Николо берлюковский монастырь

Николо берлюковский монастырь

Николо-Берлюковская пустынь

с. Авдотьино, Ногинский район

Настоятель игумен Евмений (Лагутин), 1967 Духовенство игумен Нифонт (Семыкин), 1960 иеромонах Тимофей (Дьяконов), 1984 Насельники монах Никанор (Козловцев), 1955 Монастырские храмы храм свт. Василия Великого
храм Святой Троицы
храм Всех святых
храм арханг.

Михаила

часовня прп. Марфы Каппадокийской (2007)
храм Всемилостивого Спаса
Адрес с. Авдотьино, Ногинский район,
Ногинский район, с. Авдотьино Официальный сайт berluki.ru

В 1898 г. в Николо-Берлюковской пустыни были следующие храмы: зимний соборный во имя Живоначальной Троицы, летний соборный во имя Христа Спасителя, во имя Василия Великого над Святыми вратами, во имя Всех святых, в честь Собора святого Иоанна Предтечи, кладбищенский в честь Казанской иконы Божией Матери, а также небольшая каменная колокольня и новая строящаяся колокольня (построена и освящена в 1900 году, высота 91 метр).

В числе монашествующих было немало подвижников, среди которых выделялся схимонах Макарий, подвизавшийся в пещерах (скончался в 1841 году). В обители также почитались архимандрит Венедикт (Протопопов), похороненный в соборном храме Христа Спасителя, и сменивший его афонский постриженник иеросхимонах (скончался в 1878 году в сане схиигумена) Парфений (Агеев). При отце Парфении (1856 — 1860 годы настоятельства) в монастыре подвизались афонские постриженика: Порфирий и Сосипатр, основатели пещерного скита во имя Собора Иоанна Предтечи. Монастырь посещали И. С. Шмелев, С. И. Танеев.

В пустыни имелись святыни: древний образ святителя Николая с житием и чудесами, Казанская икона Божией Матери, чтимая икона святого мученика Мины, и явленная в 1829 году чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», а также крест серебряный с частицами мощей святых и часть ризы Господней в панагии.

Монастырь был окончательно закрыт в 1930 году, когда 18 февраля 1930 года была арестована последняя братия во главе с игуменом Ксенофонтом (Косенковым). Позже в монастыре находились различные лечебные учреждения. В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. Сейчас ведется работа по возрождению монастыря.

Летом 2006 года обитель праздновала свое 400-летие. Возрождение монашеской жизни в пустыни было благословлено решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 года: «Благословить преобразование прихода Спасской церкви села Авдотьино Ногинского района Московской области в Николо-Берлюковский мужской монастырь. Настоятелем монастыря назначить иеромонаха Евмения (Лагутина) с возведением его в сан игумена».

Сообщить информацию о храме

Еще фотографии из храма

Распечатать

Николо-Берлюковский
монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска.
По словам духовного писателя XIX века Ивана Шевелкина, «во всей
губернии не найти такого приволья»1. Предание говорит, что название
Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника.
Позднее это место освятилось молитвами иноков…
Здесь в XVII веке
рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший,
скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное
время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную
часовню, куда поместил икону святителя. Вскоре на месте часовни была
сооружена небольшая каменная церковь — духовная власть спешила
восстановить утраченные в Смуту святыни.
После упразднения
патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову
монастырю, а затем — к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при
Никольском храме общину. В 1732 — 1734 годах ею управлял саровский
иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли
настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи
имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с
двумя престолами — Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная
колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три
часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.
Екатерина
II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году
обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской
пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в
имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил
возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского
монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года
сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря,
тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в
Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя
Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие
зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.
2
декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как
заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых
находилась в деревне Псарьки, а другая — в Москве, возле Каменного
моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год
обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году
передали еще одну — на Елоховской улице в Москве.
При настоятеле
Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма
выстроили новый, теплый, трехпрестольный — во имя Святой Живоначальной
Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и
настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой
поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка
посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат —
иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками
были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно
заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия
укреплялась и духовная мощь обители, — Берлюковская пустынь жила по
строгому общежительному уставу.
По распоряжению митрополита Платона
на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя
Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед
митрополита).
В 1829 году в обители обрели икону «Лобзание Христа
Спасителя Иудою», вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об
этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: «В
монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне,
что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей
предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей,
она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский
пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню,
хранит на себе полустертые лики. Промыли его — и обнаружили икону»2. По
свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили,
что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.
Важной вехой в
истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 —
1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского
монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого
старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную
традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители
освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия
Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный
храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в
память о победе в Отечественной войне 1812 года.
В 1853 году
митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя
Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина.
Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную
колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский
корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные
хозяйственные постройки.
В 1840 году Венедикт первым из настоятелей
Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал
архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность
свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший
Берлюковскую пустынь: «Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста
невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был
весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении
взыскателен и строг»3.
Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году,
оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем
стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор
популярного «Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св.
земле» и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году
Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий
Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II
специально для обращенных раскольников.
Парфения сменил лаврский инок
Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни
старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи.
Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником
известного валаамского подвижника Клеопы.

Он, как и его последователь и
сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного
Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни
паломников шли в обитель. Один из них писал: «Берлюковскую пустынь знает
вся Москва и усердно посещает ее <…>, обитель отличается
истинно патриархальным гостеприимством».
Росла и численность братии. В
1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году — 90. В 1870
году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного
Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена — Нил (Сафонов).
В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей,
ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание
Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.
В 1895 году по
проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской
колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне
Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году
вышло в свет третье издание «Исторического описания Николаевской
Берлюковской пустыни», составленного церковным историком, священником
Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем
Арсений (он же — автор популярной книги «Православные монастыри
Российской империи» и нескольких статей об иконах Берлюковского
монастыря).
После 1917 года Николо-Берлюковский монастырь превратился
в пристанище скорби — здесь разместилась психиатрическая лечебница.
Обитель во второй раз была закрыта.
В 1993 году власти отказались
вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же
году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят
даже при Советской власти… Но мы верим, что он рано или поздно засияет
над возрожденной обителью.

1. Шевелкин И. Поездка в Берлюковскую пустынь // Душеполезное чтение. 1864. ? 12. С. 260.
2. Московский журнал. 1993. ? 12. С. 12.
3. Записки архимандрита Пимена. М., 1873. С. 146.

Монастыри Богородского края
XIV-XX веков

Берлюковская пустынь

Согласно преданию, Берлюковская пустынь была основана около 1606 года иеросхимонахом Варлаамом, который пришел из разоренного поляками Успенского Стромынского монастыря и основал здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Сюда же пришли из разоренного также Успенского Предтеченского женского монастыря две старицы – Евдокия и Иулиания. До наших дней дошли местные топонимы, связанные с этими именами – ближайшая деревня Авдотьино и гора Ульянина.

Пустынь была расположена на живописном берегу реки Вори, в 18 верстах от уездного города Богородска /ныне Ногинск/ и в 40 верстах от Москвы по Стромынской дороге.

Историю Берлюковской пустыни можно условно разделить на 4-е периода:

1. 1606-1779 гг. В этот период пустынь находилась в полузаброшенном состоянии. В 1764 году в ней были: каменная церковь Живоначальной Троицы с приделом святителя Николая, деревянная колокольня, братские кельи, около 7 человек насельников. 30 апреля 1770 г. Берлюковская пустынь была упразднена. В 1771 году в Москве в приходе церкви Преображения Господня на Глинищах числился священник упраздненной Николаевской Берлюковской пустыни Прохор Михайлов. В следующем 1772 г. священник Прохор Михайлов был определен в Ивановский девичий монастырь в Москве.

Митрополит Платон Левшин. 1803 год

2. 1779-1829 гг. Возрождение Берлюковской пустыни связано с именем московского митрополита Платона /Левшина/ (1737-1812), получившего облегчение глазной болезни после молитвы в этой пустыни. Содействовал возрождению помещик ближайшего села Саввинского Владимир Иванович Лопухин (1703-1797). Строителем пустыни был назначен иеромонах Иоасаф (?-1794), достойно проявивший себя на этом поприще. По благословению митрополита Платона над могилой строителя Иоасафа был поставлен памятник, а на мраморной доске, вделанной в стену Троицкой церкви, начертаны следующие стихи, составленные самим митрополитом:

«Здесь погребен

Иоасаф Строитель,

Он первый обновил обитель;

Иль мало то сказать, что он возобновил,

А всю из мертвых воскресил.

Ограды не было, строенья никакова,

Он все то сделал снова;

Лишь церковь ветхая была,

И та репейником с крапивой заросла.

Но он устроил все и иноков собрал,

И их духовным с Богом браком сочетал.

И так хоть умер он, но память есть нетленна,

Душа ж в обители небесны преселена.

О! Сам его Ты душу упокой,

И нас благослови, чтоб был такой другой!»

Один из списков иконы «Лобзание Христа Иудою»

3. 1829-1920 гг. В 1829 г. при чудесных обстоятельствах в пустыни был обретен чудотворный образ «Лобзание Христа Иудой» * , от которого тогда и впоследствии было множество исцелений. Произошло это следующим образом. В селе Кудиново, недалеко от Берлюковской пустыни жила немолодых лет женщина – Татьяна Ивановна Кузнецова, которая более 20-ти лет страдала от глазной болезни и, наконец, совершенно ослепла. Однажды, после усердной молитвы, она уснула и увидела сон. Ей явился некий благолепный муж, который спросил ее: «Хочешь ли быть здоровой и прозреть?» «Всегда о том молю Господа» – отвечала больная. Неизвестный муж показал ей икону Христа Спасителя и сказал: «отслужи молебен перед этой иконой и Господь исцелит тебя». Проснувшись, она рассказала свой сон домашним, но найти такую икону не могли. В другом сонном видении женщине было дано указание искать икону в Берлюковской пустыни, но и там ее не нашли. Наконец в третьем сне было указано искать в монастырской хлебопекарне, где, наконец, был найден обветшавший древний образ. Когда слепую попросили описать икону, виденную ею во сне, оказалось, что это именно тот образ. С этого времени Берлюковская пустынь становится местом паломничества. В этот период возводится множество новых строений:

а) соборный каменный пятиглавый храм Христа Спасителя – освящен Московским митрополитом Филаретом (1782-1867) в 1848 г.;

б) надвратная церковь св. Василия Великого освящена в 1840 г.;

в) церковь во имя Всех Святых, каменная, одноглавая с шатровым куполом, построена на средства московского купца Набилкина, освящена митрополитом Филаретом в 1853 году;

г) двухэтажный каменный корпус с братскими кельями – 1830-1832 гг.;

д) двухэтажный каменный корпус с трапезной палатой – 1839 г.;

е) каменная ограда монастыря – 1840 г.;

ж) каменная двухъярусная колокольня, построена в 1851 г., в период с 1895 по 1900 год перестроена в четырехъярусную (104 метра) по проекту архитектора А.С.Каминского (1829-1897) на средства московского купца Федора Никитича Самойлова (1817-1895), уроженца села Ямкино Богородского уезда;

з) в 1909 г. на монастырском кладбище был освящен деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Кроме того, Берлюковская пустынь имела в Москве подворье и две часовни, а также три часовни в селениях Шалове, Мизинове и Псарьках Богородского уезда. Также имелись землевладения, рыбная ловля и мельница.

Святынями пустыни также являлись: древний чудотворный образ святителя Николая, местночтимые иконы Казанской Божией Матери и св. мученика Мины, крест серебряный вызолоченный с частицами мощей, часть ризы Господней, обделанная в виде панагии.

Число иноков в 1764 г. – 8 человек, в 1830 – 15 человек, в 1834 – 33, в 1858 – 50 человек, в 1864 – 56 человек, в 1884 – около 90 человек.

Остатки пещер схимонаха Макария

Среди подвизавшихся в пустыни особенно замечателен был старец схимонах Макарий. Он был крепостной человек купцов Куманиных, был женат, имел детей, а когда овдовел, был отпущен на волю и в 1828 г. поступил в Берлюковскую пустынь. В 1829 г. он был пострижен с именем Афанасий, а в 1841 г. принял схиму и был снова назван своим мирским именем – Макарий. В свободное время он уходил в рощу, где тайно от братии в горе копал пещеру, внутри которой вырыл колодец. Позже пещерные ходы были расширены и наверху выстроена каменная церковь, но из-за сырости и отдаленности от монастыря, она оставалась без службы. Старец Макарий скончался 1-го апреля 1847 г., до самой смерти своей, являясь примером кротости, смирения и нестяжательства. Память его чтилась в обители. На памятнике старцу были начертаны стихи:

Здесь старец смиренный

Вертеп ископал,

И в нем затворенный

Спасенья искал.

Создатель моленьям

Сердечным внимал,

И старца к селеньям

Небесным воззвал.

О, путник усталый,

На землю склонись

И здесь под дубравой

Примеру учись.

Путь скорбный и тесный

Кто в жизни пройдет,

В чертог тот небесный

Со славой войдет.

4. Вероятно, многие из монахов пустыни подверглись гонениям в советский период. Историю одного из них удалось записать со слов местных жителей. В феврале 1930 г. умер житель деревни Починки Иван Бородаков. Ближайший храм в селе Ямкино был закрыт и супруга покойного стала искать священника для совершения панихиды, но найти не могла. Кто-то посоветовал ей ехать в Берлюки, где возле бывшей пустыни живут вроде бы иеромонахи. Действительно, там она нашла двух иеромонахов – один помоложе, другой постарше. Она обратилась к ним с просьбой отпеть ее мужа. Старший согласился, а младший стал отговаривать: «Тебя же расстреляют!», но тот ответил: «На все воля Божия!» и поехал. Женщине удалось выпросить в сельсовете ключи от храма в Ямкино, где иеромонах Горгоний – так звали инока – совершил, видимо, свою последнюю службу. Вечером он отслужил всенощное бдение, а утром литургию и панихиду, проводил покойного до могилы. Но кто-то уже доложил властям и сразу после панихиды отца Горгония арестовали.

Насельник Берлюковской пустыни начала ХХ века.

В результате архивных поисков было установлено, что перед революцией среди насельников Берлюковской пустыни один из иеромонахов носил имя Горгоний. Он был 1876 года рождения, из крестьян, домашнего образования, в миру носил имя – Григорий. Пострижен в монашество он был 16 декабря 1907г. в Берлюковской пустыни, а 6 мая 1908г. рукоположен в иеродиакона. Отец Горгоний имел медаль и нагрудный знак в память 300-летия Дома Романовых. 31 мая 1915 г. иеродиакон Горгоний во время Божественной литургии в Спасском соборе Московского Спасо-Андроникова монастыря был рукоположен в иеромонаха. Его судьба после ареста в 1930 г. пока неизвестна.

Впоследствии в монастыре располагался дом инвалидов войны и труда, преобразованный затем в дом для больных туберкулезом. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, затем дом инвалидов. С 1961 г. – туберкулезная больница. А с 1972 г. по настоящее время на территории бывшего монастыря расположена Московская городская больница для больных туберкулезом с психическими заболеваниями.

В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя зарегистрирована православная община. В 2002 г. назначен настоятель – иеромонах Евмений (Лагутин). В настоящее время ведется работа по возвращению территории монастыря Русской Православной Церкви.

В июле 2004 г., в расположенной неподалеку от монастыря деревне Дядькино в земле нашли старинный колокол. Оказалось, что он принадлежал Николо-Берлюковской пустыни. Жители деревни передали находку настоятелю пустыни иеромонаху Евмению. Значит, пришло время этому колоколу звонить.

По благословению митрополита Ювеналия, 19 декабря 2004 г., на праздник святителя Николая, в нижнем храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия – первая с момента закрытия обители.

Колокольня Берлюковской пустыни. Фото автора.

Литература:

1. Исторический очерк Нико-лаевской Берлюковской пустыни. М., 1875; М., 1898.

2. И.Шевелкин. Поездка в Бер-люковскую пустынь.

Душеполезное чтение. М., 1864, ч.3.

3. Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877, с.221-224, 324-330 и др.

4. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890, т.1, с.28.

5. А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. М., 1852, с.246.

6. Московские церковные ведомости. 1898, № 27, с.366-67; 1900, № 23, с.286-287; 1901, № 30, с.348-351; 1902, № 6, с.83; 1909, № 26, с.443-449; 1909, № 31, с.528-530; 1911, № 36, с.741-742; 1912, № 39, с.887-888.

7. Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1914, вып.2, с.609, 622.

8. А.В.Ефремов. Николо-Берлю-ковская пустынь. Московский журнал. 2000, № 1, с.20-22.

9. А.Ерофеева. Николаевская Берлюковская пустынь. Журнал «Щел-ково». 2000, № 3, с.4-8.

10. А.Ю.Симонов. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях. Альманах «Богородский край». 2002, № 2, с.43.

11. ЦИАМ. Фонд 203, опись 763, дело 166, л.3-16 об.

12. А.Чинкова, Е. Мажан. Молебен под сводами. Газета «Волхонка» от 03.08.2004, г.Ногинск.

13. А.Скоробогатова. Он снова зазвонит. Газета «Волхонка» от 21.08.2004, г.Ногинск.

* В советский период икона пропала, один из списков в настоящее время находится в Покровском храме села Воскресенского Ногинского района.

Дата публикации:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *