Одежда евреев

Одежда евреев

Люди в черном: почему религиозные евреи одеваются так странно

Религиозного еврея видно издалека. Его одежда не оставляет шансов остаться незамеченным — огромная шляпа, дивный фрак. У евреев принято считать, что одежда отражает сущность человека, поэтому, встретив собрата в другой стране, они уже могут узнать о нём некую информацию.

Всё дело в том, что каждая деталь гардероба ортодоксальных евреев имеет определенное значение. Только одних головных уборов существует 34 вида, и уже по ним можно определить социальный статус мужчины. Мы решили разобраться в тонкостях одежды типичных представителей еврейского народа!

Стандартная одежда

Любой ортодоксальный еврей обязательно покрывает голову и носит цицит — сплетенные пучки нитей на углах четырехугольного одеяния. Еще одна важная деталь гардероба — накидка с отверстием для головы (талит катан), которую можно как спрятать под одеждой, так и носить поверх.

Эту четырехугольную накидку производят из белой шерсти, а по углам укрепляют накладки, в отверстия которых продеты те самые нити цицит. Цвет нити тоже имеет значение — так можно определить представителей разных общин.

Бывает так, что в углу накидки есть два отверстия, что обозначает принадлежность к сефардам и определенным хасидам. На некоторых талит катанах, кроме четырех обязательных узлов, есть до 40 мелких, что помогает различить представителей разных общин.

Сюртук

У сюртука нет карманов, а застегивается он справа налево. Литвакам, подгруппе ашкеназских евреев, разрешено носить пиджаки. Хасиды надевают напоминающие халаты капоты (рэкл), которые тоже отличаются в зависимости от принадлежности еврея к той или иной общине.

Халаты

Халаты надевают исключительно по большим праздникам. К примеру, тиш-халат предназначен для торжественного обеда, а бекече хасиды берегут для Шаббата. И халат, и сюртук перетягиваются поясом из черной ткани.

Брюки

Со штанами немного проще: либо обычные, либо до колен, которые называются еалб-гойэн. Венгерских хасидов можно отличить по коротким брюкам и завязанным под коленями с помощью шнурка штанинам.

Шляпы

Поверх традиционной кипы евреи носят еще один головной убор. Зачастую это черная шляпа, по которой можно определить происхождение и социальный статус владельца. Крайне редко надевают каскет — кепку старого европейского покроя.

Традиционный головной убор — плуш, который отличается широкими полями, но узкой тульей. Другие шляпы делают в основном из велюра, а самый дорогой вариант — самет — можно увидеть преимущественно на венгерских хасидах.

Простые литваки обычно надевают шляпу кнейч (шляпа с заломом), а литваки с высоким социальным статусом носят гамбург (шляпа без заломов).

Многие хасиды в будние дни надевают самую простую шляпу без изгибов — капелюш.

Но самый эффектный головной убор — это, безусловно, штраймл, который изготовляется их натурального меха. Хасиды носят его только в Шаббат или по большим праздникам. Цена такой шляпы достигает нескольких тысяч долларов. Главная особенность головного убора в том, что носят его только женатые мужчины.

И как только ортодоксальные евреи разбираются в этих одеяниях, да еще и отличают по ним представителей разных общин? Честное слово, в который раз поражаюсь традициям еврейского народа!

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» (Мф. 24:15–18).

Одежда у древних евреев отличалась достаточной простотой. Повседневная одежда мужчин состояла из набедренной повязки, представлявшей собой кусок полотна, льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен, достаточно длинного хитона (кетонет) с длинными рукавами и плаща (симла, или сальма). Симла представляла собой четырехугольный кусок преимущественно шерстяной ткани черного или коричнево-бурого цвета сшитый так, что оставалось одно отверстие сверху и два по бокам для рук. Широкая складка на груди использовалась как карман. У бедного населения симла днем служила одеждой, а ночью одеялом. Рабы и работники в поле часто были одеты лишь в легкую тунику, которая могла быть из шерсти, а иногда и просто из шкуры животного. Знатные лица носили тюрбаны. В I в. головной убор ещё не был обязательным для мужчин.

Хитон подвязывался поясом, в нем носили деньги, к нему подвешивали мечи. Пояс обычно был длинным и достаточно широким и изготавливался из кожи или шерсти. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез. 16:10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем.

Верхние накидки (талит), изготавливали из шерстяных, потом хлопчатобумажных или шелковых тканей. Это было четырехугольное покрывало с голубыми, синими или черными полосам. Согласно Моисееву закону по четырем углам к нему пришивали кисти (цицит) с голубыми нитями, которые должны были напоминать о заповедях Божиих. Верхнюю одежду могли носить через плечо, по типу римской тоги.

У богатых людей гардероб был обширным и включал одежды для разных случаев, для разных времен года и даже для разного времени суток. Одежду шили из более дорогих тканей и украшали вышивкой; в холодное время года носили одежду, отороченную мехом. В качестве верхней одежды одевали халлук — одежда, напоминающая недлинный халат. Богатые мужчины носили золотые перстни с печатью.

Сандалии представляли собой кожаную или деревянную подошву, привязанную к ноге шнурками: ремешками или веревками. Один из них проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Кроме обычных сандалий была более дорогая шитая кожаная обувь — наалаим. Богатые иудеи носили закрытую обувь или сапоги, сшитые из кожи (наалаим). В доме, в храме и во время траура обувь не носили.

Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мк. 1:7), равно как и омовение ног (Ин. 13:5–14).

Женский костюм мало отличался от мужского, хотя закон Моисеев строго запрещал одеваться не сообразно своему полу. Женская одежда также включала кетонет и симлу. Разница заключалась в том, что одежда женщин была длиннее, шилась из более тонких тканей и богаче отделывалась. Женский кетонет был длинный с длинными рукавами, мог состоять из двух или одного полотна (без шва), снизу иметь оборки, разрез кетонет мог иметь завязочки. Женщина могла надевать несколько кетонет, а также укрываться им ночью. Материал — лен или шерсть. Кетонет завязвали поясом или продетым шнурком. Женщины, как и мужчины, носили либо открытые сандалии, либо закрытые шитые наалаим.

Знатные женщины предпочитали узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские, а также прозрачные египетские и индийские ткани. Из них делали длинные и очень широкие, со множеством складок, одеяния. Мода требовала носить их с напуском; для этого одежду стягивали кушаком и разнообразными пряжками. Особо предпочтительными в одежде были четыре цвета — темно красный (пурпурный), голубой (также получаемый из пурпурной раковины), шарлаховый (желто-красный или светло-оранжевый) и белый. Богатый женский костюм состоял, как правило, из нескольких верхних и нижних одежд, причём верхняя одежда чаще всего была белого цвета.

Одежда небогатых женщин была проще, состояла из длинной туники, плаща и головного покрывала, платка или шали. Во время траура женщины надевали широкие длинные черные одежды, похожие на мешок. Плакальщицы повязывали волосы черным платком, одевались небрежно, подпоясывались веревкой и ходили босые.

Первосвященник и левит

Знатные иудеи

Знатные иудейки

Иудейские солдаты, царь.
Фото взяты с сайта http://www.top-antropos.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *