Образ божий в человеке

Образ божий в человеке

Образ Бога и подобие согласно Библии

Геннадий Гумилевский

Читая многие словари, я избрал из них то, что повторяется во многих из них понятий об образе и подобии. Во всём этом наборе слов нет чёткого определения различия этих понятий. А поэтому можно запутаться, не понимая, чем же отличается образ от подобия.

Однако, при чтении Библии можно понять, что сотворённый человек хотя и имеет подобие с Богом всегда, но не всегда имеет Образ Бога. Итак:
Подобие: вид, сходство; схожесть, близость. В науке — понятие, характеризующее одинаковость формы объектов, независимо от их размеров. Подобны, например, фотоотпечатки одного негатива, сделанные в раз­ных увеличениях. Частным случаем подобия объектов является их полное совпадение — тождество.
Образ: В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений в сознании человека. Внешний вид, облик кого-л., чего-л. Подобие кого-л., чего-л.( устар. Изображение), живое, наглядное представление о ком-л., чем-л. Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности.
Понятие слова ОБРАЗ в толковых словарях слишком многогранно, а порою просто противоречиво, при его отнесении к Библии. Так значение слова Образ по Ефремовой: «Внешний вид, облик кого, чего-л. Подобие кого, чего-либо».
Необходимо также ознакомиться с толкованием стиха Быт.1:26 Лопухиным, которое утверждается и многими служителями церквей: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».

Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое- реализацию этого идеала, копию с указанного образца. Первое (по образу), рассуждает святой Григорий Нисский, мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы совершаем по произволению (по нашей воле и нашему желанию)».
Да, это ближе к истине и подтверждается сразу же следующим стихом №27,где говорится «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». То-есть образ Бога в человеке является главным по отношению к подобию. И об этом Лопухин говорит нам так: «Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке, но может иногда и отсутствовать совершенно»
Быть образом Бога- значит быть подобным Ему, но не во внешности, а в духе и в делах. Дела наши тогда становятся Божьими, когда мы исполняем волю Бога. Читаем Мат.12:50: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» И далее: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10). Когда люди исполняют волю Бога, когда мы видим их действия обусловленны заповедями Бога, то мы видим в них образ Бога.
До совершения греха Адам и Ева делали всё, что угодно было Богу и имели дух не осквернённый грехом. Духа Божьего они не имели, но дух их был нормальный человеческий, но не греховный. До совершения греха они были образом Бога, но, поступив против воли Бога совершили грех и осквернили дух свой. А поэтому они и потеряли образ Бога. Это подтверждается Библией стихами Быт. 5:1,2 о родословии Адама: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (в отличие от стиха Быт :27).
Здесь уже говорится только о подобии, а дальше говорится, что третий сын имел образ и подобие не Бога, а грешного своего отца Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт. 5:3). Только после Сифа люди «начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Образ Бога стали иметь люди искренне верующие, то-есть Дети Бога, любящие Бога и людей, а значит выполняющие волю Бога.
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:45-49). Здесь говорится, что Адам был пёрстным, не был духовным, не имел в себе Духа Божьего, но не имел в себе и духа греховного, но также как и Бог имел свой дух человеческий и имел подобие Бога по строению Своей сущности: тело, душу и дух, что всегда соответствует принадлежности человека и, в отличие от образа Бога, потерять невозможно.
Вот что говорит Библия как нам надо понимать кто имеет ОБРАЗ БОГА: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:27-30). Однако, если человек является неверующим, но делает добро, если он любит людей, то он в своих поступках по-сути делает угодное Богу, то-есть выполняет волю Бога, и при этих поступках он тоже становится образом Бога, хотя может быть и неверующим.
Другие же неверующие образом Бога быть не могут, а поэтому являются БЕЗОБРАЗНЫМИ, то-есть не имеющие образа Бога. Стремление к святости в жизни, то-есть к отделению от всего неугодного Богу есть процесс возрастания нашего подобия Богу, чтобы Его Образ всё более обретали мы. Поэтому, Гитлер, лесбиянки, бандиты, пьяницы и подобные им в мерзости своей не исполнили волю Бога, но только волю дьявола. Образом Бога они не являются. Поэтому люди и называют таких людей безобразными.
В Библии сказано о Христе как образе Бога: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». Полнота ОБРАЗА Христа Отцу Небесному нам объясняет и обозначает, что Христос есть Бог! И этим Господь отличается от Адама, который имел образ Бога до грехопадения!
Главным у Бога, у человека также, является ДУХ. У Бога-это есть Дух Божий, а у человека дух человеческий, который может иметь как Дух Божий так и греховный дух. Дух мы видеть не можем, но дух совместно с душой проявляются в действиях, в информации исходящей из тела того, с кем мы общаемся и это больше всего определяет для нас образ его. Каков дух человека- таковы его поступки. Следовательно, образ включает в себя в основном не внешнее, а внутреннее: дух и душу. Всё это понимание относится и к образу Бога в человеческом сознании, основанное на понимании Слова Бога (Библию) и практическую жизнь.
Образ кого-то (чего-то)- это не внешность, но в образ входит понятие внешности для человека при его обозрении кого-то (чего-то) и последующем хранении этого в памяти человека.

Меня спросили ранее: «А как Вы видите образ распятого Христа? Просто образ и всё, без всякого смысла?» Вот такой был мой ответ: Полностью может и не смогу объяснить, однако, постараюсь в общих чертах. Здесь нет никакой мистики. Это не картина, на которой я вижу всего Христа, в том числе и лицо Его. Это всё по-другому. Вот у каждого человека всегда присутствует образ близких людей: матери, отца, жены (мужа), детей, братьев, сестёр. Образ каждого из них есть не только фотография, но и совокупность всего в нашей памяти о них: доброта, душевность, отдельные поступки из жизни и наши совместные радости и переживания о чём-то в прошлом. Всё это вместе сливается, соединяется, образуя некоторое естественное состояние присутствия образа их в нас.
Но и без видения может возникать у человека образ кого-либо в процессе творческого мышления по полученной информации от каких- либо источников, а у верующего в Христа это сопровождается Духом Божьим. Этих верующих Христос назвал БЛАЖЕННЫМИ, которые лично не видели Его, но уверовали в Него (Иоанн 20:29). Апостол Павел называет их веру, действующей любовью, которая поселяется в их сердца отделением части Духа Божьего. Всего этого нет у людей неверующих, не было этого и у Адама и Евы при их жизни до грехопадения.
Главное в образе Бога есть Его внутренняя сущность-Его ЛЮБОВЬ, в том числе великая любовь к людям, а поэтому предлагаю всем верующим, если не всегда, то как можно чаще благодарить Бога за Его любовь к людям, к родным, в том числе и к себе самому. Апостол Павел призывал нас иметь любовь в себе не платоническую, но ДЕЙСТВУЮЩУЮ делами в жизни нашей по примеру действующей любви Христа всегда к людям и подвигом на Голгофском Кресте. Любовь Бога к людям, которая и является Светом благодатным, её-то и ощущают искренне верующие люди, которая и является неотъемлемой частью образа Бога!

Человек как образ и подобие Бога

В рамках христианской традиции сложились представления о человеке как о царе природы, венце творения:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Бытие, 1, 26).

Основная проблема христианской антропологии заключается в следующем: что в человеке от Бога, а что от природы, как соотносятся в нём божественное (духовное) и природное (животное) начала.

Первое цельное учение о человеке на основе христианских идей разработал Ориген (185 – 254). Согласно его учению, человек имеет дух, душу и тело. Дух от Бога, он не в полном смысле принадлежит человеку. Тело есть тварное, природное начало. Но источник зла не в нём. Душа есть личное эго (Я) человека, наделённое от Бога свободой выбора и различения добра и зла. Именно душа делает выбор между добром и злом. Если она следует духу, то это правильный выбор – в сторону Бога, добра и благодати. Если следует телу с его чувственными влечениями и отворачивается от духа, то это обращение к пороку и злу. Следовательно, согласно Оригену, причина зла не в Боге и не в природе, а в человеке, который злоупотребляет своей свободой, делает неправильный выбор. Такова теодицея (т. е. оправдание Бога) в вопросе происхождения и существования зла на Земле.

В трактовке Фомы Аквинского индивидуальность человека – это личностное единство души и тела; именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща; она – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность здесь имеет сущностную значимость: именно через неё душа только и может образовывать то, что есть человек. Согласно Аквинскому, телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Иными словами, думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своём слиянном единстве.

Выше уже говорилось о том, что Бог наделил человека свободой воли, способностью к различению добра и зла. Компасом здесь служит вера. Именно она, по мнению средневековых философов, всегда важнее разума. Разум, писал Августин, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истину. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни, ибо в спасении души – его высшее назначение.

Патристика (А. Августин).

Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2 – 8 вв. (т. н. отцов церкви).

Крупнейшим представителем патристики является Аврелий Августин (354 – 430).

А. Августин родился в г. Тагасте в семье римского чиновника, отец был язычником, мать – христианкой. Религиозные искания начал с манихейства. .

Потом перешёл к скептицизму, затем изучал труды Платона и его последователей. В возрасте 30-ти лет принял христианство; в 396 г. стал епископом Гиппона (г. в Северной Африке). Последний период своей жизни Августин посвятил христианской Церкви. Основные произведения: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».

Августин систематизировал христианское мировоззрение, опираясь на учения Платона и неоплатоников. Вера в божественный авторитет (Священное писание) – это основа и главный источник человеческих знаний. Понятия чисел и геометрических фигур, этические понятия – добро, справедливость и проч., нормы человеческого поведения, эстетические категории, законы логики – внеопытны, их источником, творцом является Бог. С точки зрения Августина, мышление – это отражение объектов (идей), находящихся вне сознания человека (в Боге).

Аврелий Августин открыл внутренний мир (самосознание) человека. В своей исповеди он ориентирует философию на изучение человеческой души, со всеми её противоречивыми стремлениями, волнениями и переживаниями. «Что же за тайна – человек!» – восклицает он. Намного проще «сосчитать волосины, чем страсти и душевные колебания».

Под влиянием христианской традиции Августин ввёл понятие о «стреле времени». . У Августина история имеет начало и конец. (Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества). Августин считал, что человечество образует в историческом процессе два «града»: «град земной» и «град Божий». Первый есть сообщество людей эгоистичных, злобных, алчных. Эти люди на Земле предстают повелителями. Но они обречены на вечное проклятие Бога. Второй «град», меньший, – это люди добродетельные и боголюбивые. Они выглядят странниками, скитальцами в этом мире, однако будут спасены и получат жизнь вечную. Своё сочинение «О граде Божьем» Августин начал писать, находясь под впечатлением разгрома Рима варварами в 410 г. Августин увидел в этом событии наказание Риму за преследования первых христиан. Смысл истории заключается в том, чтобы извлечь уроки из прошлого и построить «град Божий » на земле.

Поиск Лекций

Образ и подобие Божие в человеке

Античные философы называли человека “микрокосм”, то есть малый мир. Свв. отцы были согласны с таким наименованием, свт. Григорий Нисский писал, что человек — это

“некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная”, который “объемлет собою всякий род жизни”120.

В то же время у свв. отцов отношение к наименованию “микрокосм” было отличным от того, какое имело место в античности. Для языческих мудрецов это — гордое наименование, выражающее величие человека, тогда как у отцов Церкви встречается откровенно ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает:

“Говорили: человек есть микрокосм… но этим именем воздавая такую хвалу человеческой природе, не заметили, что почтили человека свойствами комара и мышей”121.

Для свв. отцов величие человека заключается не в том, что роднит его с космосом, а в том, что, напротив, выделяет его из мира природы. Выделяет же человека образ его сотворения и существования: по образу Божию.

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…” (Быт. 1, 27).

В Священном Писании понятие “образ Божий” не раскрывается, а в святоотеческой литературе содержится широкий спектр мнений по этому вопросу. Впрочем, все свв. отцы сходятся в том, что образ Божий состоит в способности человека отражать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую — душу (Климент Александрийский, свт. Григорий Нисский, блж. Августин). Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное (Климент Александрийский, блж. Августин). Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие (преп. Максим Исповедник, блж. Августин). Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной (свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Нисский)122.

Однако свв. отцы, признавая, что человек сотворен по образу Божию, не считают возможным дать образу Божию формальное определение. Свт. Епифаний Кипрский (†402) пишет:

“Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет”123.

Более того, многие отцы Церкви (сщмч. Ириней Лионский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама) полагают, что не только душа, но и человеческое тело участвует в сообразности Богу124. Современная православная антропология, опираясь на святоотеческое учение, приходит к выводу, что образ Божий

“не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом”125.

Свт. Филарет Московский, говоря, что человек отражает совершенства Творца не так, как прочие творения, отмечает, что

“вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы “задняя Божия”, но образ лица Божия находится только в человеке”126.

В отличие от всех прочих тварей, человек не только причастен Божеству, но способен свободно участвовать в Божественных совершенствах, предстоять Богу лицом к лицу. Но предстоять может не что, а кто, то есть личность. Таким образом, можно сказать, что собственно богообразность человека заключена не в естестве человека, радикально отличном от нетварной Божественной природы, а в способе его существования, который и у Бога, и у человека — личностный. Следовательно, образ Божий в человеке состоит, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо, и в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога. Таким образом, современное православное богословие делает различие между собственно образом Божиим, являющимся характеристикой способа существования природы, и чертами образа Божия, то есть теми свойствами человеческого естества, в которых конкретно проявляется богообразность127.

Большинство свв. отцов и современных богословов проводят различие между понятиями “образа Божия” и “подобия Божия”. Это различие устанавливается на основании Быт. 1, 26–27: волеизъявление Божие о сотворении человека содержит оба элемента — и образ, и подобие, тогда как сотворение только один — образ.

Образ и подобие теснейшим образом связаны между собой и не могут быть понимаемы в отрыве один от другого. Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах, а подобие — проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Можно сказать, что образ и подобие — два аспекта двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку изначально дано, подобие же есть некоторая заданность, задача, которую человек должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, являются существенными свойствами человеческой природы, в то время как черты подобия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Черты образа суть свойства природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца, например разумность, дар слова и тому подобное Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достичь богоподобия, приобретая, например, благость и мудрость, которые являются уже чертами не образа, а подобия. Чертами образа Божия обладают практически все люди, тогда как черты подобия раскрывают далеко не все. Тем не менее возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие есть раскрытие богообразности в жизни человека. Это делает возможной взаимозаменяемость терминов “образ” и “подобие” в Священном Писании и у некоторых свв.

отцов без ущерба для смысла128.

Необходимо отметить, что сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. В силу различных причин те или иные черты образа Божия, например разумность, у некоторых людей могут не проявляться, тем не менее, невозможно отрицать за этими людьми человеческого достоинства, поскольку они также могут быть причастниками Божественной жизни. Конституирующим принципом человека как личности является не та или иная характеристика его природы, но обращенная к нему любовь Божия129. Именно дыхание Божие, Божественная любовь, присутствующая в человеке, делает его богообразным существом, личностью.

Назначение человека

“Пространный Катихизис” говорит, что Бог создал человека, “чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал”130. Блаженство возможно для человека через соединение с Богом, Который по природе благ. Путь к этому соединению предполагает со стороны человека:

а) любовь к Богу, внешним выражением которой является соблюдение заповедей Божиих:

“Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим” (Ин. 14, 21).

б) прославление Бога, причем не только словом, но и делом:

“… прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” (1 Кор. 6, 20).

Из этих слов апостола следует, что прославление Бога должно включать в себя как особый строй внутренней жизни (“в душах”), так и соответствующее внешнее поведение (“в телах”).

Предопределение Божие

В “Пространном Катихизисе” сказано, что

“изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству… именуется предопределением Божиим”.

Далее говорится, что

“предопределение Божие о блаженстве человека… пребывает неизменным. Потому что Бог, по предвидению и бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа”131.

Ап. Павел говорит, что Бог “избрал нас в Нем(во Христе. — О. Д.) прежде создания мира” (Еф. 1, 4).

Следует различать “предопределение Божие в отношении к человекам вообще и к каждому порознь”.

Предопределение в отношении всего человеческого рода безусловно:

“Бог предопределил всем человекам даровать и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства”132.

“От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия”(2 Пт. 1, 3).

Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента:

а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения;

б) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами.

Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием.

“Бог все предвидит, но не все предопределяет”133, —

говорит св. Иоанн Дамаскин. Человек также способен в определенной степени предвидеть события будущего, но человек находится в потоке времени, тогда как Бог пребывает в вечности, будущее для Него не существует, для Него все — настоящее. Поэтому

“Бог не предвидит наши будущие поступки, подобно человеку, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем. При этом наша свобода страждет так же мало, как и свобода наших ближних, когда мы бываем свидетелями их поступков. Наши действия не зависят от предведения Божия. Напротив, Бог потому их предвидит или видит, что мы сами совершаем их по своей воле. К тому же Он предвидит не только наши действия, но и их причину — нашу свободу. Бог предвидит, что мы совершим вместо них другие действия, которые Он также предвидит. Причем наш выбор будет зависеть исключительно от нашего произвола. Таким образом, предведение Божие не стесняет свободной деятельности человека”134.

Поскольку в тварном мире невозможно найти ни одной удовлетворительной аналогии, которая позволила бы наглядно представить, каким образом совершенное предведение Божие сочетается с человеческой свободой, в истории религиозной мысли неоднократно возникали ложные учения о предопределении. Древние гностики и манихеи, некоторые деятели Реформации (Ж. Кальвин) учили о безусловном предопределении людей либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Это значит, что спасение и осуждение совершается без всякого участия самого человека, вне зависимости от направленности его воли135. Такой фаталистический взгляд чужд Священному Писанию и учению Православной Церкви. Ап. Павел говорит, что Бог

“хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”(1 Тим. 2, 4).

Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели, но только к спасению. В “Послании Восточных Патриархов” сказано, что Бог не мог

“одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу <…> Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил”136.

Рекомендуемые страницы:


Поиск Лекций

Особенности образа Божия в человеке

Чтобы приблизиться к уяснению понятия «образ Божий», свт. Григорий Нисский предлагает пример с зеркалом: Зеркало, когда устроено искусно и сообразно с потребностью, тогда на чистой своей поверхности в точности показывает черты видимого в нем лица; то же произошло и с душою; приготовив себя сообразно с потребностью и отринув от себя всякую вещественную скверну, она отразила в себе чистый Образ ничем не поврежденной Красоты.

1. Каждого человека можно уподобить духовному зеркалу, в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий.

2. Образ этот принадлежит Богу, так как это Его «отражение» (как и мы, смотрясь в зеркало, говорим: «это я»). В то же время отображение Бога в человеке принадлежит и человеку, ибо именно человек есть носитель образа Божия. То есть образ Божий имеет двойную принадлежность.

3. Отражаясь в человеке, Бог не утрачивает чего-либо в Своей природе и не приобретает: несмотря на то что людей необозримое множество, отражаясь в них, Бог остается неизменным.

4. Отражение Бога в человеке не устраняет его тварности, не изменяет онтологический статус человеческой природы, то есть она всегда остается человеческой даже при восхождении на высшие ступени святости. Образ Божий – реальное явление, но он не есть часть природы человека – это ни дух, ни душа, ни тело, но высочайший божественный дар.

5. В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, в силу уникальных свойств каждой личности. Образ Божий является онтологическим основанием человеческой личности, поэтому развитие личности при игнорировании богообразности человека приводит к ее повреждению.

Итак, образ Божий – это богодарованное начало в человеке, которое не определимо в тварных категориях, поскольку ниспослано каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога.

1. Образ Божий в человеке позволяет преодолеть пропасть трансцендентности между Творцом и творением, ибо именно по причине своей изначальной богообразности люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. (ср. «Бездна бездну призывает» (Пс.41)

2. Образ Божий является онтологическим основанием для общения человека с другими личностями: Богом, Ангелами и людьми.

3. Образ Божий является сущностной характеристикой человека и отличает его от всех иных созданий в чувственном мире.

4. Образ Божий, реализовавшись в каждом конкретном человеке при рождении, далее уже неуничтожим. Он не может быть устранен личным грехом или «похищен» смертью. Свою богообразность человек не утрачивает и после смерти, и даже в аду: Самое существо души нашей – образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом!..

Образ Божий является внутренним духовно-положительным полюсом в жизни человека, указывающим на Первообраз и возводящим к Нему. При чистоте образа Божия человек становится удобопреклонным к добру.

6. Энергийный аспект: образ Божий определяет способ существования человека, позволяющий ему участвовать в божественной жизни; он не является формальным атрибутом человеческого существования, но имеет внутреннюю благодатную преображающую силу. Он воздействует на человека, формирует его и призывает ко благу (например, через голос совести). Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают; не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15).

7. Сила образа Божия может быть значительно ослаблена греховной безобразной жизнью и, наоборот, воссоздана через Крещение, покаяние и доброделание.

8. Наличие образа Божия усматривается в божественных качествах или высших проявлениях человека. Они именуются чертами (проявлениями) образа Божия. Однако эти черты и сам образ Божий – не одно и то же, подобно тому как свет и тепло есть проявления (качества) солнца, но сами по себе солнцем не являются. Черты эти обнаруживаются в человеке настолько, насколько он живет в соответствии с волей Божией.

9. Человек, живущий в соответствии с образом Божиим, преображается и совершенствуется; этот процесс именуется достижением ПОДОБИЯ БОЖИЯ.

10. Образ Божий, запредельный для телесных чувств, слова и разума, можно «увидеть» в другом человеке посредством христианской любви. Любовь к человеку в истинном, евангельском смысле есть стремление к самому ценному в нем – к образу Божию, поэтому любовь к Богу и к ближнему – по сути два проявления единого стремления к Богу. В себе же самом человек может узреть образ Божий через покаяние.

11. Как отражение в зеркале не есть часть природы зеркала, так и образ Божий – не часть человеческой природы, но неотъемлемое свойство человека. Образ Божий не заключен в какой-либо части человеческого естества, но принадлежит всему человеку в целом: Не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке… Надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке.

12. В каждом человеке образ Божий реализуется неповторимо по причине уникальности человеческих личностей.

…Поскольку все люди имеют образ Божий, то каждый человек достоин почтения вне зависимости от личных и нравственных качеств. «Когда вы видите брата или сестру, вы видите Бога», – говорит Климент Александрийский. Другой аскет – св. Нил Синайский – учит: «После Бога мы должны почитать каждого человека как Самого Бога».

…Именно в стяжании подобия Божия через обожение и состоит призвание человека: Ты обладаешь тем, что по образу, будучи существом разумным; по подобию же становишься, стяжевая благость, – говорит свт. Василий Великий. – Каким же образом мы достигаем того, что по подобию? Через Евангелие. Отсюда проистекает важное определение сути христианства: Что такое христианство? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой.

…Усыновление Богу достигается через любовь, что одновременно именуется и богоуподоблением. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут, по действию своему она есть упоение души. Любовь – высшая радость для человека, поэтому для христианина достижение совершенства означает достижение блаженства любви. Вместе с тем любовь – это и самая крепкая связь, которая только возможна между разумными существами: Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу. Поэтому в будущем Царстве Небесном любовь соединит богоподобное человечество вечными нерушимыми узами.

Стремление к богосыновству есть одновременно и стремление к обожению. Любовь, бесстрастие и сыноположение, – говорит прп. Иоанн Лествичник, – различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах. Другими словами, обожение и усыновление Богу (богосыновство) – это понятия, которые характеризуют единый духовный процесс – уподобление человека Богу. Различие этих понятий лишь в том, что обожение характеризует уподобление Богу в природном аспекте, а богосыновство – в личностном. Однако в духовной жизни первичным является именно личностный аспект. Сначала человек как личность обращается к Богу, вступает с Ним в общение, а затем уже его природа обоживается, но не наоборот. Обожение без добровольного личного соизволения невозможно.

В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.

Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.

Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.

Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.

Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость.

Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.

Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.

Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.

Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *