Одаренный ребенок какой он

Одаренный ребенок какой он

Содержание

Похожие главы из других работ:

Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов

1.2. Определение понятий, их содержание и объем

В научной литературе определение иногда называют также дефиницией. Определение предназначено для того, чтобы сформулировать в явном виде и зафиксировать содержание понятия, назвать те признаки или свойства предмета…

Взаимосвязь религиозности и интеллекта: анализ исследований

Глава 1. Определение понятий интеллекта и религиозности

интеллект религиозность психологический С самого начала необходимо обозначить определения и прояснить значения психологических конструктов, которые будут ключевыми в последующих анализируемых исследованиях…

Влияние социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте

Глава 1. Определение понятий «социальный интеллект и смысложизненные ориентации». Особенности этих понятий в юношеском возрасте

Выявление показателей творческой одаренности

1.1 Определение понятий и видов одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных…

Изучение удовлетворенности браком в семьях до 10 лет совместной жизни

1.2 Определение понятий брак и сімя

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная…

Личностные факторы, определяющие динамику поведения в ситуации конфликта

Личность в ситуации конфликта: определение понятий

Прежде чем говорить о личности и её динамических составляющих, нам необходимо выработать рабочие определения понятий, к которым мы будем обращаться в ходе нашего исследования. И первым термином в этом ряду становится определение личности…

Методики исследования мышления и интеллекта

1.3.6 Сравнение и определение понятий

Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие…

Одаренность детей дошкольного возраста

1.1 Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена…

Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы

1.1 Отечественные и зарубежные педагоги и психологи об одаренности и соотношении понятий одарённость, талант и гениальность

одаренный школьник психологический педагогический Если обращаться к толковым словарям, то можно отметить, что часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как тождественные и отражают уровень способностей. Важно…

Проблемы формирования мотивационной сферы личности

1.1 Определение Понятий мотив и мотивация

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных…

Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста

1.1 Определение основных понятий, входящих в проблему

В психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ, в лице 3. Фрейда видит в нем проявление Эдипова комплекса…

Творческие проявления у старших дошкольников

§ 1.1 Определение понятий «творчество» и «творческие способности»

Любой человек, прежде чем приступить к исследованию чего-либо, должен очертить круг терминов, в рамках которых он ведет свое исследование.

Наша работа не является исключением, поэтому сначала необходимо дать определение…

Теория социализации

7. Человек, индивид, личность: определение понятий

Человек — субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием…

Управление тревожным состоянием школьников на уроках физической культуры

1.1 Определение понятий: возбуждение, тревожность, стресс

Возбуждение — это общая физиологическая и психологическая активизация, колеблющаяся в континууме от состояния глубокого сна до состояния интенсивного возбуждения (А.Л. Попов, 2002)…

Функционирование эмоций в процессе целеобразования

1.1 Определение понятий «эмоция», «цель», «целеобразование»

Наш раздел мы начнем с определений основных понятий «эмоции», «цели» и «целеобразования». Эмоция (от лат. Emorve — возбуждать, волновать) — многогранная реакция организма на воздействие раздражителей внешней и внутренней среды…

Типы одаренности ребенка по М. Карне

Так как многие воспитатели знакомы с русским переводом книги про одаренных детей, написанной американскими учеными и вышедшей под редакцией психолога М. Карне (1991), хотелось бы также остановиться и на типах одаренности, описанных в этой книге.

К этим типам относится:

• интеллектуальная одаренность;

• академическая одаренность;

• творческая (креативная) одаренность;

• лидерская (коммуникативная, социальная)одаренность;

• художественная одаренность;

• моторная (двигательная) одаренность.

Интеллектуальная одаренность

Из всех вышеописанных типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша.

Но в то же время это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.

Выделяя ребенка с интеллектуальной одаренностью, воспитатели должны учитывать, что у такого дошкольника:

• отличная память;

• красивая и грамотная речь;

• разносторонняя любознательность;

• наблюдательность;

• знание того, что не подвластно еще его ровесникам;

• быстрая переработка доступной для него информации;

• высокая обучаемость.

Академическая одаренность

Воспитателям должно быть известно, что детям с академической одаренностью свойственно:

• легкое усвоение отдельных областей знаний (например, биологии, иностранных языков, математики и т. д.);

• усвоение в пределах возрастной нормы остальных областей знаний, вплоть до неуспешности обучения по неинтересующим ребенка предметам.

Творческая одаренность

Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, что он:

• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;

• в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;

• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным;

• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;

• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;

• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;

• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;

• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.

Лидерская одаренность (общение и лидерство)

При лидерской одаренности дошкольник:

• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;

• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;

• легко общается с детьми и взрослыми;

• легко находит себе друзей;

• лидер в общении с ровесниками;

• сочувствует и сострадает им;

• инициатор различных игр;

• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором принимает он участие;

• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;

• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;

• имеет организаторские способности;

• обладает большинством качеств характера человека, свойственным социальной одаренности ребенка, начиная с дошкольного возраста.

Художественная одаренность (деятельность)

Под художественной деятельностью в данной классификации подразумевают музыку и изобразительное искусство. Дошкольник с неординарными данными к музыке отличается от своих сверстников тем, что:

• интересуется всем, что издает звуки;

• способен слушать музыку часами;

• очень любит музыкальные занятия в группе;

• отличает минор от мажора;

• легко узнает знакомые мелодии, помня многие из них наизусть;

• с удовольствием учит ноты;

• едва, выучив ноты, может прочесть их с листа;

• без труда определяет низкие и высокие звуки;

• понимает тональность и настроение музыки;

• услышав, что где–то играют на музыкальных инструментах, готов тут же прервать свою деятельность в данный момент, если она не связана с музыкой, чтобы послушать мелодию.

Дошкольник, одаренность которого касается изобразительной деятельности, обычно:

• из всех занятий предпочитает рисование и лепку;

• экспериментирует с пластилином и глиной;

• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;

• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;

• получает удовольствие от завершения рисунка или того, что он вылепил;

• наблюдателен, пытаясь запомнить все нюансы увиденного, чтобы потом воплотить их в своем творчестве;

• практически всегда работы его совершеннее работ ровесников, обращая на себя внимание своей индивидуальностью.

Моторная (двигательная) одаренность

Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно–моторную координацию (осуществление координированных движений под контролем зрения);

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в спортивных секциях;

• обладает большой физической выносливостью.

Теория множественности интеллекта

Говоря об одаренных детях, желательно, чтобы воспитатели имели понятие и о новых концепциях индивидуальной и творческой одаренности, одной из которых является теория множественности интеллекта (Theory of Multiple Intelligence — TMI или ТМИ) Говарда Гарднера, так как множественность интеллекта тесно связана с развитием ребенка.

В своей книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», написанной на основе многочисленных психологических и нейропсихологических исследований, ученый предположил, что люди не обладают единым генетически обусловленным интеллектом (general intelligence или g), который принято измерять IQ-тестом (Intelligence Quotient — коэффициент интеллекта), а интеллект «концентрируется в разных областях мозга», которые могут быть независимыми друг от друга или же взаимодействовать сообща.

Иначе говоря, существуют множественные интеллекты, благодаря чему интеллект человека можно развить хотя бы по семи направлениям, а на сегодняшний день и по девяти. И в этом ценность теории Г. Гарднера, так как до ее появления, считалось, что интеллект дается человеку с рождения, не меняясь на протяжении его жизни.

Исходя из теории множественности интеллекта, все виды интеллектов равноценны, нет главных и второстепенных. Другое дело, что культурные традиции разных стран и народов отдают предпочтение разным видам интеллекта. Например, на Западе ценится, чтобы у ребенка хорошо была развита речь, чтобы он читал и писал, умел считать, не имел трудностей в общении, а если вы живете в такой стране, как Нигерия, то более этих знаний ценится умение петь и танцевать.

В то же время оценка КЗ в письменном виде тесно связана с развитием как лингвистических, так и логико–математических способностей, при помощи которых оценивают интеллект. А это означает, что тест на интеллект свидетельствует только о развитии этих способностей человека и люди, даже с выдающимися данными в других областях, могут показать при оценке его очень низкие результаты.

Действительно, при обучении ребенка в школе этим способностям придают огромное значение, если эта школа не музыкальная или художественная. Иначе говоря, 10, способен предсказать успехи в школе, но не в жизни, а благодаря множественному интеллекту возможно не только понять, в чем одарен ребенок, но и прогнозировать его успехи

в области своей одаренности. Так что привычный для всех стереотип о высоком интеллекте одаренного ребенка и его прекрасной успеваемости пересмотрен и не соответствует действительности.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Кто такие одаренные дети и как их выявлять?

2. Принципы работы с одаренными детьми

Вывод

Список литературы

Введение

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Решение проблемы выявления и развития одарённых детей сегодня становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одаренный человек зачастую требует к себе особого внимания.

1. Кто такие одаренные дети и как их выявлять?

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Определение одарённости ребёнка — сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

Основными составляющими компонентами одаренности детей служат:

1. Высокий уровень познавательной активности. С детьми, обладающими таким видом одаренности, педагогу необходимо организовывать знакомство с дополнительным материалом, который не включается в стандарт; поощрять глубокую проработку темы; предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; давать задания, требующие новых подходов к решению учебной задачи.

2. Высокий практический и теоретический интеллект. Доминантной основой в обучении и воспитании таких детей целесообразно выбрать виды работ, связанные с проектной деятельностью. К ним отнесем: проекты для практико-ориентированных учащихся (разработка таблиц, конспектов, схем по темам, подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, ролевой обучающей игры); проекты для учащихся с теоретической интеллектом (творческая работа, созданная на основе сопоставления нескольких научных источников, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы; исследовательская работа, имеющая собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы; проект по подготовке и проведению урока — конференции).

3. Креативность — совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.

К общим особенностям можно отнести: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

2. Принципы работы с одаренными детьми

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

— у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. одаренность признак диагностика развитие

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

— работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

— необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить — это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Для обучения одаренных детей используют технологии развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.

Говоря сегодня об одаренных детях, следует обратиться и к проблеме подготовки кадров для работы с такими детьми. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе, который уйдет от тактики количественного увеличения заданий, а обратится к качественно новому подходу в обучении одаренного ребенка.

По мнению исследователей, учитель для одаренных детей должен быть личностью, продуктивно реагирующей на вызов, не страдающий от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам, строящий взаимодействие с одаренным учеником на педагогической поддержке, а не директиве, готовый нести ответственность за принимаемые решения.

Вывод

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику.

Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Список литературы

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.

4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. — 1992. — № 3. — С. 58-65.

5. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции »Человек в системе общенаучных отношений». — М., 1991. — С. 149-159.

6. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

7. Панов В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети — это проблема // Начальная школа: плюс — минус. — 2000. — № 3. — С. 3-11.

8. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс — минус. — 2000. — № 3. — С. 58-65.

9. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Изд. Центр »Академия», 1996. — 416 с.

10. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243-264.

11. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.: Знание, 1986. — 80 с.

Размещено на Allbest.ru

Интеллектуальная одаренность

В специальной психологической помощи нуждается не только ребенок, отстающий в своем интеллектуальном развитии, но также и ребенок с превосходным уровнем развития интеллекта, то есть одаренный.

В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными можно назвать тех, кто, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Отечественные психологи (Рубинштейн, Теплов, 1941; Платонов, 1972; Ильин, 2001 и др.) определяют одаренность как качественное сочетание способностей, от которых зависит успех, и своеобразие выполняемой деятельности. В. Д. Шадриков (Шадриков, 1983) определяет одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, общее свойство интегрированной совокупности способностей.

Однако, по мнению Н. С. Лейтеса (Лейтес, 1988), выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» – весьма условны. Этими терминами (применительно к умственной деятельности школьников) обозначают учеников с необычно ранним умственным развитием, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение только чего‑то предварительного: проявившиеся способности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными.

А. Холодная (Холодная, 1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

1) с показателем интеллекта более 135–140 единиц (Л. Термен в группу одаренных детей включал тех, у кого IQпревышал 140);

2) с высоким уровнем академической успеваемости;

3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей – быстрота порождения идей и их оригинальность;

4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;

5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;

6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Выделяются следующие особенности одаренных детей:

• сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;

• способность к нестандартному восприятию;

• интуиция, изобретательность, бессознательный разум;

• дивергентное мышление;

• любознательность;

• конкретность мышления;

• эстетическая чувствительность.

Несколько иные подходы к интеллектуальной одаренности у западных психологов. Согласно одним авторам, интеллектуальная одаренность – это результат взаимодействия трех характеристик: способностей выше среднего, вовлеченности в задачу (наличие сильной мотивации) и креативности. Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта, индивидуально‑психологических особенностей, характеристик окружения и случайности.

Западные психологи различают несколько видов одаренности: общую интеллектуальную, специфическую академическую, творческую, художественную, психомоторную, социальную и лидерскую.

Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения – от 2,5 до 20 %.

В последние десятилетия появилось много работ, посвященных проблеме невыявленных или заблокированных системой школьного обучения талантов. По данным П. Торренса (Torrance, 1962), около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, за неуспеваемость и даже глупость) составляют одаренные и сверходаренные дети. В конце 1970‑х – начале 1980‑х гг. стремительно развивается новая прикладная область психологии – психология талантливых, но неуспевающих в учебе детей, которая изучает причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания талантливым детям психологической помощи.

За свою одаренность дети платят высокую цену. Так, С. Майлз (Майлз, 1975) и другими показано, что самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников. Одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из‑за отсутствия дифференцированного обучения, из‑за ориентации школы на среднего ученика, из‑за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний.

Исследования Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями как упрямство, лень или глупость.

Сложность состоит как раз в том, что сам одаренный ребенок без специальной помощи психолога не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.

Одаренным детям приходится около двух третей времени в школе проводить впустую, маскируя «интеллектуальный саботаж» (Матюшкин, Сиск, 1988).

В дошкольные годы одаренные дети, как и менее одаренные сверстники, являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений. Когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что‑то (и то и другое характерно для одаренных детей), могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он.

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя (Тэкэкс, Карне, Абраме и др., 1991).

Одной из особенностей развития одаренных детей является де‑синхрония развития психических функций, а именно отставание в развитии моторики и эмоциональная незрелость по сравнению с другими детьми того же возраста. Одаренные дети с трудом воспринимают абсолютную обязательность выполнения условных культурных норм общения, поскольку их невозможно обосновать логически.

Одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от всех прочих детей. В дипломной работе И. Н. Романько (Романько, 2004), выполненной под моим руководством, показано, что интеллектуально одаренные дети часто отличаются дисгармоничным развитием, проявляющимся в различных неврозоподобных состояниях (в виде повышенной агрессивности, неустойчивости настроения, тревожности, повышенной возбудимости, депрессии).

Стремление добиться совершенства в интеллектуальной деятельности (так называемый перфекционизм) приводит их к повышенной требовательности к себе и, как следствие, превращается часто в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своей учебной деятельности. Кроме того, одаренные дети имеют, как правило, проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и особая чувствительность ко всему, что имеет отношение к сфере их интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником сильных переживаний, приводят к самобичеванию, отчаянию.

Следовательно, одаренные дети требует особого психолого‑педагогического подхода при обучении и социализации. При этом возникает много вопросов: создавать ли для них особые условия обучения и учебные программы, на основе каких принципов комплектовать учебные группы и т. д. Известно, что раннее интенсивное обучение очень часто приводит к ухудшению здоровья детей, развитию психосоматических заболеваний. Поэтому очень важно, констатируя тот или иной уровень интеллектуальных способностей ребенка, обращать внимание и на уровень его функциональных возможностей, который показывает, какой ценой даются ребенку его успехи в познавательной деятельности (Зинченко, 2000).

Самостоятельную группу проблем составляют случаи ускоренного психического развития детей – общего и парциального. Специфическими проблемами детей с ранним и ускоренным развитием являются: трудности взаимоотношений со сверстниками, опасность формирования неоправданных ожиданий, неадекватной самооценки и т. д. Вопросы о том, как и чем занять ребенка, страдающего от постоянной недозагрузки и скуки на занятиях в детском саду (а затем в школе), как разумно удовлетворять его жажду знаний, являются далеко не праздными (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).

Описание клинического случая с интеллектуально одаренным ребенком дается в разделе 5.3 (пример 2).

Наверное, каждый вкладывает в это понятие свое. Одно из общепринятых определений гласит, что одаренные дети — это те, кто демонстрирует высокий уровень способностей в одной или нескольких областях: интеллектуальной, творческой, художественной, лидерской, академической и в области, связанной с исполнительским искусством.

Американские психологи и педагоги дают следующее определение: одаренные дети — это те, которые делают все немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство других детей.

Лично мне второе определение кажется более емким, поскольку именно «немного не так» больше всего характеризует одаренных детей. Как вы понимаете, отличников далеко не всегда можно считать одаренными детьми, скорее это очень старательные, трудолюбивые дети с хорошими данными.

Однако я знала много отличников, которые не сумели проявить свои способности, возможно, для многих из них оказалось самым трудным сделать немного не так, как все.

Одаренные дети гораздо сильнее реагируют на окружающие события и явления, они больше улавливают и понимают, чем другие дети этого же возраста.

Они все воспринимают и на все реагируют, поэтому их часто сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Однако эта восприимчивость имеет обратную сторону, то что не заденет обычного ребенка, может больно ранить одаренного ребенка, который все принимает на свой счет. При проявлении малейшего недовольства взрослыми, они тут же считают виноватыми себя, даже если это к ним не имело никакого отношения. Очень важно воспитать у таких детей терпимость к другим, менее восприимчивым детям, что поможет им в дальнейшем стать лидерами. Если ребенка не научить терпимости, дружелюбному отношению к менее одаренным детям, то это может привести к разочарованию, желчности, что уже не позволит ребенку в дальнейшем стать лидером. Многим детям этому приходиться учиться, что не всегда просто.

Каждый одаренный ребенок проявляет удивительное упорство в области своих интересов. Одним из самых ранних показателей проявления одаренности является время, в течение которого он может концентрировать внимание на каком-то одном занятии. Ребенок может заниматься любимым делом несколько часов подряд, и в течение нескольких дней все время к нему возвращаться, что является абсолютно не свойственно для обычного ребенка такого возраста. Иногда это приводит к стремлению достичь совершенства, что далеко не всегда удается, вернее чаще всего не удается, и тогда ребенок страшно переживает.

Свою лепту вносят и родители, привыкшие к самым лучшим результатам. Далеко не все могут удержаться от замечания: «Да, это хорошо, но ты способен на большее», или «Ты больше всех набрал баллов или есть кто-то, кто набрал больше?» Ребенок очень хочет все время соответствовать высоким требованиям родителей, если это не получается, он начинает ощущать себя виноватым перед ними, ему кажется, что он не оправдал возложенного на него доверия, что может привести к враждебности.

Больше всего дети боятся расстроить родителей, которые кажутся им верхом совершенства. Они очень рано начинают замечать, что нравится их родителям, что вызывает у них гордость и удовольствие. Этот мотив у детей очень силен, и когда они не могут соответствовать желаниям родителей, они воспринимают это как провинность, поэтому не следует придавать такое огромное значение детскому желанию быть всегда и везде первым. По крайней мере, старайтесь делать это не очень наглядно, хвалите, но периодически объясняйте, что кто-то должен быть и вторым, нельзя всегда быть только первым.

Творческая одаренность

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

— 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

— 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались
нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

— почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

— по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.

Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.

1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.

2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.

6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.

Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.

Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. (Это, в частности, проявляется и в характерном для одаренных детей увлечении коллекционированием).

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле его поведения и формировании его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах.

Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, умения преобразовать обстоятельства в соответствии с поставленными перед собой целями.

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд безусловных преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношением родителей к одаренности своих детей. Позиции родителей могут быть различны. Некоторые, обнаружив у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А. В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом (чудо-ребенком), внимание Обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей.

Односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей.

Стремясь избежать «дурного влияния» менее одаренных сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которое не оставляет ребенку ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. При этом оказывается несформированным важный аспект готовности к школьному обучению личностная готовность. Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном. Одаренный ребенок, привыкший с легкостью усваивать и перерабатывать информацию (как правило, именно ту, которая его наиболее интересует), в условиях систематического организованного школьного обучения может столкнуться с необходимостью более напряженной и целенаправленной умственной работы, навыка которой он еще не имеет.

Неизбежные неудачи, неожиданные и потому особенно неприятные, могут с первых дней школьного обучения деморализовать ребенка и постепенно сформировать у него негативное отношение к учебной деятельности. Если ребенок приучен родными и близкими к сознанию своей исключительности, то низкие оценки и неодобрение, с которыми порой приходится сталкиваться в школе, он может расценить как проявление недоброжелательности учителя.

Отношения с педагогами у одаренных детей не всегда складываются благополучно. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление подлинно индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания.

Существует и прямо противоположная проблема. Психологи отмечают традиционную черту, свойственную почти каждому человеческому сообществу, – так называемый антиинтеллектуализм. Культ «простого человека», «среднестатистической личности» нередко порождает настороженное и даже недоброжелательное отношение ко всем, кто чем-то отличается от большинства. Некоторые родители предпочитают иметь «нормального» ребенка и потому стремятся воспрепятствовать его чрезмерному, по их мнению, умственному развитию. Такая позиция также травмирует ребенка, мешает ему в полной мере реализовать свои возможности.

Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее — концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

— интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
— творческости;
— настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина «одаренность» термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция — своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)

Итак, одаренность — это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *