Об укреплении начал веротерпимости

Об укреплении начал веротерпимости

§ 10. Указ о веротерпимости 1905 г. и его ближайшие последствия. Официальное оформление русской католической Церкви

17 апреля 1905 г., под влиянием развития демократического процесса в Российской империи в царствование Николая II (1894-1917), царское правительство издало указ о веротерпимости.

Документ этот, хотя и сохранял прежние привилегии православной Церкви, но разрешал православным менять свое вероисповедание.

Вот некоторые важнейшие статьи этого указа, имеющие отношение к католикам, взятые из «Всеобщий истории католической Церкви» Гергенрётера, в переводе с польского языка:

1) Считать, что отпадение от православной религии в другую христианскую религию или учение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой никаких вредных последствий относительно личных и гражданских прав, причем лицо, достигшее совершеннолетия и отпадшее от православия, признается принадлежащим к тому исповеданию или учению, какое оно само себе выбрало .

2) Признать, что при переходе одного из супругов, исповедующих данную христианскую религию, в другую религию, все малолетние дети остаются в прежней религии, исповедуемой другим супругом. При таким же переходе обоих супругов, дети до 14 лет зачисляются в религию родителей, дети же, достигшие этого возраста, остаются при прежней религии .

З) Данное установление дополнить следующим: лица, причисленные к православным, но в действительности исповедующие христианскую религию, к которой принадлежали до причисления к православию сами или их предки, по их желанию исключаются из числа православных .

4) Разрешить христианам любого исповедания, берущим на воспитание неокрещенных подкидышей и детей неустановленных родителей, окрестить по их обряду своей религии .

Пользуясь этим указом, насильственно переведенные в православие католики-униаты, не имея в Российской империи своей свободно действующей Церкви, стали целыми деревнями принимать латинский обряд католической Церкви. Так, на территории бывшей Холмской епархии в 1905 г. перешло в латинский обряд около 150 000 человек, а в других местах империи — 40 000 человек. В связи с этим царское правительство, для затруднения перехода населения в католичество, издало ряд разъяснений к указу в веротерпимости, но переход в католичество не прекращался, хотя и уменьшился .

В связи с указом о веротерпимости в России значительно окрепли надежды на воссоединение католической и православной Церквей. С целью сближения католиков с православными, для пропаганды воссоединения Церквей и обмена мнениями по этому вопросу всех работающих в этом направлении в 1908, 1909, 1911 гг. созываются общеславянские конгрессы в Моравии, в городе Велеграде .

Декретом Папы от 22 июня 1907 г. русский язык признан в католической Церкви вторым церковным языком .

Оживилась деятельность за воссоединение Церквей и в русском обществе, в среде интеллигенции, православного духовенства и дворянства. Как сообщает Э. Винтер (, стр. 447) в 1906 г. в Петербурге вступили в доминиканский орден (в его монашеские и светские отделы) около 6000 человек.

Среди русских католиков этого времени нужно назвать князя Белосельского, о. С. Веригина, о. И. Сторожева, о. А. Зерчанинова, о. Сусалева, о. И. Дейбнера, о. В. Абрикосова, о. А. Евреинов, о. А. Сипягина.

В Москве вокруг C. Соловьева (племянника умершего В. Соловьева) собралась группа людей, поставившая своей целью повернуть православную Церковь на путь воссоединения с Апостольской столицей . Кандидаты в священники уезжали во Львов к митрополиту украинской католической Церкви Шептицкому, который принимал у них исповедание католической веры.

За воссоединение Церквей в 1907 г. выступило «Братство по прославлению Креста», основанное Н. Н. Неплюевым .

В 1911 г. председатель Совета Министров Столыпин дает согласие на создание русской католической Церкви и ее экзархата. В Петербурге и Москве создаются общины этой Церкви, открываются ее храмы, где обряд и язык богослужения те же, что и православной Церкви, но учение католическое.

Генеральным викарием русских католиков становится священник А. Зерчанинов, подчиненный митрополиту католической Церкви византийско-славянского обряда А. Шептицкому, который в 1908 г. в деле воссоединения Церквей получил от Папы Пия Х большие полномочия и специально тайно ездил в Россию для организации экзархата русской католической Церкви .

В 1906 г. А. Зерчанинов основал в Петербурге русскую католическую Церковь .

Появилась на русском языке и католическая печать — ежемесячники «Вера и жизнь» (1908-1912 гг.) и «Слово истины» .

Начавшееся движение за воссоединение Церквей в России, к сожалению, было приостановлено 1 Мировой войной 1914-1917 г. Было отменено разрешение на создание русской католической Церкви, прекращено издательство католических журналов «Вера и жизнь» и «Слово истины» .

После свержения монархии в России и образования Временного правительства снова оживляется деятельность русских католиков.

Митрополит Шептицкий после захвата русскими войсками в 1916 г. Галиции был вывезен вначале в город Курск, а затем в город Суздаль и помещен в Спасо-Евфимьевском монастыре. После февральской революции 1917 г. он получил разрешение покинуть Россию, но не воспользовался этим, а приступил к организации русской и украинских католических Церквей в России.

В Петрограде были собраны представители русской католической Церкви и с 29 по 31 мая 1917 г.

под председательством А. Шептицкого состоялся ее синод. 8 августа 1917 г. Временное правительство дало этой Церкви право на легальное существование. Состоявшийся синод избрал священника Леонида Федорова экзархом русской католической Церкви и утвердил ее церковный устав из 68 пунктов. 1 марта 1921 г. Апостольская столица утвердила Л. Федорова экзархом русской католической Церкви .

Главная » Подвиги в наследство » Указ Николая II о веротерпимости

17 апреля 1905 года русский царь подписал документ, не имеющий аналогов в иных конфессиях, кроме Православия

Указ «Об укреплении начал веротерпимости» имеет огромное духовное значение для разных конфессий России и сегодня. Мы имеем возможность его опубликовать.

«В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:

Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.

Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.

Страницы: 1 2 «

Аббасов Алтай. Финляндия

Манифест Николая Второго oт 26 февраля 1903 г.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.

Об’являем всем верным нашим подданным:

Изволением промысла божия, вступив на прародительский престол, мы приняли священный обет пред лицом всевышнего и совестью нашею свято блюсти вековые устои Державы Российской и посвятить жизнь нашу служению возлюбленному отечеству.

В неусыпных заботах о подданных наших, мы обрели пути к осуществлению народного блага в разуме приснопамятных дел державных наших предшественников и, прежде всего, незабвенного родителя нашего.

Богу всемогущему угодно было, в неисповедимых путях своих, прервать преждевременною кончиною державные труды возлюбленного родителя нашего и тем возложить на нас священный долг довершить начатое им дело укрепления порядка и правды в Русской Земле в соответствии с возникающими потребностями народной жизни.

К глубокому прискорбию нашему, смута, посеянная отчасти замыслами, враждебными государственному порядку, отчасти увлечением началами, чуждыми русской жизни, препятствует общей работе по улучшению народного благосостояния. Смута эта, волнуя умы, отвлекает их от производительного труда и нередко приводит к гибели молодые силы, дорогие нашему сердцу и необходимые их семьям и родине.

Требуя от всех исполнителей нашей воли, как высших, так низших, твёрдого противодействия всякому нарушению правильного течения народной жизни и уповая на честное исполнение всем и каждым их служебного и общественного долга, мы, с непреклонною решимостью незамедлительно удовлетворить назревшим нуждам государственным, признали за благо:

Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая Православную церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной.
Продолжать деятельное проведение в жизнь мероприятий, направленных к улучшению имущественного положения православного сельского духовенства, усугубляя плодотворное участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы.

В соответствии с предлежащими задачами по упрочению народного хозяйства, направить деятельность государственных кредитных учреждений, особливо дворянского и крестьянского поземельных банков, к вящему укреплению и развитию благосостояния основных устоев русской сельской жизни — поместного дворянства и крестьянства.

Император Николай Александрович

Предначертанные нами труды по пересмотру законодательства о сельском состоянии, по их первоначальном выполнении в указанном нами порядке, передать на места для дальнейшей их разработки и согласования с местными особенностями в губернских совещаниях, при ближайшем участии достойнейших деятелей, доверием общественным облеченных. В основу сих трудов положить неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения, изыскав одновременно способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины.

Принять безотлагательно меры к отмене стеснительной для крестьян круговой поруки.
Преобразовать губернское и уездное управление, для усиления способов непосредственного удовлетворения многообразных нужд земской жизни трудами местных людей, руководимых сильной и закономерной властью, пред нами строго ответственною.

Поставить задачею дальнейшего упорядочения местного быта сближение общественного управления с деятельностью приходских попечительств при православных церквах там, где это представится возможным.

Призывая всех наших верноподданных содействовать нам к утверждению в семье, в школе и общественной жизни нравственных начал, при которых под сенью самодержавной власти только и могут развиваться народное благосостояние и уверенность каждого в прочности его прав, мы повелеваем нашим министрам и главноуправляющим отдельными частями, к ведомству коих сие относится, представить нам соображения о порядке исполнения предначертаний наших.

Господь вседержитель да ниспошлёт благословение на царственный труд наш и да поможет он нам, при тесном единении всех верных сынов отечества, исполнить наши помышления об усовершенствовании государственного порядка установлением прочного строя местной жизни, как главного условия преуспеяния державы нашей на твёрдых основах веры, закона и власти.

Дан в С.-Петербурге в 26-й день февраля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот третье, царствования же нашего в девятое.
На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано:
НИКОЛАЙ.

<«Русская Мысль», — Ежемес.лит.-полит.издание.

Год двадцать четвертый. Книга III, стр.205. Москва 1903>

Банк Банк Центральный (Банк России) Блага Бог Великий князь Вера Власть Власть государственная Государство Губерния Дворянство Деятельность Закон Земский начальник Император Империя Календарная обрядность восточных славян Князь Кредит (заём, ссуда) Крестьяне Личность Манифест Министерство Народность Нижние чины Община Общество Община соседская Политика Поместье Попечительство Православие Производство Речь Посполитая Род Россия Русь Самодержавие Санкт-Петербург Смута Труд Уезд Участие политическое Финляндия Церковь Царь Чиновник Николай II 26 ФВ 1903

В постоянном, по законам предков, общении со Святою Православной Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему желанию укрепить начертанные в Основных законах империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковой подтвердить.
Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порожденной благодатию Господней, поучением, кротостию и добрыми примерами, Мы, в соответствии с этим решением Нашим, повелеваем:
1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.
2. Признать, что при переходе из одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое исповедание, все, не достигшие совершеннолетия дети, остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.
3. Установить, в дополнение к сим правилам (пп.1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, в которой до присоединения к православию принадлежали сами они или их предки, надлежат по желанию их исключению из числа православных.
4. Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.
5. Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскола», разделив их на три группы: а) старообрядческое согласие, б) сектантство и в) последователи изуверских учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
6. Признать, что постановление закона, дарующее право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков, учиненное же из религиозных побуждений нарушение законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
7. Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
8. Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно также, как и разрешение ремонта их и закрытия, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
9. Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименования «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждению их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, прежним при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащего им среди духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
10. Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб, как в частных молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п. 9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.
11. Уравнять в правах старообрядцев и сектантов в отношении заключения ими с православными смешанных браков.
12. Распечатать все молитвенные дома, закрытые, как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет министров до высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие которых вызвано собственно неисполнением Устава строительного.
13. Установить в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовного начальства надлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава строительного. Изъятие из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке.
14. Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам надлежащего исповедания и только при отсутствии их светским учителям того же исповедания.
15. Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанского исповедания.
16. Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками.
17. Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 декабря минувшего года.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е.Т. 25, № 26125

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *