Октоих глас 1

Октоих глас 1

1. Какие виды искусства знакомят вас с образами муз? В чем их предназначение?

Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Клио прошлых времен дела вещает потомству,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном. У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

Так, Каллиопа , муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.

Клио — муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.

Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.

Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.

Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.

Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.

И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато — в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.

Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.

«Сквозь время пронеся огонь священный…»

Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. Они обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский** ключ, и на горе Геликон*** около источника Иппокрены. Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают. Так, Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.

«Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения», перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей:

Блажен человек, если музы любят его:

Как приятен из уст его льющийся голос!

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.

Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.

Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.

Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.

Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе.

В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.

Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души…»

Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.

Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.

Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Впереди — долгая дорога.

А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?

Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

2. Как искусство рассказывает о красоте Земли? Объясните смысл высказывания французского писателя Антуана де Сент –Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира, которое носит в искусстве название пейзаж (франц. paysage — вид, изображение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в. Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression — впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира. Поучительная и даже забавная ис-тория произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926). Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок!

Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

СЕДАЛЬНЫ ИЗ ОКТОИХА, ПОЮЩИЕСЯ ПОСЛЕ ПЕРВОГО СТИХОСЛОВИЯ

ГЛАС 1
В НЕДЕЛЮ ВЕЧЕРОМ

На «Господи воззвах:» стихиры умилительные, глас 1:

В ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны умилительные, глас 1:

В беззакониях зачат я, блудный, / и не смею взирать на высоту небес, / но, дерзновенно надеясь на человеколюбие Твоё, взываю: / «Боже, очисти меня, грешного, и спаси меня!»

Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

Пс 37:2

Если праведник едва спасается, / где окажусь я, грешный? / Тягости и зноя дня я не перенёс, / но к работникам одиннадцатого часа / сопричти меня, Боже, и спаси меня.

Слава, и ныне, Богородичен: Чудо чудес, Благодатная, в Тебе зрящи тварь радуется: зачала бо еси бессеменно, и родила еси неизреченно, Егоже чиноначалия Ангелов видети не могут: Того, Богородице, моли о душах наших.

На 7 песне мученикам, глас 1

Страдания похвалою, и венечною почестию, славные страстотерпцы, одеяшеся Тобою, Господи: терпением бо ран беззаконных победиша, и силою божественною с небесе победу прияша. Тех молитвами даруй нам, Боже, велию Твою милость.

ВО ВТОРНИК НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны умилительные, глас 1:

Объятия отеческие открыть мне поспеши: / блудно я растратил жизнь мою, / на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно!

/ Ныне не пре́зри обнищавшего моего сердца, / ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: / согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою.

Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

Пс 37:2

Судище Твое страшное, и суд праведен, дела моя люта: но Сам, Милостиве, предварив мя спаси, и муки свободи, избави, Владыко, от козлищ части: и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший.

Слава, и ныне, Богородичен: Зачавшая Огонь Божественный / и Им не опаленная, / и Родившая без семени / Источник жизни – Господа, / благодатная Богородица, / спасай Тебя величающих.

На 7 песне мученикам

Яко добрии воини, единомудренно веровавше, прещения мучителей не убоявшеся святые, приступисте усердно ко Христу, вземше честный Крест, и скончавше течение, с небесе победу приясте. Слава укрепльшему вас, слава венчавшему вас, слава действующему вами всем исцеления.

В СРЕДУ НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны крестны, глас 1:

Оружие крестное во бранех, явися некогда благочестивому царю Константину, непобедимая победа на враги веры ради. Сего трепещут сопротивная силы: сей бысть верным спасение, и Павлу похвала.

Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.

Пс 98:5

Креста Твоего древу покланяемся, Человеколюбче, яко на нем пригвоздился еси, Животе всех: рай отверзл еси, Спасе, верою приступившему к Тебе разбойнику, и сладости сподобися, исповедаяся Тебе: помяни мя, Господи, приими якоже онаго и нас, зовущия: согрешихом вси, благоутробием Твоим, не пре́зри нас.

Слава, и ныне, Крестобогородичен: Агнца на древе Агница зрящи с разбойником, долготерпеливно распинаема Тебе, Слове, и копием в ребра прободаема, восклицаше вопиющи матерски: что странное и ужасное, Сыне Мой, таинство? Како покрывает гроб неописанного Бога? Неизреченно есть совершаемое: не остави Мене, рождшия Тя, Сыне Мой сладчайший.

На 7 песне мученикам

Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, / умилостивься, Господи, / и все наши болезни исцели, / Тебе, Человеколюбец, молимся.

В ЧЕТВЕРГ НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны апостольские, глас 1:

Мрежею словесною плетения витийская, рыбарие тростию крестною развергше, просветиша языки благочестно, славити Тя, Бога истиннаго. Темже Тебе и песнь укрепльшему их вопием: слава Отцу, и Сыну, слава единосущному Духу, слава теми просветившему мир.

Стих: Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их.

Пс 18:5а

Премудрые вселенныя ловцы, от Бога приимше милостивное, молите и ныне о нас вопиющих: Господи, спаси страну, и град Твой, и от содержащих лютых свободи, апостолами души наши.

Слава, и ныне, Богородичен: Безматерняго на небеси, пае мысли и слуха, на земли без отца родила еси: Того, Богородице, моли о душах наших.

На 7 песне мученикам

Мученики Христовы, молим вси: тии бо молят за спасение наше. И вси приступим к ним с верою: сии источают исцелений благодать, сии полки отгоняют демонов, яко хранителие веры.

В ПЯТНИЦУ НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны крестные, глас 1:

Когда был распят Ты, Христе, / сокрушено было самовластие, / повержена сила врага; / ибо ни Ангел, ни человек, / но Сам Ты, Господи, спас нас, слава Тебе!

Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.

Пс 98:5

Оружие крестное во бранех явися некогда благочестивому царю Константину, непобедимая победа, на враги веры ради. Сего трепещут сопротивныя силы: сей бысть верным спасение, и Павлу похвала.

Слава, и ныне, Крестобогородичен: Твое предстательство имуще, Пречистая, и Твоими молитвами лютых избавляеми, крестом Сына Твоего везде соблюдаеми, по долгу Тя вси благочестно величаем.

На 7 песне мученикам

Страдания похвалою, и венечною почестию, славные страстотерпцы, одеяшеся Тобою, Господи: терпением бо ран беззаконных победиша, и силою божественною с небесе победу прияша. Тех молитвами даруй нам, Боже, велию Твою милость.

В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ

На «Господи воззвах:» стихиры мученикам, глас 1:

ГЛАС 2
В НЕДЕЛЮ ВЕЧЕРОМ

На «Господи воззвах:» стихиры умилительные, глас 2:

В ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны умилительные, глас 2:

Как морские волны, / на меня восстали беззакония мои, / как корабль в пучине, / я один терплю от бури согрешений многих, / но к тихой пристани направь меня, Господи, / покаянием и спаси меня.

Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

Пс 37:2

Я бесплодное дерево, Господи, / плода сокрушения не приношу совсем, / и быть срубленным страшусь, / и огня боюсь того неугасимого. / Потому Тебя молю: / «Прежде той беды обрати и спаси меня!»

Слава, и ныне, Богородичен: Милосердия источник, / удостой нас сострадания, Богородица; / взгляни на людей согрешивших, / яви как всегда силу Твою, / ибо, надеясь на Тебя мы взываем Тебе: «Радуйся», / как некогда Гавриил, начальник Воинств Бесплотных.

На 7 песне мученикам

Тебе одевающаго небо облаки, имуще святии одеяние в мире, муки беззаконных претерпеша, и прелесть идольскую упраздниша: тех молитвами, и нас свободи от невидимаго врага, Спасе, и спаси нас.

ВО ВТОРНИК НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны умилительные, глас 2:

«Помилуй меня», – сказал Давид, / и я к Тебе взываю: / «Согрешил я, Спаситель; / очистив покаянием грехи мои, помилуй меня!»

Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

Пс 37:2

Помилуй мя, Боже, помилуй мя, о двою греху плакаше Давид: о тьмах аз согрешений вопию Ти. Он постелю слезами омочеваше, аз же ни капли единыя имам, отчаяхся и молю: помилуй мя, Боже, по великой Твоей милости.

Слава, и ныне, Богородичен: Богородица Дева, не пре́зри меня грешного, нуждающегося в Твоей помощи и в Твоём заступничестве, ибо на Тебя уповает душа моя, и помилуй меня.

На 7 песне мученикам

Просветивый святыя Твоя паче злата, и прославивый преподобныя Твоя, яко благ: теми умоляем бывая, Христе Боже, жизнь нашу имири, яко Человеколюбец, и молитву исправи, яко кадило, едине во святых почиваяй.

В СРЕДУ НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны крестны, глас 2:

Животворящий Крест Твоея благости, егоже даровал еси нам, недостойным, Господи, Тебе приносим в молитву: спаси страну, и град Твой молящийся, Богородицею, едине Человеколюбче.

Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.

Пс 98:5

Имже образом плени враг Адама древом снеди, Господи: такоже пленил еси и Ты врага древом крестным, и страстию Твоею. В сие бо пришел еси вторый Адам, взыскати заблуждшаго, оживотворити умерщвленного: Боже, слава Тебе.

Слава, и ныне, Крестобогородичен: Дева и Мати Твоя, Христе, на древе зрящи Тя мертва простерта, плачущи горько, Сыне Мой, глаголаше: что страшное сие таинство? Всем даруяй живот вечный, волею на Кресте како умираеши смертию поносною?

На 7 песне мученикам

Страстотерпцы Господни! / Блаженна земля, утучненная кровью вашей, / и святы обители, принявшие тела ваши: / ибо вы во время подвига восторжествовали над врагом / и о Христе со дерзновением провозгласили; / Его, как Благого, умолите / о спасении душ наших, молимся вам.

В ЧЕТВЕРГ НА УТРЕНИ

После первого стихословия седальны апостольские, глас 2:

Умудривый паче ветий ловцы, и пославый якоже проповедники всей земли, неизреченным человеколюбием, Христе Боже: теми утверди Церковь Твою, и верным ниспосли благословение Твое, едине милостиве и Человеколюбче.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *