Ныне отпущаеши раба

Ныне отпущаеши раба

Мы с вами в день Сретения Господня по милости Божией в большинстве своем удостоились неизреченного дара, приобщились святых Животворящих, бессмертных Христовых Тайн и имеем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа в недрах нашего сердца. Сегодня каждый из нас Симеон Богоприимец. Тот принял Христа на руки, мы приняли Христа в самою душу. Вот почему сегодня каждый из нас сможет вместе с благодатным Симеоном воскликнуть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Тот сказал эти слова, потому что приблизился конец его земного бытия, должно было развязаться скрепам, соединяющим душу с телом, должно отойти ему было в путь всея земли, приложиться к отцам. Мы говорим сегодня: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», — и тем самым свидетельствуем, что Господь Бог дарует нам отпущение наших грехов, тех уз и скреп, которые препятствуют нашей душе приступить к Господу так, как Он сего хочет, поклоняться Ему в духе и истине.

Действительно, если с глубоким сердечным покаянием, самоосуждением, исповеданием Христа, с верою в прощение мы приступили к таинству Церковному, Господь не может не исполнить сегодня то обетование, которое мы слышали в Его Божественном призыве: «приимите, ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов».

Вот почему в сегодняшний день особым смыслом будем в тайне души, братья и сестры, повторять эти многознаменательные, всерадостные и всеобновляющие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Ибо Господь Самим Собою, присущей Ему Божественной силой вносит дивное изменение в сердце кающегося причастника. Кто был унылым, пусть получит отпущение печали, обретет бодрость и радость. Кто был невоздержанным, чревоугодником, винопийцей, пусть угодит Богу воздержанием во славу Господа. Кто гордился, обуревался тщеславием — пусть просияет смирением, укрепит себя самоукорением, а главное: воздаст подобающую славу Богу Дивному во святых Своих. Кто был нечист в мыслях и желаниях — пусть уцеломудрится, ибо ныне отпущает нам грехи наши Всемилостивый Владыко.

«Отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему с миром», — Божественный мир, превосходящий всякое разумение о нем, опочил в сердце ветхозаветного старца Симеона, когда он ощутил на руках своих, заключил в объятии свои Того, Кто есть мир, примиряющий в Себе небо и землю, мир упраздняющий всякую тяжбу, водворяющий согласие между душою и телом, духом и плотию, между видимым и невидимым составом человеческого естества. Действительно, мир наш — Христос, опочивает ныне в сердце нашем.

Позаботимся о том, чтобы не возмутить этот мир ни единым прилогом тревоги, страха, а особенно раздражительностью, гневом. Но сохраним сегодня благодатный мир, спокойствие, кротость, тишину, дабы Христу Спасителю не противно было находиться в нас, но предоставим Ему наше сердце как царские палаты, дабы Он, опочив в нашей душе, явил Себя живым и действующим в сердце каждого христианина.

«Яко видеста очи мои спасение Твое», — вместе со святым Симеоном вперим очи наши внутрь самих себя. Была бы только внимательность, бдительность, трезвение. И будем созерцать спасение наше, Спасителя нашего, невидимо нам соприсущего. Как это созерцать Спасителя, когда Он невидим? Что значит видеть невидимого Бога? Это значит соединить все силы души вкупе — разум, чувства, желания – так, чтобы душа в этих трех чувствах сосложившись, устремлена была к невидимому Богу. И тот, кто имеет такое устремление, внутреннюю обращенность к Иисусу Христу, ощущает и осознает в себе таинственную теплоту, не кровяную, но духовную, которая делает весьма легким и простым дело всегдашнего молитвенного пред Богом стояния.

Тот зрит Христа в сердце своем, кто более живет невидимым, чем земным. Тот видит пред собою спасение свое, кто помышляет, удивляется: «Как это Бог вечный, вездесущий, всеслышащий, всямогущий, как это Бог, Который неистощимая благость, мир, святость соприсутствует нам, таинственно пребывает в нас, а мы в нем?» И тот, повторяем, кто ум свой и чувства держит сосредоточенными в Бозе (а признаком этой сосредоточенности служит молитва к Богу), вот такой и оказывается видящим невидимого Бога. Вместе со святым Симеоном зрит Спасителя своего, Который есть «Свет во откровение языков и слава людей Израиля».

Подлинно Бог есть свет, Который просвещает мысли и помыслы человека. Тот, кто отчасти принял этого света, оказывается способным различать добро и зло. Тот, кто имеет этот невидимый миру свет, вовремя сумеет различить всякий вражий прилог, всякую вражию злую мысль, всякое недоброе чувство, которое крадучись подползает или подходит к нашему сердцу, с тем чтобы, привлекши внимание ума, пленить сердечные чувства и таким образом вовлечь душу во зло.

«Свет во откровение языков» — есть Иисус Христос, помогающий нам вовремя изобличить всякое внутреннее зло. И с помощью усердной молитвы, сопротивления внутреннего, изгнать из пределов души всякого чуждопосетителя, то есть, все то, что мерзко, ненавистно и не угодно Богу.

«Слава людей Израиля» — Господь наш Иисус Христос. Эта слава таинственно осеняет всякого, кто причастился со смиренным, кающимся и добрым сердцем. Эта слава отзывается в душе не только миром, покоем, кротостью и тишиной, но и каким-то необыкновенным веселием, радостью, о которой возвещает тропарь Сретения: «Веселися и ты, старче Симеоне…» Где располагается радость, она связывает собою чувства сердца человека. Ощущая мир в совести, сознавая милость Божию на себе, душа неизреченно радуется, чувствуя в себе необыкновенную легкость, гармонию, устремленность ко всему хорошему. Неудобосклона душа ни к чему мирскому, подлому, лукавому, злому, она, душа, переживает благодатную детскость, исповедуя, что Господь обновил все ее способности и силы. Вот эта внутренняя радость, присущая истинным христианам, есть свидетельство славы Божией, почивающий на человеке, облагодатствованной таинствами покаянием, причащением, соборной церковной молитвой.

Позаботимся, братья и сестры, о том, чтобы эту святую, ни с чем несравнимую радость, не растерять, не разменять, не променять на сомнительные мирские радости и утехи. Что, к сожалению, слишком быстро и слишком со многими случается.

Как удержать, как умножить эту радость? Очевидно, нужно уподобиться сегодня Богу, Который излил на нас Свои благодатные дары. Всего Себя истощил Господь, дабы напитать, насытить и просветить наши души. Также должен поступать и всякий христианин, приявший милость Божию. Ко всякому человеку отнесись сегодня со вниманием. Не осуди того, кто сам себя осуждает. Не презри никого из нуждающихся в помощи. Всякому посочувствуй, даже если не можешь помочь словом или делом, за всякого помолись, каждому обрати светлый лик свой, всякого приветствуй, у всякого испроси прощения, даже если ты не согрешил пред ним, всякого назови братом и сестрою о Христе Иисусе, всякого почти как члена единой с тобою Церкви, глава Которой Господь Иисус Христос.

Итак, если мы желаем сохранить эту молитвенную радость, мы должны сегодня от сердца послужить, потрудиться в служении нашим ближним, дабы ни для кого наше сердце не было затворено, но для всех открыто.

Вот в этом-то подвиге добротворения и милования и заключается собственно служение Господу причастника Божией благодати. Если мы будем внимательны, усердны в этом простом деле, то к вечеру умножит, усугубит Господь дарованную нам благодать. И отходя ко сну, мы почувствуем, что душа наша бодрствует, не хочет смыкать очи и все повторяет вместе со святым Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи Твои спасение мое, свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля».

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко

Мы уже коснулись кратко порядка чтения библейских книг за богослужением (см.

«Воскресение» №12, 2004 и №1, 2005). Для удобства чтения библейские книги соединены в три сборника: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти чтения на каждой церковной службе меняются или чередуются в известном порядке. Но наш рассказ был бы неполон без упоминания о таких текстах Священного Писания, которые настолько глубоко вошли в состав православного богослужения, что совершенно слились с ним, стали неизменной его частью. Ведь Библия состоит не только из нравоучений, притч и исторических повествований, в ней имеются молитвы и хвалебные песни к Богу. Среди них есть такие, которые уже употреблялись на ветхозаветном богослужении в Иерусалимском храме и синагогах, и такие, которые находятся в книгах Нового Завета, ставшие уже отличительной чертой богослужения христианского. Действительно, невозможно представить себе наше богослужение без «Отче наш» (Мф.6,9-13) или «Богородице, Дево, радуйся» (ср. Лк. 1,42). То же можно сказать и о вдохновенной библейской молитве св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

В сороковой день после Рождества Христова, 2 февраля по церковному календарю и 15 февраля по гражданскому, совершается праздник Сретения Господня. Главное содержание этого церковного праздника – воспоминание встречи св. Симеона, благочестивого старца, с Младенцем Христом и Его Присноблаженной Материю, Девой Марией. От этой встречи происходит и само название торжества – «Сретение», что значит «Встреча». В Евангелии от Луки, где находится описание этого события, приводится замечательная благодарственная молитва св. Симеона по случаю его встречи со Спасителем мира. По-славянски она звучит так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2,29-32). Праведный Симеон узнал в Младенце Христе обещанного Богом Избавителя по той причине, что, замечает евангелист, имел он в себе Духа Божия. За свою благочестивую жизнь он сподобился откровения, что не умрет пока своими глазами не увидит Христа. Эти обстоятельства объясняют нам его благодарственную молитву. «Теперь Ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил, свет для просвещения язычников и славу народа израильского».

Начиная с III в. от Рождества Христова, эта молитва упоминается в составе вечернего христианского богослужения. В VII в. в последовании Вечерни палестинских монастырей (как читаем в известиях о св. Ниле Синайском) уже находим «Ныне отпущаеши» на привычном для нас месте вечерней службы: между стихирами и «Святый Боже». В одной рукописной Псалтири 862 г. молитва св. Симеона причисляется к другим библейским песням, таким как песнь Моисея (Исх. 15,1-19), Ионы (Иона 2,3-10) и проч. Последнее объясняет нам почему в древности «Ныне отпущаеши» читалось предстоятелем (епископом, священником, возглавляющим службу), а следующее за ним Трисвятое по Отче наш произносилось чтецом. Ведь библейские песни имеют характер пророческий, в связи с чем молитва прав. Симеона имеет особенную важность: это свидетельство о Спасителе, свидетельство, прозвучавшее еще прежде времени св. Иоанна Крестителя.

Вечернее богослужение, приготавливающее христиан к мирному отходу ко сну, не случайно содержит в себе молитву «Ныне отпущаеши». Молитва св. Симеона Богоприимца, который томился долгим ожиданием увидеть Спасителя и преклонными летами, – это молитва радостного и умиротворенного сердца, приобретающего вечный покой. И мы вместе с этим благочестивым старцем дерзаем говорить о своей встрече со Христом, приводя в особенности на память общение с Ним в таинствах, во Святом Причащении на литургии и других. Просим и для себя такого же мирного настроения, а за порогом смерти и вечного покоя, которого сподобился блаженный Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Молитва св. Симеона Богоприимца

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице…Отче наш…

à (если лития): на Отче нашдля священника вынести кадило … 2-й алтарник открывает ЦВ, включает свет. Когда 1 алтарник — на ОТЧЕ НАШ открыть царские врата, включить свет и сразу идти с кадилом к нему (будет каждение литийного столика на тропарях).

à (нет литии):на Отче нашвключить свет (***выключатели южные:1 и 2-й слева, северные:1-й слева вверху).

Иерей: Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Тропарь праздника (Трижды).

Если бдение под воскресенье: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших(Трижды).

Если в воскресенье есть празднуемый святой, то: Богородице, Дево… (дважды) и тропарь святому.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено от ныне и до века(Трижды).

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаща и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Иерей: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

До шестопсалмия подать кадило (если служба начинается с утрени).

Закрываются царские врата, в храме выключается свет, чтец или алтарник читает шестопсалмие.

В праздники: во время шестопсалмия нарезанные уже (для раздаяния на помазании) к этому времени хлебцы, поливаются вином.

УТРЕНЯ

Шестопсалмие

Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды)

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.(Дважды. )

Псалом 3

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Аз уснух, и спах; востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 37

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущии злая мне глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышан, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонмй в помощь мою, Господи спасения моего.

Псалом 62

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.

Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды).

Слава, и ныне:

Псалом 87

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему, яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь, яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе, предан бых и не исхождах.

Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи; весь день, воздех к Тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя, обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему.

Псалом 102

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят восходы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа.

На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах: скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею: изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.

Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды).

Слава, и ныне:

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся…

Бог Господь

(Поется на глас тропаря дня)

Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне.

Хор:Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне(И далее на каждый стих).

Стих I: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Стих 2: Обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им.

Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших.

Тропари, Богородичен

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *