Николо вяжищский монастырь

Николо вяжищский монастырь

(снимки 2005 года)

фото Вячеслава Барышникова

В 12 километрах на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль сооружений Вяжищского монастыря, выстроенного в верховьях реки Веряжи. Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы.

Николо-Вяжищский монастырь возник в последней четверти XIV века. Основан он иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пимен. Уже в межевой грамоте 1391 года упоминаются вотчины Вяжищской обители.

Новгородские летописи упоминают монастырь только в 1411 году: «В лето 6919 поставиша церковь деревяну святаго Николы на Вяжищах стяжанием того же монастыря инока строителя Антония, да игумена Пахомия, честне монастырь устроиша при архиепископе Иоанне Великого Новограда и Пскова». В 1419 году над воротами монастыря, по записям тех же летописей, сооружается деревянная Антониевская церковь «в монастыре на Вяжищах».

Храм святого Николая Чудотворца был построен в 1411 году на месте явления его чудотворного образа, а в 1419 году сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого.

Эта обитель явилась духовной колыбелью для известного святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. За его любовь к обители летопись называет его «Вяжищским». В 1436 году святитель построил вместо деревянной Никольской церкви каменную, которая в следующем году обрушилась. В 1438 году архиепископ Евфимий восстанавливает разрушившийся храм и в 1441 году расписывает его. Его же заботами в 1439 году в обители была построена еще одна каменная церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами: пекарней, просфорней, поварней, складами, погребами.

В «Житии новгородского архиепископа Евфимия», который взял монастырь под свое покровительство, рассказывается о том, что его основатели-монахи насильственным путем завладели участком земли, где построили свои кельи и первую деревянную церковь. Окрестные крестьяне длительное время вели судебную тяжбу с монастырем, нопроиграли ее.

Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода (XV в.) как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с великим Московским княжеством.

Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую) палату, возвел Часозвоню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.

Соборная Никольская церковь Вяжищского монастыря — трехапсидная, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами, опирающимися внешними сторонами на столбы и арки, а противоположными — на стены здания. Внутреннее пространство храма разделено на два этажа. В нижнем — уже после смерти Евфимия — создается церковь его имени. С западной стороны здания на столбах и арках со сводами было сделано крыльцо, примыкаю­щее к паперти. Ступени крыльца и лестнич­ные площадки сложены из красного кирпича. Западную сторону постройки украшают две каменные башенки с шатровыми тесовы­ми покрытиями и небольшими окнами.

В полукруглых впадинах по самому верху фасада сохранилась роспись XIX века. .

Вскоре рядом с Никольским храмом вы­росла в Вяжищах и церковь Иоанна Бого­слова с теплой трапезной «со многими монастырскими потребами и хлебню под трапезою устроиша и подписанием подписаша». Монастырь обзаводится колоколами и доро­гой церковной утварью.

Никольский собор несколько суров и с точки зрения архитектурной по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу.

В процессе строительства церкви с тра­пезной и колокольней был сделан ароч­ный переход к Никольскому собору, а во время сооружения перехода были задуманы крыльца.

Крылечко с западной стороны переделы­валось в XVIII веке: добавили еще по обе стороны по одному столбу и несколько изме­нили форму. Крыльцо с восточной стороны восстановлено реставраторами в первона­чальных формах.

Трапезная представляет собой вытяну­тое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого предназначались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на первом и втором эта­жах) располагались церкви, где отправля­лись службы. В центральной части находил­ся громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возвышалась восьмигранная колокольня, по­беленная известью и украшенная изразцами. Первоначально она имела 10 колоколов. Надпись на самом большом колоколе сооб­щала, что его отлил «лета 1627, месяца мая, в 22 день, мастер Дмитрий Матвеев». Вес этого колокола неизвестен, но второй, мень­ший по размерам, весил свыше 62 пудов.

Третий колокол, в 28 пудов, тоже имел надпись: «1748 года, месяца сентября, слит сей колокол в Новгородский Вяжищский мо­настырь при архимандрите Виссарионе из прежнего разбитого колокола». Остальные 7 колоколов были весом от 10 пудов и менее.

Церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгород­ских храмов. В ее здании удачно сочетают­ся московская пышность с северной новго­родской строгостью. Строительство ее было начато в 1694 году и через 4 года закончено.

Но в год завершения строительных работ бу­рей была сорвана кровля и разрушены гла­вы. Восстанавливалась церковь до 1702 года. Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были укра­шены многие сооружения города, построен­ные или перестроенные в XVII веке.

В Вяжищском монастыре изразцы ис­пользованы как вставки па галереях, введе­ны в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении оконных и дверных проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестнич­ных всходов, барабанов глав.

Монументальная вяжищская керамика характерна четким и ярким рисунком, хоро­шо видимым, даже если плитки размещены на большой высоте.

На печных изразцах чаще всего изобра­жены цветочные букеты в вазоне и геомет­рические фигуры. Средние и большие израз­цы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхнем фризе вто­рого яруса трапезной), крест, ваза с круп­ным цветком-плодом и т. д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее, где размещались служебные и хозяйствен­ные помещения, свободен от майолики, вто­рой же ярус буквально поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхних этажей.

Вот распространенный в изразцовом ис­кусстве вазон. На печных изразцах он миниа­тюрный, но с очень увеличенными фигурны­ми ручками. Над вазоном раскинулись три листочка без стеблей. На изразцах покруп­нее изображена большая желтая или коричневая ваза, из которой словно выраста­ют три сочных зеленых побега, заканчиваю­щихся круглыми выпуклыми ягодами или большими цветами. Такие рисунки часто со­четаются с изображением короны с крестом и вьющимися растениями.

На изразцах Богословского храма пока­заны животные — они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзо­вый, тело желтое, грива, хвост, копыта окра­шены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям еди­норога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва — длинный хвост с кисточкой. Крупное панно образуют изразцы с изо­бражением двуглавого орла. Фигуры очень стилизованы и настолько декоративны, что мастера не побоялись их разделить: в одном ряду нижнего фриза южного фасада храма мы видим либо только головы орлов с крыль­ями, либо их туловища с яркими хвостами и конечностями, в когтях которых зажаты держава и скипетр.

Менее декоративны изразцы с изображе­нием креста. Смысловое значение тех, кото­рые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, под­черкивается надписями «Иисус Христос». Изразцы же с крестами из нижнего фриза на южном фасаде, а также из окантовки цифер­блата на колокольне потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты четырехконечные. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми конца­ми на бирюзовом фоне.

В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окон­чании иноземной оккупации, пользуясь осо­бым покровительством царя Михаила Федо­ровича, быстро восполнил свои богатства. В 1625 году, например, по грамоте, данной царем монастырю, разрешались рыбные лов­ли совместно с Соловецким монастырем на реже Выге в Архангельской губернии. Из Вяжищ выезжали туда два служителя ежегод­но «для ловли рыбы семги» и для отправки девятой части улова в свой монастырь.

Еще раньше, в 1618 году, получив жало­бу архимандрита Хутынского монастыря Киприяна и игумена Вяжищского монасты­ря Геннадия, царь выражает недовольство по поводу того, что воевода Исак Байков и подьячий Михаил Максимов в «Заонежских погостах… чинили монастырским крестьянам всякое насильство» и «во всяких делах мо­настырских». Он запрещает воеводе без ве­дома монастыря посылать в Толвуйскую во­лость стрельцов и своих людей, а также су­дить монастырских крестьян, так как это право принадлежит самому монастырю по жалованным грамотам.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II Николо-Вяжищский монастырь был причислен ко II классу, а все его земли отняты в пользу государства. С этого времени экономическое положение оби­тели резко ухудшилось. В XVIII—XIX веках на ее территории распола­галась монастырская тюрьма.

В 1920 году монастырь был закрыт, его постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд: в помещениях под тра­пезной было устроено зернохранилище, гумно, картофельные ямы. Здесь же разместились слесарные мастерские, кузница. Были растесаны многие оконные и дверные проемы, в стенах пробиты въезды для техники. На втором этаже располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году — реставрационно-восстановительные работы.

В 1989 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение ниж­него храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленин­градский и Новгородский, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было опре­делено быть женским.

В Николо-Вяжищском Ставропигиальном (подчиняющимся непосредственно патриарху) женском монастыре в настоящее время два действующих храма: в честь Евфимия, архиепи­скопа Новгородского, (здесь покоятся его мощи) и собор в честь святого Николая, ар­хиепископа Мир Ликийских, ( восстановлен и освящен 19 мая 2000 года). Два храма: в честь Апостола и Евангели­ста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня находятся в стадии реставрации.

В 12 километрах на северо-запад от Великого Новгорода находится удивительно красивый ансамбль Вяжищского монастыря, выстроенного в верховьях реки Веряжи. Цельные по завершенности, изящные и величественные, обильно украшенные изразцами, постройки монастыря выглядят торжественно на фоне окружающей природы. Спокойствие и величие Времени влечет сюда туристов и паломников.

Николо-Вяжищский монастырь возник в последней четверти XIV века. Основан он иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пимен. Новгородские летописи упоминают монастырь только в 1411 году. В этом году на месте явления образа Николая Чудотворца был построен храм в его честь.
Эта обитель явилась духовной колыбелью для известного святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского. Архиепископ Евфимий известен в истории Новгорода (XV в.) как крупный политический деятель. Он возглавлял новгородскую церковную кафедру в пору становления единого Русского централизованного государства и был ожесточенным противником воссоединения новгородских земель с великим Московским княжеством. Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство. Он обновил и украсил Софийский собор, поставил Владычную (Грановитую) палату, возвел Часозвоню, перестроил «на старой основе» несколько церквей.
За его любовь к обители летопись называет его «Вяжищским». В 1436 году святитель построил вместо деревянной Никольской церкви каменную, которая в следующем году обрушилась. В 1438 году архиепископ Евфимий восстанавливает разрушившийся храм и в 1441 году расписывает его. Его же заботами в 1439 году в обители была построена еще одна каменная церковь в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами: пекарней, просфорней, поварней, складами, погребами.
Из святыней в монастыре находятся мощи святого Евфимия под спудом в храме его имени; чтимые иконы преподобного Антония Римлянина Новгородского и блаженной Матроны Московской с частицами мощей. В монастыре также находятся частицы мощей Николая Чудотворца.
Никольский собор несколько суров и с архитектурной точки зрения по-новгородски традиционен. Трапезная, напротив, нарядна, красочна, привлекает внимание своей декоративностью. И казалось, что два эти здания по архитектурным формам специально противопоставлены друг другу. Церковь Иоанна Богослова не выделяется из общего комплекса новгородских храмов. В ее здании удачно сочетаются московская пышность с северной новгородской строгостью. Строительство ее было начато в 1694 году и через 4 года закончено. Но в год завершения строительных работ бурей была сорвана кровля и разрушены главы. Восстанавливалась церковь до 1702 года. Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. В Новгороде они стали применяться с XVI века, и ими в большей или меньшей степени были украшены многие сооружения города, построенные или перестроенные в XVII веке.
В Вяжищском монастыре изразцы использованы как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении оконных и дверных проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав. Монументальная вяжищская керамика характерна четким и ярким рисунком, хорошо видимым, даже если плитки размещены на большой высоте. На печных изразцах чаще всего изображены цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхнем фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д.
В начале XVII века во время шведского нашествия монастырь пострадал, но по окончании иноземной оккупации, пользуясь особым покровительством царя Михаила Федоровича, быстро восполнил свои богатства. В 1625 году, например, по грамоте, данной царем монастырю, разрешались рыбные ловли совместно с Соловецким монастырем на реке Выге в Архангельской губернии. Из Вяжищ выезжали туда два служителя ежегодно «для ловли рыбы семги» и для отправки девятой части улова в свой монастырь.
В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II Николо-Вяжищский монастырь был причислен ко II классу, а все его земли отняты в пользу государства. С этого времени экономическое положение обители резко ухудшилось. В XVIII-XIX веках на ее территории располагалась монастырская тюрьма.
В 1920 году монастырь был закрыт, его постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд: в помещениях под трапезной было устроено зернохранилище, гумно, картофельные ямы. Здесь же разместились слесарные мастерские, кузница. Были растесаны многие оконные и дверные проемы, в стенах пробиты въезды для техники. На втором этаже располагалась школа. Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.
В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а в 1964 году – реставрационно-восстановительные работы.
В 1989 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви.

Первая Литургия была совершена 11 сентября 1989 года, а 31 марта 1990 года состоялось освящение нижнего храма в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского. Первое Богослужение в нем совершал митрополит Ленинградский и Новгородский, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его благословению монастырю было определено быть женским.
В Николо-Вяжищском Ставропигиальном (подчиняющимся непосредственно патриарху) женском монастыре в настоящее время два действующих храма: в честь Евфимия, архиепископа Новгородского (здесь покоятся его мощи), и собор в честь святого Николая, архиепископа Мир Ликийских (восстановлен и освящен 19 мая 2000 года). Два храма: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня находятся в стадии реставрации.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 29 января 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 29 января 2017; проверки требуют .

Нико́ло-Вяжи́щский монастырь — ставропигиальный женский монастырьРусской Православной Церкви. Расположен рядом с деревней ВяжищиНовгородского районаНовгородской области.

Основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. Первое упоминание в летописи — 1411 год.

В 1411 году построен Никольский собор (из дерева), в 1417 году в летописях упоминается о строительстве нового храма (прежний вероятно сгорел). В 1419 году был сооружен надвратный деревянный храм в честь преподобного Антония Великого. В 1458 году в обители был погребён её постриженник, архиепископ Новгородский Евфимий, вскоре причисленный к лику местночтимых святых (общецерковное почитание установлено в 1549 году).

В XVII веке монастырь пользовался покровительством первых царей из династии Романовых. В 1670-80-х годах к нему были приписаны Николаевский Понедельский и Спасский Сяберский монастыри. Инициатором радикальной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин (с 1683 по 1697 год — настоятель Николо-Вяжищский монастыря), которого современники характеризуют как человека честолюбивого, хорошо известного в Москве и имеющего тесные связи в среде высшего духовенства. Существует устойчивое мнение, что Боголеп разделял идеи Никона, уже лишенного патриаршего сана и скончавшегося к этому времени. В борьбе за преобладание духовной власти над светской Никон стремился создавать строения, которые по размерам, архитектурным формам и отделке превосходили бы царские. В осуществлении замыслов Боголепа мог участвовать и Новгородский митрополит Евфимий III. Евфимий был знаком с Никоном, разделял его взгляды, любил пышность и помпезность. Строители в Вяжищах были приглашены, вероятно, из Москвы. Столичные мастера учли специфику новгородских условий и особенности новгородской архитектуры. В зданиях сочетаются московская пышность с новгородской строгостью.

До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор (во имя святителя Николая, архиепископаМир Ликийских) (1681—1683 годы, освящен в 1685 годумитрополитом Новгородским Корнилием), трапезная с церквами святого апостола и евангелистаИоанна Богослова и Вознесения Господня (1694—1698 годы), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.

Никольский собор представляет из себя двухэтажную трехапсидную пятиглавую постройку, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами. С западной стороны фасада находится крыльцо с двумя «полатками», которые увенчаны шатрами (они были утрачены и восстановлены на основе описи 1698 года). Декоративное убранство и сам тип постройки обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В полукруглых нишах по верхней части фасада храма сохранились росписи XIX века. Краски накладывались на кирпичную поверхность, поэтому фигуры словно проявляются через поверхность стены. В 1691 году нижний храм собора над могилой святителя Евфимия Новгородского, был освящен в его честь. Здесь находились его мощи и вериги. В настоящее время обе церкви действующие.

В восточной части трапезной располагались две церкви: церковь во имя апостола и евангелистаИоанна Богослова (освящена 8 декабря 1702 года) и церковь в честь Вознесения Господня (освящена 2 декабря 1708 года). Церковное крыло здания должны были венчать пять глав, но во время бури 1698 года ненастье снесло кровлю и храм после восстановительных работ в 1702 году получил одноглавое завершение. Пятиглавие было восстановлено только после проведения реставрационных работ в 2005 году. Трапезная палата, находящаяся на высоком подклете, соединяет церковь с Никольским собором. Подклет использовался для хозяйственных помещений: погребов и кладовых. В западной части здания находились настоятельские покои. Над ними в 1708 году была сооружена восьмигранная двухъярусная колокольня, над которой возвышаются пять глав. В настоящее время обе церкви трапезной находятся в стадии реставрационных работ и богослужение там не проводится.

Особенностью построек конца XVII века является использование цветных изразцов — ленточными фризами они опоясывают здание монастыря, украшают наличники окон. На небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазе или геометрические фигуры. Более крупные изразцы разнообразны по рисунку. На них изображены единорог, лев, конь, двуглавый орел, крест… Изразцы, изображающие животных одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий или коричневый цвета. Наиболее красочно изразцовое убранство трапезной, а особенно — церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где размещались служебные и хозяйственные помещения, лишен изразцов, все они украшают верхние пространства здания. Вопрос происхождения изразцов не решен. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре. Могли быть привезены из Москвы или Ярославля, возможно, были местного новгородского производства.

По штатам 1764 года Николо-Вяжищский монастырь включили в число второклассных; все его земли были секуляризованы. В XVIII—XIX веках на его территории располагалась монастырская тюрьма.

В 1920 году монастырь был закрыт и отошёл к местному колхозу. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. В Никольском соборе богослужения продолжались еще около 15 лет. Настоятель монастыря архимандрит Серафим (Велицкий) в 1920 году был рукоположен в епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии.

Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

В 1958 году под руководством архитектора-реставратора Л. Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а с 1964 года по начало 1990-х — реставрационно-восстановительные работы.

В 1988 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. 31 марта 1990 года митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (Ридигер) совершил освящение нижнего храма в честь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Монастырь стал женским и с 1995 года ставропигиальным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *