, ни даже года. Порой приходится отметать одну за другой разные методики. И в этом нет ничего удивительного – эта область медицины все еще только ищет, нащупывает верные решения. Как обычно в таких ситуациях, появляются исследователи, а параллельно им лжецелители, люди неравнодушные и те, кто постараются заработать на чужом горе. В каких-то странах дело идет быстрее и удачнее, особенно там, где на исследования выделяются необходимые средства. Другие…

В других отдельные энтузиасты вкладывают силы, время, любовь к детям, чтобы помочь им. Среди последних врач-логопед (по образованию) и директор «Логомеда» Ольга Азова. Это с нее я начала свой рассказ. Она однажды приняла решение о том, чтобы помогать таким детям и подтверждает его каждый день. Они берет детей на лечение, ездит по всему миру в поисках самых лучших, самых прогрессивных методик, способных дать ее детям максимальную свободу от болезней.

Впрочем, она и сама, с врачами, работающими вместе с ней, тоже придумывают и вводят различные собственные наработки. Скажем, в центре применяют аппарат «Томатис», названный по имени знаменитого французского отоларинголога Альфреда Томатиса, который после глобального исследования заметил, что «голос содержит то, что ухо может анализировать. Оно подстраивается под слышимое. То, чего не было в голосе – появляется». Официальное объяснение метода больше интересно специалистам. Я же видела в комнатах, заполненных игрушками, детей в наушниках, прикрепленных очень длинным и гибким шнуром к аппарату. Единственное, что незаметно, у наушников есть третье «ухо» — ровно посередине головы. Оказывается кости тоже слышат определенные сигналы и реагируют. Реагирует все тело. Поэтому в наушниках звучит спокойная классическая музыка в самых разных вариантах. Аппарат творит чудеса. Мало того, что он снимает гиперактивное напряжение, он еще и заставляет работать среднее ухо, мозг, разрабатывает слух и даже увеличивает I.Q.

Невролог, психолог, логопед, остеопат, такая модная и самая прогрессивная на сегодня АВА-терапия, основанная на поведенческих технологиях и методах обучения. «А вот и массаж», — завистливо вздыхаю. «И обязательно лечебный. Хотите, вам сделают?» — предлагает Азова совершенно серьезно. Понимая, что я такой ситуации какому-нибудь ребенку придется ждать, либо врачу работать дополнительно, отказываюсь.

Целый день ребенок переходит от одного специалиста к другому, чтобы дома продолжить занятия. Ведь одной работы со специалистами недостаточно, без выполнения всей семьей «домашних заданий», усилия врачей напрасны. Но во всем мире такие дети, получившие квалифицированную помощь, становятся отличными компьютерными программистами, чертежниками, фотографами, дизайнерами, автомеханиками, тренерами животных, бухгалтерами, водителями такси или настройщиками пианино.

К сожалению, сегодня по стране ничтожно мало подобных центров. Поэтому большая часть родителей с такими детьми едет в Нижний Новгород, Новосибирск, Москву. В ином случае участь их незавидна. Если родители найдут в себе силы не сдать вечного ребенка в психоневрологический диспансер, ему все равно придется всю жизнь просидеть дома. Дело даже не в том, что общество не готово его принять, он сам не позволит себе перенести цивилизацию в ее современном виде.

«Ольга, а полное выздоровление с помощью врачей возможно? Или – вдруг чудо – такое бывает?» «К сожалению, о чудесах я ничего не слышала. Излечить от аутизма нельзя, а вот понизить степень аутизации можно. Можно социализировать детей, снять перегрузки с сенсорных органов. Научить пользоваться речью можно, хотя и не всех И мне понятно, что для таких детей нужны специальные условия в детских садах и школах, где педагоги были готовы к работе с ними, в том числе и в рамках инклюзии. Достойная социальная защита. Пока ничего подобного нет даже в городах-миллионниках»..

В этом смысле — в изменении ситуации — чудо вполне могло бы произойти.

Алалия.ру

Василиса, здравствуйте. Непонимание речи – компонент при многих, в том числе и речевых, и аутистических, проблемах.
При РАС бывает так, что сохраняется надолго.
Работа над пониманием речи и похожа и разнится при двух этих диагнозах.
При ЗПР — уделять внимание автоматизму навыка, использовать многократные повторы.
При РАС – идти от использования эмоций.
И тем, и другим – больше практики и конкретики.
Вот общие рекомендации.
1. Главная проблематика «понимания речи» – умение соотнести слова и его значения, но одновременно это и главная трудность, потому что для ребёнка оно должно быть очевидным. Поэтому начинают работу над пониманием, когда слово вводится в знакомую ситуацию, чаще бытовую, частотную для малыша (например, сущ. и гл. – из тем «инструменты», «одежда», «посуда», «еда», «предметы быта», «на прогулке», «в магазине», «в ванной», прил. – большой-маленький, вкусный, громкий-тихий).
Можно эти предметы лепить, рисовать, вырезать, использовать игру наподобие «Прятки», «Парные картинки», «Мемори» — предъявить и спрятать объект (игрушку, картинку, фото, предмет).
2. Работа по накоплению и пониманию предметной лексики
• многократное называние предмета,
• многократное называние предмета в разных ситуациях,
• выбери предмет из фоновых (2-х и более картинок), «фон» может быть далёким и близким по смыслу.
• выбери аналогичные предметы (например, все кофты, все чашки), но отличающиеся по признакам (цвет, величина, материал, форма)
3. Работа по накоплению предикативной лексики (знакомство с картинками-действиями и демонстрация действий)
• глаголы повелительного наклонения «иди», «беги», «лежи», «лети», «сиди» и т.д. или ввести в предложение «Миша беги», «зая иди» и т.д.)
• называние по картинкам-действиям глаголов в ед.и мн. числе («идёт» или «Зая идёт», «идут» или «зая идут»
• дифференциация глаголов («ест» — «спит» или «Зая ест» – «Зая спит»).

4. Называние простых предложений и выполнение простых инструкций («Посади заю на стул», «Положи мишу в коробку»). Работа по 12 моделям предложений В.И. Балаевой.
5. Увеличение количества слов-характеристик в предложении, предложения-сравнения («дай большому зайке»-«дай маленькому зайке», «покорми большого зайку морковкой» — «покорми маленького зайку капустой» и т.д.)
6. обнаруживать несоответствие между словом и называемым предметом, качеством, действием (понятие «нет»), например, «это зайка?» при этом показываем на мишку.
7. находить в речи смысловые (семантические) несоответствия (игры-небылицы, 4-й лишний).
8. Учить находить слова, относящиеся к определённой лексико-грамматической группе
9. Находить, выбирать слова противоположные по значению (сущ., гл., прил.).
10. важная составляющая – это эмоциональное состояние ребёнка. Ищите и создавайте такие ситуации. Привлекайте опыт ребёнка. Если ребёнок любит деревню, то создавайте вокруг этой темы рассказы, сюжеты и истории, вспоминайте интересное и пылкое. Если на эмоции он выдал что-то новое, запомните это и постарайтесь повторить. Или любит разные фото и изображения лошадей. Изучите тему, наберите историй, картинок и фото, создайте книгу. Там могут быть отработаны и новые понятия, и смысловые связи на уровне фраз и текстов.
11. Всему «загадочному» придавайте смысл. Кроме того, что проговариваете, обязательно подкрепите визуально. Вот раздался шум за окном, который может напугать своей резкостью и громкостью. Расскажите, что наступила весна, много мотоциклов, у них такой выхлоп, покажите трубу, где образуется этот выхлоп, может быть глушитель и т.д.
12. Начинайте с понимания и выполнения простых бытовых инструкции. Усложнение постепенное. Наш финальный ориентир – логико-грамматические выводы и скрытые смыслы (например, рассказы ЛН Толстого, пословицы, поговорки, загадки, устойчивые выражения).
13. «Аутостимуляции во благо». Придавайте им смысл. Ребёнок любит перебирать и стучать посудой – игра «Дежурный на кухне», возить пылесос – «Мамин помощник». Осмысливайте действия, переводите в игру.
14. Разыгрывайте сюжеты сказок. Сначала выводы делайте сами, потом ребёнок.
15. Ищите картинки, где есть причинно-следственная связь. Целый банан (1 картинка) – шкурка банана надорвана (2 картинка) – банан раскрыт и кусочек откушен (3 картинка) – шкурка от банана.
16. Устанавливайте связь между двумя картинками. Игра «Где логика»: 1 картинка наряженная ёлка, 2 картинка подарки. Результат – фраза «Наступил новый год, ЗНАЧИТ будут подарки». 1 картинка дождь и лужи, 2 – резиновые сапоги. Результат – фраза «Если идёт дождь и появились лужи, ЗНАЧИТ нужно надевать резиновые сапоги».
17. Разыгрывайте бытовые ситуации с использованием «вежливых» слов – «здравствуйте», «пожалуйста» и др.
18. Ищите способы объяснить «абстрактные» предметы. Например, характер, горизонт. Попробуйте их нарисовать или смоделируйте ситуацию, где это слово пригодилось бы.
19. Поощряйте и словом, и делом – «молодец», «супер», «дай пять», используйте жетоны, наклейки, то, что интересно ребёнку (над этим нужно подумать отдельно).
20. С чувствами и эмоциями работайте отдельно. Создавайте ситуации и обращайте на них внимание ребёнка. Нужны картинки-эмоции, сказки, реальные истории из ютуба, игры «Оцени поступок». Послушай сказку «Крошечка-Хаврошечка», «Курочка Ряба» и подумай, какую маску бы ты надел – «злость» «удивление», «смех» (фото).
21. Ответы на вопросы и вообще понимание вопроса – это одно из самых сложных в работе.
Например, используйте такой приём (фото). Выделяйте голосом нужное слово в зависимости от вопроса. Для КАЖДОГО слова, которое будем выделять голосом рисуем отдельную картинку. Например, Маша даёт зайке капусту. Или более простые по структуре слова в предложении — Ляля даёт зае репу.
1 картинка – все предметы раскрашены (Маша даёт зайке капусту).
2 картинка – раскрашена только Маша (Ляля), все остальные предметы только контур. — Кто даёт зайке капусту? – Маша.
3 картинка – раскрашены только руки Маши. – Что делала Маша? – дала.
4 картинка – раскрашен заяц. – Кому дала Маша капусту? – зайке.
5 картинка – раскрашена капуста. – Что дала Маша зайке? – капусту.
22. Используем картинки-перевёртыши. Картинки-загадки. Картинки «Как не бывает». Например, кому кто дал уши поносить (фото).
23. Используем картинки для понимания грамматических форм окончаний. Покажи, где зимнЕЕ, зимнИЙ, зимнЯЯ (утро, день, вечер, ночь)
24. Назови одним словом, что нарисовано на картинке. Усложнить задание: назови одним словом, используя действие – темнеет, метёт, морозит, снегопад (фото).
Василиса, понятно, что заданий миллион. Нужно озадачиться книгами, поискать в интернете. Каждое из предложенных заданий можно увеличить в количестве вопросов, картинок, проблемных ситуаций, сказок. Фото, которые даны в скобках, есть на соцсетях в аккаунтах под моим именем Ольга Азова (Ольга Ивановна Азова), в инстограмме logomedprognoz.
Если для семьи приемлемо, я бы очень рекомендовала метод Томатиса на аналоговом оборудовании.
С уважением, Азова Ольга Ивановна

Азова Ольга Ивановна

Азова Ольга Ивановна в 1991 году окончила с отличием дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина по специальности «Логопедия» с присвоением квалификации «учитель-логопед» и «учитель русского языка и литературы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».

В 2006 году Азова О.И. защитила диссертацию по специальности 13.00.03 на тему «Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников».

О.И. Азова является автором системы логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей при алалии, расстройствах аутистического спектра и других сложных речевых нарушениях. Система логопедической работы касается формирования начального этапа экспрессивной речи у «неговорящих» детей. В основу работы положены приемы и методы работы М.Ф. Фомичевой и Т.Н. Новиковой, О.Е. Громовой и других. О.И. Азова – ученица и соратник Марии Федоровны Фомичевой и Тамары Никифоровны Новиковой.

Стала победителем конкурса на соискание «Гранта Москвы» в сфере образования в 2009 году. В этом же году награждена орденом «За вклад в просвещение».

В период с 1991 по 1995 г. работала учителем-логопедом в школе № 788 г. Москвы. С 1995 года училась в очной аспирантуре и работала в Московском педагогическом университете в должности ассистента кафедры логопедии.

С 1 сентября 2001 г. и по настоящее время Азова О.И. — доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального института. Является автором-составителем программ по курсам «Нарушения письменной речи», «Логопсихология” и других.

Азова О.И. совмещает работу в МПСУ с преподаванием в Московском институте открытого образования. Азова О.И. разработала и читает лекционные курсы по темам: «Нарушения письменной речи», «Ринолалия. Нарушения голоса», «Дизартрия», «Алалия», «Методика преподавания русского языка» и др.

Научно-исследовательская деятельность Азовой О.И. послужила развитию теории и практики логопедии по проблемам нарушений письменной речи и их коррекции у школьников с дизорфографией. Азова О.И. использовала системный подход к изучению и коррекции нарушений орфографических знаний, умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи, что позволило сделать теоретические обобщения о характере нарушений речевых и неречевых функций, описать систему логопедической работы коррекции нарушений письменной речи у детей с дизорфографией.

Азова О.И. является автором-составителем авторской методики по коррекции нарушения речи при алалии, аутизме, задержке речевого развития, сложной структуре дефекта. Методика обобщает опыт традиционных методов коррекции и инновационные авторские приемы работы с «безречевыми» детьми. Азова О.И. использовала комплексный подход в коррекции сложных речевых расстройств, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей.

Систематически принимает участие в работе Всероссийских и Международных конференциях, посвященных вопросам коррекционной педагогики. В октябре 2013 года организовала и провела I Международную научно-практическую конференцию «ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, СДВГ, СЛОЖНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ: МЕТОД ТОМАТИСА, СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». Конференция была проведена с целью популяризации инновационных практик в коррекции сложных речевых нарушений, расстройств аутистического спектра, СДВГ; анализ российского и зарубежного опыта применения различных методов в коррекционной практике в различных типах учреждений.

За весь период педагогической деятельности Азовой О.И. опубликованы 36 печатных работ, в том числе 26 научных статей, 10 учебно-методических пособий, 8 учебных программ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *