Ниневия на карте древнего мира

Ниневия на карте древнего мира

История появления Ниневии

История создания «логовища львов» довольна необычна. Так как Ниневия упоминается не только в исторических источниках, но и в Библии, то она имеет два различных варианта происхождения. Согласно первому, библейскому варианту, город построил некий Ассур — сын Сима. Сегодня же ассур стало именем нарицательным, которое обозначает еврейский народ в целом. По преданию, у города была недолгая жизнь, потому что Бог решил разрушить его, а оповестить об этом он отправил Иона. Ион попал в Ниневию только со второго приказа Господа, так как пророк не хотел выполнять это указание. Если обратиться к исторической литературе, то окажется, что Ниневию построил Синаххериб, сын правителя Ассирии, однако, «город крови» упоминается уже в 1930 г. до н. э. Это означает, что город существовал давно, но вторую жизнь он пробрёл, став столицей при Синаххерибе. Ниневия была очень богата внутри и хорошо защищена снаружи. Её улицы были ровными, гладкими и просторными. Самой широкой улицей в 26 метров считалась Царская, она была залита асфальтом, по её обеим сторонам стояли статуи. Дворец царя был украшен плитами, на которых изображались войны, крепости, рабы, возводящие дворцы и храмы.

Само слово «Ниневия» происходит от хурритского Ni-nu-a-a. Оно упоминается в надписях царя Дунги, жившего в XXIV веке до н. э. Ниневию по-другому называют Ninua, что означает «селиться».

Территориально Ниневия была расположена очень удачно: она находилась в восточной части реки Тигр. В древние времена он занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. город являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, но в 612 г. она была разрушена до основания.

История поселений в Ниневии

На сегодняшний день историкам мало известно о поселениях на просторах Ниневии, особенно это касается времён эллинов и персов. Однако до наших дней сохранились записи некоторых современников Эллады. Опираясь на данные древнегреческого историка Кнесия, можно сделать вывод, что в V–IV вв. до н. э. на месте города находились руины, а все жители переместились в неизвестном направлении. То же самое подтверждает и Ксенофонт, афинский историк и писатель. Однако Кнесий и Ксенофонт ошибочно полагали, что те развалины, которые они видели, относятся к Мидийскому государству. Они понимали, что это останки некой мощной державы, но какой именно, они так и не смогли точно установить, ведь что за государство их окружало, было неясно. В дальнейших сообщениях древнегреческих писателей было сказано о том, что все же были найдены некоторые следы восстановления города, и что поселение на месте разрушенной Ниневии возникало, но оно стало обычным центром Ассирии. Страбон в своих трудах указывает на то, что этот центр был назван Нином, сокращением от полного названия города.

Ближе к парфянской эпохе источники говорят о том, что в городе проживает исключительно греко-парфянское население, говорившее на арамейском языке. От этой эпохи до нас не дошло никаких важных археологических находок кроме нескольких монет и надписей на греческом языке.

Эпоха войн римлян с персами оказывается закатом поселений на территории Ниневии. В VII в. город полностью захватывает арабское войско, и спустя один век могущественная столица Древнего Востока становится центром мусульманского паломничества. Начиная со II столетия, около Ниневии концентрируется христианское население, и в VI веке начинается постройка большой церкви. Этой церковью управляла епархия Ниневии, пропагандируя движение иночества.

Библия и Ниневия

В библии с Ниневией было связано несколько удивительных фактов, описанных многими пророками. Самый известный пророк ветхого времени — Иона — в своей книге рассказал человечеству о четырёх невероятных событиях о Ниневии.

В Ниневии проживало 120 000 человек

Современники пророка Иона говорили о Ниневии как о негусто заселённом городе, однако, археологические раскопки подтвердили тот факт, что в столице Ассирии могло проживать и большее количество людей. В городе Нимруде, неподалёку от Ниневии, археологи раскопали монумент, на котором описывалась поимённо знать «грешного города». Там же был найден список гостей, имена которых были высечены на камне. Их количество составляло около 70 000 человек.

Этот список готовился по случаю открытия дворца в IX в. до н. э. Само празднество длилось около 10 дней.

Три дня на Ниневию

Иона пишет о том, что весь город можно обойти всего за три дня. Городов, которые можно обойти за 72 часа, в древности не было. Но нужно обратить внимание на то, что Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности — речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин. Поэтому ряд исследователей Древнего Востока считают, что слова Ионы — непустой звук.

Значение Ионы в самой Ниневии было велико, также его величие и авторитет подтвердили и ряд советских исследователей, и зарубежные историки.

Чрево кита

В своей книге Иона писал о том, что он угодил в живот кита и жил там 3 дня. Стоит обратить внимание на то, что Иисус говорил о действительности этого происшествия. Но некоторые богословы не принимают всерьёз данную историю, в то время как её не отвергают учёные-атеисты.

Исследователи доказывают, что эта история имеет место быть, так как бывают такие киты, во чреве которого можно спокойно жить некоторое время. Желудок, в котором побывал Иона, имеет четыре отделения, помещающих в себя сразу несколько человек. Эти киты могут дышать исключительно воздухом, поэтому природа их снабдила специальной камерой, в которой имеется некоторый запас кислорода. Перед тем как проглотить попавший к киту предмет, животное бросает его в кислородную камеру, и, если этот предмет оказывается непосильной ношей, кит подплывает к берегу его выкидывает на сушу. Объём воздушного пространства в кислородном пузыре кита составляет около 20 м3. Проглотить человека таким большим млекопитающим не составляет и труда, так что есть все основания верить этой истории.

Покаяние Ниневии

Иона в своей книге повествует о том, что жители Ниневии склонились перед Богом. Считается, что это самая неправдоподобная история из всех четырёх. Хотя на сегодняшний день книгу Иона все считают правдивой, раньше её достоверность доказать было сложно. Подняв кое-какие документы, учёные нашли некоторые выдержки-описания происходящего, из которых следует, что жители всё-таки приняли Господа Бога. Из более весомых доказательств историки считают введение реформ, которые привели к монотеизму и как следствие, к снижению греховных поступков.

Сегодня все эти библейские факты из книги Иона подтверждены историей. Сам Иона также был признан исторической наукой. В Ассирии именем Ионы были названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Ниневия — город грехов и крови, остаётся одним из загадочных и старейших. О нём известно не так много, но историки каждый год находят в руинах Ниневии частички её истории. Самая большая ниневийская находка — это библиотека Ашшурбанапала. Конечно, в свете последних событий на сирийской земле ещё труднее найти и сохранить останки истории, но все же учёные стараются сберечь самобытность этого города, для того чтобы следующим поколениям было легче отыскать и положить в копилку знаний крупицы самой загадочной земли Древнего Востока.

Еп.

Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
УРОКИ ПОКАЯНІЯ ВЪ ВЕЛИКОМЪ КАНОНѢ СВ. АНДРЕЯ КРИТСКАГО,
заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.

Ниневитяне.

Ниневитяны, душе, слышала еси кающіяся Богу вретищемъ (рубищемъ) и пепеломъ: сихъ не подражала еси, но явилася еси злѣйшая всѣхъ, прежде закона и по законѣ прегрѣшившихъ (Іон. 3, 5).

Іонѣ, надѣявшемуся бѣгствомъ въ Ѳарсисъ уклониться отъ исполненія повелѣнія Божія идти въ Ниневію, не удалось достигнуть своей цѣли. Корабль, на которомъ онъ находился, по случаю бури былъ въ опасности потопленія. Іона призналъ себя виновнымъ въ этой опасности, объявивъ, что бѣжитъ отъ лица Божія, и предложилъ мореходцамъ бросить его въ море. Его бросили, и буря утихла. Но Іона, проглоченный большою рыбою, извергнутъ былъ ею живымъ на берегъ, и получивъ новое повелѣніе отъ Бога, отправился въ Ниневію. Вступивъ въ этотъ многолюдный и огромный городъ, Іона началъ ходить по улицамъ его и цѣлый день провозглашалъ: еще три дня и Ниневія разрушена будетъ.

Жители повѣрили проповѣди, и для умилостивленія Господа назначили постъ, облеклись въ рубища. Самъ царь принялъ участіе въ подвигахъ покаянія и сидѣлъ на пеплѣ. По его приказанію самый скотъ не выгоняли на пастбище, чтобы всѣ молились Богу и покинули злыя дѣла. Господь, умилостивленный покаяніемъ Ниневитянъ, пощадилъ ихъ къ неудовольствію Іоны: паденіе Ниневіи отдалено раскаяніемъ ихъ на два вѣка.

Покаяніе Ниневитянъ, тронутыхъ проповѣдію Іоны, Господь Іисусъ поставлялъ въ обличеніе современнымъ Іудеямъ. /с. 181/ «Мужіе неневітстіи востанутъ на судъ съ родомъ симъ и осудятъ его, яко покаяшася проповѣдію Іониною: и се болѣ Іоны здѣ» (Матѳ. 12, 41).

Но не къ однимъ іудеямъ относится это обличеніе, а вмѣстѣ къ душѣ каждаго грѣшника, не внемлющаго гласу Христа, призывающаго къ покаянію. Такой грѣшникъ поистинѣ достоинъ осужденія отъ Ниневитянъ. Ниневитяне были язычники, не вѣдавшіе истиннаго Бога, и однакожь послушались Іоны, который былъ посланъ къ нимъ истиннымъ Богомъ: не стыдно ли предъ ними христіанамъ, вѣдущимъ истиннаго Бога, и пренебрегающимъ призывъ Его къ покаянію?

Іона, вѣстникъ воли Божіей, былъ обыкновенный пророкъ. І. Христосъ есть Богъ во плоти, Господь пророковъ и главный предметъ ветхозавѣтныхъ пророчествъ. Тѣмъ неизвинительнѣе грѣшникъ, дерзающій оскорблять Христа невниманіемъ къ Его гласу, тогда какъ Ниневитяне поспѣшили покаяться по слову обыкновеннаго пророка.

Іона силою одной устной проповѣди, безъ знаменій и чудесъ, заставилъ Ниневитянъ повѣрить своему посольству отъ Бога и смириться предъ Богомъ. Проповѣдь Христова о покаяніи сопровождалась многочисленными знаменіями и чудесами. Современные Христу Іудеи слушали Его и видѣли своими глазами необычайныя Его дѣла; но только немногіе прилѣплялись къ Нему умомъ и сердцемъ, остальные слыша не слышали, видя не видѣли. Не похожа ли на нихъ и ты, грѣшная душа?

Іона былъ единственнымъ проповѣдникомъ среди Ниневитянъ. Не гораздо ли счастливѣе въ сравненіи съ ними христіане, оглашаемые словомъ покаянія не только изъ устъ Христа, глаголющаго въ Своемъ Евангеліи, но также изъ устъ апостоловъ и пастырей Церкви, въ лицѣ которыхъ вѣщаетъ Самъ Христосъ, такъ что не слушающій ихъ не слушаетъ Христа? И потому не прискорбно ли, если грѣшникъ-христіанинъ не внемлетъ столь многимъ спасительнымъ голосамъ, тогда какъ для устрашенія Ниневитянъ судомъ Божіимъ достаточно было одного голоса?

Ниневитяне одними собственными подвигами покаянія умилостивили Бога, услышавъ слово пророка: христіанину же вмѣстѣ съ словомъ покаянія предложены благодатныя силы и средства для споспѣшествованія ему въ трудахъ по/с. 182/каянія. Христіанинъ, коснѣющій во грѣхахъ, тѣмъ безотвѣтнѣе предъ судомъ Божіимъ, чѣмъ больше въ сравненіи съ Ниневитянами имѣетъ благопріятствующихъ условій для спасенія.

Ниневитяне не на словахъ только каялись, но оставили совсѣмъ злыя дѣла свои, перемѣнили свое поведеніе. Какъ далеки отъ подражанія имъ грѣшныя души, не приносящія плодовъ покаянія и довольствующіяся однимъ устнымъ исповѣданіемъ своихъ грѣховъ!

Осуди себя, христіанинъ, примѣромъ покаянія Ниневитянъ, чтобы не быть осуждену предъ престоломъ Судіи и Бога, и, по крайней мѣрѣ, этимъ примѣромъ возбуди въ себѣ ревность къ покаянію. Они въ знакъ покаянія раздирали на себѣ одежды и въ рубищахъ сидѣли на пеплѣ. Отъ насъ никто не требуетъ подобныхъ знаковъ. «Расторгните сердца ваши, а не ризы ваши», — говоритъ Господь чрезъ пр. Іоиля (2, 13).

Углубимъ въ себѣ чувство грѣховности и безотвѣтности предъ Богомъ въ такой мѣрѣ, чтобы искренно могли сказать о себѣ, что мы виновнѣе предъ Богомъ не только Ниневитянъ, но и всѣхъ людей, прежде закона и по законѣ прегрѣшившихъ, — подражая смиренію ап. Павла, который назвалъ себя первымъ грѣшникомъ, когда оцѣнивалъ свое нравственное состояніе по сравненію не съ другими людьми, а съ требованіями закона Божія, столь высокими, что при этой оцѣнкѣ и на мысль не придетъ любоваться своимъ превосходствомъ предъ ближними въ нравственномъ отношеніи.

Примѣчаніе:
По русскому синодскому переводу съ Еврейскаго текста — сорокъ дней.

Источникъ:Епископъ Виссаріонъ. Уроки покаянія, въ Великомъ канонѣ св. Андрея Критскаго, заимствованныя изъ библейскихъ сказаній.. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. — С. 180-182.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ

Город Ниневия – столица древней Ассирии, древний исчезнувший город Месопотамии с великой историей и выдающимся искусством. История Ниневии закончилась в 612 г. до н.э. – город был разрушен. Началась история ассирийского искусства и библиотеки царя Ашшурбанипала, найденных на руинах Ниневии.

Остатки столицы древней Ассирии сейчас находятся на окраине города Мосул в Ираке – это холмы с названием Куюнджик и Телль-Неби-Юнус. Столица Ассирии Ниневия некогда располагалась на левом берегу реки Тигр.

История Ниневии восходит к середине 5 тыс. до н. э. Столицей город Ниневия стал при ассирийских царях Синахерибе (705 – 681 гг. до н. э.) и Ашшурбанипале (669 – ок. 635 г. до н. э.). В это время Ниневия была самым большим по площади (728,7 га) городом Месопотамии. Город, напоминавший в плане вытянутый треугольник, имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам строго запрещалось. Ниневию окружала стена с 15 воротами. Ниневия простиралась на 4 км вдоль Тигра, её главная улица – дорога процессий – была шириной 26 м.

На территории древней столицы Ассирии, кроме дворцов и частных домов, располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, проживало более 170 000 человек.

Отделка дворцов Синахериба и Ашшурбанипала в столице отражает расцвет ассирийского искусства 8 – 7 вв. до н. э. Всемирно известны статуи крылатых быков и львов – охранителей дворцовых врат. На рельефах, которыми облицованы дворцовые покои, изображены военные походы, захват городов и крепостей. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников – представителей различных народов. Часть дворцовых рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для этих рельефов характерна большая тонкость в отделке деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека царя Ашшурбанипала, заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали книги сами. В библиотеке царя Ашшурбанипала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 тысяч табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Хранилище царя Ашшурбанипала в столице Ассирии стало первой в мире систематически подобранной библиотекой, где глиняные книги, часто в нескольких экземплярах, были размещены в определенном порядке. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Раскопки Ниневии. Художник Остин Генри Лейярд. 1852 г. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному вопросу.

На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам современных книг. Поиски нужного произведения облегчали этикетки, привязанные бечевками к табличкам и указывавшие на содержание, название серий и количество табличек в каждой серии. Эти этикетки были своего рода каталогами.

История Ниневии трагически оборвалась в 612 г. до н. э., когда город был разрушен союзными войсками вавилонян, мидян и скифов.

Примеры употребления слова ниневия в литературе.

Фараон продвигается с армией к Вавилону, ассирийцы собирают там главные свои силы, а в это время фараон с другой армией захватывает Ниневию.

Это новое вавилонское царство пережило Ниневию на семьдесят три года и пало под натиском персидского царя Кира.

Но когда Ашшур и Кальха были уже резиденциями царя, Ниневия все еще продолжала оставаться провинциальным городом.

Среди созвездий находятся прототипы всех вавилонских городов: Сиппара — в созвездии Рака, Ниневия — в Большой Медведице, Ашшура — на Арктуре, и т.

В пику Ашшуру — резиденции своего отца, Синаххериб сделал Ниневию столицей государства, включавшего в свои границы все Двуречье: на западе вплоть до Сирии и Палестины, а на востоке — до владений диких горных народов, которые не удавалось покорить хоть на сколько-нибудь продолжительный срок.

Но с помощью богов его отец Киаксар пришел в Ниневию, которая была укреплена не менее.

Таким образом, в этом стихе упоминаются три столицы Ассирии: Ассур, Калах и Ниневия.

Север, и уничтожит Ассур, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня.

И Он прострет руку на север, и уничтожит Ассура, И обратит Ниневию в руины, в место сухое, как пустыня.

Наконец наступил момент, когда Ботта мог уже не сомневаться в том, что он открыл если не всю Ниневию, то по крайней мере один из блестящих дворцов древних ассирийских царей.

Содом, Гоморра, Вавилон, Ниневия, Карфаген, Итиль, —каждый желающий может составить свой список.

Таким образом, Ниневия была столицей Ассирии и царской резиденцией всего около девяноста лет.

Сегодня благодаря совместной успешной работе археологов и дешифровщиков клинописи мы так хорошо осведомлены о жизни и деяниях обоих правителей Ниневии — Синаххериба и Ашшурбанапала, а также о жизни их предшественников и преемников, что в состоянии дать на это ответ: Ниневия не была забыта главным образом потому, что с именем ее связаны убийства, грабежи, угнетение, насилие над слабыми, войны и всякие ужасы, кровавая смена правителей, которые держались на троне лишь силой террора и которым почти никогда не удавалось умереть своей смертью, — впрочем, их место занимали еще худшие тираны.

Да Ниневия и была ассирийским Римом, могущественнейшим городом, столицей мировой державы, городом гигантских дворцов, гигантских площадей, гигантских улиц, городом новой, неслыханной дотоле техники.

Э-ТЕМЕН-АНКИ — ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ К тому времени, когда Ниневия была из провинциального города возведена в ранг столицы и только начинала входить в историю, Вавилон был столицей уже тринадцать столетий.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *