Нижние прыски отец леонтий

Нижние прыски отец леонтий

ПРЫСКИ – это родовое имение дворян Кашкиных, ведущих свое происхождение от древнейшего дворянского рода. В 1473 г. они выехали из Рима к Москве с невестой Великого князя Ивана Васильевича – царевной Софьей Фоминичной. («Родословная Кашкиных», изд. 1913г.) К Кашкиным Прыски перешли по наследству от Ртищевых и Бахметьевых. Высококультурная семья Кашкиных дала в XIX веке несколько замечательных людей: декабриста Кашкина С.Н., петрашевца Кашкина Н.С., замечательного музыковеда Кашкина Н.Д. Дом Кашкиных был каменный в три этажа, очень редкой формы – выгнутой подковы. Вокруг дома – искусно разбитый парк с беседками в виде стога сена с многочисленными круглыми окошками. Замечательная библиотека и архив были переданы владельцами в Академию Наук. Первые колхозы на территории села Нижние Прыски были образованы в 1932 году. Их было несколько: «Новое село», «Красная гора», «Красный ураган». В 1958 году был создан укрупненный колхоз «Победа». В него вошли семь населенных пунктов. Первым его председателем стал Салин А.Г., а затем – Дудко В.И. Курочкин И.С. родился в 1920 году в деревне Клесово Сухиничского района. Участник Великой Отечественной войны, он в жестоком бою за освобождение города Праги был ранен и полностью потерял зрение. За свой боевой путь Иван Сергеевич награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и др. По излечении в госпитале он начал работать в УПП ВОС. С 1948 года – директор Козельского учебно – производственного предприятия Всероссийского общества слепых и внес большой вклад в его развитие. Под его руководством предприятие выполняло план. Построены дома в поселке для рабочих (слепых), но было и зрячие рабочие; сапоговальная фабрика, сновальный цех, баня, дом культуры, два общежития 9мужское и женское) для рабочих, медпункт. В поселковом и других клубах, красных уголках давались концерты для населения. Был свой духовой, драматический кружок. При УПП ВОС работала детская площадка. Чистота, порядок – культурно – отличительные черты этого предприятия привлекали жителей села. Многие даже становились рабочими на этом предприятии. Курочкин И.С., за свой благородный труд награжден медалями «За трудовое отличие», другими знаками: «Ударник коммунистического труда», «Отличник соцсоревнования» и другими наградами. Курочкин И.С.

умер в 1971 году, но добрая память о его гуманном отношении к людям и добросовестном труде навсегда останется в умах и душах жителей села нижние Прыски. В 1976 году здание ВОС было куплено Калужским Турбинным заводом и организован цех КТЗ. Вся организация и оборудование цеха легла на плечи первого начальника цеха Чупрова Геннадия Петровича. В цехе работали бригады гальванического цеха, сварщиков, токарей, слесарей, маляров, упаковщиков.

Цех №28 выпускал стульчики под пианино, подставки под телевизоры, мебельную раскладку, декоративную накладку. В цехе было занято 140 рабочих. Много раз под руководством начальника цеха Гаврикова цех №28 занимал призовые места; шефствовал над школой.

Храм в честь Преображения Господня с. Н.Прыски

Храм в честь Преображения Господня находится в селе Нижние Прыски, которое расположено на слиянии рек Жиздры и Нойки, и упоминается в летописях с XIV в. Храм объявлен памятником архитектуры и охраняется государством. История появления села уходит своими корнями в давние времена: в XVI в. село было пожаловано боярскому роду Щербаковых, исполнявших должность засечных воевод. В XVIII в. его владельцем был Г.П.Бахметьев, предводитель дворянства Калужской губернии. В 1770 году совладельцами села являлись Н.С.Нестеров и В.Н.Ртищев. Впоследствии село принадлежало роду Кашкиных, предок которых приехал на Русь в свите Софьи Палеолог – племянницы Византийского императора. Церковь была построена в 1731 году Н.В.Ртищевым, а в 1781 году его зять Г.П.Бахметьев по своему плану перестроил храм, превратив из кладбищенской церкви в центр барской усадьбы. Он был расширен и увеличен, а в подклете устроена усыпальница. От первоначальной постройки на храме и колокольне до наших дней сохранились кованые кресты, а внутри здания – уникальный пол из яшмовой плитки. Под полом храма сложена огромная «амосовская печь». Под храмом, согласно документальным записям, должна находиться усыпальница господ Кашкиных, но вход в усыпальницу замурован и пока его не удалось обнаружить. Летом 1999 года, при ремонте фундамента храма, строители нашли вентиляционное окно, ведущее в усыпальницу. Также уцелела каменная ограда с двумя воротами. У южной стены располагается некрополь с мраморным памятником Кашкиным, а за алтарем – захоронение священнослужителей. Храм – трехпрестольный: центральный престол освящен в честь Преображения Господня, южный – во имя святителя Николая, северный – в честь великомученицы Параскевы. В приходе действовали церковно-приходская и земская школы. Центром усадьбы был барский дом, располагавшийся через дорогу на Козельск напротив храма. В нем некоторое время жил с семьей великий князь Константин (К.Р.), останавливались многие знаменитые писатели, музыканты, художники, а после 1917 года в нем жили монашествующие из разоренных монастырей. В 1930-х годах барский дом был разобран. В 1924 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны при отступлении советских войск его было решено взорвать, но благодаря вмешательству председателя сельсовета Т.Ф.Тарасова храм уцелел. В 1944 году храм передали верующим. Храм находился в удручающем состоянии: внутри стены были покрыты копотью, иконостас и иконы отсутствовали. Восстановление начал вернувшийся из заключения священник отец Сергий (в миру Сергей Георгиевич Шумилин). В храме ему помогала мать Евдокия (Агибалова Евдокия Ивановна), бывшая Шамординская монахиня, она прислуживала матушке Марии (в миру М.Н. Толстой). В 1948 году отца Сергия переводят в церковь Благовещения в г. Козельск. За несколько лет в храме сменилось несколько священников. В 1963 году в Н.Прыски был назначен настоятелем отец Леонтий, он и продолжил восстановление храма. Более 40 лет непрерывного служения Богу и людям отец Леонтий отслужил в нашем храме. За усердное и ревностное служение церкви отец Леонтий удостоен многих наград и двух орденов Русской Православной церкви: ордена Преподобного Сергия III степени и ордена Преподобного Даниила Московского III степени, но самая драгоценная награда – уважение и любовь прихожан.

Преподобная София Шамординская

Елизавета Басова

05 октября — Собор Тульских святых.
Еще в 1987 году, за год до прославления в лике святых преподобного Амвросия старца Оптинского, его духовная дочь и первая настоятельница Шамординского монастыря схимонахиня София (Болотова), годы жизни 1845-1888, была прославлена в лике местночтимых святых Тульской епархии, как София Шамординская.
Написанных по благословению икон с изображением преп. Софии Шамординской ТРИ.
1.

Икона «Всех Святых», в земле Российской просиявших, находится в Храме Христа Спасителя, в нижнем храме Преображения Господня.
2. Икона «Собор Тульских Святых» находится в кафедральном соборе города Тулы.
3. Икона преподобный Амвросий старец Оптинский и преподобная София Шамординская находится в иконостасе алтаря Казанского собора в Шамордино. (фото Басов А.Н.)
За эти годы материалы по прославлению матушки Софии в лике преподобных российских святых были несколько раз поданы в Комиссию Патриархии.
На ее могилке паломники оставляют сотни записочек с просьбами, мольбами о помощи, и чудесами. Берут и увозят с собой домой песочек с могилки. Свидетельства о чудесных исцелениях и помощи по молитвам матушки Софии собираются и записываются в специальную тетрадь в Казанском соборе для дополнения материалов по прославлению и составления жития.
В 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, что в Шамордино была проведена работа по составлению жизнеописания схимонахини Софии.
Красочная иллюстрированная фотографиями брошюра (92 полосы) напечатана мной в феврале 2007 года и продается в иконной лавке монастыря.
Ознакомиться с этим произведением можно на моей страничке «Схимонахиня София».
Чудеса по молитвам матушки Софии продолжаются, почитание ее возрастает. Об этом свидетельствует большое количество писем, получаемых обителью. Искренняя благодарность и сердечное волнение, с которыми люди излагают свидетельства чудотворений, не вызывают сомнения в их подлинности.
Тропарь, глас 2-й
В подвизе послушания великому старцу Оптины Амвросию, неусыпно трудилася еси даже до смерти, преподобная мати Софие, устрояя убогим пустынь Шамординскую, темже и мы, чада твоя, прилежно вопием ти: моли Христа Бога спастися новому стаду обители сея.
Ин. Тропарь, глас 4-й
Богатство уметы вменив, нищету возлюбила еси, да Христа приобрящеши, преподобная мати Софие, завет великого старца Амвросия исполнив, обитель Шамординскую убогим воздвигла еси, подвизаяся ревностно и благочестно. Темже во обителях горних водворяяся, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 3-й
Евангельские заповеди исполнив, преподобная мати Софие, была еси чадолюбивая матерь сирым и убогим. Сего ради вопием ти радостно: обрела еси велию милость у Бога.

© Copyright: Елизавета Басова, 2008
Свидетельство о публикации №208091400384

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елизавета Басова

Рецензии

Написать рецензию

Спасибо за то, что напоминаете нам о тех кто беззаветно служил Богу. Какие замечательные о ее трудолюбии.
С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 31.01.2009 18:23 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Благости Божией!
Елизавета Басова 01.02.2009 00:28 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Елизавета Басова

Храм Спаса Преображения в с. Нижние Прыски

Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района.

В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод.

В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.

В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым.
Престолов было три: • главный в честь Преображения Господня, • правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, • левый придел во имя вмч. Параскевы.

Церковная библиотека насчитывала 80 томов. Приход: село Нижние Прыски (124 двора), сельцо Верхние Прыски (36 дворов), сельцо Потросово (94 двора), деревня Стенино (67 дворов), всего 321 двор. В приходе было 1445 прихожан мужского пола, 1590 — женского.
В приходе были школы: • церковноприходская женская в селе Нижние Прыски, учреждена в 1895 году, помещалась на втором этаже церковного дома, • церковноприходская смешанная в сельце Верхние Прыски, учреждена в 1891 году, • земская мужская в селе Нижние Прыски, • земская смешанная в деревне Потросово, • земская смешанная в деревне Стенино.

Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах.

Храм из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато, в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей. До наших дней из первоначальной застройки на храме и колокольне сохранились кованые кресты, а внутри храма — уникальный пол из яшмовой плитки. Под храмом располагается Амосовская печь, от которой под полом проложены дымоходы, позволяющие прогревать весь объем храма. Также уцелела каменная ограда с двумя воротами.

В 1924 г. храм был закрыт. Каменную усадьбу Кашкиных разобрали в 1930-х гг.

Колхоз стал использовать здание церкви под склад зерна. В декабре 1943 г. по просьбе верующих храм был снова открыт. Но стены храма были покрыты слоем копоти от солдатской кухни, иконостасы порушены.

14 декабря 1943 года на службу в Преображенскую церковь села Нижние Прыски Козельского района (тогда Смоленской области) был назначен вернувшийся из заключения священник Сергий Георгиевич Шумилин († 1996). Его влиятельным помощником был полковник Н.П. Никитин, племянник Оптинского старца Анатолия (Зерцалова), профессор и архитектор. Под его руководством прихожанами были восстановлены иконостасы, клиросы и амвоны. С 3 августа 1963 г. настоятелем храма является протоиерей Леонтий Никифоров.
В храме особо почитаются иконы Божией Матери: «Казанская», «Калужская», «Взыскание погибших» и «Иверская; иконы святителя Николая и Илии Пророка. По воскресным дням проводятся занятия для детей «Воскресное чтение». Приход духовно окормляет детский приют в д. Новоказачье. Престольные праздники приходятся на 6/19 августа — Преображение Господне; 6/19 декабря и 9/22 мая — святителя Николая; 8октября/10 ноября — великомученицы Параскевы Пятницы.

Несмотря на трудности, с помощью Божией, отец Сергий восстанавливал храм, при этом не отстраняясь от служения Отечеству: в годы Великой Отечественной войны о. Сергий со своими прихожанами собрали 55 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской».
Нынешний настоятель храма — протоирей Леонтий Никифоров.

Храм восстанавливался потихоньку, в течение 15 лет. Местные жители жертвовали на храм стройматериалы, возвращали иконы. Николай Никифорович Беляев, учитель рисования и черчения, промывал и реставрировал настенную роспись, что было очень сложно, так как многие фрагменты росписей были утеряны.

У стен храма есть маленький некрополь с мраморными памятниками господам Кашкиным. В годы лихолетья все захоронения возле храма были порушены: чугунные плиты сняты, мраморные памятники разбиты. К счастью, козельский краевед Василий Николаевич Сорокин имел план некрополя и данные о захоронениях Кашкиных. Согласно этому плану отец Леонтий вместе с Василием Николаевичем расставляли найденные надгробные памятники (один, из белого мрамора, нашли под соседним домом), сооружали кирпичные основания под них. Родственники Кашкиных приезжали в 1973 году, привезли памятную доску и установили ее возле храма. С.Н. Кашкин — последний владелец поместья в Нижних Прысках. Он умер в Калуге, похоронен в Прысках, а сын его Н.Н. Кашкин умер в Лозанне, погребен вначале в Женеве, а в 1910 году — на фамильном кладбище в Прысках.

Пастырь добрый

3 февраля сего года, в день памяти иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», на 88-м году жизни, скончался один из старейших клириков Козельской епархии митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров.

Более полувека настоятельствовал он в старинном храме Преображения Господня села Нижние Прыски, расположенного в нескольких километрах от Оптиной пустыни.

«Случайностей в духовной жизни не бывает», — говорил своим ученикам преподобный Оптинский старец Варсонофий. Так и для о. Леонтия переезд его сюда, в центр России, на благословенную Калужскую землю, не был простой случайностью. Ученик и воспитанник архимандрита Бориса (Холчева), духовного чада Оптинского старца Нектария, отец Леонтий, приехав в 1963 году в Нижние Прыски, сразу же, по воспоминаниям старожилов села, попросил показать ему знаменитую обитель. И когда ему указали на противоположный берег, где среди леса белел разрушенный монастырь, он встал на колени, перекрестился и заплакал. А бывшие шамординские монахини, прислужившие при храме, с удовлетворением отметили тогда: «Наконец-то к нам приехал наш батюшка, наш – т. е. Оптинского духа». И действительно, о. Леонтий оказался пастырем, носителем того Оптинского духа, который отличался всегда благоговейным отношением к святыне, ревностью к церковному служению и сострадательной, «старческой» любовью к людям.

Кроме этого «носительства» духовного, о. Леонтий оказался и бережным хранителем вещественных ценностей обители. Долгие годы он берег у себя в храме иконы из дореволюционной Оптиной, личные вещи Оптинских старцев, переданные ему в свое время монахинями, духовными чадами Старцев.

И надо было видеть эту радость Батюшки, когда Оптина открылась и он вернул туда сбереженные им святыни.

У отца Леонтия была особенная любовь к преп. Оптинскому старцу Нектарию. Отец Борис часто рассказывал будущему пастырю – тогда еще юноше Леонтию – о нем и, видимо, сумел возжечь в юноше любовь ко святой обители Оптинской и ее великим Старцам.

Долгие годы, с начала 70-х и до обретения мощей, о. Леонтий возил паломников в село Холмищи Брянской области к месту погребения старца Нектария.

Также, долгие годы — вплоть до открытия Оптиной — Батюшка возил в разоренную тогда обитель группы паломников и там, на территории, выкладывал из камушков крестики, указывающие на могилки Старцев.

«Случайностей не бывает в духовной жизни…», — помните, как говорил своим ученикам преп. Варсонофий Оптинский… Батюшка отец Леонтий почил накануне величайшего праздника Церкви Русской – Собора новомучеников и исповедников. И это не случайно. Сам он всей своей жизнью засвидетельствовал верность Церкви, показав мужество в противостоянии, быв истинным исповедником Веры Христовой. Это мужество, эту веру, эту любовь к Церкви он воспринял, видимо, от своих таких же мужественных и стойких в вере духовных наставников, а ныне – исповедников Церкви Русской – архимандрита Бориса (Холчева), митрополита Гурия (Егорова) и архиепископа Ермогена (Голубева).

Что еще хотелось бы здесь отметить — его безпримерную любовь ко всем обращающимся к нему. «Деточки, Бог есть Любовь, наполните себя этой любовью, живите с Богом», — часто говорил он приходящим к нему.

«Твоя молитва, пост и подвиги – все должно быть пронизано, проникнуто любовью к людям. Надо любить людей.

Надо в каждом находить образ Божий». Эти слова были сказаны о. Леонтию когда-то в молодости его духовным наставником – архимандритом Борисом (Холчевым). И эти слова стали главной, путеводной нитью всей жизни и служения о. Леонтия. Кто хотя бы раз видел Батюшку и общался с ним, не может не помнить его приветливого вида, утешительного слова, его доброй улыбки…

«Он был нашим утешением», — говорят сегодня об отце Леонтии его духовные чада. Да и сам он почил именно в день памяти иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Он был истинным, добрым пастырем, полагавшим всю жизнь свою за овцы… Ночью ли, днем ли, болен ли Батюшка, отдыхает ли он, если кто-то приходил к нему с горем, он тут же поднимался и говорил своим домашним: «Ведите меня к людям».

Когда он был совсем слаб и не мог уже ходить, то все равно тихо просил домашних: «Везите меня в храм, к людям». А там, в храме, кому-то скажет ласковое слово, кого-то утешит взглядом, кому-то даст конфетку… Он «всем, — по слову Апостола, — был вся».

Как же тебя нам не хватает сейчас, добрый наш, родной пастырь, отец Леонтий! Буди тебе Царствие Небесное от Господа, Которого ты возлюбил всем своим сердцем и Которому в лице ближних послужил всей своей жизнью. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *