Никодим святогорец невидимая брань

Никодим святогорец невидимая брань

Невидимая брань

перевод с греческого святителя Феофана Затворника

Издание четвертое
Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.
Москва. 1904 г.

От издателей

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Предисловие

  1. В чем состоит христианское совершенство?
  2. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя
  3. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем
  4. Как узнать, с ненадеянием ли на себя и надеждою на Бога действует кто?
  5. О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью
  6. Предел и пространство неверия себе и полного упования на Бога
  7. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением
  8. О том, почему неправо судим мы о вещах
  9. О хранении ума от бесполезного многоведения
  10. Обучение своей воли во всех делах искать одного благоугождения Богу
  11. Напоминания, могущие подвигать волю нашу на желание делами благоугождать Богу
  12. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою
  13. О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной
  14. Когда высшая разумная воля кажется побеждаемою волей низшею и врагами
  15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно
  16. Как воину Христову следует утром устрояться на брань
  17. В каком порядке следует нам поборать свои страсти
  18. Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей
  19. Как поборать плотские страсти?
  20. Как поборать нерадение?
  21. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами
  22. Как предметы бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших чувств
  23. Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам
  24. Общие уроки об употреблении чувств
  25. О том, как управлять языком
  26. Как исправлять воображение и память
  27. Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных
  28. Что делать, когда бываем уранены на брани
  29. Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной
  30. Как диавол утверждает грешников в рабстве греху
  31. Как враг удерживает в своих сетях сознающих свое бедственное положение и не приступающих к делу исправления
  32. О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь
  33. Как враг отклоняет от добрых дел и портит их
  34. Как враг сами добродетели обращает во вред делателям
  35. Указания, благопотребные в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели
  36. О порядке стяжания добродетелей
  37. Какие расположения требуются для успеха в стяжании добродетелей вообще
  38. В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно
  39. Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию
  40. Должно любить случаи к добродетелям, особенно затруднительные
  41. Как в разных случаях можно преуспевать в одной и той же добродетели
  42. Сколько времени надлежит упражняться в каждой добродетели
  43. О том, что не следует слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей, предаваясь всецело в волю Божию
  44. Предостережение от злых советов диавола в добром
  45. Как преодолеть склонность к строгому суждению о ближних
  46. О молитве
  47. Что такое умная, или внутренняя, молитва и каких видов она бывает
  48. Как научиться молиться сим образом
  49. О молитве, самим молящимся слагаемой
  50. О кратких молитовках, или кратких молитвенных к Богу воздыханиях
  51. О молитве Иисусовой
  52. Способствование к успеху в навыкновении молитве
  53. Дело молитвы в невидимой брани

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

  1. О Пресвятом Таинстве Евхаристии
  2. Как надлежит принимать Святое Таинство Евхаристии
  3. Как углублением в Таинство Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу
  4. О причащении духовном
  5. О благодарении Бога
  6. О преданности в волю Божию
  7. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца
  8. О хранении и испытании совести
  9. О приготовлении к брани с врагами в час смертный
  10. О четырех бывающих в час смерти искушениях вражеских. Первое искушение – против веры, и о способе преодоления его
  11. Второе искушение в час смерти – отчаянием
  12. Третье искушение в час смерти – тщеславием
  13. Четвертое искушение в час смерти – призраками
  14. О духовном мире сердца
  15. О способах к хранению мира внутреннего
  16. Мало-помалу установляется мир в сердце
  17. Для мира сердца надо убегать почестей
  18. Необходимо душе пребывать уединенною в себе, чтоб Бог осенил ее миром Своим
  19. О благоразумии в делах любви к ближним
  20. Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу
  21. Не ищи утех и наслаждений, а Единого Бога
  22. Не малодушествуй, когда отходит или пресекается внутренний мир
  23. Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюдись
  24. Не должно смущаться оскудением духовных чувств и другими внутренними искушениями.
  25. Искушения всякие во благо нам посылаются
  26. Врачевство против смущения какими-либо легкими погрешностями и слабостями
  27. Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный

Послесловие
Слова Святителей.

Купить книгу Невидимая брань прп.

Никодима Святогорца можно в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.

Интернет-магазины православной книги.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter**

<<< СОДЕРЖАНИЕ >>>

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава двадцать третья

Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам

Когда видишь вещи, красивые на вид и ценимые на земле, помысли, что все они ничтожны, как сор какой, сравнительно с красотами и богатствами небесными, которые, несомненно, получишь ты по смерти, если презришь весь мир.

Обращая взор свой на солнце, помысли, что душа твоя более, чем оно, светла и прекрасна, если состоит в благодати Творца своего; а если нет, то она мрачнее и мерзостнее самой преисподней тьмы.

Взирая очами своими на небо, устреми очи души твоей в самое высшее, пренебесное небо и прилепись к нему помыслом своим, так как оно уготовано в вечное блаженное жилище тебе, если здесь, на земле, проживешь беспорочно и свято.

Слыша трели птиц на древах в весеннее время и другие мелодичные пения, возвысь ум свой к сладчайшим песнопениям райским и помысли, как там непрестанно всюду раздается эхо от Аллилуия и других ангельских славословий, и моли Бога, да сподобит тебя вечно песнословить Его вместе с оными небесными духами, о коих пишется в Апокалипсисе: и по сих слышах глас велий народа много на небеси глаголющаго: аллилуия, спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему (Откр. 19, 1).

Когда почувствуешь, что увлекаешься чьею-либо красотою, приведи на мысль, что под сею привлекательностью кроется преисподний змий, готовый убить тебя или хоть поранить, и скажи ему: «А, проклятый змий! Это ты воровски стоишь здесь, ища проглотить меня! Напрасный труд, ибо Господь мне помощник». Потом, обратясь к Богу, скажи: «Благословен Ты, Боже мой, обнаруживший предо мною скрытного врага моего и не давший меня в ловитву зубом его (Пс. 123, 6)». А затем укройся, как в некое спасительное убежище, в раны Распявшегося за нас, посвящая себя им, с мыслью, сколько Господь наш претерпел в святейшей плоти Своей, чтоб тебя избавить от греха и вселить в тебя омерзение к плотским страстям.

Напомню тебе еще об одном как об орудии к отражению обольщений красоты плотской, а именно: когда подпадешь этому, спеши добре погрузить ум свой в помышление о том, что будет по смерти это, так увлекающее тебя существо? Смрадный гной, преисполненный червей.

Когда идешь куда, при каждом шаге и ступании ноги твоей помышляй, что таким же образом продвигается вперед и твое приближение ко гробу. Также, видя птиц, парящих в воздухе, или реки, быстро катящие воды свои, помышляй, что еще с большею скоростью жизнь твоя летит, спеша к концу своему.

Когда подымутся бурные ветры и на небе, покрытом мрачными тучами, начнут раздаваться всепотрясающие громы и воссиять ослепительные сверкания молнии, тогда вспомни о Страшном Дне судном и, преклонив колена, поклонись Господу Богу твоему и помолись Ему, да даст Он тебе время и благодать добре приготовиться к непостыдному предстоянию тогда пред лицом Его страшного величия.

Когда случатся тебе разные неприятности, не забывай и при них упражнять ум свой назидательными помышлениями о них и по поводу их, а главное, вот что делай: возносись к созерцанию всеправящей воли Божией и старайся восставить в себе убеждение, что это для блага твоего и твоего спасения всеблагая премудрость и праведная воля Божия благоволила положить, чтоб ты потерпел то, что терпишь в сие время, и в той мере, как терпишь. Посему в таких случаях, радуясь о любви, какую показывает тем тебе Бог, и о том, как Он дает тебе случай показать, как охотно и любовно покорствуешь ты воле Его во всем, что благоугодно Ему послать тебе, скажи от сердца: «Се исполняется на мне воля Божия, по коей от века по любви ко мне положил Он, чтобы я потерпел настоящую неприятность или скорбь, или потерю, или напраслину. Буди благословенно имя Благостнейшего Владыки моего».

Когда придет тебе на ум какой добрый помысл, обратись к Богу и, осознав, что он Им послан, благодари Его.

Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что под каждым словом сокровенно присущ Бог, и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст.

Если в то время, как солнце царствует на небе, увидишь, что подходит тьма и помрачает свет его, как бывает при затмениях, воспечалься и помолись Богу, чтоб Он не попустил тебе впасть во тьму кромешную.

Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если ты удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь Неба и внидешь в него в преславном торжестве.

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такою готовою на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство и помощь нам.

Иконы святых да представят уму твоему, сколько имеешь ты ходатаев к Богу, всегда о тебе молящихся, и сколько споборников тебе в непрестающей брани твоей, которые, сами мужественно боровшись всю жизнь с врагами и препобедив их, и тебе открыли и указали бранное поприще, которое бодренно прошедши с помощью их, будешь и ты вместе с ними украшен венцами победными в вечной славе небесной.

Когда увидишь церковь, тогда между другими спасительными помышлениями припоминай и то, что душа твоя также есть храм Божий, как написано: вы есте церкви Бога Жива (2 Кор. 6, 16), и что потому ты должен блюсти ее чистою и непорочною.

Всякий раз, как слышишь благовест, приводи на память архангельское приветствие: Богородице Дево, радуйся, и следующие восставляй в себе мысли и чувства: благодари Бога за ниспослание с неба на землю этой благой вести, ставшей началом устроения нашего спасения; войди в сорадование Приснодеве о том преестественном величии, до коего возвысилась Она глубочайшим Своим смирением; вместе с Нею, блаженнейшею Матерью, и Архангелом Гавриилом поклонись Божественному Плоду, Который тотчас же зачался тогда в Пресвятом чреве Ее. Ты хорошо сделаешь, если почаще будешь повторять Ее песнь в продолжение дня, сопровождая то изложенными пред сим чувствами; три же раза повторять, утром, вечером и в полдень, поставь себе за неотложный закон.

И коротко скажу тебе: будь всегда бодрствен и внимателен в отношении к чувствам своим и никак не допускай, чтобы то, что ты восприимешь чрез них, возбуждало и питало страсти твои; напротив, так сим пользуйся, чтоб это ни на волос не уклоняло тебя от твоего решения всегда и во всем являть себя благоугодным Богу или стоящим в воле Его. А этому, кроме предложенного пред сим возведения мыслей от чувственного к духовному, наиболее может способствовать еще в первых главах высказанное правильце – ничем сразу не увлекаться и ни от чего сразу не отвращаться, но рассуждением твердым и строгим определять, как должно в данном случае отнестись к впечатлениям чувств, чтоб это было сообразно с волею Божией, известною нам из заповедей Его.

Скажу тебе еще к сведению, что изложенные мною приемы, как употребление чувств обращать к пользам духовным, изложены мной не для того, чтоб ты непрестанно в этом упражнялся. Нет, непрестанно ты должен, собрав весь свой ум в сердце, пребывать там с Господом, имея Его и как руководителя, и как помощника к препобеждению врагов и страстей, то простым противлением им внутренним, то делами добродетели, противоположными им. Сказанное же мною сказано для того, чтоб ты знал то и пользовался тем, когда нужно. Впрочем, духовным некиим покровом покрыть все чувственное, окружающее нас, бесспорно, весьма благотворно для целей нашей брани.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *