Обряд помазания на царство

Обряд помазания на царство

Обряд венчания государей (на царство)

Посреди храма Пресвятой девы147 воздвигается дощатый помост, на котором помещают три седалища: для деда, внука и митрополита, Кроме того, устанавливают возвышение, называемое у них налоем (nolai)148 , на которое кладут княжескую шапку и бармы (barma), т. е. княжеские украшения149 . Затем к назначенному времени являются облаченные в торжественные одеяния митрополит, архиепископы , архимандриты (abbates, Appte), игумны (priorcs, Priorn) и весь духовный собор. При входе великого князя с внуком в храм дьяконы поют по обычаю «многие лета» одному только великому князю Иоанну. После этого митрополит со всем клиром начинает петь молебен Пресвятой деве и святому Петру-исповеднику, которого они, согласносвоему обычаю, называют чудотворцем (miraculosas, Wunderzaichner)150 . По окончании молебна митрополит, великий князь и внук восходят на дощатый помост и первые двое садятся на поставленные там седалища, а внук меж тем останавливается у края помоста. Наконец великий князь начинает такую речь: «Отче митрополит, по божественной воле, по древнему соблюдавшемуся доселе нашими предками, великими князьями, обычаю великие князья-отцы назначали своим сыновьям-первенцам великое княжение, и как по их примеру родитель мой, великий князь, при жизни (coram se, neben sein) благословил меня великим княжением, так и я при всех благословил великим княжением первенца моего Иоанна. Но как по воле божией случилось, что оный сын мой скончался, оставив по себе единородного Димитрия, которого бог даровал мне вместо сына, то я равно при всех благословляю его, ныне и после меня, великим княжением владимирским, новгородским и прочая, на которые я благословил и отца его».

После этого митрополит велит внуку приблизиться к назначенному месту, благословляет его крестом и велит дьякону читать дьяконскую молитву, а сам меж тем, сидя возле него и также склонив голову, молится: «Господи, боже наш, царь царей, господь господствующих, через Самуила-пророка избравший Давида, раба твоего, и помазавший его во царя над народом твоим Израилем, услыши ныне моления наши, недостойных твоих, и воззри от святости твоей на верного раба твоего» Димитрия, которого ты избрал возвыситьт царём над святыми твоими народами, которого ты искупил драгоценнейшею кровью сына твоего единородного, и помаж его елеем радости, защити его силою вышнею, возложи на голову его венец из драгоценных камней, даруй ему долготу дней и в десницу его скипетр царский, поставь его на престол правды, окружи его всеоружием справедливости, укрепи его десницу и покори ему все варварские языки, и да пребывает сердце его всецело в страхе твоем, дабы смиренно внимал он тебе; отврати его от неправой веры и яви его истым хранителем150 заповедей твоей святой вселенской церкви, да судит он народ в правде, и да дарует правду бедным, и да сохранит сыновей бедных, и да наследует затем царствие небесное».

После этого он говорит громким голосом: «Яко есть твоя держава и твое царство, так да будет хвала и честь богу отцу и сыну и святому духу ныне и во веки веков». По окончании этой молитвы митрополит велит двум архимандритам подать ему бармы, покрытые вместе с шапкой шелковым покровом, который они называют ширинкой151 . Затем он передает их великому князю и осеняет внука крестом, великий же князь возлагает их па внука. Потом митрополит говорит: «Мир всем», а дьякон ему: «Bладыко, помолимся». Тогда митрополит молится так: «Поклонитесь с нами единому царю вечному, коему вверено и земное царство, и молитесь царящему надо всем: Сохрани его под покровом твоим, удержи его на царстве, да творит всегда благое и надлежащее, да просияет правдою в дни свои и умножением господства своего, и да живом в спокойствии и безмятежно, без раздора, во всякой благости и чистоте». Это он произносит потише, а потом громко: «Ты еси царь мира и спаситель душ наших, слава тебе, отцу, сыну и святому духу, ныне и во веки веков, аминь». Наконец, он подает великому князю княжескую шапку, поднесенную по приказу митрополита двумя архимандритами, и осеняет при этом внука крестом во имя отца, и сына, и святого духа. Затем, когда великий князь возложил шапку на главу внука, его благословляли рукой сперва митрополит, а потом, прнступая, архиепископ и епископы. Совершив это по чину, митрополит и великий князь приказывают внуку сесть с ними рядом и, помедлив немного, встают. Между тем дьякон начинает так называемую у них литанию (letania, Lethaney)152 : «Помилуй нас, господи», именуя великого князя Иоанна; другой хор в свою очередь упоминает вели кого князя, внука Димитрия и иных по обычаю. По окончании литании митрополит молится: «О пресвятая владычице дево богородице» После молитвы митрополит и великие князья садятся. Священник или дьякон указует на место, на котором читалось евангелие, и говорит громким голосом: «Многие лета великому князю Иоанну, благовер ному, христолюбивому, богом избранному и богом превознесенному, великому князю Иоанну Васильевичу владимирскому, новгородскому и всея Руссии монарху, на многие лета». После этого священники поют пред алтарем: «Великому князю многие лета»; точно так же на правом и на левом клиросе дьяконы поют: «Многие лета». Наконец, дьякон снова громким голосом возглашает: «Многие лета великому князю Димитрию, благоверному, христолюбивому, богом избранному и превознесенному, великому князю Димитрию Иоанновичу владимирскому, новгородскому и веся Руссии, многие лета». Священники у алтаря и на обоих клиросах опять громко поют: «Многие лета Димитрию». По окончании сего митрополит, архиепископ, епископы и все собрание подходят но порядку к великим князьям и почтительно их поздравляют. Подходят и сынонья великого князя, кланяясь и поздравляя великого князя.

Продолжение

Для возврата к тексту нажмите на номер сноски

147)Успенский собор Московского кремля.

148) Налой — аналой, подставка для богослужебных книг в церкви.
149) Шапка и бармы — символы великокняжеской, с 1547 г. — царской власти. Шапка, хранящаяся в Оружейной палате, — остроконечный головной убор с соболиной опушкой и драгоценными камнями, среднеазиатской работы XIV в. Бармы — оплечье с изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Они упоминаются во всех завещаниях московских князей, начиная с Калиты, который «шапку золотую» передал Семену Гордому, «коць» — плащ — Ивану, «скорлатное портище сажено с бармами» — Андрею (ДДГ. — № 2. — С. 8, а также с. 16, 18, 36 и др.; Воронин Н. Н. Археологические заметки//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — М., 1956. — Вып. 62. — С. 17-32). Бармы вернулись старшему среди московских князей после 1456 г., и Василий II благословил Ивана III крестами, шапкой, «бармой» и сердоличной коробкой, которой придавалось большое значение в «Сказании о князьях владимирских» (ПСРЛ. — Т. 4. — Ч. I. — Вып. 2. — С. 497). Умолчал о них лишь Иван III, поскольку регалии с 1498 г. принадлежали Дмитрию-внуку (Там же. — С. 531), а власть получил Василий III. В завещании последнего значится: «Ивана благословляю царством руским, шапкою мономаховскою, и всем чином царским, что прислал прародителю нашему, царю и великому князю Владимеру Мономаху царь Константин Мономах из Царяграда» (ДДГ. — С. 432).
Слово «бармы» возводят к древнескандинавскому barm, шведскому bram или средневерхненемецкому brem (край), что, по М. Фасмеру, сомнительно. В русский, по А. В. Исаченко, проникло из польского brama — женское украшение на ногах, руках или голове (Исаченко II. — С. 496), что мало вероятно: в русском известно с первой трети XIV в., в польском — с 1493 г., хотя и в том и в другом имеет вторичное значение.
150) Петр — московский митрополит (1308-1326), канонизирован в 1339 г. Игумен одного из монастырей под Львовом, был по предложению галицкого князя Юрия Львовича поставлен в митрополиты, местопребыванием которых был Владимир, пользовался поддержкой московского князя Ивана Калиты, похоронен в специально перестроенном для этого Успенском соборе.
151) В латинском тексте, возможно, опечатка (в подчеркнутых словах): demonstra
ilii salvum conservatorem, т. е. яви ему истого хранителя, вместо demonstra illum, т. е. яви его истым хранителем. Затем ошибка перешла и в немецкий перевод: ertzaig ime den saligen behalter der gepott. Л.

Н.
152) Ширинка — церковная пелена (Срезневский. — Т. III. — С. 1594, впервые в 1551 г.), кусок ткани, отрезанный вместе с каймой (Даль. — Т. IV. — С. 634), ручник, полотенце. Новобрачные жертвовали на церковь полотенце, используемое во время обряда венчания, раздавали ширинки в качестве подарков. Г. называет ширинку шелковой тканью, по-видимому, со слов свидетеля венчания Дмитрия-внука: в Чине венчания этот термин упоминается в формулярной редакции (Син. 675, л. 193 об.).
153) Литания — краткая молитва в католическом богослужении, которая читается и поется преимущественно во время церковных процессий. Литании восходят к литургической традиции V в. Прототипом для них послужили псалмы 118, 138. Известны литании святых (большая и малая), лоретская литания, литания имени Иисусова, ли тания сердца Иисусова. Литании западной церкви имеют некоторое сходство с ектениями, акафистами, молебными канонами и особенно с литиями (усердными молениями) восточной церкви. Основываясь на этом сходстве, Г. называет литию русского оригинала Чина венчания литанией (см.: Серединский Т. О богослужении западной церкви. Статья 4. — Спб., 1856. — С. 33-36; Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. Изд. 5-е. — Спб., 1894. — С. 229). А. П.

История Храма † Школа † Фотоальбом † Наш адрес † Библиотека † Видеозал †
Обращение † Новомученики † Новости † Обновления сайта † Карта сайта

14/27 мая(1896) — день священнаго миропомазания и венчания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича

14 мая
1896
27 мая
2008

В мае 1896 года состоялась коронация Императора Николая II. В истории России это было последнее венчание на Царство. По своему великолепию и торжественности оно не имело себе равных. Этому способствовало многое. Впервые для иллюминации было использовано электричество. «Море огня!» — вспоминал очевидец.

В Москву, сверкающую главами золотых куполов, съехались делегации со всего мира, собралось несметное множество простого люда со всей России. Многие известные художники — Васнецов, Репин, Серов, Маковский, Рябушкин, Нестеров — присутствовали на коронации. Им было поручено написать картины и портреты для коронационного альбома. 9 мая Император Николай II торжественно въехал в древний Кремль. В его свите находились представители знати всей необъятной Российской Империи, в том числе — эмир Бухарский и хан Хивинский, а также коронованные представители иностранных держав. Художник Нестеров вспоминал: «Стало слышно далекое раскатистое «ура». Оно быстро приближалось, крепло, росло, наконец загремело где-то близко около нас с поразительной силой. Войска взяли на караул, музыка заиграла, показался на белом арабском коне молодой Царь. Он ехал медленно, приветливо кланялся народу, был взволнован, с бледным, осунувшимся лицом… Царь проследовал через Спасские ворота в Кремль».

В день Священного Коронования 14 мая уже с самого раннего утра все центральные улицы Москвы были заполнены движущимся народом. «В девятом часу утра,— свидетельствовал один из очевидцев, — у Кремля вся площадь между Александровским сквером и Историческим музеем представляла из себя — без преувеличения — сплошное море голов, и только небольшое пространство у самого Исторического музея, против ведущих в Кремль ворот, было оставлено для проезда».

Наступивший примерно через полчаса самый торжественный момент Высочайшего шествия многократно, до мельчайших подробностей был описан в столичных и провинциальных газетах и журналах. «С крыльца спустился взвод молодцеватых кавалергардов, зазвучали трубы и литавры на террасах дворца, -писал один из корреспондентов, — опять блестящая масса придворных, представителей волостей, городов, земств, дворянства, купечества, профессора Московского университета, за ними обер-прокуроры сената, сенаторы, статс-секретари, министры и члены Государственного совета. Наконец, при оглушительных восторженных криках «ура» стотысячных масс и звуках «Боже, царя храни», исполняемого придворным оркестром, на Красном крыльце показывается Государь Император и Государыня Императрица. Они также следуют в собор под золотым балдахином — Государь впереди, Государыня позади. Вдруг в одно мгновение все стихает — и музыка, и колокола, и клики народа,— и среди благоговейной тишины у южных дверей собора митрополит Московский Сергий приветствует Их Величество речью. Предшествуемые тремя митрополитами, архиереями и духовенством, при пении величественного псалма входят Их Величества в собор, где около 10 часов начинается тот торжественный чин венчания и помазания на царство, в который Православная Церковь влагает столько глубокого смысла, исполненный такого важного значения для каждого русского, понимающего свою историю».

Николай II, в царской мантии с короной, скипетром и жезлом, шествует в Кремле. Москва. Май 1896г.

Коронационный церемониал Николая II в основных деталях повторял установившуюся к этому времени традицию, хотя каждый император был вправе внести в ритуал некоторые изменения. Так, например, его дед и два венценосных прадеда — Александр I и Николай I при совершении обряда не надевали «далматик» — древнюю одежду византийских императоров, напоминавшую покроем архиерейский саккос. Николай II во время собственной коронации предстал глазам зрителей не в мундире полковника, а в величественной горностаевой мантии.

Тяга к старине у молодого императора проявилась уже с самого начала царствования, что нашло внешнее выражение в возобновлении древнемосковских обычаев (так, после более чем полувекового перерыва Императорская Чета пышно и торжественно отмечала пасхальные праздники в Москве; в Петербурге и за границей росли храмы в московском стиле; в 1903 году был устроен грандиозный костюмированный бал в русских одеждах времен Алексея Михайловича.)
Торжество Коронования Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны состоялось 14 мая 1896 в Успенском соборе Московского Кремля в 10 часов 30 минут. Службу проводил митрополит Петербургский Палладий при участии Киевского и Московского митрополитов. На церемонии присутствовало множество архиереев, а также представители высшего греческого духовенства.

В начале церковной церемонии Государь произносил священную клятву верности Богу и Матери Церкви:
«Аз, Николай во Христе Господе Нашем верный Император и Самодержец Всероссийский собственною предписах сие рукой:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Приемлю и исповедую и утверждаю Божественныя Апостольские предания. Такожде уставы и утверждения Семи Вселенских и Поместных Соборов во все время бывших, паки привилегии и обычаи Святыя Великия Церкви и все, яже Святые Отцы истинно канонически установили и покончили, приемлю и подтверждаю. Подобне же верным и истинныя сыном Святыя Церкви служителем и защитителем ея, к народу же Державы моея милосердным и милостивым, елико возможно и праведно, пребыти обещаюсь. Хранитися же имам от кровопролития и всякаго рода немилосердия, елико возможно: всякой же правде и истине последовати. Елико Святыя Отцы отвергли и прокляли, сам такожде отвергаю и проклинаю и всею мыслию, душею и всем сердцем святому вышереченному Символу согласую и вся сия сохраняти обещаюсь, пред Святою Божиею Кафолическою Церковью. Месяца Маиа дня 14 и года 1896″.

Громким отчетливым голосом произнеся Символ Веры, Государь Император возложил на себя большую, а на Государыню Императрицу Александру Феодоровну малую корону; затем был зачитан полный императорский титул, прогремел салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую молитву Император был миропомазан и причащен.

Все это время народ, находившийся вне стен Успенского собора, чутко и остро реагировал на каждое совершаемое внутри действие. «Все, что происходило в Успенском соборе, — фиксировала хроника, — точно толчки сердца, разносилось по всей этой необозримой толпе и, как бьющийся пульс, отражалось в самых отдаленных ее рядах. Вот Государь коленопреклоненный молится, произнося святые, великие, исполненные столь глубокого значения слова установленной молитвы. Все в соборе стоят, один Государь на коленях. Стоит и толпа на площадях, но как все разом притихли, какая благоговейная тишина кругом, какое молитвенное выражение лиц! Но вот Государь встал. На колени опускается митрополит, за ним все духовенство, вся церковь, а за церковью весь народ, покрывающий кремлевские площади и даже стоящий за Кремлем. Теперь и те странники с котомками опустились, и все на коленях. Только один Царь стоит перед своим троном, во всем величии своего сана, среди горячо молящегося за Него народа».

И наконец восторженными криками «ура» народ приветствовал Их Величества, во всех знаках царского достоинства прошествовавших в Кремлевский дворец и поклонившихся собравшимся с Красного крыльца.

Великолепие зрелища настолько поразило присутствующих, что многие не могли найти слов для восхищения. Один журналист писал: «Ни на какой палитре не найдется таких красок, ни у какого художника слова не хватит выражений, достаточных для того, чтобы нарисовать верную картину происходящего. Когда, по окончании шествия, уже в Кремле, Государь поднялся на Красное крыльцо и с верхней площадки, при шумных ликованиях кругом, поклонился три раза народу, то невольно припомнилось сказанное покойным Аксаковым по поводу прошлого коронования — что здесь, в Кремле, сошлись и стояли лицом друг с другом две великие силы: русский Царь и безграничнд верный ему русский народ».

Празднество в этот день завершилось изысканным традиционным обедом в Грановитой палате, стены которой еще перед коронацией Александра III были заново расписаны живописью и приобрели тот вид, какой имели при московских царях.

История Храма † Школа † Фотоальбом † Наш адрес † Библиотека † Видеозал †
Обращение † Новомученики † Новости † Обновления сайта † Карта сайта

Похожие главы из других работ:

Анализ судебной реформы Столыпина

1 ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА О ВВЕДЕНИИ СОСТЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛА В ОБРЯД ПРЕДАНИЯ СУДУ В III ГОСУДАРСТВЕНОЙ ДУМЕ

законопроект преступный служба дума Сущность законопроекта «о введении состязательного начала в обряд предания суду», который был внесён правительством в Третью Государственную думу в ноябре 1907 г. состояла в следующем. Для того…

Военная политика Древнего Египта

2. 2 Среднее царство

Экспедиции за пределы страны возобновляются лишь в правление XI династии. Прежде всего, возобновляется контроль над Хаммаматскими каменоломнями…

Діяльність масонства

2 Обряд посвячення

Кандидата в масони на початку обряду заводять у Кімнату Роздумів, пофарбовану в чорний колір, обстановка якої відповідає назві, в ній можуть бути предмети, що нагадують кандидату про тлінність буття…

Иван IV Грозный

Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться…

Иван Грозный — герой или тиран?

1.2 Венчание на Царство

В январе 1547 г., достигнув совершеннолетия, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля.

Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство…

Иван Грозный: личность и государственный деятель

1.2 Венчание на царство

13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин, К. О. Сушко, К. В. Разва, С. С…

Культура кочевого общества

§2 Погребальный обряд кочевников

Пожалуй, ни к какому другому из кочевых племен региона время не было так благосклонно, как к печенегам. Во-первых достоверные археологические памятники печенегов в Приуралье сейчас известны, а главное- территориально они располагаются там…

Лицарство в історії західної і центральної Європи

2.2 Обряд присвячення і морально-етичні норми лицарства

Річ у тому, що не кожний феодал міг бути в той же час лицарем. Лицарська гідність повідомлялася лише через особливий обряд присвячення. З другого боку не потрібно було неодмінно володіти леном, щоб стати лицарем…

Личность Ивана IV (Грозного) в истории отечества

Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В декабре 1546 года 16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своём желании жениться. Был устроен смотр невест…

Погребальные обряды древних народов

1.1 Понятие «погребальный обряд»

В археологической литературе под погребальным обрядом чаще всего понимается сумма остатков от ритуальных церемоний; овеществленные, опредмеченные конечные результаты деятельности…

Половцы

2. Погребальный обряд

Погребальный культ принадлежит к древнейшим формам религии. Несмотря на то, что способы обращения с умершим зависели, как правило, от возраста, пола и особенно от его общественного положения…

Российская история от князя Олега до Александра II

40. Как Борис Годунов утвердился во власти? Как был избран на царство Борис Годунов? Каковы были отношения Бориса Годунова к боярству?

8 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581) младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе…

Россия в XVI веке. Иван Грозный

2.2 Венчание на царство

Иван рано и много, стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь московский и всея Руси. Ивана учили грамоте, заставляя твердить часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного…

Становления самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

§1. Венчание на царство

иван грозный правление опричнина 13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться, а перед этим Макарий предложил Ивану Грозному венчаться на царство. Ряд историков (Н. И. Костомаров Костомаров Н.И….

Эволюция Российской монархии

1.3 Московское царство

Как уже было сказано выше, к середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, одним из них стало Ростово-Суздальское. В середине ХII века, усилиями в основном Юрия Долгорукого, Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины…

Венчание на царство

Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В. первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь св. веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная.

В России «первовенчанником» был Димитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на «золотом отнем столе» («Слово о полку Игореве»), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Совершенное в первый раз священное В. над Димитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм (см. это слово) и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так, при венчании на царство Иоанна Грозного митрополит возложил на него «крест от Животворящего Древа», золотую цепь и подал в руки скипетр. При венчании Бориса Годунова к указанным украшениям прибавилось «яблоко», или держава, которое вручил ему патриарх, со словами: «Сие яблоко знамение твоего царствия: яко убо яблоко сие, приим в руце свои держиши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». Наибольшую полноту греческого чиноположения представляет В. царя Федора Алексеевича. Патриарх спрашивал его: «Како веруеши и исповедуеши Отца и Сына и Св. Духа?». И царь торжественно прочитал Символ веры. Кроме вышеупомянутых знаков царского достоинства, по примеру греческих царей, на него возложена была царская одежда. После миропомазания царь был введен в алтарь Царскими вратами и там причастился, тогда как раньше царь причащался пред Царскими вратами.

К числу чисто русских особенностей, вошедших в состав древнего царского чина В. на царство, следует отнести прежде всего поучение, которое говорил представитель Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания. Особенности бытовые: 1) осыпание коронованного золотыми и серебряными деньгами (оно повторялось несколько раз и заимствовано из брачного ритуала); 2) оберегание царского пути, чтобы никто его не перешел и не оставил дурного следа, что также связывается с обычаем оберегания пути новобрачных в свадебных обрядах; 3) опоясание шитым полотенцем и 4) хождение ко гробам предков. За время от 1546 г. до начала коронования царских В. было 9: Иоанна IV, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Василия Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей. Следует еще упомянуть о царском В. Марины Мнишек, невесты Лжедимитрия I, происходившем 9 мая 1606 года, тоже в Успенском соборе, как и все прочие. Патриарх, обменявшись речью с Лжедимитрием, возложил на Марину животворящий крест, бармы и венец. Ей также пелось многолетие, и на литургии патриарх украсил ее цепью Мономаха, совершил миропомазание и причастил. Что касается чина коронования императорского, то он воспроизводит греческое церковное В. в полнейшей и законченной форме его. По примеру греческих, и русские императоры стали приобщать к священному В. и миропомазанию своих супруг. Отличие императорского коронования от царского В. состоит в том, что императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного, заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью. Императорская корона заменила древнюю шапку или венец Мономахов. С другой стороны, вследствие замены представительства церкви в едином лице патририарха представительством соборным в учреждении синода, в самом чине В. произошли некоторые перемены. Так как в частности ни один епископ, хотя бы и член синода, не соединяет в себе достоинства, соответствующего царской чести и власти, то государь восседает на троне не с первенствующим епископом, а с государыней; он сам возлагает на себя корону и сам же возносит ее на главу государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 г. над Екатериною I, супругою Петра Великого, и установленный чин коронования с тех пор остался неизменным до последнего времени. При коронованиях введен обычай выдавать участникам медали с изображением коронуемого и в память коронации.

Ср.: «Чины царских венчаний» в «Собр.

госуд. грамот и договоров», т. II и III и в VII т. «Российской Вивлиофики»; «Акты археогр. экспед.», т. II (чин венчания Василия Ивановича Шуйского); «Полное Собрание Законов», т. II, № 648 (чин венчания Федора Алексеевича) и № 931 (чин венчания Иоанна и Петра Алексеевичей), и, след. тома (под 1724, 1727, 1730, 1741, 1761, 1762, 1796, 1801, 1826, 1856, 1882 гг. — чин коронований); Успенский, «Опыт о древностях Российских» (Харьков, 1818); Китаев, «О священном венчании и помазании царей на царство» (С.-Петербург, 1847); Горский, «О священнодействии венчания и помазания царей на царство» (Москва, 1882); Е. В. Барсов, «Древние русские памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами», с введением, в «Чтен. моск. общ. ист. и древн.», 1883, № 1; Белозерская, «Царское венчание в России», в «Русской Мысли» за 1883 г., №№ 4 и 5.

В. Р.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *